2020-2021_z49_03_01 19 СТвИВС (11)_plx_Биохимия человека_Спортивная тренировка в избранном виде спорта
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Биохимии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Биохимия человека
______________ 2019 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
z49.03.01 19 СТвИВС (11).plx

Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
экзамены 2
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
6,6
самостоятельная работа
87
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Лабораторные
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Контактные часы на аттестацию
2,4
2,4
2,4
2,4
В том числе инт.
4
4
2
2
6
6
Итого ауд.
8
8
4
4
12
12
Кoнтактная рабoта
8
8
6,4
6,4
14,4
14,4
Сам. работа
28
28
59
59
87
87
Часы на контроль
6,6
6,6
6,6
6,6
Итого
36
36
72
72
108
108
 
 
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, С. А. Заварухина _________________
 
к.п.н., Руководитель ООП, Р. Х. Аминов  _________________
Рецензент(ы):
 
Биохимия человека
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.08.2019 протокол № 1.
 
Протокол от __ __________ 2019 г.  №  __  

Срок действия программы: 2019-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Н.М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н.М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н.М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н.М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2021 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н.М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2020 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Формирование знаний, необходимых для научного обоснования организации и построения тренировочного процесса и занятий физической культурой, осуществления медико-биологического контроля, а также создание необходимую основу для дальнейшего изучения дисциплин медико-биологического цикла. Воспитание глубокой убеждённости в необходимости развития интеллектуальных способностей, профессиональных и социально-личностных качеств: целеустремлённости, организованности, ответственности, трудолюбия, гражданственности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Базовые знания в области химии и биологии (среднее образование)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена       Теория спорта
2.2.3
Учебная практика (ознакомительная)
2.2.4
Спортивная физиология
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-1: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает основные классы органических и неорганических веществ, входящих в состав организма, имеет представление об обмене веществ, энергии, биохимических изменениях, происходящих в организме спортсмена при двигательной активности
 
Уровень 2
Знает строение и функции основных классов органических и неорганических веществ, входящих в состав организма, их превращение в ходе метаболических процессов,  строение и биологическую роль АТФ, особенности обмена белков, жиров и углеводов при мышечной деятельности и в период последующего отдыха
 
Уровень 3
Объясняет взаимосвязь обмена углеводов, жиров и белков при физической деятельности, регуляторные механизмы адаптации к физическим нагрузкам, гормональную регуляцию, особенности энергетического обмена при физических нагрузках различной интенсивности
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Может описать взаимосвязь между белковым, углеводным и жировым обменами при мышечной деятельности и их роль в энергетическом обмене, проанализировать показатели этих видов обмена веществ для оценки функционального состояния организма спортсмена
 
Уровень 2
Выбирает наиболее эффективные и информативные средства и методы, оценивающие процессы энергообеспечения мышечной деятельности, анализирует основные биоэнергетические характеристики и их влияние на развитие двигательных качеств
 
Уровень 3
Разрабатывает эффективные средства и методы развития  скоростно-силовых качеств, выносливости и адекватно выбирает методы  коррекции физической работоспособности и состояния занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей, пола и возраста
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Имеет представление о методах сбора информации об основных показателях обмена веществ с учётом двигательной активности и функционального состояния спортсмена и на основании этих данных может оценить его метаболизм
 
Уровень 2
Определяет наиболее эффективные методы анализа биохимических показателей для оценки функционального состояния организма
 
Уровень 3
Владеет навыками проведения сбора информации, ее анализа и интерпретации результатов для определения уровня тренированности спортсмена, эффективности восстановительных процессов и параметров адаптации к физическим нагрузкам с учетом  индивидуальных особенностей. Адекватно выбирает средства и методы двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом пола и возраста
 
 
 
ОПК-9: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
 
Знать:
 
Уровень 1
Имеет общие представления об основных биохимических процессах, обеспечивающих жизнедеятельность человека, и об изменениях в протекании этих процессов при занятиях физкультурно-спортивной 
 
стр. 5
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
 
деятельностью
 
Уровень 2
Объясняет особенности протекания основных биохимических процессов, их взаимосвязь в организме при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью, подходы к питанию в различные периоды подготовки и восстановления, биохимические принципы спортивной тренировки и оптимальное соотношение нагрузок в процессе тренировки
 
Уровень 3
Самостоятельно анализирует и сопоставляет особенности основных биохимических процессов, протекающих в организме в покое, при физической нагрузке, при работе различной интенсивности
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Способен использовать биохимические показатели для объяснения особенностей протекания основных биохимических процессов в организме при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью и их влияние на адаптацию организма к физическим нагрузкам
 
Уровень 2
Умеет самостоятельно выбрать наиболее эффективные методы и биохимические показатели для оценки уровня тренированности,  переносимости физической нагрузки, процессов восстановления, развития систем энергообеспечения и допинг контроля
 
Уровень 3
Самостоятельно разрабатывает эффективные средства и методы рационализации физкультурно-спортивной деятельности, адекватно выбирает средства и методы двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей, пола и возраста
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Имеет представление о методах сбора и обработки биохимических показателей при занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью с учетом физических способностей и функционального состояния занимающихся
 
Уровень 2
Интерпретирует биохимические показатели углеводного, белкового и липидного обменов с целью коррекции тренировочного процесса, рекомендует эффективные методы восстановления в период отдыха после физической нагрузки
 
Уровень 3
Владеет навыками  самостоятельного сбора необходимой информации, ее анализа и интерпретации результатов для определения уровня тренированности спортсмена, эффективности восстановительных процессов и параметров адаптации к физическим нагрузкам с учетом  индивидуальных особенностей
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
- положение теории физической культуры, физиологическую характеристику нагрузок, анатомо-морфологические и психологические особенности занимающихся различного пола и возраста
3.1.2
- методики контроля и оценки физического развития, технической и физической подготовленности и психического состояния занимающихся
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- планировать тренировочный процесс на различных этапах спортивной подготовки, с учётом занимающихся различного пола и возраста
3.2.2
- подбирать методы измерения и оценки физического развития, технической физической подготовленности, психического состояния занимающихся
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- планирование тренировочного процесса ориентируясь на положение теории физической культуры и спорта
3.3.2
- применения методов контроля с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Общая биохимия

 
1.1
Ферменты /Лек/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.11 Л2.13

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
1
0
 
1.2
Ферменты /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.11 Л2.13

Э1 Э2

2
ОПК-1 ОПК-9
1
2
Дискуссия
 
стр. 6
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
 
1.3
Ферменты /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.11 Л2.13

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-1 ОПК-9
1
0
 
1.4
Витамины и гормоны /Лек/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.10 Л2.11 Л2.13

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-9
1
0
 
1.5
Биохимические методы оценки витаминной недостаточности  /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.10 Л2.11 Л2.12 Л2.13

Э1 Э2

2
ОПК-1 ОПК-9
1
2
Групповое обсуждение
 
1.6
Витамины /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.10 Л2.11 Л2.13

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-1 ОПК-9
1
0
 
1.7
Гормоны /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.11 Л2.13

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-1 ОПК-9
1
0
 
 
Раздел 2. Обменные процессы

 
2.1
Обмен веществ и энергии в живых организмах /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.11 Л2.13

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
2.2
Биологическое окисление /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.11 Л2.13

Э1 Э2

2
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
2.3
Биологическое окисление /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9 Л2.11 Л2.13

Э1 Э2

10
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
2.4
Обмен углеводов /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.11 Л2.13

Э1 Э2

2
ОПК-1 ОПК-9
2
2
Групповое обсуждение
 
стр. 7
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
 
2.5
Обмен углеводов /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.11 Л2.13

Э1 Э2 Э3

13
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
2.6
Обмен липидов /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9 Л2.11 Л2.13

Э1 Э2 Э3

13
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
2.7
Обмен белков /Ср/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.11 Л2.13

Э1 Э2 Э3

13
ОПК-1 ОПК-9
2
0
 
2.8
/ОЗОКАтЭ/

2,4
2
0
 
2.9
/Экзамен/

6,6
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1 Объем воды в организме. Биологическая роль воды в организме. Содержание, распределение и физико-химические свойства воды.

2 Активная реакция среды растворов. Водородный показатель. Понятие об ацидозе и алкалозе.

3 Кислотно-основное состояние организма. Механизмы регуляции кислотно-основного равновесия крови.

4 Объем минеральных солей в организме, их биологическая роль.

5 Ферменты. Определение, строение, классификация ферментов.

6 Ферменты. Особенности ферментов как биологических катализаторов, свойства ферментов. Механизм действия ферментов.

7 Ферменты. Специфичность ферментов. Изоферменты.

8 Кинетика ферментативных реакций. Зависимость скорости ферментативной реакции от концентрации фермента, концентрации субстрата.

9 Кинетика ферментативных реакций. Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры и рН среды.

10 Ингибиторы ферментативной реакции. Конкурентное ингибирование. Неконкурентное ингибирование.

11 Регуляция скорости ферментативной реакции. Активаторы ферментов.

12 Понятие о витаминах как биологически активных веществах. Участие витаминов в образовании коферментов. Классификация витаминов, их функции, пищевые источники и потребность.

13 Витамины – биологически активные вещества: классификация, биологическая роль витаминов. Понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе.

14 Витамин В1. Структура, распространение, биологическая роль, симптомы авитаминоза.

15 Витамин В6. Структура, распространение, биологическая роль, симптомы авитаминоза.

16 Витамин С. Структура, распространение, биологическая роль, симптомы авитаминоза.

17 Витамин А. Структура, распространение, биологическая роль, симптомы авитаминоза.

18 Витамин Е. Структура, распространение, биологическая роль, симптомы авитаминоза.

19 Обмен белков. Биологические функции белков. Переваривание белков в желудочно-кишечном тракте.

20 Синтез белка. Основные этапы.

21 Метаболизм аминокислот в организме (реакции декарбоксилирования, трансаминирования, дезаминирования). Биологические значение образовавшихся продуктов.

22 Обмен белка. Орнитиновый цикл.

23 Строение и роль нуклеиновых кислот в организме.

24 Обмен нуклеиновых кислот. Распад нуклеиновых кислот в организме (ЖКТ).

25 Общая характеристика обмена веществ, его биологическая роль. Катаболизм, анаболизм.

26 Этапы унификации белков, жиров, углеводов. Строение и биологическая роль макроэргических соединений.

27 Биологическое окисление. Основной путь биологического окисления — тканевое дыхание.

28 Биологические окисление. Цикл трикарбоновых кислот, его функции и энергетическая ценность.

29 Окислительное фосфорилирование. Строение дыхательной цепи, окислительно восстановительный потенциал.

30 Окислительное фосфорилирование. Механизм сопряжения окисления и фосфорилирования, коэффициент Р/О.

31 Окислительное фосфорилирование, Ингибиторы или разобщители окисления и фосфорилирования.

32 Обмен углеводов. Переваривание и всасывание углеводов в желудочно кишечном тракте.

33 Обмен углеводов. Синтез гликогена.

 
стр. 8
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
 
34 Обмен углеводов. Распад гликогена.

35 Анаэробный распад углеводов. Основные этапы процесса, его энергетическая эффективность.

36 Обмен углеводов. Глюконеогенез, его основные этапы, биологическая роль.

37 Аэробный распад углеводов. Основные этапы процесса энергетическая эффективность.

38 Основные пути метаболизма глюкозы в клетках организма. Цикл Кори.

39 Обмен липидов. Переваривание и всасывание липидов в желудочно-кишечном тракте.

40 Обмен липидов. Тканевой липолиз.

41 Обмен глицерола. Окисление глицерола, его этапы и энергетическая эффективность.

42 Окисление высших жирных кислот. Энергетическая эффективность.

43 Биосинтез кетоновых тел. Два пути кетогенеза (гидроксиметилглутаратный цикл и деацелазный цикл), их биологическая роль.

44 Обмен липидов. Синтез высших жирных кислот (триацилглицеролов и фосфолипидов).

45 Перекисное окисление липидов. Этапы, биологическая роль.

46 Перекисное окисление липидов. Системы, продуцирующие активные формы кислорода (электронно-транспортная цепь митохондрий).

47 Перекисное окисление липидов. Активация ПОЛ при стрессе, гипоксии, физических нагрузках.

48 Перекисное окисление липидов. Антиоксидантная система клеток.

49 Гормоны – регуляторы биохимических процессов. Классификация. Роль гормонов в регуляции обмена веществ.

50 Гормоны. Основные системы регуляции организма. Механизм действия гормонов.

51 Инсулин. Влияние на обменные процессы.

52 Глюкокортикоиды. Влияние на обменные процессы.

53 Катехоламины. Адреналин. Их биологическая роль. Влияние на обменные процессы.

54 Гормоны щитовидной железы. Их биологическая роль. Влияние на обменные процессы.

55 Гормоны. Роль гормонов при выполнении физических нагрузок.

56 Взаимосвязь основных путей обмена веществ в организме. Интеграция и регуляция обмена веществ.

57 Особенности обмена минеральных соединений при занятиях физической культурой и спортом.

58 Обмен белка. Метаболический фонд аминокислот.

59 Перекисное окисление липидов. Активация ПОЛ при неравномерном снабжении организма кислородом, гипоксии, гипероксии.

60 Перекисное окисление липидов. Активация ПОЛ как универсальный механизм гибели клетки на мембранном уровне.

 
5.2. Темы письменных работ
Примерная тематика рефератов:

1 Химия и обмен углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот. Регуляция и взаимосвязь обменных процессов.

2 Химия и обмен углеводов. Регуляция и взаимосвязь обменных процессов.

3 Химия и обмен липидов. Регуляция и взаимосвязь обменных процессов.

4 Химия и обмен белков. Регуляция и взаимосвязь обменных процессов.

5 Химия и обмен нуклеиновых кислот. Регуляция и взаимосвязь обменных процессов.

6 Классификация, строение переваривание и всасывание углеводов.

7 Классификация, строение переваривание и всасывание липидов.

8 Классификация, строение переваривание и всасывание белков.

9 Классификация, строение переваривание и всасывание нуклеиновых кислот.

10 Синтез гликогена.

11 Распад гликогена и освобождение глюкозы.

12 Промежуточный обмен липидов.

13 Внутриклеточный липолиз.

14 Окисление жирных кислот и глицерина.

15 Метаболизм кетоновых тел.

16 Биосинтез липидов.

17 Промежуточный обмен аминокислот в тканях.

18 Обезвреживание аммиака в организме.

19 Орнитиновый цикл мочевинообразования.

20 Биологическое окисление.

21 Анаэробное окисление и его характеристика.

22 Субстратное фосфорилирование.

23 Схема субстратного фосфорилирования с использованием структурных формул:

а) гидролиз АТФ,

б) образование АТФ при участии креатинфосфата,

в) образование АТФ при участии дифосфоглицериновой кислоты,

г) образование АТФ при участии фосфоенолпировиноградной кислоты.

24 Аэробное окисление.

25 Строение митохондрий.

26 Структурная организация дыхательной цепи.

27 Окислительное фосфорилирование.

28 Хемиосмотическая теория Митчелла-Скулачева. Разобщение процессов окисления и фосфорилирования.

29 Вещества, влияющие на энергетический обмен в клетке.

30 Перекисное окисление липидов (ПОЛ).

31 Этапы ПОЛ.

 
стр. 9
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
 
32 Образование активных форм кислорода.

33 Антиоксидантная система клеток.

34 Ферментативные антиоксиданты.

35 Неферментативные антиоксиданты.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
Вопросы к экзамену и контрольным работам, тесты, кейсы, задачи
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Михайлов С.С.
Спортивная биохимия: учебник
М.: Сов. спорт, 2012
 
Л1.2
Львовская Е.И., Соломина Т.В., Григорьева Н.М.
Основы общей и спортивной биохимии: учебник
Челябинск: ЧГПУ, 2013
 
Л1.3
Проскурина И.К.
Биохимия: учебник
М.: Академия, 2014
 
Л1.4
Михайлов С.С.
Биохимия двигательной деятельности: учебник
М.: Спорт, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Филиппович Ю.Б., Коничев А.С., Севостьянова Г.А., Кутузова Н.М.
Биохимические основы жизнедеятельности человека: учеб. пособие
М.: Владос, 2005
 
Л2.2
Удалов Ю.Ф., Михеева Л.П., Ладенкова И.М.
Практикум по общей биохимии и биохимии мышечной деятельности: учеб. пособие
Малаховка: МГАФК, 2007
 
Л2.3
Тюрина Л.Н., Линдт Т.А.
Руководство к лабораторно-практическим занятиям по биологической химии: учеб. пособие
Омск: СибГУФК, 2008
 
Л2.4
Ершов Ю.А.
Общая биохимия и спорт: учеб. пособие
М.: Изд-во МГУ, 2010
 
Л2.5
Димитриев А.Д., Амбросьева Е.Д.
Биохимия: учеб. пособие
М.: Дашков и К°, 2012
 
Л2.6
Гидранович В.И., Гидранович А.В.
Биохимия: учеб. пособие
Минск: ТетраСистемс, 2012
 
Л2.7
Северин Е.С.
Биохимия с упражнениями и задачами: учебник
М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010
 
Л2.8
Северин Е.С.
Биохимия: учебник
М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013
 
Л2.9
Львовская Е.И., Григорьева Н.М.
Процессы перекисного окисления липидов и особенности липопероксидации при физических нагрузках: учеб. пособие
Челябинск: Уральская академия, 2014
 
Л2.10
Коденцова В.М.
Витамины
М.: Медицинское информационное агентство, 2015
 
Л2.11
Ауэрман Т.Л., Генералова Т.Г., Суслянок Г.М.
Основы биохимии: учеб. пособие
М.: ИНФРА-М, 2014
 
Л2.12
Рогожин В.В.
Практикум по биохимии: учеб. пособие
СПб.: Лань, 2013
 
Л2.13
Комов В.П., Шведова В.Н.
Биохимия: учебник
М.: Юрайт, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт национальной электронной библиотеки
 
Э2
Российская государственная библиотека
 
Э3
Российская национальная библиотека
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
6.3.1.2
LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux:
6.3.1.3
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
6.3.1.4
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций
 
стр. 10
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
 
6.3.1.5
Libre Оffice Сals – программа для работы с электронными таблицами
6.3.1.6
Mozilla Firefox – интернет обозреватель
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
РУБРИКОН: крупнейший энциклопедический ресурс Рунета http://www.rubricon.com/
6.3.2.2
Вестник спортивной науки http://www.vniifk.ru/journal_vsn.php
6.3.2.3
Теория и практика физической культуры http://www.teoriya.ru/ru
6.3.2.4
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта http://lesgaft-notes.spb.ru/ru
6.3.2.5
Физкультура и спорт (журнал) http://www.fismag.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-304, ул. Орджоникидзе, 1. Аудитория для занятий лекционного типа: Компьютер - 1; Монитор - 1; Проектор 1; Экран - 1; Доска классная: 1 шт; Стол письменный: 1 шт; Стол ученический: 14 шт; Стул: 28 шт; Шкаф с замком: 1 шт; Жалюзи; 2 шт; Трибуна настольная: 1 шт.
7.2
1-231, ул. Орджоникидзе, 1. Аудитория для занятий семинарского типа, курсового проектирования, групповых и индивидуальных консультаций текущего контроля и промежуточной аттестации: Компьютер - 1; Монитор - 1; Проектор - 1; Экран - 1; Холодильник INDESIT BIA 16NF: 1 шт; Доска ученическая: 1 шт; Пенал 450*490*2400: 1 шт; Стол 1000*600*900 (столеш. пластик): 2 шт;Стол компьютерный: 1 шт; Стол лабораторный химический: 12 шт; Стол пристенный с навесными шкафами: 2шт; Стол с мойкой 100*600*850 (столеш пластик): 1 шт; Стол с мойкой 1300*600*850: 1 шт; Тумба для реактивов 550*600*900: 1 шт; Тумба под центрифугу 800*600*900: 1 шт; Стул п/мягкий: 27 шт; Стул ученический: 4 шт; Шкаф для документов 800*430*2400: 3 шт; Сейф: 1 шт.; Весы электронные  ВР-310 - 1 шт.; Мешалка магнитная ПЭ-6110 с подогревом - 1 шт; Пипетка однокан. 1-5 мл - 1 шт.; Пипетка однокан. 100-1000 мкл - 1 шт.; Шкаф вытяжной ЛАБ-1200 ШВ-Н - 1 шт.; Плитка электрическая лабораторная - 4 шт.; РН-метр Checker-1 - 1 шт.; Стенд «Правила техники безопасности» ВА05379 - 1 шт.; Дистиллятор - 1 шт.; Штатив д/пробирок - 1 шт.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В рамках изучения дисциплины «Биохимия человека» используются лекции, практические занятия, лабораторные работы. Все виды работ являются обязательными для обучающихся. Вводная лекция знакомит студентов с общим содержанием и основными научно-теоретическими положениями изучаемых вопросов, показывает их взаимосвязи с последующими разделами дисциплины, другими отраслями, практикой, а также раскрывает последовательность и характер изучения дисциплины. На остальных лекциях излагаются теоретические положения определёных разделов изучаемого предмета. Практические занятия необходимы для углубления и закрепления знаний студентов. На практических занятиях расматриваются примеры из практики в качестве материала, иллюстрирующего реализацию и использование концептуальных закономерностей в биохимии. Интерактивные технологии (мини-дискуссии в группах) применяются при обсуждении проблемных и неоднозначных вопросов, требующих выработки решения в ситуации неопределенности и аргументированного изложения своих взглядов, профессиональной позиции.

Лабораторные занятия предназначены для наглядной иллюстрации изучаемых теоретических положений, кроме того, такие занятия позволяют студенту овладеть навыками практической лабораторной работы, постановки химического эксперимента. Перед выполнением лабораторной работы проводится устный опрос по теме занятия, разбираютяся цель и задачи исследования. По результатам выполнения лабораторной работы студенты составляют отчёт, который предоставляется преподавателю на проверку. Текущий контроль знаний осуществляется на практических занятиях. Текущий контроль осуществляется путём устного опроса или выполнения контрольных работ. Используются контрольные работы тестового типа с открытыми заданиями, сформулированными таким образом, чтобы ответить на них наиболее правильно и чётко было можно только благодаря глубокой переработке материала. Таким образом выявляются наиболее важные вопросы, которые недостаточно хорошо усваиваются студентами, наиболее трудные, проблемные зоны в обучении.