Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Теории и методики танцевальных видов спорта
рабочая программа дисциплины (модуля)
Современный танец в спортивной подготовке
Проректор по учебно-воспитательной работе
49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактные часы на аттестацию
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
к.п.н., зав. кафедрой , Е. С. Борисенкова _________________
к.п.н., руководитель ООП, Р. Х. Аминов _________________
Современный танец в спортивной подготовке
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 02.07.2021 протокол № 13.
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Срок действия программы: 2019-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Е. С. Борисенкова
Теории и методики танцевальных видов спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Е. С. Борисенкова
Теории и методики танцевальных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Е. С. Борисенкова
Теории и методики танцевальных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Е. С. Борисенкова
Теории и методики танцевальных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Е. С. Борисенкова
Теории и методики танцевальных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ознакомление с основными направлениями развития современного танца; овладение базовым понятийным и терминологическим аппаратом, характеризующим область современного танца; освоение разнообразных стилей исполнения современного танца; поддержание спортивной формы за счет использования современной хореографии; ознакомление с методами развития профессионального мышления в танцевальном искусстве и спорте; формирование навыков использования современного танца в подготовке спортсменов с целью развития и совершенствования их спортивного мастерства, а также воспитания личностных качеств.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Основы хореографии в спорте
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Профессионально-спортивное совершенствование
Инновационные подходы в построении спортивной тренировки (по этапам)
Технологии спортивной тренировки в ИВС
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-3: Способен проводить тренировочные занятия и осуществлять подбор средств и методов для различных видов подготовки (ОФП, СФП, техническая, тактическая, психологическая, теоретическая и т.д.) занимающихся в соответствии с Программой спортивной подготовки по виду спорта
Перечисляет некоторые способы проведения тренировочных занятий и осуществления подбора средств и методов различных сторон подготовки занимающися на основе Программы спортивной подготовки по виду спорта
Описывает основные способы проведения тренировочных занятий и осуществления подбора средств и методов различных сторон подготовки занимающися на основе Программы спортивной подготовки по виду спорта
Анализирует различные способы проведения тренировочных занятий и осуществления подбора средств и методов различных сторон подготовки занимающися на основе Программы спортивной подготовки по виду спорта
Воспроизводит некоторые способы проведения тренировочных занятий и осуществления подбора средств и методов различных сторон подготовки занимающися на основе Программы спортивной подготовки по виду спорта
Демонстрирует и интерпретирует основные способы проведения тренировочных занятий и осуществления подбора средств и методов различных сторон подготовки занимающися на основе Программы спортивной подготовки по виду спорта
Отбирает и реализует оптимальные способы проведения тренировочных занятий и осуществления подбора средств и методов различных сторон подготовки занимающися на основе Программы спортивной подготовки по виду спорта
Использует частично некоторые способы проведения тренировочных занятий и осуществления подбора средств и методов различных сторон подготовки занимающися на основе Программы спортивной подготовки по виду спорта
Использует основные способы проведения тренировочных занятий и осуществления подбора средств и методов различных сторон подготовки занимающися на основе Программы спортивной подготовки по виду спорта
Использует в полной мере различные способы проведения тренировочных занятий и осуществления подбора средств и методов различных сторон подготовки занимающися на основе Программы спортивной подготовки по виду спорта
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
ПК-3.1: федеральные стандарты и программу спортивной подготовки по виду спорта; теорию и методику спортивной тренировки в избранном виде спорта; правила по виду спорта и особенности построения соревновательной деятельности.
ПК-3.2: подбирать и применять средства и методы для разных видов подготовки (ОФП, СФП, техническая, тактическая, психологическая, теоретическая и т. д.) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся в соответствии с Программой спортивной подготовки по виду спорта.
ПК-3.3: подбором средств, методов и проведения тренировочных занятий по разносторонней подготовке занимающихся в избранном виде спорта в соответствии с Программой спортивной подготовки.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Современный танец и его место в хореографии
Современный танец и его место в хореографии /Лек/
просмотр интернет ресурса
Современный танец и его место в хореографии /Ср/
просмотр интернет ресурса
Раздел 2. Современный танец в системе подготовки спортсменов
Современный танец в системе подготовки спортсменов /Лек/
Современный танец в системе подготовки спортсменов /Пр/
Современный танец в системе подготовки спортсменов /Ср/
изучение литературы, составление упражнений (комбинаций)
Раздел 3. Основы методики изучения базовых элементов современных танцев
Основы методики изучения базовых элементов современных танцев /Пр/
Основы методики изучения базовых элементов современных танцев /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
Э1
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
1 Характеристика основных этапов развития современного танца.
2 Проблемы и перспективы развития современного танца в новой России.
3 Характеристика основных стилей современного танца.
4 Особенности техники современного танца: «изоляция».
5 Особенности техники современного танца: «релаксация».
6 Особенности техники современного танца: «коллапс».
7 Особенности техники современного танца: «индивидуальная импровизация».
8 Особенности техники современного танца: «мультипликация».
9 Особенности техники современного танца: «координация».
10 Особенности техники современного танца: «контракция».
11 Особенности техники современного танца: «релиз».
12 Особенности техники современного танца: «контактная импровизация».
13 Особенности техники современного танца: «партнеринг».
14 Особенности техники современного танца: «уровни».
15 Методы и приемы преподавания базовых элементов современного танца.
16 Характеристика баттла в современном танце как формы состязаний.
17 Характеристика танцевального направления хип-хоп.
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
18 Характеристика танцевального направления contemrorary.
19 Характеристика танцевального направления модерн.
20 Характеристика танцевального направления джаз-танец.
21 Характеристика танцевального направления «брейкданс».
22 Характеристика танцевального направления «локинг».
23 Характеристика структуры урока по современному танцу. Функциональные задачи каждого раздела.
24 Основные позиции рук в современного танце.
25 Основные позиции ног в современного танце.
26 Основная терминология в современного танце.
27 Характеристика деятельности основоположников современного модерна Айседоры Дункан, Рут Сен-Дени, Марты Грэхем и других.
28 Характеристика деятельности первых русских модернистов М. М. Фокина, В. Нижинского, С. Лифаря и других.
29 Характеристика деятельности выдающихся исполнителей и постановщиков современной хореографии конца XX – начала XXI столетия: Пины Бауш, Иржи Килиана, Начо Дуато, Мэтью Боурна, Анжелена Прельжокажа и других.
30 Требования к музыкальному оформлению уроков по современному танцу.
5.2. Темы письменных работ
5.3. Фонд оценочных средств
Тесты, составление комбинаций и комплексов, вопросы к зачету
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Мастерство хореографа в современном танце: учеб. пособие
6.1.2. Дополнительная литература
История хореографии всех веков и народов
СПб.: Лань: Планета музыки, 2009
Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм: учеб. пособие
СПб: Планета музыки: Лань, 2010
Васина Е.В., Савченко Е.Л.
Комплексная образовательная программа "Хореография в общеобразовательной школе"
Челябинск: Уральская академия, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Екатеринбурский театр современного танца
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Антивирус Касперского – Free – свободно распространяемое
Mageia 5 – GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
Xubuntu 20.04 – GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
Графический редактор Gimp – GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
Okular – GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
MS Office 2007 – MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
MS Office 2010 – MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
MS Office 2013 – MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
Abbyy FineReader – Corporate Edition – корпоративная лицензия
LibreOffice.org GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
Архиватор 7-zip – GPL – Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение
Система проверки заимствований «Антиплагиат» – MSDN AA – подписка для вузов на программное обеспечение по специальной льготной цене
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиоткека "Киберленинка" - https://cyberleninka.ru
Научная электронная библиоткека "E-library" - https://elibrary.ru
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
Танцевальный портал России – http://www.dance.ru
Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) https://rucont.ru/
Электронный каталог библиотеки УралГУФК - http://www.elibrari.uralgufk.ac.ru
Электронный каталог Центральной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту - http://lib.sportedu.ru/Catalog.idc
Научный портал - http://www.teoriya.ru/ru/journals
КонсультантПлюс - http://www.consultant.ru
РУСАДА - https://rusada.ru
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для проведения лекционных занятий предусмотрены: компьютер – 1; монитор – 1; проектор – 1; экран – 1; доска аудиторная: 1 шт.; парта 3-х местная: 18 шт.; стул п/мягкий: 7 шт.; стул деревянный: 1 шт.; стул ученический: 3 шт.; жалюзи вертикальные: 1 шт.; стол офисный (серый): 4 шт.; стол письменный: 1 шт.; стол-приставка: 3 шт.
Для практических занятий определен танцевальный зал с оборудованием: стол компьютерный - 1 шт.; доска школьная настенная - 1 шт.; шар гимнастический - 1 шт.; компьютер персональный - 1 шт.; проектор - 1 шт.; пульт от проектора - 1 шт.; экран настенный - 1 шт.; микрофон на стойке - 1 шт.; комбоусилитель - 1 шт.; удлинитель электрический - 1 шт.; стол письменный - 2 шт.; вешалка гардеробная - 2 шт.; колонки звуковые - 2 шт.; стул - 3 шт.; зеркало настенное - 7 шт.; коврик гимнастический - 7 шт.; скамейка - 9 шт.
Аудитория для самостоятельной работы № 302а (ул. Труда 168, строение 3): шкаф закрытый - 1; шкаф-стенд (газетница) - 1; компьтер (сист. блок) - 6; монитор - 6; стол компьтерный одноместный - 6; стул - 28; скамья - 2; стол письменный двухместный - 9; стол для совещаний четырехместный - 1.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Реализация программы дисциплины «Современный танец в спортивной подготовке» в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» предполагает использование следующих образовательных технологий: традиционные лекционные занятия, ориентированные на просмотр видеоматериалов по курсу, дискуссии, ознакомление с теоретическим материалом; практические занятия, направленные на приобретение танцевальных навыков, и практические занятия в интерактивной форме, основанные на педагогическом моделировании; кроме того, реализация программы дисциплины подразумевает систематическое использование ресурсов библиотеки и читальных залов УралГУФК, библиографических списков, электронных ресурсов Интернет, дидактических и методических материалов кафедры теории и методики танцевальных видов спорта УралГУФК. Лекционные и практические занятия сочетаются с внеаудиторной самостоятельной работой, которая заключается в углублении изучаемого материала.
Самостоятельная работа выполняется обучающимися имеет большое значение в успешном освоении дисциплины. В процессе изучения дисциплины учитывается посещаемость лекций, оценивается активность обучающихся на практических занятиях, структура составленных танцевально-спортивных упражнений (комбинаций), результаты тестирования.
По дисциплине проводится промежуточная аттестация в виде зачета в 6 семестре.
В соответствии с Положением «О балльно-рейтинговой системе оценки учебной деятельности студентов Уральского государственного университета физической культуры» минимальное значение рейтинговой оценки, набранной обучающимся по результатам текущего контроля по всем видам занятий, при которой он допускается к зачету, составляет 40 баллов. Количество баллов за семестр и зачет суммируются и заносятся в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. Если студент за семестр получает 60 и более баллов, то они могут быть выставлены ему в зачетную книжку и ведомость в день зачета без процедуры сдачи зачета.
Уровень сформированности компетенций по данной дисциплине представлен в виде балльно-рейтинговой системы оценки и исходит из расчета: менее 50 баллов – неудовлетворительно (незачет); 50-64 баллов – удовлетворительно (зачет); 65-79 балла – хорошо (зачет); 80-100 баллов – отлично (зачет).