2020-2021_49_03_01 20 ФО_plx_Химия в физической культуре_Физкультурное образование
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Биохимии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Химия в физической культуре
______________ 2020 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 20 ФО.plx

49.03.01 Физическая культура Профиль "Физкультурное образование"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
экзамены 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
24,6
самостоятельная работа
33
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
18 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Лабораторные
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Контактные часы на аттестацию
2,4
2,4
2,4
2,4
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
50,4
50,4
50,4
50,4
Сам. работа
33
33
33
33
Часы на контроль
24,6
24,6
24,6
24,6
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.03.01 20 ФО.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., Зав. кафедрой, Н. М. Григорьева _________________
 
к.п.н., Руководитель ООП, Р. Х. Аминов _________________
Рецензент(ы):
 
Химия в физической культуре
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура Профиль "Физкультурное образование"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
 
Протокол от __ __________ 2020 г.  №  __  

Срок действия программы: 2020-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Н. М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.03.01 20 ФО.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н. М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н. М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н. М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2022 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н. М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 20 ФО.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Формирование знаний в области химии и химических основ жизнедеятельности; формирование современного научного мировоззрения на основе изучения закономерностей функционирования химических систем; развитие культуры мышления, способности анализировать и систематизировать информацию для решения поставленных задач. Воспитательными задачами является формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.07
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Базовые знания в области химии и биологии (среднее образование)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Технология планирования в сфере физической культуры и спорта
2.2.2
Теоретико-методические основы спортивного отбора
2.2.3
Инновационные подходы в построении спортивной тренировки (по этапам)
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-1: Способен  разрабатывать программно-методическое обеспечение реализации образовательной программы с использованием базовых знаний в области смежных наук
 
Знать:
 
Уровень 1
Имеет общие представления о строении и свойствах веществ, о классах неорганических и органических веществ
 
Уровень 2
Имеет современные представления о строении атомов и молекул;  о химической сущности процессов жизнедеятельности; знает основные классы бионеорганических и биоорганических соединений организма
 
Уровень 3
Имеет современные представления о строении веществ; знает строение и свойства веществ организма; понимает структуру и закономерности функционирования химических систем организма
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет сопоставлять строение и свойства веществ; в общем виде описывать влияние факторов среды на скорость и характер протекания химических процессов 
 
Уровень 2
Анализирует и сопоставляет взаимосвязь между строением и свойствами веществ, использует знание химических закономерностей для объяснения реакционной способности веществ 
 
Уровень 3
Умеет оценивать влияние различных факторов на строение, физико-химические и химические свойства биоорганических соединений организма, на состояние кислотно-основной, электролитной, окислительно-восстановительной и других химических систем организма
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет химической терминологией, элементарными навыками работы в химической лаборатории
 
Уровень 2
Владеет методами качественного определения биоорганических веществ в исследуемых пробах, имеет представление о биохимических показателях, используемых в тренировочном процессе
 
Уровень 3
Владеет навыками качественного и количественного анализа; знает основные биохимические показатели, используемые в тренировочном процессе
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
нормативные документы, теоретические основы, принципы, технологию проектирования программно-методического обеспечения реализации образовательных программ с использованием базовых знаний в области смежных наук.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проектировать программно-методическое обеспечение реализации образовательных программ с использованием базовых знаний в области смежных наук.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
опытом проектирования программно-методического обеспечения реализации образовательных программ с использованием базовых знаний в области смежных наук.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
стр. 5
УП: 49.03.01 20 ФО.plx
 
Раздел 1. Строение атомов и молекул, типы химических связей

 
1.1
Строение атомов и молекул, типы химических связей /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.12

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
2
0
 
1.2
Вводное занятие. Основные понятия и законы химии /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.12 Л2.13 Л2.14

Э1 Э2

2
ПК-1
2
0
 
1.3
Строение атома, типы химических связей /Пр/
Л1.2Л2.6 Л2.8 Л2.13 Л2.14

Э1 Э2

2
ПК-1
2
0
 
1.4
Строение атомов и молекул /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.12 Л2.13 Л2.14

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1
2
0
 
 
Раздел 2. Химические реакции и факторы, определяющие их скорость

 
2.1
Химические реакции и факторы, определяющие их скорость /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.12 Л2.13 Л2.14

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
2
0
 
2.2
Изучение влияния концентрации реагирующих веществ и температуры на скорость химической реакции /Лаб/
Л1.2Л2.1 Л2.4 Л2.6 Л2.8 Л2.9 Л2.13 Л2.14

Э1 Э2

2
ПК-1
2
0
 
2.3
Изучение влияния катализаторов на скорость химической реакции. Смещение химического равновесия /Лаб/
Л1.2Л2.1 Л2.4 Л2.6 Л2.8 Л2.9 Л2.13 Л2.14

Э1 Э2

2
ПК-1
2
0
 
2.4
Химические реакции и факторы, определяющие их скорость /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.12 Л2.13 Л2.14

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1
2
0
 
 
Раздел 3. Растворы и дисперсные системы

 
3.1
Растворы и дисперсные системы /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.11 Л2.12 Л2.13 Л2.14

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
2
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 20 ФО.plx
 
3.2
Общие свойства растворов /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.11 Л2.12 Л2.13 Л2.14

Э1 Э2

2
ПК-1
2
0
 
3.3
Растворы и дисперсные системы /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.12

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1
2
0
 
3.4
Растворы электролитов /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.12 Л2.13 Л2.14

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
2
0
 
3.5
Растворы электролитов /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.11 Л2.12 Л2.13 Л2.14

Э1 Э2

2
ПК-1
2
0
 
3.6
Определение активной реакции среды. Исследование свойств буферных растворов /Лаб/
Л1.2Л2.1 Л2.4 Л2.6 Л2.8 Л2.9 Л2.13 Л2.14

Э1 Э2

2
ПК-1
2
2
групповое обсуждение
 
3.7
Растворы электролитов /Ср/
Л1.2Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.12 Л2.13 Л2.14

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1
2
0
 
 
Раздел 4. Биоорганические вещества и их свойства

 
4.1
Органические соединения /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3 Л2.6 Л2.10 Л2.14

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
2
0
 
4.2
Строение органических соединений /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3 Л2.4 Л2.6 Л2.10 Л2.11 Л2.14

Э1 Э2

2
ПК-1
2
0
 
4.3
Свойства органических соединений с различными функциональными группами /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.6 Л2.10 Л2.14

Э1 Э2

2
ПК-1
2
0
 
4.4
Органические соединения /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3 Л2.4 Л2.6 Л2.11 Л2.14

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1
2
0
 
стр. 7
УП: 49.03.01 20 ФО.plx
 
4.5
Углеводы /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.3 Л2.6 Л2.10 Л2.14

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
2
0
 
4.6
Химические свойства углеводов /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.3 Л2.4 Л2.6 Л2.10 Л2.14

Э1 Э2

2
ПК-1
2
0
 
4.7
Химические свойства углеводов /Лаб/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.6 Л2.10 Л2.14

Э1 Э2

2
ПК-1
2
0
 
4.8
Углеводы /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.3 Л2.4 Л2.6 Л2.10 Л2.14

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1
2
0
 
4.9
Липиды /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.3 Л2.6 Л2.10 Л2.14

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
2
0
 
4.10
Химические свойства липидов /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.3 Л2.4 Л2.6 Л2.10 Л2.14

Э1 Э2

2
ПК-1
2
0
 
4.11
Свойства липидов /Лаб/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.6 Л2.10 Л2.14

Э1 Э2

2
ПК-1
2
0
 
4.12
Липиды /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.3 Л2.4 Л2.6 Л2.10 Л2.14

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1
2
0
 
4.13
Белки и нуклеиновые кислоты /Лек/
Л1.1Л2.3 Л2.6 Л2.10 Л2.14

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1
2
0
 
4.14
Свойства белков и нуклеиновых кислот /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.3 Л2.4 Л2.6 Л2.10 Л2.14

Э1 Э2

2
ПК-1
2
0
 
4.15
Химические свойства белков /Лаб/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.6 Л2.10 Л2.14

Э1 Э2

2
ПК-1
2
0
 
4.16
Определение состава нуклеопротеинов /Лаб/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.6 Л2.10 Л2.14

Э1 Э2

2
ПК-1
2
2
групповое обсуждение
 
стр. 8
УП: 49.03.01 20 ФО.plx
 
4.17
Белки и нуклеиновые кислоты /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.3 Л2.4 Л2.6 Л2.10 Л2.14

Э1 Э2 Э3

5
ПК-1
2
0
 
4.18
/КАтЭ/
Л2.6

2,4
2
0
 
4.19
/Экзамен/
Л2.6

24,6
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1 Современные представления о строении атома. Краткая характеристика протонов, нейтронов и электронов. Массовое число.

2 Строение электронной оболочки атома. Основные положения квантовой механики. Атомные орбитали. Электронные слои.

3 Периодический закон (современная формулировка). Связь электронного строения атома с положением элемента в Периодической системе. Основные характеристики атомов элементов: радиус атома, энергия ионизации, энергия сродства к электрону, относительная электроотрицательность. Изменение свойств атомов элементов в периодах и подгруппах таблицы Д.И. Менделеева по мере увеличения атомной массы.

4 Химическая связь. Энергия и длина химической связи. Валентность. Виды химических связей.

5 Краткая характеристика ковалентной связи. Способы перекрывания атомных орбиталей при образовании связей (σ- и π-связи). Кратные связи. Полярные и неполярные связи.

6 Краткая характеристика ионной и металлической связи. Межмолекулярные взаимодействия. Водородные связи. Ван-дер-ваальсовы силы притяжения.

7 Понятия элементарной и сложной химической реакции. Молекулярность реакции, виды молекулярности. Механизм реакции, лимитирующая стадия. Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.

8 Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Закон действующих масс. Константа скорости реакции и факторы, влияющие на её величину. Кинетическое уравнение реакции. Порядок реакции.

9 Зависимость скорости химических реакций от температуры. Правило Вант-Гоффа. Теория активных столкновений. Энергия активации. Уравнение Аррениуса.

10 Влияние катализаторов на скорость химических реакций. Механизм каталитических реакций. Гомогенный и гетерогенный катализ. Ингибиторы. Ферменты.

11 Обратимые химические реакции. Химическое равновесие. Константа химического равновесия и факторы, влияющие на её величину. Смещение химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Влияние на состояние равновесия изменения концентрации реагентов, температуры, давления, добавления катализаторов.

12 Растворение как физико-химический процесс. Понятие сольватации (гидратации). Вода как растворитель. Строение молекулы воды. Гидрофильные, гидрофобные и амфифильные вещества. Способы выражения концентрации раствора (массовая доля, молярная концентрация). Факторы, влияющие на растворимость веществ.

13 Диффузия и осмос. Осмотическое давление растворов. Уравнение Вант-Гоффа для осмотического давления. Изотонические, гипер- и гипотонические растворы.

14 Дисперсные системы. Классификация систем с жидкой дисперсионной средой по размеру частиц дисперсной фазы (примеры систем). Краткая характеристика этих систем: характеристика частиц дисперсной фазы, способность частиц проходить через мембраны, оптические свойства систем.

15 Сравнительная характеристика устойчивости истинных растворов, коллоидных растворов и взвесей (суспензий и эмульсий). Влияние электролитов на устойчивость гидрофильных и гидрофобных коллоидных растворов. Механизм стабилизации эмульсий.

16 Электролиты. Электролитическая диссоциация. Современные представления о механизме электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, оснований, амфотерных электролитов и солей. Протолитическая теория кислот и оснований.

17 Степень диссоциации и факторы, влияющие на её величину. Сильные и слабые электролиты. Диссоциация сильных и слабых электролитов.

18 Вода как электролит. Ионное произведение воды. Концентрация ионов водорода и гидроксила в нейтральной, кислой и щелочной среде. Реакция среды растворов. Водородный показатель (рН). Значения водородного показателя в нейтральной, кислой и щелочной средах. Методы определения рН растворов.

19 Буферные растворы. Состав буферных растворов. Механизм буферного действия на примере бикарбонатной и фосфатной буферных систем. Буферная ёмкость.

20 Органические соединения. Электронная структура и валентные состояния атома углерода. Классификация органических соединений по типу связей и по типу углеродных цепей. Примеры соединений различных классов. Функциональные группы органических веществ. Классификация органических соединений по функциональным группам. Гомологи.

21 Изомерия органических соединений. Виды структурной и пространственной изомерии, таутомерия. Примеры изомеров различного вида.

22 Общая характеристика углеводов: химическое строение, образование в природе, биологическая роль, классификация.

23 Характеристика моносахаридов. Классификация моносахаридов в зависимости от количества углеродных атомов. Структурная изомерия моносахаридов: альдозы и кетозы. Оптическая изомерия: D- и L-ряды моносахаридов. Образование циклических форм моносахаридов, α- и β-аномеры. Кольчато-цепная таутомерия моносахаридов. Гликозидный гидроксил.

24 Особенности строения и биологическая роль отдельных моносахаридов (рибоза, дезоксирибоза, глюкоза, фруктоза, галактоза). Окислительно-восстановительные свойства моносахаридов. Качественные реакции на глюкозу и фруктозу. 

 
стр. 9
УП: 49.03.01 20 ФО.plx
 
Образование простых и сложных эфиров моносахаридов. Гликозиды.

25 Общая характеристика олигосахаридов. Особенности строения и биологическая роль отдельных дисахаридов (мальтоза, лактоза, сахароза. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Гидролиз дисахаридов.

26 Общая характеристика полисахаридов. Особенности строения и биологическая роль крахмала, гликогена, целлюлозы. Растворимость полисахаридов в воде. Образование соединений с йодом. Гидролиз полисахаридов.

27 Понятие гомо- и гетерополисахаридов. Особенности строения и биологическая роль гиалуроновой кислоты и хондроитинсульфатов.

28 Общая характеристика и классификация липидов. Омыляемые и неомыляемые липиды.

29 Общие закономерности строения жирных кислот, входящих в состав жиров. Наиболее распространённые жирные кислоты. Полиненасыщенные жирные кислоты.

30 Особенности структуры и биологическая роль нейтральных жиров. Температуры плавления растительных и животных жиров. Эмульгирование жиров, его биологическая роль. Химические свойства жиров: присоединение водорода, галогенов, ферментативный и щелочной гидролиз. Йодное число.

31 Особенности структуры и биологическая роль фосфолипидов, гликолипидов, стероидов. Амфифильность фосфолипидов. Участие фосфолипидов в транспорте жиров и холестерина в организме.

32 Краткая характеристика белков: химическая природа, молекулярная масса, биологическая роль.

33 Аминокислоты – структурные единицы белков. Полярные и неполярные аминокислоты. Стереоизомеры аминокислот. Амфотерность аминокислот. Цвиттер-ионы. Кислые и оснóвные аминокислоты. Заменимые и незаменимые аминокислоты.

34 Уровни структурной организации белковой молекулы. Образование пептидной связи. Биуретовая реакция. Пептиды и полипептиды. Разновидности вторичной и третичной структуры белка. Связи, стабилизирующие вторичную и третичную структуру белка. Четвертичная структура белка.

35 Растворимость белков. Факторы устойчивости белковых растворов. Свойства белковых растворов как гидрофильных коллоидов: вязкость, оптические свойства, осмотическое давление. Гелеобразование в растворах белков.

36 Кислотно-основные и буферные свойства белков. Изоэлектрическая точка белка. Осаждение белков в присутствии водоотнимающих веществ. Денатурация белков. Физические и химические денатурирующие факторы.

37 Классификация белков: простые и сложные белки. Краткая характеристика отдельных классов простых белков. Понятие простетической группы. Краткая характеристика отдельных классов сложных белков.

38 Химическая природа нуклеиновых кислот. Строение мононуклеотидов. Виды азотистых оснований. Нуклеозиды. Виды нуклеиновых кислот, основные различия в составе ДНК и РНК.

39 Краткая характеристика ДНК: молекулярная масса, биологическая роль, локализация в клетке, особенности структурной организации. Комплементарность, комплементарные азотистые основания.

40 Виды РНК, их краткая характеристика: молекулярная масса, биологическая роль, локализация в клетке, особенности структурной организации.

 
5.2. Темы письменных работ
Написание курсовых работ и рефератов не предусмотрено учебным планом ООП.
 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
Вопросы к экзамену, контрольным работам, тесты, кейсы, задачи.
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И., Зурабян С.Э.
Биоорганическая химия: учебник
М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012
 
Л1.2
Иванов В.Г., Гева О.Н.
Основы химии: учебник для бакалавров
М.: КУРС: ИНФРА-М, 2014
 
Л1.3
под ред. А.В. Самсоновой, Р.Б. Цаллаговой
Естественно-научные основы физической культуры и спорта: учебник
М. : Сов. спорт, 2014
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кудря О.Н.
Руководство к лабораторно-практическим занятиям по химии: учеб. пособие
Омск: СибГУФК, 2005
 
Л2.2
Батаева Е.В., Буданова А.А., Дунаев С.Ф.
Задачи и упражнения по общей химии: учеб. пособие
М.: Академия, 2010
 
Л2.3
Иванов В.Г., Горленко В.А., Гева О.Н.
Органическая химия: учеб. пособие
М.: Академия, 2010
 
стр. 10
УП: 49.03.01 20 ФО.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.4
Попков В.А.
Практикум по общей и биоорганической химии: учеб. пособие
М.: Академия, 2008
 
Л2.5
Лидин Р.А., Савинкина Е.В., Рукк Н.С., Аликберова Л.Ю.
Тестовые задания по общей и неорганической химии с решениями и ответами: учеб. пособие
М.: Бином, 2010
 
Л2.6
Волков Н.И., Мелихова М.А.
Химия: учеб. пособие
М.: Академия, 2008
 
Л2.7
Гаршин А.П.
Общая и неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, химических реакциях: учеб. пособие
СПб.: Питер, 2011
 
Л2.8
Попков В.А., Ершов Ю.А., Берлянд А.С., Ершов Ю.А.
Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов: учебник
М.: Юрайт, 2012
 
Л2.9
Бабкина С.С., Росин И.В., Томина Л.Д.
Общая и неорганическая химия: лабораторный практикум: учеб. пособие бакалавров и специалистов
М.: Юрайт, 2014
 
Л2.10
Иванов В.Г., Гева О.Н.
Органическая химия: краткий курс: учеб. пособие
М.: ИНФРА-М, 2015
 
Л2.11
Литвинова Т.Н.
Общая химия: задачи с медико-биологической направленностью: учеб. пособие
Ростов-на-Дону: Феникс, 2014
 
Л2.12
Зайцев, О. С.
Химия: учебник
М. : Академия, 2008
 
Л2.13
Глинка Н.Л.
Общая химия: учеб. пособие
М.: КноРус, 2018
 
Л2.14
Григорьева Н.М.
Химия : учеб.-метод. пособие для студ. направлений " Физическая культура" и "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья"
Челябинск : УралГУФК, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Российская государственная библиотека
 
Э2
Сайт национальной электронной библиотеки
 
Э3
Российская национальная библиотека
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
6.3.1.2
LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux:
6.3.1.3
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
6.3.1.4
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций
6.3.1.5
Libre Оffice Сals – программа для работы с электронными таблицами
6.3.1.6
Mozilla Firefox – интернет обозреватель
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
РУБРИКОН: крупнейший энциклопедический ресурс Рунета http://www.rubricon.com/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-304, ул. Орджоникидзе, 1. Аудитория для занятий лекционного типа: Компьютер - 1; Монитор - 1; Проектор 1; Экран - 1; Доска классная: 1 шт; Стол письменный: 1 шт; Стол ученический: 14 шт; Стул: 28 шт; Шкаф с замком: 1 шт; Жалюзи; 2 шт; Трибуна настольная: 1 шт.
7.2
1-231, ул. Орджоникидзе, 1. Аудитория для занятий семинарского типа, курсового проектирования, групповых и индивидуальных консультаций текущего контроля и промежуточной аттестации: Компьютер - 1; Монитор - 1; Проектор - 1; Экран - 1; Холодильник INDESIT BIA 16NF: 1 шт; Доска ученическая: 1 шт; Пенал 450*490*2400: 1 шт; Стол 1000*600*900 (столеш. пластик): 2 шт;Стол компьютерный: 1 шт; Стол лабораторный химический: 12 шт; Стол пристенный с навесными шкафами: 2шт; Стол с мойкой 100*600*850 (столеш пластик): 1 шт; Стол с мойкой 1300*600*850: 1 шт; Тумба для реактивов 550*600*900: 1 шт; Тумба под центрифугу 800*600*900: 1 шт; Стул п/мягкий: 27 шт; Стул ученический: 4 шт; Шкаф для документов 800*430*2400: 3 шт; Сейф: 1 шт.; Весы электронные  ВР-310 - 1 шт.; Мешалка магнитная ПЭ-6110 с подогревом - 1 шт; Пипетка однокан. 1-5 мл - 1 шт.; Пипетка однокан. 100-1000 мкл - 1 шт.; Шкаф вытяжной ЛАБ-1200 ШВ-Н - 1 шт.; Плитка электрическая лабораторная - 4 шт.; РН-метр Checker-1 - 1 шт.; Стенд «Правила техники безопасности» ВА05379 - 1 шт.; Дистиллятор - 1 шт.; Штатив д/пробирок - 1 шт.
 
стр. 11
УП: 49.03.01 20 ФО.plx
 
7.3
1-230 ул. Орджоникидзе, 1. Аудитория для занятий семинарского типа, курсового проектирования, групповых и индивидуальных консультаций текущего контроля и промежуточной аттестации: компьютер - 1 шт; монитор - 1; проектор - 1; экран - 1; доска ученическая: 1 шт; Стеллаж производственный 1000х600х1800: 5 шт; Стол лабораторный химический: 12 шт; Стол офисный: 1 шт; Стол преподавателя 1200х600х800: 1 шт; Стол письменный: 1 шт; Стол письменный: 1 шт; Шкаф д/документов: 1 шт; Парта 2-местная: 1 шт; Тумба выкатная: 1 шт; Стул п/мягкий: 30 шт; Стул ученический: 5 шт; Кресло черное ткань: 1 шт; Шкаф металлический: 1 шт.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Дисциплина «Химия» включает в себя следующие модули: «Строение атомов и молекул, типы химических связей», «Растворы и дисперсные системы», «Химические реакции и факторы, определяющие их скорость», «Биоорганические вещества и их свойства». В рамках изучения дисциплины используются как традиционные (лекции, практические занятия, лабораторные работы), так и инновационные методы обучения студентов.

Вводная лекция знакомит студентов с общим содержанием и основными научно-теоретическими положениями изучаемых вопросов, показывать их взаимосвязи с последующими разделами дисциплины, другими отраслями, практикой, а также раскрывать последовательность и характер изучения дисциплины. В процессе чтения лекций рекомендуется приводить примеры из практики и использовать их в качестве материала, иллюстрирующего реализацию и использование концептуальных закономерностей в химии.

Информационные и интерактивные технологии (мини-дискуссии в группах) уместны при обсуждении проблемных и неоднозначных вопросов, требующих выработки решения в ситуации неопределенности и аргументированного изложения своих взглядов, профессиональной позиции.

Для включения новых концепций, идей и знаний в индивидуальную смысловую схему студента используются разного рода творческие задания по типу проблемных задач (семинары), например, самостоятельно проиллюстрировать то или иное положение конкретным примером из реальных жизненных ситуаций.

Лабораторные занятия предназначены для того, чтобы закрепить теоретические знания, полученные на лекциях, и овладеть навыками практической лабораторной работы. Перед выполнением лабораторной работы следует провести устный опрос по теме занятия, разобрать цель и задачи исследования. По результатам выполнения лабораторной работы студенты составляют отчёт, который предоставляется преподавателю на проверку.

Текущий контроль знаний проводится на практических занятиях путём устного опроса или выполнения контрольных работ. Используются контрольные работы тестового типа с открытыми заданиями, сформулированными таким образом, чтобы ответить на них наиболее правильно и чётко было можно только благодаря глубокой переработке материала. Таким образом выявляются наиболее важные вопросы, которые недостаточно хорошо усваиваются студентами, наиболее трудные, проблемные зоны в обучении.