2020-2021_z49_03_01 19 СТвИВС (16)_plx_История (история России_ всеобщая история)_Спортивная тренировка в избранном виде спорта
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Социально-гуманитарных наук
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История (история России, всеобщая история)
______________ 2019 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
z49.03.01 19 СТвИВС (16).plx

Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
экзамены 1
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
6,6
самостоятельная работа
87
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Контактные часы на аттестацию
2,4
2,4
2,4
2,4
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
14,4
14,4
14,4
14,4
Сам. работа
87
87
87
87
Часы на контроль
6,6
6,6
6,6
6,6
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (16).plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.и.н., профессор, И. Д. Панькин _________________
 
к.п.н., Руководитель ООП, Р. Х. Аминов _________________
Рецензент(ы):
 
История (история России, всеобщая история)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 29.03.2019 протокол № 8.
 
Протокол от __ __________ 2019 г.  №  __  

Срок действия программы: 2019-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (16).plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2021 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2020 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (16).plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Целью освоения дисциплины «История (история России, всеобщая история)» является формирование целостного восприятия исторического пути России, а также выработка понимания специфических особенностей ее исторического развития, межкультурного разнообразия и их влияния на место и роль страны в мировом историческом процессе, воспитание у студентов духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств, навыков межкультурного взаимодействия
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные в полной средней школе. Набор входящих знаний и умений и наличие сформированных компетенций, включая знание базовых ценностей мировой культуры, владение государственным языком общения, понимание законов развития природы и общества, способность занимать активную жизненную позицию и навыки самооценки, обеспечивает требуемый фундамент для изучения дисциплины «История (история России, всеобщая история)».
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Философия
2.2.2
Социология физической культуры
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает ключевые события истории России, периоды и эпохи в ее развитии, основных субъектов исторического процесса, роль личности в истории
 
Уровень 2
Знает различные концептуальные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории (формационный , цивилизационный и др.), механизмы взаимодействия личности и общества в различные периоды и эпохи отечественной истории, вклад выдающихся деятелей отечественной истории в историко-культурный процесс 
 
Уровень 3
Знает место и роль России в  мировой политике и в системе международных отношений, содержание внешней политики России, специфические черты российской цивилизации, ее место и вклад во всемирно историческом процессе
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет различать причины и следствия в историческом процессе, выявлять основные законы   закономерности  и тенденции исторического развития, осуществлять объективный анализ исторического события, этапа, исторического деятеля с учетом исторического и социокультурного контекста
 
Уровень 2
Умеет вести дискуссию и формулировать собственную точку зрения по различным проблемам истории, сопоставлять исторические факты, явления, процессы и соотносить их с историческим контекстом эпохи, выявлять сущность наиболее значимых исторических явлений и процессов
 
Уровень 3
Умеет осознавать свое место и роль в историческом процессе, свою принадлежность к российской культуре и цивилизации
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Способен анализировать исторические источникм и вычленять в них значимую информацию
 
Уровень 2
Имеет опыт анализа политических проектов и программ, выдвигавшихся в различные периоды отечественной истории
 
Уровень 3
Имеет опыт анализа содержания общественных процессов, основных тенденций общественного развития
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
УК-5.1. Знает механизм межкультурного взаимодействия в обществе на современном этапе; основные этапы социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
УК-5.2. Умеет учитывать при социальном и профессиональном общении историческое наследие, социокультурные традиции различных социальных групп, этносов и конфессий, включая мировые религии, философские и этические учения в целях успешного выполнения профессиональных задач
 
 
3.3
Владеть:
 
стр. 5
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (16).plx
 
3.3.1
УК-5.3. Имеет опыт владения методами анализа и оценки философских и исторических фактов, явлений культуры; общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Формирование Российской государственности в IX – начале XVII вв.

 
1.1
Введение в историческую науку. Народы и древнейшие государства на территории нашей страны. Восточные славяне. Формирование Древнерусского государства. Киевская Русь (IХ-ХII вв.). Русские земли и европейское Средневековье.

Русские земли в условиях феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания (ХII – ХV вв.). Россия во второй половине XV – XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
0
 
1.2
Введение в историческую науку. Народы и древнейшие государства на территории нашей страны. Восточные славяне. Формирование Древнерусского государства. Киевская Русь (IХ-ХII вв.). Русские земли и европейское Средневековье.

Русские земли в условиях феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания (ХII – ХV вв.). Россия во второй половине XV – XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

18
УК-5
1
0
 
 
Раздел 2. Россия и мир в XVIII – первой половине XIX вв.

 
2.1
Образование Российской империи (1 половина ХVIII в.). Российский абсолютизм в XVIII в. Россия и мир в первой половине ХIХ в. /Пр/
Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
0
 
2.2
Образование Российской империи (1 половина ХVIII в.). Российский абсолютизм в XVIII в. Россия и мир в первой половине ХIХ в. /Ср/
Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

14
УК-5
1
0
 
 
Раздел 3. 3 Российская империя и мир во второй половине XIX – начале XX вв.

 
3.1
Россия и мир во второй половине ХIХ в. Россия и мир на рубеже ХIХ и ХХ веков: особенности экономической и политической модернизации. Революция и реформы. Первая Русская революция (1905-1907 гг). Первая мировая война и ее влияние на Россию /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
2
 
стр. 6
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (16).plx
 
3.2
Россия и мир во второй половине ХIХ в. Россия и мир на рубеже ХIХ и ХХ веков: особенности экономической и политической модернизации. Революция и реформы. Первая Русская революция (1905-1907 гг). Первая мировая война и ее влияние на Россию /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

15
УК-5
1
0
 
 
Раздел 4. Советский период Отечественной истории: 1917-1991 гг. Место СССР в системе мировых цивилизаций

 
4.1
Россия в 1917 г.: альтернативы общественного развития. Гражданская война и интервенция. Судьбы российской эмиграции /Пр/
Л1.2 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
0
 
4.2
Россия в 1917 г.: альтернативы общественного развития. Гражданская война и интервенция. Судьбы российской эмиграции /Ср/
Л1.2 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
УК-5
1
0
 
4.3
СССР и мир в межвоенный период. СССР в условиях социалистического эксперимента 1920-1930-х гг. Вторая мировая война(1939 – 1945 гг.). СССР и мир во второй половине ХХ в.(1945–1985) /Лек/
Л1.1 Л1.4 Л1.5Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
0
 
4.4
СССР и мир в межвоенный период. СССР в условиях социалистического эксперимента 1920-1930-х гг. Вторая мировая война(1939 – 1945 гг.). СССР и мир во второй половине ХХ в.(1945–1985) /Ср/
Л1.1 Л1.4 Л1.5Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

14
УК-5
1
0
 
 
Раздел 5. От СССР к современной России: 1985 – 2010-е гг. Образование новой системы мирового порядка

 
5.1
Перестройка. Крушение социализма в СССР. Россия и мир в последнем десятилетии XX в. Россия и мир на современном этапе: тенденции и перспективы развития. Проблемы международного терроризма /Пр/
Л1.1 Л1.4 Л1.5Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
2
 
5.2
Перестройка. Крушение социализма в СССР. Россия и мир в последнем десятилетии XX в. Россия и мир на современном этапе: тенденции и перспективы развития. Проблемы международного терроризма /Ср/
Л1.1 Л1.4 Л1.5Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

14
УК-5
1
0
 
5.3
/ОЗОКАтЭ/

2,4
1
0
 
5.4
/Экзамен/

6,6
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерные вопросы к экзамену:

1 Сущность, формы и функции исторического знания. Источники изучения истории. Религиозный, формационный и цивилизационный подходы к истории.

2 Восточные славяне в древности (VI – VIII вв.) Территория расселения, общественный строй, экономическое развитие, верования и обычаи.

3 Древнерусское государство в IX – нач. XII века: политическая организация, общественное и экономическое развитие. Христианизация Руси.

4 Политическая раздробленность на Руси. Владимиро-Суздальское и Галицко–Волынское княжества. Новгородская 

 
стр. 7
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (16).plx
 
боярская республика.

5 Монголо-татарское нашествие на Русь и его последствия. Русь и Орда: проблема взаимовлияния. Борьба русского народа со шведской и немецкой агрессией.

6 Специфика формирования единого российского государства. Начало объединения русских земель вокруг Москвы. Политика первых московских князей (1263-1462 гг.).

7 3авершение объединения русских земель. Московское государство в период княжения Ивана III и Василия III. (1462-1533 гг.).

8 Русское государство в период правления Ивана IV: реформы, внешняя политика, опричнина и ее последствия.

9 Россия на рубеже XVI – XVII веков. Смутное время.

10 Россия в период царствования первых представителей династии Романовых (1613-1682 гг.). Формирование сословной системы организации общества.

11 Реформы Петра Великого и проблемы экономической модернизации России. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.

12 Российская империя в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.).

13 «Золотой   век»   Екатерины  II   (1762-1796  гг.). Дискуссии  о   генезисе самодержавия.

14 Российская империя на рубеже XVIII – XIX вв. Павел I и его внутренняя и внешняя политика.

15 Экономика и социальный строй России в первой половине XIX века. Начало промышленного переворота. Особенности экономического развития России.

16 Эволюция политической системы Российской империи в 1 1/4 XIX века. Александр I.

17 Внешняя политика России в первой четверти XIX века. Отечественная война 1812 года.

18 Движение декабристов: предпосылки, система взглядов, тактика действий.

19 Реформаторские тенденции в период правления Николая I (1825-1855 гг.).

20 Общественное движение в России в 1830-1850-е годы: консерватизм, западничество, славянофильство, революционные демократы.

21 Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России.

22 «Эпоха великих реформ» Александра II.

23 Российская империя в правление Александра III. «Контрреформы» и их последствия.

24 Социально-экономическое развитие России в пореформенный период. 1860 – 1890-е годы. Мануфактурно-промышленное производство.

25 Общественная мысль и особенности общественного движения России во второй половине XIX века: консерватизм, либерализм, народничество и марксизм.

26 Внешняя политика России во второй половине XIX века.

27 Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

28 Экономическое и социальное развитие России в начале XX века. Проблема экономического роста и модернизации. Реформы С. Ю. Витте.

29 Социальная трансформация общества. Первая русская революция 1905 – 1907 годов.

30 Политические партии в России: генезис, классификация, программы, тактика.

31 Россия в начале XX века. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Реформы П. А. Столыпина.

32 Внешняя политика России в начале XX века. Русско-японская война (1904–1905 гг.).

33 Роль XX в. в мировой истории. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса.

34 Февральская революция 1917 года. Альтернативы политического развития России от февраля к октябрю.

35 Октябрьский большевистский переворот 1917 года.

36 Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия.

37 Социально-экономическое развитие России в 1920-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима.

38 Образование СССР. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия.

39 Социально-экономические преобразования в 1930-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

40 СССР накануне и в начальный период второй мировой войны.

41 Крах операции «Тайфун». Историческое значение битвы за Москву.

42 Героическая оборона и разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом.

43 Крах операции «Цитадель». Битва на Курской дуге.

44 Победоносное  завершение  Великой  Отечественной  войны.  Итоги  и уроки.

45 Социально-экономическое развитие      и    общественно-политическая жизнь, культура СССР   в   первое послевоенное десятилетие.

46 Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

47 Попытки осуществления социально-экономических и политических реформ в период правления Н. С. Хрущева (1953 – 1964 гг.).

48 СССР в середине 1960 – 1980-х годов: нарастание кризисных явлений.

49 Советское общество на переломе: перестройка и ее последствия.

50 Попытка государственного переворота  1991  года и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения.

51 Становление новой российской государственности (1993 – 1999 гг.).

52 Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.

53 Культура в современной России.

54 Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

 
5.2. Темы письменных работ
Примерная тематика рефератов:

1 Восточные славяне в древности.

 
стр. 8
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (16).plx
 
2 Принятие христианства на Руси. Историческое значение события.

3 Князь Ярослав Мудрый и его время.

4 Александр Невский – военный и дипломат.

5 Культура Древнерусского государства (IX – XII вв.)

6 Монголо-татарское нашествие на русские княжества.

7 Князь Дмитрий Донской.  Исторический портрет.

8 Русь в правлении Ивана Васильевича Грозного.

9 Культура России  XV – XVI веках.

10 Покорение Сибири. Ермак Тимофеевич.

11 Царь Алексей Михайлович и его время.

12 Государственные преобразования Петра Великого.

13 Россия в период дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.)

14 Внутренняя политика Екатерины II.

15 Внешняя политика Екатерины II.

16 Культура России  в первой половине XVIII в.

17 Культура России во второй половине XVIII в.

18 Внутренняя политика Александра I.

19 Отечественная война 1812 г.

20 Кавказская война 1818 – 1864 гг.

21 Сперанский М. М. – русский реформатор.

22 Суворов А. В. Исторический портрет.

23 Ушаков Ф. Ф. Исторический портрет.

24 Художественная культура (литература, театр, музыка, архитектура, живопись) в первой половине XIX в.

25 Революционное народничество.

26 Внешняя политика России во второй половине XIX в.

27 Бакунин М. А. Теоретик русского анархизма.

28 Александр III. Исторический портрет.

29 Николай II. Исторический портрет.

30 Витте С. Ю. и его программа модернизации России.

31 Столыпин П. А. и его программа преобразования России.

32 Либеральные политические партии России. 1905 – 1916 гг. (кадеты, октябристы).

33 Социал-демократические партии России. 1898 – 1916 гг. (меньшевики, большевики).

34 Партия социалистов-революционеров.

35 Монархические партии России (Союз Русского народа, Союз Михаила Архангела).

36 Русско-японская война. 1904 – 1905 гг.

37 Первая русская революция 1905 – 1907 г.

38 Ленин В. И. Исторический портрет.

39 Россия в Первой Мировой войне. 1914 – 1918 гг.

40 Культура России в 1900 – 1917 гг.

41 Февральская революция 1917 г.

42 Культурная революция в СССР: цели и результаты.

43 Сталин И. В. Политический портрет.

44 Внешняя политика СССР в 1930–е  гг.

45 Великая Отечественная война. Хроника событий.

46 Хрущев Н. С. Политический портрет.

47 СССР в эпоху развитого социализма. 1964 – 1982 гг.

48 Горбачев М. С. Политический портрет.

49 Ельцин Б. Н. Политический портрет.

50 Внешняя политика России в 1990-е гг.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
Тестовые задания
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Орлов А. С., Георгиев В. А. , Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А.
История России: учебник
М. : Проспект, 2018
 
Л1.2
Сахаров А.Н.
История России с древнейших времен до наших дней: учебник
М. : Проспект, 2018
 
стр. 9
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (16).plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.3
Кириллов В. В.
История России : В 2-х ч. Часть 1. До 20 века.: учеб. пособие для академ. бакалавриата
М. : Юрайт, 2019
 
Л1.4
Кириллов В. В.
История России : В 2-х ч. Часть 2. 20 век- начало 21 века.: учеб. пособие для академ. бакалавриата
М. : Юрайт, 2019
 
Л1.5
Фирсов С. П.
История России: учебник для академ. бакалавриата
М. : Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Касьянов В. В., Самыгин П. С., Шевелев В. Н., Самыгин С. И.
История для бакалавров: учебник
Ростов н/Д: Феникс, 2017
 
Л2.2
Чураков Д. О., Саркисян С. А.
История России: учебник и практикум для прикладного бакалавриата
М. : Юрайт, 2017
 
Л2.3
Федоров В. А., Моряков В. И., Щетинов Ю. А.
История России с древнейших времён до наших дней: учебник
М. : КноРус, 2017
 
Л2.4
Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А.
Хрестоматия по истории России: учеб. пособие
М. : Проспект, 2018
 
Л2.5
Линец С. И.
История политических партий и движений в России : учеб. пособие для академ. бакалавриата
М. : Юрайт. , 2019
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Шумской А.В.
История: практикум
Челябинск: Уральская академия, 2014
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
История государства Российского в документах и фактах: исторический портал. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.historyru.com/index.html
 
Э2
Электронная библиотека Гумер: книги и учебники по истории. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/History_Russia.php
 
Э3
Электронный журнал «Мир истории». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.historia.ru/
 
Э4
Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/
 
Э5
Электронная библиотека «Восточная литература»: средневековые исторические источники Востока и Запада.. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.vostlit.info/
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
6.3.1.2
LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux:
6.3.1.3
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
6.3.1.4
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций
6.3.1.5
Libre Оffice Сalc – программа для работы с электронными таблицами
6.3.1.6
Mozilla Firefox – интернет обозреватель
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний. – Режим доступа : https://www.ebsco.com/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Занятия проводятся в аудиториях:
7.2
1-328: Компьютер - 1; Монитор - 1; Проектор - 1; Экран - 1; Доска ученическая - 1 шт; Стол офисный - 1 шт; Шкаф д/одежды спортивного зала - 6 шт; Парта со скамьей 2-х местная на металлокаркасе - 41 шт; Стол письменный - 3 шт; Стул п/мягкий - 11 шт; Тумба 2 ящика - 1 шт.
7.3
1-41: Компьютер – 1; Монитор – 1; Проектор – 1; Экран – 1; Парта: 40 шт; Доска классная трёхстворчатая: 1 шт; Жалюзи: 4 шт; Стол 2х тумбовый: 1 шт; Стул: 3 шт.
7.4
2-210: Шкаф закрытый: 1 шт; Стол 2 местный: 4 шт; Стол 3 местный: 5 шт; Полка стеклянная навесная: 7 шт; Стул: 24 шт; Жалюзи: 2 шт.; Компьютер: 1 шт; Монитор: 1 шт; Экран: 1 шт; Проектор: 1 шт.
 
стр. 10
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (16).plx
 
7.5
1-23: Компьютер – 1; Монитор – 1; Проектор – 1; Экран – 1; Кондиционер: 1 шт; Стенка: 1 шт; Стол ученический: 15 шт; Стул ученический: 30 шт; Доска классная трёхстворчатая: 1 шт; Жалюзи: 2 шт; Жалюзи минирулонные: 4 шт; Шкаф офисный: 3 шт; Стол письменный угловой с тумбой: 1 шт; Стул: 1 шт; Трибуна настольная: 1 шт.
7.6
2-114: Тумба угловая: 1 шт; Жалюзи: 4 шт; Стул: 36 шт; Доска: 1 шт; Стол письмен. компьютерный: 1 шт; Стол ученический: 28 шт; Стол: 9 шт; Стул ученический:36 шт; К-т парта 2 стула: 1 шт; Проектор Beng Projector МР575 с экраном: 1 шт; Компьютер Celeron: 1 шт; Монитор: 1 шт; Экран: 1 шт; Проектор: 1 шт.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Преподавателем осуществляется текущий контроль за посещаемостью студентом аудиторных занятий и выполнением им творческих заданий, тестов и других видов самостоятельной работы.

Формы и виды промежуточного контроля и самостоятельной работы по дисциплине:

Устные доклады и сообщения – эта форма работы становится более эффективной, если практикуется организация содокладов, дополнений, оппонирования тех или иных высказанных идей и/или положений.

Проведение дискуссий по различным проблемам дисциплины, которые подразумевают написание студентами тезисов, рефератов по предложенной тематике. Студенты не только делают устные доклады, но и задают группе вопросы, что благоприятствует возникновению оживлённого обмена мнениями.

Исследовательский метод организации обучения на основе поисковой, самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе решения предлагаемых студентам познавательных и практических задач.

Диспут. Участие каждого слушателя предполагает тщательную предварительную подготовку всей группы по заранее определенной проблеме. Для обсуждения могут быть предложены и заранее подготовленные тезисы по основным вопросам практического занятия. Рекомендуется подготовка докладов (сообщений) с изложением различных точек зрения по заданной проблеме. Основным этапом в подготовке является самостоятельная работа над первоисточниками, научной литературой, рекомендованной к занятию. Диспут предполагает подготовку хорошо продуманных и четко сформулированных дополнительных вопросов, акцентирующих внимание на основных и противоречивых моментах темы.

Эссе – это письменный вид работы на практических занятиях, представляет собой написание студентами учебных текстов, в которых фиксируется их понимание и формулируется позиция по наиболее актуальным и острым вопросам дисциплины.

Тестирование, используемое в процессе контроля знаний на практических занятиях, позволяющие проверить текущие знания студентов по пройденным темам и итоговое тестирование по всему курсу. Контрольные тесты нацелены на активизацию познавательной деятельности в процессе изучения отдельных тем и при закреплении знаний. Их цель состоит также в развитии умения студентов выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные связи, признаки и причины различных явлений и процессов.

Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме экзамена, который включает решение теста по всему курсу.

О распределении изучаемого материала по видам аудиторных занятий

Наиболее сложной частью курса является теоретическая. Поэтому целесообразно рассмотреть основные проблемы на лекциях, а затем вернуться к этому материалу на практических занятиях. Практические занятия распределены по разделам, что позволяет выносить на них те или иные темы данного раздела, а при сокращении количества практических занятий часть тем может быть выведена на самостоятельное изучение с последующим текущим тест-контролем. В рамках каждой темы студенты составляют словарь основных понятий. Это даёт возможность дополнительно проводить текущие мини-контрольные (терминологические) на каждом занятии. Тематические сообщения, подготовленные студентами, позволяют подробнее рассмотреть отдельные вопросы с привлечением дополнительной литературы.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Для подготовки к практическим занятиям рекомендуется использовать книги из основного и дополнительного списка литературы. При этом:

– следует тщательно проработать соответствующую тему по основной и дополнительной литературе, рекомендованной в плане практического занятия, а также поработать с учебно-методическими материалами по дисциплине;

– не следует ограничиваться одним информационным источником, необходимо знакомиться с оригинальными текстами, хотя бы во фрагментах; необходимо обращаться к словарям и энциклопедиям, находить определения основных понятий темы;

– следует провести самостоятельный поиск материала, включая ресурсы Интернета (не только рекомендованные сайты), периодику;

– следует не только выявить для себя различные аспекты предложенной проблемы, но разнообразные подходы и множественные варианты и способы её решения;

– при подготовке по теме практического занятия докладов и сообщений можно использовать как классическую форму, так и презентации.

Методические рекомендации по написанию реферата

Цель написания реферата – развитие у студентов навыков самостоятельного подбора, изучения, анализа литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) и последующего краткого и лаконичного изложения материала по заданной теме в письменной форме. В итоге студент должен полностью раскрыть тему, логически последовательно изложить материал, представить разнообразные точки зрения и обозначить собственную, сделать обобщения и выводы. В зависимости от требований преподавателя может быть предложена защита рефератов.

Реферативная работа должна включать следующие разделы:

а) титульный лист, на котором необходимо указать полное название учебного заведения и подразделения курс и номер 

 
стр. 11
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (16).plx
 
группы, в которой учится автор;

б) название кафедры социально-гуманитарных наук, куда представляется реферат;

в) тема реферата;

г) фамилия, имя, отчество автора;

д) название населенного пункта, в котором расположено учебное заведение;

е) год написания работы.

Оглавление (план) должно быть расположено на втором листе подготовленной работы с указанием страниц (на какой странице начинается и кончается та или иная часть выпускной работы); все страницы текста нумеруются. План работы должен полно и логично раскрывать тему.

Во введении автор должен:

– обосновать выбор темы, ее актуальность, связь с современностью, значимость в будущем;

– раскрыть новые подходы к решению проблемы; наличие противоречивых точек зрения на данную проблему в науке и желание в них разобраться;

– объяснить мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме;

– определить цели и задачи исследования, изложить порядок расположения материала в представляемой работе.

В основной части автор:

– непосредственно раскрывает суть проблемы или объективных исторических сведений по теме реферата, демонстрируя знание проблемы, способность анализировать, обобщать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения на спорные вопросы проблемы;

– дает критический обзор источников;

– сообщает собственные сведения, версии, оценки по данной проблеме.

Возможно деление материала на главы и параграфы. В заключении автор:

– подводит итоги исследования;

– высказывает свое личное мнение по данному вопросу, отражает в работе собственные мысли и чувства, результаты и личную значимость проделанной работы;

– делает соответствующие обобщения и выводы;

– определяет перспективы продолжения дальнейшего изучения темы.

В списке литературы на последнем листе должна быть дана библиография (то есть список использованной литературы) в алфавитном порядке. При оформлении источника указывается фамилия автора, его инициалы, полное название книги (учебника), место и год издания. Реферативная работа предполагает использование не менее 5-6 источников.

На каждый использованный источник в тексте обязательно даются ссылки внизу каждой страницы или в конце работы с указанием названия источника и страницы, откуда взят соответствующий материал. Цитаты следует заключать в «кавычки». Сноски и список используемой литературы составляют научно-справочный аппарат, правильное оформление которого свидетельствует об определенной научной квалификации автора работы.

Общий объем реферата не должен превышать 10-15 страниц печатного текста.