2020-2021_49_03_01 19 СТвИВС (11)_plx_Самбо_Спортивная тренировка в избранном виде спорта
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Теории и методики борьбы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Самбо
______________ 2019 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 19 СТвИВС (11).plx

Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
зачеты 6
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
0
аудиторные занятия
66
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
очная
66
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
15 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
66
66
66
66
Итого ауд.
66
66
66
66
Кoнтактная рабoта
66
66
66
66
Итого
66
66
66
66
 
 
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
профессор , Янчик Валерий Викторович;старший преподаватель, Сыроватский Федор Федорович;старший преподаватель, Вандышев Вячеслав Иванович _________________
 
_________________
Рецензент(ы):
 
Самбо
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.08.2019 протокол № 1.
 
Протокол от __ __________ 2019 г.  №  __  

Срок действия программы:  уч.г.

Зав. кафедрой Мартемьянов Ю.Г.

Теории и методики борьбы
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мартемьянов Ю.Г.

Теории и методики борьбы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мартемьянов Ю.Г.

Теории и методики борьбы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мартемьянов Ю.Г.

Теории и методики борьбы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2021 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мартемьянов Ю.Г.

Теории и методики борьбы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2020 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Целью освоения дисциплины САМБО является формирование физической культуры студентов и способности направленного использования средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
1.2
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:
1.3
- формирование у студентов мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
1.4
- освоение системы знаний о социально-биологических, психолого-педагогических основах физической культуры и здорового образа жизни;
1.5
- овладение системой практических умений, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
1.6
- достижение психофизической готовности студента к условиям профессиональной деятельности;
1.7
- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения профессиональных и жизненных целей.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.10.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Физическая культура
2.1.2
Физическая культура
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Физическая культура
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-3: Способен проводить тренировочные занятия и осуществлять подбор средств и методов для различных видов подготовки (ОФП, СФП, техническая, тактическая, психологическая, теоретическая и т.д.) занимающихся в соответствии с Программой спортивной подготовки по виду спорта
 
Знать:
 
Уровень 1
технологии спортивной тренировки в ИВС и профессионального спортивного совершенствования; Федеральные стандарты спортивной
 
Уровень 2
программу спортивной подготовки по ИВС; средства и методы развития физических качеств для различных видов подготовки (ОФП, СФП, техническая, тактическая, психологическая, теоретическая и др.)
 
Уровень 3
построение процесса спортивной подготовки в ИВС; средства и методы технической подготовки (методику обучения техники видов), физической подготовки; теорию и методологию спортивного отбора и прогнозирования, в том числе: основные принципы и методы спортивного отбора, методики массового и индивидуального отбора в виде спорта, методы выявления общих и специальных спортивных способностей, отвечающих требованиям специфики вида спорта
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
использовать методы, средства и методические приемы при проведении занятий по ИВС в зависимости от поставленных задач; использовать в своей деятельности терминологию ИВС.
 
Уровень 2
показывать основные двигательные действия в ИВС, специальные и подводящие упражнения, объяснять технику выполнения упражнений, ставить двигательную задачу в ИВС.
 
Уровень 3
диагностировать эффективность работы занимающегося, контролировать и оценивать работу на занятиях и самостоятельную работу, успехи и затруднения в освоении средств ИВС, определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения; оценивать качество выполнения упражнений в ИВС и определять ошибки
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
определением индивидуальных возможностей занимающегося в ИВС
 
Уровень 2
проведением тренировочных занятий по разносторонней физической подготовке, овладению техникой специальных подготовительных упражнений, повышению уровня развития основных физических качеств, занимающихся в ИВС.
 
Уровень 3
проведением тренировочных занятий на основе комплекса упражнений по повышению уровня специальной физической подготовленности занимающихся, развития выносливости, скоростно-силовых возможностей и специальной работоспособности в ИВС.
 
 
 
стр. 5
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
Знать:
 
Уровень 1
основные показатели физического развития, функциональной подготовленности и работоспособности и влияние физических упражнений на данные показатели
 
Уровень 2
основы контроля и самооценки уровня физической подготовленности по результатам тестирования
 
Уровень 3
основы планирования и проведения занятий по физической культуре
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
самостоятельно оценивать уровень физической подготовленности
 
Уровень 2
проводить занятия по общей физической подготовке
 
Уровень 3
планировать отдельные занятия и циклы занятий по физической культуре оздоровительной направленности с учетом особенностей профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
методикой самоконтроля и анализа своего физического состояния, физической подготовленности
 
Уровень 2
методикой планирования и проведения занятий по обучению технике базовым видам спорта
 
Уровень 3
методикой планирования и проведения учебно-тренировочных занятий по САМБО по обучению технике выполнения упражнений, развитию физических качеств и воспитанию личности
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
УК-7.1.здоровьесберегающие технологии для обеспечения полноценной социальнойй и профессиональнойй деятельности.
3.1.2
3.1.3
ПК-3.1. федеральные стандарты и программу спортивной подготовки по виду спорта; теорию и методику спортивной тренировки в избранном виде спорта; правила по виду спорта и особенности построения соревновательной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
УК-7.2.применять на практике разнообразные средства физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья и психофизической подготовки.
3.2.2
ПК-3.2.подбирать и применять средства и методы для различных видов подготовки (ОФП, СФП, техническая, тактическая, психологическая, теоретическая и т.д.) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся в соответствии с Программой спортивной  подготовки по виду спорта.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
УК-7.3.имеет опыт владения здоровьесберегающими технологиями, поддерживающими должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной активности.
3.3.2
ПК-3.3. имеет опыт подбора средств, методов и проведения тренировочных занятий по разносторонней подготовке занимающихся в избранном виде спорта в соответствии с Программой спортивной подготовки.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 1 Введение в курс дисциплины. САМБО как учебная дисциплина

 
1.1
1.1 Введение в курс дисциплины. Место САМБО в физическом воспитании. Предмет курса, задачи. САМБО  как учебная дисциплина. Понятийный аппарат теории и методики САМБО . Профилактика травматизма. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.5 Л1.6 Л1.7Л2.4 Л2.6 Л2.8 Л2.15 Л2.16 Л2.18Л3.10

Э1

2
УК-7 ПК-3
6
0
 
 
Раздел 2. 2 Технико-тактические действия САМБО

 
стр. 6
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
 
2.1
2.1Методика обучения падениям. Самостраховки: на спину, на бок, на руки. Техника захватов  и передвижений. /Пр/
Л1.1 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.11 Л2.13 Л2.15 Л2.16Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.5 Л3.11

Э1

6
УК-7 ПК-3
6
0
 
2.2
2.2 Методика обучения выведению из равновесия: толчком, рывком /Пр/
Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.8 Л2.13 Л2.14 Л2.15 Л2.16Л3.9

Э1

4
УК-7 ПК-3
6
0
 
2.3
2.3 Методика обучения броску с захватом ноги изнутри /Пр/
Л1.4Л2.2 Л2.4 Л2.8 Л2.12 Л2.15 Л2.16Л3.4 Л3.6

Э1

2
УК-7 ПК-3
6
0
 
2.4
2.4 Методика обучение броску задней подножкой /Пр/
Л1.3 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.8 Л2.13 Л2.14 Л2.15 Л2.16Л3.7 Л3.8

Э1

2
УК-7 ПК-3
6
0
 
2.5
2.5 Методика обучения броску передней подножкой /Пр/
Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.8 Л2.13 Л2.14 Л2.15 Л2.16

Э1

2
УК-7 ПК-3
6
0
 
2.6
2.6 Методика обучения броску через бедро  /Пр/
Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.8 Л2.13 Л2.14 Л2.15 Л2.16

Э1

2
УК-7 ПК-3
6
0
 
2.7
2.7 Методика обучения броску через спину /Пр/
Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.8 Л2.13 Л2.14 Л2.15 Л2.16

Э1

2
УК-7 ПК-3
6
0
 
2.8
2.8 Методика обучения переворотам: с захватом рук, рычагом, с захватом ноги изнутри /Пр/
Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.13 Л2.15 Л2.16

Э1

2
УК-7 ПК-3
6
0
 
2.9
2.9 Методика обучения удержаниям: сбоку, поперек, со стороны головы, со стороны ног, верхом /Пр/
Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.13 Л2.15 Л2.16

Э1

2
УК-7 ПК-3
6
0
 
стр. 7
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
 
2.10
2.10 Методика обучения болевым приемам: рычаг локтя, узел плеча, ущемление ахиллова сухожилия. /Пр/
Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.15 Л2.16

Э1

3
УК-7 ПК-3
6
0
 
 
Раздел 3. 3 Формы организации занятий САМБО.Принципы, средства, методы обучения в САМБО.

 
3.1
3.1 Урочные и неурочные; общеподготовительные, специально-подготовительные; теоретические и практические формы организации занятий. Структура и содержание отдельных частей урока по САМБО. /Пр/
Л1.5Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.8 Л2.10 Л2.13 Л2.15 Л2.16 Л2.17

Э1

2
УК-7 ПК-3
6
0
 
3.2
3.2 Принципы обучения технике САМБО.Алгоритм обучения технико-тактическому действию. Методика. начального обучения /Пр/
Л2.1 Л2.4 Л2.8 Л2.10 Л2.15 Л2.16 Л2.17

Э1

3
УК-7 ПК-3
6
0
 
3.3
3.3 Специальные упражнения самбиста. Учебные схватки. /Пр/
Л2.2 Л2.4 Л2.8 Л2.10 Л2.15 Л2.16

Э1

4
УК-7 ПК-3
6
0
 
3.4
3.4 Этапы обучения: ознакомление, формирование двигательного умения, навыка. Гигиена самбиста. /Пр/
Л1.5Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.8 Л2.10 Л2.13 Л2.15 Л2.16

Э1

2
УК-7 ПК-3
6
0
 
 
Раздел 4. 4 Игровые единоборства

 
4.1
4.1 Игры в касания /Пр/
Л1.5Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.8 Л2.13 Л2.15 Л2.16

Э1

2
УК-7
6
0
 
4.2
4.2 Игры в атакующие и блокирующие захваты /Пр/
Л1.5Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.8 Л2.13 Л2.15 Л2.16

Э1

4
УК-7
6
0
 
4.3
4.3 Игры в теснения /Пр/
Л1.5Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.8 Л2.13 Л2.15 Л2.16

Э1

2
УК-7
6
0
 
4.4
4.4 Игры в дебюты /Пр/
Л1.5Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.8 Л2.13 Л2.15 Л2.16

Э1

4
УК-7
6
0
 
 
Раздел 5. 5 Физическая подготовка в САМБО

 
5.1
5.1 Понятия общей и специальной физической подготовки. /Пр/
Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.8 Л2.13 Л2.15 Л2.16

Э1

4
УК-7 ПК-3
6
0
 
стр. 8
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
 
5.2
5.2 Методика развития физических качеств (силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости). Средства специальной физической подготовки самбиста. /Пр/
Л1.5Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.8 Л2.13 Л2.15 Л2.16

Э1

4
УК-7 ПК-3
6
0
 
5.3
5.3 Взаимосвязь физической подготовки с техникой и тактикой борьбы. Самоконтроль при занятиях САМБО. /Пр/
Л1.5Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.8 Л2.13 Л2.15 Л2.16

Э1

2
УК-7 ПК-3
6
0
 
 
Раздел 6. 6 Правила соревнований по САМБО

 
6.1
6.1 Правила соревнований по САМБО.Характеристика САМБО. Эволюция правил соревнований по САМБО. Тенденции в развитии правил.  /Пр/
Л2.4 Л2.8 Л2.15 Л2.16

Э1

2
УК-7
6
0
 
6.2
6.2 Судейская терминология и жестикуляция. Особенности правил соревнований по САМБО. /Пр/
Л2.4 Л2.8 Л2.15 Л2.16

Э1

2
УК-7
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1 Раскройте мотивацию и целенаправленность самостоятельных занятий по физической культуре у студентов. 2 Опишите планирование, организациюи управление самостоятельными занятиями различной направленности студентов Вузов. 3 Покажите взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности человека. 4 Раскройте каким образом может осуществляться самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. 5Перечислите основные виды борьбы и их характерные признаки. 6 Как должен быть оборудован зал для занятий САМБО? 7 Перечислите основные гигиенические требования к занимающимся САМБО. 8 Назовите основные требования к поведению занимающихся во время уроков САМБО. 9 Раскройте смысл игры «в касания» при ознакомлении с основами ведения едино-борств. 10 Перечислите качества и навыки приобретаемые занимающимися в процессе освоения игр в блокирующие захваты. 11 Приведите порядок выполнения упражнений при обучении техническому действию в САМБО. 12 Перечислите отличительные признаки адаптивного спорта. 13 Приведите пример использования средств САМБО в адаптивной физической реабилитации. 14 Расскажите особенности методики проведения занятий с людьми различного возраста, пола. 15 Раскройте простейшие методики контроля за функциональным состоянием занимающихся. 16 Перечислите непременные условия допуска к занятиям САМБО. 17 Опишите технику выполнения броска задней подножкой. 18 Раскройте педагогические приемы коррекции (компенсации) двигательных нарушений в процессе спортивной тренировки. 19 Покажите в чем ценность соревновательной функции адаптивного спорта? 20 Назовите основные термины, принятые в борьбе самбо. 21Опишите последовательность обучения самостраховке при падении на спину, вперёд прыжком согнувшись. 22 Опишите последовательность обучения самостраховке при падении на бок, кувырком вперёд через плечо. 23 Назовите подводящие упражнения для изучения самостраховки при падении назад, на бок. 24 Назовите группу лиц с отклонениями в состоянии здоровья, которым противопоказаны занятия САМБО. 25 Расскажите какими технико-тактическими действиями можно одержать победу досрочно, до окончания схватки, в  самбо. 26 Укажите методы проведения самоконтроля за состоянием организма во время занятий по САМБО.
 
5.2. Темы письменных работ
Темы рефератов 1.История развития борьбы самбо. 2.Техника безопасности при занятиях САМБО 3.Гигиена мест занятий, личная гигиена при занятиях САМБО 4.Врачебный контроль и самоконтроль самбиста. 5.Основы техники и тактики самбо.
 
стр. 9
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
 
6.Общая и специальная подготовка самбиста 7.Морально-волевая подготовка самбиста. Воспитание смелости, выдержки, настойчивости, инициативности. 8.Правила соревнований по самбо, их организация и проведение 9.Запрещенные действия и приемы в борьбе самбо. 10.Оборудование и инвентарь, спортивная одежда для борьбы самбо. 11.Методика обучения броскам: задняя подножка, передняя подножка, бросок через бедро, боковая подсечка и т.д. 12.Методика обучения удержаниям. 13.Методика обучения болевым приемам. Правила проведения болевых приемов. 14.Защитные действия в борьбе. Методика обучения защитным действиям. 15.Страховка и самостраховка в борьбе. Методика обучения. 16.Формирование основ ведения борьбы с применением специальных игр-заданий. 17.Подвижные игры и эстафеты общеразвивающей направленности, используемые в борьбе. 18.Подвижные игры и эстафеты специальной направленности. 19.Средства обучения и тренировки общеразвивающей направленности. 20.Средства обучения и тренировки специальной направленности. 21.Методика обучения контрприемам в борьбе стоя. 22.Методика обучения контрприемам в борьбе лежа. 23.Методика обучения тестированиям по ОФП. 24.Методика обучения тестированиям по СФП. 25.Развитие физических качеств у самбистов.
 
5.3. Фонд оценочных средств
Наименование Балл Работа на практическом занятии и т.д. 1-5 Составление плана-конспекта урока по САМБО Проведение части занятия 2-5 Подготовка к практическому тестированию 2-5 -тема «Этапы развития  борьбы САМБО».  2-5 -тема.«Техника безопасности на занятиях САМБО 2-5 -тема «Виды физической подготовки. Цель, задачи и принципы физической подготовки. ОФП. СФП» 2-5 -тема «Классификация техники самбо 2-5 тема «Индивидуализация психологической подготовки в зависимости от возраста, квалификации» 2-5 тема «Основные разделы правил соревнований по  самбо (виды соревнований, способы проведения, формы и характер проведения, состав участников, состав судейской коллегии, обязанности судей и др» 2-5 -тема «Судейская терминология и жестикуляция. Обязанности судей и их взаимодействие 2-5 Выполнение аудиторных самостоятельных работ Составить памятку по техника безопасности и предупреждению травматизма на занятиях по САМБО для группы начально подготовки 2-5 - Учебная практика. Разработать и апробировать игры с элементами единоборств повышающие надежность тактико-технических действий борца в атаке. 2-5 -Учебная практика. Разработать и провести игры с элементами единоборств, повышающие силовые возможности самбиста 2-5 -Учебная практика. Подготовить комбинаций переворотов, удержаний, болевых приёмов   2-5 -Подготовить различные варианты обучения броску подсечкой изнутри, продемонстрировать 2-5 - Разработать варианты специально-подготовительных упражнения при обучении броску задней подножкой, продемонстрировать 2-5 -Подготовить комплекс специальных упражнений самбиста, направленных на развитие силы, провести с группой 2-5 -Подготовить варианты специально-подготовительных упражнений при обучении броску  через спину, продемонстрировать 2-5 -Спланировать учебно-тренировочный процесс на год обучения в группах начальной подготовки 2-5 -Спланировать учебно-тренировочный процесс на год обучения в учебно-тренировочных группах 2-5 Деловая игра. Ведение протоколов хода встреч соревнований по самбо. 2-5 Внеаудиторная самостоятельная работа Введение в теорию методики избранного вида спорта 2-4 Реферат «История САМБО» Доклад «Тенденции развития спортивной борьбы» 2-5 Реферат «Режим дня юного спортсмена» 2-5 Техника безопасности на занятиях в зале САМБО 2-5 Составление комплексов упражнений для развития физических качеств 2-5 «Характеристика типов микро, мезо и макроциклов тренировки» 2-5 Оформление фрагмента конспекта подготовительной части урока 2-5 Составление комплексов упражнений для развития специальных физических качеств 2-5 Составление схемы «Классификация техники САМБО 2-5
 
стр. 10
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
 
Анализ техники бросков (конспекты) 2-5 Комплексы упражнений для обучения техническим действиям в дзюдо 2-5 СЗ «Требования к оборудованию, инвентарю спортивных залов для  занятий САМБО 2-5 Судейские жесты (схематичное изображение) и их описание 2-4 Посещение занятий:- посещение 80-100% 5-6 - посещение 60-79% 3-4 -посещение менее 50% - 0 баллов 1 выступление с докладом 3-5 - написание реферата 4-5 написание фрагмента конспекта 1 - проведение разминки и др. части занятия 3-5 судейство cоревнований 2-4 Примечание. Автоматическое выставление зачета 70 Допуск к сдаче зачета   45-51. Не допускаются к зачету студенты, набравшие менее 40 баллов. Премиальные баллы не учитываются, если в сумме у студента менее 40 баллов Количество премиальных баллов не должно превышать 40
 
1.Контрольные вопросы. 2.Тестовые задания. 3.Темы рефератов.
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов
Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник
Академия, 2012
 
Л1.2
Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов
Теория и методика физической культуры и спорта : учебник
Академия, 2014
 
Л1.3
Рудман Д.Л.
Самбо. 1000 болевых приемов: на 4-х языках
М.: Человек, 2010
 
Л1.4
Максимов Д.В., Селуянов В.Н., Табаков С.Е.
Физическая подготовка единоборцев (самбо, дзюдо): теоретико-практические рекомендации
М.: Дивизион, 2011
 
Л1.5
Еганов А.В.
Методика начального обучения в дзюдо: учебник
Уфа: Восточная печать, 2012
 
Л1.6
Рудман Д.Л., Троянов К.В.
Самбо: 1000 болевых приемов
М.: Человек, 2013
 
Л1.7
Рудман Д.Л., Троянов К.В.
Самбо: 1000 болевых приемов
М.: Человек, 2013
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Еганов А.В
Дзюдо: учебник для студентов высших и средних учебных физкультурных заведений, специалистов, тренеров, спортсменов-дзюдоистов, аспирантов, слушателей ФПК : Основная литература
– Челябинск: УралГУФК,  2008
 
Л2.2
Туманян Г.С
Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов : основная литература
М. : Издательский центр «Академия», 2006
 
Л2.3
А.В.Еганов
Дзюдо: учебник
Челябинск УралГУФК, 2008
 
Л2.4
Харлампиев А.А.
Система самбо: боевое искусство
М.: Сов. спорт, 1995
 
Л2.5
Чумаков Е.М.
Физическая подготовка борца: учеб. пособие
М.: РГАФК, 1996
 
Л2.6
Рудман Д.Л.
Самбо: техника борьбы лежа, защита
М.: Физкультура и спорт, 1983
 
Л2.7
Рудман Д.Л.
Самбо: техника борьбы лежа, нападение
М.: Физкультура и спорт, 1982
 
Л2.8
Чумаков Е.М., Табаков С.Е.
100 уроков самбо
М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999
 
Л2.9
Янчик В.В., Кадолин В.И., Романов Ю.Н., Макурин С.К., Еганов А.В.
Начальное обучение технике борьбы дзюдо: учеб. пособие
Челябинск: ЮУрГУ, 1998
 
стр. 11
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.10
Туманян Г.С.
Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки: учеб. пособие в 4 кн.
М.: Сов. спорт, 1998
 
Л2.11
Еганов А.В., Панарин Ю.А.
Тактика соревновательной деятельности в дзюдо: учеб. пособие
Челябинск: УралГУФК, 2006
 
Л2.12
Туманян Г.С.
Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов: учеб. пособие
М.: Академия, 2006
 
Л2.13
Еганов А.В., Куликов Л.М., Грузных Г.М., Бриль А.В., Шалдин В.И., Хохлов Н.П., Еганов В.А.
Дзюдо: учебник
Челябинск: УралГУФК, 2008
 
Л2.14
Еганов А.В.
Методика обучения специальным имитационным упражнениям в дзюдо: учеб. пособие
Челябинск: УралГУФК, 2009
 
Л2.15
Харлампиев А.А.
Борьба самбо
М.: Физкультура и спорт, 1964
 
Л2.16
Чумаков Е.М., Табаков С.Е.
100 уроков самбо
М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000
 
Л2.17
Еганов А.В., Куликов Л.М.
Теоретическое обоснование модели тренировки в дзюдо на этапе предварительной подготовки: монография
Челябинск: УралГУФК, 2012
 
Л2.18
Еганов А.В.
Теория и методика спортивной тренировки дзюдоистов: монография
М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2014
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Каплин В.Н., Еганов А.В.., Сиротин О.А
Оценка уровня специальной и общефизической подготовленности дзюдоистов-юниоров: метод. указ.
М.: ВНИИФК, 1990
 
Л3.2
Сиротин О.А., Абдрахманов И.З., Шалдин В.И., Еганов А.П.
Оценка уровня восстановления по частоте сердечных сокращений в процессе тренировки и соревнований у борцов-дзюдоистов: метод. рек. для студентов дневного и заочного обучения ИФК ,тренеров и слушателей ФПК
Челябинск: ЧГИФК, 1990
 
Л3.3
Туманян Г.С.
Методы и формы организации и тренировки борцов: метод. разраб. для студентов, аспирантов и слушателей ФПК ГЦОЛИФКа
М.: ГЦОЛИФК, 1983
 
Л3.4
Еганов А.В., Стороженко И.И., Пакетин Д.В.
Методика проведения форм физической подготовки, самоконтроль в процессе физической подготовки, профилактика травматизма: теоретическая подготовка: лекция
Челябинск: , 2004
 
Л3.5
Еганов А.В.
Методика оценки подготовительных тактико-технических действий проведения броска в дзюдо: метод. рек.
Челябинск: УралГУФК, 2006
 
Л3.6
Чумаков Е.М., Елисеев С.В., Богданов Г.И., Болотский Р.М., Борисочкин Ю.Ф., Кондратьева А.В., Левченко В.А., Табаков С.Е., Цветков П.М.
Самбо: справочник
М.: Сов. спорт, 2006
 
Л3.7
Табаков С.Е.
Самбо. В 4 т.: интерактивный справочник-энциклопедия
М.: ВИПв, 2009
 
Л3.8
Табаков С.Е.
Самбо. В 4 т.: интерактивный справочник-энциклопедия
М.: ВИПв, 2009
 
Л3.9
Ципурский И.Л., Павлов Н.
Тренер, которому нет равных: к 90-летию со дня рождения Евгения Михайловича Чумакова
М.: Сов. спорт, 2011
 
Л3.10
Максимов Д.В., Селуянов Д.В., Табаков С.Е.
Физическая подготовка единоборцев ( самбо и дзюдо): теоретико-практические рекомендации
М.: ТВТ Дивизион, 2014
 
Л3.11
Блах В.Я., Елисеев С.В., Табаков С.Е., Селуянов В.Н.
Принцип построения биологически обоснованной концепции физической подготовки борцов (самбо и дзюдо)
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Всероссийская федерация САМБО        
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
стр. 12
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
 
6.3.1.1
Для подготовки к зачету студентам необходимо использовать лицензионное программное обеспечение Microsoft Office либо Open Office для создания текстов, таблиц, иллюстраций и презентаций.
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
В своей деятельности преподаватели и студент вправе воспользоваться:
6.3.2.2
– любыми поисковыми системы в сети Internet,
6.3.2.3
– электронным каталогом библиотеки вуза (http://www.elibrary.uralgufk.ac.ru),
6.3.2.4
– электронным каталогом Центральной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту (http://lib.sportedu.ru/Catalog.idc),
6.3.2.5
– сайтом научно-теоретического журнала «Теория и практика физической культуры» (http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/),
6.3.2.6
– сайтом научно-методического журнала «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», http://lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/,
6.3.2.7
– научным порталом http://www.teoriya.ru,
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Для осуществления образовательной деятельности по дисциплине «САМБО» за ведущей кафедрой должен быть закреплен специализированный спортивный зал, предназначенный для проведения занятий по САМБО.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебные занятия проводятся в форме практических занятий. Промежуточное и итоговое (зачет) оценивание студентов осуществляется с помощью балльно-рейтинговой системы и сдачи обязательных тестов определения физической подготовленности (по разделу атлетическая гимнастика). В каждом упражнении испытуемый должен показать результат не ниже предусмотренного соответствующими оценочными таблицами. Для выявления уровня физической подготовленности испытуемого используется комплексная оценка, по сумме баллов, набранных в тестовых упражнениях. Регламентация выполнения упражнений. 1 Челночный бег 3/10 м. проводят в спортивном зале на ровной дорожке длиной не менее 12-13 м. Отмеряют 10-метровый участок, начало и конец которого отмечают линией (стартовая и финишная черта). За каждой чертой – два полукруга радиусом 50 см. с центром на черте. На дальний полукруг за финишной линией кладут деревянный кубик. Спортсмен становится за ближней чертой на линии старта и по команде «марш» начинает бег в сторону финишной черты, обегает полукруг, берет кубик и возвращается к линии старта. Затем кла-дет кубик (бросать не разрешается) в полукруг на стартовой линии и снова бежит к дальней финишной черте, пробегая ее. Учитывают время выполнения задания от команды «марш» и до пересечения линии финиша. 2 Подтягивание из виса на перекладине (количество раз). Выполняется максимальное количество раз. Подтягивание засчитывается при положении, когда подбородок находится выше уровня перекладины. Запрещаются движения в тазобедренном и коленном суставах и попеременная работа руками. 3 Наклон вперед (см). Выполняется из положения стоя на гимнастической скамейке, ноги вместе, выпрямлены. Глубину наклона измеряют по расстоянию между кончиками пальцев рук и верхней поверхностью скамейки с помощью двух укрепленных вертикально к скамейке линеек таким образом, чтобы нулевые отметки совпадали с верхним краем ска-мейки. Одна линейка обращена вверх, другая – вниз. Если кончики пальцев испытуемого ниже верхнего края скамейки, результат записывают со знаком «+», если выше – со знаком «–». Не разрешается сгибать колени и делать рывковые движения. 4 Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (отжимание) (количество раз). Выполняется максимальное количество раз. Исходное положение: руки согнуты. туловище и ноги испытуемого параллельны опоре. Отжимание засчитывается при полном выпрямлении рук. Запрещается при выполнении упражнения изменение углов в тазобедренном и коленных су-ставах, а также прогибание в пояснице. Девушки могут выполнять упражнение с колен. 5 Сгибание туловища (девушки) (количество раз). Исходное положение: лежа на спи-не, руки за головой; сгибание засчитывается при положении туловища не менее 90° к опоре, движение начинается из положения лежа. Контрольные нормативы по технической подготовке 1 Самостраховка и страховка самбиста при падениях: на спину, на бок, кувырком вперед через плечо, вперед прыжком прогибом. 2 Броски в стойке: выведением из равновесия, задней подножкой, передней поднож-кой, через бедро, захватом через бедро изнутри, бросок через плечо, зацеп стопой снаружи. 3 Технические действия в партере: переворот захватом дальней руки из-под тулови-ща, рычагом. Удержание: сбоку, поперек, поперек туловища, со стороны головы, захватом ноги, захватом руки и ноги, верхом, со стороны ног. Болевые приемы: перегибание руки через бедро, узел руки, ущемление ахиллова сухожилия. Методические указания к выполнению контрольных упражнений и нормативов 1 Выполнение контрольных упражнений по самостраховке проводится из разных ис-ходных положений. Студенты должны продемонстрировать умение группироваться, контро¬лировать свое положение в падении, правильно принимать конечное 
 
стр. 13
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (11).plx
 
положение туловища, рук, ног, головы. Испытуемый выполняет по 5 попыток. Учитывается правильность выпол¬нения, мягкость падения, уверенность действий. 2 Выполнение бросков проводится в парах. Студенты выполняют поочередно броски по программе занятий (каждый бросок по пять раз). Студент называет бросок, описывает его фазы, выполняет. Оценивается устное описание студентом броска по фазам, выполнение за-хвата, подготовительные действия, техника выполнения. 3 Выполнение контрольных упражнений в партере проводится из разных исходных положений: сбоку, со стороны головы, со стороны ног. Оценивается правильность выбора исходного положения для выполнения технического действия, четкость выполнения, умение перейти от одного технического действия к другому, исходя из ситуации. Оценивается зна¬ние техники безопасности при выполнении удушающих и болевых приемов и умение прове¬сти приемы безопасно атакующим и атакуемым. 4 Студент должен правильно выполнить захват при выполнении каждого приема, за-блокировать атакуемого. Оценивается знание техники безопасности при выполнении прие-мов и умение провести приемы безопасно атакующим и защититься атакуемым.