2021-2022_49_03_01 19 СТвИВС (22)_plx_Основы технологии проектирования в спортивной деятельности_Спортивная тренировка в избранном виде спорта
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Теории и методики спортивных игр
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы технологии проектирования в спортивной деятельности
______________ 2021 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 19 СТвИВС (22).plx

Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
зачеты 5
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
15,75
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
1 ЗЕТ
Форма обучения
очная
36
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
11
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
10
10
10
10
Контактные часы на аттестацию
0,25
0,25
0,25
0,25
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20,25
20,25
20,25
20,25
Сам. работа
15,75
15,75
15,75
15,75
Итого
36
36
36
36
 
 
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
старший преподаватель, Е. А. Тишина _________________
 
;кпн, Руководитель ООП, Р. Х. Аминов _________________
Рецензент(ы):
 
Основы технологии проектирования в спортивной деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 02.07.2021 протокол № 13.
 
Протокол от __ __________ 2021 г.  №  __  

Срок действия программы: 2019-2023 уч.г.

Зав. кафедрой В.Н. Олефиренко

Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой В.Н. Олефиренко

Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2025 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой В.Н. Олефиренко

Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой В.Н. Олефиренко

Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2023 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой В.Н. Олефиренко

Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Целями освоения дисциплины «Основы технологии проектирования в спортивной деятельности» является интеграция теоретического и практического компонентов общепедагогической подготовки в условиях внедрения инноваций в профессиональную деятельность тренера-преподавателя. Рассмотрение возможностей педагогического проектирования в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста в сфере физической культуры и спорта (тренера, преподавателя физической культуры, инструктора-методиста и т.д.) в ходе получения им высшего образования. 
1.2
Задачи:
1.3
Сформировать современные знания об основах нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности  в Российской Федерации,структуре и организации работы различных типов образовательных учреждений в Российской Федерации.
1.4
Сформировать современные знания об основах документационного обеспечения спортивной подготовки в Российской Федерации.
1.5
Сформировать современные знания о проектировании учебно-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в образовательных учреждения.
1.6
Сформировать предпосылки овладения студентами практическими умениями проектирования, конструирования,  планирования, организации и анализа своей профессиональной деятельности.
1.7
Создать условия для формирования личностно-значимого опыта индивидуальной и совместной деятельности при решении профессиональных задач.
1.8
Освоить технологию разработки проектов по учебной,  физкультурно-спортивной  и оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях в условиях современных педагогических  инноваций.  
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
ФТД
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Педагогика физической культуры
2.1.2
Психология физической культуры и спорта
2.1.3
Теория и методика физической культуры 
2.1.4
Теория и методика избранного вида спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Теория и методика избранного вида спорта
2.2.2
Учебная практика (ознакомительная)
2.2.3
Производственная  практика (организационная)
2.2.4
Организация и проведение комплексных спортивных мероприятий
2.2.5
Особенности организации и проведение спортивных соревнований по видам спорта
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-1: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста
 
Знать:
 
Уровень 1
Основные термины и определения проектирования и планирования, технологию планирования учебно-тренировочного процесса в избранном виде спорта и мероприятий по пропаганде здорового образа жизни
 
Уровень 2
Основные тенденции развития избранного вида спорта, основы дидактического проектирования, основы проектирования спортивных мероприятий
 
Уровень 3
Специфику и предметные аспекты планирования,  инновационные подходы к проектированию в спортивной деятельности
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Использовать правильную терминологию, разрабатывать документы планирования
 
Уровень 2
Планировать тренировочный процесс, ориентируясь на конкретику избранного вида спорта, проектировать различные виды деятельности в рамках должностных инструкций
 
Уровень 3
Разрабатывать документы планирования с использованием инновационных подходов к проектированию в спортивной деятельности
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Имеет опыт планирования тренировочных занятий по избранному виду спорта
 
Уровень 2
Имеет опыт разработки планов мероприятий по контролю, учету и спортивному отбору. Имеет опыт 
 
стр. 5
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
проектирования различных видов работы
 
Уровень 3
Имеет опыт проектирования в спортивной деятельности с учетом традиционных и инновационных подходов
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
специфику планирования, его объективные и субъективные предпосылки, масштабы и предметные аспекты планирования;
3.1.2
методические и технологические подходы, структуру построения занятий, формы и способы планирования;
3.1.3
методы пропаганды здорового образа жизни среди различных групп населения;
3.1.4
федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта, примерные программы подготовки по виду спорта;
3.1.5
содержание тренировочного процесса на этапах детско-юношеского и массового спорта;
3.1.6
технологию организации массовых физкультурных и спортивно-зрелищных мероприятий.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
формировать осознанное отношение различных групп населения к физкультурно-спортивной деятельности;
3.2.2
выбирать средства и методы, обеспечивающие формирование здорового образа жизни;
3.2.3
осуществлять обучение навыкам здорового образа жизни средствами ФСД;
3.2.4
разрабатывать перспективные, оперативные планы и программы конкретных занятий;
3.2.5
использовать современные информационные и компьютерные технологии при разработке тренировочных планов (спортивной подготовки);
3.2.6
составлять основные документы, необходимые при организации и проведении массовых физкультурных и спортивно-зрелищных мероприятий;
3.2.7
проводить физкультурные и спортивные мероприятия с применением инновационных технологий.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками организации самообразования, технологиями приобретения, использования и обновления социально-культурных, психологических, профессиональных знаний;
3.3.2
методами формирования мотивационно-ценностных ориентаций и установки ведения здорового образа жизни;
3.3.3
навыками разработки перспективных и оперативных планов и программ конкретных занятий в сфере детско-юношеского и массового спорта;
3.3.4
информационными и компьютерными технологиями при разработке документов планирования;
3.3.5
приёмами координации деятельности и взаимодействия всех групп организаторов массовых физкультурных и спортивно-зрелищных мероприятий;
3.3.6
традиционными и современными технологиями профессиональной деятельности при организации массовых физкультурных и спортивно-зрелищных мероприятий.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введение в  дисциплину «Основы технологии проектирования в спортивной и педагогической деятельности»

 
1.1
Цели и задачи  дисциплины. Требования к аттестации по дисциплине.Тематика дисциплины. /Лек/
Л1.1

Э1

2
ОПК-1
5
0
 
 
Раздел 2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательных учреждений в Российской Федерации.

 
2.1
Федеральные законы и стандарты. Уровни образования в РФ и типы ОУ. /Лек/
Л1.1 Л1.5Л2.3 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.12

2
ОПК-1
5
0
 
 
Раздел 3. Педагогическое проектирование.

 
стр. 6
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
3.1
Понятие педагогического проектирования, его структура и содержание. /Лек/

Э1

2
ОПК-1
5
0
 
3.2
Психологические основы педагогического проектирования. /Пр/
Л1.2 Л1.4Л2.1

2
ОПК-1
5
0
 
3.3
Дидактическое проектирование. /Пр/
Л2.2

2
ОПК-1
5
0
 
 
Раздел 4. Технология планирования предстоящей деятельности тренера-преподавателя.

 
4.1
Школа планирования.

Технология разработки педагогического проекта.

/Лек/

Л1.3Л2.11

Э5

2
ОПК-1
5
0
 
4.2
Школа педагогических инноваций. Авторские инновационные физкультурно-спортивные проекты. /Пр/
Л1.2

Э1 Э4

2
ОПК-1
5
0
 
 
Раздел 5. Особенности профессиональной деятельности тренера-преподавателя.

 
5.1
Индивидуальный стиль деятельности тренера-преподавателя. /Лек/
Л1.3Л2.5

Э6

2
ОПК-1
5
0
 
5.2
Инновационные технологии  в деятельности специалиста в области ФКиС. /Пр/
Л2.5

Э1

4
ОПК-1
5
0
 
5.3
Разработка педагогического проекта /Ср/

8,75
ОПК-1
5
0
 
5.4
Анализ физкультурно-спортивного проекта /Ср/

7
ОПК-1
5
0
 
5.5
/КАтЗ/

0,25
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1Раскройте содержание Федерального закона «Об образовании» или Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ»(на выбор). 2Охарактеризуйте уровни образования и типы образовательных учреждений в РФ. 3Проведите анализ Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта или Примерной программы подготовки по виду спорта(на выбор). 4Перечислите и охарактеризуйте виды планирования спортивной, оздоровительной, спортивно-массовой работы. 5Раскройте содержание тренировочного процесса на этапах детско-юношеского и массового спорта. 6Дайте определение термину «Педагогическое проектирование». Охарактеризуйте виды, уровни, принципы и этапы педагогического проектирования. 7Объясните сущность интеграционной технологии обучения и воспитания. 8Дайте квалификационную характеристику тренера по виду спорта/специалиста в области ФКиС. 9Раскройте психологические особенности в тренерской и педагогической деятельности. 10Охарактеризуйте сущность инновационной деятельности тренера-преподавателя. 11Назовите проблемы формирования индивидуального стиля деятельности тренера или педагога. 12Проведите анализ путей и средств профессионального самосовершенствования специалиста в области ФКиС. 13Охарактеризуйте методы пропаганды ЗОЖ среди различных групп населения. 14Раскройте технологию организации массовых физкультурных и спортивно-зрелищных мероприятий. 15Проведите анализ научных разработок и исследований в сфере ФКиС.
 
5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрено.
 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
Провести анализ нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности в Российской Федерации. Разработать документы планирования профессиональной деятельности тренера или специалиста в области ФКиС. Подготовить проект профессиональной деятельности специалиста в области ФКиС. Подготовить проект инновации в физкультурно-спортивной деятельности.
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
стр. 7
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации
М.: Ось-89, 2006
 
Л1.2
Деркач А.А.
Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие
М.: РАГС, 2010
 
Л1.3
Якимов А.М.
Основы тренерского мастерства: учеб. пособие
М.: Спорт, 2015
 
Л1.4
Захарова И.Г.
Психологические основы проектирования и реализации социальной компетенции студентов вуза
 
Л1.5
Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ : принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 г.
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Крысько В.Г.
Психология и педагогика: учебник для бакалавров
М.: Юрайт, 2015
 
Л2.2
Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е.
Психология и педагогика: учеб. пособие
М.: Юрайт, 2014
 
Л2.3
Министерство спорта Российской федерации
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта бокс
М.: Сов. спорт, 2014
 
Л2.4
Министерство спорта Российской федерации
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика
М.: Сов. спорт, 2014
 
Л2.5
Григорьева И.И.
Профессиональные стандарты: " Спортсмен",  "Тренер", "Инструктор-методист": документы и методические материалы: сб. 1
М.: Сов. спорт, 2015
 
Л2.6
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта  дзюдо
М.: Сов. спорт, 2014
 
Л2.7
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта спортивная борьба
М.: Сов. спорт, 2014
 
Л2.8
Министерство спорта Российской федерации
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта баскетбол
М.: Сов. спорт, 2016
 
Л2.9
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта волейбол
М.: Спорт, 2016
 
Л2.10
Министерство спорта Российской федерации
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта футбол
М.: Спорт, 2016
 
Л2.11
Сивас Н.В.
Инновационная деятельность по формированию ЗОЖ в образовательном учреждении
 
Л2.12
Министерство спорта Российской федерации
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта хоккей
М.: Спорт, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Педагогическое проектирование ФСД
 
Э2
Проектирование спортивной деятельности в ДЮС
 
Э3
База статистических данных по развитию физической культуры и спорта в РФ
 
Э4
Спортивная Россия – отраслевой агрегатор.  База данных по общероссийским, региональным и международным спортивным организациям, средствам массовой информации и персонам российского спорта
 
Э5
Национальная информационная сеть СПОРТИВНАЯ РОССИЯ
 
Э6
Официальные сайты федераций России по видам спорта
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
6.3.1.2
LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux:
 
стр. 8
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
6.3.1.3
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
6.3.1.4
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций
6.3.1.5
Libre Оffice Сals – программа для работы с электронными таблицами
6.3.1.6
Mozilla Firefox   –  интернет обозреватель
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Справочная правовая система «Консультант плюс» – http:www.consultant.ru 
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Аудитория для занятий лекционного типа: Компьютер – 1; Монитор – 1; Проектор – 1; Экран – 1; Доска классная: 1 шт; Стол письменный: 1 шт; Стол ученический: 14 шт; Стул: 28 шт; Шкаф с замком: 1 шт; Жалюзи: 2 шт; Трибуна настольная: 1 шт.
7.2
Аудитория для занятий семинарского типа, курсового проектирования, групповых и индивидуальных консультаций текущего контроля и промежуточной аттестации (1-220 ул. Орджоникидзе 1): Компьютер – 1; Монитор – 1; Проектор – 1; Экран – 1; Доска классная 3-х створч: 1 шт; Секция угловая: 1 шт; Стол-приставка: 1 шт; Шкаф угловой для одежды: 1 шт; Шкаф универсальный: 4 шт; Приставка к столу: 1 шт; Секция угловая: 1 шт; Стеллаж производственный 1000х600х1800: 4 шт; Тумба д/стола 4-ящик: 1 шт; Парта 2-х местная: 15 шт; Стул ученический: 29 шт; Жалюзи вертикальные: 3 шт; Стеллаж металлический узкий: 2 шт; Шкаф металлический: 1 шт. 
7.3
Аудитория для занятий семинарского типа, курсового проектирования, групповых и индивидуальных консультаций текущего контроля и промежуточной аттестации (1-312 ул. Орджоникидзе 1): Компьютер – 1; Монитор – 1; Проектор – 1;Экран – 1; Доска классная: 1 шт; Стол ученический: 39 шт; Жалюзи: 2 шт; Стул: 1 шт; Шкаф для документов: 2 шт; Стол письменный: 1 шт.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В соответствии с требованиями ФГОС ВО, с целью реализации компетентностного подхода в ходе изучения факультатива «Основы технологии проектирования в спортивной деятельности»  используются активные и интерактивные формы проведения практических занятий. При самостоятельном изучении лекционного материала и практической части дисциплины студент должен использовать основную и дополнительную литературу. Текущий контроль осуществляется в виде опроса, тестирования, собеседования по результатам выполнения заданий для самостоятельной работы по изучаемой теме, выполнение ситуационных и тематических задач по итогам изучения темы. При подготовке к опросу обучающиеся должны освоить теоретический материал в соответствии с содержанием темы. При подготовке к аудиторному тестированию необходимо повторить материал лекционных и практических занятий по изученным темам.Подготовка к выполнению ситуационных задач требует не только повторения пройденного материала, но и анализа материала, выданного для  изучения, или поиска и анализа учебной и научно-методической литературы. Контроль качества освоения дисциплины обучающимися осуществляется в течение семестра на основе балльной системы. Текущая работа оценивается по результатам активности работы на занятии, выполнения ситуационных и тематических задач, выполнения заданий для самостоятельной работы.В случае пропуска аудиторных занятий по уважительной причине (болезнь,участие в тренировочной и соревновательной деятельности т.п.), обучающийся самостоятельно готовится к прохождению собеседования по теоретическим и прикладным вопросам. В случае невыполнения или выполнения заданий в недостаточном для положительной оценки объеме, студент сдает зачет по билетам. Формой промежуточной аттестации является ЗАЧЕТ. Обучающиеся по индивидуальному графику выполняют тот же объем дисциплины, имеют доступ ко всем материалам в ЭИОС вуза. Выполняют тот же перечень заданий, указнный в оценочных средствах и методических материалах (приложение 1).