Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
рабочая программа дисциплины (модуля)
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Производственная "научно-педагогическая" практика
Проректор по учебно-воспитательной работе
49.04.01 19 ФОТ.plx
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Физкультурно-оздоровительные технологии"
магистр физической культуры
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактные часы на аттестацию
к.п.н., Доцент, В. М. Миронова _________________
Производственная "научно-педагогическая" практика
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 944)
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Физкультурно-оздоровительные технологии"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Срок действия программы: 2019-2021 уч.г.
Зав. кафедрой В.М. Миронова
Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой В.М. Миронова
Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой В.М. Миронова
Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой В.М. Миронова
Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой В.М. Миронова
Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Формирование практических умений ведения профессиональной деятельности, приобретения навыков и компетенций выполнения соответствующих должностных обязанностей будущего тренера-преподавателя по виду спорта в образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности;формирование опыта научно-исследовательской работы по решению конкретных задач в сфере физкультурно-оздоровительных технологий; формирование готовности студента осуществить самостоятельный выбор направления профессиональной деятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Методологические подходы к физкультурно-оздоровительной работе
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Методика китайской гимнастики ушу
Методы восстановления в физкультурно-оздоровительной работе
Танцевально-двигательные технологии в оздоровительной физической культуре
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-1: Способен выявлять и анализировать актуальные научно-практические вопросы в тренировочном процессе, управление подготовленностью и здоровьем на основе использования различных средств повышающих физические качества и спортивное мастерство
Особенности организации образовательного процесса по программам бакалавриата и ДПП
Преподаваемую область научного (научно-технического) знания и (или) профессиональной деятельности
Методику разработки и применения контрольно-измерительных и контрольно-оценочных средств, интерпретации результатов контроля и оценивания
Применять базовые знания в практической деятельности
Применять полученные знания в практической деятельности на основе интегративного подхода
Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации контроля и оценки освоения учебного курса, дисциплины (модуля), применять современные оценочные средства, обеспечивать объективность оценки, охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе публичного представления результатов оценивания
Анализа научных и практических проблем физкультурно- оздоровительной деятельности
Синтезировать современные подходы в физкультурно-оздоровительной деятельности на основе интегративного подхода с учетом различных сфер жизнедеятельности человека
Технологиями разработки планирующей документации, методикой обучения технике вида спорта, развития физических качеств
ПК-2: Способен организовывать и вести педагогическую деятельность с применением средств и методов медико-биологического контроля с целью повышения качества подготовки на этапе совершенствования спортивного мастерства
Требования, предъявляемые профессией к человеку, набор медицинских и иных противопоказаний при выборе профессии, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии, возможности и перспективы карьерного роста по профессии (для преподавания учебного курса, дисциплины (модуля), ориентированного на освоение квалификации (профессиональной компетенции))
Актуальные российские и зарубежные педагогические теории; содержание и особенности развития педагогических систем; системные педагогические исследования; понятие качества образовательной деятельности
Современные российские и зарубежные педагогические теории, тенденции их развития, содержание и особенности развития педагогических систем, способы интерпретации педагогического опыта, системные педагогические исследования; моделирование и проектирование педагогических систем и технологий; понятие качества образовательной деятельности, его составляющих
Выполнять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, осваиваемой обучающимися, и (или) выполнять задания, предусмотренные программой учебного курса, дисциплины (модуля)
Применять на практике передовой педагогический опыт; осуществлять мониторинг качества образовательной деятельности
Создавать на занятиях проблемноориентированную образовательную среду, обеспечивающую формирование у обучающихся компетенций, предусмотренных требованиями ФГОС и (или) образовательных стандартов, установленных образовательной организацией и (или) образовательной программой к компетенциям выпускников
Применения актуальных педагогических методов обучения и воспитания
Применения современных педагогических методов обучения и воспитания
Применения основных педагогических технологий
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений физкультурно-спортивной отрасли
Виды и нормы планирования тренировочной, физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы
Средства, методы, формы организации тренировочной, соревновательной и др. видов деятельности занимающихся
Возрастные особенности занимающихся, состояние их здоровья, уровень физической подготовленности, личные особенности занимающихся
Целесообразно использовать нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность тренера в практической работе
Осуществлять текущее и оперативное планирование тренировочной, сорев-новательной, воспитательной и других разделов работы тренера
Выбирать и творчески применять средства, методы и формы организации тренировочной, соревновательной, воспитательной и других видов деятельности занимающихся в соответствии с решаемыми задачами
Самостоятельно проводить тренировочные занятия по избранному виду спорта со спортсменами массовых разрядов ДЮСШ
Осуществлять управление тренировочным процессом на основе контроля функционального состояния, достигнутого уровня техники двигательных действий и работоспособности занимающихся
Проводить пропагандистские мероприятия по вопросам здорового образа жизни, активного долголетия, привлечения всех возрастных контингентов к регулярным занятиям физической культурой и спортом
Культурой профессионального мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
Технологиями разработки планирующей документации, методикой обучения технике вида спорта, развития физических качеств
Методами организации деятельности занимающихся, контроля и дозирования нагрузок с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей занимающихся, их уровнем физической подготовленности в условиях конкретного тренировочного (оздоровительного) занятия
Аргументацией социальной и личностной значимости избранного вида физ-культурно-спортивной деятельности
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Организационная работа
Участие в организационных мероприятиях /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4Л3.4 Л3.5
Ознакомление с базовой организацией с нормативно-правовыми документами школы,Ознакомление с содержанием работы школы (учреждения) /Ср/
Инструктаж по технике безопасности, предупреждению травматизма и оказанию первой помощи /Ср/
Разработка индивидуального плана работы студента на период практики /Ср/
консультация к зачету и сдача зачета /КАтЗ/
Раздел 2. Методическач работа
Педагогический анализ тренировочного занятия: хронометрирование, контроль уровня и динамики нагрузки на тренировке, визуальный педагогический анализ /Ср/
Участие в работе педсовета, тренерского совета и других совещаниях тренеров и коллектива ДЮСШ /Ср/
Раздел 3. Тренировочная работа
Проведение учебно - тренировочных занятий /Ср/
Раздел 4. Воспитательная работа
Участие в проведении воспитательной работы с занимающимися прикрепленных групп (по плану воспитательной работы тренера). /Ср/
Раздел 5. Спортивно - массовая работа
Участие в организации и проведении соревнований. /Ср/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
1 Перечислите нормативно-правовые документы учреждения спортивной школы (СШ).
2 Охарактеризуйте профессионально-педагогические качества, которыми должен обладать тренер СШ.
3 Представьте классификацию физических упражнений. Разделы и группы классификации, используемые в конкретном тренировочном занятии (ТЗ).
4 Представьте классификацию видов и направлений рекреационной деятельности.
5 Представьте классификацию методов спортивной тренировки. Требования к выбору методов.
6 Обоснуйте применение метода разучивания двигательных действий в целом и по частям в ТЗ.
7 Обоснуйте применение методов обеспечения наглядности на занятии.
8 Обоснуйте применение методических принципов в процессе тренировочных и рекреационных занятий.
9 Представьте структуру обучения двигательным действиям.
10 Расскажите о способах предупреждения и устранения ошибок на конкретном ТЗ.
11 Перечислите принципы развития физических способностей, которые реа-лизуются в конкретном ТЗ.
12 Назовите сенситивные периоды развития основных физических способностей у детей.
13 Представьте методику физических качеств (быстроты, силовых способностей, координации, выносливости, гибкости) на основе различных средств и методов спортивной и рекреационной тренировки.
14 Перечислите формы построения занятий физической культурой и их типологию.
15 Представьте планирование деятельности учреждения (СШ) (виды работ,
форма плана).
16 Перечислите виды контроля в процессе занятий физическими упражнениями.
17 Раскройте методику проведения хронометрирования ТЗ.
18 Раскройте методику определения уровня и динамики нагрузки на ТЗ.
19 Расскажите о медицинском контроле и врачебно-педагогическом обеспечении тренировочного процесса.
20 Представьте структуру спортивной тренировки (микро-, мезо-, макроструктура).
21 Раскройте технологию составления положения о проведении соревнований.
22 Перечислите основные должностные обязанности тренера (старшего тренера, спортсмена-инструктора, инструктора-методиста);
23 Опишите систему отбора и набора в СШ по избранному виду спорта. Укажите максимальный и минимальный возраст занимающихся в СШ.
5.2. Темы письменных работ
5.3. Фонд оценочных средств
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если магистрант на высоком уровне, в полном объеме и своевременно выполнил программу практики, овладел необходимыми общепрофессинальными и профессиональными компетенциями, опираясь на теоретико-практические знания изученных учебных дисциплин, проявил инициативность, самостоятельность и творческий подход в учебно-методической и научно-исследовательской работе, подготовил доклад и презентацию на защиту практики;
- оценка «хорошо» выставляется магистранту, который в полном объеме и своевременно выполнил программу практики, овладел необходимыми общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, опираясь на теоретико-практические знания изученных учебных дисциплин, эффективно осуществляет учебно-методическую и научно-исследовательскую работу, но в проведении отдельных видов работ допустил незначительные ошибки, подготовил доклад и презентацию на защиту практики;
- оценка «удовлетворительно» выставляется магистранту, который в полном объеме выполнил программу практики, продемонстрировал владение необходимыми профессиональными компетенциями на среднем уровне, допускал ошибки в учебно-методической и научно-исследовательской работе (организации, планировании, проведении и оформлении результатов); подготовил доклад на защиту практики;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется магистранту, который не выполнил практику в полном объеме, имеет слабый теоретический и практический уровень подготовки, не овладел необходимыми требуемыми профессиональными компетенциями, не подготовил доклад и презентацию на защиту практики.
К защите допускаются магистранты, освоившие программу практики на 55 % (набравшие от 44 баллов). Итоговая оценка выставляется на защите результатов практики. Студенты, набравшие 80 баллов за период практики, могут быть освобождены от защиты решением комиссии и оценены на оценку «хорошо».
Поскольку в зачетную книжку и приложение к диплому выставляется оценка по принятой традиционной шкале, то после выставления баллов в рейтинговую ведомость, осуществляется перевод в пятибалльную шкалу: 100-84 баллов – «отлично», 83-69 – «хорошо», 68-56 – «удовлетворительно», 55 баллов и меньше – «неудовлетворительно».
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Герасимов Б.И., Дробышева В.В., Злобина Н.В.
Основы научных исследований: учеб. пособие
Железняк Ю. Д., Петров П. К.
Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие
Научно-методическая деятельность в спорте : учебник
6.1.2. Дополнительная литература
Лечебно-оздоровительные гимнастики Востока: учеб. пособие
Челябинск: УралГУФК, 2006
Гимнастика как базовая основа физкультурно - спортивной деятельности: учеб. - метод. пособие
Психология общения: учеб. пособие
Челябинск: Уральская Академия, 2015
Основы психолого-педагогических исследований
6.1.3. Методические разработки
Основы научных исследований: учеб. пособие
Научно-методическая деятельность в спорте: учебник
Целостный подход к профессиональной подготовке выпускников вуза: монография
Челябинск: Уральская Академия, 2015
Герасимов Б. И., Дробышева В. В., Злобина Н. В.
Основы научных исследований : учеб. пособие
Анисимова В. А. , Клестова О. А., Куклева О. Б.
Оформление письменных работ : метод. рек
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Проверка выполнения заданий по практике может осуществляться посредством электронной почты
Использование программы PowerPoint для создания презентаций
Использование программы Open office, Microsoft Word для подготовки отчетной
Microsoft Excel – для математической обработки полученных данных
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Информационно-справочный http://www.library.ru/2/catalogs/periodical/портал Library.ru
«ЕДИНОЕ ОКНО доступа к образовательным ресурсам» Образовательный ресурс, содержащий более 11 тысяч электронных учебных и методических пособий, конспекты лекций, задачники, лабораторные практикумы, учебно-методические комплексы, вузовские монографии, справочники. http://window.edu.ru/
Российская национальная библиотека. Фонд электронной библиотеки РНБ насчитывает более 260 тысяч документов. В ней собраны богатейшие коллекции уникальных материалов, многие из которых существуют в единственном экземпляре не только в стране, но и в мире. http://nlr.ru/lawcenter
Сайты спортивных Федераций по видам спорта
IQLibrary – Электронно- библиотечная система образовательных и просве-тительских изданий. Электронные версии учебников, справочных и учебных пособий и других материалов. http://www.iqlib.ru/
eLIBRARY.RU – Научная электронная библиотека. Крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, со-держащий рефераты и полные тексты более 13 млн. научных статей и публикаций. На платформе eLIBRARY.RU доступны электронные версии 2000 российских научно-технических журналов, более 4 000 иностранных журналов, в том числе более 1000 журналов в открытом доступе. 89% журналов, входит в перечень изданий ВАК. Есть издания, которые не выходят в печатном виде. Новый проект НЭБ – книги, монографии, учебники и eLIBRARY.RU
ibooks.ru – Электронная библиотека учебной, научной и деловой литературы от ведущих российских издательств. ibooks.ru
Энциклопедии, словари – http://www.ets.ru/links-r.htm
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Производственная практика проводится на базе спортивной школы или спортивной школы олимпийского резерва, имеющей необходимые условия для организации и проведения практики, материально-техническую базу и высококвалифицированный штат тренеров. Проведение практики предусматривает наличие специального инвентаря и оборудования, информационно-технических средств (инвентарь и оборудование для проведения тренировочных занятий и педагогических тестирований).
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
К разработке индивидуального плана студент приступает после предварительного ознакомления со спортивной школой в целом.
В индивидуальном плане необходимо предусмотреть весь объем предстоящей работы в соответствии с программой практики и интересами спортивной школы, в которой она проводится.
Содержание работы следует планировать строго по разделам.
Каждый пункт плана должен быть конкретизирован и четко сформулирован.
При этом указываются даты выполнения каждого мероприятия. После завершения намеченной работы, в графе «Отметка о выполнении», записывается «выполнено» или «не выполнено» с указанием причины невыполнения.
План должен быть подписан руководителем от профильной организации и руководителем от университета. Выполнение плана проверяется еженедельно.
В индивидуальном плане практиканта предусматриваются следующие разделы:
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА: участие в организационном собрании;
ознакомление с базовой организацией (СШОР, СШ): помещение администрации, спортивные сооружения (имеющиеся и арендуемые), специальное оборудование и инвентарь общего пользования, методический кабинет; ознакомление с нормативно-правовыми документами школы и документами, регламентирующими работу СШ (программа СШ, программа по виду спорта, инструкция по охране труда и технике безопасности, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, положение о тренерском совете, положение о платных дополнительных услугах). Ознакомление с организацией планирования и учета тренировочной работы; задачами работы тренерского коллектива (распределение обязанностей, режим работы тренеров, система аттестации). Ознакомление с документами планирования и учета работы школы: годовым планом тренировочной и воспитательной работы; календарным планом спортивно-массовых мероприятий; планом работы на месяц, журналом учебной группы и конспектами тренировочных занятий; протоколами соревнований, личными картами спортсменов, расписанием занятий. Составление индивидуального плана студента на период производственной практики; посещение тренировок и наблюдение за деятельностью тренера по виду спорта; cоставление сведений по итогам производственной практики; оформление личной отчетной документации.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА: разработать годовой плана-график; план тренировочного процесса на месяц для прикрепленной группы; составить один конспект тренировочного занятия для прикрепленной группы и один на зачетное тренировочное занятие; провести педагогический анализ тренировочного занятия.
ТРЕНИРОВОЧНАЯ И РЕКРЕАЦИОННАЯ РАБОТА: проведение части и целого тренировочного и рекреационного занятия, в том числе и зачетного; проведение тестирования физической и технической подготовленности занимающихся; осуществление спортивного отбора в группы начальной подготовки.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА: участие в проведении воспитательной работы с занимающимися прикрепленных групп (по плану воспитательной работы тренера).
СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА: участие в организации и проведении соревнований, подготовка документов планирования и отчетности.
ИТОГОВАЯ РАБОТА: анализ качества профессионально-педагогической деятельности практиканта; подготовка письменного отчета по практике; сдача материалов по практике.
По усмотрению руководителя практики, тренера или практиканта в индивидуальный план могут быть дополнительно включены и другие разделы, например, планирование и учет, хозяйственная работа и др. Они идут как дополнительные к выше перечисленным обязательным пяти разделам.
1.2 Учебный план тренировочной работы на год
Данный документ представляет собой последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каждому разделу, длительность каждого тренировочного занятия. План тренировочной работы составляется на основании годового графика распределения учебных часов с учетом реального хода учебного процесса и условий спортивной школы и с учетом единых требований, предъявляемых к студентам по теории физической культуры и спорта.
Разработка учебного плана тренировочной работы на год начинается с определения состава двигательных действий и необходимых двигательных способностей, способствующих овладению этими действиями на данный тренировочный период (месяц).
Следующим этапом работы является представление материала по предложенной форме с учетом распределения очередности прохождения учебного материала по тренировочным занятиям.
Задачи в учебном плане тренировочной работы формулируются так, как будто тренер ставит их перед собой в повелительном наклонении (что надо сделать).
Образовательные задачи предполагают обучение двигательным действиям и спортивное совершенствование, оздоровительные − развитие двигательных способностей, воспитательные задачи являются общепедагогическими задачами, которые связаны с гуманитарным образованием спортсменов.
Для разработки учебного плана тренировочной работы используется стандарт по спортивной подготовке по виду спорта.
1.3 План тренировочной работы на месяц
Составляется на основании годового плана-графика прохождения учебного материала. В нем планируется методика обучения и спортивного совершенствования в соответствии с требованиями программы и плана-графика годичного цикла спортивной тренировки. В этом документе в методической последовательности излагается содержание теоретического и практического материала каждого тренировочного занятия.
В первом столбце указывается номер урока и дата.
Во втором столбце формулируются тема урока (например: «Обучение технике прыжков в длину с места» (обучающие уроки), «Совершенствование техники ведения мяча» (уроки, направленные на закрепление материала), «Провести оценку сформированности двигательных навыков, развития физических качеств» (контрольные уроки) и т.п.).
В третьем столбце формулируются задачи урока: развивающая, образовательная, воспитательная, оздоровительная (например: 1) развивать быстроту и координационные способности; 2) совершенствовать технику ведения мяча, закрепить навык ловли и переда мяча; обучать правилам игры в баскетбол; 3) воспитывать волю к победе, дисциплинированность, честность, чувство командного духа; 4) способствовать укреплению мышц верхних и нижних конечностей и туловища).
В четвертом столбце перечисляются средства физического воспитания, которые будут использоваться на конкретном уроке (бег, прыжки, метания, гимнастиче-скиеупражнения, акробатические упражнения, ОРУ, построения и перестроения, упражнения с предметами, упражнения на растягивание (стретчинг), подготовительные и подводящие упражнения, подвижные игры, спортивные игры, учебные игры, имитационные упражнения, идеомоторные упражнения, упражнения на внимание, дыхательные упражнения и др.)
1.4 Конспект тренировочного и рекреационного занятия
Разрабатывается на основе плана тренировочной работы на месяц, четверть и итогов предыдущей тренировки. Студент в устной форме намечает план предстоящего тренировочного занятия: задачи, основные виды упражнений, порядок организации. Консультируется по намеченному плану с тренером по виду спорта.
После утверждения плана практикант разрабатывается подробный конспект тренировочного занятия.
При подготовке конспекта необходимо использовать методическую литературу,записи наблюдений тренировочных занятий тренера и товарищей по бригаде.
Работа над конспектом начинается с определения и формулирования задач тренировочного занятия. Предусматриваются задачи по обучению двигательным действиям, совершенствованию техники двигательных действий, сообщению знаний по виду спорта, воспитанию физических качеств, также нравственных, волевых качеств, умственных способностей и т. п. Задачи должны быть конкретными и реальными, т. е. точно определять все, что намечено достигнуть и может быть достигнуто именно в данном тренировочном занятии. Например: «Обучить технике устойчивого и мягкого приземления в опорных прыжках», «Совершенствовать технику прыжка в длину с разбега»; «Содействовать развитию скоростных качеств в эстафетном беге»; «Сообщить знания о правилах закаливания» и т. п., то есть что нужно сделать на данном тренировочном занятии четко и конкретно в повелительном наклонении.
При написании конспекта необходимо разделять учебный материал по трем частям: подготовительная часть, основная часть, заключительная часть.
В графе «Содержание и средства» подробно записываются все упражнения и задания, а также содержание теоретических сведений в той последовательности, в которой предполагается их проведение на тренировочном занятии.
Все упражнения и задания должны быть записаны достаточно полно с указанием исходного положения и перечнем составляющих их действий. При этом необходимо строго соблюдать терминологию, принятую в соответствующих видах спорта. Там, где необходимо, указывается счет.
В том случае, когда тренировочное занятие проводится по группам, в конспекте записывается содержание упражнений для каждого отделения и указывается порядок смены видов упражнений. Там, где необходимо, отдельно записываются упражнения для мальчиков и девочек.
При подготовке к тренировочному занятию студент продумывает дозировку упражнений. В конспекте указывается примерная дозировка. Однако, в том случае, когда стоят задачи воспитания физических качеств, нагрузка и отдых
регламентируются строго. В зависимости от характера упражнений, цели их использования, условий проведения в конспекте отмечается количество повторений, продолжительность выполнения упражнений во времени, метраже и т. п. Желательно обдумывать и отмечать в конспекте не только дозировку нагрузки, но и продолжительность отдыха между отдельными упражнениями или сериями.
В графе «Организационно-методические указания» должна быть достаточно полно раскрыта методика проведения тренировочного занятия. Записи могут отражать конкретные цели использования отдельных упражнений, заданий;
конкретные методы и методические приемы обучения тому или иному движению, которыми предполагает пользоваться тренер, методические приемы проведения отдельных упражнений. Например: содержание объяснений тренера, использование определенных наглядных пособий, ориентиров, приемов, повышающих активность спортсменов в процессе обучения, способы контроля и оценки выполнения заданий спортсменов, методы индивидуального подхода и т. п., содержание и методы воспитательной работы.
Разрабатывая конспект, необходимо обдумать и записать методы организации тренировочного занятия, порядок выполнения упражнений, способы размещения спортсменов для выполнения упражнений, способы подготовки мест занятий, раздачи и сбора инвентаря. В оформлении этой графы конспекта целесообразно предусматривать рисунки, схемы, отражающие характер организации тренировочного занятия.
Студент разрабатывает конспект за 2-3 дня до проведения тренировочного занятия и представляет руководителю практики на проверку и подпись.
В конце конспекта практикант записывает замечания по проведенному тренировочному занятию, которые сделают в процессе обсуждения тренировки руководитель практики и товарищи по бригаде.
Конспект разрабатываются на основе и в строгом соответствии с тем планом тренировочной работы на месяц, который написан студентом в своей отчетной документации.
Общую оценку за конспект тренировочного занятия выставляет руководитель практики.