«Уральский государственный университет физической культуры»
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2019-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Петрушкина Н.П.
Зав. кафедрой Петрушкина Н.П.
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Петрушкина Н.П.
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Петрушкина Н.П.
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Петрушкина Н.П.
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
/Пр/
/Лаб/
/Ср/
1 Охарактеризуйте физиологию спорта как науку.
2 Объясните адаптацию к различным физическим нагрузкам. Дайте определение видов адаптации.
3 Объясните физиологические механизмы и особенности срочной адаптации к физическим нагрузкам.
4 Объясните физиологические механизмы и особенности долговременной адаптации к физическим нагрузкам.
5 Раскройте физиологические механизмы и особенности дизадаптации и реадаптации.
6 Объясните функциональные резервы организма и их классификацию.
7 Охарактеризуйте физиологические механизмы мобилизации физиологических резервов организма.
8 Объясните физиологические принципы классификации физических упражнений.
9 Дайте физиологическую характеристику динамической циклической работы максимальной зоны мощности.
10 Дайте физиологическую характеристику динамической циклической работы субмаксимальной зоны мощности.
11 Дайте физиологическую характеристику динамической циклической работы большой зоны мощности.
12 Дайте физиологическую характеристику динамической циклической работы умеренной зоны мощности.
13 Дайте физиологическую характеристику силовых упражнений. Объясните феномен статических усилий.
14 Дайте физиологическую характеристику скоростно-силовых упражнений.
15 Дайте физиологическую характеристику прицельных упражнений.
16 Дайте физиологическую характеристику упражнений, оцениваемых в баллах.
17 Дайте физиологическую характеристику нестандартных (ситуационных) движений.
18 Объясните физиологические и биохимические основы развития быстроты. Охарактеризуйте виды быстроты.
19 Дайте физиологическое обоснование выносливости организма спортсмена. Охарактеризуйте виды выносливости.
20 Охарактеризуйте аэробные возможности спортсмена. Объясните максимальное потребление кислорода (МПК) и факторы его лимитирующие. Дайте понятие порога анаэробного обмена (ПАНО), перечислите факторы, его лимитирующие.
21 Охарактеризуйте анаэробные возможности спортсмена и факторы, их лимитирующие. Дайте понятие максимального кислородного долга.
22 Охарактеризуйте ловкость как проявление координационных способностей нервной системы.
23 Охарактеризуйте гибкость и факторы, ее лимитирующие.
24 Объясните физиологические механизмы возникновения различных предстартовых реакций.
25 Объясните физиологическую сущность разминки.
26 Объясните физиологическую сущность врабатывания. Перечислите условия, влияющие на длительность процессов врабатывания.
27 Объясните физиологический механизм «мертвой точки» и «второго дыхания».
28 Охарактеризуйте кажущееся и истинное устойчивое состояние при динамической циклической работе.
29 Объясните теории утомления. Дайте физиологическое обоснование центрально-корковой теории утомления.
30 Объясните физиологическую сущность утомления (признаки, фазы и виды утомления).
31 Объясните физиологические особенности утомления при различных видах мышечной деятельности.
32 Охарактеризуйте переутомление и перетренированность (сущность, признаки и меры ликвидации).
33 Объясните процессы восстановления физической работоспособности спортсмена. Фазы и основные закономерности восстановительных процессов.
34 Объясните физиологическую сущность феномена И.М. Сеченова «активного отдыха», его роль в повышении работоспособности.
35 Охарактеризуйте методы и средства ускорения процессов восстановления организма.
36 Охарактеризуйте двигательный навык с позиций физиологии.
37 Охарактеризуйте стереотипность и изменчивость двигательного навыка. Объясните экстраполяцию в двигательных навыках.
38 Охарактеризуйте фазы (стадии) формирования и совершенствования двигательного навыка.
39 Обоснуйте принципы спортивной тренировки позиций физиологии.
40 Охарактеризуйте периодизацию спортивной тренировки (обще- и специально-подготовительный, соревновательный, переходный и восстановительный периоды) с позиций физиологии.
41 Объясните физиологическую сущность тренированности. Охарактеризуйте спортивную форму как состояние высокой степени тренированности.
42 Объясните особенности протекания физиологических процессов у тренированных спортсменов в покое.
43 Охарактеризуйте реакции тренированного и нетренированного организма на дозированную физическую нагрузку.
44 Дайте физиологическую характеристику силы и методов ее развития.
45 Дайте физиологическую характеристику быстроты и методов ее развития.
46 Дайте физиологическую характеристику методов развития скоростной и силовой выносливости.
47 Дайте физиологическую характеристику общей выносливости и методы ее развития.
48 Объясните физиологические основы формирования двигательного навыка у детей и подростков.
50 Объясните физиологические особенности развития физических качеств у детей и подростков. Сенситивные периоды.
51 Расскажите о физиологические основы спортивного отбора детей.
52 Объясните физиологические особенности реакций организма пожилых людей на физические нагрузки.
53 Охарактеризуйте морфофункциональные особенности женского организма.
54 Дайте физиологическое обоснование спортивной тренировки женщин в различные фазы овариально-менструального цикла.
55 Объясните физиологические основы адаптации организма спортсмена к условиям высокой и низкой температуры.
56 Объясните физиологические основы адаптации организма спортсмена к пониженному парциальному давлению кислорода.
57 Охарактеризуйте работоспособность спортсмена и его биоритмы с позиций физиологии.
58 Дайте физиологическую характеристику легкоатлетического бега на различные дистанции.
59 Дайте физиологическую характеристику лыжных гонок.
60 Дайте физиологическую характеристику конькобежного спорта.
61 Дайте физиологическую характеристику плавания.
62 Дайте физиологическую характеристику спортивной гимнастики.
63 Дайте физиологическую характеристику борьбы и бокса. Нокаут.
64 Дайте физиологическую характеристику спортивных единоборств.
65 Дайте физиологическую характеристику спортивных игр.
66 Дайте физиологическое обоснование влияния средств и методов оздоровительной физической культуры на организм занимающихся.
67 Дайте физиологическое обоснование производственной гимнастики.
68 Обоснуйте влияние на организм утренних физических упражнений и специализированной зарядки спортсмена с позиций физиологии
69 Охарактеризуйте прямой и косвенный методы определения максимального определения кислорода (МПК).
70 Охарактеризуйте расчетные методы определения потребления кислорода в покое и при физической нагрузке.
71 Охарактеризуйте метод определения физической работоспособности по тесту PWC170.
72 Охарактеризуйте метод определения работоспособности организма по индексу Гарвардского степ-теста.
73 Охарактеризуйте метод определения физической работоспособности организма по пульсовой стоимости упражнения и восстановления.
74 Охарактеризуйте лабораторные методы исследования показателей системы кровообращения в покое и при физической нагрузке.
75 Охарактеризуйте лабораторные методы исследования показателей внешнего дыхания в покое и при физической нагрузке.
76 Охарактеризуйте методику графического оформления динамики физиологических показателей при экспериментальных исследованиях.
77 Охарактеризуйте расчетные методы определения потребления кислорода в покое и при физической нагрузке.
С целью определения уровня овладения компетенциями, закрепленными за дисциплиной, в заданные преподавателем сроки проводится текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков каждого обучающегося. Все виды текущего контроля осуществляются на практических и лабораторных занятиях. Периодичность проведения оценки осуществляется еженедельно. Первые четыре недели идет накопление знаний по дисциплине на проверку которых направлены такие оценочные средства, как словарный диктант, семинарские занятия, доклады, далее предусмотрены тестовые задания.
Для получения допуска к зачету (экзамену) по дисциплине «Физиология спорта» обучающемуся необходимо за период учебного семестра: оформить конспекты лекций, оформить в полном объеме рабочую тетрадь по дисциплине, иметь положительные оценки по контрольным опросам, подготовить и защитить реферат по предложенным темам, участвовать в обсуждении выводов; выполнить тесты на положительную оценку.
Краткая характеристика процедуры реализации текущего и промежуточного контроля:
Доклад - самостоятельная работа обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной научной темы. Тематика докладов выдается на первом занятии, выбор темы осуществляется студентом самостоятельно. Подготовка осуществляется во внеаудиторное время. Результаты озвучиваются на втором практическом занятии, регламент – 5 мин. на выступление. В оценивании результатов наравне с преподавателем принимают участие студенты группы.
Собеседование – средство контроля, организованное как беседа преподавателя с обучающимися по изучаемой теме, направленное на выяснение его объема знаний по ней.
Проводится на контрольном практическом занятии. Позволяет оценить уровень знаний студентами теоретического материала по дисциплине. Может осуществляться на бумажных носителях по вариантам. Количество вопросов в каждом варианте – 2-4. Отведенное время на подготовку – 60 мин.
Экзамен проводится в заданный срок, согласно графику учебного процесса.
Работа на практическом занятии
Выполнение аудиторной самостоятельной работы (формулирование выводов по практическому занятию, заполнение таблиц с контрольными вопросами)
Доклад на индивидуальную тему
Внеаудиторная самостоятельная работа:
Теоретическая подготовка к занятию
Выполнение индивидуального задания по составлению плана УТЗ
– логически продуманный цикл лекций и практических занятий, связанных с будущей профессиональной деятельностью бакалавра;
– разнообразие форм учебных занятий (практические занятия, учебно-исследовательская работа, дискуссии);
– имеется учебно-методическое обеспечение каждого занятия (практикум, необходимый в том числе, для проведения индивидуальной и групповой диагностики и самодиагностики);
– разработана система заданий для самостоятельной работы, включающая индивидуальные и групповые задания;
– разработана система заданий для самоконтроля и контроля;
– созданы презентации (визуальное представление) по всем темам курса;
– на кафедре есть аудитория, имеющая оборудование (компьютер с проектором) для представления данных презентаций.
В преподавании дисциплины используются следующие современные образовательные технологии: проблемного обучения, обучения в сотрудничестве (учебно-исследовательская работа в группах), актуализации мотивационного потенциала образовательной среды, рейтинга учебных достижений.
Учебная работа проводится в форме лекций, лабораторных занятий, а также самостоятельной работы студентов. При прохождении курса должны быть освоены следующие разделы программного материала: теоретический, практический (лабораторный и практический), самостоятельная работа.
Теоретические знания студенты получают на лекциях. Этот раздел предполагает изучение основ физиологии спорта с выделением базовых положений, необходимых для дальнейшего формирования компетенций бакалавра физической культуры.
Практические навыки студенты получают на практических и лабораторных занятиях. Студенты осваивают методики исследования и оценки функционального состояния человека при выполнении различных видов физических нагрузок, а также уровня функциональных резервов отдельных систем и целостного организма занимающихся различными видами физической культуры и спорта, а также оздоровительной физической культурой.
Самостоятельная работа студента состоит в подготовке научно-исследовательской работы в виде курсового проекта, что формируют навыки работы с литературными источниками, научное мировоззрение будущего бакалавра физической культуры. В ходе выполнения самостоятельных заданий в виде ответов на контрольные вопросы студенты закрепляют и совершенствуют знания, полученные во время лекционных, практических и лабораторных занятий. В результате составления плана учебно-тренировочных занятий на микроцикл с различным контингентом спортсменов у студентов формируются навыки планирования, выбора форм, средств и методов спортивной тренировки в зависимости от морфофункциональных и половых особенностей контингента занимающихся физической культурой и спортом.
Не менее 20% аудиторных занятий проводится с использованием интерактивных технологий, таких как учебно-исследовательская работа в малых группах, дискуссия, решение ситуативных задач.
Для текущего и промежуточного контроля результатов обучения используется балльно-рейтинговая система. Минимальное значение рейтинговой оценки, набранной студентом по результатам текущего контроля по всем видам занятий дисциплины, при которой студент допускается к сдаче экзамена – 40 баллов. В случае, если к моменту проведения зачета студент набирает 80 и более баллов они могут быть выставлены ему в виде поощрения в ведомость и зачетную книжку без процедуры принятия экзамена, но только в день экзамена.