2020-2021_49_03_02 19 ФР_plx_Здоровый образ жизни_Физическая реабилитация
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Анатомии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Здоровый образ жизни
______________ 2019 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.02 19 ФР.plx

49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль: "Физическая реабилитация"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
зачеты 8
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
57,75
аудиторные занятия
50
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
9 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Практические
30
30
30
30
Контактные часы на аттестацию
0,25
0,25
0,25
0,25
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
50
50
50
50
Кoнтактная рабoта
50,25
50,25
50,25
50,25
Сам. работа
57,75
57,75
57,75
57,75
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.03.02 19 ФР.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Е. В. Звягина;к.п.н., доцент, С. В. Гертнер _________________
 
д.м.н., руководитель ООП, Быков Е. В. _________________
Рецензент(ы):
 
Здоровый образ жизни
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
 
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль: "Физическая реабилитация"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 29.03.2019 протокол № 8.
 
Протокол от __ __________ 2019 г.  №  __  

Срок действия программы: 2019-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Я. В. Латюшин 

Анатомии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.03.02 19 ФР.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Я. В. Латюшин 

Анатомии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Я. В. Латюшин 

Анатомии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Я. В. Латюшин 

Анатомии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2021 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Я. В. Латюшин 

Анатомии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2020 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.02 19 ФР.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Целями освоения дисциплины «Здоровый образ жизни» являются формирование системных теоретических знаний о здоровье, факторах и ресурсах здоровья, их практическое применение с учетом знаний индивидуальных особенностей по снижению риска заболеваемости, а также проведение гигиенической пропаганды научных основ здорового образа жизни, профилактических мероприятий, направленных на самооздоровление и оздоровление внешней среды. Воспитание культуры здорового образа жизни
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.06
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биология с основами экологии
2.1.2
Анатомия человека
2.1.3
Физиология человека
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы физиологии и гигиены питания спортсмена
2.2.2
Физическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях различных систем организма
2.2.3
Производственная практика (преддипломная)
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-2: Способен формировать рекомендации по физической активности, соблюдению режима труда и отдыха занимающегося с целью закрепления результатов реабилитации, профилактики вторичных и третичных нарушений, улучшения функционального состояния организма реабилитанта; способен проводить коррекционно-развивающие занятия и мероприятия по социализации занимающихся, развитию у них навыков гигиены и самоконтроля, самостоятельного передвижения (в том числе с помощью технических средств реабилитации инвалидов) и бытового самообслуживания, формированию у занимающихся устойчивого интереса к систематическим занятиям адаптивной физической культурой 
 
Знать:
 
Уровень 1
Основы режима труда и отдыха в целях реабилитации, профилактики вторичных и тренировочных нарушений
 
Уровень 2
Особенности применения режима труда и отдыха с целью реабилитации, профилактики вторичных и тренировочных нарушений
 
Уровень 3
Рекомендации по физической активности, соблюдает режима труда и отдыха с целью реабилитации, профилактики вторичных и тренировочных нарушений
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Применять рекомендации, режим труда и отдыха с целью реабилитации, профилактики вторичных и тренировочных нарушений
 
Уровень 2
Применять комплекс  развивающих занятий и мероприятий с целью реабилитации, профилактики вторичных и тренировочных нарушений
 
Уровень 3
Проводить различные виы занятий, мероприятий с целью формирования у занимающихся устойчивого интереса к систематическим занятиям адаптивной физической культуры
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Комплексом рекомендаций по соблюдению режима труда и отдыха занимающегося
 
Уровень 2
Навыками проведения занятий по улучшению функциональных состояний занимающихся
 
Уровень 3
Навыками и различными средствами еабилитации и профилактики нарушений у занимающихся с целью формирования устойчивого интереса к систематическим занятиям
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
- методики проведения мероприятий оздоровительного характера со спецификой адаптивной физической культуры и спорта;
3.1.2
- гигиенические основы физической реабилитации;
3.1.3
- основы здорового образа жизни, методы его формирования;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- осуществлять профилактику осложнений, побочных действий нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате физической реабилитации;
 
 
стр. 5
УП: 49.03.02 19 ФР.plx
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- проведение оздоровительных мероприятий для лиц с ограниченными возможностями всех возрастных и нозологических групп;
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 1. Введение в предмет. Основные принципы здорового образа жизни

 
1.1
1.1. Введение в предмет. Основные принципы здорового образа жизни /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1

4
ПК-2
8
0
 
1.2
1.1. Введение в предмет. Основные принципы здорового образа жизни /Пр/
Л1.2

Э1

6
ПК-2
8
0
 
1.3
1.1. Введение в предмет. Основные принципы здорового образа жизни /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1

10
ПК-2
8
0
 
 
Раздел 2. 2. Теоретические основы организации здоровьесберегающей деятельности

 
2.1
2.1. Концепция индивидуального здоровья /Пр/
Л1.1

Э1 Э2

4
ПК-2
8
2
Совместное обучение "Концепция индивидуального здоровья"
 
2.2
2.1. Концепция индивидуального здоровья /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

11
ПК-2
8
0
 
2.3
2.2. Мониторинг состояния здоровья /Пр/
Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2
8
0
 
2.4
2.2. Мониторинг состояния здоровья /Ср/
Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2
8
0
 
 
Раздел 3. 3. Организация процесса здоровьесбережения

 
3.1
3.1. Пропаганда здорового образа жизни (ролевая игра) /Пр/
Л1.1Л2.1

Э2 Э3

4
ПК-2
8
2
Ролевая игра "Пропаганда ЗОЖ"
 
3.2
3.1 Понятие о рационализации

жизненного пространства /Ср/

Л1.1Л2.1

Э2 Э3

6
ПК-2
8
0
 
3.3
3.2. Формирование культуры

здоровья /Лек/

Л1.2Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ПК-2
8
0
 
3.4
3.2. Формирование культуры здоровья /Пр/
Л1.2Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2
8
4
Работа в малых группах
 
3.5
3.2. Формирование культуры

здоровья /Ср/

Л1.2Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2
8
0
 
3.6
3.3. Гигиенические аспекты деятельности. /Лек/
Л2.1

Э2

4
ПК-2
8
0
 
3.7
3.3. Программы здорового образа жизни для различных возрастных групп /Пр/
Л2.1

Э2

4
ПК-2
8
0
 
3.8
3.3. Гигиенические аспекты деятельности. /Ср/
Л2.1

Э2

6
ПК-2
8
0
 
3.9
3.4. Вредные привычки и их

профилактика. /Лек/

Л1.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2
8
0
 
3.10
Социальные и асоциальные привычке в образе жизни /Пр/
Л1.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2
8
0
 
3.11
3.4. Вредные привычки и их

профилактика. /Ср/

Л1.2

Э1 Э2 Э3

12,75
ПК-2
8
0
 
3.12
/КАтЗ/

0,25
ПК-2
8
0
 
стр. 6
УП: 49.03.02 19 ФР.plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Предмет, задачи, проблемы, этапы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ). Стратегия здоровья через образ жизни.

2. Основные понятия ЗОЖ как способа жизнедеятельности. Факторы, определяющие здоровье и болезнь.

3. Основантропометрических исследований.

4. Понятие о здоровье и болезни. Физиологическая норма, критерии здоровья.

5. Общественное и индивидуальное здоровье, факторы его определяющие. Физическое, психическое и социальное здоровье.

6. Общие принципы организации мониторинга здоровья. Этапы мониторинга.

7. Скрининг тестирование. Анализ медицинской документации. Медицинские группы здоровья. Определение медикопсихолого-педагогического статуса.

8. Составление индивидуальной программы сохранения, укрепления и развития здоровья в процессе образовательной деятельности. Паспорт здоровья.

9. Двигательная активность и здоровье. Гигиена физического труда.

10. Рациональное питание как фактор здорового образа жизни. Избыточная масса тела и ожирение как факторы развития заболеваний пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, возможные пути коррекции.

11. Понятие о рациональном режиме дня. Гигиена умственного и физического труда.

12. Культура межличностного общения.

13. Виды закаливания организма человека, их влияние на функционирование сердечно-сосудистой и иммунной систем.

14. Стресс, адаптационные возможности организма.

15. Социальная престижность здоровья. Здоровье человека, как совокупность всех видов благополучия – биологического, психического, социального.

16. Системный подход к оценке образа жизни человека Концепция факторов риска и образа жизни.

17. Факторы окружающей среды – физические, химические, биологические, психосоциальные. Понятие о средах воздействия, путях воздействия. Вклады различных факторов в формировании индивидуального здоровья

18. Валеологическое образование – разработка государственной политики ЗОЖ. Самоконтроль и самооценка состояния здоровья.

19. Понятия об условиях труда и критериях их оценки (примеры особой деятельности).

20. Современные теории и взгляды на питание. Особенности рационального (здорового) питания для различных групп населения: детей и подростков, пожилых людей, работников умственного труда, спортсменов, лиц, проживающих в неблагоприятных климатических и экологических условиях.

21. Условия рабочего места.

22. Вода питьевая: современные критерии качества. Водный комфорт. Современные требования к бутилированной воде. Гигиенические требования к качеству воды.

23. Определения понятия «привычка». Влияние вредных привычек (табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков) на физическое, психическое и «социальное» здоровье человека и общества в целом

24. Влияние вредных привычек на развитие аномалий внутренних органов.

25. Основные риски, связанные с употреблением различных запрещенных веществ.

26. Репродуктивные органы. Гигиена половой жизни.

27. Инфекции, передающиеся половым путем и способы профилактики их возникновения. Вопросы контрацепции.

28. Понятия ВИЧ, ВИЧ-инфекция, СПИД. Особенности протекания заболевания.

29. Социально-правовые аспекты проблемы ВИЧ/СПИД и профилактика ВИЧ-инфекции. Развитие и аномалии развития органов мочеполового аппарата.

30. Морально-этические проблемы современного мира и казусные ситуации: понятия, характеристика, примеры (аборты, новые репродуктивные технологии, . Их влияние на состояние здоровья.ные методы оценки индивидуального здоровья. Методика.

 
5.2. Темы письменных работ
Данный вид работы не предусмотрен учебным планом.
 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
Теоретическая, методологическая и практическая главы работы, список использованных источников, обоснование темы исследования, практические рекомендации, тезисы доклада, выступление на научно-практическом или научно-методическом мероприятии.
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
М. Я. Виленский, А. Г. Горшков
Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учеб. пособие
КноРус, 2012
 
стр. 7
УП: 49.03.02 19 ФР.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Виленский М.Я., Горшков А.Г.
Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие
М.: КноРус, 2012
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Туманян Г.С.
Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учеб. пособие
М.: Академия, 2006
 
Л2.2
Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д.
Здоровый образ жизни и его составляющие: учеб. пособие
М.: Академия, 2008
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Пустозеров А.И., Миловидов В.К., Сазонов Ю.И.
Методы доврачебного контроля состояния здоровья физкультурников и спортсменов: учеб.- метод. пособие
Челябинск: УралГАФК, 2004
 
Л3.2
Иорданская Ф.А., Юдинцева М.С.
Мониторинг здоровья и функциональная подготовленность высококвалифицированных спортсменов в процессе учебно-тренировочной работы и соревновательной деятельности: монография
М.: Сов. спорт, 2006
 
Л3.3
Федоров А.И.
Социально - педагогический мониторинг здоровья и физической активности подростков: учеб. пособие
Челябинск: ЧГНОЦ УрО РАО, 2013
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог УралГУФК
 
Э2
Научный портал
 
Э3
Электронный каталог Центральной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
1 Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
6.3.1.2
2 LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux:
6.3.1.3
3 Libre Оffice Writer – текстовый редактор
6.3.1.4
4 Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций
6.3.1.5
5 Libre Оffice Сals – программа для работы с электронными таблицами
6.3.1.6
6 Mozilla Firefox   –  интернет обозреватель
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
1 http: // elibrary.uralgufk.ac.ru / электронный каталог УралГУФК
6.3.2.2
2 http://lib.sportedu.ru/Catalog.idc – электронный каталог Центральной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту
6.3.2.3
3 http://www.teoriya.ru – научный портал
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Крмпьютер - 1; Монитор - 1; Проектор - 1; Экран - 1; Доска ученическая - 1 шт; Стол преподавателя 1200х600х800 - 1 шт; Парта 3-х местная - 26 шт; Стол письменный - 1 шт; Трибуна настольная - 1 шт; Стул п/мягкий - 4 шт; Жалюзи рулонные - 2 шт; Жалюзи вертикальные - 1 шт.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная работа проводится в форме лекций, практических занятий, а также самостоятельной работы бакалавров. При прохождении курса должны быть освоены следующие разделы программного материала: теоретический, практический и самостоятельная работа.

Теоретические знания студенты получают на лекциях. Этот раздел предполагает изучение основ здорового образа жизни с выделением базовых положений, необходимых для дальнейшего формирования компетенций бакалавра адаптивной физической культуры.

Практические навыки бакалавры получают на практических занятиях. Осваивают методики исследования антропометрических, психоэмоциональных показателей и оценивают эффективность мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, осваивают и разрабатывают новые приемы борьбы с вредными привычками.

Самостоятельная работа студента состоит в теоретической подготовке к практическим занятиям, результат которой оценивается в ходе дискуссионного обсуждения результатов учебно-исследовательской работы, что, в целом, позволяет формировать навыки методологии научного творчества в выбранной сфере деятельности бакалавра адаптивной физической культуры. В ходе выполнения самостоятельных заданий в виде выполнения заданий для данного вида работы, бакалавры закрепляют и совершенствуют знания, полученные во время лекционных и практических занятий, формирую навыки планирования, выбора форм, средств и методов в зависимости от поставленных задач и планирования результативности.

Для текущего и промежуточного контроля результатов обучения используется балльно-рейтинговая система.

 
стр. 8
УП: 49.03.02 19 ФР.plx