2020-2021_z49_04_01 19 ТФКиТФВ_plx_История и методология науки_Теория физической культуры и технология физического воспитания
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Социально-гуманитарных наук
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История и методология науки
______________ 2020 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
z49.04.01 19 ТФКиТФВ.plx

49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Теория физической культуры и технология физического воспитания"

А. В. Окишор
магистр
Квалификация
 
экзамены 1
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
6,6
самостоятельная работа
83
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
12
12
12
12
Контактные часы на аттестацию
2,4
2,4
2,4
2,4
В том числе инт.
6
6
6
6
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
18,4
18,4
18,4
18,4
Сам. работа
83
83
83
83
Часы на контроль
6,6
6,6
6,6
6,6
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z49.04.01 19 ТФКиТФВ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.п.н., Зав. Каф., Л. А. Липская _________________
 
к.п.н., Руководитель ООП, Л. В. Пигалова _________________
Рецензент(ы):
 
История и методология науки
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 944)
 
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Теория физической культуры и технология физического воспитания"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
 
Протокол от __ __________ 2020 г.  №  __  

Срок действия программы: 2019-2021 уч.г.

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: z49.04.01 19 ТФКиТФВ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2022 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: z49.04.01 19 ТФКиТФВ.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Освоение магистрантами теоретических знаний по истории и методологии науки, изучение специфики методологии и актуальной проблематики современных научных исследований в области физической культуры и спорта; овладение практическими умениями и навыками организации научно-исследовательской деятельности в области физической культуры и спорта с использованием традиционных и новейших подходов и методов; формирование научного мировоззрения и воспитание культуры мышления.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дисциплина «История и методология  науки» основывается на знаниях, полученных при изучении дисциплин ООП бакалавриата «Социология физической культуры», «Философия», «История физической культуры», «Теория и методика физической культуры», а также дисциплины ООП магистратуры «Философские и социальные проблемы физической культуры».
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная практика "научно-исследовательская работа"
2.2.2
Подготовка  к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
Знать:
 
Уровень 1
Демонстрирует сформированные, с некоторыми пробелами, знания основных аспектов системного подхода и методов сбора и систематизации научно-методической информации; знает основные тенденции развития науки
 
Уровень 2
Демонстрирует уверенные знания основных аспектов системного подхода и методов сбора и систематизации научно-методической информации для определения приоритетов в организациях физической культуры и спорта; анализирует тенденции развития науки, выявляет их  взаимосвязь со сферой физической культуры и спорта
 
Уровень 3
Обладает глубокими знаниями и пониманием системного подхода для осуществления критического анализа проблемных ситуаций и выработки стратегии действий;  структурированной системой методов сбора и систематизации научно-методической информации для определения приоритетов в организациях физической культуры и спорта; оценивает тенденции развития науки, анализирует и объясняет их взаимосвязь со сферой физической культуры и спорта
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
В целом успешно применяет методы сбора и систематизации научно-методической информации; допускает неточности в применении системного подхода для решения поставленных задач; затрудняется осуществлять критический анализ и синтез информации
 
Уровень 2
Умеет применять системный подход для решения поставленных задач;  методы сбора и систематизации научно-методической информации для определения приоритетов в организациях физической культуры и спорта;  осуществлять критический анализ и синтез информации
 
Уровень 3
Ставит и решает задачи, применяя системный подход;  умеет определять приоритеты в организациях физической культуры и спорта, оперируя методами сбора и систематизации научно-методической информации; уверенно осуществляет критический анализ и синтез информации, обосновывает выдвигаемые предположения и принимаемые решения
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Имеет определенный опыт применения системного подхода для решения поставленных задач
 
Уровень 2
Имеет опыт осуществления критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода
 
Уровень 3
Осуществляет критический анализ и прогнозирует развитие проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывает стратегию действий, в том числе в сфере физической культуры и спорта
 
 
 
ОПК-8: Способен проводить научные исследования по разрешению проблемных ситуаций в области физической культуры и спорта с использованием современных методов исследования, в том числе из смежных областей знаний
 
Знать:
 
Уровень 1
Сформированные, но не систематизированные знания теоретических основ и технологий научно-исследовательской деятельности; методов научно-исследовательской деятельности; порядка составления и оформления научной работы
 
Уровень 2
Демонстрирует знание и понимание теоретических основ, методологии и технологий научно-исследовательской деятельности в области физической культуры и спорта; методов научно-
 
стр. 5
УП: z49.04.01 19 ТФКиТФВ.plx
 
исследовательской деятельности; разновидностей экспериментов по целевой установке; правильное понимание алгоритма логической интерпретации полученных результатов исследования, порядка составления и оформления научной работы
 
Уровень 3
Уверенно оперирует знанием теоретических основ, методологии и технологий научно-исследовательской деятельности в области физической культуры и спорта; применяет на практике необходимые методы научно-исследовательской деятельности и разновидности экспериментов по целевой установке; применяет алгоритм логической интерпретации полученных результатов исследования, грамотно составляет и оформляет научную работу
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
В целом умеет работать с научными, научно-методическими и учебно-методическими материалами для выделения научной проблемы; умеет проводить сравнительный анализ данных; испытывает затруднения при разработке программы научного исследования в области физической культуры и спорта
 
Уровень 2
Проводит критический анализ научных, научно-методических и учебно-методических материалов для выделения научной проблемы; проводит сравнительный анализ, интерпретацию и упорядочивание данных; умеет разрабатывать программу научного исследования в области физической культуры и спорта; определяет диагностический инструментарий для решения поставленных задач; способен формулировать результаты и представлять результаты научного исследования, в научных изданиях и (или) на научно-практических и научно-методических мероприятиях
 
Уровень 3
Выделяет научную проблему на основе критического анализа научных, научно-методических материалов; уверенно проводит сравнительный анализ данных; разрабатывает программу научного исследования в области физической культуры и спорта;

умеет разрабатывать собственный диагностический инструментарий для решения поставленных задач; формулирует результаты, дает оценку и разрабатывает практические рекомендации; представляет результаты научного исследования, в научных изданиях и (или) на научно-практических и научно-методических мероприятиях

 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Имеет опыт изучения передового опыта руководства тренировочным и соревновательным процессом в виде спорта; выполнения научно-исследовательской работы в области физической культуры и спорта
 
Уровень 2
Имеет опыт: изучения и анализа передового опыта руководства тренировочным и соревновательным процессом в виде спорта; выполнения научно-исследовательской работы по разрешению проблемных ситуаций в области физической культуры и спорта;

публичной защиты результатов собственных исследований

 
Уровень 3
Имеет опыт самостоятельного изучения, анализа и применения в собственной практике передового опыта руководства тренировочным и соревновательным процессом в виде спорта;

проектирования, проведения и выполнения научно-исследовательской работы по разрешению проблемных ситуаций в области физической культуры и спорта с использованием современных методов исследования;

публичной защиты результатов собственных исследований, участия в научной дискуссии

 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
ИУК-1.1 основные аспекты системного подхода; тенденции развития науки и их взаимосвязь их со сферой физической культуры и спорта, методы сбора и систематизации научно-методической информации для определения приоритетов в организациях физической культуры и спорта
3.1.2
ИОПК-8.1 теоретические основы, методологию и технологии научно-исследовательской деятельности в области физической культуры и спорта; методы научно-исследовательской деятельности; разновидности экспериментов по целевой установке; алгоритм логической интерпретации полученных результатов исследования, порядок составления и оформления научной работы
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
ИУК-1.2 применять системный подход для решения поставленных задач; применять методы сбора и систематизации научно-методической информации для определения приоритетов в организациях физической культуры и спорта; осуществлять критический анализ и синтез информации
3.2.2
ИОПК-8.2 проводить критический анализ научных, научно-методических материалов для выделения научной проблемы; разрабатывать программу научного исследования в области физической культуры и спорта; разрабатывать собственный диагностический инструментарий; проводить сравнительный анализ данных; формулировать результаты, разрабатывать практические рекомендации; представлять результаты научного исследования, в научных изданиях и (или) на научно-практических и научно-методических мероприятиях
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
ИУК-1.3 осуществления критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода, выработки стратегий действий, в том числе в сфере физической культуры и спорта
 
стр. 6
УП: z49.04.01 19 ТФКиТФВ.plx
 
3.3.2
ИОПК-8.3 изучения и анализа передового опыта руководства тренировочным и соревновательным процессом в виде спорта; выполнения научно-исследовательской работы по разрешению проблемных ситуаций в области физической культуры и спорта с использованием современных методов исследования; публичной защиты результатов собственных исследований, участия в научной дискуссии
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 1 История науки

 
1.1
1. История науки /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-1 ОПК-8
1
0
Понятие науки, специфика научного знания, «картина мира», «научная революция».

Генезис науки, наука в культуре современной цивилизации.

Эволюция философско-методологических концепций, современные научные парадигмы.

История развития социально-гуманитарных наук.

История развития наук о физической культуре и спорте.

 
1.2
Понятие науки, специфика научного знания, «картина мира», «научная революция». Генезис науки, наука в культуре современной цивилизации. Эволюция философско-методологических концепций, современные научные парадигмы /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-1
1
0
 
1.3
Понятие науки, специфика научного знания, «картина мира», «научная революция». Генезис науки, наука в культуре современной цивилизации. Эволюция философско-методологических концепций, современные научные парадигмы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

18
УК-1
1
0
Подготовка к практическому занятию. Решение тестов
 
1.4
История развития социально-гуманитарных наук. История развития наук о физической культуре и спорте /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-1 ОПК-8
1
2
 
1.5
История развития социально-гуманитарных наук. История развития наук о физической культуре и спорте /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

16
УК-1 ОПК-8
1
0
Подготовка к практическому занятию. Решение тестов
 
 
Раздел 2. 2 Методология науки

 
2.1
2. Методология науки /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-1 ОПК-8
1
0
Структура и уровни методологии научного познания.

Логика как наука, законы логики.

Методы научного познания.

Методология и методы социально-гуманитарного исследования.

Методология и современная проблематика науки в области физической культуры и спорта.

 
2.2
Структура и уровни методологии научного познания /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-1
1
0
 
2.3
Структура и уровни методологии научного познания /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

11
УК-1
1
0
Подготовка к практическому занятию. Решение тестов
 
2.4
Логика как наука, законы логики /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-1
1
0
 
стр. 7
УП: z49.04.01 19 ТФКиТФВ.plx
 
2.5
Логика как наука, законы логики /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

12
УК-1
1
0
Подготовка к практическому занятию. Решение тестов
 
2.6
Методы научного познания. Методология и методы социально-гуманитарного исследования /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-1 ОПК-8
1
2
 
2.7
Методы научного познания. Методология и методы социально-гуманитарного исследования /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

14
УК-1 ОПК-8
1
0
Подготовка к практическому занятию. Решение тестов
 
2.8
Методология и современная проблематика науки в области физической культуры и спорта /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-1 ОПК-8
1
2
 
2.9
Методология и современная проблематика науки в области физической культуры и спорта /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

12
УК-1 ОПК-8
1
0
Подготовка к практическому занятию. Решение тестов
 
2.10
/ОЗОКАтЭ/

2,4
1
0
 
2.11
/Экзамен/

6,6
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу «История и методология науки»:

1. Особенности науки как формы познания. Наука в культуре техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука.

2. Наука как социальный институт. Роль науки в современном образовании и формировании личности.  Этика науки.

3. Проблема возникновения науки. Преднаука и наука.

4. Специфика классической науки в Новое время (Г. Галилей, И. Ньютон, Р. Декарт.). Становление социальных и гуманитарных наук в Новое время.

5. Неклассическая наука на рубеже ХΙХ – ХХ веков. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов.

6. Логические основы научного исследования.

7. Эмпирический уровень научного исследования. Наблюдение и эксперимент. Теоретический уровень научного исследования.

8. Структура оснований науки. Идеалы и нормы исследования. Научная картина мира. Стиль научного мышления.

9. Объяснение и предвидение как функции науки. Понимание в социальных и гуманитарных науках.

10. Историческая философия науки Т. Куна.

11. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

12. Концепция философии науки П. Фейерабенда.

13. Основные этапы становления наук об обществе, культуре и человеке. Современные направления и перспективы развития социально-гуманитарных наук.

14. Природа ценностей. Оценочные суждения в социально-гуманитарных науках. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике.

15. Роль аналогии в научном познании.

16. Моделирование в науке.

17. Структура и функции научной теории. Проблема истины в научном познании.

18. Идеалы и нормы научного познания. Научная картина мира и стиль научного мышления.

19. Значение термина «логика». Логика в системе наук. Структура логики. Значение логики в научном познании и профессиональной практике.

20. Абстрактное мышление. Формы логического мышления.

21. Виды понятий. Понятие формального мышления и формальная логика. Понятие как форма логического мышления. Отношения между понятиями.

22. Определение понятий. Определение понятия «логика».

23. Общая характеристика суждения. Виды и логические свойства простых суждений.

 
стр. 8
УП: z49.04.01 19 ТФКиТФВ.plx
 
24. Логический закон. Законы логики и их роль в познании. Закон достаточного основания. Его роль в научном познании.

25. Закон тождества его применение в логических операциях. Закон противоречия и его логическое значение. Закон исключѐнного третьего. Его применение в логике.

26. Интерпретация научных данных с применением законов логики. Действия законов логики в сфере физической культуры и спорта.

27. Логика развития научной теории. Гипотеза и теория. Гипотеза как форма развития знаний.

28. Понятие рабочей гипотезы. Условие отбора предпочтительных гипотез. Проверка гипотезы в ходе оценивания результатов деятельности. Приведение различных гипотез развития физической культуры и спорта.

29. Условия отбора предпочтительных гипотез в научно-исследовательской деятельности в сфере ФКиС. Роль гипотезы в научном познании.

30. Доказательство. Прямое и косвенное доказательства. Правила доказательства и опровержения. Формулировка и развитие проблем. Проблемы физической культуры и спорта

 
5.2. Темы письменных работ
Данный вид работ программой не предусмотрен
 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
Тестовые задания; практическое задание (разработка программы научного исследования по теме ВКР); теоретические вопросы
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Канке В. А.
История, философия и методология социальных наук: учебник для магистров
М. : Юрайт, 2019
 
Л1.2
под ред. Б. И. Липского
История и методология науки: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры
М. : Юрайт, 2019
 
Л1.3
Воронков Ю. С., Медведь А. Н., Уманская Ж. В.
История и методология науки: учебник
М. : Юрайт, 2019
 
Л1.4
Князева Е. Н.
Философия науки. Междисциплинарные стратегии исследований : учебник для бакалавриата и магистратуры
М. : Юрайт, 2019
 
Л1.5
Яскевич Я. С.
Философия и методология науки: учебник для бакалавриата и магистратуры
М. : Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Столяров В.И., Передельский А.А., Башаева М.М.
Современные проблемы наук о физической культуре и спорте. Философия спорта: учебник
М.: Сов. спорт, 2015
 
Л2.2
Багдасарьян, Н. Г. [и др.] ; под общ. ред.  Н. Г. Багдасарьян
История, философия и методология науки и техники: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры
М. : Юрайт, 2017
 
Л2.3
Лебедев, С.А.
Методология научного познания: учебник
М.: Юрайт, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Портал научной литературы: учебники по философии науки. [Электронный ресурс]. – URL: http://scibook.net/filosofiya-nauki.html
 
Э2
Электронная библиотека Института Философии Российской Академии Наук. [Электронный ресурс]. – URL: https://iphras.ru/elib.htm
 
Э3
Архив журнала «Теория и практика физической культуры». [Электронный ресурс]. – URL: http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/
 
Э4
Архив журнала «Физическая культура: образование, воспитание, тренировка». [Электронный ресурс]. – URL: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/
 
Э5
Электронная библиотека Гумер – книги, учебники: методология науки. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php?q=методология%20науки
 
Э6
Электронная библиотека Гумер – книги, учебники: философия. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
 
стр. 9
УП: z49.04.01 19 ТФКиТФВ.plx
 
6.3.1.2
LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux:
6.3.1.3
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
6.3.1.4
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций
6.3.1.5
Libre Оffice Сalc – программа для работы с электронными таблицами
6.3.1.6
Mozilla Firefox – интернет обозреватель
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний. – Режим доступа : https://www.ebsco.com/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Занятия проводятся в аудиториях:
7.2
2-405: Трибуна настольная - 1 шт; Стол компьютерный угловой - 1 шт; Стол письменный - 1 шт; Стол-приставка - 1 шт; К-т парта 2 стула - 12 шт; Доска классная - 1 шт; Шкаф-витрина - 2 шт; Жалюзи - 2 шт; Стул - 2 шт; Компьютер - 1 шт; Монитор - 1 шт; экран - 1 шт; Проектор - 1 шт.
7.3
1-41: Компьютер – 1; Монитор – 1; Проектор – 1; Экран – 1; Парта: 40 шт; Доска классная трёхстворчатая: 1 шт; Жалюзи: 4 шт; Стол 2х тумбовый: 1 шт; Стул: 3 шт.
7.4
2-210: Шкаф закрытый: 1 шт; Стол 2 местный: 4 шт; Стол 3 местный: 5 шт; Полка стеклянная навесная: 7 шт; Стул: 24 шт; Жалюзи: 2 шт.; Компьютер: 1 шт; Монитор: 1 шт; Экран: 1 шт; Проектор: 1 шт.
7.5
2-114: Тумба угловая: 1 шт; Жалюзи: 4 шт; Стул: 36 шт; Доска: 1 шт; Стол письмен. компьютерный: 1 шт; Стол ученический: 28 шт; Стол: 9 шт; Стул ученический:36 шт; К-т парта 2 стула: 1 шт; Проектор Beng Projector МР575 с экраном: 1 шт; Компьютер Celeron: 1 шт; Монитор: 1 шт; Экран: 1 шт; Проектор: 1 шт. 
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций

Преподавателем осуществляется текущий контроль за посещаемостью магистрантами аудиторных занятий и выполнением им творческих заданий, тестов.

Формы и виды текущего контроля и самостоятельной работы по дисциплине:

Устные доклады и сообщения ‒ это традиционная для практических занятий форма работы становится более эффективной, если практикуется организация содокладов, дополнений, оппонирования тех или иных высказанных идей и/или положений.

Проведение дискуссий по различным проблемам естественных и гуманитарных наук, которые подразумевают написание магистрантами тезисов, рефератов по предложенной тематике. Магистранты не только делают устные доклады, но и задают группе вопросы, что благоприятствует возникновению оживлённого обмена мнениями.

Диспут. Участие каждого слушателя предполагает тщательную предварительную подготовку всей группы по заранее определённой дискуссионной проблеме. Для повышения активизации внимания магистрантов рекомендуется подготовка докладов (сообщений) с изложением различных точек зрения по обозначенной проблеме. Основным этапом в подготовке к диспуту, является самостоятельная работа над первоисточниками, специальной научной литературой, рекомендованной к занятию. Диспут предполагает подготовку хорошо продуманных и чётко сформулированных дополнительных вопросов, акцентирующих внимание на основных и противоречивых моментах рассматриваемой темы.

Исследовательский метод организации обучения на основе поисковой, самостоятельной познавательной деятельности магистрантов в процессе решения предлагаемых познавательных и практических задач.

Тестирование, используемое в процессе контроля знаний на практических занятиях, позволяющие проверить текущие знания по пройденным темам. Цель тестовых заданий состоит в развитии умения магистрантов выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные связи, признаки и причины разных явлений и процессов.

Эссе. Одним из видов самостоятельной работы является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объёмом до 4-х страниц текста, посвящённое какой-либо значимой классической либо современной философской или научной проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме экзамена, который включает защиту программы научного исследования по теме выпускной квалификационной работы магистранта.

Программа исследования должна включать:

1) Тема работы;

2) Проблема в виде противоречия (одно предложение);

3) Цель исследования;

4) Объект исследования;

5) Задачи исследования;

6) Гипотеза исследования;

 
стр. 10
УП: z49.04.01 19 ТФКиТФВ.plx
 
7) Методологическая основа исследования (концептуальные идеи и фундаментальные исследования);

8) Методы исследования;

9) Научная новизна;

10) Теоретическая и практическая значимость исследования.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Программой дисциплины предусмотрено самостоятельное изучение содержания всех тем каждым магистрантом. Для этого магистранты должны в соответствии с тематическим планом дисциплины, подготовиться к каждому практическому занятию, используя для этого книги из основного и дополнительного списка литературы. При этом:

– следует тщательно проработать соответствующую тему по основной и дополнительной литературе, рекомендованной в плане практического занятия, а также поработать с учебно-методическими материалами по дисциплине;

– не следует ограничиваться одним информационным источником, необходимо знакомиться с оригинальными текстами, хотя бы во фрагментах; необходимо обращаться к словарям и энциклопедиям, находить определения основных понятий темы;

– следует провести самостоятельный поиск материала, включая ресурсы Интернета (не только рекомендованные сайты), периодику;

– следует не только выявить для себя различные аспекты предложенной проблемы, но разнообразные подходы и множественные варианты и способы её решения;

– при подготовке по теме практического занятия докладов и сообщений можно использовать как классическую форму, так и презентации.