2020-2021_49_03_01 17 ФОТ_plx_Культурология
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Социально-гуманитарных наук
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Культурология
______________ 2017 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 17 ФОТ.plx

Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль: "Физкультурно-оздоровительные технологии"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
75,75
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
15 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Контактные часы на аттестацию
0,25
0,25
0,25
0,25
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32,25
32,25
32,25
32,25
Сам. работа
75,75
75,75
75,75
75,75
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., Доцент, И. В. Сибиряков; _________________
 
к.п.н., Руководитель ООП, Р. Х. Аминов _________________
Рецензент(ы):
 
Культурология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 935)
 
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль: "Физкультурно-оздоровительные технологии"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 31.08.2017 протокол № 1.
 
Протокол от __ __________ 2017 г.  №  __  

Срок действия программы: 2017-2021 уч.г.

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2020 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2019 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2018 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2018 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Целью изучения дисциплины «Культурология» является формирование у студентов развёрнутого представления о сущности, строении, типах культуры, закономерностях функционирования и исторического развития мировой и русской культуры, развитие навыков, необходимых для ориентации в мире духовной культуры, формирование общей культуры и духовно-нравственное развитие личности. Воспитание толерантного отношения к представителям других социальных, этнических и конфессиональных групп.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Русский язык и культура речи
2.1.2
История
2.1.3
История физической культуры
2.1.4
Политология-социология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы антидопингового обеспечения
2.2.2
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК-2:      способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции 
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает основные этапы культурно-исторического развития общества; имеет представление об основных теоретических подходах в изучении культуры
 
Уровень 2
Знает основные этапы и закономерности культурно-исторического развития общества; основные социокультурные процессы, выступающие объектом изучения культурологии
 
Уровень 3
Знает основные этапы и понимает закономерности культурно-исторического развития общества, анализирует особенности развития социокультурных процессов, выступающих объектом изучения курса культурологии; знает методы систематизации и обобщения различных теоретических подходов в изучении культуры
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет ориентироваться в мировом культурно-историческом процессе и многообразии культурных явлений
 
Уровень 2
Умеет анализировать основные этапы и закономерности культурно-исторического развития общества
 
Уровень 3
Умеет анализировать основные этапы и закономерности культурно-исторического развития общества; применять методы систематизации и обобщения различных теоретических подходов в изучении культуры
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет навыками анализа культурных явлений
 
Уровень 2
Владеет навыками самостоятельного анализа культурных явлений, навыками формирования гражданской позиции
 
Уровень 3
Владеет методами систематизации и обобщения различных теоретических подходов в изучении культуры; самостоятельно анализирует различные культурные явления и процессы; имеет сформированную гражданскую позицию 
 
 
 
ОК-6:      способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия 
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает и перечисляет важнейшие отрасли и этапы развития социально-гуманитарного знания; место  культурологии в системе наук о человеке; этические и социальные нормы, регулирующие отношения человека и общества
 
Уровень 2
Определяет и излагает способы приобретения социального опыта, базисных ценностей культуры
 
Уровень 3
Формулирует и систематизирует способы приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры; знает историко-культурологический контекст достижений культуры
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет вести толерантный диалог;  уважительно и бережно относится к историко-культурному наследию
 
Уровень 2
Применяет способы взаимодействия  в ситуациях профессионального и межкультурного общения; классифицирует историко-культурное наследие
 
стр. 5
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
Уровень 3
Ведёт диалог и дискуссию  в ситуациях профессионального и межкультурного общения;

оценивать достижения культуры на основе знания историко-культурологического контекста, выявляет и анализирует историко-культурное наследие

 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет различными средствами межкультурной коммуникации в коллективе,  толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
 
Уровень 2
Владеет и систематизирует различные средства межкультурной коммуникации в различных сферах деятельности
 
Уровень 3
Владеет и применяет способы установления и поддержания взаимодействия с субъектами деятельности в коллективе
 
 
 
ОК-7:      способностью к самоорганизации и самообразованию 
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает понятия «самообразование» и «саморазвитие»; формы самостоятельной работы по изучению первоисточников по культурологии
 
Уровень 2
Знает различные формы самостоятельной учебно-познавательной деятельности в области  культурологии, по подбору учебного материала, в том числе из интернета
 
Уровень 3
Самостоятельно определяет,  различает формы учебно-познавательной работы в области  культурологии; методы подбора учебного материала, поиска и работы с культурологическими первоисточниками
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет использовать методы, приемы и технологии  самоорганизации, самообразования и самоуправления в учебном процессе
 
Уровень 2
Использует культурологические методы и формы самоорганизации, самообразования и самоуправления в учебном процессе для  повышения мастерства в сфере физической культуры
 
Уровень 3
Анализирует, дифференциирует и применяет культурологические методы и формы самоорганизации, самообразования и самоуправления в учебном процессе; повышает квалификацию и мастерство в сфере физической культуры
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет навыками организации собственной деятельности в учебном процессе
 
Уровень 2
Владеет навыками самостоятельной работы по изучению культурологии
 
Уровень 3
Самостоятельно изучает культурологию, способен к культурному и физическому самосовершенствованию на основе научного представления о здоровом образе жизни
 
 
 
ПК-9: способностью формировать мотивацию к занятиям избранным видом спорта, воспитывать у обучающихся моральные принципы честной спортивной конкуренции
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает основные моральные нормы и принципы честной конкуренции
 
Уровень 2
Знает способы взаимодействия в коллективе; понимает социальную и личностную значимость избранного вида деятельности
 
Уровень 3
Знает условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, объективные связи обучения, воспитания и развития личности
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет строить свою социальную и профессиональную деятельность согласно основным моральным нормам и принципам честной конкуренции
 
Уровень 2
Умеет аргументировать социальную и личностную значимость своей профессиональной деятельности
 
Уровень 3
Умеет использовать полученные знания в профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет навыками организации своей деятельности согласно основным моральным нормам и принципам честной конкуренции
 
Уровень 2
Владеет навыками анализа собственной личности и окружающей среды
 
Уровень 3
Владеет навыками анализа собственной профессиональной деятельности и внесения в неё необходимых корректировок
 
 
 
ПК-28: способностью выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта 
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает основные источники информации в сфере своей профессиональной деятельности
 
Уровень 2
Знает методы и средства обработки информации в сфере своей профессиональной деятельности
 
Уровень 3
Знает актуальные вопросы в сфере своей профессиональной деятельности
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет находить необходимую информацию в различных источниках
 
стр. 6
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
Уровень 2
Умеет критически оценивать различную информацию
 
Уровень 3
Умеет применять полученную информацию в сфере своей профессиональной деятельности 
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет навыками получения информации из различных источников
 
Уровень 2
Владеет приёмами аналитической деятельности
 
Уровень 3
Владеет навыками рационального использования информации
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
– основные этапы и закономерности культурно-исторического развития общества, особенности развития социокультурных процессов, выступающих объектом изучения курса культурологии;
3.1.2
– важнейшие отрасли и этапы развития социально-гуманитарного знания, место  культурологии в системе наук о человеке; этические и социальные нормы, регулирующие отношения человека и общества; способы приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;
3.1.3
– понятия «самообразование» и «саморазвитие»; различные формы самостоятельной учебно-познавательной деятельности в области культурологии, методы организации самостоятельного усвоения учебного материала;
3.1.4
- условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; общие закономерности, объективные связи обучения, воспитания и развития личности; способы взаимодействия в коллективе; основные моральные нормы и принципы честной конкуренции; социальную и личностную значимость избранного вида деятельности;
3.1.5
- методы и средства сбора информации, а также основные источники информации, основные актуальные вопросы в сфере своей профессиональной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
– анализировать основные этапы и закономерности культурно-исторического развития общества,ориентироваться в многообразии культурных явлений;
3.2.2
– вести толерантный диалог, дискуссию  в ситуациях профессионального и межкультурного общения; оценивать достижения культуры на основе знания историко-культурологического контекста, уважительно и бережно относиться к историко-культурному наследию;
3.2.3
– использовать методы и формы самоорганизации, самообразования и самоуправления в учебном процессе, повышать квалификацию и мастерство в сфере физической культуры;
3.2.4
- использовать полученные знания в профессиональной деятельности для воспитания патриотизма, формирования здорового образа жизни; аргументировать социальную и личностную значимость своей профессиональной деятельности;
3.2.5
- анализировать и критически оценивать различную информацию в сфере своей профессиональной деятельности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
– навыками самостоятельного анализа культурных явлений, навыками формирования гражданской позиции; методами систематизации и обобщения различных теоретических подходов в изучении культуры;
3.3.2
– различными средствами межкультурной коммуникации в различных сферах деятельности; способами установления и поддержания взаимодействия с субъектами деятельности в коллективе;
3.3.3
– навыками самостоятельной работы по изучению культурологии, способностью к культурному и физическому самосовершенствованию на основе научного представления о здоровом образе жизни;
3.3.4
- навыками анализа собственной профессиональной деятельности;
3.3.5
- навыками получения, первичной обработки и рационального использования информации из различных источников.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 1 Теория культуры

 
1.1
1.1 Предмет и методы культурологии. Сущность и функции культуры. Динамика культурно-исторического процесса. Массовое общество и культура /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
ОК-6 ОК-7 ОК-2
3
0
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы.

Понятие «культура» и смежные культурологические категории. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Культура и ... (природа, личность, общество, цивилизация, глобальные проблемы современности). Инкультурация и социализация. Основные функции культуры

Социокультурный процесс. Устойчивое и изменчивое в культуре. Культурная традиция, ее роль в обществе. Механизмы культурных изменений. Саморазвитие культуры. Межкультурное взаимодействие и межкультурный контакт. Заимствование. Аккультурация. Ассимиляция. Понятие «субкультура» и «контркультура»

 
стр. 7
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
1.2
1.1 Предмет и методы культурологии. Сущность и функции культуры. Динамика культурно-исторического процесса. Массовое общество и культура /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

6
ОК-6 ОК-7 ОК-2
3
0
Работа с терминологией: оформление глоссария
 
 
Раздел 2. 2 История культуры

 
2.1
2.1 Становление культуры. (Первобытная культура) /Лек/
Л1.1 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
ОК-6 ОК-7 ОК-2
3
0
Периодизация первобытной культуры. Возникновение культуры в период позднего палеолита. Основные черты архаичной культуры. Магическое сознание. Тотемизм. Интегративная роль тотема. Анимизм. «Табу» и его роль в первобытном обществе. Миф и мифология. Синкретизм первобытного искусства. Натуралистическая живопись и скульптура: «палеолитические Венеры», пещерная живопись. Искусство палеолита, мезолита, неолита. Музыкальное начало в архаичной культуре. Архитектурные формы первобытной эпохи: поселения, погребения, мегалиты.
 
2.2
2.1 Становление культуры. (Первобытная культура) /Ср/
Л1.1 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

8
ОК-6 ОК-7 ОК-2
3
0
Работа с терминологией: оформление глоссария. Просмотреть документальный фильм «Первобытная культура. Культура древних цивилизаций» и написать отзыв.
 
2.3
2.2 Культуры Древнего мира /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
ОК-6 ОК-7 ОК-2
3
0
1. Условия возникновения и основные очаги ранних цивилизаций: Месопотамия, Древний Египет, Хараппа, Древний Китай. Великие  реки – «воспитатели человечества». Культурные «скрепы» цивилизации: город, архитектура, внешняя торгово-политическая активность. Письменность, историография и др. Социальная дифференциация цивилизационных обществ. Образность первобытного и понятийность цивилизованного мышления.

2. Особенности культуры ранних цивилизаций (по выбору): система высших ценностей и смыслов, знания и представления о мире, обществе и человеке, специфика культуры человеческих отношений и материальной культуры.

3. Доклады и презентации по теме «Культура Древнего Египта».

4. Доклады и презентации по теме «Культура Древнего Китая».

5.  Доклады и презентации по теме «Культура Древней Индии».

6. Обсуждение документального фильма «Первобытная культура. Культура древних цивилизаций».

 
2.4
2.2 Культуры Древнего мира /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

6
ОК-6 ОК-7 ОК-2
3
0
Работа с терминологией: оформление глоссария.

Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия. 

 
2.5
2.3 Особенности античной культуры /Лек/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
ОК-6 ОК-7 ОК-2
3
0
Хронологические рамки и географическое пространство, периодизация античной культуры. Экономика полиса. Социальные ориентации античной личности. Политическое искусство. Доверие к разуму. Состязательность. Система образования и воспитания: греческая «пайдейя». Древнегреческая мифология.  Религия. Отношение богов к человеку и природе. Наука и искусство. Зарождение философии. Достижения в области математики, астрономии, истории, медицины.  Архитектура. Скульптура. Литература. Театр. Специфика культуры Древнего Рима. Государственность культуры. Наука. Иск-во. Влияние антич. культуры на мировое культурное развитие.
 
2.6
2.3 Особенности античной культуры /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
ОК-6 ОК-7 ОК-2
3
0
1. Античность как основа европейской цивилизации. Античная культура и мировая и европейская культурная традиции. Общая характеристика и основные этапы.

2. Античность как историко-культурный феномен. Человек и мир в культуре античности. (Мировосприятие человека в античном обществе).

3. Этапы становления и развития культуры античности.

4. Античный полис.

5. Античная мифология и ее специфика.

6. Наука и философия в системе античного знания.

7. Фатализм и героизм в античной культуре. Греческое и римское чувство жизни и красоты.

Архитектура Античности.

 
2.7
2.3 Особенности античной культуры /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

6
ОК-6 ОК-7 ОК-2
3
0
Работа с терминологией: оформление глоссария.

Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия. 

 
2.8
2.4 Европейская культура средних веков /Лек/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
ОК-6 ОК-7 ОК-2
3
0
Средневековая европейская культура: хронология и периодизация; феодализм как экономическая основа; религиозность как доминанта духовной жизни. Церковь как основной институт культуры. Нравственный идеал СВ и его сословные модификации. Традиционализм культуры. Символизм. Каноничность. Картина мира СВ человека. Система образования и наука. Теология и схоластика. Роль университетов в СВ культуре. Художественная культура. Зарождение городской культуры. Основные черты культуры Византии.
 
2.9
2.4 Европейская культура средних веков /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
ОК-6 ОК-7 ОК-2
3
0
1. Истоки средневековой западноевропейской культуры. Религиозная культура и институты. Ключевые идеи христианского мировоззрения. Средневековые ереси как опыт свободомыслия.   

2. Государство в Средневековье. Феодализм как форма социально-экономического бытия средневековой культуры.

3. Художественная культура. Романский и готический стили как два образа мира.

4. Рыцарская культура. Идеал рыцарства и культ Прекрасной Дамы. Куртуазность как стиль жизни. Рыцарский средневековый роман; поэзия вагантов, трубадуров, миннезингеров.

5. Церковная, светская и народная культура. Смеховая культура Средневековья.

6. Достижения науки и техники средневековой Европы. Города как центры культуры, развитие ремесла и торговли. Рост образованности и возникновение университетов. Научная культура. Магико-герметическая традиция. Алхимия.

7. Византийская культура как наследница античных традиций, её взаимосвязь с культурой славянских народов. Идея Константинополя как «второго Рима».

8. Развитие богословия и становление христианской догматики в византийской культуре. Смысловые механизмы консервации православной догмы,  утилитарные и либеральные смыслы в ней. Соборность. Византийский гуманизм и секуляризация культуры.

9. Политическая культура Византии. Принцип симфонии государства и Церкви. Сакра-лизация власти.

10. Византийская художественная культура. Архитектура. Изобразительное искусство. Фреска, мозаика, миниатюра. Иконографический канон. Философия. Эстетика. Музыкально-поэтическое и церковное искусство.

 
стр. 8
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
2.10
2.4 Европейская культура средних веков /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

6
ОК-6 ОК-7 ОК-2
3
0
Работа с терминологией: оформление глоссария.

Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия.

Просмотр и написание отзыва на любой фильм о жизни в Средневековье.

 
2.11
2.5 Культурные особенности арабо-мусульманского Востока /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
ОК-6 ОК-7 ОК-2
3
0
1. Аравия – историческая родина ислама. Особенности духовной культуры ислама.

2. Установление культовых и обрядовых отличий: мечеть, молитвы, пост, паломничество, календарь.

3. Коран как историко-культурный и литературный памятник. Исламское вероучение и догматика.

4. Главные проблемы арабо-мусульманской философии. Мистицизм религиозно-философских систем. Суфизм.

5. Мусульманское право и шариат. Суннизм и шиизм – правовые школы ислама.

6. Арабская письменность и литература. Грамотность на мусульманском Востоке. Учебные заведения (мечети, медресе).

7. Традиционность арабской поэзии: устойчивость образов, жанров. Придворная поэзия и ее характерные черты. «Золотой век» поэзии, появление самостоятельных поэтических жанров. Великие поэты мусульманского.

8. Изобразительное искусство. Настенная живопись. Книжная миниатюра. Утверждение орнаментального начала в изобразительном искусстве. Прикладное искусство.

9. Архитектура. Культовые сооружения: мечети, медресе, мавзолеи. Дворцы. Общественные здания. Архитектурные формы и интерьеры.

10. Арабо-мусульманская наука: математика, астрономия, физика, медицина. Гуманитарные науки. Философия. Арабо-мусульманская наука и Европа

 
2.12
2.5 Культурные особенности арабо-мусульманского Востока /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

6
ОК-6 ОК-7 ОК-2
3
0
Работа с терминологией: оформление глоссария.

Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия. 

 
2.13
2.6

Культура эпохи Возрождения и Реформации в Европе /Пр/

Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
ОК-6 ОК-7 ОК-2
3
0
1. Возрождение и его место в развитии западноевропейской культуры. Социально-экономические основы эпохи Возрождения: Город-государство как основа формирования и функционирования культуры Ренессанса.

2. Понятие гуманизма Возрождения. Создание нового идеала личности. Антропоцентризм, индивидуализм и универсализм Ренессансной культуры.

3. Самосознание, философия, литература, архитектура, изобразительное искусство. Искусство Возрождения как образное самосознания эпохи. Живопись как «универсальная наука». Личностный характер творчества. Феномен «титанизма».

4. Титаны эпохи Возрождения (Леонардо до Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти).

5. Художественная культура раннего, высокого и позднего итальянского Возрождения.

Идейное единство науки и художественной культуры Ренессанса. Битва за индивидуальность, ее герои и жертвы. Образ жизни в эпоху Возрождения, право, мораль.

6. Развитие естественнонаучных знаний как предпосылка формирования новоевропейской картины мира. Научные открытия и изобретения эпохи Возрождения. Гелиоцентризм Н. Коперника, пантеизм Д. Бруно, Г. Галилей  и становление классической науки.

7.Пути секуляризации культуры: деизм и атеизм. Ереси. Культурологический смысл реформации. Протестантская этика как дух капитализма.

8. Реформация как социокультурная предпосылка Нового времени. Культура гуманизма и церковно-реформационные ценности. Основные черты протестантского вероучения и новый тип отношений между Богом и человеком.

 
2.14
2.6

Культура эпохи Возрождения и Реформации в Европе /Ср/

Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

6
ОК-6 ОК-7 ОК-2
3
0
Работа с терминологией: оформление глоссария.

Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия.

Просмотр и написание отзыва на любой фильм о жизни в эпоху Возрождения.

 
2.15
2.7 Европейская культура Нового времени. Характерные черты культуры XVII–XVIII вв. /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
ОК-6 ОК-7 ОК-2
3
0
1. Технологическая и мировоззренческая революция в Европе. Соотношение веры и знания. Труд как ценность. Религиозное истолкование труда.

2. Типы новоевропейской личности, их мировоззренческие основы. Проблемы личности и общества. Новые ценности культуры.

3. Культурно-историческое значение научной революции XVII века. Институализация научной деятельности.

4.Основные направления искусства XVII-XVIII вв. Западноевропейское искусство Нового времени.

5. Характеристика стилей эпохи: классицизм, барокко, рококо, сентиментализм. Художественная культура. Особенности культуры эпохи Просвещения.

6. Предпосылки формирования мировой цивилизации.

7. Культура эпохи Просвещения. Ключевые идеи и принципы: рациоцентризм, прогрессизм, оптимизм, линейность. Понятия «модернизация», «индустриализация».

8. Научная культура как ведущая форма культуры эпохи Просвещения. Ценностно-смысловые основания классической науки. Эмпиризм и рационализм. Философская мысль как самопознание культуры Просвещения.

9. Экономическая культура. Рыночная экономика как социокультурный феномен. Богатство, труд, экономический индивидуализм, предпринимательские ценности, достижительность  в культуре Просвещения.   

10. Политическая и правовая культура. Концепция естественного права и общественного договора – культурологический аспект.

 
2.16
2.7 Европейская культура Нового времени. Характерные черты культуры XVII–XVIII вв. /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

6
ОК-6 ОК-7 ОК-2
3
0
Работа с терминологией: оформление глоссария.

Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия. 

 
2.17
2.8 Европейская культура XIX в. /Лек/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
ОК-6 ОК-7 ОК-2
3
0
Европейская культура 19 в. Экономическая культура. Мировая система хозяйства. Мировой рынок. Господство утилитаризма. Выработка норм регуляции отношений между партнерами купли-продажи. Культурные идеалы 19 в. Стилевое и жанровое разнообразие худож. культуры. Формирование институтов художественной деятельности. Романтизм как общекультурное движение эпохи. Господствующие жанры: поэзия, музыка, балет. Реализм как стиль культуры. Критический реализм. Социальный роман: Бальзак, Гюго,  Музыка: Верди, Пуччини, Бизе. Импрессионизм: Моне, Ренуар, Дега, Роден. Постимпрессионализм: Сезанн, Гоген, Ван Гог.
 
2.18
2.8 Европейская культура XIX в. /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

8
ОК-6 ОК-7 ОК-2
3
0
Работа с терминологией: оформление глоссария.

Подготовить мультимедийную презентацию о любом из деятелей культуры XIX века.

 
2.19
2.9 История культуры России /Лек/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
ОК-6 ОК-7 ОК-2
3
0
Культура древних славян. Специфика мировоззрения и верований. Обряды.  Письменность. Памятники древнерусской культуры. Культура Киевской и Новгородской Руси. Церковь как институт культуры. Храмовое зодчество. Литература. Устная языковая традиция. Изобразительное искусство. Художественные ремесла. Культура времени становления и укрепления единого государства (14-17 вв.). Иконопись: Ф. Грек, Дионисий, Рублев. Книгопечатание. Светский характер культурного развития 17 в.  Петровские реформы в области культуры. 19 век - «Золотой век» русской культуры. Роль русской интеллигенции в культуре 19 в. Худож. направления: символизм, акмеизм, футуризм. Русский авангард. Реалистич. направление. Театральное искусство. Меценатство. Культура советского периода. Тоталитарная культура. Метод социалистического реализма. Культура русского зарубежья. Представители культуры русского зарубежья в области науки и искусства. Роль русской культуры в мировом культурном развитии.
 
2.20
2.9 История культуры России /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

6
ОК-6 ОК-7 ОК-2
3
0
Работа с терминологией: оформление глоссария.

Просмотр и написание отзыва на любой фильм о русской культуре и её выдающихся деятелях.

 
 
стр. 9
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
Раздел 3. 3 Проблемы современной культуры

 
3.1
3.1 Актуальные проблемы культуры XX столетия /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.1 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28 ОК-2
3
0
Техническая культура 20 в. Основные черты техногенной цивилизации. Постиндустриальное общество: факторы развития и характерные черты. Человек в аспекте глобальных проблем современности: экологической, демографической, ресурсосбережения, разоружения и др. Политическая культура 20 века: тоталитаризм и демократия. Тоталитаризм: основные принципы, исторические формы. Тоталитаризм в искусстве. Политико-правовая культура демократического общества. Массовая культура: основные черты и формы. «Массовое общество» и «массовая культура». Тематика произведений. Модернизм в культуре 20 в.: идеология, основные направления и их специфика. Гуманизм 20 в. Принцип ненасилия. Экологич. этика. Правозащитное движение. Биоэтика. Медицинская этика. Понятие «социокультурная ситуация». Позитивное и негативное воздействие современных информационных технологий. СМИ в современной культуре. Роль рекламы в культуре. Идеологический плюрализм. Разрушение инфраструктуры культуры. Культурная экспансия. Статусное потребление культуры. Экология культуры. Декларация прав культуры.
 
3.2
3.1 Актуальные проблемы культуры XX столетия /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.1 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28 ОК-2
3
2
Круглый стол «Кризис культуры: что делать?»; «Глобальные проблемы человечества»
 
3.3
3.1 Актуальные проблемы культуры XX столетия /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.1 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

6
ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28 ОК-2
3
0
Работа с терминологией: оформление глоссария.

Подготовка к выступлению на практическом занятии. 

 
3.4
3.2 Культура мира. Национализм: причины и проблемы. Национальные конфликты и пути их преодоления /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28 ОК-2
3
0
Понятие «народ», «этнос», «расы». Национальная, расовая и религиозная принадлежность. Соотношение общечеловеческих ценностей культуры и их взаимосвязь с национальными формами. Нации и национальная гордость. Формы этнической неприязни: этноцентризм, этнофобия, ксенофобия.  Этническая толерантность. Понятие «национализм». Межэтнические конфликты: причины возникновения, стадии, пути преодоления. Роль ООН. Понятие «толерантности» и ее сущность. Воспитание толерантности Социокультурная, этническая толерантность. «Декларация принципов толерантности». Права человека, их классификация. «Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным, религиозным и языковым меньшинствам»
 
3.5
3.2 Культура мира. Национализм: причины и проблемы. Национальные конфликты и пути их преодоления /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28 ОК-2
3
2
Терминологический диктант.

Дискуссия «Преодоление межнациональных конфликтов»

1. Согласны ли Вы с мнением, что быть националистом – это значит быть гражданином и патриотом? Обоснуйте свое мнение.

2. Как декларация принципов толерантности определяет понятие терпимости?

3. Как декларация принципов толерантности характеризует признаки и симптомы нетерпимости?

4. Как вы думаете, что может стать источником конфликта?

Круглый стол «Национализм. Причины и проблемы национализма. Пути преодоления национальных конфликтов» 

 
3.6
3.2 Культура мира. Национализм: причины и проблемы. Национальные конфликты и пути их преодоления /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

5,75
ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28 ОК-2
3
0
Работа с терминологией: оформление глоссария.

Самостоятельно прочитать и законспектировать «Декларацию принципов толерантности» и  «Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным, религиозным и языковым меньшинствам».

 
3.7
/Зачёт/

0
3
0
Зачёт проводится на последнем практическом занятии
 
3.8
/КАтЗ/

0,25
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Культурология»:

1 Предмет и задачи культурологии. Место культурологии среди наук, изучающих культуру.

2 Структура и состав современного культурологического знания.

3 Культурология и философия культуры.

4 Культурная антропология как культурологическая дисциплина.

5 Культурология и история культуры.

6 Социология культуры. Предмет и особенности социологического изучения культуры, основные  направления исследований.

7 Методы культурологических исследований. Теоретическая и прикладная культурология.

8 Многообразие научных подходов к сущности культуры и его причины.

9 Функции культуры.

10 Культура и цивилизация.

11 Морфология культуры.

12 Материальная и духовная культура.

13 Основные теории происхождения культуры.

14 Динамика культуры.

15 Семиотика культуры.

16 Межкультурные коммуникации.

17 Культурные ценности, нормы и традиции.

18 Культурная картина мира.

19 Социальные институты культуры.

 
стр. 10
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
20 Культурная самоидентичность.

21 Культурная модернизация.

22 Типология культуры.

23 Этническая и национальная культура.

24 Элитарная и массовая культура.

25 Восточный и западный типы культуры.

26 Специфические и срединная культуры.

27 Теории «жизненных циклов» Н. Я. Данилевского и О. Шпенглера.

28 Типология культуры П. Сорокина.

29 Теория «локальных цивилизаций» А. Тойнби.

30 Типология культуры К. Ясперса.

31 Место и роль России в мировой культуре.

32 Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

33 Культура и природа.

34 Культура и общество.

35 Культура и глобальные проблемы современности.

36 Культура и личность. Социализация и инкультурация личности как механизмы приобщения к культуре.

 
5.2. Темы письменных работ
Данный вид работ программой не предусмотрен
 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
Тестовые задания
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Кравченко А. И.
Культурология: учебник
М.: Проспект, 2017
 
Л1.2
Боголюбова Н. М.,  Николаева Ю. В.
Межкультурная коммуникация в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата
М. : Юрайт, 2017
 
Л1.3
Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В.
Межкультурная коммуникация в 2 ч. Часть 2: учебник для академического бакалавриата
М. : Юрайт, 2017
 
Л1.4
Драч Г. В.
Культурология (для бакалавров): учебник
М. : КноРус, 2016
 
Л1.5
Садохин А. П.
Культурология (для бакалавров): учебное пособие
М. : КноРус, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Солонин Ю.Н., Каган М.С.
Культурология: учебник
М.: Юрайт, 2013
 
Л2.2
Дианова В.М., Солонин Ю.Н.
История культурологии: учебник для бакалавров
М.: Юрайт, 2013
 
Л2.3
Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т.
Культурология: учебное пособие
М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013
 
Л2.4
Садохин А.П.
Межкультурная коммуникация: учеб. пособие
М.: Альфа-М: Инфра-М, 2014
 
Л2.5
Маркова А.Н.
Культурология: учеб. пособие
М.: Проспект, 2013
 
Л2.6
Пивоев В. М.
Культурология. Введение в историю и теорию культуры: учебное пособие
М. : КноРус, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Библиотека электронных ресурсов Гумер: книги и учебники по культурологии
 
Э2
Электронная библиотека по истории искусств
 
Э3
Электронный учебник "Межкультурное взаимодействие в современном мире"
 
Э4
Учебные материалы для студентов: книги и учебники по культурологии
 
Э5
Электронная библиотека Вячеслава Янко
 
Э6
Электронная библиотечная система Руконт
 
Э7
Сайт Государственной Третьяковской галереи
 
Э8
Сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
 
стр. 11
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
6.3.1.2
LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux:
6.3.1.3
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
6.3.1.4
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций
6.3.1.5
Libre Оffice Сalc – программа для работы с электронными таблицами
6.3.1.6
Mozilla Firefox – интернет обозреватель
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний. – Режим доступа : https://www.ebsco.com/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Занятия проводятся в аудиториях:
7.2
1-41: Компьютер – 1; Монитор – 1; Проектор – 1; Экран – 1; Парта: 40 шт; Доска классная трёхстворчатая: 1 шт; Жалюзи: 4 шт; Стол 2х тумбовый: 1 шт; Стул: 3 шт.
7.3
2-210: Шкаф закрытый: 1 шт; Стол 2 местный: 4 шт; Стол 3 местный: 5 шт; Полка стеклянная навесная: 7 шт; Стул: 24 шт; Жалюзи: 2 шт.; Компьютер: 1 шт; Монитор: 1 шт; Экран: 1 шт; Проектор: 1 шт.
7.4
2-114: Тумба угловая: 1 шт; Жалюзи: 4 шт; Стул: 36 шт; Доска: 1 шт; Стол письмен. компьютерный: 1 шт; Стол ученический: 28 шт; Стол: 9 шт; Стул ученический:36 шт; К-т парта 2 стула: 1 шт; Проектор Beng Projector МР575 с экраном: 1 шт; Компьютер Celeron: 1 шт; Монитор: 1 шт; Экран: 1 шт; Проектор: 1 шт. 
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Преподавателем осуществляется текущий контроль за посещаемостью студентом аудиторных занятий и выполнением им творческих заданий, тестов и других видов самостоятельной работы.

Формы и виды промежуточного контроля и самостоятельной работы по дисциплине:

Устные доклады и сообщения – эта форма работы становится более эффективной, если практикуется организация содокладов, дополнений, оппонирования тех или иных высказанных идей и/или положений.

Проведение дискуссий по различным проблемам дисциплины, которые подразумевают написание студентами тезисов, рефератов по предложенной тематике. Студенты не только делают устные доклады, но и задают группе вопросы, что благоприятствует возникновению оживлённого обмена мнениями.

Исследовательский метод организации обучения на основе поисковой, самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе решения предлагаемых студентам познавательных и практических задач.

Диспут. Участие каждого слушателя предполагает тщательную предварительную подготовку всей группы по заранее определенной проблеме. Для обсуждения могут быть предложены и заранее подготовленные тезисы по основным вопросам практического занятия. Рекомендуется подготовка докладов (сообщений) с изложением различных точек зрения по заданной проблеме. Основным этапом в подготовке является самостоятельная работа над первоисточниками, научной литературой, рекомендованной к занятию. Диспут предполагает подготовку хорошо продуманных и четко сформулированных дополнительных вопросов, акцентирующих внимание на основных и противоречивых моментах темы.

Эссе – это письменный вид работы на практических занятиях, представляет собой написание студентами учебных текстов, в которых фиксируется их понимание и формулируется позиция по наиболее актуальным и острым вопросам дисциплины.

Тестирование, используемое в процессе контроля знаний на практических занятиях, позволяющие проверить текущие знания студентов по пройденным темам и итоговое тестирование по всему курсу. Контрольные тесты нацелены на активизацию познавательной деятельности в процессе изучения отдельных тем и при закреплении знаний. Их цель состоит также в развитии умения студентов выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные связи, признаки и причины различных явлений и процессов.

Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме зачёта, который включает решение теста по всему курсу.

О распределении изучаемого материала по видам аудиторных занятий

Наиболее сложной частью курса является теоретическая. Поэтому целесообразно рассмотреть основные проблемы на лекциях, а затем вернуться к этому материалу на практических занятиях. Практические занятия распределены по разделам, что позволяет выносить на них те или иные темы данного раздела, а при сокращении количества практических занятий часть тем может быть выведена на самостоятельное изучение с последующим текущим тест-контролем. В рамках каждой темы студенты составляют словарь основных понятий. Это даёт возможность дополнительно проводить текущие мини-контрольные (терминологические) на каждом занятии. Тематические сообщения, подготовленные студентами, позволяют подробнее рассмотреть отдельные вопросы с привлечением дополнительной литературы.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Для подготовки к практическим занятиям рекомендуется использовать книги из основного и дополнительного списка литературы. При этом:

– следует тщательно проработать соответствующую тему по основной и дополнительной литературе, рекомендованной в плане практического занятия, а также поработать с учебно-методическими материалами по дисциплине;

– не следует ограничиваться одним информационным источником, необходимо знакомиться с оригинальными текстами, хотя бы во фрагментах; необходимо обращаться к словарям и энциклопедиям, находить определения основных понятий 

 
стр. 12
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
темы;

– следует провести самостоятельный поиск материала, включая ресурсы Интернета (не только рекомендованные сайты), периодику;

– следует не только выявить для себя различные аспекты предложенной проблемы, но разнообразные подходы и множественные варианты и способы её решения;

– при подготовке по теме практического занятия докладов и сообщений можно использовать как классическую форму, так и презентации.