2020-2021_z49_03_01(12) СТвИВС 17_plx_Политология-социология
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Социально-гуманитарных наук
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Политология-социология
______________ 2017 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
z49.03.01(12) СТвИВС 17.plx

Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль: "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
зачеты 1
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
3,75
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Контактные часы на аттестацию
0,25
0,25
0,25
0,25
В том числе инт.
2
2
2
2
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10,25
10,25
10,25
10,25
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
3,75
3,75
3,75
3,75
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z49.03.01(12) СТвИВС 17.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.п.н., Зав. Каф., Л. А. Липская _________________
 
к.п.н., Руководитель ООП, Р. Х. Аминов _________________
Рецензент(ы):
 
Политология-социология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 935)
 
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль: "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.02.2017 протокол № 7.
 
Протокол от __ __________ 2017 г.  №  __  

Срок действия программы: 2017-2022 уч.г.

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: z49.03.01(12) СТвИВС 17.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2020 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2019 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2018 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2018 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: z49.03.01(12) СТвИВС 17.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Целью освоения дисциплины «Политология-социология» является: формирование у студентов системы научных знаний и умений, составляющих основу политологии и социологии как социально-гуманитарных наук, обеспечивающих их эффективную социализацию; воспитание у студентов активной гражданской позиции, необходимой для успешного решения социальных проблем. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Философия
2.2.2
Культурология
2.2.3
Социология физической культуры
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК-2:      способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции 
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает: отдельные основные этапы развития гражданского общества; роль России в современной мировой политике; основные политические и социальные процессы в мировой и отечественной истории
 
Уровень 2
Знает: основные этапы и закономерности развития гражданского общества, политической и социальной системы общества; историко-сравнительный метод изучения политики и социологии; значение исторического знания, для понимания современной политики и социальной системы российского государства
 
Уровень 3
Знает: особенности проявления гражданской позиции в политическом и социальном процессе
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет: ориентироваться в мировом историко-политическом и социальном процессе; использовать полученные знания по политологии и социологии в процессе реализации гражданской позиции
 
Уровень 2
Умеет: анализировать политические и социальные явления и процессы с использованием историко-сравнительного метода
 
Уровень 3
Умеет: выражать и обосновывать свою позицию по отношению к историко-политическим и социальным процессам
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет: основами исторического мышления; навыками реализации отдельных гражданских прав
 
Уровень 2
Владеет: историческими методами анализа и исследования политических и социальных явлений и процессов; навыками реализации комплекса гражданских прав и обязанностей
 
Уровень 3
Владеет: способностью проявлять свою гражданскую позицию в практической и общественно-политической деятельности
 
 
 
ОК-6:      способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия 
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает: особенности различных социальных групп, в том числе этнических, конфессиональных и культурных; механизмы и формы проявления социальных и политических отношений; основы межкультурного общения
 
Уровень 2
Знает: законы функционирования и развития общества, его этнические, национальные, политические и религиозные особенности; особенности работы в постоянном и временном коллективе с учетом этих особенностей
 
Уровень 3
Знает: культурную самобытность этнических и социальных сообществ, конфессий; этические нормы и средства межкультурной коммуникации
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет: анализировать и прогнозировать сложные ситуации, предлагать пути их урегулирования; быть готовым к работе в коллективе и уметь кооперироваться с коллегами
 
Уровень 2
Умеет: находить общий язык с членами коллектива, в котором предстоит работать
 
Уровень 3
Умеет: общаться, вести гармоничный диалог и добиваться успеха в процессе профессиональной и межкультурной коммуникации
 
 
стр. 5
УП: z49.03.01(12) СТвИВС 17.plx
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет: навыками кооперации с коллегами; работы в коллективе
 
Уровень 2
Владеет: навыками толерантного общения с коллегами на основе этических норм
 
Уровень 3
Владеет: навыками установления контактов и поддержания взаимодействия с представителями разных социальных общностей, культур и религиозных конфессий, обеспечивающими успешную работу в коллективе
 
 
 
ОК-7:      способностью к самоорганизации и самообразованию 
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает: отдельные методы и приемы самостоятельной работы по изучению первоисточников, по подбору учебного материала, в том числе из интернета
 
Уровень 2
Знает: как самостоятельно составить конспект лекции и написать тезисы доклада или сообщения по социально-политической проблематике
 
Уровень 3
Знает: основы самостоятельной научно-исследовательской деятельности
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет: применять в профессиональной деятельности современные методы, приемы и технологии (технические средства, информационную технику)
 
Уровень 2
Умеет: использовать в образовательной деятельности информационные технологии;  самостоятельно взаимодействовать с различными источниками информации с целью приобретения новых  знаний
 
Уровень 3
Умеет: планировать, контролировать и анализировать свою учебно-познавательную деятельность, критически ее оценивать и корректировать для повышения своего культурного уровня
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет: понятийно категориальным аппаратом политической и социологической науки, инструментарием политического анализа и социологического исследования
 
Уровень 2
Владеет: современными образовательными и информационными технологиями, способами применения социологической и политической теории в различных сферах жизни
 
Уровень 3
Владеет: целостной системой представлений о самостоятельной учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности; способностью самостоятельно взвешивать и принимать решения в сфере социальных и политических отношений путем интеграции фундаментальных и прикладных знаний
 
 
 
ПК-28: способностью выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта 
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает основные источники информации в сфере своей профессиональной деятельности
 
Уровень 2
Знает методы и средства обработки информации в сфере своей профессиональной деятельности
 
Уровень 3
Знает актуальные вопросы в сфере своей профессиональной деятельности
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет находить необходимую информацию в различных источниках
 
Уровень 2
Умеет критически оценивать различную информацию
 
Уровень 3
Умеет применять полученную информацию в сфере своей профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет навыками получения информации из различных источников
 
Уровень 2
Владеет приёмами аналитической деятельности
 
Уровень 3
Владеет навыками рационального использования информации
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
– основные этапы и закономерности исторического развития гражданского общества, политической и социальной системы общества;
3.1.2
– социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
3.1.3
– различные формы и методы самостоятельной учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности в области политологии и социологии;
3.1.4
- методы и средства сбора информации, а также основные источники информации, основные актуальные вопросы в сфере своей профессиональной деятельности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
– анализировать основные этапы и закономерности исторического развития гражданского общества, политической и социальной системы общества;
3.2.2
– толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
 
стр. 6
УП: z49.03.01(12) СТвИВС 17.plx
 
3.2.3
– использовать методы и формы самоорганизации, самообразования и самоуправления в учебном процессе;
3.2.4
- анализировать и критически оценивать различную информацию в сфере своей профессиональной деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
– навыками формирования гражданской позиции;
3.3.2
– навыками  работы  в коллективе, на основе толерантных отношений с представителями различных  социальных, этнических, конфессиональных и культурных групп;
3.3.3
– навыками самоорганизации в ходе моделируемых учебных ситуаций и навыками самостоятельной работы по изучению политического и социального процесса;
3.3.4
- навыками получения, первичной обработки и рационального использования информации из различных источников
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 1 Политология-социология: теория, методология и история

 
1.1
Политология-социология как наука и учебная дисциплина. История становления и развития социологии и политологии /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7
1
0
 
1.2
Политология-социология как наука и учебная дисциплина. История становления и развития социологии и политологии /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.5Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

12
ОК-2 ОК-6 ОК-7
1
0
 
1.3
Социологическое исследование /Пр/
Л1.1 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э2 Э5 Э8 Э9 Э10

2
ОК-2 ОК-7 ПК-28
1
0
 
1.4
Социологическое исследование /Ср/
Л1.1 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э2 Э5 Э8 Э9 Э10

12
ОК-2 ОК-7 ПК-28
1
0
 
 
Раздел 2. 2 Общество и государство

 
2.1
Общество как система. Политическая система общества /Лек/
Л1.1 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7
1
0
 
2.2
Общество как система. Политическая система общества /Ср/
Л1.1 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

12
ОК-2 ОК-6 ОК-7
1
0
 
стр. 7
УП: z49.03.01(12) СТвИВС 17.plx
 
2.3
Социальная политика и структура общества. Социальные и политические организации и идеологии. Идеология экстремизма и терроризма /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

12
ОК-2 ОК-6 ОК-7
1
0
 
2.4
Социальная политика и структура общества. Социальные и политические организации и идеологии. Идеология экстремизма и терроризма /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7
1
2
 
2.5
Культура и политическая культура. Социология личности /Пр/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э4 Э6 Э7 Э10

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7
1
0
 
2.6
Культура и политическая культура. Социология личности /Ср/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э4 Э6 Э7 Э10

10
ОК-2 ОК-6 ОК-7
1
0
 
2.7
/Зачёт/

3,75
1
0
 
2.8
/ОЗОКАтЗ/

0,25
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерный перечень вопросов к зачету

1 Предмет, объект и структура политологии и социологии.

2 Становление и развитие социально-политических идей

3 Социально-политическая мысль в России.

4 Социологические и политологические парадигмы

5 Сущность политики и ее роль в обществе.

6 Социологическое исследование и его методы.

7 Природа и функции политической власти.

8 Легитимность  и основные ресурсы политической власти.

9 Социальная структура общества.

10 Социальная стратификация и политика.

11 Социальные и политические конфликты

12 Проблема личности в социологии и политологии.

13 Политическая система и политические режимы.

14 Демократический режим.

15 Авторитарный  и тоталитарный режимы.

16 Россия на пути от тоталитаризма к демократии.

17 Социальные и политические институты.

18 Сущность государства, его функции.

19 Форма государства.

20 Общество как социальная система.

21 Социальный прогресс.

22 Правовое государство: понятие и принципы.

23 Гражданское общество: понятие, структура, признаки

24 Политический процесс и его прогнозирование.

25 Политические партии и партийные системы.

26 Социальные группы и группы интересов.

27 Политическое лидерство.

 
стр. 8
УП: z49.03.01(12) СТвИВС 17.plx
 
28 Политическая элита.

29 Социология культуры и политическая культура.

30 Социализация и политическая социализация

31 Социальные и политические конфликты, способы их разрешения.

32 Мировая политика и международные отношения.

 
5.2. Темы письменных работ
Эссе «Современные политические партии России»

Эссе «Модель современного российского общества»

 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
Тестовые задания
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Иванов Д. В.
Социология: учебник
М.: Проспект, 2017
 
Л1.2
Комаровский В. С. [и др.] ; под ред. В. С. Комаровского
Политология: учебник для академического бакалавриата
М. : Юрайт, 2017
 
Л1.3
Гаджиев К. С.
Политическая социология: учебное пособие для академического бакалавриата
М. : Юрайт, 2017
 
Л1.4
Тощенко Ж. Т.
Политическая социология: учебник для бакалавров
М. : Юрайт, 2016
 
Л1.5
под ред. М. М. Вышегородцева
Общая социология: учебное пособие
М. : КноРус, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
А. И. Кравченко
Социология: учебник для бакалавров: учебник
М.: Юрайт, 2013
 
Л2.2
Исаев Б.А., Баранов Н.А.
Современная российская политика: учеб. пособие для бакалавров
СПб: Питер, 2013
 
Л2.3
Кравченко А.И.
Методология и методы социологических исследований: учебник для бакалавров
М.: Юрайт, 2014
 
Л2.4
Перевалов В.Д.
Политология: учебник
М.: Норма: ИНФРА- М, 2015
 
Л2.5
Кравченко А. И.
Политология: учебник
М.: Проспект, 2016
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Липская Л.А.
Социология: учеб. - метод. пособие
Челябинск: Уральская академия, 2014
 
Л3.2
Липская Л.А.
Политология и социология : комплект оценочных заданий по дисциплине: учеб.- метод. пособие
Челябинск: Уральская Академия, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронная библиотека Гумер: книги и учебники по политологии
 
Э2
Электронная библиотека Гумер: книги и учебники по социологии
 
Э3
Электронные лекции по политологии
 
Э4
Сайт Российской ассоциации политической науки
 
Э5
Электронная библиотека "Полка букиниста": Книги отечественных и зарубежных авторов по истории, социологии, политике и философии
 
Э6
Электронный журнал «ПОЛИС. Политические исследования» 
 
Э7
Сайт интернет-проекта "ПолитНаука - политология в России и мире"
 
Э8
Электронная библиотека "Социология, психология, управление"
 
Э9
Электронная библиотека по социологии и смежным дисциплинам
 
Э10
Электронная библиотечная система Руконт
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
6.3.1.2
LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux:
 
стр. 9
УП: z49.03.01(12) СТвИВС 17.plx
 
6.3.1.3
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
6.3.1.4
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций
6.3.1.5
Libre Оffice Сalc – программа для работы с электронными таблицами
6.3.1.6
Mozilla Firefox – интернет обозреватель
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний. – Режим доступа : https://www.ebsco.com/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Занятия проводятся в аудиториях:
7.2
1-41: Компьютер – 1; Монитор – 1; Проектор – 1; Экран – 1; Парта: 40 шт; Доска классная трёхстворчатая: 1 шт; Жалюзи: 4 шт; Стол 2х тумбовый: 1 шт; Стул: 3 шт.
7.3
2-513: Кресло-стул: 4 шт; Стол судьи: 1 шт; Доска магнитная: 1 шт; Трибуна: 1 шт; Стол-парта: 8 шт; Стол секретаря: 1 шт; Жалюзи минирулонные: 4 шт; Жалюзи: 2 шт; Компьютер: 1 шт; Монитор: 1 шт; Экран: 1 шт; Проектор: 1 шт.
7.4
2-515: Витрина двойная: 3 шт; Витрина тройная: 1 шт; Стол компьютерный угловой: 1 шт; Конференцстол: 3 шт; Трибуна для докладчиков: 1 шт; Шкаф угловой: 1 шт; Шкаф-купе стеллаж: 2 шт; Шкаф-витрина: 1 шт; Шкаф витрина двойная: 1 шт; Стул серый: 21 шт; Жалюзи защитные: 2 шт; Сейф: 1 шт; Жалюзи минирулонные: 4 шт; Компьютер: 1 шт; Доска магнитная: 1 шт; Мультимедийный комплект: 1 шт; Портреты с рамами: 8 шт; Планшет: 8 шт.
7.5
2-516: Кресло - 1 шт; Стол президиума - 1 шт; Трибуна - 1 шт; Стол-парта - 8 шт; Стул - 4 шт; Трибуна малая - 1 шт; Жалюзи минирулонные - 2 шт; Жалюзи - 2 шт; Компьютер - 1 шт; Мультимедийный комплект - 1 шт; Стенд с тонкими рамками - 8 шт.
7.6
2-210: Шкаф закрытый: 1 шт; Стол 2 местный: 4 шт; Стол 3 местный: 5 шт; Полка стеклянная навесная: 7 шт; Стул: 24 шт; Жалюзи: 2 шт.; Компьютер: 1 шт; Монитор: 1 шт; Экран: 1 шт; Проектор: 1 шт.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Преподавателем осуществляется текущий контроль за посещаемостью студентом аудиторных занятий и выполнением им творческих заданий, тестов и других видов самостоятельной работы.

Формы и виды промежуточного контроля и самостоятельной работы по дисциплине:

Устные доклады и сообщения – эта форма работы становится более эффективной, если практикуется организация содокладов, дополнений, оппонирования тех или иных высказанных идей и/или положений.

Проведение дискуссий по различным проблемам дисциплины, которые подразумевают написание студентами тезисов, рефератов по предложенной тематике. Студенты не только делают устные доклады, но и задают группе вопросы, что благоприятствует возникновению оживлённого обмена мнениями.

Исследовательский метод организации обучения на основе поисковой, самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе решения предлагаемых студентам познавательных и практических задач.

Диспут. Участие каждого слушателя предполагает тщательную предварительную подготовку всей группы по заранее определенной проблеме. Для обсуждения могут быть предложены и заранее подготовленные тезисы по основным вопросам практического занятия. Рекомендуется подготовка докладов (сообщений) с изложением различных точек зрения по заданной проблеме. Основным этапом в подготовке является самостоятельная работа над первоисточниками, научной литературой, рекомендованной к занятию. Диспут предполагает подготовку хорошо продуманных и четко сформулированных дополнительных вопросов, акцентирующих внимание на основных и противоречивых моментах темы.

Эссе – это письменный вид работы на практических занятиях, представляет собой написание студентами учебных текстов, в которых фиксируется их понимание и формулируется позиция по наиболее актуальным и острым вопросам дисциплины.

Тестирование, используемое в процессе контроля знаний на практических занятиях, позволяющие проверить текущие знания студентов по пройденным темам и итоговое тестирование по всему курсу. Контрольные тесты нацелены на активизацию познавательной деятельности в процессе изучения отдельных тем и при закреплении знаний. Их цель состоит также в развитии умения студентов выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные связи, признаки и причины различных явлений и процессов.

Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме зачёта, который включает решение теста по всему курсу.

О распределении изучаемого материала по видам аудиторных занятий

Наиболее сложной частью курса является теоретическая. Поэтому целесообразно рассмотреть основные проблемы на лекциях, а затем вернуться к этому материалу на практических занятиях. Практические занятия распределены по разделам, что позволяет выносить на них те или иные темы данного раздела, а при сокращении количества практических занятий часть тем может быть выведена на самостоятельное изучение с последующим текущим тест-контролем. В рамках каждой темы студенты составляют словарь основных понятий. Это даёт возможность дополнительно проводить текущие мини-контрольные (терминологические) на каждом занятии. Тематические сообщения, подготовленные студентами, позволяют подробнее рассмотреть отдельные вопросы с привлечением дополнительной литературы.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

 
стр. 10
УП: z49.03.01(12) СТвИВС 17.plx
 
Для подготовки к практическим занятиям рекомендуется использовать книги из основного и дополнительного списка литературы. При этом:

– следует тщательно проработать соответствующую тему по основной и дополнительной литературе, рекомендованной в плане практического занятия, а также поработать с учебно-методическими материалами по дисциплине;

– не следует ограничиваться одним информационным источником, необходимо знакомиться с оригинальными текстами, хотя бы во фрагментах; необходимо обращаться к словарям и энциклопедиям, находить определения основных понятий темы;

– следует провести самостоятельный поиск материала, включая ресурсы Интернета (не только рекомендованные сайты), периодику;

– следует не только выявить для себя различные аспекты предложенной проблемы, но разнообразные подходы и множественные варианты и способы её решения;

– при подготовке по теме практического занятия докладов и сообщений можно использовать как классическую форму, так и презентации.