«Уральский государственный университет физической культуры»
49.03.01 Физическая культура Профиль "Физкультурное образование"
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2020-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Н. М. Григорьева
Зав. кафедрой Н. М. Григорьева
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Н. М. Григорьева
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Н. М. Григорьева
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Н. М. Григорьева
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
2 Строение электронной оболочки атома. Основные положения квантовой механики. Атомные орбитали. Электронные слои.
3 Периодический закон (современная формулировка). Связь электронного строения атома с положением элемента в Периодической системе. Основные характеристики атомов элементов: радиус атома, энергия ионизации, энергия сродства к электрону, относительная электроотрицательность. Изменение свойств атомов элементов в периодах и подгруппах таблицы Д.И. Менделеева по мере увеличения атомной массы.
4 Химическая связь. Энергия и длина химической связи. Валентность. Виды химических связей.
5 Краткая характеристика ковалентной связи. Способы перекрывания атомных орбиталей при образовании связей (σ- и π-связи). Кратные связи. Полярные и неполярные связи.
6 Краткая характеристика ионной и металлической связи. Межмолекулярные взаимодействия. Водородные связи. Ван-дер-ваальсовы силы притяжения.
7 Понятия элементарной и сложной химической реакции. Молекулярность реакции, виды молекулярности. Механизм реакции, лимитирующая стадия. Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
8 Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Закон действующих масс. Константа скорости реакции и факторы, влияющие на её величину. Кинетическое уравнение реакции. Порядок реакции.
9 Зависимость скорости химических реакций от температуры. Правило Вант-Гоффа. Теория активных столкновений. Энергия активации. Уравнение Аррениуса.
10 Влияние катализаторов на скорость химических реакций. Механизм каталитических реакций. Гомогенный и гетерогенный катализ. Ингибиторы. Ферменты.
11 Обратимые химические реакции. Химическое равновесие. Константа химического равновесия и факторы, влияющие на её величину. Смещение химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Влияние на состояние равновесия изменения концентрации реагентов, температуры, давления, добавления катализаторов.
12 Растворение как физико-химический процесс. Понятие сольватации (гидратации). Вода как растворитель. Строение молекулы воды. Гидрофильные, гидрофобные и амфифильные вещества. Способы выражения концентрации раствора (массовая доля, молярная концентрация). Факторы, влияющие на растворимость веществ.
13 Диффузия и осмос. Осмотическое давление растворов. Уравнение Вант-Гоффа для осмотического давления. Изотонические, гипер- и гипотонические растворы.
14 Дисперсные системы. Классификация систем с жидкой дисперсионной средой по размеру частиц дисперсной фазы (примеры систем). Краткая характеристика этих систем: характеристика частиц дисперсной фазы, способность частиц проходить через мембраны, оптические свойства систем.
15 Сравнительная характеристика устойчивости истинных растворов, коллоидных растворов и взвесей (суспензий и эмульсий). Влияние электролитов на устойчивость гидрофильных и гидрофобных коллоидных растворов. Механизм стабилизации эмульсий.
16 Электролиты. Электролитическая диссоциация. Современные представления о механизме электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, оснований, амфотерных электролитов и солей. Протолитическая теория кислот и оснований.
17 Степень диссоциации и факторы, влияющие на её величину. Сильные и слабые электролиты. Диссоциация сильных и слабых электролитов.
18 Вода как электролит. Ионное произведение воды. Концентрация ионов водорода и гидроксила в нейтральной, кислой и щелочной среде. Реакция среды растворов. Водородный показатель (рН). Значения водородного показателя в нейтральной, кислой и щелочной средах. Методы определения рН растворов.
19 Буферные растворы. Состав буферных растворов. Механизм буферного действия на примере бикарбонатной и фосфатной буферных систем. Буферная ёмкость.
20 Органические соединения. Электронная структура и валентные состояния атома углерода. Классификация органических соединений по типу связей и по типу углеродных цепей. Примеры соединений различных классов. Функциональные группы органических веществ. Классификация органических соединений по функциональным группам. Гомологи.
21 Изомерия органических соединений. Виды структурной и пространственной изомерии, таутомерия. Примеры изомеров различного вида.
22 Общая характеристика углеводов: химическое строение, образование в природе, биологическая роль, классификация.
23 Характеристика моносахаридов. Классификация моносахаридов в зависимости от количества углеродных атомов. Структурная изомерия моносахаридов: альдозы и кетозы. Оптическая изомерия: D- и L-ряды моносахаридов. Образование циклических форм моносахаридов, α- и β-аномеры. Кольчато-цепная таутомерия моносахаридов. Гликозидный гидроксил.
24 Особенности строения и биологическая роль отдельных моносахаридов (рибоза, дезоксирибоза, глюкоза, фруктоза, галактоза). Окислительно-восстановительные свойства моносахаридов. Качественные реакции на глюкозу и фруктозу.
25 Общая характеристика олигосахаридов. Особенности строения и биологическая роль отдельных дисахаридов (мальтоза, лактоза, сахароза. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Гидролиз дисахаридов.
26 Общая характеристика полисахаридов. Особенности строения и биологическая роль крахмала, гликогена, целлюлозы. Растворимость полисахаридов в воде. Образование соединений с йодом. Гидролиз полисахаридов.
27 Понятие гомо- и гетерополисахаридов. Особенности строения и биологическая роль гиалуроновой кислоты и хондроитинсульфатов.
28 Общая характеристика и классификация липидов. Омыляемые и неомыляемые липиды.
29 Общие закономерности строения жирных кислот, входящих в состав жиров. Наиболее распространённые жирные кислоты. Полиненасыщенные жирные кислоты.
30 Особенности структуры и биологическая роль нейтральных жиров. Температуры плавления растительных и животных жиров. Эмульгирование жиров, его биологическая роль. Химические свойства жиров: присоединение водорода, галогенов, ферментативный и щелочной гидролиз. Йодное число.
31 Особенности структуры и биологическая роль фосфолипидов, гликолипидов, стероидов. Амфифильность фосфолипидов. Участие фосфолипидов в транспорте жиров и холестерина в организме.
32 Краткая характеристика белков: химическая природа, молекулярная масса, биологическая роль.
33 Аминокислоты – структурные единицы белков. Полярные и неполярные аминокислоты. Стереоизомеры аминокислот. Амфотерность аминокислот. Цвиттер-ионы. Кислые и оснóвные аминокислоты. Заменимые и незаменимые аминокислоты.
34 Уровни структурной организации белковой молекулы. Образование пептидной связи. Биуретовая реакция. Пептиды и полипептиды. Разновидности вторичной и третичной структуры белка. Связи, стабилизирующие вторичную и третичную структуру белка. Четвертичная структура белка.
35 Растворимость белков. Факторы устойчивости белковых растворов. Свойства белковых растворов как гидрофильных коллоидов: вязкость, оптические свойства, осмотическое давление. Гелеобразование в растворах белков.
36 Кислотно-основные и буферные свойства белков. Изоэлектрическая точка белка. Осаждение белков в присутствии водоотнимающих веществ. Денатурация белков. Физические и химические денатурирующие факторы.
37 Классификация белков: простые и сложные белки. Краткая характеристика отдельных классов простых белков. Понятие простетической группы. Краткая характеристика отдельных классов сложных белков.
38 Химическая природа нуклеиновых кислот. Строение мононуклеотидов. Виды азотистых оснований. Нуклеозиды. Виды нуклеиновых кислот, основные различия в составе ДНК и РНК.
39 Краткая характеристика ДНК: молекулярная масса, биологическая роль, локализация в клетке, особенности структурной организации. Комплементарность, комплементарные азотистые основания.
40 Виды РНК, их краткая характеристика: молекулярная масса, биологическая роль, локализация в клетке, особенности структурной организации.
Вводная лекция знакомит студентов с общим содержанием и основными научно-теоретическими положениями изучаемых вопросов, показывать их взаимосвязи с последующими разделами дисциплины, другими отраслями, практикой, а также раскрывать последовательность и характер изучения дисциплины. В процессе чтения лекций рекомендуется приводить примеры из практики и использовать их в качестве материала, иллюстрирующего реализацию и использование концептуальных закономерностей в химии.
Информационные и интерактивные технологии (мини-дискуссии в группах) уместны при обсуждении проблемных и неоднозначных вопросов, требующих выработки решения в ситуации неопределенности и аргументированного изложения своих взглядов, профессиональной позиции.
Для включения новых концепций, идей и знаний в индивидуальную смысловую схему студента используются разного рода творческие задания по типу проблемных задач (семинары), например, самостоятельно проиллюстрировать то или иное положение конкретным примером из реальных жизненных ситуаций.
Лабораторные занятия предназначены для того, чтобы закрепить теоретические знания, полученные на лекциях, и овладеть навыками практической лабораторной работы. Перед выполнением лабораторной работы следует провести устный опрос по теме занятия, разобрать цель и задачи исследования. По результатам выполнения лабораторной работы студенты составляют отчёт, который предоставляется преподавателю на проверку.
Текущий контроль знаний проводится на практических занятиях путём устного опроса или выполнения контрольных работ. Используются контрольные работы тестового типа с открытыми заданиями, сформулированными таким образом, чтобы ответить на них наиболее правильно и чётко было можно только благодаря глубокой переработке материала. Таким образом выявляются наиболее важные вопросы, которые недостаточно хорошо усваиваются студентами, наиболее трудные, проблемные зоны в обучении.