«Уральский государственный университет физической культуры»
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль: "Физкультурно-оздоровительные технологии"
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2017-2021 уч.г.
Зав. кафедрой Л. А. Липская
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры
оценивать достижения культуры на основе знания историко-культурологического контекста, выявляет и анализирует историко-культурное наследие
ции
ракт.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Понятие «культура» и смежные культурологические категории. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Культура и ... (природа, личность, общество, цивилизация, глобальные проблемы современности). Инкультурация и социализация. Основные функции культуры
Социокультурный процесс. Устойчивое и изменчивое в культуре. Культурная традиция, ее роль в обществе. Механизмы культурных изменений. Саморазвитие культуры. Межкультурное взаимодействие и межкультурный контакт. Заимствование. Аккультурация. Ассимиляция. Понятие «субкультура» и «контркультура»
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
2. Особенности культуры ранних цивилизаций (по выбору): система высших ценностей и смыслов, знания и представления о мире, обществе и человеке, специфика культуры человеческих отношений и материальной культуры.
3. Доклады и презентации по теме «Культура Древнего Египта».
4. Доклады и презентации по теме «Культура Древнего Китая».
5. Доклады и презентации по теме «Культура Древней Индии».
6. Обсуждение документального фильма «Первобытная культура. Культура древних цивилизаций».
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
2. Античность как историко-культурный феномен. Человек и мир в культуре античности. (Мировосприятие человека в античном обществе).
3. Этапы становления и развития культуры античности.
4. Античный полис.
5. Античная мифология и ее специфика.
6. Наука и философия в системе античного знания.
7. Фатализм и героизм в античной культуре. Греческое и римское чувство жизни и красоты.
Архитектура Античности.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
2. Государство в Средневековье. Феодализм как форма социально-экономического бытия средневековой культуры.
3. Художественная культура. Романский и готический стили как два образа мира.
4. Рыцарская культура. Идеал рыцарства и культ Прекрасной Дамы. Куртуазность как стиль жизни. Рыцарский средневековый роман; поэзия вагантов, трубадуров, миннезингеров.
5. Церковная, светская и народная культура. Смеховая культура Средневековья.
6. Достижения науки и техники средневековой Европы. Города как центры культуры, развитие ремесла и торговли. Рост образованности и возникновение университетов. Научная культура. Магико-герметическая традиция. Алхимия.
7. Византийская культура как наследница античных традиций, её взаимосвязь с культурой славянских народов. Идея Константинополя как «второго Рима».
8. Развитие богословия и становление христианской догматики в византийской культуре. Смысловые механизмы консервации православной догмы, утилитарные и либеральные смыслы в ней. Соборность. Византийский гуманизм и секуляризация культуры.
9. Политическая культура Византии. Принцип симфонии государства и Церкви. Сакра-лизация власти.
10. Византийская художественная культура. Архитектура. Изобразительное искусство. Фреска, мозаика, миниатюра. Иконографический канон. Философия. Эстетика. Музыкально-поэтическое и церковное искусство.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия.
Просмотр и написание отзыва на любой фильм о жизни в Средневековье.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
2. Установление культовых и обрядовых отличий: мечеть, молитвы, пост, паломничество, календарь.
3. Коран как историко-культурный и литературный памятник. Исламское вероучение и догматика.
4. Главные проблемы арабо-мусульманской философии. Мистицизм религиозно-философских систем. Суфизм.
5. Мусульманское право и шариат. Суннизм и шиизм – правовые школы ислама.
6. Арабская письменность и литература. Грамотность на мусульманском Востоке. Учебные заведения (мечети, медресе).
7. Традиционность арабской поэзии: устойчивость образов, жанров. Придворная поэзия и ее характерные черты. «Золотой век» поэзии, появление самостоятельных поэтических жанров. Великие поэты мусульманского.
8. Изобразительное искусство. Настенная живопись. Книжная миниатюра. Утверждение орнаментального начала в изобразительном искусстве. Прикладное искусство.
9. Архитектура. Культовые сооружения: мечети, медресе, мавзолеи. Дворцы. Общественные здания. Архитектурные формы и интерьеры.
10. Арабо-мусульманская наука: математика, астрономия, физика, медицина. Гуманитарные науки. Философия. Арабо-мусульманская наука и Европа
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия.
Культура эпохи Возрождения и Реформации в Европе /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
2. Понятие гуманизма Возрождения. Создание нового идеала личности. Антропоцентризм, индивидуализм и универсализм Ренессансной культуры.
3. Самосознание, философия, литература, архитектура, изобразительное искусство. Искусство Возрождения как образное самосознания эпохи. Живопись как «универсальная наука». Личностный характер творчества. Феномен «титанизма».
4. Титаны эпохи Возрождения (Леонардо до Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти).
5. Художественная культура раннего, высокого и позднего итальянского Возрождения.
Идейное единство науки и художественной культуры Ренессанса. Битва за индивидуальность, ее герои и жертвы. Образ жизни в эпоху Возрождения, право, мораль.
6. Развитие естественнонаучных знаний как предпосылка формирования новоевропейской картины мира. Научные открытия и изобретения эпохи Возрождения. Гелиоцентризм Н. Коперника, пантеизм Д. Бруно, Г. Галилей и становление классической науки.
7.Пути секуляризации культуры: деизм и атеизм. Ереси. Культурологический смысл реформации. Протестантская этика как дух капитализма.
8. Реформация как социокультурная предпосылка Нового времени. Культура гуманизма и церковно-реформационные ценности. Основные черты протестантского вероучения и новый тип отношений между Богом и человеком.
Культура эпохи Возрождения и Реформации в Европе /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия.
Просмотр и написание отзыва на любой фильм о жизни в эпоху Возрождения.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
2. Типы новоевропейской личности, их мировоззренческие основы. Проблемы личности и общества. Новые ценности культуры.
3. Культурно-историческое значение научной революции XVII века. Институализация научной деятельности.
4.Основные направления искусства XVII-XVIII вв. Западноевропейское искусство Нового времени.
5. Характеристика стилей эпохи: классицизм, барокко, рококо, сентиментализм. Художественная культура. Особенности культуры эпохи Просвещения.
6. Предпосылки формирования мировой цивилизации.
7. Культура эпохи Просвещения. Ключевые идеи и принципы: рациоцентризм, прогрессизм, оптимизм, линейность. Понятия «модернизация», «индустриализация».
8. Научная культура как ведущая форма культуры эпохи Просвещения. Ценностно-смысловые основания классической науки. Эмпиризм и рационализм. Философская мысль как самопознание культуры Просвещения.
9. Экономическая культура. Рыночная экономика как социокультурный феномен. Богатство, труд, экономический индивидуализм, предпринимательские ценности, достижительность в культуре Просвещения.
10. Политическая и правовая культура. Концепция естественного права и общественного договора – культурологический аспект.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Подготовить мультимедийную презентацию о любом из деятелей культуры XIX века.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Просмотр и написание отзыва на любой фильм о русской культуре и её выдающихся деятелях.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Подготовка к выступлению на практическом занятии.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Дискуссия «Преодоление межнациональных конфликтов»
1. Согласны ли Вы с мнением, что быть националистом – это значит быть гражданином и патриотом? Обоснуйте свое мнение.
2. Как декларация принципов толерантности определяет понятие терпимости?
3. Как декларация принципов толерантности характеризует признаки и симптомы нетерпимости?
4. Как вы думаете, что может стать источником конфликта?
Круглый стол «Национализм. Причины и проблемы национализма. Пути преодоления национальных конфликтов»
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Самостоятельно прочитать и законспектировать «Декларацию принципов толерантности» и «Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным, религиозным и языковым меньшинствам».
1 Предмет и задачи культурологии. Место культурологии среди наук, изучающих культуру.
2 Структура и состав современного культурологического знания.
3 Культурология и философия культуры.
4 Культурная антропология как культурологическая дисциплина.
5 Культурология и история культуры.
6 Социология культуры. Предмет и особенности социологического изучения культуры, основные направления исследований.
7 Методы культурологических исследований. Теоретическая и прикладная культурология.
8 Многообразие научных подходов к сущности культуры и его причины.
9 Функции культуры.
10 Культура и цивилизация.
11 Морфология культуры.
12 Материальная и духовная культура.
13 Основные теории происхождения культуры.
14 Динамика культуры.
15 Семиотика культуры.
16 Межкультурные коммуникации.
17 Культурные ценности, нормы и традиции.
18 Культурная картина мира.
19 Социальные институты культуры.
21 Культурная модернизация.
22 Типология культуры.
23 Этническая и национальная культура.
24 Элитарная и массовая культура.
25 Восточный и западный типы культуры.
26 Специфические и срединная культуры.
27 Теории «жизненных циклов» Н. Я. Данилевского и О. Шпенглера.
28 Типология культуры П. Сорокина.
29 Теория «локальных цивилизаций» А. Тойнби.
30 Типология культуры К. Ясперса.
31 Место и роль России в мировой культуре.
32 Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
33 Культура и природа.
34 Культура и общество.
35 Культура и глобальные проблемы современности.
36 Культура и личность. Социализация и инкультурация личности как механизмы приобщения к культуре.
Формы и виды промежуточного контроля и самостоятельной работы по дисциплине:
Устные доклады и сообщения – эта форма работы становится более эффективной, если практикуется организация содокладов, дополнений, оппонирования тех или иных высказанных идей и/или положений.
Проведение дискуссий по различным проблемам дисциплины, которые подразумевают написание студентами тезисов, рефератов по предложенной тематике. Студенты не только делают устные доклады, но и задают группе вопросы, что благоприятствует возникновению оживлённого обмена мнениями.
Исследовательский метод организации обучения на основе поисковой, самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе решения предлагаемых студентам познавательных и практических задач.
Диспут. Участие каждого слушателя предполагает тщательную предварительную подготовку всей группы по заранее определенной проблеме. Для обсуждения могут быть предложены и заранее подготовленные тезисы по основным вопросам практического занятия. Рекомендуется подготовка докладов (сообщений) с изложением различных точек зрения по заданной проблеме. Основным этапом в подготовке является самостоятельная работа над первоисточниками, научной литературой, рекомендованной к занятию. Диспут предполагает подготовку хорошо продуманных и четко сформулированных дополнительных вопросов, акцентирующих внимание на основных и противоречивых моментах темы.
Эссе – это письменный вид работы на практических занятиях, представляет собой написание студентами учебных текстов, в которых фиксируется их понимание и формулируется позиция по наиболее актуальным и острым вопросам дисциплины.
Тестирование, используемое в процессе контроля знаний на практических занятиях, позволяющие проверить текущие знания студентов по пройденным темам и итоговое тестирование по всему курсу. Контрольные тесты нацелены на активизацию познавательной деятельности в процессе изучения отдельных тем и при закреплении знаний. Их цель состоит также в развитии умения студентов выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные связи, признаки и причины различных явлений и процессов.
Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме зачёта, который включает решение теста по всему курсу.
О распределении изучаемого материала по видам аудиторных занятий
Наиболее сложной частью курса является теоретическая. Поэтому целесообразно рассмотреть основные проблемы на лекциях, а затем вернуться к этому материалу на практических занятиях. Практические занятия распределены по разделам, что позволяет выносить на них те или иные темы данного раздела, а при сокращении количества практических занятий часть тем может быть выведена на самостоятельное изучение с последующим текущим тест-контролем. В рамках каждой темы студенты составляют словарь основных понятий. Это даёт возможность дополнительно проводить текущие мини-контрольные (терминологические) на каждом занятии. Тематические сообщения, подготовленные студентами, позволяют подробнее рассмотреть отдельные вопросы с привлечением дополнительной литературы.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Для подготовки к практическим занятиям рекомендуется использовать книги из основного и дополнительного списка литературы. При этом:
– следует тщательно проработать соответствующую тему по основной и дополнительной литературе, рекомендованной в плане практического занятия, а также поработать с учебно-методическими материалами по дисциплине;
– не следует ограничиваться одним информационным источником, необходимо знакомиться с оригинальными текстами, хотя бы во фрагментах; необходимо обращаться к словарям и энциклопедиям, находить определения основных понятий
– следует провести самостоятельный поиск материала, включая ресурсы Интернета (не только рекомендованные сайты), периодику;
– следует не только выявить для себя различные аспекты предложенной проблемы, но разнообразные подходы и множественные варианты и способы её решения;
– при подготовке по теме практического занятия докладов и сообщений можно использовать как классическую форму, так и презентации.