2021-2022_49_03_01 19 СТвИВС (22)_plx_Спортивная физиология_Спортивная тренировка в избранном виде спорта
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Физиологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Спортивная физиология
______________ 2021 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 19 СТвИВС (22).plx

Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
экзамены 5
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
24,6
самостоятельная работа
31
аудиторные занятия
50
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
11
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Лабораторные
10
10
10
10
Практические
30
30
30
30
Контактные часы на аттестацию
2,4
2,4
2,4
2,4
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
50
50
50
50
Кoнтактная рабoта
52,4
52,4
52,4
52,4
Сам. работа
31
31
31
31
Часы на контроль
24,6
24,6
24,6
24,6
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Макунина О. А. _________________
 
к.п.н., руководитель ООП, Р. Х. Аминов _________________
Рецензент(ы):
 
Спортивная физиология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 02.07.2021 протокол № 13.
 
Протокол от __ __________ 2021 г.  №  __  

Срок действия программы: 2019-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Петрушкина Н.П.

Физиологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Петрушкина Н.П.

Физиологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2025 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Петрушкина Н.П.

Физиологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Петрушкина Н.П.

Физиологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2023 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Петрушкина Н.П.

Физиологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
изучение закономерностей и механизмов изменения функций клеток, тканей, органов, систем органов и целостного организма человека при занятиях физической культурой и спортом; выявление основных закономерностей и механизмов адаптации к физическим (мышечным) нагрузкам; воспитание у студентов  потребности в занятиях физической культурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни и негативного влияния вредных привычек: табакокурения, алкоголя, наркомании.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Химия
2.1.2
Естественнонаучные основы физической культуры
2.1.3
Основы медицинских знаний
2.1.4
Анатомия человека
2.1.5
Биохимия человека
2.1.6
Физиология человека
2.1.7
Спортивная биохимия
2.1.8
Биомеханика двигательной деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Биохимический контроль в спорте
2.2.2
Спортивная морфология
2.2.3
Спортивная медицина
2.2.4
Теоретико-методические основы проектирования физической нагрузки в тренировочном процессе
2.2.5
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности
2.2.6
Возрастная физиология
2.2.7
Лечебная физическая культура
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-1: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста
 
Знать:
 
Уровень 1
физиологические особенности, но не понимает физиологические механизмы и не использует физиологическую терминологию
 
Уровень 2
физиологические особенности,  механизмы  влияния на организм человека физкультурно-спортивной деятельности с учетом пола и возраста
 
Уровень 3
особенности, понимает физиологические механизмы и использует физиологическую терминологию
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
подобрать инструментарий, но не сумел произвести измерения и рассчитать показатель
 
Уровень 2
подобрать инструментарий, уметь произвести измерения, но не смог рассчитать показатель
 
Уровень 3
подобрать инструментарий, уметь произвести измерения, уметь рассчитать показатель
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
навыком анализа изменений организма человека при физкультурно-спортивной деятельности и разработка рекомендаций их регулирования (Рекомендации охватывают не все виды изменений и не указывают формы регулирования)
 
Уровень 2
навыком анализа изменений организма человека при физкультурно-спортивной деятельности и разработка рекомендаций их регулирования (Рекомендации охватывают не все виды изменений и адекватные формы регулирования)
 
Уровень 3
навыком анализа изменений организма человека при физкультурно-спортивной деятельности и разработка рекомендаций их регулирования (Рекомендации охватывают все виды изменений и адекватные формы регулирования)
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
 
стр. 5
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
3.1.1
основные закономерности и механизмы адаптации к различным физическим (мышечным) нагрузкам;
3.1.2
закономерности и механизмы формирования и увеличения функциональных резервов организма при различных видах физических нагрузок;
3.1.3
физиологические закономерности развития физических способностей и двигательных умений занимающихся физической культурой и спортом;
3.1.4
физиологические основы тренировки в детско-юношеском спорте;
3.1.5
физиологические методы контроля функционального состояния занимающихся физической культурой и спортом;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать накопленные знания для контроля состояния своего организма, потребности в регулярных физкультурно-оздоровительных занятиях;
3.2.2
учитывать знания физиологии спорта при планировании различных форм занятий физической культурой в целях совершенствования природных данных, поддержания здоровья, оздоровления и рекреации занимающихся различного пола и возраста;
3.2.3
учитывать возрастные и морфофункциональные особенности занимающихся различного пола, уровень их физической и специальной физической подготовленности, состояние здоровья при выборе приемов обучения и воспитания, форм занятий и методов, адекватных поставленным задачам;
3.2.4
определять функциональное состояние, уровень физического развития и уровень подготовленности занимающихся в различные периоды возрастного развития;
3.2.5
использовать информацию физиологических методов контроля для оценки влияния физических нагрузок на индивида и вносить соответствующие коррективы в процесс занятий;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
практическими навыками исследования уровня и особенностей функционального состояния занимающихся различными видами спорта.
3.3.2
практическими навыками исследования уровня и особенностей функционального состояния занимающихся различными видами оздоровительной физической культуры.
3.3.3
навыками рационального использования учебно-лабораторного и специального оборудования, современной компьютерной техники;
3.3.4
методами проведения научных исследований в сфере профессиональной деятельности.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Адаптация к мышечной деятельности и функциональные резервы организма

 
1.1
Адаптация к мышечной деятельности и функциональные резервы организма /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

2
ОПК-1
5
0
 
1.2
Адаптация к мышечной деятельности и функциональные резервы организма /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

4
ОПК-1
5
2
 
1.3
Адаптация к мышечной деятельности и функциональные резервы организма /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

4
5
0
 
 
Раздел 2. Физиологические классификации физических упражнений и видов спорта

 
2.1
Физиологические классификации физических упражнений и видов спорта

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

4
ОПК-1
5
2
 
2.2
Физиологические классификации физических упражнений и видов спорта

/Лаб/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

2
ОПК-1
5
0
 
2.3
Физиологические классификации физических упражнений и видов спорта

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

2
ОПК-1
5
0
 
 
Раздел 3. Физиологические основы спортивной тренировки

 
стр. 6
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
3.1
Морфофункциональные основы развития и совершенствования двигательных качеств /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

2
5
0
 
3.2
Морфофункциональные основы развития и совершенствования двигательных качеств /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

6
5
2
 
3.3
Морфофункциональные основы развития и совершенствования двигательных качеств /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

4
5
0
 
3.4
Физиологическая характеристика функциональных состояний организма спортсмена /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

2
5
0
 
3.5
Физиологическая характеристика функциональных состояний организма спортсмена /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

4
5
2
 
3.6
Физиологическая характеристика функциональных состояний организма спортсмена /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

2
5
0
 
3.7
Физиологическая характеристика функциональных состояний организма спортсмена /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

7
5
0
 
3.8
Физиологические основы формирования и совершенствования двигательных навыков /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

2
5
0
 
3.9
Физиологические основы формирования и совершенствования двигательных навыков /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

4
5
2
 
3.10
Физиологические основы формирования и совершенствования двигательных навыков /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

2
5
0
 
3.11
Физиологические основы формирования и совершенствования двигательных навыков /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

6
5
0
 
3.12
Физиологическое обоснование классификации тренировочных нагрузок, принципов, методов и планирования спортивной тренировки /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

2
5
0
 
3.13
Физиологическое обоснование классификации тренировочных нагрузок, принципов, методов и планирования спортивной тренировки /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

4
5
2
 
3.14
Физиологическое обоснование классификации тренировочных нагрузок, принципов, методов и планирования спортивной тренировки /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

2
5
0
 
3.15
Физиологическое обоснование классификации тренировочных нагрузок, принципов, методов и планирования спортивной тренировки /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

4
5
0
 
 
Раздел 4. Физиологические основы специальной физической работоспособности в особых условиях внешней среды

 
4.1
Физиологические основы специальной физической работоспособности в особых условиях внешней среды /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

4
5
0
 
4.2
Физиологические основы специальной физической работоспособности в особых условиях внешней среды /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

2
5
0
 
стр. 7
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
4.3
Физиологические основы специальной физической работоспособности в особых условиях внешней среды /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

4
5
0
 
4.4
/КАтЭ/
Л1.3Л2.1

2,4
5
0
 
4.5
/Экзамен/
Л1.3Л2.1

24,6
ОПК-1
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерные вопросы к экзамену

1 Охарактеризуйте физиологию спорта как науку.

2 Объясните адаптацию к различным физическим нагрузкам. Дайте определение видов адаптации.

3 Объясните физиологические механизмы и особенности срочной адаптации к физическим нагрузкам.

4 Объясните физиологические механизмы и особенности долговременной адаптации к физическим нагрузкам.

5 Раскройте физиологические механизмы и особенности дизадаптации и реадаптации.

6 Объясните функциональные резервы организма и их классификацию.

7 Охарактеризуйте физиологические механизмы мобилизации физиологических резервов организма.

8 Объясните физиологические принципы классификации физических упражнений.

9 Дайте физиологическую характеристику динамической циклической работы максимальной зоны мощности.

10 Дайте физиологическую характеристику динамической циклической работы субмаксимальной зоны мощности.

11 Дайте физиологическую характеристику динамической циклической работы  большой зоны мощности.

12 Дайте физиологическую характеристику динамической циклической работы умеренной зоны мощности.

13 Дайте физиологическую характеристику силовых упражнений. Объясните феномен статических усилий.

14 Дайте физиологическую характеристику скоростно-силовых упражнений.

15 Дайте физиологическую характеристику прицельных упражнений.

16 Дайте физиологическую характеристику упражнений, оцениваемых в баллах.

17 Дайте физиологическую характеристику нестандартных (ситуационных) движений.

18 Объясните физиологические и биохимические основы развития быстроты. Охарактеризуйте виды быстроты.

19 Дайте физиологическое обоснование выносливости организма спортсмена. Охарактеризуйте виды выносливости.

20 Охарактеризуйте аэробные возможности спортсмена. Объясните максимальное потребление кислорода (МПК) и факторы его лимитирующие.  Дайте понятие порога анаэробного обмена (ПАНО), перечислите факторы, его лимитирующие.

21 Охарактеризуйте анаэробные возможности спортсмена и факторы, их лимитирующие. Дайте понятие максимального кислородного долга.

22 Охарактеризуйте ловкость как проявление координационных способностей нервной системы.

23 Охарактеризуйте гибкость и факторы, ее лимитирующие.

24 Объясните физиологические механизмы возникновения различных предстартовых реакций.

25 Объясните физиологическую сущность разминки.

26 Объясните физиологическую сущность врабатывания. Перечислите условия, влияющие на длительность процессов врабатывания.

27 Объясните физиологический механизм «мертвой точки» и «второго дыхания».

28 Охарактеризуйте кажущееся и истинное устойчивое состояние при динамической циклической работе.

29 Объясните теории утомления. Дайте физиологическое обоснование центрально-корковой теории утомления.

30 Объясните физиологическую сущность утомления (признаки, фазы и виды утомления).

31 Объясните физиологические особенности утомления при различных видах мышечной деятельности.

32 Охарактеризуйте переутомление и перетренированность (сущность, признаки и меры ликвидации).

33 Объясните процессы восстановления физической работоспособности спортсмена. Фазы и основные закономерности восстановительных процессов.

34 Объясните физиологическую сущность феномена И.М. Сеченова «активного отдыха», его роль в повышении работоспособности.

35 Охарактеризуйте методы и средства ускорения процессов восстановления организма.

36 Охарактеризуйте двигательный навык с позиций физиологии.

37 Охарактеризуйте стереотипность и изменчивость двигательного навыка. Объясните экстраполяцию в двигательных навыках.

38 Охарактеризуйте фазы (стадии) формирования и совершенствования двигательного навыка.

39 Обоснуйте принципы спортивной тренировки  позиций физиологии.

40 Охарактеризуйте периодизацию спортивной тренировки (обще- и специально-подготовительный, соревновательный, переходный и восстановительный периоды) с позиций физиологии.

41 Объясните физиологическую сущность тренированности. Охарактеризуйте спортивную форму как состояние высокой степени тренированности.

42 Объясните особенности протекания физиологических процессов у тренированных спортсменов в покое.

43 Охарактеризуйте реакции тренированного и нетренированного организма на дозированную физическую нагрузку.

44 Дайте физиологическую характеристику силы и методов ее развития.

45 Дайте физиологическую характеристику быстроты и методов ее развития.

46 Дайте физиологическую характеристику методов развития скоростной и силовой выносливости.

47 Дайте физиологическую характеристику общей выносливости и методы ее развития.

48 Объясните физиологические основы формирования двигательного навыка у детей и подростков.

 
стр. 8
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
49 Объясните  физиологические особенности реакции организма детей и подростков на физическую нагрузку (врабатывание, устойчивое состояние и восстановление).

50 Объясните физиологические особенности развития физических качеств у детей и подростков. Сенситивные периоды.

51 Расскажите о физиологические основы спортивного отбора детей.

52 Объясните физиологические особенности реакций организма пожилых людей на физические нагрузки.

53 Охарактеризуйте морфофункциональные особенности женского организма.

54 Дайте физиологическое обоснование спортивной тренировки женщин в различные фазы овариально-менструального цикла.

55 Объясните физиологические основы адаптации организма спортсмена к условиям высокой и низкой температуры.

56 Объясните физиологические основы адаптации организма спортсмена к пониженному парциальному давлению кислорода.

57 Охарактеризуйте работоспособность спортсмена и его биоритмы с позиций физиологии.

58 Дайте физиологическую характеристику легкоатлетического бега на различные дистанции.

59 Дайте физиологическую характеристику лыжных гонок.

60 Дайте физиологическую характеристику конькобежного спорта.

61 Дайте физиологическую характеристику плавания.

62 Дайте физиологическую характеристику спортивной гимнастики.

63 Дайте физиологическую характеристику борьбы и бокса. Нокаут.

64 Дайте физиологическую характеристику спортивных единоборств.

65 Дайте физиологическую характеристику спортивных игр.

66 Дайте физиологическое обоснование влияния средств и методов оздоровительной физической культуры на организм занимающихся.

67 Дайте физиологическое обоснование производственной гимнастики.

68 Обоснуйте влияние на организм утренних физических упражнений и специализированной зарядки спортсмена с позиций физиологии

69 Охарактеризуйте прямой и косвенный методы определения максимального определения кислорода (МПК).

70 Охарактеризуйте расчетные методы определения потребления кислорода в покое и при физической нагрузке.

71 Охарактеризуйте метод определения физической работоспособности по тесту PWC170.

72 Охарактеризуйте метод определения работоспособности организма по индексу Гарвардского степ-теста.

73 Охарактеризуйте метод определения физической работоспособности организма по пульсовой стоимости упражнения и восстановления.

74 Охарактеризуйте лабораторные методы исследования показателей системы кровообращения в покое и при физической нагрузке.

75 Охарактеризуйте лабораторные методы исследования показателей внешнего дыхания в покое и при физической нагрузке.

76 Охарактеризуйте методику графического оформления динамики физиологических показателей при экспериментальных исследованиях.

77 Охарактеризуйте расчетные методы определения потребления кислорода в покое и при физической нагрузке.

 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
Для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации используется балльно-рейтинговая система.

С целью определения уровня овладения компетенциями, закрепленными за дисциплиной, в заданные преподавателем сроки проводится текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков каждого обучающегося. Все виды текущего контроля осуществляются на практических и лабораторных занятиях. Периодичность проведения оценки осуществляется еженедельно. Первые четыре недели идет накопление знаний по дисциплине на проверку которых направлены такие оценочные средства, как словарный диктант, семинарские занятия, доклады, далее предусмотрены тестовые задания.

Для получения допуска к зачету (экзамену) по дисциплине «Физиология спорта» обучающемуся необходимо за период учебного семестра: оформить конспекты лекций, оформить в полном объеме рабочую тетрадь по дисциплине, иметь положительные оценки по контрольным опросам, подготовить и защитить реферат по предложенным темам, участвовать в обсуждении выводов; выполнить тесты на положительную оценку.

Краткая характеристика процедуры реализации текущего и промежуточного контроля:

Доклад - самостоятельная работа обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной научной темы. Тематика докладов выдается на первом занятии, выбор темы осуществляется студентом самостоятельно. Подготовка осуществляется во внеаудиторное время. Результаты озвучиваются на втором практическом занятии, регламент – 5 мин. на выступление. В оценивании результатов наравне с преподавателем принимают участие студенты группы.

Собеседование – средство контроля, организованное как беседа преподавателя с обучающимися по изучаемой теме, направленное на выяснение его объема знаний по ней.

Проводится на контрольном практическом занятии. Позволяет оценить уровень знаний студентами теоретического материала по дисциплине. Может осуществляться на бумажных носителях по вариантам. Количество вопросов в каждом варианте – 2-4. Отведенное время на подготовку – 60 мин.

Экзамен проводится в заданный срок, согласно графику учебного процесса.

 
Посещение лекции (с конспектом лекции)

5.4. Перечень видов оценочных средств
 
стр. 9
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
Работа на лабораторном занятии

Работа на практическом занятии

Выполнение аудиторной самостоятельной работы (формулирование выводов по практическому занятию, заполнение таблиц с контрольными вопросами)

Доклад на индивидуальную тему

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Теоретическая подготовка к занятию

Выполнение индивидуального задания по составлению плана УТЗ

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Караулова Л. К., Красноперова Н. А., Расулов М. М.
Физиология физического воспитания и спорта: учебник для студ. учреждений высш. образования
М.: Издат. центр «Академия», 2014
 
Л1.2
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник : учебник
М. : Сов. спорт, 2018
 
Л1.3
Чинкин А.С., Назаренко А.С.
Физиология спорта: учеб. пособие
М.: Спорт, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Черапкина Л.П., Тристан В.Г.
Физиология спорта (на примере хоккея): пособие
Омск: СибГУФК, 2006
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Якубовская И.А., Петрушкина Н.П.
Словарь по физиологии: учеб.- метод. пособие
Челябинск: УралГУФК, 2010
 
Л3.2
Петрушкина Н.П., Макунина О.А., Якубовская И.А., Сурина- Марышева Е.Ф., Пустозеров А.И.
Рабочая тетрадь (практикум) по физиологии человека: учеб.- метод. пособие
Челябинск: УралГУФК, 2014
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
1 Программное обеспечение программно-аппаратного комплекса «ПсихоТест», производства ООО «НейроСофт», г. Иваново.
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
1 http: // elibrary.uralgufk.ac.ru / электронный каталог УралГУФК
6.3.2.2
2 http: //www.fiziolive.ru/html/fiz/statii/nervous system.htm – оценка функционального состояния нервных процессов спортсменов
6.3.2.3
3 http://lib.sportedu.ru/Catalog.idc –  электронный каталог Центральной отраслевой библиотеки по физиче¬ской культуре и спорту
6.3.2.4
4 http/lib.sportedu.ru/Press/TREK –  сайт научно–методического журнала «Теория и практика физической кульутры»
6.3.2.5
5 http://www.teoriya.ru –  научный портал
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Программно-аппаратный комплекс «ПсихоТест», производства ООО «НейроСофт» г. Иваново;
7.2
Монитор дыхания и газообмена МАРГ, производства ООО «Микролюкс», г. Челябинск;
7.3
Беговая дорожка (тредбан);
7.4
Велоэргометр;
7.5
Степ-платформы высотой 0.33, 0.40, 0,45 и 0,5 м.;
7.6
Пульсоксиметр МАРГ, производства ООО «Микролюкс», г. Челябинск;
7.7
Волюметр;
7.8
Спирометр;
7.9
Динамометры кистевые;
7.10
Секундомеры электронные;
 
стр. 10
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
7.11
Расходные материалы (спирт, вата).
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В преподавании дисциплины используется весь арсенал УМК, активизирующий и стимулирующий деятельность обучающихся

– логически продуманный цикл лекций и практических занятий, связанных с будущей профессиональной деятельностью бакалавра;

– разнообразие форм учебных занятий (практические занятия, учебно-исследовательская работа, дискуссии);

– имеется учебно-методическое обеспечение каждого занятия (практикум, необходимый в том числе, для проведения индивидуальной и групповой диагностики и  самодиагностики);

– разработана система заданий для самостоятельной работы, включающая индивидуальные и групповые задания;

– разработана система заданий для самоконтроля и контроля;

– созданы презентации (визуальное представление) по всем темам курса;

– на кафедре есть аудитория, имеющая оборудование (компьютер с проектором) для представления данных презентаций.

В преподавании дисциплины используются следующие современные образовательные технологии: проблемного обучения, обучения в сотрудничестве (учебно-исследовательская работа в группах), актуализации мотивационного потенциала образовательной среды, рейтинга учебных достижений.

Учебная работа проводится в форме лекций, лабораторных занятий, а также самостоятельной работы студентов. При прохождении курса должны быть освоены следующие разделы программного материала: теоретический, практический (лабораторный и практический), самостоятельная работа.

Теоретические знания студенты получают на лекциях. Этот раздел предполагает изучение основ физиологии спорта с выделением базовых положений, необходимых для дальнейшего формирования компетенций бакалавра физической культуры.

Практические навыки студенты получают на практических и лабораторных занятиях. Студенты осваивают методики исследования и оценки функционального состояния человека при выполнении различных видов физических нагрузок, а также уровня функциональных резервов отдельных систем и целостного организма занимающихся различными видами физической культуры и спорта, а также оздоровительной физической культурой.

Самостоятельная работа студента состоит в подготовке научно-исследовательской работы в виде курсового проекта, что формируют навыки работы с литературными источниками, научное мировоззрение будущего бакалавра физической культуры. В ходе выполнения самостоятельных заданий в виде ответов на контрольные вопросы студенты закрепляют и совершенствуют знания, полученные во время лекционных, практических и лабораторных занятий. В результате составления плана учебно-тренировочных занятий на микроцикл с различным контингентом спортсменов у студентов формируются навыки планирования, выбора форм, средств и методов спортивной тренировки в зависимости от морфофункциональных и половых особенностей контингента занимающихся физической культурой и спортом.

Не менее 20% аудиторных занятий проводится с использованием интерактивных технологий, таких как учебно-исследовательская работа в малых группах, дискуссия, решение ситуативных задач.

Для текущего и промежуточного контроля результатов обучения используется балльно-рейтинговая система. Минимальное значение рейтинговой оценки, набранной студентом по результатам текущего контроля по всем видам занятий дисциплины, при которой студент допускается к сдаче экзамена – 40 баллов. В случае, если к моменту проведения зачета студент набирает 80 и более баллов они могут быть выставлены ему в виде поощрения в ведомость и зачетную книжку без процедуры принятия экзамена, но только в день экзамена.