2020-2021_49_04_01 19 СиСПС (12)_plx_Основы информационно-библиографических знаний_Спорт и система подготовки спортсменов
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Теории и методики борьбы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы информационно-библиографических знаний
______________ 2020 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.04.01 19 СиСПС (12).plx

49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Спорт и система подготовки спортсменов"

А. В. Окишор
магистр
Квалификация
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
77,75
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
15 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
26
26
26
26
Контактные часы на аттестацию
0,25
0,25
0,25
0,25
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
30
30
30
30
Кoнтактная рабoта
30,25
30,25
30,25
30,25
Сам. работа
77,75
77,75
77,75
77,75
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.04.01 19 СиСПС (12).plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, А.В.Еганов _________________
 
к.п.н., начальник УМУ, О. А. Клестова _________________
Рецензент(ы):
 
Основы информационно-библиографических знаний
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 944)
 
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Спорт и система подготовки спортсменов"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
 
Протокол от __ __________ 2020 г.  №  __  

Срок действия программы: 2018-2020 уч.г.

Зав. кафедрой Мартемьянов Ю. Г.

Теории и методики борьбы
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.04.01 19 СиСПС (12).plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мартемьянов Ю. Г.

Теории и методики борьбы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мартемьянов Ю. Г.

Теории и методики борьбы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мартемьянов Ю. Г.

Теории и методики борьбы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2022 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мартемьянов Ю. Г.

Теории и методики борьбы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.04.01 19 СиСПС (12).plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Дать студенту знания, умения и навыки информационного самообеспечения его учебной и научно-исследовательской деятельности, научить применять полученные знания, умения и навыки для решения задач профессиональной деятельности
1.2
Ориентация в информационных ресурсах, освоению алгоритмов информационного поиска в соответствии с профессиональными информационными потребностями.
1.3
Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации и систематизации данных в соответствии с задачами учебного процесса.
1.4
Овладение формализованными методами аналитико-синтетической переработки(свертывания) информации;
1.5
Иизучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов собственной учебной и научно-исследовательской деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.02
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Логика
2.1.2
Информационные технологии в науке и образовании
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Преддипломная практика
2.2.2
Учебная практика (по получению первичных профессиональных умений и навыков)
2.2.3
Производственная практика
2.2.4
Технология обучения
2.2.5
Профессионально-педагогическое мастерство специалиста физической культуры и спорта
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-6: Способен разрабатывать и использовать программы, планы подготовки, рекомендации и предложения по совершенствованию научно-методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва по виду спорта
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
историю и современное состояние библиотеки УралГУФК и основные правила пользования библиотекой;
3.1.2
справочно-поисковый аппарат библиотеки
3.1.3
состав электронных ресурсов библиотеки УралГУФК, их структуру и назначение
3.1.4
особенности работы в различных электронно-библиотечных системах
3.1.5
алгоритм поиска информации в электронных полнотекстовых и библиографических базах данных
3.1.6
правила библиографического описания печатных и электронных документов
3.1.7
правила составления библиографического списка литературы
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
свободно ориентироваться в библиотеке ПсковГУ, знать особенности фондов и предоставляемых услуг отдельных структурных подразделений библиотеки;
3.2.2
уметь пользоваться справочно-поисковым аппаратом библиотеки: системой каталогов, картотек, автоматизированными базами
3.2.3
данных;
3.2.4
ориентироваться в многообразии представленных сетевых электронных ресурсов;
3.2.5
использовать информационные ресурсы библиотеки в образовательном и научном процессах
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
информационно-библиографической культурой;
3.3.2
навыками самостоятельного и грамотного поиска информации в различных источниках, предоставляемых библиотекой;
 
стр. 5
УП: 49.04.01 19 СиСПС (12).plx
 
3.3.3
знаниями об электронно-библиотечных системах и других электронных библиотечных ресурсах
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Информационные ресурсы: понятие, состав, общая характеристика Печатные и электронные информационные ресурсы

 
1.1
Информационные ресурсы: понятие, состав, общая характеристика. Печатные и электронные информационные ресурсы. Библиографическая (вторичная) информация. Система библиографических (вторичных) документов /Лек/
Л1.2 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1

2
3
0
 
1.2
Информационные ресурсы в области физической культуры /Пр/
Л1.6Л3.1

10
3
6
 
1.3
Поиск литературы по теме исследования /Ср/
Л2.2

Э1

10
3
0
 
1.4
Создание библиографического документа (список литературы по теме) с помощью электронных каталогов библиотек /Ср/
Л1.1Л3.2

Э1

10
3
0
 
1.5
Работа с конспектами лекций  /Ср/
Л2.2

Э1

10
3
0
 
 
Раздел 2. Информационно-библиографический поиск

 
2.1
Информационно-библиографический поиск. Аналитико-синтетическая переработка документов /Лек/
Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1

2
3
0
 
2.2
Аналитико-синтетическая переработка документов /Пр/
Л1.6Л2.1

6
3
0
 
2.3
Информационно-библиографический поиск /Пр/
Л1.3Л2.1

10
3
6
 
2.4
Разработка стратегии поиска информации по теме исследования /Ср/
Л1.5 Л1.6Л2.2

Э1

18
3
0
 
2.5
Подготовка библиографических записей на книги, статьи, электронные ресурсы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.2

Э1

19
3
0
 
2.6
Повторная работа над учебным материалом /Ср/
Л1.5Л2.2Л3.1

10,75
3
0
 
2.7
/КАтЗ/

0,25
3
0
 
2.8
/Зачёт/

0
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерный перечень вопросов к зачету

1.Назовите важнейшие компоненты современных информационных ресурсов.

2.Определите значение информационных ресурсов в развитии общества.

3.Охарактеризуйте состав информационных ресурсов.

4.Охарактеризуйте динамику формирования информационных ресурсов в современном обществе.

5.Перечислите основные законы, регулирующие информационную деятельность в России.

6.Обоснуйте преимущества электронных информационных ресурсов перед тради-ционными ресурсами.

7.Назовите типы электронных информационных ресурсов.

8.Перечислите подходы к классификации первичных и вторичных документов.

9.Охарактеризуйте видовой состав различных классов документов.

10.Назовите условия использования в библиотеках электронных книг и журналов.

11.Опишите отличительные черты электронных каталогов в сравнении с традиционными.

 
стр. 6
УП: 49.04.01 19 СиСПС (12).plx
 
12.Перечислите информационные барьеры в системе документальных коммуника-ций.

13.Укажите основные формы существования библиографической информации.

14.Представьте схему самостоятельного информационного поиска.

 
5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрено написание данных письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
Задание №1

Разработайте стратегию поиска информации по интересующей вас теме, соблюдая этапы информационного поиска. Для этого воспользуйтесь предложенной формой, которую можете расширить собственными вопросами или пунктами. Охарактеризуйте полученный поисковой образ запроса.

Задание № 2

1. Составить библиографическую запись на книгу с одним автором.

2. Составить библиографическую запись на книгу с двумя авторами.

3. Составить библиографическую запись на книгу с тремя авторами.

4. Составить библиографическую запись на книгу, изданную под редакцией.

5. Составить аналитическую библиографическую запись на статью из периодического издания.

6. Составить аналитическую библиографическую запись на статью из сборника.

7. Составить библиографическую запись на электронный ресурс локального доступа.

8. Составить библиографическую запись на электронный ресурс удаленного доступа.

9. Составить аналитическую библиографическую запись на электронный ресурс.

10. Составить библиографическую запись на один том многотомника.

Тесты

1. Совокупность традиционных и электронных справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов и картотек, используемых при обслуживании читателей для поиска необходимой информации - это...

А. алфавитный каталог;

Б. справочно-библиографический аппарат;

В. справочно-библиографический отдел;

Г. систематический каталог.

2. Область выходных данных включает...

А. место издания, издательство;

Б. дата издания;

В. место издания, издательство, дата издания;

Г. сведения о переиздании.

3. Шифр книги – это…

А. инвентарный номер;

Б. индекс и авторский знак;

В. индекс и инвентарный номер;

Г. авторский знак.

4. Адрес сайта библиотеки:

А. www. serverlib

Б. www: lib.pskgu.ry

В. http://lib.pskgu.ru

Г. затрудняюсь ответить

5. Вам необходимо подобрать литературу по теме. Что может быть использовано при поиске литературы? (может быть несколько вариантов ответа)

А. систематический каталог;

Б. энциклопедии, словари, справочники;

В. алфавитный каталог;

Г. электронный каталог.

6. Электронный каталог библиотеки используются для поиска... (не меньше 2 правильных ответов)

А. ссылок на статьи и темы;

Б. полных текстов статей;

В. книг, доступных в библиотеке;

Г. веб сайтов;

Д. журнальных статей.

7. Электронный каталог - это...

А. это совокупность лексикографических баз данных, т.е. совокупность словарей, сформированных по отдельным элементам библиографического описания;

Б. это база данных, содержащая библиографические описания документов (книг, журналов, статей, диссертаций, электронных и аудиовизуальных документов);

В. это библиотечный каталог в машиночитаемой форме, работающий в реальном режиме времени, предоставленный в распоряжение читателей;

8. Полочный индекс в электронном каталоге отображается при активации гиперссылки…

А. справка;

Б. детальная информация;

 
стр. 7
УП: 49.04.01 19 СиСПС (12).plx
 
В. форма запроса;

Г. ссылка на документ.

9. Информационная-библиографическая культура - это...

А. комплекс знаний, умений и навыков читателя, обеспечивающих эффективное использование справочно-библиографического аппарата и фонда библиотеки;

Б. уровень знаний, умений и навыков, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве;

В. составная часть общей культуры личности, представляющая собой комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий;

Г. это знания, умения и навыки в области информатики, необходимые каждому человеку для эффективного использования в своей деятельности компьютерных технологий.

10. Электронно-библиотечные системы – это…(продолжить)

11. В ПсковГУ открыт доступ к …

А. ЭБС издательства «Лань»

Б. ЭБС IPRbooks

В. ЭБС «Консультант студента»

Г. ЭБС «Университетская библиотека онлайн»

Д. ЭБС издательства «Юрайт»

Е. ЭБС «КнигаФонд»

12. Что необходимо сделать для того, чтобы была предоставлена возможность работы в электронно-библиотечных системах с любого компьютера, где есть выход в Интернет?

А. зарегистрироваться с компьютеров сети университета ПсковГУ;

Б. зарегистрироваться с домашних компьютеров;

В. Авторизоваться.

13. Какие нормативно-правовые акты отражают правовые требования работы с информацией?

14. Какие основные сведения о документе содержит библиографическая запись на:

А.книгу;

Б.статью;

В.электронный ресурс.

15. В понятие "заголовок библиографической записи" входит...

А. ответственный редактор, составитель;

Б. заглавие документа;

В. имя первого автора.

16. Вы хотите использовать в своей работе отрывок текста прочитанного документа. Каким наиболее подходящим способом это можно сделать, чтобы избежать плагиата и нарушения авторских прав?

А. вы копируете отрывок текста, вставляете его в работу и заключаете в кавычки;

Б. вы копируете отрывок текста, вставляете его в работу, заключаете в кавычки и даете ссылку на источник;

В. вы копируете отрывок текста и вставляете его в работу.

 
1. Создание информационного ресурса по определенной теме – составного произведения с оформлением библиографических ссылок.

2. Создание библиографического документа (список литературы по теме) с помощью электронных каталогов библиотек.

5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
УралГУФК
Стандарт организации о выполнении письменных работ: СК - СТО. 2-008. 04 - 09. Версия 1.0. Дата введения: 01 марта 2009 г.
Челябинск: УралГУФК, 2009
 
Л1.2
Данилкина А.Н.
Стандарты по библиографии, библиотечному и издательскому делу: документы, практика применения: справочник
М.: Либерея- Бибинформ, 2009
 
Л1.3
Дворкина М.Я.
Библиотечная среда: теория и организация: науч.- практ. пособие
М.: Литера, 2009
 
Л1.4
Сукиасян Э.Р.
Каталогизация и классификация. Электронные каталоги и автоматизированные библиотечные системы: избранные статьи
СПб.: Профессия, 2010
 
Л1.5
Анисимова В.А.
Организация самообразовательной деятельности студентов физкультурного вуза: учеб. пособие
Челябинск: Уральская Академия, 2016
 
Л1.6
Новиков Ю.Н.
Подготовка и защита магистерских диссертаций и бакалаврских работ: учеб. пособие
СПб.: Лань, 2015
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: 49.04.01 19 СиСПС (12).plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Пилко И.С.
Информационные и библиотечные технологии: учеб. пособие
СПб: Профессия, 2008
 
Л2.2
Анисимова В.А.
Научно-исследовательская работа магистрантов вуза физической культуры: учеб. пособие
Челябинска: Уральская Академия, 2015
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Антопольский А.Б.
Информационные ресурсы России: науч.- метод. пособие
М.: Либерея, 2004
 
Л3.2
Анисимова В.А., Клестова О.А., Куклева О.Б.
Оформление письменных работ: метод. рек.
Челябинск: УралГУФК, 2009
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Образовательный ресурс - ГОСТЫ, СНИПЫ, САНПИНЫ
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Методическое обеспечение дисциплины (модуля) состоит из следующих обязательных в структуре рабочей программы элементов: обучающий тренинг по работе в ЭБС и электронном каталоге, библиографический практикум; рекомендации по работе с литературой, электронными информационными ресурсами и по подготовке к контрольной работе.
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Сайт библиотеки УралГУФК. – Режим доступа:http://elibrary.uralgufk.ru/catalogue/
6.3.2.2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – URL: www.elibrary.ru/..ultx.asp
6.3.2.3
Научная электронная библиотека открытого доступа КиберЛенинка. – URL: cyberleninka.ru
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Учебные занятия проходят в компьютерном классе с использованием мультимедийного, презентационного оборудования. Рабочие места студентов оснащены компьютерами, имеющими выход в сеть Интернет, что является необходимым условием для проведения практических занятий по дисциплине.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Формы контроля

Текущий контроль предполагает устный опрос студентов по материалам лекций и практических занятий. Итоговый контроль осуществляется после прочтения лекционного курса и проведения практических занятий. Форма проведения контроля – зачет, который включает два вопроса: первый – теоретический, а второй – практическое задание по библиографическому описанию книг, статей и электронных ресурсов.