2021-2022_49_03_01 19 СТвИВС (16)_plx_Педагогическое взаимодействие в процессе спортивной подготовки_Спортивная тренировка в избранном виде спорта
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Педагогики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Педагогическое взаимодействие в процессе спортивной подготовки
______________ 2021 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 19 СТвИВС (16).plx

Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
зачеты 6
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
41,75
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
15 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
16
16
16
16
Контактные часы на аттестацию
0,25
0,25
0,25
0,25
В том числе инт.
6
6
6
6
Итого ауд.
30
30
30
30
Кoнтактная рабoта
30,25
30,25
30,25
30,25
Сам. работа
41,75
41,75
41,75
41,75
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (16).plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кпн, доцент, Е. Е. Попова _________________
 
_________________
Рецензент(ы):
 
Педагогическое взаимодействие в процессе спортивной подготовки
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 02.07.2021 протокол № 13.
 
Протокол от __ __________ 2021 г.  №  __  

Срок действия программы:  уч.г.

Зав. кафедрой А.А.Найн

Педагогики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (16).plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой А.А.Найн

Педагогики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2025 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой А.А.Найн

Педагогики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой А.А.Найн

Педагогики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2023 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой А.А.Найн

Педагогики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (16).plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цель дисциплины – изучение представлений о сущности психолого-педагогического взаимодействия участников процесса спортивной подготовки и использование знаний общей подготовки при осуществлении профессиональной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.04
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Педагогика физической культуры
2.1.2
Психология физической культуры и спорта
2.1.3
Педагогика и психология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Менеджмент физической культуры и спорта
2.2.2
Технологии обучения в сфере физической культуры и спорта
2.2.3
Теория и методика детско-юношеского спорта 
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
Знать:
 
Уровень 1
функции и средства общения
 
Уровень 2
методики воспитательной работы
 
Уровень 3
психологические особенности общения с различными категориями групп людей
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
планировать, организовывать и координировать работу в коллективе
 
Уровень 2
применять технологии развития лидерских качеств и умений
 
Уровень 3
применять психологические приемы взаимодействия
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
навыком решения образовательных и спортивных задач в составе команды
 
Уровень 2
навыком решения образовательных и спортивных задач в составе команды
 
Уровень 3
навыком решения образовательных и спортивных задач в составе команды
 
 
 
ПК-3: Способен проводить тренировочные занятия и осуществлять подбор средств и методов для различных видов подготовки (ОФП, СФП, техническая, тактическая, психологическая, теоретическая и т.д.) занимающихся в соответствии с Программой спортивной подготовки по виду спорта
 
Знать:
 
Уровень 1
средства и методы развития физических качеств для различных видов подготовки
 
Уровень 2
средства и методы развития физических качеств для различных видов подготовки
 
Уровень 3
средства и методы развития физических качеств для различных видов подготовки
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
подбирать средства и методы для разных видов подготовки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся
 
Уровень 2
подбирать средства и методы для разных видов подготовки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся
 
Уровень 3
подбирать средства и методы для разных видов подготовки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
определение индивидуальных возможностей занимающегося в ИВС
 
Уровень 2
определение индивидуальных возможностей занимающегося в ИВС
 
Уровень 3
определение индивидуальных возможностей занимающегося в ИВС
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
- способы организации командной работы для решения задач развития образовательных организаций;
 
стр. 5
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (16).plx
 
3.1.2
- способы профессионального взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
-  организовывать  командную работу в образовательных организациях;
3.2.2
- взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
-  способами организации командной работы для решения задач развития организаций,осуществляющих образовательную деятельность и реализации экспериментальной работы;
3.3.2
- способами взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководства коллективом, толерантно воспринимая социальные,
3.3.3
этноконфессиональные и культурные различия
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Теоретические основы педагогического взаимодействия

 
1.1
Сущность и характеристика педагогического взаимодействия /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-3
6
0
 
1.2
Сущность и характеристика педагогического взаимодействия /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-3
6
0
 
1.3
Сущность и характеристика педагогического взаимодействия /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

6
УК-3
6
0
 
1.4
Формы и стратегии педагогического взаимодействия /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

2
УК-3 ПК-3
6
0
 
1.5
Формы и стратегии педагогического взаимодействия /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

4
УК-3 ПК-3
6
2
 
1.6
Формы и стратегии педагогического взаимодействия /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

7,75
УК-3 ПК-3
6
0
 
 
Раздел 2. Психолого-педагогические основы

взаимодействия в процессе спортивной подготовки

 
2.1
Конфликт и взаимодействие в педагогической деятельности /Лек/
Л1.2Л2.2

4
УК-3 ПК-3
6
0
 
2.2
Конфликт и взаимодействие в педагогической деятельности /Пр/
Л1.2Л2.2

4
УК-3 ПК-3
6
2
 
2.3
Конфликт и взаимодействие в педагогической деятельности /Ср/
Л1.2Л2.2

8
УК-3 ПК-3
6
0
 
2.4
Семья как специфическая педагогическая система и социальный институт  /Лек/
Л1.2Л2.1

2
УК-3
6
0
 
2.5
Семья как специфическая педагогическая система и социальный институт  /Пр/
Л1.2Л2.1

2
УК-3
6
2
 
2.6
Семья как специфическая педагогическая система и социальный институт  /Ср/
Л1.2Л2.1

6
УК-3
6
0
 
2.7
Взаимодействие семьи, школы и социума /Лек/
Л1.3Л2.2

2
УК-3 ПК-3
6
0
 
2.8
Взаимодействие семьи, школы и социума /Пр/
Л1.3Л2.2

2
УК-3 ПК-3
6
0
 
2.9
Взаимодействие семьи, школы и социума /Ср/
Л1.3Л2.2

8
УК-3 ПК-3
6
0
 
2.10
Педагогическое взаимодействие в образовательных системах  /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.2

2
УК-3 ПК-3
6
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (16).plx
 
2.11
Педагогическое взаимодействие в образовательных системах  /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.2

2
УК-3 ПК-3
6
0
 
2.12
Педагогическое взаимодействие в образовательных системах  /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.2

6
УК-3 ПК-3
6
0
 
2.13
/КАтЗ/

0,25
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету

1. Сущность и характеристика психолого-педагогического взаимодействия.

2. Педагогическое общение: сущность, направленность, стили.

3. Модели педагогического общения.

4. Характеристики гуманистического взаимодействия: уважение, неприкосновенность личности, признание как данности.

5. Роль как социальная функция личности.

6. Очертание роли: определение и краткая характеристика.

7. Сущность и разновидности ролевых конфликтов.

8. Диалог: сущность и технология построения диалогического общения.

9. Особенности организации дискуссии.

10. Игра как эффективная форма организации социально-педагогического взаимодействия.

11. Форма социального взаимодействия и ее характеристика: монолог.

12. Сотрудничество: сущность и типы взаимодействия.

13. Управление как форма социально-педагогического взаимодействия.

14. Типы взаимодействия и их характеристика: доминирование, соперничество, кооперация, конкуренция, конфронтация.

15. Конфликты детей и подростков: сущность, причины, пути преодоления.

16. Классификация уровней общения по А.Б. Добрович (конвенциональный, примитивный, контакт масок, игровой, духовный.

17. Взаимное влияние участников делового общения.

18. Характеристика межличностного общения.

19. Формальное и неформальное взаимодействие

20. Интерактивное взаимодействие.

21. Сохранность нежного отношения к ребенку как принципиальная позиция педагога.

22. Способы корректирования поведения ребенка и их характеристика: пример, аппеляция к человеческому достоинству, ссылка на собственную вину.

23. Способы корректирования поведения ребенка и их характеристика: аналогия, договор, «художественный образ поведения».

24. Функции игровой деятельности в человеческой практике: коммуникативная, саморегуляции, игротерапевтическая функция, диагностическая, социализации.

25. Концептуальные основы игровых технологий.

26. Технология развивающих игр Б.П. Никитина.

 
стр. 7
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (16).plx
 

27. Сущностная характеристика и отличительная особенность педагогической игры.

28. Игровые технологии в младшем школьном возрасте.

29. Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.

30.Различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры в учебно-воспитательном процессе.

31.Различные модификации деловых игр: деловой театр, психо- и социодрама в учебно-воспитательном процессе.

32.Задачи группы социально-психологического тренинга с детьми.

33.Общепринятые принципы, влияющие на результативность социально-психологического тренинга.

34.Основные задачи группового тренера в работе с подростками.

 
5.2. Темы письменных работ
Темы рефератов

1. Структура педагогического взаимодействия.

2. Особенности педагогического общения.

3. Функции педагогического общения в трудах отечественных и зарубежных ученых.

4. Модели педагогического общения.

5. Уровни педагогического общения.

6. Особенности коммуникативной стороны общения в педагогическом процессе.

7. Коммуникативная культура учителя.

8. Невербальная компетентность учителя.

9. Основные механизмы познания педагогом личности учащегося.

10. Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе.

11. Социально-перцептивные стереотипы и особенности их проявления в учебном процессе.

12. Коммуникативные барьеры педагогического общения.

13. Личностные барьеры педагогического общения.

14. Личностно-профессиональные качества учителя, определяющие эффективность педагогического общения.

15. Стили педагогического общения.

16. Влияние стиля педагогического общения на психическое развитие учащихся.

17. Дидактогения как психолого-педагогическая проблема.

18. Коммуникативные способности учителя.

19. Умения межличностной коммуникации.

20. Умения восприятия и понимания друг друга.

21. Умения межличностного взаимодействия.

22. Активное и пассивное слушание в педагогической деятельности.

23. Педагогические конфликты и их эффективное разрешение.

24. Психологические стратегии педагогического воздействия.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
Тест, написание реферата
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Карпушин, Б.А. 
Педагогика физической культуры : основная
Советский спорт, 2013
 
Л1.2
Крысько В.Г.
Психология и педагогика: учебник для бакалавров
М.: Юрайт, 2015
 
Л1.3
Подласый И.П.
Педагогика в 2 т.: учебник
М.: Юрайт, 2015
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кравцова Е.Е.
Педагогика и психология: учебное пособие
М.: ФОРУМ, 2014
 
Л2.2
Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е.
Психология и педагогика: учеб. пособие
М.: Юрайт, 2014
 
6.1.3. Методические разработки
 
стр. 8
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (16).plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Драговоз Л.А.
Педагогика физической культуры: учеб. пособие
Челябинск: Уральская Академия, 2015
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Пакет программ Office
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
1. Электронный каталог РГБ [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rsl.ru/ru/s97/s339
6.3.2.2
2 Электронный каталог УралГУФК [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://elibrary.uralgufk.ac.ru/
6.3.2.3
3 Научный портал Теория.Ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.teoriya.ru
6.3.2.4
4 Электронные книги по спортивной тематике [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.teoriya.ru/studentu/booksport/index.php
6.3.2.5
5 Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://lib.sportedu.ru/
6.3.2.6
6 Российская спортивная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.libsport.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1. Персональный компьютер – 1 шт.
7.2
2 Видеопроектор – 1 шт.
7.3
3 Проекционный экран – 1 шт.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В преподавании дисциплины  «Педагогическое взаимодействие в процессе спортивной подготовки» используются современные образовательные технологии: педагогическое рассуждение;  занятие с заданными ролевыми позициями; занятие-практикум; технологии задачного подхода; анализ ситуаций и решение задач из художественной литературы  и к/фильмов, фрагментов видеозаписей уроков, личного опыта студентов; кейс метод как смоделированная рабочая ситуация, вызывающая дискуссию, требующая анализа и предложений по эффективному решению проблемы.

В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Семинарские занятия ориентированы на современные образовательные технологии. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 20% от аудиторных занятий.

Выполнение всех видов текущего контроля является основанием для допуска к зачету.

По дисциплине проводится промежуточная аттестация  и сдача экзамена в конце семестра. Рейтинговая оценка выставляется студенту в соответствии с Положением «О балльно-рейтинговой системе оценки учебной деятельности студентов Уральского государственного университета физической культуры».