«Уральский государственный университет физической культуры»
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
Срок действия программы: 2019-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Л. А. Липская
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Русские земли в условиях феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания (ХII – ХV вв.). Россия во второй половине XV – XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации /Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Русские земли в условиях феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания (ХII – ХV вв.). Россия во второй половине XV – XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
1 Сущность, формы и функции исторического знания. Источники изучения истории. Религиозный, формационный и цивилизационный подходы к истории.
2 Восточные славяне в древности (VI – VIII вв.) Территория расселения, общественный строй, экономическое развитие, верования и обычаи.
3 Древнерусское государство в IX – нач. XII века: политическая организация, общественное и экономическое развитие. Христианизация Руси.
4 Политическая раздробленность на Руси. Владимиро-Суздальское и Галицко–Волынское княжества. Новгородская
5 Монголо-татарское нашествие на Русь и его последствия. Русь и Орда: проблема взаимовлияния. Борьба русского народа со шведской и немецкой агрессией.
6 Специфика формирования единого российского государства. Начало объединения русских земель вокруг Москвы. Политика первых московских князей (1263-1462 гг.).
7 3авершение объединения русских земель. Московское государство в период княжения Ивана III и Василия III. (1462-1533 гг.).
8 Русское государство в период правления Ивана IV: реформы, внешняя политика, опричнина и ее последствия.
9 Россия на рубеже XVI – XVII веков. Смутное время.
10 Россия в период царствования первых представителей династии Романовых (1613-1682 гг.). Формирование сословной системы организации общества.
11 Реформы Петра Великого и проблемы экономической модернизации России. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.
12 Российская империя в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.).
13 «Золотой век» Екатерины II (1762-1796 гг.). Дискуссии о генезисе самодержавия.
14 Российская империя на рубеже XVIII – XIX вв. Павел I и его внутренняя и внешняя политика.
15 Экономика и социальный строй России в первой половине XIX века. Начало промышленного переворота. Особенности экономического развития России.
16 Эволюция политической системы Российской империи в 1 1/4 XIX века. Александр I.
17 Внешняя политика России в первой четверти XIX века. Отечественная война 1812 года.
18 Движение декабристов: предпосылки, система взглядов, тактика действий.
19 Реформаторские тенденции в период правления Николая I (1825-1855 гг.).
20 Общественное движение в России в 1830-1850-е годы: консерватизм, западничество, славянофильство, революционные демократы.
21 Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России.
22 «Эпоха великих реформ» Александра II.
23 Российская империя в правление Александра III. «Контрреформы» и их последствия.
24 Социально-экономическое развитие России в пореформенный период. 1860 – 1890-е годы. Мануфактурно-промышленное производство.
25 Общественная мысль и особенности общественного движения России во второй половине XIX века: консерватизм, либерализм, народничество и марксизм.
26 Внешняя политика России во второй половине XIX века.
27 Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.
28 Экономическое и социальное развитие России в начале XX века. Проблема экономического роста и модернизации. Реформы С. Ю. Витте.
29 Социальная трансформация общества. Первая русская революция 1905 – 1907 годов.
30 Политические партии в России: генезис, классификация, программы, тактика.
31 Россия в начале XX века. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Реформы П. А. Столыпина.
32 Внешняя политика России в начале XX века. Русско-японская война (1904–1905 гг.).
33 Роль XX в. в мировой истории. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса.
34 Февральская революция 1917 года. Альтернативы политического развития России от февраля к октябрю.
35 Октябрьский большевистский переворот 1917 года.
36 Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия.
37 Социально-экономическое развитие России в 1920-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима.
38 Образование СССР. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия.
39 Социально-экономические преобразования в 1930-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
40 СССР накануне и в начальный период второй мировой войны.
41 Крах операции «Тайфун». Историческое значение битвы за Москву.
42 Героическая оборона и разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом.
43 Крах операции «Цитадель». Битва на Курской дуге.
44 Победоносное завершение Великой Отечественной войны. Итоги и уроки.
45 Социально-экономическое развитие и общественно-политическая жизнь, культура СССР в первое послевоенное десятилетие.
46 Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
47 Попытки осуществления социально-экономических и политических реформ в период правления Н. С. Хрущева (1953 – 1964 гг.).
48 СССР в середине 1960 – 1980-х годов: нарастание кризисных явлений.
49 Советское общество на переломе: перестройка и ее последствия.
50 Попытка государственного переворота 1991 года и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения.
51 Становление новой российской государственности (1993 – 1999 гг.).
52 Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.
53 Культура в современной России.
54 Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
1 Восточные славяне в древности.
3 Князь Ярослав Мудрый и его время.
4 Александр Невский – военный и дипломат.
5 Культура Древнерусского государства (IX – XII вв.)
6 Монголо-татарское нашествие на русские княжества.
7 Князь Дмитрий Донской. Исторический портрет.
8 Русь в правлении Ивана Васильевича Грозного.
9 Культура России XV – XVI веках.
10 Покорение Сибири. Ермак Тимофеевич.
11 Царь Алексей Михайлович и его время.
12 Государственные преобразования Петра Великого.
13 Россия в период дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.)
14 Внутренняя политика Екатерины II.
15 Внешняя политика Екатерины II.
16 Культура России в первой половине XVIII в.
17 Культура России во второй половине XVIII в.
18 Внутренняя политика Александра I.
19 Отечественная война 1812 г.
20 Кавказская война 1818 – 1864 гг.
21 Сперанский М. М. – русский реформатор.
22 Суворов А. В. Исторический портрет.
23 Ушаков Ф. Ф. Исторический портрет.
24 Художественная культура (литература, театр, музыка, архитектура, живопись) в первой половине XIX в.
25 Революционное народничество.
26 Внешняя политика России во второй половине XIX в.
27 Бакунин М. А. Теоретик русского анархизма.
28 Александр III. Исторический портрет.
29 Николай II. Исторический портрет.
30 Витте С. Ю. и его программа модернизации России.
31 Столыпин П. А. и его программа преобразования России.
32 Либеральные политические партии России. 1905 – 1916 гг. (кадеты, октябристы).
33 Социал-демократические партии России. 1898 – 1916 гг. (меньшевики, большевики).
34 Партия социалистов-революционеров.
35 Монархические партии России (Союз Русского народа, Союз Михаила Архангела).
36 Русско-японская война. 1904 – 1905 гг.
37 Первая русская революция 1905 – 1907 г.
38 Ленин В. И. Исторический портрет.
39 Россия в Первой Мировой войне. 1914 – 1918 гг.
40 Культура России в 1900 – 1917 гг.
41 Февральская революция 1917 г.
42 Культурная революция в СССР: цели и результаты.
43 Сталин И. В. Политический портрет.
44 Внешняя политика СССР в 1930–е гг.
45 Великая Отечественная война. Хроника событий.
46 Хрущев Н. С. Политический портрет.
47 СССР в эпоху развитого социализма. 1964 – 1982 гг.
48 Горбачев М. С. Политический портрет.
49 Ельцин Б. Н. Политический портрет.
50 Внешняя политика России в 1990-е гг.
Формы и виды промежуточного контроля и самостоятельной работы по дисциплине:
Устные доклады и сообщения – эта форма работы становится более эффективной, если практикуется организация содокладов, дополнений, оппонирования тех или иных высказанных идей и/или положений.
Проведение дискуссий по различным проблемам дисциплины, которые подразумевают написание студентами тезисов, рефератов по предложенной тематике. Студенты не только делают устные доклады, но и задают группе вопросы, что благоприятствует возникновению оживлённого обмена мнениями.
Исследовательский метод организации обучения на основе поисковой, самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе решения предлагаемых студентам познавательных и практических задач.
Диспут. Участие каждого слушателя предполагает тщательную предварительную подготовку всей группы по заранее определенной проблеме. Для обсуждения могут быть предложены и заранее подготовленные тезисы по основным вопросам практического занятия. Рекомендуется подготовка докладов (сообщений) с изложением различных точек зрения по заданной проблеме. Основным этапом в подготовке является самостоятельная работа над первоисточниками, научной литературой, рекомендованной к занятию. Диспут предполагает подготовку хорошо продуманных и четко сформулированных дополнительных вопросов, акцентирующих внимание на основных и противоречивых моментах темы.
Эссе – это письменный вид работы на практических занятиях, представляет собой написание студентами учебных текстов, в которых фиксируется их понимание и формулируется позиция по наиболее актуальным и острым вопросам дисциплины.
Тестирование, используемое в процессе контроля знаний на практических занятиях, позволяющие проверить текущие знания студентов по пройденным темам и итоговое тестирование по всему курсу. Контрольные тесты нацелены на активизацию познавательной деятельности в процессе изучения отдельных тем и при закреплении знаний. Их цель состоит также в развитии умения студентов выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные связи, признаки и причины различных явлений и процессов.
Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме экзамена, который включает решение теста по всему курсу.
О распределении изучаемого материала по видам аудиторных занятий
Наиболее сложной частью курса является теоретическая. Поэтому целесообразно рассмотреть основные проблемы на лекциях, а затем вернуться к этому материалу на практических занятиях. Практические занятия распределены по разделам, что позволяет выносить на них те или иные темы данного раздела, а при сокращении количества практических занятий часть тем может быть выведена на самостоятельное изучение с последующим текущим тест-контролем. В рамках каждой темы студенты составляют словарь основных понятий. Это даёт возможность дополнительно проводить текущие мини-контрольные (терминологические) на каждом занятии. Тематические сообщения, подготовленные студентами, позволяют подробнее рассмотреть отдельные вопросы с привлечением дополнительной литературы.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Для подготовки к практическим занятиям рекомендуется использовать книги из основного и дополнительного списка литературы. При этом:
– следует тщательно проработать соответствующую тему по основной и дополнительной литературе, рекомендованной в плане практического занятия, а также поработать с учебно-методическими материалами по дисциплине;
– не следует ограничиваться одним информационным источником, необходимо знакомиться с оригинальными текстами, хотя бы во фрагментах; необходимо обращаться к словарям и энциклопедиям, находить определения основных понятий темы;
– следует провести самостоятельный поиск материала, включая ресурсы Интернета (не только рекомендованные сайты), периодику;
– следует не только выявить для себя различные аспекты предложенной проблемы, но разнообразные подходы и множественные варианты и способы её решения;
– при подготовке по теме практического занятия докладов и сообщений можно использовать как классическую форму, так и презентации.
Методические рекомендации по написанию реферата
Цель написания реферата – развитие у студентов навыков самостоятельного подбора, изучения, анализа литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) и последующего краткого и лаконичного изложения материала по заданной теме в письменной форме. В итоге студент должен полностью раскрыть тему, логически последовательно изложить материал, представить разнообразные точки зрения и обозначить собственную, сделать обобщения и выводы. В зависимости от требований преподавателя может быть предложена защита рефератов.
Реферативная работа должна включать следующие разделы:
а) титульный лист, на котором необходимо указать полное название учебного заведения и подразделения курс и номер
б) название кафедры социально-гуманитарных наук, куда представляется реферат;
в) тема реферата;
г) фамилия, имя, отчество автора;
д) название населенного пункта, в котором расположено учебное заведение;
е) год написания работы.
Оглавление (план) должно быть расположено на втором листе подготовленной работы с указанием страниц (на какой странице начинается и кончается та или иная часть выпускной работы); все страницы текста нумеруются. План работы должен полно и логично раскрывать тему.
Во введении автор должен:
– обосновать выбор темы, ее актуальность, связь с современностью, значимость в будущем;
– раскрыть новые подходы к решению проблемы; наличие противоречивых точек зрения на данную проблему в науке и желание в них разобраться;
– объяснить мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме;
– определить цели и задачи исследования, изложить порядок расположения материала в представляемой работе.
В основной части автор:
– непосредственно раскрывает суть проблемы или объективных исторических сведений по теме реферата, демонстрируя знание проблемы, способность анализировать, обобщать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения на спорные вопросы проблемы;
– дает критический обзор источников;
– сообщает собственные сведения, версии, оценки по данной проблеме.
Возможно деление материала на главы и параграфы. В заключении автор:
– подводит итоги исследования;
– высказывает свое личное мнение по данному вопросу, отражает в работе собственные мысли и чувства, результаты и личную значимость проделанной работы;
– делает соответствующие обобщения и выводы;
– определяет перспективы продолжения дальнейшего изучения темы.
В списке литературы на последнем листе должна быть дана библиография (то есть список использованной литературы) в алфавитном порядке. При оформлении источника указывается фамилия автора, его инициалы, полное название книги (учебника), место и год издания. Реферативная работа предполагает использование не менее 5-6 источников.
На каждый использованный источник в тексте обязательно даются ссылки внизу каждой страницы или в конце работы с указанием названия источника и страницы, откуда взят соответствующий материал. Цитаты следует заключать в «кавычки». Сноски и список используемой литературы составляют научно-справочный аппарат, правильное оформление которого свидетельствует об определенной научной квалификации автора работы.
Общий объем реферата не должен превышать 10-15 страниц печатного текста.