2020-2021_49_03_01 17 ФОТ_plx_Анатомия человека
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Анатомии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Анатомия человека
______________ 2017 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 17 ФОТ.plx

Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль: "Физкультурно-оздоровительные технологии"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
экзамены 2 зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
42,6
самостоятельная работа
26,75
аудиторные занятия
108
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
16 5/6
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
36
36
Практические
36
36
36
36
72
72
Контактные часы на аттестацию
0,25
0,25
2,4
2,4
2,65
2,65
В том числе инт.
14
14
14
14
28
28
Итого ауд.
54
54
54
54
108
108
Кoнтактная рабoта
54,25
54,25
56,4
56,4
110,65
110,65
Сам. работа
17,75
17,75
9
9
26,75
26,75
Часы на контроль
42,6
42,6
42,6
42,6
Итого
72
72
108
108
180
180
 
 
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.м.н., профессор, Т.М. Бабик _________________
 
к.п.н., Руководитель ООП, Р.Х. Аминов _________________
Рецензент(ы):
 
Анатомия человека
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 935)
 
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль: "Физкультурно-оздоровительные технологии"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 31.08.2017 протокол № 1.
 
Протокол от __ __________ 2017 г.  №  __  

Срок действия программы: 2017-2021 уч.г.

Зав. кафедрой Я.В. Латюшин

Анатомии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Я.В. Латюшин

Анатомии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Я.В. Латюшин

Анатомии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2020 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Я.В. Латюшин

Анатомии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2019 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2018 г.  №  __  

Зав. кафедрой Я.В. Латюшин

Анатомии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2018 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Целью освоения дисциплины «Анатомия человека» является создание у студентов це-лостного представления о единстве строения и функции живого организма в процессе его жиз-недеятельности, формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.Б
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
В методологическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении естественнонаучных дисциплин в полной средней школе. Набор входящих знаний и умений, состоящий в приобретённых знаниях в области строения и функционирования живых организмов обеспечивает требуемый знаниевый фундамент для изучения анатомии человека.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Физиология человека
2.2.2
Биомеханика двигательной деятельности
2.2.3
Безопасность жизнедеятельности
2.2.4
Спортивная морфология
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК-7:      способностью к самоорганизации и самообразованию 
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает организационную структуру профессиональной деятельности в сфере ФКиС
 
Уровень 2
Перечисляет основные структурные элементы, характерные для профессиональной деятельности. Способен к самостоятельному обучению
 
Уровень 3
Владеет целостной системой представлений о профессиональной деятельности в сфере ФКиС. Способен к разработке и формированию решений области профессиональной деятельности путем интеграции фундаментальных и прикладных знаний
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Оперирует основными понятиями и знает гуманитарно-культурные, нравственно-духовные стороны профессиональной жизни бакалавра физической культуры и закономерности управления профессиональной карьерой
 
Уровень 2
Умеет самостоятельно взаимодействовать с различными источниками информации с целью приобретения новых профессиональных знаний Применяет средства методы познания, обучения и самоконтроль для своего профессионального развития, повышения культурного уровня, сохранения здоровья, нравственного и физического совершенствования
 
Уровень 3
Анализирует и прогнозирует развитие профессиональной деятельности в соответствии с общественным развитием. Может критически оценивать свои достоинства и недостатки
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Имеет представление о мотивации профессионального поведения и деятельности
 
Уровень 2
Ориентируется в системе профессиональных и общественных отношений (изменений)
 
Уровень 3
Формирует предложения по усовершенствованию профессиональной деятельности и осуществляет прогнозы личностного и профессионального развития
 
 
 
ОПК-1:      способностью определять анатомо-морфологические, физиологические, биохимические, биомеханические, психологические особенности физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста 
 
Знать:
 
Уровень 1
Даёт анатомо-морфологическую, медико-психологическую, характеристику физкультурно-спортивной деятельности учащимся, характер её влияния на организм человека
 
Уровень 2
Классифицируют анатомо-морфологические, медико-психологические влияния на физкультурно-спортивную деятельность занимающихся
 
Уровень 3
Представляет общую куртину анатомо-морфологических, медико-психологических изменений организма при занятии отдельными видами спорта
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Владеет основными понятиями и приёмами оценки анатомо-морфологического контроля за состоянием занимающихся
 
Уровень 2
Перечисляет основные понятия и критерии оценки основных механизмов энергообеспечения и даёт их 
 
стр. 5
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
обоснование
 
Уровень 3
Определяет основной механизм энергообеспечения в отдельных видах спорта; использует различные методы контроля за состоянием организма
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Описывает зависимость развития физических качеств с анатомо-морфологических, биохимических позиций
 
Уровень 2
Называет перечень показателей от которых зависит то или иное качество спортивно-физкультурной деятельности
 
Уровень 3
Объясняет ту или иную зависимость показателей применительно к своей профессиональной деятельности
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
анатомическое строение и функции органов и систем организма человека;
3.1.2
закономерности физического развития и особенности их проявления в разные возраст-ные периоды;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать в профессиональной деятельности разнообразные формы занятий с учётом возрастных и морфофункциональных особенностей занимающихся, уровня их физической подготовленности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
умениями и навыками психофизического самосовершенствования на основе научного представления о здоровом образе жизни.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Общая часть 

 
1.1
Общая анатомия. История анатомии /Лек/

2
ОК-7 ОПК-1
1
0
 
1.2
Общая анатомия. История анатомии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОК-7 ОПК-1
1
0
 
1.3
Клетки и ткани человеческого организма /Лек/

2
ОК-7 ОПК-1
1
0
 
1.4
Клетки и ткани человеческого организма /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОК-7 ОПК-1
1
0
 
 
Раздел 2. Учение о костях – остеология

 
2.1
Общая остеология /Лек/

2
ОК-7 ОПК-1
1
0
 
2.2
Общая остеология /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОК-7 ОПК-1
1
0
 
2.3
Кости туловища /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОК-7 ОПК-1
1
0
 
2.4
Кости верхней конечности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОК-7 ОПК-1
1
0
 
2.5
Кости нижней конечности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОК-7 ОПК-1
1
0
 
2.6
Кости черепа. Череп в целом /Лек/

2
ОК-7 ОПК-1
1
0
 
2.7
Кости черепа. Череп в целом /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОК-7 ОПК-1
1
2
 
2.8
Кости черепа. Череп в целом /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОК-7 ОПК-1
1
0
 
2.9
Контрольный опрос /Пр/
Л1.2Л2.2

2
1
0
 
 
Раздел 3. Учение о соединениях костей – артрология

 
3.1
Общая артрология /Лек/

2
ОК-7 ОПК-1
1
0
 
3.2
Общая артрология /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2
ОК-7 ОПК-1
1
0
 
3.3
Соединения костей туловища. Соединения костей черепа /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2
ОК-7 ОПК-1
1
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
3.4
Соединения костей верхней конечности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2
ОК-7 ОПК-1
1
0
 
3.5
Соединения костей нижней конечности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2
ОК-7 ОПК-1
1
0
 
3.6
Контрольный опрос /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2
1
0
 
 
Раздел 4. Учение о мышцах – миология

 
4.1
Общая миология /Лек/

4
ОК-7 ОПК-1
1
0
 
4.2
Общая миология /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

2
ОК-7 ОПК-1
1
0
 
4.3
Мышцы туловища, головы и шеи /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

4
ОК-7 ОПК-1
1
2
 
4.4
Мышцы верхней конечности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

2
ОК-7 ОПК-1
1
2
 
4.5
Мышцы нижней конечности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

2
ОК-7 ОПК-1
1
2
 
4.6
Контрольный опрос /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

2
1
0
 
 
Раздел 5. Учение о внутренностях – спланхнология

 
5.1
Общая спланхнология /Лек/

2
ОК-7 ОПК-1
1
0
 
5.2
Общая спланхнология /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОК-7 ОПК-1
1
0
 
5.3
Пищеварительная система. Брюшина /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ОК-7 ОПК-1
1
2
 
5.4
Дыхательная система. Плевра. Средостение /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОК-7 ОПК-1
1
2
 
5.5
Мочевая система. Половые системы. Промежность /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОК-7 ОПК-1
1
2
 
5.6
Мочевая система. Половые системы. Промежность /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1,75
ОК-7 ОПК-1
1
0
 
5.7
Эндокринные железы  /Лек/

2
ОК-7 ОПК-1
1
0
 
5.8
Эндокринные железы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОК-7 ОПК-1
1
0
 
5.9
Контрольный опрос /КАтЗ/
Л1.1 Л1.2Л2.1

0,25
ОК-7 ОПК-1
1
0
 
5.10
/Зачёт/

0
1
0
 
 
Раздел 6. Учение о сердечно-сосудистой системе – ангиология. 

 
6.1
Общая ангиология /Лек/

2
ОК-7 ОПК-1
2
0
 
6.2
Общая ангиология /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОК-7 ОПК-1
2
0
 
6.3
Сердце /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ОК-7 ОПК-1
2
0
 
6.4
Аорта. Ветви восходящей части и дуги аорты /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ОК-7 ОПК-1
2
4
 
6.5
Ветви нисходящей части аорты. Артерии таза и нижней конечности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ОК-7 ОПК-1
2
4
 
6.6
Вены. Системы верхней, нижней полых вен и воротной вены /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ОК-7 ОПК-1
2
4
 
стр. 7
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
6.7
Лимфоидная система /Лек/

2
ОК-7 ОПК-1
2
0
 
6.8
Лимфоидная система /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2
ОК-7 ОПК-1
2
2
 
6.9
Лимфоидная система /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2
ОК-7 ОПК-1
2
0
 
6.10
Контрольный опрос /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2
2
0
 
 
Раздел 7. Учение о нервной системе – неврология 

 
7.1
Общая неврология /Лек/

2
ОК-7 ОПК-1
2
0
 
7.2
Общая неврология /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОК-7 ОПК-1
2
0
 
7.3
Спинной мозг /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ОК-7 ОПК-1
2
0
 
7.4
Головной мозг. Задний, средний и передний мозг /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ОК-7 ОПК-1
2
0
 
7.5
Проводящие пути головного и спинного мозга /Лек/

2
ОК-7 ОПК-1
2
0
 
7.6
Спинномозговые нервы /Лек/

2
ОК-7 ОПК-1
2
0
 
7.7
Черепные нервы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ОК-7 ОПК-1
2
0
 
7.8
Вегетативная нервная система /Лек/

2
ОК-7 ОПК-1
2
0
 
7.9
Вегетативная нервная система /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2
ОК-7 ОПК-1
2
0
 
7.10
Вегетативная нервная система /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

3
ОК-7 ОПК-1
2
0
 
7.11
Контрольный опрос /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2
2
0
 
 
Раздел 8. Учение об органах чувств – эстезиология

 
8.1
Общая эстезиология. Орган зрения /Лек/

2
ОК-7 ОПК-1
2
0
 
8.2
Преддверно-улитковый орган /Лек/

2
ОК-7 ОПК-1
2
0
 
8.3
Орган обоняния. Орган вкуса. Общий покров тела /Лек/

2
ОК-7 ОПК-1
2
0
 
8.4
Контрольный опрос /КАтЭ/
Л1.1 Л1.2Л2.2

2,4
ОК-7 ОПК-1
2
0
 
8.5
/Экзамен/

42,6
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерные вопросы к зачёту

1 Предмет и задачи анатомии. Место анатомии среди естественных наук. Методы исследования в анатомии.

2 Оси и плоскости тела человека. Части тела человека.

3 Понятие органа. Системы и аппараты органов.

4 Ткани тела человека: разновидности, структурные и функциональные особенности.

5 Скелет, функции скелета. Классификация костей. Кость как орган. Строение и химический состав костей.

6 Кости туловища. Позвоночный столб. Общие свойства позвонков.

7 Особенности строения шейных, грудных и поясничных позвонков.

8 Строение крестца и копчика.

9 Кости грудной клетки (грудина, рёбра).

10 Кости пояса верхней конечности (лопатка, ключица).

11 Кости свободной части верхней конечности. Плечевая кость.

12 Кости предплечья и кисти.

13 Кости пояса нижней конечности. Тазовая кость.

14 Кости свободной части нижней конечности. Бедренная кость. Надколенник.

15 Кости голени и стопы.

 
стр. 8
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
16 Череп, отделы черепа. Кости мозгового отдела черепа: лобная, теменная.

17 Затылочная, клиновидная кости.

18 Височная, решётчатая кости.

19 Кости лицевого отдела черепа. Верхняя и нижняя челюсти.

20 Внутреннее и наружное основание черепа.

21 Глазница: стенки, отверстия.

22 Полость носа. Костное нёбо.

23 Височная, подвисочная, крыловидно-нёбная ямки.

24 Виды соединений костей. Фиброзные соединения костей.

25 Синовиальные соединения костей (суставы): классификация, обязательные и вспомогательные структурные элементы.

26 Движения в суставах. Факторы, способствующие укреплению суставов.

27 Соединения позвонков между собой и с черепом. Позвоночный столб в целом.

28 Соединения рёбер с грудиной и позвонками. Грудная клетка в целом.

29 Соединения костей черепа. Височно-нижнечелюстной сустав.

30 Соединения костей пояса верхней конечности.

31 Плечевой сустав.

32 Локтевой сустав. Соединения костей предплечья.

33 Лучезапястный сустав и суставы кисти.

34 Соединения костей пояса нижней конечности. Таз как целое.

35 Тазобедренный сустав.

36 Коленный сустав. Соединения костей голени.

37 Голеностопный сустав и суставы стопы. Стопа как целое.

38 Мышцы: функции, классификация. Форма мышц.

39 Мышца как орган. Строение, вспомогательный аппарат мышц. Работа мышц.

40 Мышцы пояса верхней конечности и плеча. Движения в плечевом и локтевом суставах.

41 Мышцы предплечья и кисти. Движения в лучезапястном суставе и суставах кисти.

42 Мышцы пояса нижней конечности и бедра. Движения в тазобедренном и коленном суставах.

43 Мышцы голени и стопы. Движения в голеностопном суставе и суставах стопы.

44 Мышцы головы (мимические, жевательные). Движения в височно-нижнечелюстном суставе.

45 Мышцы и фасции шеи.

46 Мышцы спины. Движения позвоночного столба.

47 Мышцы груди. Движения в грудино-ключичном суставе.

48 Дыхательные мышцы. Диафрагма.

49 Мышцы живота. Соединительнотканные образования мышц живота.

50 Понятие о внутренних органах. Общие принципы строения внутренних (паренхиматозных и трубчатых) органов. Пищеварительная система: функции, отделы пищеварительного канала.

51 Полость рта. Преддверие рта. Зубы: постоянные и молочные, зубная формула, части, общее строение.

52 Собственно полость рта. Язык: строение, сосочки, мышцы. Нёбо. Слюнные железы.

53 Глотка, пищевод: части, строение стенки. Сужения пищевода.

54 Желудок: части, строение стенки.

55 Тонкая кишка: отделы, строение стенки, отношение к брюшине.

56 Толстая кишка: части, строение стенки, отношение к брюшине. Отличия толстого кишечника от тонкого.

57 Печень: строение, функции. Желчный пузырь и желчные протоки.

58 Поджелудочная железа: строение, функции.

59 Брюшина: листки, полость. Ход брюшины.

60 Дыхательная система. Гортань: хрящи, суставы и связки, мышцы.

61 Трахея: части, строение стенки. Главные бронхи.

62 Лёгкие: строение, функции. Плевра. Средостение.

63 Мочеполовой аппарат. Почки: функции, строение, оболочки.

64 Мочеточник. Мочевой пузырь: части, строение стенки. Мочеиспускательный канал.

65 Мужские половые органы. Промежность.

66 Женские половые органы.

67 Эндокринные железы. Щитовидная железа, паращитовидные железы.

68 Гипофиз, шишковидное тело. Эндокринная часть поджелудочной железы.

69 Надпочечник, параганглии. Эндокринная часть половых желёз.

Примерные вопросы к экзамену

1 Кровеносная система. Общая анатомия кровеносных сосудов. Круги кровообращения.

2 Сердце: топография, полости, строение стенки, кровеносные сосуды, проводящая система. Перикард.

3 Сосуды малого круга кровообращения.

4 Сосуды большого круга кровообращения. Аорта: части, ветви дуги. Плечеголовной ствол.

5 Сонная артерия: общая, наружная, внутренняя.

6 Подключичная, подмышечная артерии.

7 Плечевая артерия. Лучевая, локтевая артерии. Кровоснабжение кисти.

8 Нисходящая часть аорты. Ветви грудной и брюшной частей аорты.

9 Подвздошная артерия: общая, внутренняя, наружная.

10 Бедренная, подколенная, большеберцовые артерии. Кровоснабжение стопы.

11 Верхняя полая вена. Плечеголовные, ярёмные вены. Непарная вена.

12 Подключичная вена. Вены верхней конечности.

 
стр. 9
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
13 Нижняя полая вена. Воротная вена.

14 Подвздошные вены. Вены нижней конечности.

15 Лимфатическая система: функции, общая анатомия лимфатических сосудов. Строение лимфатического узла.

16 Лимфатические узлы головы, шеи, туловища.

17 Лимфатические узлы и сосуды конечностей.

18 Лимфоидная система: функции, центральные и периферические органы. Селезёнка.

19 Нервная система: функции, классификация. Понятие рефлекса, рефлекторная дуга.

20 Центральная нервная система. Спинной мозг: топография, строение, ветви спинномозговых нервов.

21 Головной мозг. Ромбовидный мозг: продолговатый мозг, мост, мозжечок. IV желудочек.

22 Средний мозг. Промежуточный мозг: таламическая область, гипоталамус. III желудочек.

23 Конечный мозг. Полушария мозга: поверхности, полюса, доли. Кора полушарий: борозды и извилины, локализация функций.

24 Конечный мозг: обонятельный мозг, базальные ядра. Боковые желудочки.

25 Проводящие пути головного и спинного мозга. Чувствительные проекционные проводящие пути.

26 Двигательные проекционные проводящие пути головного и спинного мозга.

27 Оболочки головного и спинного мозга. Спинномозговая жидкость.

28 Черепные нервы. Обонятельные, зрительный, глазодвигательный, блоковый, отводящий нервы. Области иннервации.

29 Тройничный нерв: ветви, области иннервации.

30 Лицевой, преддверно-улитковый, языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный нервы. Ветви, области иннервации.

31 Спинномозговые нервы. Шейное и плечевое сплетения спинномозговых нервов: ветви, области иннервации.

32 Межрёберные нервы. Пояснично-крестцовое сплетение спинномозговых нервов. Ветви, области иннервации.

33 Вегетативная нервная система: функции, отличия от соматической нервной системы, центральный и периферический отделы.

34 Симпатическая и парасимпатическая части вегетативной нервной системы: центры, волокна, узлы, области иннервации.

35 Понятие анализатора. Орган зрения. Проводящий путь зрительного анализатора.

36 Преддверно-улитковый орган. Проводящий путь слухового и статокинетического анализаторов.

37 Орган обоняния. Орган Вкуса. Общий покров тела.

 
5.2. Темы письменных работ
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1 Анатомический анализ положения легкоатлета при низком старте.

2 Анатомический анализ положения легкоатлета при высоком старте.

3 Анатомический анализ положения пловца на стартовой тумбе.

4 Анатомический анализ положения боксёра в глухой защите.

5 Анатомический анализ положения тяжелоатлета перед толчком штанги.

6 Анатомический анализ положения тяжелоатлета перед рывком штанги.

7 Анатомический анализ положения тяжелоатлета при удержании штанги на выпрямленных руках.

8 Анатомический анализ положения гимнаста, выполняющего вис на согнутых ногах.

9 Анатомический анализ положения гимнаста, выполняющего вис на кольцах прогнувшись.

10 Анатомический анализ стойки футбольного вратаря.

11 Анатомический анализ стойки хоккейного вратаря.

12 Анатомический анализ основной стойки метателя диска.

13 Анатомический анализ основной стойки метателя копья.

14 Анатомический анализ движения боксёра, выполняющего прямой удар.

15 Анатомический анализ движения боксёра, выполняющего боковой удар.

16 Анатомический анализ движения кикбоксера, выполняющего прямой удар ногой.

17 Анатомический анализ движения кикбоксера, выполняющего боковой удар ногой.

18 Анатомический анализ движения кикбоксера, выполняющего подсечку.

19 Анатомический анализ движения конькобежца на вираже.

20 Анатомический анализ движения лыжника при спуске с горы.

21 Анатомический анализ движения лыжника при прыжке с трамплина.

22 Анатомический анализ движения волейболиста при приёме мяча.

23 Анатомический анализ движения волейболиста при подаче мяча сверху.

24 Анатомический анализ движения волейболиста при подаче мяча снизу.

25 Анатомический анализ движения баскетболиста при выполнении броска мяча из-за боковой линии.

26 Анатомический анализ баскетболиста при выполнении броска мяча в корзину.

27 Анатомический анализ движения дзюдоиста, выполняющего переднюю подножку.

28 Анатомический анализ движения дзюдоиста, выполняющего заднюю подножку.

29 Анатомический анализ движения дзюдоиста, выполняющего подсечку.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
Дискуссия, контрольный опрос.
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
стр. 10
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Иваницкий, М. Ф. 
Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учебник
Спорт , 2020
 
Л1.2
Федюкович Н.И.
Анатомия и физиология человека: учебник
Ростов-на-Дону: Феникс, 2015
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Билич Г.Л., Зигалова Е.Ю.
Атлас: анатомия и физиология человека: полное практическое руководство
М.: Эксмо, 2014
 
Л2.2
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.
Анатомия человека: медицинский атлас
М.: Эксмо, 2014
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Бабик Т.М.
Функциональная анатомия мышц: учеб. пособие
Челябинск: Уральская академия, 2011
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
EBSCO – универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний – 
 
Э2
Электронный каталог УралГУФК
 
Э3
 
Э4
 
Э5
 
Э6
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Программное обеспечение LibreOffice
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
EBSCO – универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний – http://search.epnet.com
6.3.2.2
Электронный каталог УралГУФК
6.3.2.3
http:// www.rbk.ru
6.3.2.4
http:// www.euronews.com.
6.3.2.5
http:// www.europages.com.
6.3.2.6
http:// univertv.ru
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Для проведения учебных занятий по дисциплине "Анатомия человека" используются аудитории УК1-226, 227, которые оснащены:
7.2
– костными препаратами;
7.3
– музейными (влажными) препаратами;
7.4
– муляжами;
7.5
– планшетами;
7.6
– таблицами по всем разделам дисциплины.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В преподавании используется весь арсенал УМК, активизирующий и стимулирующий деятельность студентов:

– логически продуманный цикл лекций и практических занятий;

– имеется учебно-методическое обеспечение каждого занятия (раздаточный и наглядный материал);

– разработана система заданий для самостоятельной работы, включающая подготовку к контрольным опросам, зачёту, экзамену, написание реферата.

– созданы мультимедийные лекции по всем разделам курса.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация  компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных форм обучения. Практические занятия ориентированны на современные образовательные технологии.

 
стр. 11
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
Выполнение всех видов текущего контроля является основанием для допуска к зачёту и экзамену.

По дисциплине проводится промежуточная аттестация в виде зачёта в 1семестре и экзамена во 2 семестре.

В соответствии с Положением «О балльно-рейтинговой системе оценки учебной деятельности студентов Уральского государственного университета физической культуры» минимальное значение рейтинговой оценки, набранной студентом по результатам текущего контроля по всем видам занятий, при которой студент допускается к сдаче зачёта и экзамена, составляет 40 баллов. Обязательным условием допуска к зачёту в первом семестре является написание и сдача реферата. Если к моменту проведения зачёта студент набирает 60 и более баллов, то зачёт может быть выставлен ему в зачётную книжку и ведомость в день зачёта без процедуры принятия зачёта (по желанию студента).

Если к моменту проведения экзамена студент набирает количество баллов, достаточное для получения оценки «отлично» (80 и более), то она может быть выставлена в зачетную книжку и ведомость в день экзамена без процедуры принятия экзамена.