2020-2021_z49_03_02 ФР 16_plx_Русский язык и культура речи
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Социально-гуманитарных наук
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Русский язык и культура речи
______________ 2020 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
z49.03.02 ФР 16.plx

Направление 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениямив состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль: "Физическая реабилитация"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
зачеты 1
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
3,75
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Контактные часы на аттестацию
0,25
0,25
0,25
0,25
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8,25
8,25
8,25
8,25
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
3,75
3,75
3,75
3,75
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z49.03.02 ФР 16.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, И. А. Шорохова _________________
 
д.мед.н., руководитель ООП, Е. В. Быков _________________
Рецензент(ы):
 
Русский язык и культура речи
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.02 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ (АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 203)
 
Направление 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениямив состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль: "Физическая реабилитация"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
 
Протокол от __ __________ 2020 г.  №  __  

Срок действия программы: 2016-2021 уч.г.

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: z49.03.02 ФР 16.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2022 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: z49.03.02 ФР 16.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Целью освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» является овладение умением осуществлять устную и письменную форму коммуникации на русском языке.
1.2
Воспитательная цель дисциплины заключается в формировании коммуникативной толерантности и патриотизма, особенно в аспекте родного языка и культуры.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные на предыдущем уровне обучения. Набор входящих знаний и умений, состоящий в информировании о нормах культуры речи и построении эффективного общения, обеспечивает требуемый знаниевый фундамент для ориентации в коммуникативной ситуации. 
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Философия
2.2.2
Конфликтология
2.2.3
Этика профессионального общения
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-27: способностью проводить научный анализ результатов исследований и использовать их в практической деятельности
 
Знать:
 
Уровень 1
Имеет несистематические представления о научном исследовании 
 
Уровень 2
Имеет успешные, но с частичными пробелами представления о научном исследовании 
 
Уровень 3
Имеет полностью сформированные представления о научном исследовании 
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Не систематически использует в собственной практике методы научного исследования
 
Уровень 2
Имеет успешные, но с частичными пробелами умения использования в собственной практике методов научного исследования
 
Уровень 3
Имеет полностью сформированные умения организации и проведения научных исследований в собственной практике
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Не систематически владеет методами научного исследования
 
Уровень 2
Имеет успешное, но с частичными пробелами владение методами научного исследования
 
Уровень 3
Имеет полностью сформированные навыки использования основных методов и рациональных приемов сбора, обработки и представления научной информации
 
 
 
ОК-12: готовностью критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков 
 
Знать:
 
Уровень 1
Имеет представление о своих достоинствах и недостатках
 
Уровень 2
Знает способы оценки своих достоинств и недостатков
 
Уровень 3
Знает: способы оценки своих достоинств и недостатков; способы контролировать себя
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет оценить свои устные и письменные ответы
 
Уровень 2
Умеет: объективно оценить свои действия и речевые высказывания по отношению к одногруппникам и преподавателю с точки зрения их корректности и уместности
 
Уровень 3
Умеет: объективно оценить свои действия и речевые высказывания по отношению к одногруппникам и преподавателю с точки зрения их корректности и уместности; адекватно реагировать на замечания в свой адрес; критически оценить свои достоинства и недостатки
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет: навыками постановки целей для самосовершенствования
 
Уровень 2
Владеет: навыками постановки целей и выбора адекватных путей достижения самосовершенствования
 
Уровень 3
Владеет: навыками постановки целей и выбора адекватных путей достижения самосовершенствования; навыками самоконтроля
 
 
 
стр. 5
УП: z49.03.02 ФР 16.plx
 
ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию 
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает способы организации самостоятельной учебной деятельности
 
Уровень 2
Знает способы работы с источниками информации разных типов
 
Уровень 3
Знает: способы работы с источниками информации разных типов; способы обработки информации; способы управления временем
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет: работать с источниками информации, предложенными преподавателем; самостоятельно выполнять задания по ранее отработанной на занятиях схеме
 
Уровень 2
Умеет: работать со словарями, справочниками, учебными и учебно-методическими пособиями; самостоятельно выполнять задания по ранее отработанной на занятиях схеме
 
Уровень 3
Умеет: работать со словарями, справочниками, учебными и учебно-методическими пособиями; самостоятельно находить дополнительную литературу
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет: навыками отбора и обработки  информации
 
Уровень 2
Владеет: навыками отбора и обработки  информации; навыками выполнения заданий по нестандартной схеме с помощью творческого подхода
 
Уровень 3
Владеет: навыками чтения литературы разных типов,  конспектирования, перефразирования; навыками эффективного распределения времени; навыками выполнения заданий по нестандартной схеме с помощью творческого подхода; навыками выполнения нестандартных заданий повышенной сложности, предлагаемых преподавателем в качестве дополнительных (написание сочинения, реферата, научной статьи)
 
 
 
ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия 
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает: понятия «толерантность», «коммуникативный аспект культуры речи», «конфликт»
 
Уровень 2
Знает способы выстраивания толерантной коммуникации
 
Уровень 3
Знает аспекты культуры речи (коммуникативный, этический, нормативный)
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет вступить в диалог и поддержать его
 
Уровень 2
Умеет: корректно вступать в диалог и поддержать его; использовать речевые навыки и разные типы аргументации для разрешения конфликтов
 
Уровень 3
Умеет: использовать речевые навыки и разные типы аргументации для разрешения конфликтов; создавать тексты и публично выступать с ними в зависимости от типа аудитории (её возраста, пола, образования, религиозной, этнической принадлежности)
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Обладает толерантностью по отношению к людям разных социальных, этнических, конфессиональных и культурных групп
 
Уровень 2
Владеет навыком поддерживать коммуникацию с помощью вербальных и невербальных средств
 
Уровень 3
Владеет: навыком выстраивания толерантного диалога с людьми разных социальных, этнических, конфессиональных и культурных групп; приемами создания благоприятной атмосферы во время коммуникации
 
 
 
ОК-5: способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия 
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает: понятия «язык», «речь», «культура речи», «норма», «стиль», «орфоэпия», «единицы и уровни языка»; стили русского литературного языка: официально-деловой, научный, художественный, публицистический, церковно-религиозный, разговорный
 
Уровень 2
Знает: понятия «язык», «речь», «культура речи», «норма», «стиль», «орфоэпия», «единицы и уровни языка», «типы знаков»; виды норм: орфоэпическую, морфологическую, стилистическую синтаксическую, лексическую, фразеологическую; стили русского литературного языка: официально-деловой, научный, публицистический, художественный, разговорный, церковно-религиозный
 
Уровень 3
Знает: единицы и уровни языка, функции языка, типы знаков, виды речевой деятельности, типы речи, виды норм, стили русского языка, жанры текстов разных стилей, основные этапы развития русского языка, коммуникативные качества речи, виды публичных речей, типы аудитории, этапы ораторской деятельности
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет: создавать тексты в устной и письменной формах, в официально-деловом, научном, публицистическом, разговорном стилях
 
Уровень 2
Умеет: создавать тексты в устной и письменной формах, в официально-деловом, научном, 
 
стр. 6
УП: z49.03.02 ФР 16.plx
 
публицистическом, разговорном стилях, создавать тексты для публичного выступления в публицистическом и научном стилях
 
Уровень 3
Умеет: создавать тексты в устной и письменной формах, в официально-деловом, научном, публицистическом, разговорном стилях, создавать тексты для публичного выступления в публицистическом, научном и разговорном стилях и выступать с ними перед разными типами аудитории
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет основными понятиями и категориями культуры речи
 
Уровень 2
Владеет: нормами культуры речи в устной и письменной формах
 
Уровень 3
Владеет: нормами культуры речи в устной и письменной формах, навыком находить, квалифицировать и исправлять речевые ошибки, связанные с нарушением орфоэпической, морфологической, лексической, фразеологической, синтаксической и стилистической норм
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
- основные понятия и категории культуры речи, этапы истории русского языка, базовые понятия риторики;
3.1.2
- основные понятия этической коммуникации; способы выстраивания толерантной коммуникации; аспекты культуры речи, типы аудитории;
3.1.3
- способы самоорганизации и самообразования; основы тайм-менеджмента;
3.1.4
- основные способы самоанализа;
3.1.5
- в чем заключается научное исследование.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- создавать тексты в разных формах и стилях, создавать тексты для публичного выступления;
3.2.2
- работать в коллективе; выстраивать толерантную коммуникацию;  разрешать конфликты с помощью речевых навыков, создавать тексты и публично выступать с ними;
3.2.3
- организовывать свою учебную деятельность; выбирать адекватные источники информации; планировать самостоятельную учебную деятельность;
3.2.4
- обращать внимание на свои действия и речевые выказывания;
3.2.5
- анализировать результаты научных исследований и использовать их в практической деятельности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- нормами культуры речи, навыком находить и исправлять речевые ошибки;
3.3.2
- навыком поддерживать коммуникацию; толерантностью по отношению к людям разных социальных, этнических, конфессиональных и культурных групп;
3.3.3
- навыками обработки информации; навыками тайм-менеджмента; навыками выполнения заданий по нестандартной схеме и/или заданий повышенной сложности;
3.3.4
- навыками постановки цели по самосовершенствованию;
3.3.5
- основными методами и рациональными приемами сбора, обработки и представления научной информации с целью использования в практической деятельности.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Язык и речь

 
1.1
Язык и речь (Язык как система. История русского языка) /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-5 ОК-7 ОК-12 ОК-6 ПК-27
1
0
 
1.2
Язык и речь (Язык как система. История русского языка) /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ОК-5 ОК-7 ОК-12 ОК-6 ПК-27
1
0
 
 
Раздел 2. Русский литературный язык

 
стр. 7
УП: z49.03.02 ФР 16.plx
 
2.1
Структура русского национального языка. Нелитературные элементы /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-5 ОК-7 ОК-12 ОК-6 ПК-27
1
0
 
2.2
Структура русского национального языка. Нелитературные элементы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ОК-5 ОК-7 ОК-12 ОК-6 ПК-27
1
0
 
2.3
Официально-деловой и научный стили. Публицистический, художественный, разговорно-обиходный и церковно-религиозный стили. Публицистический, художественный, разговорно-обиходный и церковно-религиозный стили /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-5 ОК-7 ОК-12 ОК-6 ПК-27
1
0
 
2.4
Официально-деловой и научный стили. Публицистический, художественный, разговорно-обиходный и церковно-религиозный стили. Публицистический, художественный, разговорно-обиходный и церковно-религиозный стили /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

20
ОК-5 ОК-7 ОК-12 ОК-6 ПК-27
1
0
 
 
Раздел 3. Культура речи

 
3.1
Коммуникативные качества речи. Общая характеристика нормы культуры речи. Орфоэпическая норма. Морфологическая норма. Лексическая и фразеологическая норма. Синтаксическая норма. Публичная речь /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-5 ОК-7 ОК-12 ОК-6 ПК-27
1
0
 
3.2
Коммуникативные качества речи. Общая характеристика нормы культуры речи. Орфоэпическая норма. Морфологическая норма. Лексическая и фразеологическая норма. Синтаксическая норма. Публичная речь /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

20
ОК-5 ОК-7 ОК-12 ОК-6 ПК-27
1
0
 
3.3
/Зачёт/

3,75
ПК-27
1
0
 
3.4
/ОЗОКАтЗ/

0,25
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерный перечень вопросов к зачёту

1 Понятие государственного, титульного и официального языков.

2 Структура языка, его уровни.

3 Функции языка.

4 Понятие знака, виды знаков, язык как знаковая система.

5 Происхождение русского языка. Славянские языки и место русского языка среди них.

6 Устная и письменная разновидности литературного языка: общее и различное.

7 Понятия «язык», «речь», «культура речи». Компоненты культуры речи.

8 Культура речи. Коммуникативные качества речи.

9 Понятие «норма». Вариативность и историческая изменчивость нормы. Типы норм.

10 Орфоэпические нормы. Особенности русского ударения. Орфоэпические ошибки. Нормы произношения.

11 Лексические нормы. Основные причины речевых ошибок: непонимание значения, слов, лексическая сочетаемость, употребление синонимов, омонимов и многозначных слов.

12 Лексические нормы. Основные причины речевых ошибок: употребление новых и устаревших слов, слов иноязычного происхождения, диалектизмов, разговорных и просторечных слов, профессиональных жаргонизмов.

13 Лексические нормы. Основные причины речевых ошибок: употребление фразеологизмов, речевых клише и штампов.

14 Словообразовательные нормы. Типичные ошибки.

15 Морфологические нормы: имя существительное. Род имен существительных в современном русском литературном языке. Типичные ошибки. Ошибки в склонении существительных. Склонение фамилий.

16 Морфологические нормы: имя прилагательное. Ошибки в образовании степеней сравнения и кратких и полных форм 

 
стр. 8
УП: z49.03.02 ФР 16.plx
 
имён прилагательных.

17 Морфологические нормы: местоимение. Склонение и употребление местоимений.

18 Морфологические нормы: имя числительное. Склонение числительных.

19 Синтаксические нормы русского языка. Порядок слов. Ошибки управления. Употребление предлогов.

20 Синтаксические нормы русского языка. Ошибочное употребление деепричастных оборотов.

21 Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.

22 Стилистические нормы русского языка. Стилистические ошибки.

23 Публицистический стиль, его характеристика.

24 Виды публичной речи: их цели и основные жанры.

25 Принципы и правила подготовки публичной речи.

26 Композиция публичного выступления. Способы создания вступления. Функции заключения, его виды.

27 Композиция публичного выступления. Способы ее изложения. Ораторские приемы для удержания внимания слушателей.

28 Аргументирующая речь. Тезис и аргумент. Виды аргументов.

29 Диспутивно-полемическая речь. Разновидности спора.

30 Стратегии и тактики спора. Полемические приемы и ловушки. Их назначение и специфика использования.

31 Мастерство полемики и дискуссии. Правила ведения дискуссии и полемики. Двойственные приемы в споре. Некорректные приемы в споре.

32 Официально-деловой стиль. Приемы и правила оформления деловых документов. Жанровое своеобразие деловой документации.

33 Стилистические нормы русского языка. Понятие «стиль». Основные стилевые черты и характерные особенности художественного стиля.

34 Стилистические нормы русского языка. Понятие «стиль». Основные стилевые черты и характерные особенности научного стиля.

35 Жанры научной речи: первичные и вторичные. Конспект как жанр научной речи. Правила его составления.

36 Речевой этикет. Назначение речевого этикета. Формулы речевого этикета.

 
5.2. Темы письменных работ
Примерный перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы студентов

1 Для контрольной работы «Язык как система»:

– язык как биологическое, психическое и социальное явление;

– понятие системы;

– понятие знака, виды знаков;

– уровни и единицы языка. Знаковость языковых единиц;

– функции языка;

– понятие речи. Отличия речи от языка;

– виды речевой деятельности;

– устная и письменная речь: общее и различное.

2 Для контрольной работы «История русского языка»:

– периодизация истории русского языка;

– индоевропейские языки. Славянские языки;

– XIV век – существование двуязычия. XVII век – устранение двуязычия и формирование литературных норм. XIX век – период становления русского национального языка и кодификации литературных норм;

– роль А.С. Пушкина в становлении литературного языка;

– современные тенденции развития русского языка;

– история русского письма: история письма вообще, докириллическое славянское письмо, деятельность Кирилла и Мефодия, реформы Петра I и XVIII века, реформы начала XX века.

3 Для контрольной работы «Русский литературный язык»:

– русский язык среди других языков;

– понятия «национальный язык», «государственный язык», «титульный язык», «официальный язык»;

– составляющие национального языка. Русский литературный язык. Главные свойства литературного языка. Книжный и разговорный язык. Устная и письменная разновидности литературного языка;

– нелитературные элементы. Просторечие. Жаргон, виды жаргона. Понятие жаргона, сленга, арго. Диалекты: особенности севернорусского, южнорусского и среднерусского диалектов;

– функциональные стили русского литературного языка.

Примерный перечень тем для презентации

1 Речь студентов.

2 Речь преподавателей.

3 Речь на транспорте.

4 Речь врачей.

5 Речь современной молодежи.

6 Важность культуры общения.

7 Развитие нормы.

8 Официальное общение.

9 Языковые формулы вежливости.

 
стр. 9
УП: z49.03.02 ФР 16.plx
 
10 Речь челябинцев.

11 Надписи города Челябинска.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
Тестовые задания; Практические задания
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
под ред. О. Я. Гойхмана
Русский язык и культура речи: учебник
ИНФРА-М, 2015
 
Л1.2
под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой
Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров
Юрайт, 2015
 
Л1.3
под общ. ред. В. Д. Черняк
Риторика: учебник для бакалавров
Юрайт, 2015
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Купина Н. А., Матвеева Т. В.
Стилистика современного русского языка: учебник
Юрайт, 2013
 
Л2.2
Аристархова, С. А.
Русский язык и культура речи. Стили речи: учеб. пособие
МГАФК, 2014
 
Л2.3
под ред. Г. Г. Городиловой, А.И. Нечаевой
Современный русский литературный язык: учебник
Дрофа, 2010
 
Л2.4
Сурикова Т. И.,  Клушина Н. И.,  Анненкова И. В.; под ред. Г. Я. Солганика
Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров
Юрайт, 2013
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Справочно-информационный портал
 
Э2
Веб-издание правил русского языка
 
Э3
Справочный портал о культуре письменной речи
 
Э4
Русский филологический портал 
 
Э5
Электронный журнал о русском языке и литературе
 
Э6
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ)
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
6.3.1.2
LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux:
6.3.1.3
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
6.3.1.4
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций
6.3.1.5
Libre Оffice Сalc – программа для работы с электронными таблицами
6.3.1.6
Mozilla Firefox – интернет обозреватель
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний. – Режим доступа : https://www.ebsco.com/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Занятия проводятся в аудиториях:
7.2
1-41: Компьютер – 1; Монитор – 1; Проектор – 1; Экран – 1; Парта: 40 шт; Доска классная трёхстворчатая: 1 шт; Жалюзи: 4 шт; Стол 2х тумбовый: 1 шт; Стул: 3 шт.
7.3
2-210: Шкаф закрытый: 1 шт; Стол 2 местный: 4 шт; Стол 3 местный: 5 шт; Полка стеклянная навесная: 7 шт; Стул: 24 шт; Жалюзи: 2 шт.; Компьютер: 1 шт; Монитор: 1 шт; Экран: 1 шт; Проектор: 1 шт.
 
стр. 10
УП: z49.03.02 ФР 16.plx
 
7.4
1-23: Компьютер – 1; Монитор – 1; Проектор – 1; Экран – 1; Кондиционер: 1 шт; Стенка: 1 шт; Стол ученический: 15 шт; Стул ученический: 30 шт; Доска классная трёхстворчатая: 1 шт; Жалюзи: 2 шт; Жалюзи минирулонные: 4 шт; Шкаф офисный: 3 шт; Стол письменный угловой с тумбой: 1 шт; Стул: 1 шт; Трибуна настольная: 1 шт.
7.5
2-114: Тумба угловая: 1 шт; Жалюзи: 4 шт; Стул: 36 шт; Доска: 1 шт; Стол письмен. компьютерный: 1 шт; Стол ученический: 28 шт; Стол: 9 шт; Стул ученический:36 шт; К-т парта 2 стула: 1 шт; Проектор Beng Projector МР575 с экраном: 1 шт; Компьютер Celeron: 1 шт; Монитор: 1 шт; Экран: 1 шт; Проектор: 1 шт. 
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций

Преподавателем осуществляется текущий контроль за посещаемостью студентом аудиторных занятий и выполнением им творческих заданий, тестов и других видов самостоятельной работы.

Формы и виды промежуточного контроля и самостоятельной работы по дисциплине:

Устные доклады и сообщения – эта форма работы становится более эффективной, если практикуется организация содокладов, дополнений, оппонирования тех или иных высказанных идей и/или положений.

Написание диктанта, словарного диктанта, выполнение упражнений по теме практического занятия с последующим коллективным обсуждением результатов и работой над ошибками.

Диспут. Участие каждого слушателя предполагает тщательную предварительную подготовку всей группы по заранее определенной проблеме. Для обсуждения могут быть предложены и заранее подготовленные тезисы по основным вопросам практического занятия. Рекомендуется подготовка докладов (сообщений) с изложением различных точек зрения по заданной проблеме. Основным этапом в подготовке является самостоятельная работа над первоисточниками, научной литературой, рекомендованной к занятию. Диспут предполагает подготовку хорошо продуманных и четко сформулированных дополнительных вопросов, акцентирующих внимание на основных и противоречивых моментах темы.

Тестирование, используемое в процессе контроля знаний на практических занятиях, позволяющие проверить текущие знания студентов по пройденным темам и итоговое тестирование по всему курсу. Контрольные тесты нацелены на активизацию познавательной деятельности в процессе изучения отдельных тем и при закреплении знаний. Их цель состоит также в развитии умения студентов выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные связи, признаки и причины различных явлений и процессов.

Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме зачёта, который включает решение теста по всему курсу.

О распределении изучаемого материала по видам аудиторных занятий

Наиболее сложной частью курса является теоретическая. Поэтому целесообразно рассмотреть основные проблемы на лекциях, а затем вернуться к этому материалу на практических занятиях. Практические занятия распределены по разделам, что позволяет выносить на них те или иные темы данного раздела, а при сокращении количества практических занятий часть тем может быть выведена на самостоятельное изучение с последующим текущим тест-контролем. В рамках каждой темы студенты составляют словарь основных понятий. Это даёт возможность дополнительно проводить текущие мини-контрольные (терминологические) на каждом занятии. Тематические сообщения, подготовленные студентами, позволяют подробнее рассмотреть отдельные вопросы с привлечением дополнительной литературы.