2020-2021_49_04_01 19 СиСПС (12)_plx_Научно-методические основы планирования и построения подготовки спортсменов_Спорт и система подготовки спортсменов
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Теории и методики конькобежного спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Научно-методические основы планирования и построения подготовки спортсменов
______________ 2020 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.04.01 19 СиСПС (12).plx

49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Спорт и система подготовки спортсменов"

А. В. Окишор
магистр
Квалификация
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
77,75
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
9 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
26
26
26
26
Контактные часы на аттестацию
0,25
0,25
0,25
0,25
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
30
30
30
30
Кoнтактная рабoта
30,25
30,25
30,25
30,25
Сам. работа
77,75
77,75
77,75
77,75
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.04.01 19 СиСПС (12).plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кпн, зав.кафедрой, И. Н. Орешкина _________________
 
кпн, руководитель ООП, И. Н. Алешин _________________
Рецензент(ы):
 
Научно-методические основы планирования и построения подготовки спортсменов
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 944)
 
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Спорт и система подготовки спортсменов"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
 
Протокол от __ __________ 2020 г.  №  __  

Срок действия программы: 2019-2021 уч.г.

Зав. кафедрой И. Н. Орешкина

Теории и методики конькобежного спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.04.01 19 СиСПС (12).plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой И. Н. Орешкина

Теории и методики конькобежного спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой И. Н. Орешкина

Теории и методики конькобежного спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой И. Н. Орешкина

Теории и методики конькобежного спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2022 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой И. Н. Орешкина

Теории и методики конькобежного спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.04.01 19 СиСПС (12).plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цель - освоение научно-методических основ периодизации тренировочного процесса спортсменов высших квалификаций на основе формирования профессиональных компетенций
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.04
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методологии и технологии прогнозирования спортивных достижений
2.1.2
Теория спортивного состязания и система спортивных соревнований
2.1.3
Моделирование в спорте
2.1.4
Производственная практика 1 "профессионально-ориентированная"
2.1.5
Профессионально-педагогическое мастерство специалиста физической культуры и спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Производственная практика "преддипломная"
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-3: Способен прогнозировать, планировать и проектировать развитие системы подготовки спортивного резерва по виду спорта
 
Знать:
 
Уровень 1
перечисляет основы содержания и особенностей  традиционного и блокового планирования
 
Уровень 2
описывает  содержание и особенности  традиционного и блокового планирования в ИВС
 
Уровень 3
объясняет содержание и особенности  традиционного и блокового планирования в различных видах спорта
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
сотавляеть планы подготовки спортсменов по виду спорта (традиционное и блоковое планирование)
 
Уровень 2
составлять  планы подготовки спортсменов по виду спорта (традиционное и блоковое планирование) и анализировать их
 
Уровень 3
составлять и корректировать планы подготовки спортсменов по виду спорта (традиционное и блоковое планирование) исходя из уровня подготовленности спортсменов и их особенностей
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
составления планов традиционной периодизации в ИВС
 
Уровень 2
составления планов традиционного и блокового процесса подготовки спортсменов в ИВС
 
Уровень 3
составления в совершенстве планов традиционного и блокового процесса подготовки спортсменов с учетом особенностей других видов спорта
 
 
 
ПК-6: Способен разрабатывать и использовать программы, планы подготовки, рекомендации и предложения по совершенствованию научно-методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва по виду спорта
 
Знать:
 
Уровень 1
содержание научно-методического обеспечения традиционной  системы подготовки спортивного резерва в избранном виде спорта
 
Уровень 2
содержание научно-методического обеспечения традиционной и блоковой системы подготовки спортивного резерва  в избранном виде спорта
 
Уровень 3
содержание научно-методического обеспечения традиционной и блоковой системы подготовки спортивного резерва в различных видах спорта
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
разрабатывать  рекомендации и предложения по совершенствованию научно-методического обеспечения традиционной системы подготовки спортивного резерва в избранном виде спорта
 
Уровень 2
разрабатывать  рекомендации и предложения по совершенствованию научно-методического обеспечения традиционной и блоковой системы подготовки спортивного резерва в избранном виде спорта
 
Уровень 3
совершенствать традиционную и блоковую системы подготовки спортивного резерва на основе других видов спорта
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
разработки традиционного планирования, рекомендаций и предложений по совершенствованию научно-методического обеспечения  в избранном виде спорта
 
Уровень 2
разработки традиционного и блокового планирования,  рекомендаций и предложений по совершенствованию научно-методического обеспечения  в избранном виде спорта
 
стр. 5
УП: 49.04.01 19 СиСПС (12).plx
 
 
Уровень 3
совершенствования  системы традиционного и блокового планирования,  рекомендаций и предложений по совершенствованию научно-методического обеспечения  на основе других видов спорта
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
ИПК-3.1 цель, задачи, виды, методы, содержание прогнозирования и моделирования в спорте; проектирования в сфере ФКиС; содержание и особенности планирования и проектирования, стратегические направления развития системы подготовки спортивного резерва по виду спорта
3.1.2
ИПК-6.1 содержание Федеральных стандартов по виду спорта; содержание и требования по разработке программ и планов подготовки; содержание научно-методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва по виду спорта; факторы, отрицательно воздействующие на качество подготовки спортивного резерва, и пути их устранения; приоритетные направления по совершенствованию научно-методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва по виду спорта
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
ИПК-3.2 составлять кратко-, средне-, долгосрочные прогнозы в спортивной деятельности; разрабатывать проекты развития системы подготовки спортивного резерва; разрабатывать различные модели (модель спортсмена и сторон его подготовленности, модель процесса)
3.2.2
ИПК-6.2 выявлять положительные и отрицательные, слабые стороны процесса спортивной тренировки; разрабатывать программы, планы погдготовки спортивного резерва по виду спорта; разрабатывать рекомендации и предложения по совершенствованию научно-методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва по виду спорта
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
ИПК-3.3 планирования и проектирования системы подготовки спортивного резерва в микро-, мезо- и макроциклах; составления кратко-, средне-,долгосрочных прогнозов в спортивной деятельности; в разработке проектов развития системы подготовки спортивного резерва; в построении и разработке различных моделей (моделей спортмена и сторон его поготовленности, модель процесса)
3.3.2
ИПК-6.3 в разработке программ, планов подготовки спортивного резерва по виду спорта; по организации и проведению научных исследований для совершенствования системы подготовки спортивного резерва по виду спорта; в разработке рекомендаций и предложений по совершенствованию научно-методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва по виду спорта
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Планирование и построение подготовки спортсменов

 
1.1
Структура тренировочного процесса в различных циклах подготовки спортсменов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ПК-3
4
0
 
1.2
Периодизация тренировочного процесса /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ПК-3
4
0
 
1.3
Традиционная теория спортивной тренировки /Пр/
Л1.2Л3.1

Э1 Э3

6
ПК-3 ПК-6
4
4
 
1.4
Традиционная теория спортивной тренировки /Ср/
Л1.2Л3.1

25
ПК-3 ПК-6
4
0
 
1.5
Блоковое построение тренировки как альтернатива традиционной теогрии /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

10
ПК-3 ПК-6
4
4
 
1.6
Блоковое построение тренировки как альтернатива традиционной теогрии /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

25
ПК-3 ПК-6
4
0
 
1.7
Реализация многоцелевой блоковой модели тренировки в различных видах спорта /Пр/
Л2.2Л3.1

10
ПК-3 ПК-6
4
4
 
1.8
Реализация многоцелевой блоковой модели тренировки в различных видах спорта /Ср/
Л2.2Л3.1

27,75
ПК-3 ПК-6
4
0
 
1.9
Прием зачета /КАтЗ/

0,25
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
стр. 6
УП: 49.04.01 19 СиСПС (12).plx
 
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1 Планирование подготовки спортсменов в микроциклах

2 Планирование подготовки спортсменов в мезоциклах

3 Планирование подготовки спортсменов в макроциклах

4 Спортивная форма, закономерности ее развития

5 Основы периодизации тренировочного процесса в ИВС

6 Традиционная теория спортивной тренировки

7 Замечания в адрес традиционной теории спортивной тренировки

8 Модель тренировки концентрированного однонаправленного воздействия

9 Многоцелевая модель блоковой периодизации

10 Реализация многоцелевой блоковой модели тренировки в индивидуальных видах спорта на выносливость

11 Реализация многоцелевой блоковой модели тренировки в спортивных видах

12 Реализация многоцелевой блоковой модели тренировки у спортсменов, тренирующих максимальную силу и мощность

13 Поляризованная тренировка

14 Реализация программ высокоинтенсивной интервальной тренировки

15 Научные основы и планирования подготовки спортменов

 
5.2. Темы письменных работ
Темы рефератов:

1 Основные аспекты периодизации тренировочного процесса конькобежцев

2 Исторические очерки и современное состояние традиционной теории спортивной тренировки

3 Блоковое построение тренировки как альтернатива традиционной теории

4 Многоцелевая блоковая модель тренировк в различных видах спорта

5 Многоцелевая блоковая модель тренировки в индивидуальных видах спорта на выносливость

6 Многоцелевая блоковая модель тренировки в спортивных видах

7 Современные оригинальные подходы к планированию и построению подготовки спортсменов

8 Реализация многоцелевой блоковой модели тренировки у спортсменов, тренирующих максимальную силу и мощность

Интерактивные занятия:

1 Куйс "Годовое планирование"

2 Кейс "Планирование в малых и средних циклах"

3 Дискуссия "Блоковая периодизация"

4 Работа в группах "Схема блоковой периодизации"

 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
1 План на микроцикл в ИВС

2 План на мезоцикл в ИВС

3 План на макроцикл в ИВС

4 Блоковое построение тренировки в ИВС

5 Индивидуальный план спортсмена в ИВС

5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Иссурин В.Б.
Подготовка спортсменов 21 века: научные основы и построение тренировки
М.: Спорт, 2016
 
Л1.2
Матвеев Л.П.
Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учбник для вузов физической культуры и спорта
М. : Спорт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Бондарчук А.П.
Периодизация спортивной тренировки
Киев: Олимпийская лит., 2005
 
Л2.2
Иссурин В.Б.
Блоковая периодизация спортивной тренировки: монография
М.: Сов. спорт, 2010
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Орешкина И.Н.
Научно-методические основы планирования и построения подготовки спортсменов: учеб. пособие
Челябинск: УралГУФК, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
О периодизации Л. П. Матвеева
 
Э2
О блоковой периодизации В. Б. Иссурина
 
Э3
Планирование тренировочного процесса по В. Н. Силуянову
 
стр. 7
УП: 49.04.01 19 СиСПС (12).plx
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Ubuntu - операционная система, свободно распростаняемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
6.3.1.2
Libre Оffice - кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространенный по лицензии обеспечения GNU/Linux.
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронный каталог библиотеки УралГУФК - http://www.elibrari.uralgufk.ac.ru
6.3.2.2
Справочная правовая система "Консультант плюс" - http://www.consultant.ru
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Доска классная -1;проектор BenQ -1; экран -1; радиостанция MIDLAND в комплекте - 1;  компьютер AMD-1800 ATHLON -1; системный блок "Квант" AMD X2 5200+монитор Samsung; Акустическая система (колонки) -1; видеокамера samsung vp -1; лесница координационная 8 м -2; лесница скоростная тренировочная SPEEDY LADDER -2; стол овальный - 1; стол офисный для компьютера - 1; шкаф - 2; шкаф гардеробный -1; шкаф стеклянный -1; стул п/мягкий -14.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Реализация в образовательном процессе рабочей программы по дисциплине предусматривает использование активных форм проведения занятий на основе компетентностного подхода. Практические занятия должны быть ориентированы на современные образовательные технологии. Данная дисциплина осуществляется в форме лекционных и практических занятий, а также самостоятельной работы студентов.

Программа предусматривает по различным разделам выполнение студентами определенных заданий самостоятельно. Индивидуальная работа организуется и проводится преподавателем со студентами во внеучебное время и включает проверку, контроль и посещение знаний, полученных студентами в самостоятельной работе.

Учет успеваемости студентов ведется в форме текущих зачетов по пройденным темам, предусмотренные учебным планом. Одним из основных условий реализации ОПП является применение балльно-рейтинговой системы, утвержденной в университете. В соответствии с этим, зачет выставляется студенту при выполнении им установленных программой требований по балльно-рейтинговой системе.

В итоге обучения студенты должны иметь глубокие знания в области планирования тренировочного процесса спортсменов, а также владеть профессионально-педагогическими навыками, необходимыми в практической работе тренера.