2021-2022_49_03_01 19 СТвИВС (17)_plx_Социология физической культуры_Спортивная тренировка в избранном виде спорта
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Социально-гуманитарных наук
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Социология физической культуры
______________ 2021 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 19 СТвИВС (17).plx

Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
75,75
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
18 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Контактные часы на аттестацию
0,25
0,25
0,25
0,25
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32,25
32,25
32,25
32,25
Сам. работа
75,75
75,75
75,75
75,75
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (17).plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.п.н., Зав. Каф., Л. А. Липская;к.и.н., Доцент, А. В. Шумской _________________
 
к.п.н., Руководитель ООП, Р. Х. Аминов _________________
Рецензент(ы):
 
Социология физической культуры
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 02.07.2021 протокол № 13.
 
Протокол от __ __________ 2021 г.  №  __  

Срок действия программы: 2019-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (17).plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2025 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2023 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (17).plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Целью освоения дисциплины «Социология физической культуры» является формирование у студентов системы научных знаний и умений, составляющих основу социологии физической культуры как науки и учебной дисциплины, дающих представление о социальной роли физической культуры в современном мире, межкультурном взаимодействии и обмене в сфере физической культуры и спорта; социально-этических аспектах массового спорта и спорта высших достижений;  воспитание культуры ненасилия и толерантного отношения к представителям других социальных, этнических и конфессиональных групп
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Философия
2.1.2
Политология-социология
2.1.3
История (история России, всеобщая история)
2.1.4
История физической культуры и спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Знать:
 
Уровень 1
основные этапы развития социологии ФК, ее социокультурные функции и понятийно-категориальный аппарат; социальные и этические нормы, регулирующие отношения человека и общества в сфере ФКС; называет основные социальные институты, обеспечивающие воспроизводство социальных отношений в сфере физической культуры; имеет общие представления о социальных, этнических, конфессиональных и культурных различиях
 
Уровень 2
основные этические требования, предъявляемые обществом к личности специалиста сферы ФКС; имеет целостные представления о социальных, этнических, конфессиональных и культурных различиях; особенности развития  социальных процессов в сфере ФКС в контексте  социокультурных традиций различных социальных групп, этносов и конфессий; механизмы социализации личности в спорте, особенности взаимодействия личности и общества; основных социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство социальных отношений в сфере ФКС; основные методы анализа социологических явлений в сфере ФКС
 
Уровень 3
современное состояние, социальные и этические проблемы в сфере ФКС; методы и средства исследования проблем межкультурного взаимодействия в сфере ФКС; основные механизмы социализации личности в спорте; причины, обеспечивающие эффективность основных социальных институтов, воспроизводство социальных отношений в сфере ФКС; способы и формы социального взаимодействия людей, этические принципы, ценности и нормы, социальные, этнические, конфессиональные и межкультурные различия
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
применять категориальный аппарат социологии ФК в социальном и профессиональном общении с учетом социокультурного и этического контекста; участвовать в дискуссии в ситуациях профессионального и межкультурного общения; понимает особенности межличностных отношений в группах различного социального состава, возраста и пола, занимающихся спортом и физической культурой
 
Уровень 2
понимать групповую динамику и особенности межличностных отношений в группах различного социального состава, возраста и пола, занимающихся спортом и физической культурой; применять основные методы социологического анализа; анализировать закономерности и проблемы развития сферы ФКС; уважительно относится к социокультурным традициям различных социальных групп, этносов и конфессий, участвовуя в дискуссии в ситуациях профессионального и межкультурного общения
 
Уровень 3
анализировать и прогнозировать сложные ситуации в сфере ФКС и предлагать пути их урегулирования; выстраивает социальное взаимодействие и добивается успеха в процессе межкультурной коммуникации, учитывая групповую динамику и особенности межличностных отношений в группах различного социального состава, возраста и пола, занимающихся спортом и физической культурой; аргументированно доказывает социальную значимость профессии в сфере физической культуры; анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые проблемы; использовать знания социологии физической культуры при работе в коллективе, участвовать в дискуссиях в ситуациях профессионального, межконфессионального и межкультурного общения
 
 
Владеть:
 
стр. 5
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (17).plx
 
Уровень 1
способами и навыками установления контактов и поддержания межкультурного взаимодействия в условиях поликультурной среды с учетом социокультурных традиций; навыками этических норм проведения социологических исследований деятельности организаций физической культуры и спорта
 
Уровень 2
социологического анализа данных о результатах деятельности организаций физической культуры и спорта, оценки эффективности их деятельности; анализа социальной и личной значимости избранного вида спорта и физкультурно-спортивной деятельности; межкультурного взаимодействия и этики поведения в спорте 
 
Уровень 3
применения в профессиональной деятельности навыков социологического анализа данных о результатах деятельности организаций физической культуры и спорта, оценки эффективности их деятельности, прогнозирования условий и направления ее развития в социально-культурном контексте; аргументированного доказательства социальной и личной значимости избранного вида спорта и физкультурно-спортивной деятельности; объясняет и дает оценку механизма возникновения и разрешения социальных проблем в сфере ФКС; установления толерантной коммуникации с представителями других социальных, этнических, конфессиональных групп и культур; выстраивать и вести толерантный диалог в соответствии с принципами гуманизма и взаимоуважения, демонстрировать высокую культуру общения 
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
УК-5.1. Знает механизм межкультурного взаимодействия в обществе на современном этапе; основные этапы социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
УК-5.2. Умеет учитывать при социальном и профессиональном общении историческое наследие, социокультурные традиции различных социальных групп, этносов и конфессий, включая мировые религии, философские и этические учения в целях успешного выполнения профессиональных задач
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
УК-5.3. Имеет опыт владения методами анализа и оценки философских и исторических фактов, явлений культуры; общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 1 Социология физической культуры как наука

 
1.1
1.1 Место социологии ФК в системе наук и её значение /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
4
0
Социология физической культуры как научная и учебная дисциплина. Предмет социологии физической культуры. Базовые понятия учебного курса «Социология физической культуры». Содержание и структура, цель и задачи, функции социологии физической культуры. Сходство и основные отличия социологии физической культуры от других специальных наук. Становление и развитие социологии физической культуры. Место социологии физической культуры в структуре социологии. Социальная роль физической культуры и спорта в современном мире. Теоретическое и практическое значение социологии физической культуры. Проблемы ее использования в спортивной деятельности. Социальные функции социологии физической культуры. Основные направления, проблематика и уровни социологического анализа физической культуры и спорта. Развитие социологии физической культуры в нашей стране.
 
1.2
1.1 Место социологии ФК в системе наук и её значение /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
4
0
1. Раскройте особенности социологии физической культуры как научной и учебной дисциплины. Сформулируйте её основную цель и задачи. Покажите, что она даёт студенту?

2. Обоснуйте статус социологии физической культуры в структуре социологического знания. Найдите сходство и отличие от других социальных наук.

3. Раскройте теоретическое и практическое значение социологического познания физической культуры и спорта. В чём особенности социологического анализа спорта?

4. Назовите и дайте характеристику основных функций социологии и социологии физической культуры; найдите сходства и отличия.

5. Проведите сравнительный анализ социологии и социологии физической культуры: укажите, что их объединяет и разделяет в концепции социологии

6. Задачи социологии физической культуры можно свести к двум социально значимым проблемам: проблеме достижения массовости физкультурно-спортивного движения и разрешению социальных проблем спорта, спортивной деятельности. Поясните, о каких конкретно проблемах идет речь.

 
1.3
1.1 Место социологии ФК в системе наук и её значение /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

9
УК-5
4
0
Подготовка к практическому занятию. Конспект «Место социологии ФК в системе наук»

Доклад «Исторические аспекты развития социологии спорта»

 
1.4
1.2 Физическая культура и спорт в системе современного общества /Лек/
Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
4
0
Физическая культура и спорт как социальный институт. Место и роль физической культуры и спорта в социальных институтах общества. Социальные функции физической культуры и спорта. Роль физической культуры и спорта в обществе и жизни человека.

Социальная природа физической культуры и спорта. Спорт как составная часть физической культуры и самостоятельный социальный феномен. Изменение векторов взаимоотношений спорта и физической культуры, пути интеграции. Влияние социальной системы и социальных условий на развитие физической культуры. Развитие массовой физической культуры в современных условиях. Влияние экономики и политики на развитие физической культуры и спорта.

 
1.5
1.2 Физическая культура и спорт в системе современного общества /Пр/
Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
4
0
1. Сформулируйте современные социологические проблемы физической культуры, покажите возможные пути их решения.

2. Раскройте особенности физической культуры как особого социального института.

3. Покажите, как развивается массовая физическая культура в современных условиях.

4. Раскройте влияние экономики на развитие физической культуры и спорта.

5. Раскройте влияние политической сферы на физическую культуру и спорт.

6. Раскройте и дайте характеристику основных социальных функций физической культуры, покажите, как они реализуются в современном обществе.

7. В социологии физической культуры показана тесная взаимосвязь феноменов «физическая культура» и «спорт», их проникновение друг в друга. В то же время, принимается во внимание четкое различие их по ценностному содержанию, социальным функциям и социальной значимости. Раскройте это различие. 

 
стр. 6
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (17).plx
 
1.6
1.2 Физическая культура и спорт в системе современного общества /Ср/
Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
УК-5
4
0
Подготовка к практическому занятию. Используя различные источники (печатная пресса, интернет, ТВ) проанализируйте состояние физической культуры и спорта в Челябинске на текущий момент. Выводы в форме доклада, презентации.
 
 
Раздел 2. 2 Социологические проблемы физической культуры и спорта

 
2.1
2.1 Физическая культура и спорт как средство межкультурной коммуникации  /Лек/
Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
4
0
Мир явлений культуры (соц. анализ). Понятие «физическая культура», характеризующее один из объектов СФК Место ФК в системе явлений культуры и ее взаимоотношение с другими элементами культуры. Физическая культура  и спорт как средствопособ межкультурной коммуникации. Структура ФК, ее конкретно-исторический. характер. Основные показатели и компоненты ФК личности, соц. группы и общества. Здоровый образ жизни и ФК личности. Место здоровья и других параметров физич. состояния в системе основных ценностей современного человека. Соц. анализ отношения населения к занятиям ФК. Уровень подготовленности специалистов в области ФКиС
 
2.2
2.1 Физическая культура и спорт как средство межкультурной коммуникации  /Пр/
Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
4
0
1. Физическая культура является частью культуры общества, ей присущи общекультурные социальные функции: воспитательная, образовательная, нормативная, преобразовательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная и др. Дайте характеристику указанным функциям.

2. Основными показателями физической культуры как свойства личности являются: забота человека о своем физическом состоянии; умение эффективно применять средства физического воспитания и др.  Дополните приведенные показатели.

3. Одним из важных доказательств существенных различий физической и спортивной культур является осмысление их ценностного потенциала.

Ценности физической культуры проявляются: в знаниях и опыте, накопленных человечеством для физического совершенствования; в мобилизационных ценностях; в значимости для человека накопленных знаний, теории и методики использования физических упражнений и для укрепления здоровья от ценностей спорта.

Покажите, что общего и в чём отличие данных ценностей от ценностей спорта. Раскройте специфику ценностей спорта, как фактора социальной интеграции и укрепления международных связей.

4. Раскройте роль физкультурного образования в освоении ценностей физической культуры. Укажите инновационные направления физкультурного образования по освоению ценностей физической культуры и спорта. Понятие особенности физической культуры студентов.

5. Разрыв между спортом и физической культурой в технологическом плане очевиден. Раскройте пути интеграции физической культуры и спорта, внедрение спортивных технологий в физическое воспитание. Назовите передовые методики, наработанные в области спорта и внедряемые в практику физического воспитания.

6. В спорте наиболее предпочтительными ценностями сегодня выступают: прагматизм, успешность, сила, способность решать сверхсложные задачи. Объясните, почему так происходит. Какие ценности в современных условиях, на Ваш взгляд, утрачивают свое значение? Можно ли говорить о дегуманизации спорта?

7. Здоровый образ жизни – это прежде всего культурный образ жизни, цивилизованный, гуманистический, характеризующийся высказыванием: «Здоровый дух – в здоровом теле». Согласны ли Вы с данным высказыванием? Обоснуйте свой ответ.

8. Укажите формы, в которых проявляется физкультурно-спортивная активность населения. Проанализируйте пути и средства повышения физкультурно-спортивной активности населения (социологический анализ). Укажите причины безразличного отношения взрослого населения к занятиям спортом. Покажите, как изменилась физкультурно-спортивная активность населения за последнее время.

9. Современная критика спорта утверждает, что большой спорт губителен для человека, заставляет работать на износ, приносить себя в жертву рекордам. Выскажите свое отношение к данному утверждению. Приведите данные конкретных социологических исследований.

 
2.3
2.1 Физическая культура и спорт как средство межкультурной коммуникации  /Ср/
Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
УК-5
4
0
Подготовка к практическому занятию. Используйте различные источники статистической информации (печатная пресса, интернет, ТВ). «Сочинская олимпиада и паралимпиада» – сообщения, презентации
 
2.4
2.2  Спортивная этика и социализация личности спортсмена /Лек/
Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
4
0
Этические требования к личности специалиста сферы ФКиС. Социализации личности: основные понятия, сущность и содержание. Роль ФКиС в социализации личности. Соц. факторы, детерминирующие процесс формирования личности спортсмена. Механизмы социализации в спорте. Проблема гуманизации физ. воспитания в современных условиях. Негативные явления в процессе социализации спортсменов. Сравнительная характеристика физкультурно-спортивной активности  (ФСА) населения нашей страны и других стран.  Пути и средства повышения ФСА населения (соц. анализ). Социальные факторы, детерминирующие процесс формирования личности спортсмена. Гендерный анализ спорта.  Спортивная карьера. Дисфункциональные явления в спортивной карьере
 
2.5
2.2  Спортивная этика и социализация личности спортсмена /Пр/
Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
4
0
1. Раскройте причины, по которым в современной культуре спорт становится наиболее востребованным средством социализации личности. Спортивное соперничество делает спорт эффективным средством социализации личности. Покажите, что происходит со спортсменом в результате соревновательной деятельности.

2. Первичная социализация спортсмена – это сфера межличностных отношений (например, спортсмен – тренер), вторичная социализация – сфера социальных отношений (например, спортсмен – федерация по виду спорта). Раскройте функции, которые выполняют агенты первичной и вторичной социализации, покажите их отличия.

3. Спорт сегодня показывает себя наиболее эффективным средством ресоциализации личности с ограниченными возможностями. Проанализируйте, как осуществляется у нас в стране привлечение детей с ограниченными возможностями к занятиям спортом. Покажите, какие проблемы испытывают участники Паралимпийских игр. Приведите примеры.

4. В социологии физической культуры этапы социализации спортсмена, как правило, связывают с процессом формирования его спортивной карьеры. Раскройте особенности каждого этапа и покажите их отличие.

5. Назовите социальные факторы, детерминирующие процесс формирования личности спортсмена. Объясните, как они влияют на спортивную карьеру. Раскройте этапы спортивной карьеры и покажите особенности дисфункциональных явлений.

6. Сформулируйте основные противоречия, обуславливающие кризисы спортивной карьеры. Покажите, как происходит социальная адаптация спортсменов после завершения спортивной карьеры, укажите возникающие проблемы и трудности этого периода.

7. Покажите, в чём проявляется личная социальная ответственность спортсменов, достигших высокого профессионального мастерства, выступающих на мировых спортивных аренах, а также спортсменов-политиков и депутатов Государственной думы. Выскажите своё отношение к спортсменам, выступающим за заграничные клубы и команды. Согласуется ли их поведение с социальной ответственностью?

8. В настоящее время очень активно развивается феминизация спорта. Раскройте причины острых социальных и психологических проблем, связанных с феноменом феминизации спорта, предложите возможные пути их решения.

 
2.6
2.2  Спортивная этика и социализация личности спортсмена /Ср/
Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
УК-5
4
0
Подготовка к практическому занятию. Реферат «Социализация личности спортсмена»
 
2.7
2.3 Социально-этические  аспекты массового спорта и спорта высших достижений /Лек/
Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
4
0
Массовый спорт и СВД в структуре соц. отношений, их соц. значение и функции. Социальные и этические нормы, регулирующие отношения человека и общества в сфере физической культуры и спорта.  Современное состояние массового спорта и СВД в контексте проблемы межкультурного взаимодействия.  Проблемы современного спорта: антигуманные проявления, агрессия и насилие. Проблема допинга в спорте. Влияние профессионализации и коммерциализации спорта на социальное содержание и значение олимпийского движения. Социально-этический портрет современного спортсмена-олимпийц
 
2.8
2.3 Социально-этические  аспекты массового спорта и спорта высших достижений /Пр/
Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
4
0
1. Массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах. На конкретных примерах покажите, в каких формах и как развивается массовый спорт в нашем вузе. Расскажите о достижениях студентов-спортсменов.

2. Раскройте современное состояние и тенденции развития массового спорта в России. Укажите проблемы массового спорта и покажите возможные пути их решения.

3. Сформулируйте отличительные характеристики спорта высших достижений и современного олимпийского движения. Назовите семь основополагающих принципов Олимпизма, перечисленных в Олимпийской хартии. На основе анализа конкретных примеров покажите, какие из них в большей степени соблюдаются, а какие нарушаются. Сформулируйте современные проблемы спорта высших достижений.

4. Главный замысел Пьера де Кубертена, связанный с возрождением Олимпийских игр, состоял в том, чтобы использовать спорт «для обновления человечества через воспитание». Согласны ли Вы с мнением Кубертена, что спортивная игра? Покажите, как сегодня реализуются принципы Кубертена.  Всегда ли в большом спорте мы наблюдаем честную игру?

5. В олимпийском спорте стали нарастать антигуманистические тенденции – жёсткая конкуренция, враждебность, недружелюбие, допинг – махинации, которые в корне противоречат идеалам олимпизма. Выскажите своё мнение к этим явлениям. Укажите возможные пути решения социальных проблем, определяющих ситуацию в развитии спорта высших достижений.

6. Проанализируйте имеющиеся данные об использовании допинга в большом спорте и выскажите своё мнение по поводу этого явления. Приведите пример двойных стандартов ВАДА в отношении западных и российских спортсменов. Можно ли говорить о равных возможностях в большом спорте?

 
2.9
2.3 Социально-этические  аспекты массового спорта и спорта высших достижений /Ср/
Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-5
4
0
Подготовка к выступлению на практическом занятии. Используйте различные источники (печатная пресса, интернет, ТВ).

Ознакомьтесь с содержанием Олимпийской хартии.

Составьте таблицу «Социологические аспекты массового спорта и спорта высших достижений»

 
2.10
2.4 Международное олимпийское движение: проблемы  межкультурных отношений и терроризма /Лек/
Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
4
0
Олимпийское движение как фактор развития межгосударственных, межкультурных отношений и средство международного  культурного обмена. Международное спортивное и олимпийское движение на современном этапе. Характеристика олимпизма, его идеалов и ценностей, целей и задач современного олимпийского движения.  Идеалы Кубертена в современном олимпийском движении (соц. анализ). Гуманистические идеалы олимпизма и реальность. Социально-политические проблемы современного международного олимпийского движения (международный терроризм и олимпийское движение).
 
2.11
2.4 Международное олимпийское движение: проблемы  межкультурных отношений и терроризма /Пр/
Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
4
2
Существует известный олимпийский лозунг «Спорт – вне политики!». Проанализируйте материалы о проведении Олимпийских игр за последние десятилетия. Считаете ли Вы, что запрет на участие наших спортсменов в последних Олимпиадах свидетельствует о том, что спорт все больше зависит от международной политики?

Дискуссия: Международное олимпийское движение и терроризм.

 
стр. 7
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (17).plx
 
2.12
2.4 Международное олимпийское движение: проблемы  межкультурных отношений и терроризма /Ср/
Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-5
4
0
Подготовка к участию в дискуссии. Используйте различные источники (печатная пресса, интернет, ТВ).
 
 
Раздел 3. 3 Методология и методы социологических исследований в сфере физической культуры и спорта

 
3.1
3.1 Этос  науки о физической культуре и спорте. Конкретное социологическое исследование в сфере ФКиС /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
4
0
Этические ценности науки о ФКиС. Конкретное социологическое исследование (КСИ) – методологическая основа  социологии ФКиС. Основные задачи, этапы и элементы КСИ, его разновидности. Место и значение КСИ в СФК. Значение КСИ для повышения эффективности профессиональной деятельности специалистов в области ФКиС. Разработка программы соц. исследования в сфере ФКиС, ее разделы. Социально-этический контекст КСИ. Содержание методологического раздела программы: формулировка проблемы, определение цели и задач, обоснование объекта и предмета исследования, интерпретация основных понятий, выдвижение и формулировка гипотез исследования. Методико-процедурный раздел программы. Сущность выборки. Генеральная и выборочная совокупности. Репрезентативность выборки. Этические нормативы как условие надежности и достоверности эмпирических исследований в сфере ФКиС
 
3.2
3.1 Этос  науки о физической культуре и спорте. Конкретное социологическое исследование в сфере ФКиС /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
4
2
1. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое. Поясните, в чём они состоят и чем отличаются. Раскройте особенности основных этапов социологического исследования.

2. Опишите, что представляет собой проблема, объект, предмет, цели, задачи и гипотеза исследования.

3. Многочисленные конкретные социологические исследования позволяют анализировать потребностно-мотивационное состояние общества в сфере физической культуры и спорта, оценивать реальное отношение людей, их интересы, ценностные ориентации, уровень ценностного отношения к физической культуре и спорту (приведите конкретные примеры таких исследований).

4. Раскройте суть проектирования выборочной совокупности социологического исследования. Покажите, какие типы выборки существуют.

5. Опишите, что представляет собой проблема, объект, предмет, цели, задачи и гипотеза исследования.

6. Многочисленные конкретные социологические исследования позволяют анализировать потребностно-мотивационное состояние общества в сфере физической культуры и спорта, оценивать реальное отношение людей, их интересы, ценностные ориентации, уровень ценностного отношения к физической культуре и спорту (приведите конкретные примеры таких исследований).

7. Раскройте суть проектирования выборочной совокупности социологического исследования. Покажите, какие типы выборки существуют.

8. Разработка программы конкретного социологического исследования в сфере физической культуры и спорта

 
3.3
3.1 Этос  науки о физической культуре и спорте. Конкретное социологическое исследование в сфере ФКиС /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
УК-5
4
0
Подготовка к работе на практическом занятии: определите тему социологического исследования и составьте программу.

Заполните таблицу «Задачи подготовки программы социологических исследований», определив, какие задачи относятся к методологическому, а какие к методическому разделам программы.

 
3.4
3.2 Методология и методы исследования  проблем  межкультурного взаимодействия в сфере ФКиС /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
4
0
Понятия «метод», «методология», «методика», «техника». Методология познания ФкиС. Общая, специальная и частная методология  Организации и методики системного исследования, структура моделей и основные этапы их разработки. Особенности моделирования педагогических процессов в области ФКиС. Основные принципы методологии ФкиС. Классификация  основных методов КСИ. Анализ документов.  Наблюдение, его разновидности. Опрос и его разновидности: анкетирование, интервью. Соц.эксперимент и его разновидности. Понятие анкеты. Проведение опроса по проблеме межкультурной толерантности  в сфере ФКиС
 
3.5
3.2 Методология и методы исследования  проблем  межкультурного взаимодействия в сфере ФКиС /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
4
0
1. В социологии принято выделять количественные и качественные методы. Раскройте их особенности. Приведите примеры применения количественных и качественных методов. Покажите, при использовании каких методов исследователь получает преимущественно ответы на вопросы «кто?», «как?», «сколько?», а при каких – на вопросы «что?» и «почему?».

2. Заполните таблицу «Методы социологического исследования»: укажите метод, дайте его характеристику, назовите достоинства и недостатки.

3. Назовите достоинства и недостатки метода наблюдения. Поясните, каким образом можно повысить объективность педагогического наблюдения, например, занятий физической культурой и спортом?

4. Охарактеризуйте методы опроса. Приведите разные классификации опросов. Поясните, что представляют собой вопросы в опросных методах исследования. Покажите отличительные особенности и приведите примеры закрытых и открытых вопросов; вопросов-фильтров, шкальных, многовариантных (меню) вопросов. Укажите, каким должен быть вопрос и чего нужно избегать при формулировке вопросов.

5. Раскройте сущность социологического научного эксперимента, его отличие от наблюдения. Назовите этапы социологического научного эксперимента. Покажите отличие контрольной и экспериментальной групп.

6. Дайте характеристику основных разделов анкеты. 

 
3.6
3.2 Методология и методы исследования  проблем  межкультурного взаимодействия в сфере ФКиС /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12,75
УК-5
4
0
Подготовка к выступлению на практическом занятии: составьте анкету на интересующую Вас тему в области физической культуры и спорта и проведите социологическое исследование. Проанализируйте полученные данные и подготовьте письменный отчёт по итогам выполнения исследования. Подготовка к зачёту
 
3.7
/Зачёт/

0
УК-5
4
0
 
3.8
/КАтЗ/

0,25
УК-5
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерный перечень вопросов для промежуточной аттестации

1 Социология спорта как наука. Ее объект, предмет и функции.

2 Становление и развитие социологии спорта.

3 Социология спорта в структуре социологического знания.

4 Социологическая интерпретация понятия «спорт».

5 Физические упражнения и состязания в примитивных обществах.

6 Спорт в аграрных обществах. Причины возникновения и упадка.

7 Факторы развития института спорта в индустриальном обществе.

8 Тенденции развития спорта в постиндустриальной цивилизации.

9 Спорт в системе общекультурных ценностей.

10 Социокультурный смысл спортивного соревнования.

11 Культурно-нормативное содержание современного спорта.

12 Характеристика спорта как социального института.

13 Спорт для всех как социальное явление.

14 Социальные и экономические функции фитнесса.

 
стр. 8
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (17).plx
 
15 Социально-демографические характеристики субъектов массового спорта.

16 Большой спорт, его подсистемы и функции.

17 Проблема соотношения массового и большого спорта.

18 Спорт и глобализация. Международный спорт как глобальный социальный феномен.

19 Олимпийские игры античности и современности. Сходства и различия.

20 Спорт и национальный менталитет. Основные различия европейской и американской моделей спорта.

21 Спорт в современной России. Проблемы и перспективы развития.

22 Спорт и государство. Причины и формы вовлечения государства в функционирование института спорта.

23 Спорт как элемент экономической системы.

24 Универсальные и специфические функции спорта и его подсистем.

25 Дисфункциональные проявления в международном спорте.

26 Роль спорта в социализации личности.

27 Спортивная карьера. Кризисы спортивной карьеры.

28 Агрессия и насилие в спорте. Социологический анализ проблемы.

29 Допинг в спорте как социальная проблема.

30 Спорт и идеи гуманизма. Проблема гуманизации спорта и возможные способы ее решения.

31 Социальные барьеры физкультурной активности. Ориентация личности на оздоровление средствами спорта.

32 Методы социологии. Понятие эмпирического социологического исследования.

33 Этапы и виды социологического исследования.

34 Программа социологического исследования. Разделы программы.

35 Опрос как метод социологического исследования. Структура анкеты и виды вопросов.

 
5.2. Темы письменных работ
Данный вид работ программой не предусмотрен
 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
Тестовые задания; практические задания; разработка программы социологического исследования; теоретические вопросы
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Иванов Д. В.
Социология: учебник
М.: Проспект, 2017
 
Л1.2
Кухарчук, Д.В.
Социология: учеб. пособие
М.: Юрайт, 2016
 
Л1.3
Лубышева Л. И.
Социология физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. образования
М.: Издательский центр "Академия", 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кошкарев Л.Т., Филина И.А.
Социология физической культуры: учеб. пособие
Великие Луки: Великолукская ГАФК, 2010
 
Л2.2
Кравченко А.И.
Методология и методы социологических исследований: учебник для бакалавров
М.: Юрайт, 2014
 
Л2.3
Передельский А.А.
Физическая культура и спорт в отражении философских и социологических наук. Социология спорта: учебник
М.: Спорт, 2016
 
Л2.4
Передельский А.А.
Двуликий Янус. Спорт как социальный феномен: сущность и онтологические основания: монография
М.: Спорт, 2016
 
Л2.5
Столяров В. И., Передельский А. А., Башаева М. М.
Современные проблемы наук о физической культуре и спорте. Философия спорта: учебник
М.: Советский спорт, 2015
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Липская Л. А. 
Социология физической культуры: практикум: учебно-практическое пособие
Челябинск: УралГУФК, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Архив журнала «Теория и практика физической культуры». [Электронный ресурс]. – URL: http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/
 
Э2
Архив журнала «Физическая культура: образование, воспитание, тренировка» . [Электронный ресурс]. – URL: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/
 
Э3
Информационное спортивное агентство. [Электронный ресурс]. – URL: http://sportcom.ru
 
Э4
Тексты лекций по курсу "Социология физической культуры и спорта". [Электронный ресурс]. – URL: http://ebooks.grsu.by/gorodilin/index.htm
 
стр. 9
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (17).plx
 
Э5
Электронная библиотека по социологии и смежным дисциплинам. [Электронный ресурс]. – URL: http://socioline.ru/library/
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Windows Server 2008 R2 – MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
6.3.1.2
MS Windows 7 – OEM – программное обеспечение поставляемое с оборудованием
6.3.1.3
MS Windows 8 MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
6.3.1.4
Антивирус Касперского – Free – свободно распространяемое
6.3.1.5
Mageia 5 – GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
6.3.1.6
Xubuntu 20.04 – GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
6.3.1.7
Графический редактор Gimp – GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
6.3.1.8
Okular – GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
6.3.1.9
MS Office 2007 – MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
6.3.1.10
MS Office 2010 – MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
6.3.1.11
MS Office 2013 – MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
6.3.1.12
Abbyy FineReader – Corporate Edition – корпоративная лицензия
6.3.1.13
LibreOffice.org GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
6.3.1.14
Архиватор 7-zip – GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
6.3.1.15
Система проверки заимствований «Антиплагиат» – MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний. – Режим доступа : https://www.ebsco.com/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Занятия проводятся в аудиториях:
7.2
1-41: Компьютер – 1; Монитор – 1; Проектор – 1; Экран – 1; Парта: 40 шт; Доска классная трёхстворчатая: 1 шт; Жалюзи: 4 шт; Стол 2х тумбовый: 1 шт; Стул: 3 шт.
7.3
1-315: Компьютер – 1; Монитор – 1; Проектор – 1; Экран – 1; Доска классная 3-х створч: 1 шт; Стеллаж: 1 шт; Тумба мобильная650*500*750 ячейки, боковые полки: 1 шт; Стол письменный: 1 шт; Стул ученический: 24 шт; Стул п/мягкий: 3 шт; Мебель школьная: 15 шт; Жалюзи рулонные: 3 шт; Жалюзи минирулонные: 6 шт.
7.4
2-210: Шкаф закрытый: 1 шт; Стол 2 местный: 4 шт; Стол 3 местный: 5 шт; Полка стеклянная навесная: 7 шт; Стул: 24 шт; Жалюзи: 2 шт.; Компьютер: 1 шт; Монитор: 1 шт; Экран: 1 шт; Проектор: 1 шт.
7.5
1-23: Компьютер – 1; Монитор – 1; Проектор – 1; Экран – 1; Кондиционер: 1 шт; Стенка: 1 шт; Стол ученический: 15 шт; Стул ученический: 30 шт; Доска классная трёхстворчатая: 1 шт; Жалюзи: 2 шт; Жалюзи минирулонные: 4 шт; Шкаф офисный: 3 шт; Стол письменный угловой с тумбой: 1 шт; Стул: 1 шт; Трибуна настольная: 1 шт.
7.6
2-114: Тумба угловая: 1 шт; Жалюзи: 4 шт; Стул: 36 шт; Доска: 1 шт; Стол письмен. компьютерный: 1 шт; Стол ученический: 28 шт; Стол: 9 шт; Стул ученический:36 шт; К-т парта 2 стула: 1 шт; Проектор Beng Projector МР575 с экраном: 1 шт; Компьютер Celeron: 1 шт; Монитор: 1 шт; Экран: 1 шт; Проектор: 1 шт.
7.7
1-302: Компьютер - 1; Монитор - 1; Проектор - 1; Экран - 1; Доска ученическая - 1 шт; Стол офисный - 4 шт; Стол письменный - 1 шт; Шкаф для приборов (со стеклом) - 2 шт; Жалюзи кассетные Альфа бежевый - 2 шт; Жалюзи кассетные Альфа бежевый - 2 шт; Жалюзи минирулонные Альфа бежевый - 2 шт; Парта 2-местная - 11 шт; Трибуна настольная - 1 шт; Стул п/мягкий - 37 шт.
7.8
1-303: Компьютер –1; Монитор – 1; Проектор – 1; Экран – 1; Доска ученическая: 1 шт; Парта со скамьей 2-х местная на металлокаркасе: 10 шт; Стол ученический 2-х мест: 1 шт; Стол читательский 2-местный: 2 шт; Стул п/мягкий: 13 шт.
7.9
1-329: Компьютер – 1; Монитор – 1; Проектор – 1; Экран – 1; Доска классная: 1 шт; Стол письменный: 1 шт; Стол ученический: 14 шт; Стул: 28 шт; Шкаф с замком: 1 шт; Жалюзи: 2 шт; Трибуна настольная: 1 шт.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В ходе реализации программы оценивается уровень развития у обучающихся, системного критического мышления,  методологической культуры.

 
стр. 10
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (17).plx
 
Формами подведения итогов реализации программы являются:

– включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебных занятий, беседа, интервью, дискуссия;

– проверка выполнения тестовых заданий;

– выполнение установленных для каждого индивидуально практических и  проблемных заданий;

– разработка программы социологического исследования.

Способы организации обучающихся на занятии – фронтальный, поточный, индивидуальный. На занятиях используются все методы обучения, в том числе объяснительно-иллюстративные, поисковые, проблемные,  исследовательские, которые в частности реализуются при составлении анкеты и разработке программы социологического исследования.

Формы и виды текущего контроля и самостоятельной работы по дисциплине:

Устные доклады и сообщения ‒ это традиционная для практических занятий форма работы становится более эффективной, если практикуется организация содокладов, дополнений, оппонирования тех или иных высказанных идей и/или положений.

Проведение дискуссий по различным актуальным проблемам социально-гуманитарных, в том числе спортивных  наук.  Студенты не только делают устные доклады, но и задают группе вопросы, что благоприятствует возникновению оживлённого обмена мнениями.

Диспут. Участие каждого слушателя предполагает тщательную предварительную подготовку всей группы по заранее определённой дискуссионной проблеме. Для повышения активизации внимания магистрантов рекомендуется подготовка докладов (сообщений) с изложением различных точек зрения по обозначенной проблеме. Диспут предполагает подготовку хорошо продуманных и чётко сформулированных дополнительных вопросов, акцентирующих внимание на основных и противоречивых моментах рассматриваемой темы.

Исследовательский метод организации обучения на основе поисковой, самостоятельной познавательной деятельности в процессе решения предлагаемых познавательных и практических задач.

Тестирование, используемое в процессе контроля знаний на практических занятиях, позволяющие проверить текущие знания обучающихся по пройденным темам и итоговое тестирование по всему курсу. Контрольные тесты нацелены на активизацию познавательной деятельности в процессе изучения отдельных тем и при закреплении знаний. Их цель состоит также в развитии умения студентов выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные связи, признаки и причины различных явлений и процессов.

Практические задания предполагают выполнение задач на применение теоретических знаний, а также проверку сформированности умений, навыков и опыта деятельности.

Разработка программы социологического исследования. Программа должна включать: 1) Тема работы; 2) Проблема в виде противоречия (одно предложение); 3) Цель исследования; 4) Объект исследования; 5) Задачи исследования; 6) Гипотеза исследования

Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме зачета, который включает итоговое тестирование или ответ на теоретический вопрос.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Для подготовки к практическим занятиям рекомендуется использовать книги из основного и дополнительного списка литературы. При этом:

– следует тщательно проработать соответствующую тему по основной и дополнительной литературе, рекомендованной в плане практического занятия, а также поработать с учебно-методическими материалами по дисциплине;

– не следует ограничиваться одним информационным источником, необходимо знакомиться с оригинальными текстами, хотя бы во фрагментах; необходимо обращаться к словарям и энциклопедиям, находить определения основных понятий темы;

– следует провести самостоятельный поиск материала, включая ресурсы Интернета (не только рекомендованные сайты), периодику;

– следует не только выявить для себя различные аспекты предложенной проблемы, но разнообразные подходы и множественные варианты и способы её решения;

– при подготовке по теме практического занятия докладов и сообщений можно использовать как классическую форму, так и презентации