Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Управления физической культурой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Учебная практика "научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)"
Проректор по учебно-воспитательной работе
49.04.01 20 МвСФК.plx
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Менеджмент в сфере физической культуры"
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактные часы на аттестацию
УП: 49.04.01 20 МвСФК.plx
к.п.н., начальник УМУ, О А. Клестова _________________
к.п.н., руководитель ООП, В. А. Редреев;к.п.н., начальник ОПП, Т. Ю. Тихонова _________________
Учебная практика "научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)"
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 944)
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Менеджмент в сфере физической культуры"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Срок действия программы: 2020-2022 уч.г.
Зав. кафедрой В. А. Редреев
Управления физической культурой
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: 49.04.01 20 МвСФК.plx
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой В. А. Редреев
Управления физической культурой
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой В. А. Редреев
Управления физической культурой
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой В. А. Редреев
Управления физической культурой
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой В. А. Редреев
Управления физической культурой
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.04.01 20 МвСФК.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью практики "Научно-исследовательская работа" (НИР) является комплексное формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО в процессе проведения самостоятельного научного исследования.
Тип практики - научно-исследовательская работа.
Способ проведения - стационарная.
Форма проведения - дискретно по периодам проведения (путем чередования в календарном учебном графике периодов учебного времени для проведения практик с периодами учебного времени для проведения теоретических занятий).
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Технология научных исследований в физической культуре
Учебная (ознакомительная) практика
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Информационные технологии в науке и образовании в области физической культуры и спорта
История и методология науки
Научно-исследовательская работа
Современные проблемы наук о физической культуре и спорте
Управленческая деятельность в физической культуре и спорте (в том числе управление проектами)
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОПК-8: Способен проводить научные исследования по разрешению проблемных ситуаций в области физической культуры и спорта с использованием современных методов исследования, в том числе из смежных областей знаний
систему научного знания отрасли, ее структуру, основные технологии проектирования научно-исследовательской деятельности, требования к оформлению результатов научной деятельности
основные аспекты развития системы научных знаний об отрасли физической культуры и спорта, формирование ее структуры, применяемые для каждого аспекта технологии проектирования научного знания, порядок оформления научной работы, статьи
основные направления современного развития системы научного знания об отрасли, перспективы развития существующих основных и новейших технологий научно-исследовательской деятельности в отрасли, систему фиксации результатов научно-исследовательской деятельности
на основе анализа отечественной и зарубежной научной литературы определять научную проблему, используя современный информационный поиск, определять эффективные способы проведения исследовательских проектов совместно с физкультурно-спортивными организациями, на основе междисциплинарного подхода актуализировать проблематику исследовательской деятедбности, представлять результаты своего научного исследования, в том числе участвуя в научных дискуссиях
выделять основные научные проблемы на основе анализа отечественного и зарубежного научного материала, используя информационные технологии, оказывать помощь физкультурно-спортивным организациям в проведении научных исследований наиболее эффективными методами и технологиями, формулировать основные результаты по научным исследованиям, актуализировать по их итогам научную проблематику, разрабатывать практические рекомендации для физкультурно-спортивных организаций по итогам научных исследований, фиксировать результаты научных исследований в виде научных, научно-практических, научно-методических изданий, результатов участия в научных дискуссиях
определять на основе современного информационного поиска и анализа отечественного и зарубежного научного материала актуальную проблему в отрасли, осуществлять поиск эффективных технологий проведения научных исследований для физкультурно-спортивных организаций, на основе которых разрабатывать практические рекомендации, включающие в себя интегрированные знания и результаты научных исследований смежных отраслевых знаний, обобщать опыт своей научно-исследовательской деятельности, внедряя его в практику научного знаний через публикационную активность
УП: 49.04.01 20 МвСФК.plx
навыками выполнения научно-исследовательских работ по актуальным проблемам отрасли, оформления результатов этих работ в виде научных изданий разного уровня, опытом публичной защиты результатов своих исследований
опытом выполнения научно-исследовательских работ по современным проблемам и разрешению проблемных ситуаций отрасли физической культуры и массового спорта, оформления результатов этих исследований для мероприятий различного уровня, публичного обсуждения и защиты полученных результатов, выявления перспектив развития обозначенных проблем
методикой выполнения научно-исследовательских работ и решения научно-исследовательских задач по разрешению современных и актуальных проблемных ситуаций в области физической культуры, оздоровительных технологий и массового спорта, выявления новых проблем, прогнозирования перспектив их развития, фоформления результатов исследования на уровне научных, научно-методических и научно-практических изданий и мероприятий, публичного обсуждения и защиты полученных результатов, внедрения их в практику деятельности физкультурно-спортивных организаций
ОПК-7: Способен обобщать и внедрять в практическую работу российский и зарубежный опыт по развитию физической культуры и массового спорта
основы и основные технологии научно-исследовательской деятельности, логику проведения научной работы в отрасли, анализа и оценки научной деятельности
теорию научной деятельности, основные аспекты и современные технологии научно-исследовательской работы в отрасли, логику проектирования и проведения научного исследования, методы используемые при проведении указанных исследований, а также методы оценки и анализа проводимых работ
современное состояние теории научной работы, новейшие технологии проведения научно-исследлвательских работ по проблемам отрасли физической культуры и спорта, методы оценки и анализа научной деятельности и достижений
разрабатывать практические рекомендации для организаций отрасли по выявленным проблемам, используя свой диагностиченский инструментарий в научных исследованиях, применяемый для их разрешения
ставить задачи научного исследования по определяемым актальным научным проблемам, на их основе определять необходимый диагностический инструментарий, в том числе разрабатываемый самостоятельно, на основе полученных результатов научно-исследовательской работы предлагать физкультурно-спортивным организациям рекомендации по устранению проблем или определять перспективные направления развития научного знания в отрасли
самостоятельно разрабатывать и подбирать диагностический инструментарий для решения поставленных задач научного исследования, опрределять перспективы его применения для выявленных новых и актуальных исследовательских задач в отрасли, разрабатывать и внедрять в практику работы физкультурно-спортивных организаций практических разработок и рекомендаций по выявленным проблемам и определять дальнейшие сценарии развития и концепции научного знания в отрасли
навыками сбора и анализа информации по актуальным проблемам отрасли, в том числе и на иностранном языке
опытом систематизации полученных в результате анализа данных, в том числе и с помощью коммуникаций на иностранном языке
методами получения и анализа, систематизации и интеграции научно-методической информации по актуальным и новейшим проблемам отрасли, в том числе на иностранном языке, с целью решения поставленных научно-исследовательских задач
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
основные проблемы, уровень современного состояния отрасли физической культуры
систему проблем развития отрасли физической культуры
основные проблемы и проблемные ситуации, возникающие на совре5менном этапе в отрасли физической культуры, а также основные стратегии разрешения проблем
проводить анализ научных материалов различного вида, разрабатывать программу научного исследования по конкретной проблеме, искать новые знания прикладного характера
критически анализировать научную проблематику из различных источников, проявлять оригинальный подход в выдвижении новых идей и поиске новых научных технологий
интегрировать разнообразные научные знания в целостные концепции развития и решения современных проблем отрасли физической культуры с использованием системного подхода и его аспектов, выделять оригинальные новые научные технологии для решения выявленных новейших проблем, разработки новых научных технологий
УП: 49.04.01 20 МвСФК.plx
навыками анализа проблемных ситуаций
опытом критического осмысленияпроблемных ситуаций на основе системного подхода
осуществлением не только критического анализа проблемной ситуации на основе ситемного подхода и его элемнтов, но и построения стратегии разрешения научных проблем
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
ИОПК-8.1 теоретические основы, методологию и технологии научно-исследовательской деятельности в области физической культуры и спорта; методы научно-исследовательской деятельности; разновидности экспериментов по целевой установке; алгоритм логической интерпретации полученных результатов исследования, порядок составления и оформления научной работы;
ИОПК-7.1 теорию и методологию научных исследований в области физической культуры и массового спорта; методы критического анализа российского и зарубежного опыта по развитию физической культуры и массового спорта; методы сбора научной информации; основные принципы и подходы к классификации этой информации; процессы интеграции научных достижений и развития физической культуры и массового спорта;
ИУК-1.1 основные аспекты системного подхода; тенденции развития науки и их взаимосвязь их со сферой физической культуры и спорта, методы сбора и систематизации научно-методической информации для определения приоритетов в организациях физической культуры и спорта
ИОПК-8.2 проводить критический анализ научных, научно-методических материалов для выделения научной проблемы; разрабатывать программу научного исследования в области физической культуры и спорта; разрабатывать собственный диагностический инструментарий; проводить сравнительный анализ данных; формулировать результаты, разрабатывать практические рекомендации; представлять результаты научного исследования, в научных изданиях и (или) на научно-практических и научно-методических мероприятиях;
выделять научную проблему на основе анализа отечественной и зарубежной научной литературы, обосновывать актуальные вопросы совершенствования системы по развитию физической культуры и массового спорта; выполнять анализ тематик исследовательских проектов; формировать рабочие группы для выполнения научных, исследовательских проектов в организациях физической культуры и массового спорта;
ИУК-1.2 применять системный подход для решения поставленных задач; применять методы сбора и систематизации научно-методической информации для определения приоритетов в организациях физической культуры и спорта; осуществлять критический анализ и синтез информации
ИОПК-8.3 изучения и анализа передового опыта руководства тренировочным и соревновательным процессом в виде спорта; выполнения научно-исследовательской работы по разрешению проблемных ситуаций в области физической культуры и спорта с использованием современных методов исследования; публичной защиты результатов собственных исследований, участия в научной дискуссии;
ИОПК-7.3 сбора, анализа, систематизации и интеграции научной информации, с целью решения задач конкретного исследования в области физической культуры и массового спорта; выявления актуальных современных проблем в науках о физической культуре и спорте и способов их решения;
ИУК-1.3 осуществления критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода, выработки стратегий действий, в том числе в сфере физической культуры и спорта
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Планирование НИР
План научно-исследовательской работы /Ср/
Обоснование темы научно-исследовательской работы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.3 Л2.2
Э2 Э3 Э4
Разработка программы исследования /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.3 Л2.2
Э1 Э2 Э3
Контактная работа с руководителем практики от университета /КАтЗ/
Л1.1Л2.1 Л2.3 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4
Раздел 2. Теоретический обзор по проблеме НИР
УП: 49.04.01 20 МвСФК.plx
Теоретический обзор на основе анализа литературных источников /КАтЗ/
Л1.1Л2.1 Л2.3 Л2.2
Э2 Э3 Э4
Теоретический обзор на основе анализа литературных источников /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.3 Л2.2
Э2 Э3 Э4
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Контрольных вопросов и тестовых заданий программой не предусмотрено.
5.2. Темы письменных работ
Отчетными (обязательными) документами по научно-исследовательской работе для обучающихся являются (заполняются в дневнике обучающегося по практике):
1. Общий план научно-исследовательской работы обучающегося на период прохождения практики (научно-исследовательской работы).
2. Рабочий график (план) прохождения практики (научно-исследовательской работы) обучающегося.
3. Индивидуальные задание по практике (научно-исследовательской работе).
4. Отчет по практике (научно-исследовательской работе)за семестр.
5. Отзыв руководителя практики от университета.
6. Другие документы, прикладываемые к отчету в соответствии с индивидуальными заданиями.
5.3. Фонд оценочных средств
Задание 1. Разработать общий план научно-исследовательской работы обучающегося на период прохождения практики.
Задание 2. Подготовить обоснование выбора темы научно-исследовательской работы на основе анализа отечественной и зарубежной научной и научно-методической литературы в сфере физической культуры и спорта.
Задание 3. Подготовить теоретический обзор по проблеме исследования (глава 1).
Задание 4. Подготовить список использованных источников.
Задание 5. Разработать программу исследования по проблеме.
Задание 6. Провести анализ выполнения индивидуальных заданий за семестр.
Теоретическая глава работы, список использованных источников, обоснование темы исследования, тезисы доклада, выступление на научно-практическом или научно-методическом мероприятии.
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Научно-исследовательская работа студента: учеб.-практ. пособие
6.1.2. Дополнительная литература
Научно-исследовательская работа магистрантов вуза физической культуры: учеб. пособие
Челябинска: Уральская Академия, 2015
Научно-исследовательская работа как составная часть совокупной инновационной деятельности в вузе: статья
Научно-исследовательская работа : методология,теория,практика организации и проведения: статья
Университетская книга, 1999
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Образовательный проект. Платформа для публикации массовых открытых онлайн-курсов «Лекториум»
Электронный каталог Центральной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту
Научный портал "Теория и практика физической культуры"
Научная электронная библиотека
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux:
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций
УП: 49.04.01 20 МвСФК.plx
Libre Оffice Сals – программа для работы с электронными таблицами
Mozilla Firefox – интернет обозреватель
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронный каталог библиотеки УралГУФК - http://www.elibrari.uralgufk.ac.ru
Справочная правовая система "Консультант плюс" - http://www.consultant.ru
Образовательный портал "Российское образование" - http://www/edu.ru
официальные сайты федераций России по видам спорта
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Практика (научно-исследовательская работа) проводится на базе ФГБОУ ВО "УралГУФК" на выпускающей кафедре, реализующей программу подготовки.
Требования к оборудованию рабочего места обучающегося, необходимого для прохождения практики (научно-исследовательской работы) в помещениях, рабочих кабинетах кафедры:
- материальное оснащение (рабочий стол, стул, канцелярские принадлежности); спортивный инвентарь и оборудование.
- техническое оснащение (компьютер, принтер, сканер, копир).
Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся для проведения защиты отчета по практике (научно-исследовательская работа) в образовательной организации включают наличие видеопроектора, ПК (ноутбука), экрана.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Приложение А. Методические указания для обучающихся.
8.2. Методические указания для организации практики для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Организация и проведение практики (научно-исследовательская работа) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Обучающимся из числа лиц указанных категорий, обучающимся по индивидуальному учебному плану, может быть установлен индивидуальный график прохождения практики (научно-исследовательская работа).
Руководитель практики от университета обучающемуся-инвалиду, обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья назначается из числа преподавателей кафедры.
Место прохождения практики для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья фиксировано - кафедра университета, но производится с учетом требований их доступности для данных обучающихся и учитываются рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения указанной практики создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых обучающимся-инвалидом трудовых функций.
Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по практике (научно-исследовательская работа) обучающихся создаются оценочные средства (ОС), адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций по практике (научно-исследовательская работа), заявленных в образовательной программе.
Форма проведения аттестации по итогам практики обучающегося-инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости обучающемуся-инвалиду, лицу с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки отчета по заявленной практике и его защиты. Проведение защиты отчета по практике инвалидом, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья допускается дистанционно, с использованием on-line технологий.
В целях доступности получения информации о прохождении практики обучающимися-инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья университетом обеспечивается:
- адаптация официального сайта в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению;
- размещение информации о практике в доступных для слабовидящих местах в адаптированной форме;
- выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт).