2020-2021_49_03_01 17 ФОТ_plx_История Урала
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Социально-гуманитарных наук
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История Урала
______________ 2017 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 17 ФОТ.plx

Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль: "Физкультурно-оздоровительные технологии"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
75,75
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
15 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Контактные часы на аттестацию
0,25
0,25
0,25
0,25
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32,25
32,25
32,25
32,25
Сам. работа
75,75
75,75
75,75
75,75
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., Доцент, В. Ф. Мильцова _________________
 
к.п.н., Руководитель ООП, Р. Х. Аминов _________________
Рецензент(ы):
 
История Урала
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 935)
 
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль: "Физкультурно-оздоровительные технологии"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 31.08.2017 протокол № 1.
 
Протокол от __ __________ 2017 г.  №  __  

Срок действия программы: 2017-2021 уч.г.

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2020 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2019 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2018 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2018 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Целью изучения дисциплины «История Урала» является формирование у студентов целостного методологического восприятия исторического пути развития Урала, как части России, а также выработка понимания специфических особенностей исторического развития края и их влияния на место и роль Урала в российском  историческом процессе, воспитание гражданственности и патриотизма.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Туризм
2.2.2
Пропаганда и связи с общественностью в сфере ФК и С
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК-2:      способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции 
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает категории исторической науки; основные исторические понятия, наиболее важные события отечественной и всеобщей истории. Основные понятия, термины и даты  истории Урала
 
Уровень 2
Знает движущие силы и закономерности исторического процесса; историю и культуру Урала как части России
 
Уровень 3
Знает основные тенденции исторического развития Урала, их место в системе общероссийской и  мировой культуры и цивилизации
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет сопоставлять исторические события, явления и процессы с точки зрения их формы и содержания
 
Уровень 2
Умеет устанавливать причинно-следственные связи между историческими  фактами, явлениями и процессами истории Урала, России и общемировой  истории
 
Уровень 3
Умеет типологизировать исторические события, явления и процессы, выявлять их общие и особенные черты
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет навыками поиска и отбора исторических источников по истории Урала; навыками работы с историческими источниками, получения необходимой информации
 
Уровень 2
Владеет навыками сравнительного анализа исторических фактов, явлений и процессов истории Урала, России и общемировой  истории
 
Уровень 3
Владеет навыками системного анализа основных закономерностей и тенденций исторического процесса
 
 
 
ОК-6:      способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия 
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает базовые этические принципы, ценности и нормы; культурные традиции России, особенности культур народов, населяющих Урал
 
Уровень 2
Знает способы и формы  взаимодействия людей
 
Уровень 3
Знает способы взаимодействия в коллективе с учётом существенных социальных, этнических и культурных различий
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет уважительно относиться к представителям различных культур, социально-профессиональных групп общества
 
Уровень 2
Умеет вести толерантный диалог с представителями различных культур, социально-профессиональных групп общества
 
Уровень 3
Умеет вести толерантный диалог, вести дискуссию в ситуациях профессионального и межкультурного общения
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет навыками установления и поддержания коммуникации в коллективе
 
Уровень 2
Владеет навыками толерантного общения и взаимодействия в коллективе с социальными, этническими, конфессиональными и культурными различиями
 
Уровень 3
Владеет навыками конструктивного общения и работы в коллективе с социальными, этническими, конфессиональными и культурными различиями
 
 
стр. 5
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
 
ОК-7:      способностью к самоорганизации и самообразованию 
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает отдельные методы исследования исторической науки
 
Уровень 2
Знает основные этапы,  приемы и методы исследовательской деятельности
 
Уровень 3
Знает базовые методологические принципы деятельности, направленной на получение новых знаний
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет анализировать получаемую информацию в учебном процессе
 
Уровень 2
Умеет использовать различные средства, способы и методики нацеленные на приобретение новых знаний
 
Уровень 3
Умеет определять цели и задачи исследовательской деятельности
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет навыками поиска информации, ее обработки и  систематизации
 
Уровень 2
Владеет основными приемами анализа исторической информации
 
Уровень 3
Владеет методологическими принципами, приемами средствами и методами анализа исторического процесса, навыками обобщения информации
 
 
 
ПК-9: способностью формировать мотивацию к занятиям избранным видом спорта, воспитывать у обучающихся моральные принципы честной спортивной конкуренции
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает основные моральные нормы и принципы честной конкуренции
 
Уровень 2
Знает способы взаимодействия в коллективе; понимает социальную и личностную значимость избранного вида деятельности
 
Уровень 3
Знает условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, объективные связи обучения, воспитания и развития личности
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет строить свою социальную и профессиональную деятельность согласно основным моральным нормам и принципам честной конкуренции
 
Уровень 2
Умеет аргументировать социальную и личностную значимость своей профессиональной деятельности
 
Уровень 3
Умеет использовать полученные знания в профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет навыками анализа собственной личности в тесной связи с духовной культурой
 
Уровень 2
Владеет навыками организации собственной деятельности на основе моральных норм
 
Уровень 3
Владеет навыками анализа собственной профессиональной деятельности и её результатов
 
 
 
ПК-28: способностью выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта 
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает основные источники информации в сфере своей профессиональной деятельности
 
Уровень 2
Знает методы и средства обработки информации в сфере своей профессиональной деятельности
 
Уровень 3
Знает актуальные вопросы в сфере своей профессиональной деятельности
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет находить необходимую информацию в различных источниках
 
Уровень 2
Умеет критически оценивать различную информацию
 
Уровень 3
Умеет использовать полученную информацию в сфере своей профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет навыками получения информации из различных источников
 
Уровень 2
Владеет приёмами аналитической деятельности
 
Уровень 3
Владеет навыками рационального использования информации
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
– основные этапы и закономерности исторического развития общества; историю и культуру Урала, ее место в системе общероссийской и  мировой культуры и цивилизации;
3.1.2
– социальные нормы, регулирующие отношения человека и общества, в контексте разнообразия культур народов, населяющих Урал;
3.1.3
– различные формы и методы самостоятельной учебно-познавательной деятельности в области «Истории Урала»;
 
стр. 6
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
3.1.4
- условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; общие закономерности, объективные связи обучения, воспитания и развития личности; способы взаимодействия в коллективе; основные этические и моральные нормы и принципы честной конкуренции; социальную и личностную значимость избранного вида деятельности;
3.1.5
- методы и средства сбора информации, а также основные источники информации, основные актуальные вопросы в сфере своей профессиональной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
– анализировать и оценивать достижения культуры Урала на основе знания исторического контекста; аргументировать свою позицию;
3.2.2
– вести толерантный диалог, вести дискуссию в ситуациях профессионального и межкультурного общения;
3.2.3
– использовать методы и формы самоорганизации, самообразования и самоуправления в учебном процессе;
3.2.4
- использовать полученные знания в профессиональной деятельности для воспитания патриотизма, формирования здорового образа жизни; аргументировать социальную и личностную значимость своей профессиональной деятельности;
3.2.5
- анализировать и критически оценивать различную информацию в сфере своей профессиональной деятельности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
– навыками работы с историческими источниками по истории Урала; навыками аналитической деятельности;
3.3.2
– способами установления и поддержания взаимодействия с субъектами деятельности в коллективе;
3.3.3
– навыками самоорганизации в ходе моделируемых учебных ситуаций и навыками самостоятельной работы по изучению истории Урала;
3.3.4
- навыками анализа собственной профессиональной деятельности;
3.3.5
- навыками получения, первичной обработки и рационального использования информации из различных источников.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 1 История Урала как часть всемирной истории

 
1.1
1.1 Предмет, цели и задачи курса История Урала. Методы и источники изучения истории Урала. Урал – геополитический центр России /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7
3
0
Понятия и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История Урала – неотъемлемая часть всемирной истории. Основные исторические школы.

Значение Урала как геополитического центра России. Топонимическое значение понятия Урал

 
1.2
1.1 Предмет, цели и задачи курса История Урала. Методы и источники изучения истории Урала. Урал – геополитический центр России /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
ОК-2 ОК-6 ОК-7
3
0
Решение тестов по теме занятия.

Работа со словарём, анализ топонимов, поиск информации в источниках различного типа. Рассказать о происхождении топонимов, встречающихся на территории Урала (письменно)

 
1.3
1.2 Урал в древности и средневековье. Урал в XVI-XVIII веках /Лек/
Л1.1 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7
3
0
Урал – перекресток миграции народов древнего мира. Источники и история изучения древностей Урала. Письменные и вещественные источники. Периодизация древней истории Урала. Урал в раннем железном веке. Эпоха Средневековья на Урале. Языческие верования и культы. Становление и развитие административно-территориального деления Урала.

Колонизация Урала Россией в 16 в. Административно-территориальное устройство края и организация системы местного управления в 17 в.

Социально-экономическое развитие Урала в 17 в. Становление и развитие уральской промышленности в 17-18 вв. Урал как центр горного дела и металлургии страны в 18 в. Культура и быт населения Урала в 16-18 вв.

 
1.4
1.2 Урал в древности и средневековье. Урал в XVI-XVIII веках /Пр/
Л1.1 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7
3
0
1. Какой признак лежит в основе разделения человеческой истории на каменный, бронзовый и железный века? Почему вещественные источники играют более важную роль в изучении древней истории Урала, нежели письменные?

2. Назовите археологические памятники на территории Челябинской области, расскажите о них. Перечислите изобретения эпохи каменного века, какую роль они сыграли в истории человечества?

3. Назовите характерные признаки бронзового века. В чем значение изобретения бронзы? Какими преимуществами обладали бронзовые изделия по сравнению с каменными?

4. Каковы основные признаки железного века? Что изменилось в жизни людей после того, как они научились делать железные орудия труда?

5. Какие формы религиозных верований существовали у древнего населения Урала? Менялись ли они в зависимости от развития хозяйства и эволюции общественных отношений?

6. Какие причины стали основанием для русской колонизации на северо-восток? Чем вызвана активная колонизационная политика Москвы в районе Урала и Сибири?

7. Как в русском государстве 16 в. была организована система центрального управления? Каким образом осуществлялось управление на местах? Что изменилось в системе центрального и местного управления в 17 в.?

8. О каких новых явлениях в российской экономике можно говорить применительно к 17 в.?

9. Почему на Урале сложилась система государственного феодализма?

10. Перечислите категории крестьян, существовавшие на Урале в 17 в. Назовите отличительные черты каждой из них. Какие повинности приходилось выполнять уральским крестьянам?

 
1.5
1.2 Урал в древности и средневековье. Урал в XVI-XVIII веках /Ср/
Л1.1 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ОК-2 ОК-6 ОК-7
3
0
Подготовка к практическому занятию. Решение тестов.

1. Таблица «Среда обитания и продвижение кочевых народов по территории Урала».

2. Таблица «Освоение Урала. Строительство городов-крепостей»: составьте сводную таблицу урало-сибирских городов и острогов, возникших в 16 веке, с указанием места и времени их строительства, имен основателей, причин возникновения, причин ликвидации (если таковая была) и их статуса. Сохранились ли они и чем знамениты сегодня?

 
стр. 7
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
1.6
1.3 Урал в XIX в. Реформы 1860-70-х гг. на Урале /Лек/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7
3
0
Отмена крепостного права на Урале и развитие сельского хозяйства. Развитие промышленности. Становление земского самоуправления на Урале. Строительство Транссибирской магистрали и промышленный подъем в конце 19 в.
 
1.7
1.3 Урал в XIX в. Реформы 1860-70-х гг. на Урале /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7
3
0
1. Какое значение имела отмена крепостного права? Какие изменения произошли в связи с этим на Урале?

2. Каковы особенности и результаты процесса индустриализации на Урале? Какие крупные предприятия были созданы в нашей местности во второй половине 19 в.? Какова их судьба в настоящее время?

3. Дискуссия: «Причины и последствия реформ Александра II для социально-экономического и культурного развития Урала»

 
1.8
1.3 Урал в XIX в. Реформы 1860-70-х гг. на Урале /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
ОК-2 ОК-6 ОК-7
3
0
Решение тестов по теме.

Письменно ответить на вопросы:

1. Какое значение имела отмена крепостного права? Какие изменения произошли в связи с этим на Урале?

2. Каковы особенности и результаты процесса индустриализации на Урале? Какие крупные предприятия были созданы в нашей местности во второй половине 19 в.? Какова их судьба в настоящее время?

3. Посещение в краеведческом музее экспозиции, посвященной быту уральского населения.

Охарактеризуйте быт русского населения Урала в 19 в. Что из этого быта сохранилось в уральских семьях до настоящего времени? (письменно)

 
 
Раздел 2. 2 Урал на рубеже двух веков

 
2.1
2.1 Урал на рубеже XIX-XX веков. Общественно-политическая жизнь Урала в начале XX века  /Лек/
Л1.1 Л1.4Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7
3
0
Социально-экономическое развитие Урала на рубеже двух веков. Особенности первой русской революции на Урале. Социально-экономическое развитие Урала накануне Первой мировой войны. Урал в период Первой мировой войны. Политические партии и общественные движения Урала в начале 20 в. (1905-1916 гг.). 
 
2.2
2.1 Урал на рубеже XIX-XX веков. Общественно-политическая жизнь Урала в начале XX века  /Пр/
Л1.1 Л1.4 Л1.5Л2.2 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7
3
0
1. На каком этапе модернизации находилась Россия к концу 19 века?

2. В чем состояли особенности социально-экономического развития страны в это время?

3. Какие типы монополий были характерны для России на рубеже 19-20 вв.?

4. В чем состояла специфика административного управления уральскими губерниями?

5. Какие проблемы были основными в промышленности и сельском хозяйстве края?

6. Какие периоды революции выделяли историки в советское время и выделяют современные историки? В чем разница подходов в периодизации революции?

7. Каковы движущие силы революции с точки зрения историков прошлого и настоящего?

8. Вспомните основное содержание Манифеста 17 октября 1905 г.

9. В чем суть столыпинской аграрной реформы?

10. Какие процессы происходили в социально-экономической сфере России накануне Первой мировой войны?

11. Каковы причины и характер Первой мировой войны?

12. Как отразилась война на социально-экономическом положении России, Урала?

13. Какую роль играл Урал в помощи фронту?

 
2.3
2.1 Урал на рубеже XIX-XX веков. Общественно-политическая жизнь Урала в начале XX века  /Ср/
Л1.1 Л1.4 Л1.5Л2.2 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
ОК-2 ОК-6 ОК-7
3
0
Подготовка к практическому занятию.

Таблица «Промышленные гиганты на Урале в начале 20 века»: название, дата и место, основания, специфика, связанные имена и события, значение, сохранились ли в настоящее время.

Эссе «Особенности культурного развития Урала в эпоху промышленного подъёма»

 
2.4
2.2 Революция 1917 года на Урале /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7
3
0
Исторические условия, причины Февральской революции. Установление двоевластия на Урале. Особенности процесса выбора политического развития и политическая борьба общественных движений и политических партий. Победа большевиков и установление Советской власти. Гражданская война на Урале.
 
2.5
2.2 Революция 1917 года на Урале /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7
3
0
1. Охарактеризуйте революционный опыт, накопленный на Урале и в России к началу 1917г.

2. Какой политический режим установился в стране и на Урале после падения царизма?

3.  В чем причины усиления влияния большевиков на Урале? Как произошел переход власти к  Советам?

4. Определите роль и место Урала в гражданской войне в России.

5. Почему большевики смогли победить в войне со своими противниками?

6. Ознакомьтесь с биографическими данными участников гражданской войны на Урале. Что объединяет участников белого движения? Что объединяет партийных, советских, военных деятелей красного лагеря?

7. Чьи идеи вам более близки и понятны? Почему?

 
2.6
2.2 Революция 1917 года на Урале /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
ОК-2 ОК-6 ОК-7
3
0
Подготовка к практическому занятию: ознакомление с биографическими данными участников гражданской войны на Урале (поиск информации в источниках различного типа).

Эссе «Установление советской власти на Урале. Причины победы большевиков»

 
2.7
2.3 Индустриализация Урала в 1920-30-е годы /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.4 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7
3
0
Причины и особенности процесса индустриализации на Урале. НЭП. Строительство гигантов советской индустрии: ММК, ЧТЗ и т. д. Начальный этап формирования Урала как второй базы развития оборонной промышленности СССР. Коллективизация на Урале. Политическая ситуация и общественно-политическая жизнь в 1920-30-е гг. Культурные преобразования.
 
2.8
2.3 Индустриализация Урала в 1920-30-е годы /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.4 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7
3
0
1. Каковы причины введения Новой экономической политики? Чем НЭП отличается от политики «военного коммунизма»? Что привело к свертыванию НЭПа?

2. Расскажите о развитии предпринимательства на Урале в 20-е годы. В решении каких экономических и социальных проблем на Урале приняли участие иностранные компании, имевшие концессии в регионе?

3. Можно ли говорить о социальном согласии на Урале в 1920-е годы? По каким причинам возникли противоречия между разными социальными группами в это время?

4. Как изменился быт населения в 1920-1930-е годы? Какие новые явления в культурной жизни появились в 20-е годы? Какова роль уральских университетов в развитии науки и образования на Урале?

5. Какова была судьба «старой» интеллигенции и священнослужителей на Урале после Октября 1917 г.?

6. Назовите положительные и отрицательные результаты индустриального развития Урала в 1930-е годы. В чем заключались диспропорции в развитии уральской промышленности?

7. С какой целью создавалась система ГУЛАГа? Почему Урал стал регионом лагерей и ссылки спецпоселенцев?

8. Что можно сказать о составе и качестве рабочей силы на стройках и предприятиях Урала? Какими были условия жизни и труда уральских рабочих в 1930-е годы? Чем объяснить энтузиазм советских людей, работавших в годы первых пятилеток?

9. Каковы положительные и отрицательные последствия коллективизации? Почему советское руководство в 1928-30-х годах избрало путь насильственного воздействия на крестьян? Существовал ли другой вариант решения продовольственной проблемы?

 
стр. 8
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
2.9
2.3 Индустриализация Урала в 1920-30-е годы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.4 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
ОК-2 ОК-6 ОК-7
3
0
Подготовка к практическому занятию (поиск информации в источниках различного типа).

Используя цифры и выводы текста § 45 («История Урала  с древнейших времен до наших дней» под ред. И. С. Огоновской стр. 344-346) составьте схему «Итоги коммунистических преобразований в уральской деревне» Можно ли считать эти изменения прогрессом в с/х края?

Реферат «История крупнейших предприятий Урала (на выбор: ЧТЗ, ЧТПЗ, ММК и др.)»

 
 
Раздел 3. 3 Уральская история в XX-XXI вв.

 
3.1
3.1 Урал в годы Великой Отечественной войны /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7
3
0
Урал накануне и в начале Второй мировой войны (1938-1941). Перестройка промышленности на военное производство. Размещение эвакуированных предприятий на Урале. Трудовые подвиги уральцев. Создание Уральского добровольческого танкового корпуса. Социально-политические отношения. Наука и культура.
 
3.2
3.1 Урал в годы Великой Отечественной войны /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.2 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7
3
2
1. Охарактеризуйте основные направления внешней и внутренней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны?

2. Каким был уровень экономического развития СССР к 1939 г.? Какую роль в народном хозяйстве страны играл военно-промышленный комплекс?

3. Что было сделано на Урале для перевода промышленности на военный лад? В каких отраслях промышленности в годы войны Урал достиг наибольших  успехов?

4. Какое значение имела экономика Урала для победы над врагом? Какие особенности советской экономики позволили перевести промышленность СССР на военные рельсы?

5. Какую роль играл тыл в годы войны? Расскажите о помощи, которую жители Урала оказывали фронту. Как вы думаете, были ли в трудовых инициативах военных лет искренность и честность?

 
3.3
3.1 Урал в годы Великой Отечественной войны /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.2 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
ОК-2 ОК-6 ОК-7
3
0
1. Подготовьте сообщение о ваших земляках – героях фронта и тыла.

2. Подготовьте сообщение об истории вашей семьи в годы войны: чем занимались прадеды бабушки и дедушки, есть ли участники военных действий среди родственников, какие боевые и трудовые награды хранятся в вашей семье, какие документы, фото военных лет сохранилось в вашем семейном архиве?

3. Эссе «Роль Урала в победе советского народа в Великой Отечественной войне»

 
3.4
3.2 Уральский край в послевоенное время и в период усиления кризисных процессов в СССР (1945-1985) /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.4 Л1.5Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7
3
0
Восстановление послевоенного производства. Демилитаризация промышленности. Создание атомной и ракетной промышленности на Урале и развитие Уральского ВПК. Сельскохозяйственное развитие региона. Социально-политическая жизнь и культурное развитие Урала
 
3.5
3.2 Уральский край в послевоенное время и в период усиления кризисных процессов в СССР (1945-1985) /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.4 Л1.5Л2.2 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7
3
0
1. Чем объяснить изменения в административно-территориальном делении и управлении краем в послевоенные годы?

2. Какие успехи были достигнуты в развитии уральской промышленности в послевоенный период?

3. Какие процессы происходили в сельском хозяйстве страны в послевоенный период? Какую роль в его развитии сыграло освоение целинных и залежных земель?

4. Расскажите, есть ли в вашем городе промышленные и гражданские объекты, построенные после Второй мировой войны военнопленными.

5. Какие крупные достижения отечественной науки вы можете назвать? В чем выразилось идеологическое давление на деятелей науки и культуры?

Дискуссия: «Была ли альтернатива сохранения темпов уральской экономики в условиях кризиса»

 
3.6
3.2 Уральский край в послевоенное время и в период усиления кризисных процессов в СССР (1945-1985) /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.4 Л1.5Л2.2 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
ОК-2 ОК-6 ОК-7
3
0
Подготовка к практическому занятию (поиск информации в источниках различного типа).

1. Подготовьте сообщение о любом из деятелей культуры данного периода.

2. Узнайте у ваших родителей, бабушек и дедушек, какие печатные издания любили они в детстве? Что сегодня читает ваша семья? Какие проблемы вы обсуждаете в семье со своими родителями?

3. Спросите у бабушек, дедушек, родителей, как они проводили свой досуг. Какие кружки и секции посещали? Какие музыкальные пристрастия имели? Что коллекционировали?

4. Какую роль в их жизни играли пионерская и комсомольская организации? С каким чувством они вспоминают участие в этих молодежных организациях? 

 
3.7
3.3 Урал в условиях перестройки и современное развития региона (1985 - по настоящее время) /Пр/
Л1.1 Л1.4 Л1.5Л2.2 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28
3
2
1. Чем характеризуется период «застоя» в СССР? Каковы его причины?

2. Какие признаки экономического кризиса в начале 1980-х гг. проявились на Урале особенно сильно?

3. Какие демографические процессы были характерны для Урала в рассматриваемый период? Какие факторы влияли на ухудшение демографической ситуации в стране?

4. В чем заключались проявления аграрного кризиса на Урале?

5. Кто такие диссиденты? Что стало причиной появления в СССР диссидентского движения?

6. Почему СССР называли самой читающей страной в мире? Какие темы были главными в литературе и искусстве? Как повлияла перестройка на культурную жизнь страны в целом?

7. В чем состояла суть взятого руководством КПСС курса на перестройку?

8. По каким направлениям происходит рост социальных противоречий в регионе в перестроечный период?

9. Какие изменения произошли в политической жизни страны в эпоху перестройки? Как проявился на Урале кризис однопартийной политической системы?

10. Как осуществлялся переход к рыночным отношениям в новой России? Место Урала в этом процессе?

11. Расскажите. как итоги реформ 90-х гг. отразились на судьбе вашей семьи?

12. Каковы тенденции социально-экономического развития регионов Урала в начале XXI в?

13. Какие изменения в культурной жизни вашего города, поселка произошли в последние годы?

 
3.8
3.3 Урал в условиях перестройки и современное развития региона (1985 - по настоящее время) /Ср/
Л1.1 Л1.4 Л1.5Л2.2 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

9,75
ОК-2 ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28
3
0
Подготовка к практическому занятию (поиск информации в источниках различного типа).

1. Подготовьте сообщение о своём городе, посёлке: опишите облик, расскажите, какие изменения произошли в нем по сравнению с брежневским периодом? Есть ли экологические проблемы в вашей местности?

2. Эссе «Конверсия на Урале. Причины и последствия: неизбежность или катастрофа»

 
3.9
/Зачёт/

0
3
0
Зачёт проводится на последнем практическом занятии
 
3.10
/КАтЗ/

0,25
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерный перечень вопросов к зачёту

1 Геополитическая характеристика Урала.

2 Становление и развитие  административно-территориального деления Урала.

3 Урал – перекресток миграции народов древнего мира.

4 Колонизация Урала Россией.

5 Становление и развитие уральской промышленности.

6 Политические партии и общественные движения на Урале.

 
стр. 9
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
7 Революции 1917 года на Урале.

8 Гражданская война на Урале. НЭП на Урале (1921-1927 гг.).

9 Индустриализация на Урале. Промышленные гиганты.

10 Коллективизация на Урале в 1920-1930-х гг.

11 «Большой террор» на Урале в 1930-х годах.

12 Становление и развитие военно-промышленного комплекса Урала в годы Великой Отечественной войны.

13 Вклад Урала в победу.

14 Ратные подвиги уральцев на фронтах Великой Отечественной войны.

15 Создание атомной промышленности на Урале.

16 Урал в период усиления кризисных процессов в жизни советского общества (1960е-1985гг.).

17 Урал в условиях перестройки (1985-1990-е годы).

18 Трудный переход к рынку: экономические преобразования на Урале.

19 Современное социально-экономическое развитие региона.

20 Развитие спорта на Южном Урале. Выход на Олимпийскую арену.

21 Выдающие спортсмены – южноуральцы.

22 Известные деятели науки, культуры, искусства – челябинцы

 
5.2. Темы письменных работ
Примерная тематика рефератов

1 Заселение Урала с древности до 16 века.

2 Колонизация Урала в 16-17 веках.

3 Ермак и его поход в Западную Сибирь.

4 Башкирия в составе России (16-18 вв.).

5 Роль и место Урала в модернизации России при Петре 1.

6 Династия Демидовых.

7 В.Н. Татищев на Урале.

8 Оренбургская экспедиция на Урале.

9 История г. Челябинска.

10 История г. Екатеринбурга.

11 История г. Уфы.

12 История г. Кургана.

13 История г. Касли.

14 История г. Кыштыма.

15 История г. Златоуста.

16 История г. Миасса.

17 История г. Троицка.

18 История г. Уфалея.

19 История г. Сатки.

20 История г. Усть-Катава.

21 История малой родины.

22 Развитие металлургии на Урале (18 – нач. 20 вв.).

23 Приписные крестьяне на Урале (18-19 вв.).

24 Создание Оренбургской оборонительной линии в 18 веке.

25 Социальные и этнические конфликты на Урале в 16-18 вв.

26 Пугачевщина на Южном Урале.

27 Зарождение казачества на Урале.

28 Формирование казачьих войск на Урале.

29 Культура и обычаи уральских казаков.

30 Культура и обычаи уральских народов.

31 Кризис феодально-крепостнической системы на Урале.

32 Общественно-политическое и революционное движение на Урале.

33 Революции 1917 года на Урале.

34 Гражданская война на Урале.

35 Представители «красного» движения на Урале.

36 Представители «белого» движения на Урале.

37 НЭП на Урале.

38 Коллективизация на Урале.

39 Индустриализация Урала.

40 История крупнейших предприятий Урала (ЧТЗ, ЧТПЗ, ММК и др.).

41 Челябинск в годы Великой Отечественной войны.

42 Южноуральцы – Герои Советского Союза.

43 Создание атомной промышленности на Урале.

44 История Уральского автомобильного завода (г. Миасс).

45 Каслинское литье.

46 Научные деятели Урала.

47 История челябинских улиц.

48 История челябинских театров.

49 Современный Челябинск.

 
стр. 10
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
Тестовые задания
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А.
История России: учебник
М.: Проспект, 2017
 
Л1.2
Касьянов В. В., Самыгин П. С., Шевелев В. Н., Самыгин С. И.
История для бакалавров: учебник
Ростов н/Д: Феникс, 2017
 
Л1.3
Чураков Д. О., Саркисян С. А.
История России: учебник и практикум для прикладного бакалавриата
М. : Юрайт, 2017
 
Л1.4
Федоров В. А., Моряков В. И., Щетинов Ю. А.
История России с древнейших времён до наших дней: учебник
М. : КноРус, 2017
 
Л1.5
Сабирова Д. К., Гатауллина И. А.
История (для бакалавров): учебник
М. : КноРус, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Алеврас Н.Н., Конюченко А.И.
История Урала. 11 - 18 века: учеб. пособие для учащихся старших классов муниципальных общеобразовательных учреждений, лицеев, гимназий
Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2000
 
Л2.2
Виноградов Н.Б., Гитис М.С., Кузнецов В.М.
Историческое краеведение. Челябинская область: краткий справочник
Челябинск: Абрис, 2009
 
Л2.3
Панькин И.Д.
Советская государственная промышленная политика на Урале в 20-30-е г. 20 века в отечественной историографии: монография
Челябинск: Уральская академия, 2013
 
Л2.4
Добрейцина Л.Е., Санникова Т.О.
Исторические города Урала: учеб. пособие
Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Мильцова В.Ф.
История Урала. Тесты: учебно- метод. пособ.
Челябинск: Уральская Академия, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт «История Урала»
 
Э2
История Урала от зарождения до наших дней
 
Э3
Электронная библиотека «Уральская библиотека. Лучшие статьи и книги об Урале»
 
Э4
Электронная краеведческая библиотека «Пермский книгоед»
 
Э5
Уральская историческая энциклопедия
 
Э6
Электронная библиотека "Восточная литература": средневековые исторические источники Востока и Запада
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
6.3.1.2
LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux:
6.3.1.3
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
6.3.1.4
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций
6.3.1.5
Libre Оffice Сalc – программа для работы с электронными таблицами
6.3.1.6
Mozilla Firefox – интернет обозреватель
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
стр. 11
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
6.3.2.1
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний. – Режим доступа : https://www.ebsco.com/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Занятия проводятся в аудиториях:
7.2
1-328: Компьютер - 1; Монитор - 1; Проектор - 1; Экран - 1; Доска ученическая - 1 шт; Стол офисный - 1 шт; Шкаф д/одежды спортивного зала - 6 шт; Парта со скамьей 2-х местная на металлокаркасе - 41 шт; Стол письменный - 3 шт; Стул п/мягкий - 11 шт; Тумба 2 ящика - 1 шт.
7.3
2-210: Шкаф закрытый: 1 шт; Стол 2 местный: 4 шт; Стол 3 местный: 5 шт; Полка стеклянная навесная: 7 шт; Стул: 24 шт; Жалюзи: 2 шт.; Компьютер: 1 шт; Монитор: 1 шт; Экран: 1 шт; Проектор: 1 шт.
7.4
1-23: Компьютер – 1; Монитор – 1; Проектор – 1; Экран – 1; Кондиционер: 1 шт; Стенка: 1 шт; Стол ученический: 15 шт; Стул ученический: 30 шт; Доска классная трёхстворчатая: 1 шт; Жалюзи: 2 шт; Жалюзи минирулонные: 4 шт; Шкаф офисный: 3 шт; Стол письменный угловой с тумбой: 1 шт; Стул: 1 шт; Трибуна настольная: 1 шт.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Преподавателем осуществляется текущий контроль за посещаемостью студентом аудиторных занятий и выполнением им творческих заданий, тестов и других видов самостоятельной работы.

Формы и виды промежуточного контроля и самостоятельной работы по дисциплине:

Устные доклады и сообщения – эта форма работы становится более эффективной, если практикуется организация содокладов, дополнений, оппонирования тех или иных высказанных идей и/или положений.

Проведение дискуссий по различным проблемам дисциплины, которые подразумевают написание студентами тезисов, рефератов по предложенной тематике. Студенты не только делают устные доклады, но и задают группе вопросы, что благоприятствует возникновению оживлённого обмена мнениями.

Исследовательский метод организации обучения на основе поисковой, самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе решения предлагаемых студентам познавательных и практических задач.

Диспут. Участие каждого слушателя предполагает тщательную предварительную подготовку всей группы по заранее определенной проблеме. Для обсуждения могут быть предложены и заранее подготовленные тезисы по основным вопросам практического занятия. Рекомендуется подготовка докладов (сообщений) с изложением различных точек зрения по заданной проблеме. Основным этапом в подготовке является самостоятельная работа над первоисточниками, научной литературой, рекомендованной к занятию. Диспут предполагает подготовку хорошо продуманных и четко сформулированных дополнительных вопросов, акцентирующих внимание на основных и противоречивых моментах темы.

Эссе – это письменный вид работы на практических занятиях, представляет собой написание студентами учебных текстов, в которых фиксируется их понимание и формулируется позиция по наиболее актуальным и острым вопросам дисциплины.

Тестирование, используемое в процессе контроля знаний на практических занятиях, позволяющие проверить текущие знания студентов по пройденным темам и итоговое тестирование по всему курсу. Контрольные тесты нацелены на активизацию познавательной деятельности в процессе изучения отдельных тем и при закреплении знаний. Их цель состоит также в развитии умения студентов выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные связи, признаки и причины различных явлений и процессов.

Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме зачёта, который включает решение теста по всему курсу.

О распределении изучаемого материала по видам аудиторных занятий

Наиболее сложной частью курса является теоретическая. Поэтому целесообразно рассмотреть основные проблемы на лекциях, а затем вернуться к этому материалу на практических занятиях. Практические занятия распределены по разделам, что позволяет выносить на них те или иные темы данного раздела, а при сокращении количества практических занятий часть тем может быть выведена на самостоятельное изучение с последующим текущим тест-контролем. В рамках каждой темы студенты составляют словарь основных понятий. Это даёт возможность дополнительно проводить текущие мини-контрольные (терминологические) на каждом занятии. Тематические сообщения, подготовленные студентами, позволяют подробнее рассмотреть отдельные вопросы с привлечением дополнительной литературы.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Для подготовки к практическим занятиям рекомендуется использовать книги из основного и дополнительного списка литературы. При этом:

– следует тщательно проработать соответствующую тему по основной и дополнительной литературе, рекомендованной в плане практического занятия, а также поработать с учебно-методическими материалами по дисциплине;

– не следует ограничиваться одним информационным источником, необходимо знакомиться с оригинальными текстами, хотя бы во фрагментах; необходимо обращаться к словарям и энциклопедиям, находить определения основных понятий темы;

– следует провести самостоятельный поиск материала, включая ресурсы Интернета (не только рекомендованные сайты), периодику;

– следует не только выявить для себя различные аспекты предложенной проблемы, но разнообразные подходы и множественные варианты и способы её решения;

– при подготовке по теме практического занятия докладов и сообщений можно использовать как классическую форму, так и презентации.

 
стр. 12
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
Методические рекомендации по написанию реферата

Цель написания реферата – развитие у студентов навыков самостоятельного подбора, изучения, анализа литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) и последующего краткого и лаконичного изложения материала по заданной теме в письменной форме. В итоге студент должен полностью раскрыть тему, логически последовательно изложить материал, представить разнообразные точки зрения и обозначить собственную, сделать обобщения и выводы. В зависимости от требований преподавателя может быть предложена защита рефератов.

Реферативная работа должна включать следующие разделы:

а) титульный лист, на котором необходимо указать полное название учебного заведения и подразделения курс и номер группы, в которой учится автор;

б) название кафедры социально-гуманитарных наук, куда представляется реферат;

в) тема реферата;

г) фамилия, имя, отчество автора;

д) название населенного пункта, в котором расположено учебное заведение;

е) год написания работы.

Оглавление (план) должно быть расположено на втором листе подготовленной работы с указанием страниц (на какой странице начинается и кончается та или иная часть выпускной работы); все страницы текста нумеруются. План работы должен полно и логично раскрывать тему.

Во введении автор должен:

– обосновать выбор темы, ее актуальность, связь с современностью, значимость в будущем;

– раскрыть новые подходы к решению проблемы; наличие противоречивых точек зрения на данную проблему в науке и желание в них разобраться;

– объяснить мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме;

– определить цели и задачи исследования, изложить порядок расположения материала в представляемой работе.

В основной части автор:

– непосредственно раскрывает суть проблемы или объективных исторических сведений по теме реферата, демонстрируя знание проблемы, способность анализировать, обобщать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения на спорные вопросы проблемы;

– дает критический обзор источников;

– сообщает собственные сведения, версии, оценки по данной проблеме.

Возможно деление материала на главы и параграфы. В заключении автор:

– подводит итоги исследования;

– высказывает свое личное мнение по данному вопросу, отражает в работе собственные мысли и чувства, результаты и личную значимость проделанной работы;

– делает соответствующие обобщения и выводы;

– определяет перспективы продолжения дальнейшего изучения темы.

В списке литературы на последнем листе должна быть дана библиография (то есть список использованной литературы) в алфавитном порядке. При оформлении источника указывается фамилия автора, его инициалы, полное название книги (учебника), место и год издания. Реферативная работа предполагает использование не менее 5-6 источников.

На каждый использованный источник в тексте обязательно даются ссылки внизу каждой страницы или в конце работы с указанием названия источника и страницы, откуда взят соответствующий материал. Цитаты следует заключать в «кавычки». Сноски и список используемой литературы составляют научно-справочный аппарат, правильное оформление которого свидетельствует об определенной научной квалификации автора работы.

Общий объем реферата не должен превышать 10-15 страниц печатного текста.