Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория спортивного состязания и система спортивных соревнований
Проректор по учебно-воспитательной работе
49.04.01 19 СиСПС (28).plx
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Спорт и система подготовки спортсменов"
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактные часы на аттестацию
УП: 49.04.01 19 СиСПС (28).plx
дпн, Препод., Еганов Александр Васильевич _________________
к.п.н., Заведующий кафедрой, Матремьянов Юрий Григорьевич _________________
Теория спортивного состязания и система спортивных соревнований
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 944)
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Спорт и система подготовки спортсменов"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Срок действия программы: 2019-2021 уч.г.
Зав. кафедрой Мартемьянов Юрий Григорьевич
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: 49.04.01 19 СиСПС (28).plx
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Мартемьянов Юрий Григорьевич
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Мартемьянов Юрий Григорьевич
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Мартемьянов Юрий Григорьевич
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Мартемьянов Юрий Григорьевич
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.04.01 19 СиСПС (28).plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель Целью изучения дисциплины «Теория спортивного состязания и система спортивных соревнований» является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов области теории спортивных состязаний и системы спортивных соревнований. Предоставление объёма соответствующей информации, теоретических знаний, необходимых для подготовки специалистов (преподавателей-тренеров) для работы в условиях образовательного учреждения дополнительного образования детей в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва, училищах олимпийского резерва, школах высшего спортивного мастерства, сборных командах, средних и высших специальных учебных заведениях, владеющих теоретическими знаниями на основе отечественных и зарубежных научных достижений и умеющих на практике эффективно воздействовать на ход подготовки спортсменов различного возраста, пола и квалификации.
Формирование у магистрантов общекультурных и профессиональных компетенций в рамках выбранного образовательного направления подготовки. Особое внимание уделяется формированию навыков самостоятельной работы в различных структурных звеньях системы физического воспитания. Формирование устойчивого интереса к профессии, потребности в углубленном изучении теоретико-методических основ видов спорта, повышении профессиональной компетентности за счет самосовершенствования, самовоспитания, саморазвития.
Воспитательная цель освоения дисциплины заключается в способствовании формирования личной физической культуры магистранта, выступая, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста в области теории спортивного состязания и система спортивных соревнований. Воспитание устойчивых интересов и ценностного отношения к воспитанию личности обучающегося широко обобщая опыт теории спортивного состязания и система спортивных соревнований. Такая цель воспитания утверждает отношение к знаниям как средствам, обеспечивающим достижение полноценного гармоничного развития умственной, ценностной и физической сто¬рон личности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении следующих учебных курсов: Информационные технологии в науке и образовании; Совре-менные проблемы наук о физической культуре и спорте; Профессионально-педагогическое мастерство специалиста физической культуры и спорта; Спортивная психология; Информационные технологии в спорте; Научно-педагогическая практика; Научно-исследовательская практика; Современные проблемы наук о физической культуры и спорте. Теория адаптации и ее биохимические аспекты в спортивное тренировке.
Изучение дисциплины тесно связано с дисциплиной теория и методика спортивной тренировки. Основой курса является теория и методика физического воспитания и спорта. Полученные в процессе обучения магистрантов компетенции по дисциплине необходимы для будущей профессиональной деятельности.
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Проблемы перетренировки и переадаптации.
Теория адаптации и ее биохимические аспекты в спортивное тренировке;
Технологии управления массой тела
Технологии оценки функционального состояния спортсменов различной квалификации
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-6: Способен разрабатывать и использовать программы, планы подготовки, рекомендации и предложения по совершенствованию научно-методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва по виду спорта
– основные проблемы разрабатывать и использовать программы, планы подготовки, по совершенствованию научно-методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва по виду спорта, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов.
– применять новые методы исследования, изменять научный и производственный профиль своей деятельности в области теории спортивных состязаний и систем спортивных соревнований;
– использовать углубленные теорети-ческие и практические знания, часть которых находится на передовом ру-беже науки.
– применять новые методы исследования, изменять научный и производственный профиль своей деятельности в области теории спортивных состязаний и систем спортивных соревнований;
– использовать углубленные теорети-ческие и практические знания, часть которых находится на передовом ру-беже науки.
УП: 49.04.01 19 СиСПС (28).plx
– основные проблемы и предложе-ния по совершенствованию научно-методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва по виду спорта.
– основные проблемы своей предметной области теории спортивных состязаний и системы спортивных соревнований, планы подготовки, рекомендации и предложения по совершенствованию при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов;
– логически последовательные, пра-вильные представления ответы на поставленные вопросы
– применять новые методы исследования, изменять научный и производственный профиль своей деятельности в области теории спортивных состязаний и систем спортивных соревнований;
– использовать углубленные теорети-ческие и практические знания, часть которых находится на передовом ру-беже науки.
– применять новые методы исследования, изменять научный теории спортивных состязаний и систем спортивных соревнований:
– использовать углубленные теоретические и практические знания по совершенствованию научно-методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва по виду спорта.
– применять новые методы исследования в практике в теории спортивных состязаний и системы спортивных соревнований;
– оценивать качество результатов профессиональной деятельности;
– разрабатывать и использовать программы, планы подготовки, рекомендации и предложения по совершенствованию научно-методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва по виду спорта;
– выделять главное в возникшей проблеме и делать правильные выводы.
– навыками и умениями теории и практики спортивных состязаний и систем спортивных соревнований;
– способностью самостоятельно при-обретать и использовать в практиче-ской деятельности новые знания и умения.
– способностью самостоятельно приобретать с помощью информаци-онных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в но-вых областях знаний теории спор-тивных состязаний и системы спор-тивных соревнований.
– на практике навыками и умениями организации спортивных состязаний и спортивных соревнований;
– способностью самостоятельно при-обретать с помощью информацион-ных технологий и использовать в практической деятельности, исполь-зовать программы, планы подготов-ки, рекомендации и предложения по совершенствованию научно-методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва по виду спорта.
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
– область подготовки спортсменов: новейшие теории, методы и технологии теории спортивных состязаний и системы соревнований;
– основные проблемы теории спортивных состязаний и системы спортивных соревнований, при решении которых возникает необходи-мость в сложных задачах выбора, требующих использования количест-венных и качественных методов;
– область организационно-управленческой деятельности: знаком-ство с новейшими теориями, интерпретациями, методами, методиками анализа соревновательной деятельности и технологиями;
– современные технологии для обеспечения качества образователь-ного процесса в области теории спортивных состязаний и системы спор-тивных соревнований;
– теорию, часть которой находится на передовом рубеже науки о физической культуре и спорте;
– принципы и методы тактической и интеллектуальной подготовки спортсменов спортивной команды;
– актуальный уровень рекордных результатов соревновательной деятельности спортивных команд по виду спорта, спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин;
– методики индивидуальной технической подготовки спорт-сменов;
– положения, правила и регламенты проведения официальных спортивных соревнований, международных соревнований по виду спорта;
– правила вида спорта, уметь пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи;
– приемы и методы восстановления после физических нагрузок в процессе соревнований;
– календарный план межрегиональных, всероссийских и междуна-родных физкультурных и спортивных мероприятий;
УП: 49.04.01 19 СиСПС (28).plx
– содержание календаря спортивных соревнований, предусмотрен-ных программой спортивной подготовки по виду спорта;
– структуру индивидуального календаря спортивных соревнований по виду спорта;
– требования для присвоения спортивных разрядов и званий по виду спорта в соответствии с требованиями всероссийской спортивной классификацией;
– итоговые результаты спортивных соревнований, проводимых общероссийской и международной спортивной федерацией по виду спорта;
– тенденции развития избранного вида спорта, группе спортивных дисциплин;
– методы организации работы спортивной сборной команды Российской Федерации по избранному виду спорта, группе спортивных дисциплин;
– средства и методы совершенствования физической, технико-тактической, психологической, функциональной подготовки спортсменов спортивной сборной команды и методы контроля их уровня развития;
– этические нормы в области спорта;
– направление выполняемых научных исследований в области физической культуры и спорта: новейшие теории, методы, технологии, интерпретацию;
– уровень стандартных и рекордных результатов соревновательной деятельности (по виду спорта, группе спортивных дисциплин), достигну-тый спортсменами спортивной сборной команды Российской Федерации;
– минимальное и предельное количество соревнований в году, на этапе совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства по избранному виду спорта;
– модельные характеристики подготовленности по виду спорта и индивидуальные характеристики спортсменов высокого класса в избранном виде спорта, группе спортивных дисциплин;
– локальные нормативные акты спортивной федерации, профессиональной спортивной лиги, спортивного клуба по виду спорта в части регулирования подготовки спортивной сборной команды к спортивным соревнованиям;
– передовые и перспективные научно-методические разработки в области методик подготовки высококвалифицированных спортсменов к соревнованиям по виду спорта, спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин;
– основы методики подготовки к соревнованию смежных видов спорта;
– систему факторов, обеспечивающих эффективность спортивной подготовки и соревновательной деятельности спортсменов высокого класса;
– содержание спортивной тренировки в виде спорта, спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин;
– уровень рекордных результатов соревновательной деятельности спортивных сборных команд по виду спорта, спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин;
– этические нормы в области спорта;
– уровень стандартных и рекордных результатов соревновательной деятельности по виду спорта, достигнутый спортсменами спортивной сборной команды Российской Федерации;
– методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований;
– программы спортивной подготовки по виду избранного спорта, группе спортивных дисциплин;
– особенности построения соревновательной деятельности в экстремальных условиях внешней среды (горные условия, жаркий и холодный климат, сдвиг временных поясов);
– показатели многолетней динамики соревновательной деятельности занимающегося;
– определять цель и задачи для достижения прироста спортивного результата, моделировать соревновательную деятельность занимающегося;
– разрабатывать проекты и методическую документацию в сфере физической культуры и спорта с учетом социальных, морфофункциональ-ных, психологических особенностей контингента разного пола и возраста, применительно к системе спортивных соревнований спортивной деятельности спортсмена естественно-средовых;
– формулировать цели проекта программы по виду спорта, спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин для решения задач повышения эффективности физкультурно-оздоровительной, спортивной, рекреационной деятельности, определять критерии и показатели достижения целей, выявлять приоритеты решения задач с учетом нравственных аспектов теории спортивных состязаний и системы спортивных соревнований;
– разрабатывать обобщенные варианты решения проблемы, анали-зировать спортивные состязания и системы спортивных соревнований;
– выполнять научные исследования и использовать их результаты в целях повышения эффективности тренировочного процесса на основа-нии изучения теории спортивных состязаний и системы спортивных соревнований спортивной деятельности спортсмена;
– развивать педагогическую мысль теории и методики в отечественной и зарубежных теорий в области спортивных состязаний и системы спортивных соревнований спортивной деятельности;
УП: 49.04.01 19 СиСПС (28).plx
– использовать накопленные в области теории спортивных состяза-ний и системы спортивных соревнований;
– осуществлять научный анализ и обобщение отечественной и зарубежных системах в области теории спортивных состязаний и системы спортивных соревнований;
– использовать методы психолого-методической поддержки спортсменов спортивной сборной команды;
– координировать действия занимающегося при выступлении на соревнованиях, использовать собственный тренировочный и соревновательный опыт;
– применять средства общей и специальной психологической подготовки занимающихся к соревнованиям;
– организовывать психолого-методическую поддержку спортсменов спортивной команды в предсоревновательный и соревновательный периоды;
– определять справедливость судейства, инициировать и реализовывать апелляционные процедуры;
– способностью применять на практике новейшие достижения в области спортивных состязаний и системы спортивных соревнований, а также новейшими теориями и технологиями;
– способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности, в том числе владением новыми знаниями, непосредственно связанных с теорией спортивных состязаний и системой спортивных соревнований в деятельности спортсмена;
– способностью выполнять научные исследования использовать их результаты в целях воспитательного воздействия на личность обучаемого на примере спортивных соревнований спортивной деятельности в избранном виде спорта;
– способностью выявлять современными практическими и научны-ми знаниями на основе изучения соревновательной деятельности, приме-нять современные технологии и новации в системе спортивных соревнований;
– способностью видеть главное в подготовке спортсменов и определять соответствующие приоритеты при решении профессиональных задач в спортивной деятельности;
– способностью использовать методики и технологии из смежных областей знаний и дисциплин при проведении научно-исследовательской работы по результатами оценки соревновательной деятельности в избранном виде спорта;
– оцениванием и координированием навыками планирования и реализации тактики ведения соревновательной деятельности занимающегося;
– мониторингом и контролем физического, функционального и психического состояния занимающегося при подготовке и выступлениях на спортивных соревнованиях;
– моделированием соревновательной деятельности занимающегося с учетом технической, тактической, функциональной и психологической подготовленности по виду спорта, группе родственных спортивных дисциплин;
– проектированием системы целей, фазовой структуры соревнова-тельной деятельности занимающегося (предстартовая, собственно соревнование, фаза последействия) и действий занимающегося;
– общей стратегией подготовки занимающегося к соревнованиям;
– процессом выбора тактического варианта выступления занимаю-щегося в соревновании, адекватного цели выступления и возможностям предполагаемых соперников;
– методами формирования мотивированного на достижение спор-тивного результата поведения занимающегося, психолого-методической поддержки занимающегося в период соревнований;
– методикой применения средств и методов совершенствования физической, технико-тактической, психологической, функциональной подготовки спортсменов спортивной сборной команды и методами контроля за их развитием в соревновательном периоде подготовки;
– анализировать соответствующий целям обоснованный выбор тактического варианта выступления занимающегося на соревновании;
– формированием структуры технических действий занимающегося в зависимости от требований соревновательной деятельности;
– способностью анализа и разбора результатов выступлений занимающегося в соревнованиях, с учетом динамики спортивных достижений и результатов выступлений на официальных, международных соревнованиях;
– оперативностью коррекции тактических вариантов выступления спортивной сборной команды (индивидуальные и командные) на спортивных соревнованиях;
– средствами и методами подготовки к выступлениям на соревнованиях, обеспечивающих стабильность выступления занимающегося в официальных спортивных, международных соревнованиях по виду спорта, спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин;
– мотивированием занимающихся на достижение прироста спортивных результатов, на достижение результатов уровня спортивных сборных команд, на включение в состав спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, группе спортивных дисциплин;
УП: 49.04.01 19 СиСПС (28).plx
– контролем справедливости судейства, исполнения апелляционных процедур по виду спорта, группе спортивных дисциплин;
– практикой оптимального построения индивидуальной системы соревнований для подведения занимающегося к главным спортивным мероприятиям сезона и четырехлетия.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1 Теория спортивных состязаний и система спортивных соревнований спортивной деятельности спортсмена в избранном виде спорта, по родственным видам спорта, группе спортивных дисциплин /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.7Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5 Л3.6 Л3.7 Л3.8 Л3.9
2 Характеристика направленности, состав и требований соревновательной деятельно-сти спортсмена в избранном виде спорта /Лек/
1.1 Конкретизация понятий о спортивном соревновании и соревновательной деятельности спортсмена в избранном виде спорта, по родственным видам спорта, группе спортивных дисциплин /Пр/
Л1.1 Л1.4 Л1.6Л3.1 Л3.8
Э1 Э2
1.2 Структура соревновательной деятельности спортсмена /Пр/
2.1 Конкретная состязательная нацеленность и мотивация спортсмена /Пр/
Л1.4 Л1.7Л3.9 Л3.11 Л3.12
Э1
2.2 Проявление психических и физических качеств спортсмена в соревновательной деятельности /Пр/
2.3 Зависимость соревновательной деятельности спортсмена от режима и условий соревнований /Пр/
3.1 Гуманизация соревновательной деятельности юных спортсменов в избранном виде спорта /Пр/
3.2 Классификация соревнований в избранном виде спорта /Пр/
3.3 Система, структура спортивных официальных соревнований /Пр/
3.4 Индивидуальный план соревновательных выступлений /Пр/
3.5 Многолетняя динамика участия спортсменов в соревнованиях в избранном виде спорта /Пр/
4.1 Комплексный контроль технико-тактической подготовленности в избранном виде спорта /Пр/
4.2 Педагогический контроль за подготовленностью соревновательной деятельности в избранном виде спорта /Пр/
УП: 49.04.01 19 СиСПС (28).plx
4.3 Судейство соревнований /Пр/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
1 Конкретизация понятий о спортивном соревновании и соревновательной деятель-ности спортсмена в избранном виде спорта, группе спортивных дисциплин.
2 Структура соревновательной деятельности спортсмена в избранном виде спорта.
3 Конкретная состязательная нацеленность и мотивация спортсмена в избранном виде спорта, группе спортивных дисциплин.
4 Проявление психических и физических качеств спортсмена в соревновательной деятельности по виду спорта, группе спортивных дисциплин.
5 Зависимость соревновательной деятельности спортсмена в избранном виде спорта от режима и условий соревнований.
6 Основные показатели соревновательной деятельности в избранном виде спорта и их формулы для расчета.
7 Гуманизация соревновательной деятельности юных спортсменов группы спортив-ных дисциплин и в избранном виде спорта.
8 Классификация соревнований в избранном виде спорта.
9 Система, структура спортивных официальных соревнований в избранном виде спорта.
10 Индивидуальный план соревновательных выступлений по виду спорта.
11 Многолетняя динамика участия спортсмена в соревнованиях в избранном виде спорта.
12 Комплексный контроль технико-тактической подготовленности в избранном виде спорта.
13 Педагогический контроль за подготовленностью соревновательной деятельности в избранном виде спорта, группе спортивных дисциплин.
14 Судейство соревнований по видам спорта.
5.2. Темы письменных работ
1 Конкретизация понятий о спортивном соревновании и соревновательной деятельности спортсмена в избранном виде спорта, по виду спорта, группе спортивных дисциплин.
2 Структура соревновательной деятельности спортсмена в избранном виде спорта.
3 Конкретная состязательная нацеленность и мотивация спортсмена в избранном виде спорта, по родственным видам спорта, группе спортивных дисциплин.
4 Проявление психических и физических качеств спортсмена в соревновательной деятельности в избранном виде спорта, по родственным видам спорта, группе спортивных дисциплин.
5 Зависимость соревновательной деятельности спортсмена от режима и условий соревнований.
6 Гуманизация соревновательной деятельности юных спортсменов в избранном виде спорта, по родственным видам спорта, группе спортивных дисциплин.
7 Классификация соревнований в избранном виде спорта.
8 Система, структура спортивных официальных соревнований в избранном виде спорта.
9 Индивидуальный план соревновательных выступлений в избранном виде спорта.
10 Многолетняя динамика участия в соревнованиях спортсменов в избранном виде спорта.
11 Комплексный контроль технико-тактической подготовленности в избранном виде спорта, по родственным видам спорта, группе спортивных дисциплин.
12 Педагогический контроль за подготовленностью соревновательной деятельности в избранном виде спорта, по родственным видам спорта, группе спортивных дисциплин.
13 Судейство соревнований.
5.3. Фонд оценочных средств
1. Современная спортивная тренировка в спортивных видах борьбы должна строго сочетаться с особенностями:
*a. соревновательной деятельности единоборства
b. возраста занимающегося
c. опыта ведущих специалистов
d. уровня развития физических качеств
2. Модель технической подготовленности чемпиона в спортивных видах борьбы основывается на:
*a. требованиях соревновательной деятельности, ориентированной на сильнейших дзюдоистов
b. требованиях психологической подготовленности соответствующей возрасту зани-мающегося
c. основе личного опыта работы специалистов и тренеров
d. зависимости от уровня развития физических качеств спортсменов
3. В юношеском возрасте дзюдоистов наибольший вклад в спортивный результат вно-сят характеристики техники и тактики:
a. объёма технических действий в положении борьбы стоя
УП: 49.04.01 19 СиСПС (28).plx
*b. атаки и защиты в положении борьбы лёжа
c. атаки и защиты в борьбе стоя
d. комбинационности применения приёмов и тактики ведения схватки
4. Основные направления специальной тренировочной работы над техникой в дзюдо заключаются в повышении:
*a. надежности выполнения защитных действий в положении борьбы стоя и лёжа
b. надежности выполнения комбинаций и контратак в положении борьбе стоя и лежа
c. тренировочной нагрузки
d. методической грамотности в построении специальной работы по развитию физических качеств
5. На этапе максимальной реализации максимальных возможностей основной тенденцией совершенствования мастерства заключается в повышении:
a. технической подготовленности
b. физической подготовленности
c. напряжённостью тренировочной работы и степенью её концентрации во время тренировки
*d. тактической подготовленности
6. На этапе максимальной реализации максимальных возможностей основной тенденцией совершенствования мастерства в спортивных видах борьбы заключается в формировании:
a. новых приёмов и расширения объёма техники
*b. подготовительных действий проведения приёма
c. навыков регуляции психических состояний
d. тактики ведения схватки
Аудиторная самостоятельная работа по теме Комплексный контроль технико-тактической подготовленности в избранном виде спорта
Внеаудиторная самостоятельная работа
Доклад по теме: 1.1 Конкретизация понятий о спортивном соревновании и соревновательной деятельности спортсмена
Составление схемы 1.2 Структура соревновательной деятельности спортсмена
Презентация по теме: 2.1 Конкретная состязательная нацеленность и мотивация спортсмена
Эссе по теме 2.2 Проявление психических и физических качеств спортсмена в соревновательной деятельности
Доклад-сообщение по теме: 2.3 Зависимость соревновательной деятельности спортсмена от режима и условий соревнований
Доклад-сообщение по теме: 3.1 Гуманизация соревновательной деятельности юных спортсменов в избранном виде спорта, по виду спорта, группе спортивных дисциплин
Доклад по теме: 3.3 Система, структура спортивных официальных соревнований в избранном виде спорта
Составление индивидуального плана подготовки на год по теме: 3.4 Индивидуальный план соревновательных выступлений спортсмена в избранном виде спорта
Доклад-сообщение по теме:: 3.5 Многолетняя динамика участия в соревнованиях спортсмена в избранном виде спорта
Деловая игра по теме: 4.1 Комплексный контроль технико-тактической подготовленности спортсмена в избранном виде спорта
Презентация по теме 4.2 Педагогический контроль за подготовленностью соревновательной деятельности спортсмена в избранном виде спорта, по виду спорта, группе спортивных дисциплин
ПОПС-формула. Закрепление материала по теме «Комплексный контроль технико-тактической подготовленности в избранном виде спорта» с применение активного метода ПОПС-формулы:
П - позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, выступает на уроке с речью: «Я считаю, что не надо изучать комплексный контроль технико-тактической подготовленности в избранном виде спорта, посмотрев выступление спортсмена на соревнованиях можно выявить недостатки в технике и тактике спортсмена»);
О - обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказы-вает).
П - пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами).
С - следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы).
Формула применяется для опроса по теме, при закреплении изученного материала, проверке домашнего задания, проективные техники, «Один – вдвоем – все вместе», «Смени позицию», «Дискус-сия, дебаты.
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Состязание как основа специфики спорта.Типология спортивных состязаний: лекция для слушателей ВШТ
Спортивные соревнования на селе
М.: Физкультура и спорт, 1971
Роль соревнований в системе подготовки спортсмена. Оптимизация построения системы спортивных состязаний: лекция для студентов РГАФК
УП: 49.04.01 19 СиСПС (28).plx
Управление системой спортивного соревнования: автореф. дис. в виде монографии на соиск. ученой степ. д-ра пед. наук
Сборник правил соревнований по народным видам спорта
Семейные спортивные соревнования в ДОУ
Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов
Теория и методика физической культуры и спорта: учебник
6.1.3. Методические разработки
Управление системой спортивного соревнования: монография
Тест комплексной индивидуальной оценки подготовленности кикбоксеров: учеб. пособие
Челябинск: УралГАФК, 2003
Спортивные соревнования как фактор привлечения к занятиям спортом людей различного возраста: автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук
Спортивный арбитр: учеб. пособие
Платонов В.Ф., Келлер В.С.
Соревновательная деятельность в спорте: лекция по курсу "Теория спорта"
Еганов А.В., Панарин Ю.А.
Тактика соревновательной деятельности в дзюдо: учеб. пособие
Челябинск: УралГУФК, 2006
Оценка комплексной подготовленности спортсменов тхенквондо
Челябинск: УралГУФК, 2008
Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник для тренеров: в 2 кн.
Основы теории спортивных соревнований в системе наук о спорте
"Открытые" спортивные соревнования
Спортивные соревнования для детей и взрослых
Рекламирование при подготовке и проведении соревнований
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Электронный каталог библиотеки УралГУФК
Сайт научно-теоретического журнала «Теория и практика физической культуры».
Базы данных авторефератов защищенных диссертаций по ФКиС
6.3.1 Перечень программного обеспечения
7.1 Еганов, А.В. Теория и методика спортивной тренировки дзюдоистов / А. В. Еганов : монография. – М. : Теория и практика физической культуры, 2014. – 212 с.
7.2 Зуев, В.Н. Спортивный арбитр / В.Н. Зуев. – Тюмень : Изд-во Вектор Бук, 1998. – 149 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.studmed.ru/zuev-v-n-sportivnyy-arbitr_d3d41be1e52.html (дата обращения 09.09.2019).
7.3 Красников, А.А. Основы теории спортивных соревнований / А.А. Красников. – М. : Физическая культура, 2005. –160 с.
7.4 Матвеев, Л.П. Соревновательная деятельность спортсмена и система спортивных соревнований / Л.П. Матвеев, : учеб. пособие. – М. : РГАФК, 1996. – 48 с.
7.5 Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Педагогиче-ское образование" / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 15-е изд., стер. – М. : Академия, 2018. – 494 с.
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7.1 Примерные программы дисциплин [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www.fgosvpo.ru/index.php?r=ppd/index&menu_id=11&parent=11
7.2 СДМ.03. Спорт высших достижений: научно-методические и организационные основы подготовки сборных команд [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.sibsport.ru/www/sibsport.nsf/eb11146099e658b846256e55002012c5/142f802c23ff845fc6257633001ae250?OpenDocument
7.3 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки 49.04.03 Спорт. Утвержден Министерства образования и науки РФ, приказом № 947, от 19 сентября 2017 г.
УП: 49.04.01 19 СиСПС (28).plx
7.4 Об утверждении профессионального стандарта "Тренер" : Приказ Минтруда России от 28.03.2019 N 191н (Зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2019 N 54519) [Электрон-ный ресурс]. – Режим доступа https://samgtu.ru/uploads/documents /professionalstandarts/17.pdf (дата обращения 07.05.2019).
7.4 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
7.1 Базы данных авторефератов защищенных диссертаций по ФКиС . – [Электронный ресурс] : Режим доступа http://badehaus.ru/DocQuery.idc?DocQuerID=NULL&DocTypID =4&QF=&St=1421&Pg=20&Cd=aglcvszfcs&Tr=0&On=0&DocQuerItmID=
7.2 EBSCO – универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний. – [Электронный ресурс] : Режим доступа – http://search.epnet.com
7.3 Электронный каталог библиотеки УралГУФК. – [Электронный ресурс] : Режим доступа http://www.elibrary.uralgufk.ac.ru
7.4 Сайт научно-теоретического журнала «Теория и практика физической культуры». – [Электронный ресурс] : Режим доступа http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/
7.5 AUS Youth Olympic Champions. – [Электронный ресурс] : Режим доступа http://corporate.olympics.com.au/olympian-search/aus-youth-olympic-champions
7.6 Youth Olympic Games. – [Электронный ресурс] : Режим доступа http://corporate.olympics.com.au/games
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
При реализации программы магистратуры по дисциплине «Теория спортивных состязаний и система спортивных соревнований» в сетевой форме требования к реализации программы магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, п участвующими в реализации програм-мы магистратуры.
Специальные помещения представляют собой аудитории для проведения лекций, занятий типа, курсового проектирования, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы. Эти помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения.
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным рабочим учебным программам дисциплин. Имеется легкоатлетический манеж, спортивные залы по гимнастике, спортивным играм, борьбе, спортивные сооружения для проведения занятий отвечающие действующим санитарным нормам. Использу¬ется аудитории, оснащены следующим оборудованием: аудитория, для возможности проведения мультимедийных лекций и других форм учебных занятий, плеер DVD BBK, проектор BenQ MP 610, экран, а также DVD-проигрывателем для демонстрации учебных фильмов и для представления презентаций. При использовании электронных изданий вуз обеспечивает каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объёмом изучаемой дисциплины. Обеспечен доступ одновременной работы в сети Интернет, с пропускной способностью не менее одной учебной группы обучающихся.
Среднегодовое число публикаций научно-педагогических работников УралГУФК за период реализации программы магистратуры в расчете на 100 научно-педагогических работ-ников составляет не менее 2 в журналах, индексируемых в базах данных по реестру ВАКа МОиН РФ, SCOPUS и не менее 20 в журналах, индексируемых в Российском индексе науч-ного цитирования. Помещения представляют собой аудитории для проведения учебных за-нятий, предусмотренных программой магистратуры, оснащенные оборудованием и техниче-скими средствами обучения.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной тех-никой с возможностью подключения к сети "Интернет" и с обеспечением доступа в элек-тронную информационно-образовательную среду Организации. Электронно-библиотечные системы библиотеки обеспечивает одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе. Учебный процесс обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения и ежегодно обновляется.
УралГУФК обеспечен необходимым комплектом лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе, отечественного производства. Состав определяется в рабочих программах дисциплин и при необходимости обновляется.
При использовании в образовательном процессе печатных изданий библиотечный фонд УралГУФК укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину.
УП: 49.04.01 19 СиСПС (28).plx
Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 эк-земпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин, практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучаю-щихся. Обучающимся обеспечен доступом, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин и постоянно обновляется. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечены печатными и электронными образовательными.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В преподавании дисциплины используется:
– цикл лекций, связанных с будущей профессиональной деятельностью магистранта;
– применение разнообразных форм учебных занятий (лекции, практические занятия) с применением интерактивных методов обучения: деловые игры, дискуссии, интерактивные лекции и Мини-лекции, беседы-дискуссии, интерактивные задания, ПОПС-формула, интер-активные ролевые игры, «Мозговой штурм», интернет ресурсы, использование общественных ресурсов;
– имеется необходимое учебно-методическое обеспечение занятий (раздаточный и наглядный материал, в том числе, для проведения индивидуальной и групповой работы;
– разработаны задания для самостоятельной работы, включающие темы рефератов и примерные вопросы для сдачи зачёта;
В преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: проблемное обучение, формы работы сотрудничество, актуализации мотивационной образовательной среды, рейтинговая и бальная система.
В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах составляет не менее 32% аудиторных занятий.
В самостоятельную работу входит изучение и реферирование основной и дополни-тельной литературы.
Учет успеваемости ведется в форме текущих оценок, полученных на занятиях по пройденной теме. За невыполненную учебную программу магистранты не допускаются к семестровому экзамену. Выполнение требований текущего контроля является основанием для допуска к зачёту.