«Уральский государственный университет физической культуры»
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль: "Физкультурно-оздоровительные технологии"
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2017-2021 уч.г.
Зав. кафедрой Л. А. Липская
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Значение Урала как геополитического центра России. Топонимическое значение понятия Урал
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Работа со словарём, анализ топонимов, поиск информации в источниках различного типа. Рассказать о происхождении топонимов, встречающихся на территории Урала (письменно)
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Колонизация Урала Россией в 16 в. Административно-территориальное устройство края и организация системы местного управления в 17 в.
Социально-экономическое развитие Урала в 17 в. Становление и развитие уральской промышленности в 17-18 вв. Урал как центр горного дела и металлургии страны в 18 в. Культура и быт населения Урала в 16-18 вв.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
2. Назовите археологические памятники на территории Челябинской области, расскажите о них. Перечислите изобретения эпохи каменного века, какую роль они сыграли в истории человечества?
3. Назовите характерные признаки бронзового века. В чем значение изобретения бронзы? Какими преимуществами обладали бронзовые изделия по сравнению с каменными?
4. Каковы основные признаки железного века? Что изменилось в жизни людей после того, как они научились делать железные орудия труда?
5. Какие формы религиозных верований существовали у древнего населения Урала? Менялись ли они в зависимости от развития хозяйства и эволюции общественных отношений?
6. Какие причины стали основанием для русской колонизации на северо-восток? Чем вызвана активная колонизационная политика Москвы в районе Урала и Сибири?
7. Как в русском государстве 16 в. была организована система центрального управления? Каким образом осуществлялось управление на местах? Что изменилось в системе центрального и местного управления в 17 в.?
8. О каких новых явлениях в российской экономике можно говорить применительно к 17 в.?
9. Почему на Урале сложилась система государственного феодализма?
10. Перечислите категории крестьян, существовавшие на Урале в 17 в. Назовите отличительные черты каждой из них. Какие повинности приходилось выполнять уральским крестьянам?
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
1. Таблица «Среда обитания и продвижение кочевых народов по территории Урала».
2. Таблица «Освоение Урала. Строительство городов-крепостей»: составьте сводную таблицу урало-сибирских городов и острогов, возникших в 16 веке, с указанием места и времени их строительства, имен основателей, причин возникновения, причин ликвидации (если таковая была) и их статуса. Сохранились ли они и чем знамениты сегодня?
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
2. Каковы особенности и результаты процесса индустриализации на Урале? Какие крупные предприятия были созданы в нашей местности во второй половине 19 в.? Какова их судьба в настоящее время?
3. Дискуссия: «Причины и последствия реформ Александра II для социально-экономического и культурного развития Урала»
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Письменно ответить на вопросы:
1. Какое значение имела отмена крепостного права? Какие изменения произошли в связи с этим на Урале?
2. Каковы особенности и результаты процесса индустриализации на Урале? Какие крупные предприятия были созданы в нашей местности во второй половине 19 в.? Какова их судьба в настоящее время?
3. Посещение в краеведческом музее экспозиции, посвященной быту уральского населения.
Охарактеризуйте быт русского населения Урала в 19 в. Что из этого быта сохранилось в уральских семьях до настоящего времени? (письменно)
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
2. В чем состояли особенности социально-экономического развития страны в это время?
3. Какие типы монополий были характерны для России на рубеже 19-20 вв.?
4. В чем состояла специфика административного управления уральскими губерниями?
5. Какие проблемы были основными в промышленности и сельском хозяйстве края?
6. Какие периоды революции выделяли историки в советское время и выделяют современные историки? В чем разница подходов в периодизации революции?
7. Каковы движущие силы революции с точки зрения историков прошлого и настоящего?
8. Вспомните основное содержание Манифеста 17 октября 1905 г.
9. В чем суть столыпинской аграрной реформы?
10. Какие процессы происходили в социально-экономической сфере России накануне Первой мировой войны?
11. Каковы причины и характер Первой мировой войны?
12. Как отразилась война на социально-экономическом положении России, Урала?
13. Какую роль играл Урал в помощи фронту?
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Таблица «Промышленные гиганты на Урале в начале 20 века»: название, дата и место, основания, специфика, связанные имена и события, значение, сохранились ли в настоящее время.
Эссе «Особенности культурного развития Урала в эпоху промышленного подъёма»
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
2. Какой политический режим установился в стране и на Урале после падения царизма?
3. В чем причины усиления влияния большевиков на Урале? Как произошел переход власти к Советам?
4. Определите роль и место Урала в гражданской войне в России.
5. Почему большевики смогли победить в войне со своими противниками?
6. Ознакомьтесь с биографическими данными участников гражданской войны на Урале. Что объединяет участников белого движения? Что объединяет партийных, советских, военных деятелей красного лагеря?
7. Чьи идеи вам более близки и понятны? Почему?
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Эссе «Установление советской власти на Урале. Причины победы большевиков»
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
2. Расскажите о развитии предпринимательства на Урале в 20-е годы. В решении каких экономических и социальных проблем на Урале приняли участие иностранные компании, имевшие концессии в регионе?
3. Можно ли говорить о социальном согласии на Урале в 1920-е годы? По каким причинам возникли противоречия между разными социальными группами в это время?
4. Как изменился быт населения в 1920-1930-е годы? Какие новые явления в культурной жизни появились в 20-е годы? Какова роль уральских университетов в развитии науки и образования на Урале?
5. Какова была судьба «старой» интеллигенции и священнослужителей на Урале после Октября 1917 г.?
6. Назовите положительные и отрицательные результаты индустриального развития Урала в 1930-е годы. В чем заключались диспропорции в развитии уральской промышленности?
7. С какой целью создавалась система ГУЛАГа? Почему Урал стал регионом лагерей и ссылки спецпоселенцев?
8. Что можно сказать о составе и качестве рабочей силы на стройках и предприятиях Урала? Какими были условия жизни и труда уральских рабочих в 1930-е годы? Чем объяснить энтузиазм советских людей, работавших в годы первых пятилеток?
9. Каковы положительные и отрицательные последствия коллективизации? Почему советское руководство в 1928-30-х годах избрало путь насильственного воздействия на крестьян? Существовал ли другой вариант решения продовольственной проблемы?
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Используя цифры и выводы текста § 45 («История Урала с древнейших времен до наших дней» под ред. И. С. Огоновской стр. 344-346) составьте схему «Итоги коммунистических преобразований в уральской деревне» Можно ли считать эти изменения прогрессом в с/х края?
Реферат «История крупнейших предприятий Урала (на выбор: ЧТЗ, ЧТПЗ, ММК и др.)»
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
2. Каким был уровень экономического развития СССР к 1939 г.? Какую роль в народном хозяйстве страны играл военно-промышленный комплекс?
3. Что было сделано на Урале для перевода промышленности на военный лад? В каких отраслях промышленности в годы войны Урал достиг наибольших успехов?
4. Какое значение имела экономика Урала для победы над врагом? Какие особенности советской экономики позволили перевести промышленность СССР на военные рельсы?
5. Какую роль играл тыл в годы войны? Расскажите о помощи, которую жители Урала оказывали фронту. Как вы думаете, были ли в трудовых инициативах военных лет искренность и честность?
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
2. Подготовьте сообщение об истории вашей семьи в годы войны: чем занимались прадеды бабушки и дедушки, есть ли участники военных действий среди родственников, какие боевые и трудовые награды хранятся в вашей семье, какие документы, фото военных лет сохранилось в вашем семейном архиве?
3. Эссе «Роль Урала в победе советского народа в Великой Отечественной войне»
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
2. Какие успехи были достигнуты в развитии уральской промышленности в послевоенный период?
3. Какие процессы происходили в сельском хозяйстве страны в послевоенный период? Какую роль в его развитии сыграло освоение целинных и залежных земель?
4. Расскажите, есть ли в вашем городе промышленные и гражданские объекты, построенные после Второй мировой войны военнопленными.
5. Какие крупные достижения отечественной науки вы можете назвать? В чем выразилось идеологическое давление на деятелей науки и культуры?
Дискуссия: «Была ли альтернатива сохранения темпов уральской экономики в условиях кризиса»
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
1. Подготовьте сообщение о любом из деятелей культуры данного периода.
2. Узнайте у ваших родителей, бабушек и дедушек, какие печатные издания любили они в детстве? Что сегодня читает ваша семья? Какие проблемы вы обсуждаете в семье со своими родителями?
3. Спросите у бабушек, дедушек, родителей, как они проводили свой досуг. Какие кружки и секции посещали? Какие музыкальные пристрастия имели? Что коллекционировали?
4. Какую роль в их жизни играли пионерская и комсомольская организации? С каким чувством они вспоминают участие в этих молодежных организациях?
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
2. Какие признаки экономического кризиса в начале 1980-х гг. проявились на Урале особенно сильно?
3. Какие демографические процессы были характерны для Урала в рассматриваемый период? Какие факторы влияли на ухудшение демографической ситуации в стране?
4. В чем заключались проявления аграрного кризиса на Урале?
5. Кто такие диссиденты? Что стало причиной появления в СССР диссидентского движения?
6. Почему СССР называли самой читающей страной в мире? Какие темы были главными в литературе и искусстве? Как повлияла перестройка на культурную жизнь страны в целом?
7. В чем состояла суть взятого руководством КПСС курса на перестройку?
8. По каким направлениям происходит рост социальных противоречий в регионе в перестроечный период?
9. Какие изменения произошли в политической жизни страны в эпоху перестройки? Как проявился на Урале кризис однопартийной политической системы?
10. Как осуществлялся переход к рыночным отношениям в новой России? Место Урала в этом процессе?
11. Расскажите. как итоги реформ 90-х гг. отразились на судьбе вашей семьи?
12. Каковы тенденции социально-экономического развития регионов Урала в начале XXI в?
13. Какие изменения в культурной жизни вашего города, поселка произошли в последние годы?
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
1. Подготовьте сообщение о своём городе, посёлке: опишите облик, расскажите, какие изменения произошли в нем по сравнению с брежневским периодом? Есть ли экологические проблемы в вашей местности?
2. Эссе «Конверсия на Урале. Причины и последствия: неизбежность или катастрофа»
1 Геополитическая характеристика Урала.
2 Становление и развитие административно-территориального деления Урала.
3 Урал – перекресток миграции народов древнего мира.
4 Колонизация Урала Россией.
5 Становление и развитие уральской промышленности.
6 Политические партии и общественные движения на Урале.
8 Гражданская война на Урале. НЭП на Урале (1921-1927 гг.).
9 Индустриализация на Урале. Промышленные гиганты.
10 Коллективизация на Урале в 1920-1930-х гг.
11 «Большой террор» на Урале в 1930-х годах.
12 Становление и развитие военно-промышленного комплекса Урала в годы Великой Отечественной войны.
13 Вклад Урала в победу.
14 Ратные подвиги уральцев на фронтах Великой Отечественной войны.
15 Создание атомной промышленности на Урале.
16 Урал в период усиления кризисных процессов в жизни советского общества (1960е-1985гг.).
17 Урал в условиях перестройки (1985-1990-е годы).
18 Трудный переход к рынку: экономические преобразования на Урале.
19 Современное социально-экономическое развитие региона.
20 Развитие спорта на Южном Урале. Выход на Олимпийскую арену.
21 Выдающие спортсмены – южноуральцы.
22 Известные деятели науки, культуры, искусства – челябинцы
1 Заселение Урала с древности до 16 века.
2 Колонизация Урала в 16-17 веках.
3 Ермак и его поход в Западную Сибирь.
4 Башкирия в составе России (16-18 вв.).
5 Роль и место Урала в модернизации России при Петре 1.
6 Династия Демидовых.
7 В.Н. Татищев на Урале.
8 Оренбургская экспедиция на Урале.
9 История г. Челябинска.
10 История г. Екатеринбурга.
11 История г. Уфы.
12 История г. Кургана.
13 История г. Касли.
14 История г. Кыштыма.
15 История г. Златоуста.
16 История г. Миасса.
17 История г. Троицка.
18 История г. Уфалея.
19 История г. Сатки.
20 История г. Усть-Катава.
21 История малой родины.
22 Развитие металлургии на Урале (18 – нач. 20 вв.).
23 Приписные крестьяне на Урале (18-19 вв.).
24 Создание Оренбургской оборонительной линии в 18 веке.
25 Социальные и этнические конфликты на Урале в 16-18 вв.
26 Пугачевщина на Южном Урале.
27 Зарождение казачества на Урале.
28 Формирование казачьих войск на Урале.
29 Культура и обычаи уральских казаков.
30 Культура и обычаи уральских народов.
31 Кризис феодально-крепостнической системы на Урале.
32 Общественно-политическое и революционное движение на Урале.
33 Революции 1917 года на Урале.
34 Гражданская война на Урале.
35 Представители «красного» движения на Урале.
36 Представители «белого» движения на Урале.
37 НЭП на Урале.
38 Коллективизация на Урале.
39 Индустриализация Урала.
40 История крупнейших предприятий Урала (ЧТЗ, ЧТПЗ, ММК и др.).
41 Челябинск в годы Великой Отечественной войны.
42 Южноуральцы – Герои Советского Союза.
43 Создание атомной промышленности на Урале.
44 История Уральского автомобильного завода (г. Миасс).
45 Каслинское литье.
46 Научные деятели Урала.
47 История челябинских улиц.
48 История челябинских театров.
49 Современный Челябинск.
Формы и виды промежуточного контроля и самостоятельной работы по дисциплине:
Устные доклады и сообщения – эта форма работы становится более эффективной, если практикуется организация содокладов, дополнений, оппонирования тех или иных высказанных идей и/или положений.
Проведение дискуссий по различным проблемам дисциплины, которые подразумевают написание студентами тезисов, рефератов по предложенной тематике. Студенты не только делают устные доклады, но и задают группе вопросы, что благоприятствует возникновению оживлённого обмена мнениями.
Исследовательский метод организации обучения на основе поисковой, самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе решения предлагаемых студентам познавательных и практических задач.
Диспут. Участие каждого слушателя предполагает тщательную предварительную подготовку всей группы по заранее определенной проблеме. Для обсуждения могут быть предложены и заранее подготовленные тезисы по основным вопросам практического занятия. Рекомендуется подготовка докладов (сообщений) с изложением различных точек зрения по заданной проблеме. Основным этапом в подготовке является самостоятельная работа над первоисточниками, научной литературой, рекомендованной к занятию. Диспут предполагает подготовку хорошо продуманных и четко сформулированных дополнительных вопросов, акцентирующих внимание на основных и противоречивых моментах темы.
Эссе – это письменный вид работы на практических занятиях, представляет собой написание студентами учебных текстов, в которых фиксируется их понимание и формулируется позиция по наиболее актуальным и острым вопросам дисциплины.
Тестирование, используемое в процессе контроля знаний на практических занятиях, позволяющие проверить текущие знания студентов по пройденным темам и итоговое тестирование по всему курсу. Контрольные тесты нацелены на активизацию познавательной деятельности в процессе изучения отдельных тем и при закреплении знаний. Их цель состоит также в развитии умения студентов выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные связи, признаки и причины различных явлений и процессов.
Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме зачёта, который включает решение теста по всему курсу.
О распределении изучаемого материала по видам аудиторных занятий
Наиболее сложной частью курса является теоретическая. Поэтому целесообразно рассмотреть основные проблемы на лекциях, а затем вернуться к этому материалу на практических занятиях. Практические занятия распределены по разделам, что позволяет выносить на них те или иные темы данного раздела, а при сокращении количества практических занятий часть тем может быть выведена на самостоятельное изучение с последующим текущим тест-контролем. В рамках каждой темы студенты составляют словарь основных понятий. Это даёт возможность дополнительно проводить текущие мини-контрольные (терминологические) на каждом занятии. Тематические сообщения, подготовленные студентами, позволяют подробнее рассмотреть отдельные вопросы с привлечением дополнительной литературы.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Для подготовки к практическим занятиям рекомендуется использовать книги из основного и дополнительного списка литературы. При этом:
– следует тщательно проработать соответствующую тему по основной и дополнительной литературе, рекомендованной в плане практического занятия, а также поработать с учебно-методическими материалами по дисциплине;
– не следует ограничиваться одним информационным источником, необходимо знакомиться с оригинальными текстами, хотя бы во фрагментах; необходимо обращаться к словарям и энциклопедиям, находить определения основных понятий темы;
– следует провести самостоятельный поиск материала, включая ресурсы Интернета (не только рекомендованные сайты), периодику;
– следует не только выявить для себя различные аспекты предложенной проблемы, но разнообразные подходы и множественные варианты и способы её решения;
– при подготовке по теме практического занятия докладов и сообщений можно использовать как классическую форму, так и презентации.
Цель написания реферата – развитие у студентов навыков самостоятельного подбора, изучения, анализа литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) и последующего краткого и лаконичного изложения материала по заданной теме в письменной форме. В итоге студент должен полностью раскрыть тему, логически последовательно изложить материал, представить разнообразные точки зрения и обозначить собственную, сделать обобщения и выводы. В зависимости от требований преподавателя может быть предложена защита рефератов.
Реферативная работа должна включать следующие разделы:
а) титульный лист, на котором необходимо указать полное название учебного заведения и подразделения курс и номер группы, в которой учится автор;
б) название кафедры социально-гуманитарных наук, куда представляется реферат;
в) тема реферата;
г) фамилия, имя, отчество автора;
д) название населенного пункта, в котором расположено учебное заведение;
е) год написания работы.
Оглавление (план) должно быть расположено на втором листе подготовленной работы с указанием страниц (на какой странице начинается и кончается та или иная часть выпускной работы); все страницы текста нумеруются. План работы должен полно и логично раскрывать тему.
Во введении автор должен:
– обосновать выбор темы, ее актуальность, связь с современностью, значимость в будущем;
– раскрыть новые подходы к решению проблемы; наличие противоречивых точек зрения на данную проблему в науке и желание в них разобраться;
– объяснить мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме;
– определить цели и задачи исследования, изложить порядок расположения материала в представляемой работе.
В основной части автор:
– непосредственно раскрывает суть проблемы или объективных исторических сведений по теме реферата, демонстрируя знание проблемы, способность анализировать, обобщать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения на спорные вопросы проблемы;
– дает критический обзор источников;
– сообщает собственные сведения, версии, оценки по данной проблеме.
Возможно деление материала на главы и параграфы. В заключении автор:
– подводит итоги исследования;
– высказывает свое личное мнение по данному вопросу, отражает в работе собственные мысли и чувства, результаты и личную значимость проделанной работы;
– делает соответствующие обобщения и выводы;
– определяет перспективы продолжения дальнейшего изучения темы.
В списке литературы на последнем листе должна быть дана библиография (то есть список использованной литературы) в алфавитном порядке. При оформлении источника указывается фамилия автора, его инициалы, полное название книги (учебника), место и год издания. Реферативная работа предполагает использование не менее 5-6 источников.
На каждый использованный источник в тексте обязательно даются ссылки внизу каждой страницы или в конце работы с указанием названия источника и страницы, откуда взят соответствующий материал. Цитаты следует заключать в «кавычки». Сноски и список используемой литературы составляют научно-справочный аппарат, правильное оформление которого свидетельствует об определенной научной квалификации автора работы.
Общий объем реферата не должен превышать 10-15 страниц печатного текста.