Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Спортивной медицины и физической реабилитации
рабочая программа дисциплины (модуля)
Частные методики адаптивной физической культуры
z49.03.02_20_ФР.plx
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль: "Физическая реабилитация"
Проректор по учебно-воспитательной работе
дмн, Профессор, И. А. Галюков;Ст.препод., Е. А. Соболева
Распределение часов дисциплины по курсам
Контактные часы на аттестацию
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели освоения дисциплины «Частные методики адаптивной физической культуры» формирование профессиональных компетенций, а также освоение студентами теоретико-методических знаний и практических умений для профессионально-педагогической деятельности во всех видах адаптивной физической культуры с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, инвалидами с нарушением зрения, множественными нарушениями, слуха, речи, интеллекта, поражением опорно-двигательного аппарата – детский церебральный паралич, поражение функций спинного мозга, ампутация и недоразвитие конечностей и с лицами пожилого возраста; умение формировать ценности адаптивной физической культуры, здорового образа жизни у лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их способности вести самостоятельную жизнь, самосовершенствоваться и самоактуализироваться
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении следующих дисциплин: «Анатомия человека», «Физиология человека», «Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата». Набор входящих знаний и умений, состоящий в знании анатомии человека и физиологии, обеспечивает требуемый теоретический фундамент для изучения дисциплины «Частные методики адаптивной физической культуры»
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Полученные в процессе обучения студентом знания необходимы для освоения таких дисциплин как «Специальная педагогика», «Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов», «Основы восстановительной медицины»
Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов
Основы восстановительной медицины
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОПК-2: Способен обучать лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальным знаниям и способам их рационального применения при воздействии на телесность в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры
- основные понятия, используемые в адаптивной физической культуре;
- предмет, цель, роль и место адаптивной физической культуры в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- использовать и подбирать средства и методы адаптивной физической культуры для данной категории занимающихся
- профессиональной терминологией.
ОПК-3: Способен обосновывать выбор наиболее эффективных методов обучения лиц с отклонениями в состоянии здоровья с использованием специальных знаний и способов их рационального применения в специальных медицинских группах в организациях общего и среднего профессионального образования
-психофизические особенности развития лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья;
-показания и противопоказания к применению тех или иных средств, методов и методических приемов при регулировании психофизической нагрузки;
-технические средства обучения, используемые в адаптивной физической культуре.
- использовать современные педагогические технологии по развитию когнитивной и двигательной сфер занимающихся;
- использовать современные методики комплексного оценивания состояния здоровья занимающихся.
- применения теоретических знаний и практических умений при использовании современных средств и методов когнитивного и двигательного развития занимающихся с отклонениями в состоянии здоровья;
- использования технических средств обучения для осуществления когнитивного и двигательного развития;
- применения средств, методов, приемов, технических средств и тренажеров.
ОПК-6: Способен формировать осознанное отношение к занятиям адаптивной физической культурой, здоровому образу жизни у лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их способности вести самостоятельную жизнь, самосовершенствоваться и самоактуализироваться
- социальную роль, структуру и функции физической культуры и спорта;
- место и роль нашей страны в развитии физической культуры и спорта;
- цели, задачи, основные компоненты педагогического процесса в сфере физической культуры;
- социальную значимость профессии в сфере физической культуры, национальные интересы, ценность труда и служения на благо Отечества;
- составляющие здорового образа жизни и факторы их определяющие.
-использовать накопленные в области физической культуры и спорта ценности для стремления к здоровому образу жизни, навыки соблюдения личной гигиены, профилактики и контроля состояния своего организма, потребности в регулярных физкультурнооздоровительных занятиях;
-определять общие и конкретные цели и задачи в сфере физического воспитания, спортивной подготовки и двигательной рекреации как составной части гармоничного развития личности, укрепления ее здоровья.
- обобщения информации о достижениях в сфере физической культуры и спорта;
- применения методик оценки физического развития детей и подростков;
- использования простейших функциональных тестов для оценки состояния здоровья и работоспособности занимающихся.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
- основные понятия, используемые в адаптивной физической культуре;
- предмет, цель, роль и место адаптивной физической культуры в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья
-психофизические особенности развития лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья;
-показания и противопоказания к применению тех или иных средств, методов и методических приемов при регулировании психофизической нагрузки;
-технические средства обучения, используемые в адаптивной физической культуре.
- социальную роль, структуру и функции физической культуры и спорта;
- место и роль нашей страны в развитии физической культуры и спорта;
- цели, задачи, основные компоненты педагогического процесса в сфере физической культуры;
- социальную значимость профессии в сфере физической культуры, национальные интересы, ценность труда и служения на благо Отечества;
- составляющие здорового образа жизни и факторы их определяющие.
- использовать и подбирать средства и методы адаптивной физической культуры для данной категории занимающихся
- использовать современные педагогические технологии по развитию когнитивной и двигательной сфер занимающихся;
- использовать современные методики комплексного оценивания состояния здоровья занимающихся.
-использовать накопленные в области физической культуры и спорта ценности для стремления к здоровому образу жизни, навыки соблюдения личной гигиены, профилактики и контроля состояния своего организма, потребности в регулярных физкультурнооздоровительных занятиях;
-определять общие и конкретные цели и задачи в сфере физического воспитания, спортивной подготовки и двигательной рекреации как составной части гармоничного развития личности, укрепления ее здоровья.
- профессиональной терминологией.
- применения теоретических знаний и практических умений при использовании современных средств и методов когнитивного и двигательного развития занимающихся с отклонениями в состоянии здоровья;
- использования технических средств обучения для осуществления когнитивного и двигательного развития;
- применения средств, методов, приемов, технических средств и тренажеров.
- обобщения информации о достижениях в сфере физической культуры и спорта;
- применения методик оценки физического развития детей и подростков;
- использования простейших функциональных тестов для оценки состояния здоровья и работоспособности занимающихся.