2020-2021_z49_03_02_19_ФР_plx_Химия_Физическая реабилитация
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Биохимии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Химия
______________ 2019 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
z49.03.02_19_ФР.plx

49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль: "Физическая реабилитация"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
экзамены 1
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
6,6
самостоятельная работа
87
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Лабораторные
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Контактные часы на аттестацию
2,4
2,4
2,4
2,4
В том числе инт.
6
6
6
6
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
14,4
14,4
14,4
14,4
Сам. работа
87
87
87
87
Часы на контроль
6,6
6,6
6,6
6,6
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z49.03.02_19_ФР.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., Зав. кафедрой, Н.М. Григорьева _________________
 
д.м.н., Руководитель ООП, Е.В, Быков _________________
Рецензент(ы):
 
Химия
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
 
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль: "Физическая реабилитация"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 29.03.2019 протокол № 8.
 
Протокол от __ __________ 2019 г.  №  __  

Срок действия программы: 2019-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Н.М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: z49.03.02_19_ФР.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н.М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н.М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н.М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2021 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н.М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2020 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: z49.03.02_19_ФР.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Формирование знаний в области химии и химических основ жизнедеятельности; формирование современного научного мировоззрения на основе изучения закономерностей функционирования химических систем; развитие культуры мышления, способности анализировать и систематизировать информацию для решения поставленных задач. Воспитательными задачами является формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Базовые знания в области химии и биологии (среднее образование)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Спортивная морфология
2.2.2
Научно-методическая деятельность
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает основные классы неорганических и биоорганических веществ, имеет фрагментарные представления о свойствах основных классов веществ, имеет представление о качественном и количественном анализе веществ
 
Уровень 2
Имеет современные представления о строении атомов и молекул; о факторах, влияющих на скорость химических процессов; о строении и свойствах основных классов биоорганических соединений 
 
Уровень 3
Имеет современные представления о строении и свойствах веществ; понимает структуру и закономерности функционирования химических систем организма; знает сущность современных методов исследования в химии и особенности их использования в анализе биологических объектов
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет сопоставлять строение и свойства веществ; в общем виде описывать влияние факторов среды на скорость и характер протекания химических процессов 
 
Уровень 2
Анализирует и сопоставляет взаимосвязь между строением и свойствами веществ, использует знание химических закономерностей для объяснения реакционной способности веществ 
 
Уровень 3
Умеет оценивать влияние различных факторов на строение, физико-химические и химические свойства биоорганических соединений организма, на состояние кислотно-основной, электролитной, окислительно-восстановительной и других химических систем организма
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет элементарными навыками поиска  информации в области химии и химических основ жизнедеятельности
 
Уровень 2
Владеет опытом  систематизации информации по химическим аспектам актуальных проблем адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, физической культуры и спорта и эффективности физкультурно-спортивной деятельности
 
Уровень 3
Владеет методами получения, систематизации и анализа информации в области химии по разрешению современных и актуальных проблем адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, физической культуры и спорта и эффективности физкультурно-спортивной деятельности.
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
- понятие и классификации систем;
3.1.2
- структуру и закономерности функционирования систем;
3.1.3
- особенности системного подхода в научном познании.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- обосновывать способы решения задач научно-исследовательской направленности с позиций системного подхода;
3.2.2
- обосновывать решение задач адаптивной физической культуры и физической культуры с позиций системного подхода.
 
 
3.3
Владеть:
 
стр. 5
УП: z49.03.02_19_ФР.plx
 
3.3.1
- критического анализа и обобщения информации по актуальным вопросам развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, физической культуры и спорта и эффективности физкультурно-спортивной деятельности, в том числе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Строение атомов и молекул, типы химических связей

 
1.1
Строение атомов и молекул, типы химических связей /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.13

Э1 Э2 Э3

2
УК-1
1
0
 
1.2
Строение атомов и молекул, типы химических связей /Ср/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.13 Л2.14

Э1 Э2 Э3

15
УК-1
1
0
 
 
Раздел 2. Химические реакции и факторы, определяющие их скорость

 
2.1
Химические реакции и факторы, определяющие их скорость /Пр/
Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.7 Л2.9 Л2.10 Л2.14

Э1 Э2 Э3

2
УК-1
1
0
 
2.2
Химические реакции и факторы, определяющие их скорость /Ср/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.13 Л2.14

Э1 Э2 Э3

15
УК-1
1
0
 
 
Раздел 3. Растворы и дисперсные системы

 
3.1
Растворы и дисперсные системы /Пр/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.12 Л2.13 Л2.14

Э1 Э2 Э3

2
УК-1
1
2
дискуссия
 
3.2
Растворы и дисперсные системы /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.13

Э1 Э2 Э3

15
1
0
 
 
Раздел 4. Биоорганические вещества и их свойства

 
4.1
Биоорганические вещества и их свойства /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.4 Л2.7 Л2.11 Л2.14

Э1 Э2 Э3

2
УК-1
1
0
 
4.2
Биоорганические вещества и их свойства /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.4 Л2.5 Л2.7 Л2.12 Л2.14

Э1 Э2 Э3

10
УК-1
1
0
 
стр. 6
УП: z49.03.02_19_ФР.plx
 
4.3
Химические свойства углеводов и липидов /Лаб/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.4 Л2.5 Л2.7 Л2.11 Л2.14

Э1 Э2 Э3

2
УК-1
1
2
групповое обсуждение
 
4.4
Углеводы /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.4 Л2.5 Л2.7 Л2.11 Л2.14

Э1 Э2 Э3

10
УК-1
1
0
 
4.5
Липиды /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.4 Л2.5 Л2.7 Л2.11 Л2.14

Э1 Э2 Э3

10
УК-1
1
0
 
4.6
Химические свойства белков и нуклеиновых кислот /Лаб/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.4 Л2.5 Л2.7 Л2.11 Л2.14

Э1 Э2 Э3

2
УК-1
1
2
дискуссия
 
4.7
Белки и нуклеиновые кислоты /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.4 Л2.5 Л2.7 Л2.11 Л2.14

Э1 Э2 Э3

12
УК-1
1
0
 
4.8
/ОЗОКАтЭ/
Л2.7

2,4
1
0
 
4.9
/Экзамен/
Л2.7

6,6
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1 Современные представления о строении атома. Краткая характеристика протонов, нейтронов и электронов. Массовое число.

2 Строение электронной оболочки атома. Основные положения квантовой механики. Атомные орбитали. Электронные слои.

3 Периодический закон (современная формулировка). Связь электронного строения атома с положением элемента в Периодической системе. Основные характеристики атомов элементов: радиус атома, энергия ионизации, энергия сродства к электрону, относительная электроотрицательность. Изменение свойств атомов элементов в периодах и подгруппах таблицы Д.И. Менделеева по мере увеличения атомной массы.

4 Химическая связь. Энергия и длина химической связи. Валентность. Виды химических связей.

5 Краткая характеристика ковалентной связи. Способы перекрывания атомных орбиталей при образовании связей (σ- и π-связи). Кратные связи. Полярные и неполярные связи.

6 Краткая характеристика ионной и металлической связи. Межмолекулярные взаимодействия. Водородные связи. Ван-дер-ваальсовы силы притяжения.

7 Понятия элементарной и сложной химической реакции. Молекулярность реакции, виды молекулярности. Механизм реакции, лимитирующая стадия. Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.

8 Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Закон действующих масс. Константа скорости реакции и факторы, влияющие на её величину. Кинетическое уравнение реакции. Порядок реакции.

9 Зависимость скорости химических реакций от температуры. Правило Вант-Гоффа. Теория активных столкновений. Энергия активации. Уравнение Аррениуса.

10 Влияние катализаторов на скорость химических реакций. Механизм каталитических реакций. Гомогенный и гетерогенный катализ. Ингибиторы. Ферменты.

11 Обратимые химические реакции. Химическое равновесие. Константа химического равновесия и факторы, влияющие на её величину. Смещение химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Влияние на состояние равновесия изменения концентрации реагентов, температуры, давления, добавления катализаторов.

12 Растворение как физико-химический процесс. Понятие сольватации (гидратации). Вода как растворитель. Строение молекулы воды. Гидрофильные, гидрофобные и амфифильные вещества. Способы выражения концентрации раствора (массовая доля, молярная концентрация). Факторы, влияющие на растворимость веществ.

13 Диффузия и осмос. Осмотическое давление растворов. Уравнение Вант-Гоффа для осмотического давления. Изотонические, гипер- и гипотонические растворы.

14 Дисперсные системы. Классификация систем с жидкой дисперсионной средой по размеру частиц дисперсной фазы (примеры систем). Краткая характеристика этих систем: характеристика частиц дисперсной фазы, способность частиц проходить через мембраны, оптические свойства систем.

15 Сравнительная характеристика устойчивости истинных растворов, коллоидных растворов и взвесей (суспензий и 

 
стр. 7
УП: z49.03.02_19_ФР.plx
 
эмульсий). Влияние электролитов на устойчивость гидрофильных и гидрофобных коллоидных растворов. Механизм стабилизации эмульсий.

16 Электролиты. Электролитическая диссоциация. Современные представления о механизме электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, оснований, амфотерных электролитов и солей. Протолитическая теория кислот и оснований.

17 Степень диссоциации и факторы, влияющие на её величину. Сильные и слабые электролиты. Диссоциация сильных и слабых электролитов.

18 Вода как электролит. Ионное произведение воды. Концентрация ионов водорода и гидроксила в нейтральной, кислой и щелочной среде. Реакция среды растворов. Водородный показатель (рН). Значения водородного показателя в нейтральной, кислой и щелочной средах. Методы определения рН растворов.

19 Буферные растворы. Состав буферных растворов. Механизм буферного действия на примере бикарбонатной и фосфатной буферных систем. Буферная ёмкость.

20 Органические соединения. Электронная структура и валентные состояния атома углерода. Классификация органических соединений по типу связей и по типу углеродных цепей. Примеры соединений различных классов. Функциональные группы органических веществ. Классификация органических соединений по функциональным группам. Гомологи.

21 Изомерия органических соединений. Виды структурной и пространственной изомерии, таутомерия. Примеры изомеров различного вида.

22 Общая характеристика углеводов: химическое строение, образование в природе, биологическая роль, классификация.

23 Характеристика моносахаридов. Классификация моносахаридов в зависимости от количества углеродных атомов. Структурная изомерия моносахаридов: альдозы и кетозы. Оптическая изомерия: D- и L-ряды моносахаридов. Образование циклических форм моносахаридов, α- и β-аномеры. Кольчато-цепная таутомерия моносахаридов. Гликозидный гидроксил.

24 Особенности строения и биологическая роль отдельных моносахаридов (рибоза, дезоксирибоза, глюкоза, фруктоза, галактоза). Окислительно-восстановительные свойства моносахаридов. Качественные реакции на глюкозу и фруктозу. Образование простых и сложных эфиров моносахаридов. Гликозиды.

25 Общая характеристика олигосахаридов. Особенности строения и биологическая роль отдельных дисахаридов (мальтоза, лактоза, сахароза. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Гидролиз дисахаридов.

26 Общая характеристика полисахаридов. Особенности строения и биологическая роль крахмала, гликогена, целлюлозы. Растворимость полисахаридов в воде. Образование соединений с йодом. Гидролиз полисахаридов.

27 Понятие гомо- и гетерополисахаридов. Особенности строения и биологическая роль гиалуроновой кислоты и хондроитинсульфатов.

28 Общая характеристика и классификация липидов. Омыляемые и неомыляемые липиды.

29 Общие закономерности строения жирных кислот, входящих в состав жиров. Наиболее распространённые жирные кислоты. Полиненасыщенные жирные кислоты.

30 Особенности структуры и биологическая роль нейтральных жиров. Температуры плавления растительных и животных жиров. Эмульгирование жиров, его биологическая роль. Химические свойства жиров: присоединение водорода, галогенов, ферментативный и щелочной гидролиз. Йодное число.

31 Особенности структуры и биологическая роль фосфолипидов, гликолипидов, стероидов. Амфифильность фосфолипидов. Участие фосфолипидов в транспорте жиров и холестерина в организме.

32 Краткая характеристика белков: химическая природа, молекулярная масса, биологическая роль.

33 Аминокислоты – структурные единицы белков. Полярные и неполярные аминокислоты. Стереоизомеры аминокислот. Амфотерность аминокислот. Цвиттер-ионы. Кислые и оснóвные аминокислоты. Заменимые и незаменимые аминокислоты.

34 Уровни структурной организации белковой молекулы. Образование пептидной связи. Биуретовая реакция. Пептиды и полипептиды. Разновидности вторичной и третичной структуры белка. Связи, стабилизирующие вторичную и третичную структуру белка. Четвертичная структура белка.

35 Растворимость белков. Факторы устойчивости белковых растворов. Свойства белковых растворов как гидрофильных коллоидов: вязкость, оптические свойства, осмотическое давление. Гелеобразование в растворах белков.

36 Кислотно-основные и буферные свойства белков. Изоэлектрическая точка белка. Осаждение белков в присутствии водоотнимающих веществ. Денатурация белков. Физические и химические денатурирующие факторы.

37 Классификация белков: простые и сложные белки. Краткая характеристика отдельных классов простых белков. Понятие простетической группы. Краткая характеристика отдельных классов сложных белков.

38 Химическая природа нуклеиновых кислот. Строение мононуклеотидов. Виды азотистых оснований. Нуклеозиды. Виды нуклеиновых кислот, основные различия в составе ДНК и РНК.

39 Краткая характеристика ДНК: молекулярная масса, биологическая роль, локализация в клетке, особенности структурной организации. Комплементарность, комплементарные азотистые основания.

40 Виды РНК, их краткая характеристика: молекулярная масса, биологическая роль, локализация в клетке, особенности структурной организации.

 
5.2. Темы письменных работ
Написание курсовых работ и рефератов не предусмотрено учебным планом ООП.
 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
Вопросы к экзамену, контрольным работам, тесты, кейсы, задачи.
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
стр. 8
УП: z49.03.02_19_ФР.plx
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И., Зурабян С.Э.
Биоорганическая химия: учебник
М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012
 
Л1.2
Иванов В.Г., Гева О.Н.
Основы химии: учебник для бакалавров
М.: КУРС: ИНФРА-М, 2014
 
Л1.3
под ред. А.В. Самсоновой, Р.Б. Цаллаговой
Естественно-научные основы физической культуры и спорта: учебник
М. : Сов. спорт, 2014
 
Л1.4
Глинка Н.Л.
Общая химия: учеб. пособие
М.: КноРус, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кудря О.Н.
Руководство к лабораторно-практическим занятиям по химии: учеб. пособие
Омск: СибГУФК, 2005
 
Л2.2
Григорьева Н.М., Львовская Е.И.
Общая химия: учеб. пособие
Челябинск: УралГУФК, 2009
 
Л2.3
Батаева Е.В., Буданова А.А., Дунаев С.Ф.
Задачи и упражнения по общей химии: учеб. пособие
М.: Академия, 2010
 
Л2.4
Иванов В.Г., Горленко В.А., Гева О.Н.
Органическая химия: учеб. пособие
М.: Академия, 2010
 
Л2.5
Попков В.А.
Практикум по общей и биоорганической химии: учеб. пособие
М.: Академия, 2008
 
Л2.6
Лидин Р.А., Савинкина Е.В., Рукк Н.С., Аликберова Л.Ю.
Тестовые задания по общей и неорганической химии с решениями и ответами: учеб. пособие
М.: Бином, 2010
 
Л2.7
Волков Н.И., Мелихова М.А.
Химия: учеб. пособие
М.: Академия, 2008
 
Л2.8
Гаршин А.П.
Общая и неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, химических реакциях: учеб. пособие
СПб.: Питер, 2011
 
Л2.9
Попков В.А., Ершов Ю.А., Берлянд А.С., Ершов Ю.А.
Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов: учебник
М.: Юрайт, 2012
 
Л2.10
Бабкина С.С., Росин И.В., Томина Л.Д.
Общая и неорганическая химия: лабораторный практикум: учеб. пособие бакалавров и специалистов
М.: Юрайт, 2014
 
Л2.11
Иванов В.Г., Гева О.Н.
Органическая химия: краткий курс: учеб. пособие
М.: ИНФРА-М, 2015
 
Л2.12
Литвинова Т.Н.
Общая химия: задачи с медико-биологической направленностью: учеб. пособие
Ростов-на-Дону: Феникс, 2014
 
Л2.13
Зайцев, О. С.
Химия: учебник
М. : Академия, 2008
 
Л2.14
Григорьева Н.М.
Химия : учеб.-метод. пособие для студ. направлений " Физическая культура" и "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья"
Челябинск : УралГУФК, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Российская государственная библиотека
 
Э2
Сайт национальной электронной библиотеки
 
Э3
Российская национальная библиотека
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
6.3.1.2
LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux:
6.3.1.3
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
6.3.1.4
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций
6.3.1.5
Libre Оffice Сals – программа для работы с электронными таблицами
6.3.1.6
Mozilla Firefox – интернет обозреватель
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
РУБРИКОН: крупнейший энциклопедический ресурс Рунета http://www.rubricon.com/
 
стр. 9
УП: z49.03.02_19_ФР.plx
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-304, ул. Орджоникидзе, 1. Аудитория для занятий лекционного типа: Компьютер - 1; Монитор - 1; Проектор 1; Экран - 1; Доска классная: 1 шт; Стол письменный: 1 шт; Стол ученический: 14 шт; Стул: 28 шт; Шкаф с замком: 1 шт; Жалюзи; 2 шт; Трибуна настольная: 1 шт.
7.2
1-231, ул. Орджоникидзе, 1. Аудитория для занятий семинарского типа, курсового проектирования, групповых и индивидуальных консультаций текущего контроля и промежуточной аттестации: Компьютер - 1; Монитор - 1; Проектор - 1; Экран - 1; Холодильник INDESIT BIA 16NF: 1 шт; Доска ученическая: 1 шт; Пенал 450*490*2400: 1 шт; Стол 1000*600*900 (столеш. пластик): 2 шт;Стол компьютерный: 1 шт; Стол лабораторный химический: 12 шт; Стол пристенный с навесными шкафами: 2шт; Стол с мойкой 100*600*850 (столеш пластик): 1 шт; Стол с мойкой 1300*600*850: 1 шт; Тумба для реактивов 550*600*900: 1 шт; Тумба под центрифугу 800*600*900: 1 шт; Стул п/мягкий: 27 шт; Стул ученический: 4 шт; Шкаф для документов 800*430*2400: 3 шт; Сейф: 1 шт.; Весы электронные  ВР-310 - 1 шт.; Мешалка магнитная ПЭ-6110 с подогревом - 1 шт; Пипетка однокан. 1-5 мл - 1 шт.; Пипетка однокан. 100-1000 мкл - 1 шт.; Шкаф вытяжной ЛАБ-1200 ШВ-Н - 1 шт.; Плитка электрическая лабораторная - 4 шт.; РН-метр Checker-1 - 1 шт.; Стенд «Правила техники безопасности» ВА05379 - 1 шт.; Дистиллятор - 1 шт.; Штатив д/пробирок - 1 шт.
7.3
1-230 ул. Орджоникидзе, 1. Аудитория для занятий семинарского типа, курсового проектирования, групповых и индивидуальных консультаций текущего контроля и промежуточной аттестации: компьютер - 1 шт; монитор - 1; проектор - 1; экран - 1; доска ученическая: 1 шт; Стеллаж производственный 1000х600х1800: 5 шт; Стол лабораторный химический: 12 шт; Стол офисный: 1 шт; Стол преподавателя 1200х600х800: 1 шт; Стол письменный: 1 шт; Стол письменный: 1 шт; Шкаф д/документов: 1 шт; Парта 2-местная: 1 шт; Тумба выкатная: 1 шт; Стул п/мягкий: 30 шт; Стул ученический: 5 шт; Кресло черное ткань: 1 шт; Шкаф металлический: 1 шт.
7.4
7.5
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Дисциплина «Химия» включает в себя следующие модули: «Строение атомов и молекул, типы химических связей», «Растворы и дисперсные системы», «Химические реакции и факторы, определяющие их скорость», «Биоорганические вещества и их свойства». В рамках изучения дисциплины используются лекции, практические занятия, лабораторные работы. Все виды работ являются обязательными для обучающихся.

Вводная лекция знакомит студентов с общим содержанием и основными научно-теоретическими положениями изучаемых вопросов, показывает их взаимосвязи с последующими разделами дисциплины, другими отраслями, практикой, а также раскрывает последовательность и характер изучения дисциплины. На остальных лекциях излагаются теоретические положения определёных разделов изучаемого предмета.

Практические занятия необходимы для углубления и закрепления знаний студентов. На практических занятиях расматриваются примеры из практики в качестве материала, иллюстрирующего реализацию и использование концептуальных закономерностей в химии. Интерактивные технологии (мини-дискуссии в группах) применяются при обсуждении проблемных и неоднозначных вопросов, требующих выработки решения в ситуации неопределенности и аргументированного изложения своих взглядов, профессиональной позиции. Для закрепления полученых знаний на практических занятиях также используется решение типовых задач по химии.

Лабораторные занятия предназначены для наглядной иллюстрации изучаемых теоретических положений, кроме того, такие занятия позволяют студенту овладеть навыками практической лабораторной работы, постановки химического эксперимента. Перед выполнением лабораторной работы проводится устный опрос по теме занятия, разбираютяся цель и задачи исследования. По результатам выполнения лабораторной работы студенты составляют отчёт, который предоставляется преподавателю на проверку.

Текущий контроль знаний осуществляется на практических занятиях путём устного опроса или выполнения контрольных работ. Используются контрольные работы тестового типа с открытыми заданиями, сформулированными таким образом, чтобы ответить на них наиболее правильно и чётко было можно только благодаря глубокой переработке материала. Таким образом выявляются наиболее важные вопросы, которые недостаточно хорошо усваиваются студентами, наиболее трудные, проблемные зоны в обучении.