Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Социально-гуманитарных наук
рабочая программа дисциплины (модуля)
Проректор по учебно-воспитательной работе
z49.03.01(12) СТвИВС 17.plx
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль: "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
Распределение часов дисциплины по курсам
Контактные часы на аттестацию
УП: z49.03.01(12) СТвИВС 17.plx
д.п.н., Зав. Каф., Л. А. Липская _________________
к.п.н., Руководитель ООП, Р. Х. Аминов _________________
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 935)
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль: "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 27.02.2017 протокол № 7.
Протокол от __ __________ 2017 г. № __
Срок действия программы: 2017-2022 уч.г.
Зав. кафедрой Л. А. Липская
Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: z49.03.01(12) СТвИВС 17.plx
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Л. А. Липская
Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Зав. кафедрой Л. А. Липская
Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2019 г. № __
Зав. кафедрой Л. А. Липская
Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2018 г. № __
Зав. кафедрой Л. А. Липская
Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: z49.03.01(12) СТвИВС 17.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Политология-социология» является: формирование у студентов системы научных знаний и умений, составляющих основу политологии и социологии как социально-гуманитарных наук, обеспечивающих их эффективную социализацию; воспитание у студентов активной гражданской позиции, необходимой для успешного решения социальных проблем.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Социология физической культуры
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК-2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
Знает: отдельные основные этапы развития гражданского общества; роль России в современной мировой политике; основные политические и социальные процессы в мировой и отечественной истории
Знает: основные этапы и закономерности развития гражданского общества, политической и социальной системы общества; историко-сравнительный метод изучения политики и социологии; значение исторического знания, для понимания современной политики и социальной системы российского государства
Знает: особенности проявления гражданской позиции в политическом и социальном процессе
Умеет: ориентироваться в мировом историко-политическом и социальном процессе; использовать полученные знания по политологии и социологии в процессе реализации гражданской позиции
Умеет: анализировать политические и социальные явления и процессы с использованием историко-сравнительного метода
Умеет: выражать и обосновывать свою позицию по отношению к историко-политическим и социальным процессам
Владеет: основами исторического мышления; навыками реализации отдельных гражданских прав
Владеет: историческими методами анализа и исследования политических и социальных явлений и процессов; навыками реализации комплекса гражданских прав и обязанностей
Владеет: способностью проявлять свою гражданскую позицию в практической и общественно-политической деятельности
ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
Знает: особенности различных социальных групп, в том числе этнических, конфессиональных и культурных; механизмы и формы проявления социальных и политических отношений; основы межкультурного общения
Знает: законы функционирования и развития общества, его этнические, национальные, политические и религиозные особенности; особенности работы в постоянном и временном коллективе с учетом этих особенностей
Знает: культурную самобытность этнических и социальных сообществ, конфессий; этические нормы и средства межкультурной коммуникации
Умеет: анализировать и прогнозировать сложные ситуации, предлагать пути их урегулирования; быть готовым к работе в коллективе и уметь кооперироваться с коллегами
Умеет: находить общий язык с членами коллектива, в котором предстоит работать
Умеет: общаться, вести гармоничный диалог и добиваться успеха в процессе профессиональной и межкультурной коммуникации
УП: z49.03.01(12) СТвИВС 17.plx
Владеет: навыками кооперации с коллегами; работы в коллективе
Владеет: навыками толерантного общения с коллегами на основе этических норм
Владеет: навыками установления контактов и поддержания взаимодействия с представителями разных социальных общностей, культур и религиозных конфессий, обеспечивающими успешную работу в коллективе
ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
Знает: отдельные методы и приемы самостоятельной работы по изучению первоисточников, по подбору учебного материала, в том числе из интернета
Знает: как самостоятельно составить конспект лекции и написать тезисы доклада или сообщения по социально-политической проблематике
Знает: основы самостоятельной научно-исследовательской деятельности
Умеет: применять в профессиональной деятельности современные методы, приемы и технологии (технические средства, информационную технику)
Умеет: использовать в образовательной деятельности информационные технологии; самостоятельно взаимодействовать с различными источниками информации с целью приобретения новых знаний
Умеет: планировать, контролировать и анализировать свою учебно-познавательную деятельность, критически ее оценивать и корректировать для повышения своего культурного уровня
Владеет: понятийно категориальным аппаратом политической и социологической науки, инструментарием политического анализа и социологического исследования
Владеет: современными образовательными и информационными технологиями, способами применения социологической и политической теории в различных сферах жизни
Владеет: целостной системой представлений о самостоятельной учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности; способностью самостоятельно взвешивать и принимать решения в сфере социальных и политических отношений путем интеграции фундаментальных и прикладных знаний
ПК-28: способностью выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта
Знает основные источники информации в сфере своей профессиональной деятельности
Знает методы и средства обработки информации в сфере своей профессиональной деятельности
Знает актуальные вопросы в сфере своей профессиональной деятельности
Умеет находить необходимую информацию в различных источниках
Умеет критически оценивать различную информацию
Умеет применять полученную информацию в сфере своей профессиональной деятельности
Владеет навыками получения информации из различных источников
Владеет приёмами аналитической деятельности
Владеет навыками рационального использования информации
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
– основные этапы и закономерности исторического развития гражданского общества, политической и социальной системы общества;
– социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
– различные формы и методы самостоятельной учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности в области политологии и социологии;
- методы и средства сбора информации, а также основные источники информации, основные актуальные вопросы в сфере своей профессиональной деятельности
– анализировать основные этапы и закономерности исторического развития гражданского общества, политической и социальной системы общества;
– толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
УП: z49.03.01(12) СТвИВС 17.plx
– использовать методы и формы самоорганизации, самообразования и самоуправления в учебном процессе;
- анализировать и критически оценивать различную информацию в сфере своей профессиональной деятельности
– навыками формирования гражданской позиции;
– навыками работы в коллективе, на основе толерантных отношений с представителями различных социальных, этнических, конфессиональных и культурных групп;
– навыками самоорганизации в ходе моделируемых учебных ситуаций и навыками самостоятельной работы по изучению политического и социального процесса;
- навыками получения, первичной обработки и рационального использования информации из различных источников
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. 1 Политология-социология: теория, методология и история
Политология-социология как наука и учебная дисциплина. История становления и развития социологии и политологии /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Политология-социология как наука и учебная дисциплина. История становления и развития социологии и политологии /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.5Л3.1 Л3.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
Социологическое исследование /Пр/
Л1.1 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.3Л3.1 Л3.2
Э2 Э5 Э8 Э9 Э10
Социологическое исследование /Ср/
Л1.1 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.3Л3.1 Л3.2
Э2 Э5 Э8 Э9 Э10
Раздел 2. 2 Общество и государство
Общество как система. Политическая система общества /Лек/
Л1.1 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.4 Л2.5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Общество как система. Политическая система общества /Ср/
Л1.1 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
УП: z49.03.01(12) СТвИВС 17.plx
Социальная политика и структура общества. Социальные и политические организации и идеологии. Идеология экстремизма и терроризма /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Социальная политика и структура общества. Социальные и политические организации и идеологии. Идеология экстремизма и терроризма /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Культура и политическая культура. Социология личности /Пр/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2
Э1 Э3 Э4 Э6 Э7 Э10
Культура и политическая культура. Социология личности /Ср/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2
Э1 Э3 Э4 Э6 Э7 Э10
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерный перечень вопросов к зачету
1 Предмет, объект и структура политологии и социологии.
2 Становление и развитие социально-политических идей
3 Социально-политическая мысль в России.
4 Социологические и политологические парадигмы
5 Сущность политики и ее роль в обществе.
6 Социологическое исследование и его методы.
7 Природа и функции политической власти.
8 Легитимность и основные ресурсы политической власти.
9 Социальная структура общества.
10 Социальная стратификация и политика.
11 Социальные и политические конфликты
12 Проблема личности в социологии и политологии.
13 Политическая система и политические режимы.
14 Демократический режим.
15 Авторитарный и тоталитарный режимы.
16 Россия на пути от тоталитаризма к демократии.
17 Социальные и политические институты.
18 Сущность государства, его функции.
19 Форма государства.
20 Общество как социальная система.
21 Социальный прогресс.
22 Правовое государство: понятие и принципы.
23 Гражданское общество: понятие, структура, признаки
24 Политический процесс и его прогнозирование.
25 Политические партии и партийные системы.
26 Социальные группы и группы интересов.
27 Политическое лидерство.
УП: z49.03.01(12) СТвИВС 17.plx
28 Политическая элита.
29 Социология культуры и политическая культура.
30 Социализация и политическая социализация
31 Социальные и политические конфликты, способы их разрешения.
32 Мировая политика и международные отношения.
5.2. Темы письменных работ
Эссе «Современные политические партии России»
Эссе «Модель современного российского общества»
5.3. Фонд оценочных средств
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Комаровский В. С. [и др.] ; под ред. В. С. Комаровского
Политология: учебник для академического бакалавриата
Политическая социология: учебное пособие для академического бакалавриата
Политическая социология: учебник для бакалавров
под ред. М. М. Вышегородцева
Общая социология: учебное пособие
6.1.2. Дополнительная литература
Социология: учебник для бакалавров: учебник
Современная российская политика: учеб. пособие для бакалавров
Методология и методы социологических исследований: учебник для бакалавров
М.: Норма: ИНФРА- М, 2015
6.1.3. Методические разработки
Социология: учеб. - метод. пособие
Челябинск: Уральская академия, 2014
Политология и социология : комплект оценочных заданий по дисциплине: учеб.- метод. пособие
Челябинск: Уральская Академия, 2015
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Электронная библиотека Гумер: книги и учебники по политологии
Электронная библиотека Гумер: книги и учебники по социологии
Электронные лекции по политологии
Сайт Российской ассоциации политической науки
Электронная библиотека "Полка букиниста": Книги отечественных и зарубежных авторов по истории, социологии, политике и философии
Электронный журнал «ПОЛИС. Политические исследования»
Сайт интернет-проекта "ПолитНаука - политология в России и мире"
Электронная библиотека "Социология, психология, управление"
Электронная библиотека по социологии и смежным дисциплинам
Электронная библиотечная система Руконт
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux:
УП: z49.03.01(12) СТвИВС 17.plx
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций
Libre Оffice Сalc – программа для работы с электронными таблицами
Mozilla Firefox – интернет обозреватель
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний. – Режим доступа : https://www.ebsco.com/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Занятия проводятся в аудиториях:
1-41: Компьютер – 1; Монитор – 1; Проектор – 1; Экран – 1; Парта: 40 шт; Доска классная трёхстворчатая: 1 шт; Жалюзи: 4 шт; Стол 2х тумбовый: 1 шт; Стул: 3 шт.
2-513: Кресло-стул: 4 шт; Стол судьи: 1 шт; Доска магнитная: 1 шт; Трибуна: 1 шт; Стол-парта: 8 шт; Стол секретаря: 1 шт; Жалюзи минирулонные: 4 шт; Жалюзи: 2 шт; Компьютер: 1 шт; Монитор: 1 шт; Экран: 1 шт; Проектор: 1 шт.
2-515: Витрина двойная: 3 шт; Витрина тройная: 1 шт; Стол компьютерный угловой: 1 шт; Конференцстол: 3 шт; Трибуна для докладчиков: 1 шт; Шкаф угловой: 1 шт; Шкаф-купе стеллаж: 2 шт; Шкаф-витрина: 1 шт; Шкаф витрина двойная: 1 шт; Стул серый: 21 шт; Жалюзи защитные: 2 шт; Сейф: 1 шт; Жалюзи минирулонные: 4 шт; Компьютер: 1 шт; Доска магнитная: 1 шт; Мультимедийный комплект: 1 шт; Портреты с рамами: 8 шт; Планшет: 8 шт.
2-516: Кресло - 1 шт; Стол президиума - 1 шт; Трибуна - 1 шт; Стол-парта - 8 шт; Стул - 4 шт; Трибуна малая - 1 шт; Жалюзи минирулонные - 2 шт; Жалюзи - 2 шт; Компьютер - 1 шт; Мультимедийный комплект - 1 шт; Стенд с тонкими рамками - 8 шт.
2-210: Шкаф закрытый: 1 шт; Стол 2 местный: 4 шт; Стол 3 местный: 5 шт; Полка стеклянная навесная: 7 шт; Стул: 24 шт; Жалюзи: 2 шт.; Компьютер: 1 шт; Монитор: 1 шт; Экран: 1 шт; Проектор: 1 шт.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Преподавателем осуществляется текущий контроль за посещаемостью студентом аудиторных занятий и выполнением им творческих заданий, тестов и других видов самостоятельной работы.
Формы и виды промежуточного контроля и самостоятельной работы по дисциплине:
Устные доклады и сообщения – эта форма работы становится более эффективной, если практикуется организация содокладов, дополнений, оппонирования тех или иных высказанных идей и/или положений.
Проведение дискуссий по различным проблемам дисциплины, которые подразумевают написание студентами тезисов, рефератов по предложенной тематике. Студенты не только делают устные доклады, но и задают группе вопросы, что благоприятствует возникновению оживлённого обмена мнениями.
Исследовательский метод организации обучения на основе поисковой, самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе решения предлагаемых студентам познавательных и практических задач.
Диспут. Участие каждого слушателя предполагает тщательную предварительную подготовку всей группы по заранее определенной проблеме. Для обсуждения могут быть предложены и заранее подготовленные тезисы по основным вопросам практического занятия. Рекомендуется подготовка докладов (сообщений) с изложением различных точек зрения по заданной проблеме. Основным этапом в подготовке является самостоятельная работа над первоисточниками, научной литературой, рекомендованной к занятию. Диспут предполагает подготовку хорошо продуманных и четко сформулированных дополнительных вопросов, акцентирующих внимание на основных и противоречивых моментах темы.
Эссе – это письменный вид работы на практических занятиях, представляет собой написание студентами учебных текстов, в которых фиксируется их понимание и формулируется позиция по наиболее актуальным и острым вопросам дисциплины.
Тестирование, используемое в процессе контроля знаний на практических занятиях, позволяющие проверить текущие знания студентов по пройденным темам и итоговое тестирование по всему курсу. Контрольные тесты нацелены на активизацию познавательной деятельности в процессе изучения отдельных тем и при закреплении знаний. Их цель состоит также в развитии умения студентов выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные связи, признаки и причины различных явлений и процессов.
Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме зачёта, который включает решение теста по всему курсу.
О распределении изучаемого материала по видам аудиторных занятий
Наиболее сложной частью курса является теоретическая. Поэтому целесообразно рассмотреть основные проблемы на лекциях, а затем вернуться к этому материалу на практических занятиях. Практические занятия распределены по разделам, что позволяет выносить на них те или иные темы данного раздела, а при сокращении количества практических занятий часть тем может быть выведена на самостоятельное изучение с последующим текущим тест-контролем. В рамках каждой темы студенты составляют словарь основных понятий. Это даёт возможность дополнительно проводить текущие мини-контрольные (терминологические) на каждом занятии. Тематические сообщения, подготовленные студентами, позволяют подробнее рассмотреть отдельные вопросы с привлечением дополнительной литературы.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
УП: z49.03.01(12) СТвИВС 17.plx
Для подготовки к практическим занятиям рекомендуется использовать книги из основного и дополнительного списка литературы. При этом:
– следует тщательно проработать соответствующую тему по основной и дополнительной литературе, рекомендованной в плане практического занятия, а также поработать с учебно-методическими материалами по дисциплине;
– не следует ограничиваться одним информационным источником, необходимо знакомиться с оригинальными текстами, хотя бы во фрагментах; необходимо обращаться к словарям и энциклопедиям, находить определения основных понятий темы;
– следует провести самостоятельный поиск материала, включая ресурсы Интернета (не только рекомендованные сайты), периодику;
– следует не только выявить для себя различные аспекты предложенной проблемы, но разнообразные подходы и множественные варианты и способы её решения;
– при подготовке по теме практического занятия докладов и сообщений можно использовать как классическую форму, так и презентации.