2020-2021_z49_04_01 19 ФОТ_plx_Теоретические и практические основы китайских методов оздоровления_Физкультурно-оздоровительные технологии
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теоретические и практические основы китайских методов оздоровления
______________ 2020 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
z49.04.01 19 ФОТ.plx

49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Физкультурно-оздоровительные технологии"

А. В. Окишор
магистр
Квалификация
 
зачеты 2
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
3,75
самостоятельная работа
84
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
16
16
Контактные часы на аттестацию
0,25
0,25
0,25
0,25
В том числе инт.
4
4
4
4
8
8
Итого ауд.
12
12
8
8
20
20
Кoнтактная рабoта
12
12
8,25
8,25
20,25
20,25
Сам. работа
60
60
24
24
84
84
Часы на контроль
3,75
3,75
3,75
3,75
Итого
72
72
36
36
108
108
 
 
УП: z49.04.01 19 ФОТ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, В.М. Миронова _________________
 
_________________
Рецензент(ы):
 
Теоретические и практические основы китайских методов оздоровления
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 944)
 
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Физкультурно-оздоровительные технологии"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
 
Протокол от __ __________ 2020 г.  №  __  

Срок действия программы: 2019-2022 уч.г.

Зав. кафедрой В.М. Миронова

Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: z49.04.01 19 ФОТ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой В.М. Миронова

Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой В.М. Миронова

Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой В.М. Миронова

Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2022 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой В.М. Миронова

Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: z49.04.01 19 ФОТ.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Целями освоения данной дисциплины являются: совершенствование  знаний в области оздоровительных  систем Китая, углубление знаний в области китайской традиционной медицине. Совершенствование творческого, исследовательского подхода и социально активного отношения к профессиональной деятельности, обучение самостоятельному планированию учебно-тренировочного процесса, владение навыками и умениями речевой деятельности, умению творчески применять профессиональные знания и современные методы оздоровления в зависимости от пола, возраста и групп здоровья. А также подготовка компетентных специалистов, владеющих профессиональными знаниями, умениями и навыками в области китайской традиционной медицине, способных грамотно использовать средства и методы китайской традиционной медицины в физическом воспитании, спортивной тренировке и оздоровительной физической культуре.
1.2
Целью воспитательной работы в дисциплине «Теоретические и практические основы китайских методов оздоровления» является создание благоприятных условий , содействующих развитию социальной и культурной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к успешному началу трудовой деятельности и постоянному продолжению профессионального образования, к раскрытию своего творческого потенциала, уважающего права и свободы другого человека, физически и духовно развитого, владеющего знаниями о лучших традициях отечественной и мировой культуры и ориентированного на их использование в своей жизни.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.02
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Комплексные телесно-ориентированные технологии в физкультурно-оздоровительной работе
2.1.2
Методика китайской гимнастики ушу
2.1.3
Современные технологии физкультурно-оздоровительной деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Древние и современные технологии омоложения
2.2.2
Теоретические и практические основы дыхательно-медитативных упражнений
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-3: Способен разрабатывать, реализовывать и корректировать традиционные и инновационные методики коррекции состояния занимающихся на основе индивидуальных, возрастных и социокультурных особенностей
 
Знать:
 
Уровень 1
Перечисляет основные термины, называет специфические особенности приемов, сообщает содержание терминов
 
Уровень 2
Классифицирует методы оздоровительной физической культуры и факторы оздоровления. Определяет содержание педагогических принципов применения терминов
 
Уровень 3
Классифицирует методы оздоровительной физической культуры и факторы оздоровления. Определяет содержание педагогических принципов применения терминов. Формулирует принципы организации занятий
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет обобщить понятия, сделать их обзор, дать примеры основных терминов
 
Уровень 2
Умеет проводить практические приемы оздоровительной физической культуры. Определяет способы организации занятий
 
Уровень 3
Анализирует характеристики методов самообразования, выявляет закономерности и особенности развития личности
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет знаниями теории выполнения упражнений, определяет способы пропаганды здорового образа жизни, формулирует основные направления саморазвития
 
Уровень 2
Систематизирует различные методы воздействия с учетом состояния здоровья занимающихся
 
Уровень 3
Владеет современными технологиями оздоровительной физической культуры; дает оценку уровню освоения понятийного аппарата. Обосновывает значение использования способов самоорганизации
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
Понятийный аппарат курса
3.1.2
Средства и подходы китайских методов оздоровления
 
стр. 5
УП: z49.04.01 19 ФОТ.plx
 
3.1.3
Противопоказания, терапевтический эффект китайских методов оздоровления
3.1.4
Способы применения китайских методов оздоровления в физическом  воспитании, спортивной тренировке и оздоровительной физической культуре
3.1.5
Медико-биологические и психические факторы в избранном виде физкультурно-оздоровительной деятельности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Использовать китайские методы оздоровления в физическом воспитании, спортивной тренировке и оздоровительной физической культуре
3.2.2
Правильно и своевременно объяснить занимающимся противопоказания, терапевтический эффект и технику выполнения  средств китайских методов оздоровления
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Современными технологиями физкультурно-оздоровительной деятельности
3.3.2
Способами пропаганды важности ведения здорового образа жизни в целях сохранения здоровья и долголетия
3.3.3
Методикой объяснения техники выполнения упражнений китайских методов оздоровления с учетом противопоказаний к практике и индивидуальных особенностей
3.3.4
Знаниями теории китайских методов оздоровления, правилами построения оздоровительных комплексов; их терапевтического эффекта и воздействия на психофизиологическое состояние практикующего
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Теоретические и практические особенности китайских методов оздоровления

 
1.1
Основополагающие понятия китайской философии /Лек/
Л1.6Л2.1Л3.3

Э1 Э2

2
ПК-3
1
0
История Китая и китайской философии
 
1.2
Основополагающие понятия китайской философии /Ср/
Л1.6Л2.1Л3.3

Э1 Э2

14
ПК-3
2
0
Работа с литературой
 
1.3
Концептуальные основы китайских методов оздоровления /Лек/
Л1.3Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-3
1
0
Изучение основ китайской медицины и китайских методов воздействия на здоровье человека
 
1.4
Концептуальные основы китайских методов оздоровления /Ср/
Л1.3Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4

20
ПК-3
1
0
Обработка пройденного материала
 
1.5
Внутренние и внешние причины заболеваний /Пр/
Л1.4Л2.3Л3.2

Э3 Э4

2
ПК-3
1
0
Разбор особенностей здоровья человека по внешним и внутренним факторам
 
1.6
Внутренние и внешние причины заболеваний /Ср/
Л1.4Л2.3Л3.2

Э3 Э4

20
ПК-3
1
0
Работа с литературой
 
1.7
Методы диагностики /Пр/
Л1.3Л2.1Л3.5

Э3 Э4

0
ПК-3
2
0
Отработка методов диагностики и воздествия их на здоровье человека
 
1.8
Методы диагностики /Ср/
Л1.3Л2.1Л3.5

Э3 Э4

6
ПК-3
2
0
Проработка методов диагностики
 
1.9
Методы коррекции по энергетическим каналам и коллатералиям в энергетической анатомии человека; ЛО-пункты и их значения для здоровья /Пр/
Л1.1 Л1.5Л3.2

Э5 Э6

6
ПК-3
1
4
Оценка здоровья человека через влияние на точки
 
1.10
Методы коррекции по энергетическим каналам и коллатералиям в энергетической анатомии человека; ЛО-пункты и их значения для здоровья /Ср/
Л1.1 Л1.5Л3.2

Э4 Э5

20
ПК-3
1
0
Работа с литературой
 
1.11
Взаимосвязи энергетической системы с функциональным состоянием человека /Пр/
Л1.6Л2.2Л3.5

Э4 Э5 Э6

2
ПК-3
2
0
Работа с организмом человека и его функциональным состоянием, влияние энергетической системы на здоровье человека
 
стр. 6
УП: z49.04.01 19 ФОТ.plx
 
1.12
Взаимосвязи энергетической системы с функциональным состоянием человека /Ср/
Л1.6Л2.2Л3.5

Э4 Э5 Э6

2
ПК-3
2
0
Отработка изученного материала
 
1.13
Виды динамических, статических и дыхательных упражнений /Пр/
Л1.2Л2.4Л3.4

Э2 Э7

6
ПК-3
2
4
Изучение видов дыхания человека, влияние на функциональное состояние человека
 
1.14
Виды динамических, статических и дыхательных упражнений /Ср/
Л1.2Л2.5Л3.4

Э2 Э7

2
ПК-3
2
0
Работа с литературой
 
1.15
Сдача зачета /Зачёт/

3,75
2
0
 
1.16
консультация и сдача зачета /ОЗОКАтЗ/

0,25
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1 Понятие китайской традиционной медицины, основы китайских методов оздоровления, историческая справка.

2 Философское понятие об Инь-Ян, пять первоэлементов.

3 Учение о внутренних органах «Чжан-фу».

4 Система 12 основных меридианов и меридиональная конституция.

5 Охарактеризовать основные методы диагностики.

6 Метод диагностики по глазам.

7 Метод диагностики по языку.

8 Осмотр, расспрос в диагностике человека.                                                            

9 Метод лечения диетой.

10 Фитотерапия в ТКМ.

11 Основополагающие понятия китайской философии.

12 Концептуальные основы китайских методов оздоровления.

13 Традиционные китайские и европейские нозологические формы.

14 Методы диагностики, применяемые в китайских методах оздоровления.

15 Диетология в китайских методах оздоровления. Основные виды питания и совместимость продуктов.

16 Методы лечения в китайских методах оздоровления.

17 Роль двигательной активности в китайских методах оздоровления.

 
5.2. Темы письменных работ
1 Первые упоминания о китайской традиционной медицине.

2 Описание синдрома жара.

3 Описание синдрома холода.

4 Описание синдрома жара крови.

5 Описание синдрома застоя крови.

6 Описание синдрома накопления жидкости.

7 Питание в китайской медицине.

8 Концепция лечебного питания в китайской медицине.

9 Общая характеристика и терапевтическое воздействие пищевых продуктов.

10 Особенности диагностики детей до 3-х лет.

11 Роль цигун в оздоровлении, реабилитации пациентов с различными видами заболеваний.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение 1
 
Написание реферата и устное сообщение по выбранной теме, подготовка самостоятельных заданий по темам дисциплины, подготовка и проведение практических занятий с учетом индивидуальных особенностей и возраста практикующих.
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб
Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник
М. : Советский спорт, 2010
 
Л1.2
Попов, С. Н.
Физическая реабилитация: учебник
М. : Физическая культура и спорт, 2013
 
Л1.3
Вайнер Э.Н.
Валеология: учебник для вузов
М.: Флинта: Наука, 2010
 
Л1.4
Федюкович Н.И.
Анатомия и физиология человека: учебник
Ростов-на-Дону: Феникс, 2015
 
Л1.5
Йохум И., Борич С.Э.
Лечебная гимнастика цигун для шеи и плеч
Минск: Попурри, 2014
 
стр. 7
УП: z49.04.01 19 ФОТ.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.6
Вайнер Э.Н.
Лечебная физическая культура: учебник
М.: КНОРУС, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
У Вэй Синь
Древнекитайская оздоровительная система цигун
СПб: Нева, 2005
 
Л2.2
Вон Кью-Кит
Искусство цигун
М.: Фаир, 2008
 
Л2.3
Порогер Г.
Лечебная гимнастика цигун для внутренних органов
Ростов-на-Дону: Феникс ; Краснодар: Неоглори: , 2009
 
Л2.4
Пустозеров А.И., Миловидов В.К.
Оздоровительная физическая культура: учеб.- метод. пособие
Челябинск: УралГУФК, 2009
 
Л2.5
Кларк Э.
Основы тайцзи: иллюстрированное руководство
М.: АСТ : Астрель, 2008
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Прохорова Э.М.
Валеология: учеб. пособие
М.: Инфра-М, 2009
 
Л3.2
Карлышев В.М.
Основы визуальной психодиагностики: телесный аспект: учеб. пособие
Челябинск: УралГУФК, 2012
 
Л3.3
Артамонова Л.Л., Панфилов О.П., Борисова В.В.
Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учебное пособие
М.: ВЛАДОС, 2014
 
Л3.4
Коломиец О.И., Быков Е.В.
Физическая реабилитация при нарушениях обмена веществ, расстройствах питания и заболеваниях эндокринной системы: учеб.- метод. пособие
Челябинск: Уральская академия, 2014
 
Л3.5
Лысова Н.Ф., Корощенко Г.А., Савина С.Р.
Анатомия и физиология человека: учеб. пособие
Новосибирск: Арта, 2011
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Категории и основные понятия китайской философии и культуры
 
Э2
Традиционная китайская медицина
 
Э3
Китайская модель здоровья
 
Э4
Китайская медицина
 
Э5
Точки акупунктуры  и их свойства, оцениваемые с помощью электроимзерительных приборов
 
Э6
Оценка и оптимизация функционального состояния
 
Э7
Статические и динамические дыхательные упражнения для  состояния человека
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций
6.3.1.2
Libre Оffice Сals – программа для работы с электронными таблицами
6.3.1.3
Mozilla Firefox – интернет обозреватель
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
EBSCO – универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний – htpp://search.epnet.com
6.3.2.2
ЭБС Издательского  Дома «Инфа-М» – доступ из сети интернет
6.3.2.3
ЭБС Book.ru – Единая система доступа  к коллекции электронных версий книг современной учебной и научной литературы – доступ из сети интернет
6.3.2.4
Электронные медицинские книги. Режим доступа http://www.sportmedicine.ru/books.php
6.3.2.5
Анатомический словарь онлайн http://anatomyonline.ru/
6.3.2.6
Энциклопедия психодиагностики https://psylab.info/
6.3.2.7
Адаптивная физическая культура https://www.afkonline.ru/
6.3.2.8
Лечебная физкультура и спортивная медицина http://lfksport.ru/ 
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
К кафедре Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока прикреплен кабинет № 210 в третьем корпусе УралГУФК (ул. Труда, 168) площадью 65 кв. м. Кабинет оборудован доской, столами (5 штук) и стульями (15 штук), а также кушетками (4 штуки) для обеспечения учебных занятий по дисциплинам кафедры. Также в кабинете имеются учебные плакаты, наглядные пособия, магнитофон и телевизор, которые тоже используются для сопровождения занятий. 
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 8
УП: z49.04.01 19 ФОТ.plx
 
Программой данной дисциплины предусмотрено самостоятельное изучение содержания всех тем каждым студентом. Для этого студент должен в соответствии с  тематическим планом дисциплины, подготовиться к каждому семинарскому занятию, используя для этого основную и дополнительную литературу,  рекомендованную к семинарским  занятиям.

Согласно учебному плану студенты очного отделения в течение семестра написать и представить на проверку реферат по одной из проблем, изучаемых в рамках курса.

- работа должна носить в достаточной степени самостоятельный характер. Для глубокого изучения проблемы необходимо использовать литературу, посвященную теоретическим и практическим вопросам по выбранной теме из рекомендованного списка.

- реферативная работа должна включать следующие разделы:

а) титульный лист, на котором необходимо указать полное название учебного заведения и подразделения курс и номер группы, в которой учится автор;

б) название кафедры педагогики, куда представляется реферат;

в) тема реферата;

г) фамилия, имя, отчество автора;

д) название населенного пункта, в котором расположено учебное заведение;

е) год написания работы.

Оглавление (план) должно быть расположено на втором листе подготовленной работы с указанием страниц (на какой странице начинается и кончается та или иная часть выпускной работы); все страницы текста нумеруются. План работы должен полно и логично раскрывать тему.

Во введении автор должен:

- обосновать выбор темы, ее актуальность, связь с современностью, значимость в будущем;

- раскрыть новые подходы к решению проблемы; наличие противоречивых точек зрения на данную проблему в науке и желание в них разобраться;

- объяснить мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме;

- определить цели и задачи исследования, изложить порядок расположения материала в представляемой работе.

В основной части автор:

- непосредственно раскрывает суть проблемы или объективных исторических сведений по теме реферата, демонстрируя знание проблемы, способность анализировать, обобщать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения на спорные вопросы проблемы;

- дает критический обзор источников;

- сообщает собственные сведения, версии, оценки по данной проблеме.

Возможно деление материала на главы и параграфы. В заключении автор:

- подводит итоги исследования;

- высказывает свое личное мнение по данному вопросу, отражает в работе собственные мысли и чувства, результаты и личную значимость проделанной работы;

- делает соответствующие обобщения и выводы;

- определяет перспективы продолжения дальнейшего изучения темы.

В списке литературы на последнем листе должна быть дана библиография (то есть список использованной литературы) в алфавитном порядке. При оформлении источника указывается фамилия автора, его инициалы, полное название книги (учебника), место и год издания. Реферативная работа предполагает использование не менее 5-6 источников.

На каждый использованный источник в тексте обязательно даются ссылки внизу каждой страницы или в конце работы с указанием названия источника и страницы, откуда взят соответствующий материал. Цитаты следует заключать в ォкавычкиサ. Сноски и список используемой литературы составляют научно-справочный аппарат, правильное оформление которого свидетельствует об определенной научной квалификации автора работы.

Общий объем реферата не должен превышать 10-15 страниц печатного текста.