2020-2021_z49_03_01 19 СТвИВС (11)_plx_Физиология человека_Спортивная тренировка в избранном виде спорта
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Физиологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Физиология человека
______________ 2019 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
z49.03.01 19 СТвИВС (11).plx

Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
экзамены 2
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
13,2
самостоятельная работа
178
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
8
8
Лабораторные
4
4
4
4
8
8
Практические
4
4
4
4
Контактные часы на аттестацию
4,8
4,8
4,8
4,8
В том числе инт.
4
4
8
8
12
12
Итого ауд.
8
8
12
12
20
20
Кoнтактная рабoта
8
8
16,8
16,8
24,8
24,8
Сам. работа
64
64
114
114
178
178
Часы на контроль
13,2
13,2
13,2
13,2
Итого
72
72
144
144
216
216
 
 
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, О.А. Макунина;к.п.н., доцент , Е.В. Звягина _________________
 
к.п.н., руководитель ооп, Р.Х.Аминов _________________
Рецензент(ы):
 
Физиология человека
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.08.2019 протокол № 1.
 
Протокол от __ __________ 2019 г.  №  __  

Срок действия программы: 2019-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Н.П. Петрушкина

Физиологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н.П. Петрушкина

Физиологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н.П. Петрушкина

Физиологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н.П. Петрушкина

Физиологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2021 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н.П. Петрушкина

Физиологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2020 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Целями освоения дисциплины «Физиология человека» являются приобретение, обобщение и систематизация теоретических знаний, выработка и усовершенствовании практических  навыков по основным разделам проявления жизнедеятельности и механизмов регуляции функций организма человека в условиях действия разнообразных внешних факторов и при выполнении физической деятельности различного вида, мощности и продолжительности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы медицинских знаний
2.1.2
Анатомия человека
2.1.3
Биохимия человека
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Биомеханика двигательной деятельности
2.2.2
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-1: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста
 
Знать:
 
Уровень 1
положения теории физической культуры
 
Уровень 2
физиологические параметры и характеристики нагрузки
 
Уровень 3
анатомо-физиологические и психофизиологические особенности занимающихся с учетом возростно половой идентичности
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
описывать влияние факторов среды на физиологические сдвиги и состояния занимающихся
 
Уровень 2
определять параметры и признаки психофизиологических состояний занимающихся
 
Уровень 3
осуществлять мониторинговые исследования
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
методиками планирования учебно-тренировочных, оздоровительных, просветительских занятий
 
Уровень 2
методами мониторингового исследования состояния занимающегося
 
Уровень 3
приемами и методами измерения психофизиологических параметров
 
 
 
ОПК-2: Способен осуществлять спортивный отбор и спортивную ориентацию в процессе занятий
 
Знать:
 
Уровень 1
морфологические особенности занимающихся физической культурой различного пола и возраста
 
Уровень 2
критерии оценки физического развития, 
 
Уровень 3
влияние нагрузок разной направленности на изменение морфофункционального статуса
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
ориентироваться в общих положениях и требованиях нормативных документов по вопросам отбора и

спортивной ориентации;

 
Уровень 2
определять анатомо-физиологические показатели физического развития человека;
 
Уровень 3
подбирать базовые (экспресс) методики диагностики психофизиологических процессов, состояний и свойств

занимающихся физической культурой и спортом;

 
 
Владеть:
 
Уровень 1
обоснованием  подходов к отбору, спортивной ориентации 
 
Уровень 2
применением  базовые (экспресс) методики диагностики психофизиологических процессов, состояний и свойств

занимающихся физической культурой и спортом;

 
Уровень 3
анализом результатов исследования и описанием  наиболее перспективных обучающихся для их дальнейшего спортивного совершенствования;
 
 
 
стр. 5
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
 
ОПК-9: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
 
Знать:
 
Уровень 1
методы измерения и оценки физического развития
 
Уровень 2
систематизацию закономерности протекания физиологических  процессов в организме человека;
 
Уровень 3
механизмы, обеспечивающие компенсаторно-приспособительные реакции организма человека в возрастном аспекте и причинно-следственные взаимосвязи между различными проявлениями жизнедеятельности;
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
интерпретировать результаты физиологических  измерений и показатели физического развития,
 
Уровень 2
с помощью методов экспресс-диагностики определить протекание физиологических, восстановительных процессов;
 
Уровень 3
использовать методы оценки волевых качеств спортсмена;
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
проведением физиологических измерений
 
Уровень 2
методиками контроля за состоянием различных функциональных систем жизнеобеспечения организма человека;
 
Уровень 3
методами анализа и интерпретации результатов физиологического контроля
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
- физиологические функции основных органов и систем человека в возрастном и половом аспекте;
3.1.2
- физиологические механизмы регуляции деятельности основных органов и систем организма человека в возрастном и половом аспекте;
3.1.3
- анатомо-физиологические и психологические особенности лиу различного пола на этапах развития, служащие для оценки физических качеств, критериами спортивного отбора в секции, группы спортивной и оздоровительной направленности;
3.1.4
- методы оценки функционального состояния различных физиологических систем  организма человека с учетом пола и возраста;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- описать влияние различных средовых факторов  и условий на организм человека в процессе занятий физической культуры и спортом;
3.2.2
- определять анатомо-физиологические показатели физического развития человека;
3.2.3
- использовать комплексное тестирование физического состояния и подготовленности спортсмена;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- методикой планирования учебно-тренировочных занятий по ИВС;
3.3.2
- проведение оценки функционального состояния человека;
3.3.3
- применения методов измерения основных физиологических параметров в покое и при различных состояниях организма"
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введение в дисциплину «Физиология человека»

 
1.1
Предмет, задачи, методы и общие понятия физиологии и основы возрастной физиологии человека /Лек/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.4Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
1
0
 
1.2
Предмет, задачи, методы и общие понятия физиологии. Основы возрастной физиологии человека. Физиология функциональных систем /Ср/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

30
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
1
0
 
 
Раздел 2. Физиология возбудимых тканей

 
стр. 6
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
 
2.1
Понятие и свойства возбудимых тканей /Лек/
Л1.3Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
1
0
 
2.2
Понятие и свойства возбудимых тканей /Лаб/

1
1
1
 
2.3
Понятие и свойства возбудимых тканей. Физиология нервно-мышечного аппарата. /Ср/
Л1.3Л2.4Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

34
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
1
0
 
2.4
Физиология нервно-мышечного аппарата /Лаб/

2
1
2
 
 
Раздел 3. Физиология нервной системы

 
3.1
Физиология нервной системы (общая, частная, вегетативная, ВНД) /Лек/
Л1.3Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
2
0
 
3.2
Общая физиология нервной системы. Частная физиология нервной системы. Вегетативная нервная система. /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.4Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
2
0
 
 
Раздел 4. Физиология сенсорных систем

 
4.1
Общая физиология сенсорных систем /Лек/
Л1.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
2
0
 
4.2
Общая физиология сенсорных систем /Ср/
Л1.3Л2.3 Л2.4Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
2
0
 
4.3
Физиология сенсорных систем (зрительная, слуховая, вестибулярная, двигательная) /Лаб/

1
1
1
 
4.4
Физиология зрительной сенсорной системы /Ср/
Л1.3Л2.4Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
2
0
 
4.5
Физиология слуховой сенсорной системы /Ср/
Л1.3Л2.4Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
2
0
 
4.6
Физиология вестибулярной сенсорной системы /Пр/
Л1.3Л2.4Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
2
1
 
4.7
Физиология вестибулярной сенсорной системы /Ср/
Л1.3Л2.3 Л2.4Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
2
0
 
4.8
Физиология двигательной сенсорной системы /Ср/
Л1.3Л2.4Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
2
0
 
 
Раздел 5. Физиологические основы высшей нервной деятельности

 
5.1
Понятие высшей нервной деятельности (ВНД) /Ср/
Л1.3Л2.4Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
2
0
 
стр. 7
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
 
5.2
Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов /Ср/
Л1.3Л2.3 Л2.4Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
2
0
 
 
Раздел 6. Физиология нервно-мышечного аппарата

 
6.1
Функциональная характеристика нервно-мышечного аппарата /Ср/
Л1.3Л2.4Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
2
0
 
 
Раздел 7. Физиология системы крови

 
7.1
Физиологическая характеристика крови /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
2
2
 
7.2
Физиологическая характеристика крови /Ср/
Л1.3Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
2
0
 
 
Раздел 8. Физиология сердечно-сосудистой системы

 
8.1
Функциональная организация сердечно-сосудистой системы (ССС) /Лаб/
Л1.3Л2.4Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
2
2
 
8.2
Функциональная организация сердечно-сосудистой системы (ССС) /Ср/
Л1.3Л2.3 Л2.4Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
2
0
 
8.3
Работа сердца /Пр/
Л1.3Л2.3 Л2.4Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
2
1
 
8.4
Работа сердца /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
2
0
 
8.5
Функциональная характеристика сосудов и гемодинамики /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
2
0
 
 
Раздел 9. Физиология системы дыхания

 
9.1
Функциональная характеристика дыхательной системы /Лаб/
Л1.3Л2.4Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
2
2
 
стр. 8
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
 
9.2
Функциональная характеристика дыхательной системы. Механизмы обмена и транспорта газов в организме. Механизмы регуляции дыхания /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
2
0
 
 
Раздел 10. Физиология системы пищеварения и выделения

 
10.1
Функциональная характеристика пищеварительной системы. Функциональная характеристика выделительной системы /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.3 Л2.4Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
2
0
 
 
Раздел 11. Обмен веществ и энергии. Теплообмен

 
11.1
Взаимосвязь обмена веществ и энергии. Основы терморегуляции в организме человека /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.3 Л2.4Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
2
0
 
 
Раздел 12. Физиология эндокринной системы

 
12.1
Функциональная характеристика эндокринной системы.Гормоны и физиологические механизмы  их действия /Ср/
Л1.3Л2.3 Л2.4Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
2
0
 
12.2
контактные часы на аттестацию /ОЗОКАтЭ/

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4,8
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
2
0
 
12.3
Часы на контроль /Экзамен/

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

13,2
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-9
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерные вопросы к экзамену

1.Раскройте содержание предмета «физиология» как науки. Объясните связь физиологии с другими науками. Перечислите методы исследования.

2.Дайте определение понятию «гомеостаз». Проанализируйте пути надежности функционирования организма как биологической системы.

3.Объясните понятие «регуляция». Перечислите виды регуляции. Объясните механизмы местной регуляции, нервной регуляции, гуморальной регуляции.

4.Объясните механизм нейрогуморальной регуляции. Объясните понятие «функциональная система». Перечислите блоки управляющей системы.

5.Перечислите и охарактеризуйте возбудимые ткани. Охарактеризуйте нервные процессы, характеризующие возбудимость тканей. Сформулируйте классификацию раздражителей.

6.Перечислите свойства возбудимых тканей, этапы процесса возбуждения.

7.Дайте определение и объясните потенциал покоя, потенциал действия.

8.Укажите фазы возникновения потенциала действия, фазы изменения возбудимости.

9.Объясните понятия «лабильность», «усвоение ритма», «Парабиоз». Укажите фазы изменения проводимости под действием наркотического вещества на примере мышечного сокращения.

10.Охарактеризуйте понятие «движение» как общее проявление жизнедеятельности организма. Перечислите виды мышечной ткани. Назовите особенности различных видов мышечной ткани.

11.Перечислите функции скелетных мышц, функции гладких мышц. Охарактеризуйте метод электромиография. Расскажите о применении электромиографии в спорте.

12.Объясните понятие «двигательная единица». Дайте характеристику  быстрых и медленных двигательных единиц.  Расскажите строение нервно-мышечного синапса, механизм передачи  возбуждения  в синапсе.

13.Расскажите строение поперечно-полосатого мышечного волокна. Расскажите схему строения миофибриллы (миофиламенты, актин и миозин). Объясните механизм утомления мышц.

14.Объясните механизм сокращения и расслабления мышечного волокна. Объясните зависимость между электрической и физической активностью волокон поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры.

 
стр. 9
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
 
15.Объясните механизм нервно-мышечной передачи возбуждения. Перечислите факторы, определяющие силу мышц, режимы мышечной деятельности.

16.Объясните, что такое рабочая гипертрофия мышечных волокон (саркоплазматический тип гипертрофии, миофибриллярный тип гипертрофии). Дайте характеристику и объясните пути формирования.

17.Дайте определение нервной системе. Объясните строение и функции нервной системы. Перечислите и охарактеризуйте методы исследования нервной системы.

18.Расскажите о нейроне как структурно-функциональной единице нервной системы. Перечислите типы нейронов. Расскажите строение и типы нервных волокон.

19.Объясните строение и дайте классификацию нервных синапсов. Объясните механизмы передачи возбуждения в синапсах (медиаторы).

20.Дайте определение «нервные центры». Объясните основные свойства нервных центров.

21.Объясните тонус нервного центра, утомление нервных центров, механизмы утомления.

22.Объясните координирующую роль ЦНС. Назовите принципы координации.

23.Проанализируйте рефлекторную теорию. Перечислите основные принципы рефлекторной теории.

24.Дайте определение понятию «рефлексы», их классификацию. Объясните рефлекторную дугу.

25.Охарактеризуйте центральную нервную систему  (строение и функции, сегментарные и надсегментарные отделы ЦНС).

26.Объясните строение и функции спинного мозга. Объясните функциональную организацию сегмента спинного мозга. Перечислите нейроны спинного мозга. Охарактеризуйте восходящие и нисходящие пути.

27.Объясните рефлекторную функцию спинного мозга: фазные рефлексы (сгибательные, разгибательные, ритмические).

28.Объясните рефлекторную функцию спинного мозга: тонические рефлексы.

29.Объясните рефлекторную функцию спинного мозга: рефлексы гладкой мускулатуры и секреторные рефлексы, трофическая функция спинного мозга.

30.Объясните проводниковую функцию спинного мозга: экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные пути.

31.Расскажите о строении и функции ствола мозга. Расскажите о строение и функции продолговатого мозга. Перечислите функции ядер блуждающего нерва.

32.Объясните рефлекторную деятельность продолговатого мозга: позно-тонические рефлексы (вестибуло-тонические и шейно-тонические).

33.Расскажите о строении и функции среднего мозга, четверохолмие. Объясните ориентировочные и стартовые рефлексы.

34.Перечислите функции подкорковых образований среднего мозга, таких как: черная субстанция, красное ядро, ретикулярная формация.

35.Объясните: проводниковую функцию среднего мозга, статокинетические рефлексы, нистагм головы и глаз, лифтные рефлексы.

36.Дайте характеристику ретикулярной формации ствола мозга (строение и функции). Особенности нейронов ретикулярной формации.

37.Объясните строение и функции мозжечка. Перечислите функции ядер мозжечка. Объясните мозжечковые расстройства.

38.Охарактеризуйте мост мозга (строение и функции).

39.Охарактеризуйте промежуточный мозг (строение и функции). Назовите центры гипоталамуса.

40.Назовите и охарактеризуйте специфические и неспецифические ядра таламуса.

41.Охарактеризуйте базальные ядра промежуточного мозга. Объясните функции полосатого тела и бледного ядра.

42.Объясните строение и функции лимбической системы.

43.Объясните схему организации поведенческих программ.

44.Объясните строение и функции коры больших полушарий. Объясните принципы деятельности КБП. Охарактеризуйте локализацию функций в КБП.

45.Дайте характеристику соматосенсорных, двигательных и ассоциативных зоны КБП (расположение, строение и функции). Объясните роль КБП в регуляции вегетативных функций.

46.Охарактеризуйте строение и функции вегетативной нервной системы. Объясните роль симпатической и парасимпатической нервной системы в регуляции вегетативных функций.

47.Дайте характеристику высшей нервной деятельности. Дайте определение и характеристику условных и безусловных рефлексов.

48.Опишите принципы выработки условных рефлексов.

49.Охарактеризуйте торможение условных рефлексов. Дайте определение условного и безусловного торможения, опишите их биологическое значение.

50.Дайте определение динамического стереотипа и охарактеризуйте его биологическое значение.

51.Опишите аналитическую и синтетическую деятельность КБП.

52.Назовите виды памяти. Опишите роль ретикулярной формации в процессах запоминания.

53.Представьте характеристики нервных процессов: сила, подвижность, уравновешенность. Дайте характеристику различных типов высшей нервной деятельности по И.П.Павлову.

54.Охарактеризуйте первую и вторую сигнальные системы, мыслительный и художественный типы, вербальный и невербальный интеллект.

55.Опишите функции эмоций и охарактеризуйте их. Перечислите  фундаментальные эмоции.

56.Охарактеризуйте сенсорные системы (их функции, строение и основные процессы, происходящие в сенсорных системах).

57.Опишите строение, виды и свойства рецепторов.

58.Охарактеризуйте механизмы возбуждения первично-чувствующих и вторично-чувствующих рецепторов.

59.Опишите органы обоняния и вкуса (локализация  рецепторов, первое переключение, повторное переключение, проекционная зона).

60.Опишите кожный анализатор (локализация рецепторов, первое переключение, повторное переключение, проекционная зона).

 
стр. 10
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
 
61.Опишите зрительный анализатор (локализация рецепторов, первое переключение, повторное переключение, проекционная зона).

62.Опишите строение сетчатки, механизмы переработки информации и формирования цветоощущения.

63.Опишите слуховой анализатор (локализация рецепторов, первое переключение, повторное  переключение, проводниковый отдел, проекционная зона). Расскажите, как происходит переработка информации и что такое «слуховая адаптация».

64.Опишите вестибулярный анализатор (локализация рецепторов, первое переключение, повторное  переключение, проводниковый отдел, проекционная зона).

65.Опишите вестибулярный анализатор. Расскажите о формировании чувства равновесия, автоматическом и сознательном контроле равновесия тела, об участии вестибулярного аппарата в регуляции рефлексов.

66.Опишите методы оценки времени реакции как показателя функционального состояния ЦНС.

67.Опишите метод оценки функционального состояния нервно-мышечной системы (электромиография) и его значение в физической культуре и спорте.

68.Опишите методы оценки функциональных характеристик зрительной сенсорной системы (острота зрения, исследование цветоразличия, периметрия). Опишите значение зрительной сенсорной системы для спортивной деятельности.

69.Опишите метод оценки функциональных характеристик слуховой сенсорной системы (аудиометрия). Опишите значение слуховой сенсорной системы для спортивной деятельности.

70.Опишите методы оценки функциональных характеристик вестибулярной сенсорной системы (тесты позного равновесия, статокинетической устойчивости, вращательный тест). Опишите значение вестибулярной сенсорной системы для спортивной деятельности.

71.Опишите методы оценки функциональных характеристик двигательной сенсорной системы (тесты на исследование кинестетической и проприоцептивной чувствительности). Опишите значение вестибулярной сенсорной системы для спортивной деятельности.

72.Опишите методы оценки различных видов памяти. Охарактеризуйте значение памяти для спортивной деятельности.

73.Опишите методы оценки внимания. Охарактеризуйте значение памяти для спортивной деятельности.

74.Опишите методы оценки мышления. Охарактеризуйте значение памяти для спортивной деятельности.

Примерные вопросы к экзамену 4 семестра

1.Дайте определение понятия «Внутренняя  среда организма».  Охарактеризуйте гистогематические  барьеры.  Опишите функции  и  состав крови.

2.Охарактеризуйте физико-химические свойства плазмы крови. Дайте определение осмотического и онкотического давления.

3.Опишите состав плазмы крови и лимфы. Расскажите о коллоидной стабильности и вязкости крови.

4.Опишите строение и функции эритроцитов гемоглобина. Укажите причины эритропении и эритроцитоза.

5.Охарактеризуйте группы крови. Назовите агглютиногены и агглютинины. Дайте определение понятиям «доноры» и «реципиенты».

6.Охарактеризуйте гранулоциты: количество, виды, строение и функции. Что такое «Лейкоцитарная формула».

7.Охарактеризуйте агранулоциты: количество, виды, строение и функции.

8.Назовите органы, относящиеся к иммунной системе. Охарактеризуйте специфический и неспецифический иммунитет, активный и пассивный иммунитет.

9.Охарактеризуйте тромбоциты. Опишите стадии свертывания крови.

10.Укажите, где происходит кроветворение. Назовите органы кроветворения. Опишите регуляцию кроветворения. Укажите специфические и неспецифические факторы эритропоэза.

11.Опишите строение и функции сердечнососудистой системы. Назовите методы ее исследования и показатели кровообращения.

12.Охарактеризуйте функциональные свойства миокарда. Опишите проявления сокращений миокарда.

13. Рассмотрите проводящую систему сердца и водители ритма.

14.Опишите фазы работы сердца (систола и диастола) и круги кровообращения.

15.Охарактеризуйте электрические явления  в сердце. Опишите зубцы и комплексы электрокардиограммы и назовите факторы, определяющие их величину.

16.Дайте определение и характеристику пульса. Объясните систолический и минутный объем.

17.Охарактеризуйте артериальное давление. Объясните регуляцию артериального давления. Назовите типы реакций АД на физическую нагрузку.

18.Назовите виды и объясните механизмы регуляции кровообращения.

19.Охарактеризуйте кардиальные рефлексы (собственные и сопряженные).

20.Охарактеризуйте несердечную регуляцию (симпатическая и парасимпатическая).

21.Объясните влияние центральной нервной системы и биологически активных веществ на кровообращение.

22.Дайте определение, назовите функции и методы исследования дыхания. Этапы процесса дыхания.

23.Охарактеризуйте дыхательный цикл. Объясните вентиляцию легких. Назовите факторы, способствующие внешнему дыханию.

24.Охарактеризуйте механизм вдоха и выдоха. Назовите дыхательные объемы, легочные емкости.

25.Объясните газообмен в легких.

26.Охарактеризуйте транспорт кислорода и углекислого газа кровью. Охарактеризуйте тканевое дыхание. Объясните строение и свойства миоглобина.  

27.Охарактеризуйте регуляцию дыхания. Дайте понятие дыхательного центра (механорецепторный контроль дыхания, хеморецепторный контроль дыхания).

28.Охарактеризуйте экскреторные органы. Объясните их роль в поддержании гомеостаза.

 
стр. 11
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
 
29.Охарактеризуйте строение и функции почек. Объясните процессы мочеобразования.

30.Охарактеризуйте нефрон - структурно-функциональная единица почки. Фильтрация. Состав первичной мочи.

31.Охарактеризуйте механизмы реабсорбции в почечных канальцах. Объясните роль противоточно-поворотной системы.

32.Объясните регуляцию мочеобразования.

33.Охарактеризуйте сущность процессов пищеварения. Назовите основные функции желудочно-кишечного тракта.

34.Перечислите гормоны желудочно-кишечного тракта. Назовите пищеварительные соки и ферменты. Объясните их состав и свойства. Влияние пищи на секрецию желудка.

35.Охарактеризуйте функции печени. Объясните состав и функции желчи.

36.Охарактеризуйте полостное и мембранное пищеварение. Кишечная ворсинка. Объясните механизмы всасывания нутриентов.

37.Охарактеризуйте регуляцию пищеварения, регуляцию желудочной секреции.

38.Охарактеризуйте регуляцию пищеварения, регуляцию панкреатической секреции.

39.Объясните двигательную функцию ЖКТ (регуляция моторики).

40.Объясните терморегуляцию, теплообразование и теплоотдачу. Изотермия. Термонейтральная зона среды. Реакции «ядра» и «оболочки» на изменение температуры внешней среды.

41.Охарактеризуйте механизмы терморегуляции: поведенческая и физиологическая (химическая и физическая).

42.Охарактеризуйте механизмы усиления теплообразования. Эффективность мышечной работы в процессе теплообразования.

43.Дайте характеристику механизмов физической регуляции: излучение, кондукция, конвекция, перспирация. Объясните терморегуляцию при мышечной работе.

44.Объясните регуляцию теплообмена (нервная и гуморальная регуляция). Восприятие и анализ температуры окружающей среды. Формирование теплоощущения. Центр теплоотдачи, центр теплопродукции.

45.Охарактеризуйте роль эндокринной системы в гуморальной регуляции функций организма. Объясните общие свойства желез внутренней секреции.

46.Дайте общую характеристику и функции гормонов. Объясните механизмы действия гормонов на клеточную активность.

47.Назовите гормоны передней доли гипофиза. Перечислите тропные и эффекторные гормоны: функции, гипопродукция и гиперпродукция. Объясните механизм обратной связи в гормональной регуляции.

48.Охарактеризуйте надпочечники (строение и функции). Назовите гормоны мозгового слоя надпочечников.

49.Назовите гормоны коры надпочечников - кортикостероиды. Объясните роль минералкортикоидов   и глюкокортикоидов.

50.Объясните строение и функции щитовидной и паращитовидной железы. Объясните проявления гипотиреоза и гипотиреоза.

51.Охарактеризуйте эндокриную функцию поджелудочной железы. Объясните участие в метаболических процессах инсулина и глюкагона.

52.Назовите и объясните функции половых гормонов (тестостероны, эстрогены и прогестероны).

53.Охарактеризуйте адаптацию. Объясните экстремальные факторы. Объясните общий адаптационный синдром. Назовите стадии общего адаптационного синдрома.

54.Охарактеризуйте стрессовые реакции. Объясните роль гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы. Перечислите критерии адаптации.

55.Объясните адаптацию к повышению и понижению двигательной активности. Перечислите средства управления адаптацией.

56.Опишите методы измерения пульса и артериального давления. Укажите диапазоны нормативных значений.

57.Опишите метод оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы (электрокардиография).

58.Опишите методы оценки функционального состояния сердечно-сосудистой  системы (функциональные пробы).

59.Опишите метод измерения дыхательных объемов – спирометрия.  

60.Опишите методы оценки функционального состояния дыхательной системы (функциональные пробы на задержку дыхания).

 
5.2. Темы письменных работ
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1 Нейрогуморальная регуляция и функционирование организма как единого целого.

2 Электроэнцефалография как метод исследования электрической активности коры больших полушарий.

3 Морфофункциональные особенности нервной системы детей.

4 Морфофункциональные особенности нервной системы пожилых людей.

5 Зрительная сенсорная система и ее роль в адаптации к физическим (мышечным) нагрузкам

6 Слуховая сенсорная система и ее роль в адаптации к физическим (мышечным) нагрузкам

7 Вестибулярная сенсорная система и ее роль в адаптации к физическим (мышечным) нагрузкам

8 Двигательная сенсорная система и ее роль в адаптации к физическим (мышечным) нагрузкам

9 Морфофункциональные особенности зрительной сенсорной системы детей

10 Морфофункциональные основы зрительной сенсорной системы людей пожилого возраста.

11 Морфофункциональные особенности слуховой сенсорной системы детей

12 Морфофункциональные основы слуховой сенсорной системы людей пожилого возраста.

13 Морфофункциональные особенности вестибулярной сенсорной системы детей

14 Морфофункциональные основы вестибулярной сенсорной системы людей пожилого возраста.

15 Морфофункциональные особенности двигательной сенсорной системы детей

16 Морфофункциональные основы двигательной сенсорной системы людей пожилого возраста.

17 Физиологические основы памяти.

18 Физиологические механизмы речи.

19 Физиологические механизмы мышления.

 
стр. 12
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
 
20 Морфофункциональные особенности высшей нервной деятельности детей

21 Морфофункциональные основы высшей нервной деятельности людей пожилого возраста.

22 Морфофункциональные особенности нервно-мышечного аппарата занимающихся различными видами физической культуры и спорта.

23 Морфофункциональные особенности нервной системы занимающихся различными видами физической культуры и спорта.

24 Роль коры больших полушарий в программировании и реализации произвольных движений. Физиологические основы возникновения наркомании. Физиологические основы рационального питания.

25 Стресс и адаптация. Стресс-синдром (Г. Селье).

 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
Коллоквиум, круглый стол, дискуссия, экспресс-тест, рабочая тетрадь,разноуровненвые задачи, индивидуальные задания, реферат, доклад, сообщение, собеседование, творческое задание, защита лабораторной работы.
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
С.С. Тверская 
Анатомия и физиология. Словарь-справочник : учеб. пособие
М.: Моск. психолого-социальный ин-т ; Воронеж: МОДЭК, 2010
 
Л1.2
под ред. В.М. Смирнова 
Нормальная физиология : учебник 
М.: Академия, 2012
 
Л1.3
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник : учебник
М. : Сов. спорт, 2018
 
Л1.4
Агаджанян Н. А., Тель  Л.З.
Физиология человека: учебник 
М, 2009
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Агаджанян, Н. А., Смирнов В. М.
Нормальная физиология
М.:МИА, 2007
 
Л2.2
пер. с англ. Ю. Рудаковой 
Анатомия и физиология : диагностический справочник 
М. : АСТ: Астрель, 2010
 
Л2.3
Билич Г.Л., Зигалова Е.Ю.
Атлас: анатомия и физиология человека: полное практическое руководство
М.: Эксмо, 2014
 
Л2.4
Занько Н.Г., Чумаков Н.А.
Физиология человека: учеб. пособие
М.: Академия, 2015
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Петрушкина Н.П., Макунина О.А.,  Якубовская И.А. 
Практикум по возрастной физиологии
Челябинск: УралГУФК, 2012
 
Л3.2
Якубовская И.А., Петрушкина Н.П.
Словарь по физиологии: учеб.- метод. пособие
Челябинск: УралГУФК, 2010
 
Л3.3
Петрушкина Н.П., Макунина О.А., Якубовская И.А., Сурина- Марышева Е.Ф., Пустозеров А.И.
Рабочая тетрадь (практикум) по физиологии человека: учеб.- метод. пособие
Челябинск: УралГУФК, 2014
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Российская национальная библиотека
 
Э2
Российская государственная библиотека
 
Э3
Электронная библиотечная система Центральной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту
 
Э4
Библиотека международной спортивной информации
 
Э5
Сайт национальной электронной библиотеке НЭБ
 
Э6
База статистических данных по развитию физической культуры и спорта в РФ
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
1 Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
 
стр. 13
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
 
6.3.1.2
2 LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux:
6.3.1.3
3 Libre Оffice Writer – текстовый редактор
6.3.1.4
4 Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций
6.3.1.5
5 Libre Оffice Сals – программа для работы с электронными таблицами
6.3.1.6
6 Mozilla Firefox   –  интернет обозреватель
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Справочная правовая система "Консультант плюс" - http://www.consultant.ru/
6.3.2.2
Медицинская библиотека BooksMed - http://www.booksmed.com
6.3.2.3
Виртуальный атлас по анатомии и физиологии - http://www.e-anatomy.ru
6.3.2.4
Медицинская информационная сеть - http://www.medicinform.net
6.3.2.5
Журнал спортивная наука и медицина - http://www.jssm.org
6.3.2.6
Теория и практика физической культуры - http://www.teoriya.ru
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Компьютер - 1
7.2
Монитор - 1
7.3
Проектор - 1
7.4
Экран - 1
7.5
Доска ученическая 1шт
7.6
Стол офисный 1шт
7.7
Шкаф для одежды - 6 шт
7.8
Парта со скамьей 2х местная на металлокаркасе 41 шт
7.9
стол письменный - 3 шт
7.10
Стул п\мягкий 11 шт
7.11
тумба 2 ящика 1 шт
7.12
7.13
Компьютер - 1
7.14
Монитор - 1
7.15
Проектор - 1
7.16
Экран - 1
7.17
Доска ученическая 1шт
7.18
Стол офисный 1шт
7.19
Шкаф для наглядных пособий - 1 шт
7.20
Парта 2х местная - 15 шт
7.21
стул п\мяг - 28 шт
7.22
Планшет 6шт
7.23
Жалюзи рулонные персик 2шт
7.24
7.25
7.26
Компьютер - 1
7.27
Монитор - 1
7.28
Проектор - 1
7.29
Экран - 1
7.30
Доска ученическая 1шт
7.31
Стол офисный 1шт
7.32
Парта 2х местная - 13 шт
7.33
Стул п\мягкий - 25 шт
7.34
Планшеты 10 шт
7.35
стеллаж производственный 1000х600х1800 - 1шт
7.36
стол д\комп - 1 шт
7.37
стол офисный 1шт
 
стр. 14
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
 
7.38
парта 2х местная - 2шт
7.39
тумба 900х520х750 2х дверная 1шт
7.40
шкаф офисный 800х400х1800
7.41
шкаф купе 1 шт
7.42
стол д\комп 1 шт
7.43
стул п\мяг 10 шт
7.44
7.45
Микроскопы – 10 шт.
7.46
Меланжеры – 25 шт.
7.47
Пробирки – 20 шт.
7.48
7.49
программно-аппаратные комплексы, например «ПсихоТест», производства ООО «НейроСофт» г.Иваново (модули — сенсомоторные анализаторы, тест «Шульте-Платонова», «Координациометрия», «Динамометрия») – 1 шт.
7.50
Электорокардиограф многоканальный – 1 шт.
7.51
Электроэнцефалограф (одно- или многоканальный)
7.52
Электротермометр – 1  шт.
7.53
Таблица Сивцева – 1 шт.
7.54
7.55
Таблица Рабкина – 1 шт.
7.56
Периметр – 1 шт.
7.57
7.58
Аудиометр – 1 шт.
7.59
Кресло Барани
7.60
Тонометры – 5 шт.
7.61
Секундомеры – 3 шт.
7.62
Пульсоксиметр
7.63
Мониторы дыхания и газообмена
7.64
7.65
Газоанализаторы
7.66
Спирометры – 2 шт.
7.67
7.68
Спирограф – 1 шт.
7.69
7.70
Динамометр кистевой – 6 шт.
7.71
Расходные материалы (спирт медицинский, вата и т. п.).
7.72
Планшеты
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная работа по дисциплине «Физиология человека» проводится в форме лекций, лабораторных занятий, а также самостоятельной работы студентов. При прохождении курса должны быть освоены следующие разделы программного материала: теоретический, практический (методический и лабораторный), самостоятельная работа. Теоретические знания студенты получают на лекциях. Этот раздел предполагает изучение основ физиологии человека с выделением базовых положений, необходимых для дальнейшего применения в практической деятельности специалиста. Практические навыки студенты получают на лабораторных занятиях. Методический раздел способствует изучению основных методов исследования функционального состояния различных органов и систем человека в обычных и в экстремальных условиях. Лабораторный практикум занимает особое место при прохождении курса физиологии человека, поскольку позволяет не только повторить строение органов и систем, но и освоить элементарные и доступные методы физиологических исследований человека, а также приобрести практические навыки применения этих методов в практической деятельности. Студенты осваивают методики исследования и оценки показателей функционального состояния различных систем человека в покое и при выполнении мышечной нагрузки; а также уровня функциональных резервов различных систем и целостного организма занимающихся различными видами оздоровительной физической культуры и спорта в зависимости от уровня подготовленности, возраста и пола. Самостоятельная работа студентов направлена на умение работать с литературными источниками, на закрепление и совершенствование знаний, полученных во время лекционных и практических занятий, и на применение последних для оценки функционального состояния человека в обычных и экстремальных условиях. Самостоятельная работа предусматривает самоподготовку студентов к лабораторным занятиям, составление конспектов, конкурсных программ, участие в предметных олимпиадах, круглых столах и научно-теоретических конференциях, самотестирование, написание 
 
стр. 15
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
 
рефератов и докладов. Важное место в этом виде обучения имеет освоение методов исследования и набор экспериментального материала для дипломных работ в процессе прохождения практики в лечебных и образовательных учреждениях, научно-исследовательской работы студентов и тренировочных занятий и соревнований. Знания, навыки и умения, приобретенные при изучении дисциплины, будут использоваться при выполнении практических работ, выпускной квали¬фикационной работы, а также в практической деятельности бакалавра при выполнении производственно-технологических функций сервисного направ¬ления, реализуемых на предприятиях социально-культурного сервиса и ту¬ризма. Для контроля успеваемости применяется промежуточный и итоговый контроль усвоения лекционного материала с помощью компьютерного тести¬рования. В преподавании дисциплины используются следующие современные образовательные технологии: лекции с проблемным изложением учебной информации,  анализ профессиональных ситуаций, компетентностные тесты, профессионально-аналитические задания, выездные интерактивные занятия, студенческие научные конференции, мультимедийные лекции. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Практические занятия ориентированы на современные образовательные технологии. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 22,22 % аудиторных занятий. Выполнение всех видов текущего контроля является основанием для допуска к экзамену. По дисциплине проводится промежуточная аттестация в виде экзамена в 7 семестре. В соответствии с Положением «О балльно-рейтинговой системе оценки учебной деятельности студентов Уральского государственного университета физической культуры» минимальное значение рейтинговой оценки, набранной студентом по результатам текущего контроля по всем видам занятий, при которой студент допускается к сдаче экзамена, составляет 40 баллов. Если к моменту проведения экзамена, с учетом дополнительных премиальных баллов (до 40 баллов), студент набирает такое количество баллов, которое достаточно для получения оценки «отлично» (80 баллов и более), то они могут быть, в виде поощрения, выставлены ему в день экзамена в ведомость и в зачетную книжку без процедуры проведения экзамена.