«Уральский государственный университет физической культуры»
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Психолого-педагогические проблемы физической культуры и спорта"
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2020-2022 уч.г.
Зав. кафедрой Л. А. Липская
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
умеет разрабатывать собственный диагностический инструментарий для решения поставленных задач; формулирует результаты, дает оценку и разрабатывает практические рекомендации;
представляет результаты научного исследования, в научных изданиях и (или) на научно-практических и научно-методических мероприятиях
публичной защиты результатов собственных исследований
проектирования, проведения и выполнения научно-исследовательской работы по разрешению проблемных ситуаций в области физической культуры и спорта с использованием современных методов исследования;
публичной защиты результатов собственных исследований, участия в научной дискуссии
ции
ракт.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Генезис науки, наука в культуре современной цивилизации.
Эволюция философско-методологических концепций, современные научные парадигмы.
История развития социально-гуманитарных наук.
История развития наук о физической культуре и спорте.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
2 Знание – результат познавательной деятельности человека. Многообразие знаний и их типология. Знания обыденные и научные. Многообразие форм знания: обыденное, вненаучное, паранаучное, антинаучное знание. Характерные черты и критерии научного знания. Закономерности и принципы развития науки. Основные подходы к анализу развития научного знания: кумулятивизм и антикумулятивизм. Интернализм и экстернализм как стратегии развития научного знания. Сциентизм и антисциентизм.
3 Классификация наук по предмету и методу: гуманитарные, социальные, математические, технические и естественные. Науки о природе и науки о духе; идеи В. Дильтея и Г. Риккерта. Конвергенция естественных и социально-гуманитарных наук. Фундаментальные и прикладные науки. Система научного знания о физической культуре и спорте, ее структура.
4 Особенности науки как социального института. Научные сообщества, научные школы и научные традиции. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила). Наука и экономика. Наука и власть. Наука и сфера образования. Проблема государственного регулирования науки.
5 Наука как социокультурный феномен. Наука в культуре современной цивилизации. Наука и практика. Ценностная ориентация науки. Взаимосвязь социальных и личностных ценностей как условие развития науки. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Наука и этика. Идеи Р. Мертона об этосе науки. Ответственность ученых за социальные последствия научных открытий. Новые этические проблемы науки ХХIв.
6 Основания науки. Нормы научного знания: непротиворечивость, верификация, фальсификация, организованность и системность, принцип точности и преемственности. Идеалы научного знания. Философские основания науки: онтологические, гносеологические, методологические, аксиологические.
7 Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Основные периоды развития науки. Функции научной картины мира. Научные традиции и научные революции. Причины научных революций. Типология научных революций. Научные революции как смена парадигм научного знания. Глобальные революционные преобразования картины мира. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
2 Теоцентризм как религиозная картина мира и клерикализация общества эпохи Средневековья. Два концептуальных подхода Средневековья: патристика (о вере как постижении божественной истины) и схоластика (обоснование религиозных догматов с помощью логических рассуждений Ф. Аквинским). Особенности развития форм средневекового знания: алхимия, астрология, магия. Роль науки арабского Востока. Наука европейского Возрождения, секуляризация науки.
3 Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Идеи антропоцентризма и пантеизма (Н. Кузанский), теория гелиоцентризма Н. Коперника. Предпосылки возникновения экспериментального метода. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта, учения о методах индукции и дедукции. Эксперименты Г. Галилея, законы классической механики И. Ньютона. Становление и развитие основных идей классической науки (XVII–XIХ вв.). Основные характеристики классического этапа развития науки: (натурализм, механицизм, детерминизм, объективизм, эмпиризм, и т.д.). Механическая научная картина мира.
4 Становление идей и методов неклассической науки в конце ХIХ–ХХ вв. Свержение идей и методов механической картины мира. Три великих научных открытия середины ХIХ в.: теория клеточного строения живых существ, закон сохранения и превращения энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина. Революционные открытия в физике на рубеже XIX–XX вв. Изменения философских и методологических основ научного познания: возрастание роли философии в научном познании, вероятностный и статистический характер причинности, плюрализм, зависимость научного знания от субъекта познания и др.
5 Главные характеристики становления постнеклассического этапа развития науки в конце ХХ в.: распространение методов системологии и синергетики, изменение характера объекта исследования, усиление роли нерационального знания, антропный принцип, математизация и компьютеризация науки, актуализация ценностного аспекта, интеграция наук.
6 Наука в культуре современной цивилизации. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Тенденции развития науки в современный период и взаимосвязь их со сферой физической культуры и спорта, сущность смены парадигм теоретического знания в этой сфере.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
2 Неопозитивизм как концепция развития научного знания, логический позитивизм. Философский анализ языка науки и формальной логики. Знание как фиксация чувственных впечатлений и описание явлений. Антиисторизм и пренебрежение процессами развития науки. Процедурная деятельность ученого. Кумулятивная модель науки. Недостатки верификационного критерия демаркации науки и ненаучного знания. Фальсификационизм К. Поппера. Скептицизм в отношении истинности научного знания. Вклад Поппера в развитие знания – анализ выдвижения, формирования, проверки и смены научных теорий.
3 Особенности постпозитивизма. Структура научных революций Т. Куна. Парадигма как важнейшее понятие концепции Куна. Примеры парадигм как совокупности научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в определенный период времени. «Нормальная» наука, развивающаяся в рамках определенной парадигмы. Аномалии как проблемы науки. Период кризиса в науке и научная революция как смена парадигм.
4 П. Фейерабенд и методологический анархизм. Принцип пролиферации и принцип несоизмеримости как методологическая основа анархизма. Отказ философии науки от установления каких-либо правил научной деятельности. Иррациональный аспект развития науки. Терпимость и критицизм в науке, гуманизм и свобода выбора, плюрализм идей и объяснений.
5 Понятие научно-исследовательской программы И. Лакатоса. Элементы структуры программы: «жесткое ядро» как фундаментальный принцип всех теорий программы, помогающий сохранять ее целостность, «защитный пояс» как вспомогательная гипотеза программы, обеспечивающая сохранность «жесткого ядра» программы. Рост научного знания, согласно Лакатосу. Концепция личностного и неявного знания М. Полани.
6 Современные научные парадигмы. Главные характеристики современной науки. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. Сфера физической культуры и спорта в современной науке.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
2 Проблема разделения наук на социальные и гуманитарные. Классификация и взаимосвязь социально-гуманитарных наук. Специфика субъекта и объекта в социально-гуманитарных исследованиях. Человек как объект социально-гуманитарного познания. Субъект социально-гуманитарного познания. Специфика эмпирического и теоретического познания в социальных науках.
3 Особенности современного социального познания. Специфика научных революций в социальных науках. Основные научные парадигмы и теории социальной науки. Основные черты новой парадигмы социального познания. Развитие социальных наук на современном этапе.
4 Выделение социологии как особой отрасли знания. Исторические и научные факторы, обусловившие возникновение социологии. Уровни изучения социальных явлений согласно Р. Мертону. Область исследования в социологии. Проблема изучения общества в социологии. Основные подходы к типологии общества (формационный, цивилизационный, стадиальный) и классификации государства. Сравнительный анализ формационной теории К. Маркса и теории трех стадий Д. Белла, их отличия, достоинства и недостатки.
5 Становление и развитие политической науки. Государство и власть как основные категории политической науки. Специфика социологического подхода к изучению политической жизни. Научные принципы социально-политических исследований. Современные направления исследований в политической науке. Основные задачи и функции политологии.
6 Взаимоотношения социальных наук и наук о спорте. Представления о спорте в различных моделях общества и государства. Роль и место физической культуры в жизни общества. Социальные функции физической культуры. Роль спорта в социализации личности.
7 Противоречивый характер взаимоотношений спорта и политики. Роль спорта в международных отношениях. Политизация проблемы допинга в спорте. Методология решения проблемы взаимоотношения спорта и политики. Новые аспекты спортивной политики. Основные направления государственной политики по развитию физической культуры и спорта в начале ХХI в.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
2 П. Ф. Лесгафт как основоположник физического воспитания и образования в России. Взаимосвязь идей П. Ф. Лесгафта, используемых им при разработке теории физического образования, с современными концепциями теории физической культуры. Развитие науки о физической культуре и спорте в советский период.
3 Развитие науки о физической культуре и спорте в постсоветский период. Российская философская школа гуманистического и диалектического анализа спорта. Формирование научно-теоретических основ современной отечественной системы физической культуры в работах В. И. Столярова, Л. И. Лубышевой и др. Диверсификация понятий в методологии спортизированного физического воспитания. Идеи Й. Хёйзинга о спорте как разновидности игры. Роль и функции социологии и философии физической культуры и спорта.
4 Особенности развития науки о физической культуре и спорте в ХХI веке. Современная спортивная наука в новой парадигме развития. Междисциплинарная интеграция комплекса наук, изучающих физическую культуру и спорт: естественно-научных, психолого-педагогических, социально-гуманитарных. Дифференциация наук как направления формирования научного знания о физической культуре и спорте. Физическая культура и спорт как философско-социальное, социокультурное и историческое явление.
5 Роль социологических исследований в решении задач по развитию физической культуры и спорта. Направления современных исследований в сфере научного знания о физической культуре и спорте. Основная проблематика социологических исследований в сфере физической культуры и спорта. Исследование проблемы допинга в спорте. Основной круг проблем, встречающихся в сфере профессиональной деятельности.
6 Тенденции развития науки и их взаимосвязь со сферой физической культуры и спорта. Методы сбора и систематизации научно-методической информации для определения приоритетов в организациях физической культуры и спорта. Спорт в пространстве социальных практик современной цивилизации. Задачи повышения социокультурной и педагогической ценности физической культуры и спорта. Система физической культуры и спорта и качество жизни населения. Применение системного подхода для решения поставленных задач. Применение методов сбора и систематизации научно-методической информации для определения приоритетов в организациях физической культуры и спорта. Осуществление критического анализа и синтеза информации в области физической культуры и спорта. Осуществление критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода, выработка стратегий действий, в том числе в сфере физической культуры и спорта.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Логика как наука, законы логики.
Методы научного познания.
Методология и методы социально-гуманитарного исследования.
Методология и современная проблематика науки в области физической культуры и спорта.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
2 Сущность и содержание научного познания. Уровни научного познания: эмпирический и теоретический. Структурные компоненты теоретического познания: проблема, гипотеза, теория. Критерии и нормы научного познания. Соотношение истины и ценностей в научном познании. Специфика и уровни методологии научного познания: философский, общенаучный, междисциплинарный, дисциплинарный.
3 Научная проблема как исходный пункт исследования. Выделение научной проблемы на основе анализа отечественной и зарубежной научной и научно-методической литературы, включая современный информационный поиск. Научные и ненаучные проблемы. Этапы проблемы: постановка и решение проблемы. Проблемная ситуация. Возникновение проблем в развитии научного знания. Решение проблем и прогресс научного знания.
4 Гипотеза как форма развития знаний. Роль гипотезы в развитии естественных и общественных наук. Соответствие гипотезы определенным требованиям и критериям. Виды гипотез: описательная и объяснительная, общие и частные. Понятие рабочей гипотезы. Способы доказательства гипотез. Методы проверки, подтверждения и опровержения научных гипотез и теорий.
5 Понятие аргументации. Структура доказательства. Прямое и косвенное доказательство. Опровержение. Прямой и косвенный способы опровержения. Правила по отношению к аргументам. Ошибки в основаниях (аргументах) доказательства. Примеры аргументации в физической культуре и спорте.
6 Структура и функции научной теории. Критерии научной теории. Закон как ключевой элемент теории. Виды законов: по формам движения материи, по степени общности, по механизму детерминации. Единство эмпирического и теоретического, теории и практики.
7 Логика построения научного исследования. Этапы научного исследования. Основные характеристики научного исследования: актуальность, степень разработанности проблемы в науке, проблема, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, методологические и теоретические основания исследования, гипотеза.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
2 Чувственное и рациональное познание. Формы чувственного содержания сознания: ощущение, восприятие, представление. Абстрактное мышление. Единство чувственных и абстрактных моментов познавательной деятельности. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное).
3 Логическая форма. Субъект и предмет познания. Понятие как форма мышления. Функции понятия. Виды понятий. Понятие как форма логического мышления. Отношения между понятиями. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Определение понятий. Определение понятия «логика». Правила явного определения. Ограничение и обобщение понятий.
4 Суждение как форма мышления и их виды. Логические связки в сложных суждениях. Отношения между суждениями по значениям истинности. Общая характеристика суждения. Виды и логические свойства простых суждений. Атрибутивное суждение как связь классов (виды простого категорического суждения).
5 Понятие умозаключения и его виды. Дедуктивные умозаключения: правила вывода, непосредственные дедуктивные умозаключения и операции с ними. Условные умозаключения, категорические умозаключения, условно-категорические умозаключения. Индуктивные умозаключения и их виды. Простой категорический силлогизм.
6 Понятие логического закона. Законы логики и их роль в познании. Закон тождества его применение в логических операциях. Закон противоречия и его логическое значение. Закон исключенного третьего. Его применение в логике. Закон достаточного основания. Интерпретация научных данных с применением законов логики. Правила и признаки простого категорического силлогизма. Действия законов логики в сфере физической культуры и спорта.
7 Методологическая роль законов логики в различных науках. Значение логики в научном познании и профессиональной практике. Методологические проблемы разработки понятийного аппарата спортивной науки. Различные подходы к анализу дискуссионных понятий физической культуры. Логика научного исследования.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
2 Теоретические методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, идеализация). Отличие парных методов: анализ и синтез, индукция и дедукция. Связь методов абстрагирования и идеализации. Единство исторического и логического в реальном историческом процессе. Взаимосвязь исторических и логических методов исследования, их особенности и отличия.
3 Общенаучные методы исследования. Методологические подходы к познанию: системный и синергетический. Основные аспекты системного подхода как базы научного осмысления интегративной сущности физической культуры и спорта. Синергетика как современная теория самоорганизации и метод познания сложных систем. Основные идеи и принципы синергетического подхода (случайности, дополнительности, нелинейности, предопределенности).
4 Особенности эмпирического исследования. Эмпирические методы исследования: наблюдение, эксперимент, описание и систематизация фактов и др. Наблюдение и его виды. Особенности метода эксперимента. Натуральный и модельный эксперимент. Разновидности экспериментов по целевой установке. Сравнение как процедура сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними. Обобщение, классификация и типологизация.
5 Специфика и формы теоретического исследования. Теоретические (рационально-логические) методы научного познания: гипотетико-дедуктивный, аксиоматизация, формализация, моделирование, идеализация). Формализация как метод исследования с помощью искусственных языков. Особенности методов объяснения, понимания и прогнозирования.
6 Спектр методов анализа и систематизации научно-методической информации для определения приоритетов в подготовке спортсменов, оценки эффективности принятых организационно-управленческих решений. Суть методов математической статистики и логической интерпретации при обработке количественных и качественных результатов исследования в области ФКиС. Алгоритм логической интерпретации полученных результатов исследования, оперируя терминами и понятиями теории ФКиС.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
2 Особенности социально-гуманитарных методов исследования. Специфика индивидуализирующего (идиографического) метода в науках о культуре (гуманитарных науках), его отличие от генерализирующего (номотетического) метода наук о природе. Феномен социокультурной «нагруженности» научной рациональности гуманитарного знания. Методы понимания, объяснения и интерпретации. Отличие методов понимания и интерпретации. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям. Метод прогнозирования в социально-гуманитарных науках. Особенности использования синергетического подхода.
3 Методы исследования в педагогике и психологии. Этнометодология как разновидность включенного наблюдения. Педагогический эксперимент: контрольный и формирующий, естественный, лабораторный. Сравнительный, лонгитюдный методы в педагогике. Тестирование в психологии и педагогике. Метод социометрии.
4 Специфика социологических методов исследования. Социологический опрос как ведущий метод исследования. Отличие методов опроса и интервью. Опросы массовые и специализированные (метод экспертных оценок). Структура, типы и содержание вопросов анкеты. Вопросы открытые, закрытые и т.д. Репрезентативная выборка. Составление анкеты, проведение опроса и обработка результатов.
5 Специфика и проблемное поле исследований в социальных науках. Виды конкретных социологических исследований. Содержание программы конкретного социологического исследования. Разработка программы и методы конкретного исследования социальных проблем.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
2 Физическая культура как предмет научного исследования. Основные направления, особенности и логика исследования проблем в сфере ФКиС. Значение психолого-педагогических основ в процессе исследований ФКиС.
3 Актуализация проблематики научного исследования на основе междисциплинарного подхода и интеграции знаний. Формулировка социально-гуманитарных и психолого-педагогических проблем ФКиС. Определение места исследуемой проблемы ФКиС в общей теории, а также степень ее актуальности для спортивной науки.
4 Методологические подходы к анализу явлений в сфере ФКиС. Системный подход в исследовании проблем ФКиС. Осуществление критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода, выработка стратегии действий. Интеграция частных, дифференцированных аспектов научного знания в сфере физкультурного образования в целостные концепции с использованием системного подхода.
5 Методы научно-исследовательской деятельности, анализа и оценки научных достижений. Теоретические и эмпирические методы исследования в сфере ФКиС. Особенности использования методов наблюдения и педагогического эксперимента. Разновидности экспериментов по целевой установке в области ФКиС. Использование метода анкетирования в области ФКиС. Алгоритм логической интерпретации полученных результатов исследования, порядок составления и оформления научной работы. Разработка собственного диагностического инструментария. Проведение сравнительного анализа данных.
6 Содержание исследовательских программ. Разработка программы научного исследования в области ФКиС. Проведение критического анализа научных, научно-методических материалов для выделения научной проблемы. Письменная работа по теме магистерской диссертации, включающая в себя формулировку проблемы, актуальности исследования, объекта и предмета исследования, цели, задач, обоснование гипотезы, методологических основ и методов исследования, научной новизны, теоретической и практической значимости исследования.
7 Формулировка результатов, разработка практических рекомендаций. Представление результатов научного исследования, в научных изданиях и (или) на научно-практических и научно-методических мероприятиях. Изучение и анализ передового опыта руководства тренировочным и соревновательным процессом в виде спорта. Выполнение научно-исследовательской работы по разрешению проблемных ситуаций в области ФКиС с использованием современных методов исследования. Публичная защита результатов собственных исследований, участие в научной дискуссии.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
1. Особенности науки как формы познания. Наука в культуре техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука.
2. Наука как социальный институт. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Этика науки.
3. Проблема возникновения науки. Преднаука и наука.
4. Специфика классической науки в Новое время (Г. Галилей, И. Ньютон, Р. Декарт.). Становление социальных и гуманитарных наук в Новое время.
5. Неклассическая наука на рубеже ХΙХ – ХХ веков. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов.
6. Логические основы научного исследования.
7. Эмпирический уровень научного исследования. Наблюдение и эксперимент. Теоретический уровень научного исследования.
8. Структура оснований науки. Идеалы и нормы исследования. Научная картина мира. Стиль научного мышления.
9. Объяснение и предвидение как функции науки. Понимание в социальных и гуманитарных науках.
10. Историческая философия науки Т. Куна.
11. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
12. Концепция философии науки П. Фейерабенда.
13. Основные этапы становления наук об обществе, культуре и человеке. Современные направления и перспективы развития социально-гуманитарных наук.
14. Природа ценностей. Оценочные суждения в социально-гуманитарных науках. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике.
15. Роль аналогии в научном познании.
16. Моделирование в науке.
17. Структура и функции научной теории. Проблема истины в научном познании.
18. Идеалы и нормы научного познания. Научная картина мира и стиль научного мышления.
19. Значение термина «логика». Логика в системе наук. Структура логики. Значение логики в научном познании и профессиональной практике.
20. Абстрактное мышление. Формы логического мышления.
21. Виды понятий. Понятие формального мышления и формальная логика. Понятие как форма логического мышления. Отношения между понятиями.
22. Определение понятий. Определение понятия «логика».
23. Общая характеристика суждения. Виды и логические свойства простых суждений.
24. Логический закон. Законы логики и их роль в познании. Закон достаточного основания. Его роль в научном познании.
25. Закон тождества его применение в логических операциях. Закон противоречия и его логическое значение. Закон исключѐнного третьего. Его применение в логике.
26. Интерпретация научных данных с применением законов логики. Действия законов логики в сфере физической культуры и спорта.
27. Логика развития научной теории. Гипотеза и теория. Гипотеза как форма развития знаний.
28. Понятие рабочей гипотезы. Условие отбора предпочтительных гипотез. Проверка гипотезы в ходе оценивания результатов деятельности. Приведение различных гипотез развития физической культуры и спорта.
29. Условия отбора предпочтительных гипотез в научно-исследовательской деятельности в сфере ФКиС. Роль гипотезы в научном познании.
30. Доказательство. Прямое и косвенное доказательства. Правила доказательства и опровержения. Формулировка и развитие проблем. Проблемы физической культуры и спорта
Преподавателем осуществляется текущий контроль за посещаемостью магистрантами аудиторных занятий и выполнением им творческих заданий, тестов.
Формы и виды текущего контроля и самостоятельной работы по дисциплине:
Устные доклады и сообщения ‒ это традиционная для практических занятий форма работы становится более эффективной, если практикуется организация содокладов, дополнений, оппонирования тех или иных высказанных идей и/или положений.
Проведение дискуссий по различным проблемам естественных и гуманитарных наук, которые подразумевают написание магистрантами тезисов, рефератов по предложенной тематике. Магистранты не только делают устные доклады, но и задают группе вопросы, что благоприятствует возникновению оживлённого обмена мнениями.
Диспут. Участие каждого слушателя предполагает тщательную предварительную подготовку всей группы по заранее определённой дискуссионной проблеме. Для повышения активизации внимания магистрантов рекомендуется подготовка докладов (сообщений) с изложением различных точек зрения по обозначенной проблеме. Основным этапом в подготовке к диспуту, является самостоятельная работа над первоисточниками, специальной научной литературой, рекомендованной к занятию. Диспут предполагает подготовку хорошо продуманных и чётко сформулированных дополнительных вопросов, акцентирующих внимание на основных и противоречивых моментах рассматриваемой темы.
Исследовательский метод организации обучения на основе поисковой, самостоятельной познавательной деятельности магистрантов в процессе решения предлагаемых познавательных и практических задач.
Тестирование, используемое в процессе контроля знаний на практических занятиях, позволяющие проверить текущие знания по пройденным темам. Цель тестовых заданий состоит в развитии умения магистрантов выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные связи, признаки и причины разных явлений и процессов.
Эссе. Одним из видов самостоятельной работы является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объёмом до 4-х страниц текста, посвящённое какой-либо значимой классической либо современной философской или научной проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.
Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме экзамена, который включает защиту программы научного исследования по теме выпускной квалификационной работы магистранта.
Программа исследования должна включать:
1) Тема работы;
2) Проблема в виде противоречия (одно предложение);
3) Цель исследования;
4) Объект исследования;
5) Задачи исследования;
6) Гипотеза исследования;
7) Методологическая основа исследования (концептуальные идеи и фундаментальные исследования);
8) Методы исследования;
9) Научная новизна;
10) Теоретическая и практическая значимость исследования.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Программой дисциплины предусмотрено самостоятельное изучение содержания всех тем каждым магистрантом. Для этого магистранты должны в соответствии с тематическим планом дисциплины, подготовиться к каждому практическому занятию, используя для этого книги из основного и дополнительного списка литературы. При этом:
– следует тщательно проработать соответствующую тему по основной и дополнительной литературе, рекомендованной в плане практического занятия, а также поработать с учебно-методическими материалами по дисциплине;
– не следует ограничиваться одним информационным источником, необходимо знакомиться с оригинальными текстами, хотя бы во фрагментах; необходимо обращаться к словарям и энциклопедиям, находить определения основных понятий темы;
– следует не только выявить для себя различные аспекты предложенной проблемы, но разнообразные подходы и множественные варианты и способы её решения;
– при подготовке по теме практического занятия докладов и сообщений можно использовать как классическую форму, так и презентации.