2020-2021_z49_04_01 19 ТФКиТФВ_plx_Методология и технология обучения предмету Физическая культура_Теория физической культуры и технология физического воспитания
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Теории и методики физического воспитания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методология и технология обучения предмету "Физическая культура"
______________ 2020 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
z49.04.01 19 ТФКиТФВ.plx

49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Теория физической культуры и технология физического воспитания"

А. В. Окишор
магистр
Квалификация
 
экзамены 2
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
6,6
самостоятельная работа
113
аудиторные занятия
22
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
18
18
18
18
Контактные часы на аттестацию
2,4
2,4
2,4
2,4
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
22
22
22
22
Кoнтактная рабoта
24,4
24,4
24,4
24,4
Сам. работа
113
113
113
113
Часы на контроль
6,6
6,6
6,6
6,6
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z49.04.01 19 ТФКиТФВ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
К. п. н., доцент, Г. К. Калугина _________________
 
К. п. н., Руководитель ООП, Л. В.  Пигалова; _________________
Рецензент(ы):
 
Методология и технология обучения предмету "Физическая культура"
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 944)
 
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Теория физической культуры и технология физического воспитания"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
 
Протокол от __ __________ 2020 г.  №  __  

Срок действия программы: 2019-2022 уч.г.

Зав. кафедрой Л. В. Пигалова

Теории и методики физического воспитания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: z49.04.01 19 ТФКиТФВ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. В. Пигалова

Теории и методики физического воспитания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. В. Пигалова

Теории и методики физического воспитания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. В. Пигалова

Теории и методики физического воспитания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2022 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. В. Пигалова

Теории и методики физического воспитания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: z49.04.01 19 ТФКиТФВ.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование профессиональной компетентности обучающихся, что предполагает их готовность к реализации современных концепций физического воспитания в процессе профессиональной деятельности в образовательных учреждениях общего и среднего образования.
1.2
Достижение этой цели предусматривает формирование:
1.3
– системы знаний по теории и методике физического воспитания подрастающего поколения;
1.4
– умений и навыков использования накопленных в области физической культуры и спорта духовных ценностей в целях приобщения подрастающего поколения к здоровому стилю жизни и воспитания физической культуры личности;
1.5
– интереса и потребности в углубленном изучении теоретико-методических основ физического воспитания, высоком уровне овладения междисциплинарными знаниями и умениями, повышению профессиональной компетентности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Иностранный язык
2.1.2
Информационные технологии в науке и образовании в области физической культуры и спорта
2.1.3
Отечественные и зарубежные системы физического воспитания
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Инновационные подходы воспитательной работы в процессе физкультурно-спортивной деятельности
2.2.2
Инновационные технологии физического воспитания
2.2.3
Методология и технология контроля физической подготовленности обучающихся
2.2.4
Педагогический контроль сформированности физкультурно-спортивных компетенций обучающихся
2.2.5
Проектирование и реализация образовательных программ дошкольного образования
2.2.6
Проектирование и реализация программ физического воспитания в образовательных организациях
2.2.7
Производственная "научно-педагогическая" практика
2.2.8
Технология воспитательной работы с обучающимися группы риска в процессе физкультурно-спортивной деятельности
2.2.9
Подготовка  к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.10
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.11
Проектирование дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки
2.2.12
Проектирование программ дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности
2.2.13
Производственная практика "преддипломная"
2.2.14
Производственная практика "профессионально-ориентированная"
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-4: Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
 
Знать:
 
Уровень 1
Имеет представление о методах использования коммуникативных технологий и иностранном языке для решения задач академической и профессиональной деятельности; методики применения технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий
 
Уровень 2
Демонстрирует знание методов использования коммуникативных технологий и иностранный язык для решения задач академической и профессиональной деятельности; методики применения технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий
 
Уровень 3
Анализирует и систематизирует методы использования коммуникативных технологий и иностранный язык для решения задач академической и профессиональной деятельности; методики применения технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Частично умеет пользоваться коммуникативными технологиями; использовать иностранный язык как способность к коммуникациям в устной и письменной формах для решения задач академического и профессионального взаимодействия
 
Уровень 2
Демонстрирует элементарное умение пользоваться коммуникативными технологиями; использовать 
 
стр. 5
УП: z49.04.01 19 ТФКиТФВ.plx
 
иностранный язык как способность к коммуникациям в устной и письменной формах для решения задач академического и профессионального взаимодействия
 
Уровень 3
Умеет пользоваться коммуникативными технологиями; использовать иностранный язык как способность к коммуникациям в устной и письменной формах для решения задач академического и профессионального взаимодействия
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
ЧЧастично владеет современными коммуникативными технологиями, в том числе на иностранном языке, для академического и профессионального взаимодействия
 
Уровень 2
Владеет элементарными современными коммуникативными технологиями, в том числе на иностранном языке, для академического и профессионального взаимодействия
 
Уровень 3
Владеет современными коммуникативными технологиями, в том числе на иностранном языке, для академического и профессионального взаимодействия
 
 
 
ПК-1: Способен разрабатывать научно-методические и учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП
 
Знать:
 
Уровень 1
Имеет представление о нормативных документах, научных основах, принципах, технологиях проектирования научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП
 
Уровень 2
Демонстрирует знание нормативных документов, научных основ, принципов, технологий проектирования научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП
 
Уровень 3
Анализирует и систематизирует нормативные документы, научные основы, принципы, технологии проектирования научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Частично умеет проектировать научно-методические и учебно-методических материалы, обеспечивающие реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП
 
Уровень 2
Демонстрирует элементарное умение проектировать научно-методические и учебно-методических материалы, обеспечивающие реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП
 
Уровень 3
Умеет проектировать научно-методические и учебно-методических материалы, обеспечивающие реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет  опытом проектирования научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП
 
Уровень 2
Владеет элементарным опытом проектирования научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП
 
Уровень 3
Владеет опытом проектирования научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
методы использования коммуникативных технологий и иностранный язык для решения задач академической и профессиональной деятельности; методики применения технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий.
3.1.2
нормативные документы, научные основы, принципы, технологию проектирования научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
пользоваться коммуникативными технологиями; использовать иностранный язык как способность к коммуникациям в устной и письменной формах для решения задач академического и профессионального взаимодействия.
3.2.2
проектировать научно-методические и учебно-методических материалы, обеспечивающие реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
опытом использования коммуникативных технологий и иностранного языка, как способности к коммуникациям в устной и письменной формах, для решения задач академического и профессионального взаимодействия.
3.3.2
опытом проектирования научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП.
 
 
стр. 6
УП: z49.04.01 19 ТФКиТФВ.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введение в предмет

 
1.1
Основые термины и сущность предмета "Физическая культура"

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.5 Л2.7 Л2.8

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
ПК-1
2
0
 
1.2
Основые термины и сущность предмета "Физическая культура"

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.5 Л2.7 Л2.8

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
ПК-1
2
2
 
1.3
Основые термины и сущность предмета "Физическая культура"

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.5 Л2.7 Л2.8

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

26
ПК-1
2
0
 
 
Раздел 2. Общие основы теории и методики физической культуры

 
2.1
Социальная обусловленность возникновения  и развития физической культуры /Лек/

2
2
0
 
2.2
Социальная обусловленность возникновения  и развития физической культуры /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

4
ПК-1
2
2
 
2.3
Социальная обусловленность возникновения  и развития физической культуры /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

27
ПК-1
2
0
 
 
Раздел 3. Общая структура физической культуры как целостного социального явления

 
3.1
Общая структура физической культуры как целостного социального явления /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3 Л2.10

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

6
ПК-1
2
2
 
3.2
Общая структура физической культуры как целостного социального явления /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

30
ПК-1
2
0
 
 
Раздел 4. Средства физической культуры

 
4.1
Средства физической культуры. Методические принципы и пути  реализации /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.6 Л2.9

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

6
ПК-1
2
2
 
4.2
Средства физической культуры. Методические принципы и пути  реализации /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.6 Л2.9

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

30
ПК-1
2
0
 
4.3
/ОЗОКАтЭ/

2,4
2
0
 
4.4
/Экзамен/

6,6
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
стр. 7
УП: z49.04.01 19 ТФКиТФВ.plx
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1.  Характеристика  понятий  «физическая  культура»  и  «физическая культура  личности»,  «физическое  воспитание»,  «физическая  подготовка»,

«физическое    развитие»,    «физкультурно-спортивная    деятельность», «физкультурно-спортивная среда» и их соотношение

2.  Социальная ответственность  специалиста по  физической культуре и спорту

3. Система    физического    воспитания,    ее    мировоззренческие, организационные,   программно-нормативные   и   научно-методические

основы.  Кадровое,  материально-  техническое  обеспечение  и  социально педагогическое   сопровождение   процесса   физического   воспитания

общества.

4. Методика  формирования  осанки  и  развития  гибкости.  Понятие «физическое совершенство» и критерии его оценки.

5. Характеристика профессионально-прикладной физической подготовки.   Средства,   методы   и   формы   построения   занятий   в

профессионально-прикладной физической подготовке.

6.Нравственное  воспитание  в  процессе  физического  воспитания (задачи, средства, методы).

7. Биологические  и  психологические  особенности  развития  детей разного  возраста  и  их  учет  при  построении  занятий  в  избранной

физкультурно-спортивной деятельности.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

9. Физическая  культура  в  общеобразовательной  школе.  Взаимосвязь урочных,  внеклассных  и  внешкольных  форм  занятий  по  физической

культуре.   Занятия   физической   культурой   как   средство   воспитания личностных качеств учащихся.

 
5.2. Темы письменных работ
1. Принцип  оздоровительной  направленности  в  системе  физического воспитания.    Зависимость    оздоровительного    эффекта    физических

упражнений   от   величины   нагрузки,   возраста   и   подготовленности занимающихся.

2.Принцип  систематичности  и  пути  его  реализации  в  физическом воспитании.

3.Принцип доступности и индивидуализации и пути его реализации в физическом воспитании.

4.Методы  физического  воспитания:  их  классификация  и  общая характеристика.  Нагрузка  и  отдых  как  основные  компоненты  методов

физического воспитания.

5. Средства физического воспитания и их классификация.  Физические упражнения  как  основное  средство  физического  воспитания.  Понятие  о

содержании и форме физических упражнений.

6. Формы  занятий  физическими  упражнениями  и  их  классификация. Урок  как  основная  форма  занятий,  его  структура.  Общая  и  моторная

7. Основные  формы  физической  культуры  в  современном  обществе  и ее  социальные  функции.  Характеристика  наиболее  типичных  задач,

решаемых в отечественной системе физического воспитания.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
Вопросы, кроссворды, тестовые задания, кейс-технологии, ситуационные задачи, учебные проекты 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Матвеев, Л. П. 
Общая теория и ее прикладные аспекты : учебник для вузов физической культуры 
М. : Советский спорт, 2010
 
Л1.2
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.
Теория и методика физической культуры и спорта: учебник
М.: Академия, 2014
 
Л1.3
Платонов В.Н.
Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник для тренеров: в 2 кн.
Киев: Олимп. лит., 2015
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А.
Прогнозирование в спорте
М.: Физкультура и спорт, 1986
 
стр. 8
УП: z49.04.01 19 ТФКиТФВ.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Казиков И.Б.
Современная система подготовки российских спортсменов к участию в Играх Олимпиад
М.: Физкультура и спорт, 2004
 
Л2.3
Курамшин Ю.Ф.
Спортивная рекордология: теория, методология, практика: монография
М.: Сов. спорт, 2005
 
Л2.4
Красников А.А.
Основы теории спортивных соревнований: учеб. пособие
М.: Физическая культура, 2005
 
Л2.5
Томилов В.Н.
Принципы формирования рациональных двигательных действий в спорте: монография
СПб.: СПбГУФК ; Самара: Офорт: , 2007
 
Л2.6
Бондарчук А.П.
Периодизация спортивной тренировки
Киев: Олимпийская лит., 2005
 
Л2.7
Губа В.П., Дорохов Р.Н., Солонкин А.А., Быков В.А.
Прогнозирование двигательных способностей и основа ранней ориентации в спорте: учеб. пособие для вузов физ. культуры
М.: Олимпия Пресс, 2007
 
Л2.8
Ростовцев В.Л.
Современные технологии спортивных достижений: монография
М.: ВНИИФК, 2007
 
Л2.9
Иссурин В.Б.
Блоковая периодизация спортивной тренировки: монография
М.: Сов. спорт, 2010
 
Л2.10
Трутаева И.Н.
Периодизация учебно-тренировочного процесса высококвалифицированных конькобежцев: метод. разраб.
Челябинск: Уральская академия, 2011
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
КонсультантПлюс
 
Э2
Министерство спорта РФ

 
Э3
Олимпийский комитет России
 
Э4
Министерство по физической культуре, спорту

и туризму Челябинской области

 
Э5
Электронный каталог библиотеки УралГУФК
 
Э6
ФНЦ Всероссийский научно-исследовательский

институт физической культуры

 
Э7
Компьютерная справочная правовая система в России "Консультант-плюс"

 
Э8
Справочная система по законодательству Российской Федерации "Гарант" 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Libre Office Writer - текстовый редактор;
6.3.1.2
Libre Office Impress - программа для создания и проведения презентации;
6.3.1.3
Libre Office Cals - программа для работы с элетронными таблицами.
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Компьютерная справочная правовая система в России "Консультант-плюс" http://www.consultant.ru/
6.3.2.2
Справочная система по законодательству Российской Федерации "Гарант" http://www.garant.ru/
6.3.2.3
Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации http://www.minsport.gov.ru/
6.3.2.4
Официальный сайт Уральского государственного университета физической культуры http://uralgufk.ru/
6.3.2.5
Электронный каталог библиотеки УралГУФК http://www.elibrary.uralgufk.ac.ru
6.3.2.6
Образовательный проект. Платформа для публикации массовых открытых онлайн-курсов "Лекториум" http://lektorium.tv
6.3.2.7
Научный портал "Теория физической культуры" http://www.teoriya.ru/ru
6.3.2.8
Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов http://www.dissercat.com/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Университет располагает современной материально-технической базой, обеспечивающей реализацию образовательных программ и проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренной учебными планами вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
7.2
Материально-техническая база университета состоит из специально оборудованных кабинетов и аудиторий для проведения теоретических, методических и практических занятий по дисциплинам (модулям) различных циклов ООП, а также компьютерных классов с доступом к сети Интернет, читального зала и аудиторий, оборудованных мультимедийными средствами обучения.
7.3
В учебном процессе задействованы аудитории, оснащенные мультимедийно-проекционной аппаратурой, для проведения лекционных, семинарских, методических и практических занятий, полностью удовлетворяющие потребностям контингента обучающихся.
 
стр. 9
УП: z49.04.01 19 ТФКиТФВ.plx
 
7.4
Расширена зона беспроводного Интернета, Информационно – коммуникационные сети – локальная сеть охватывает 3 корпуса. Скорость подключения к сети Интернет 100 Мбит/сек.
7.5
Информационный ресурс вуза – сайт www.uralgufk.ru, образовательный портал Tandem e-Learning, (library.uralgufk.ru), внутренние ресурсы «УралГУФК» (переход с сайта), корпоративная почта.
7.6
На учебных и рабочих компьютерах «УралГУФК» установлена операционная система Linux Mageia 5. Свободное и лицензионное программное обеспечение позволяет решать большее число задач без нарушения лицензионных соглашений и расширяет диапазон использования компьютеров.
7.7
В целях предотвращения плагиата в письменных работах в вузе приобретена лицензия на доступ в систему «Антиплагиат».
7.8
Аудитория 413 для занятий семинарского типа, курсового проектирования, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 2 шкафа для документации и книг, 15 ученических столов, 30 стульев, жалюзи, доска классная, трибуна настольная, компьютер, экран, проектор.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебные материалы дисциплины представлены в виде тем, отражающих представления о содержании предмета изучения. Для удобства пользования в рабочей программе приведено содержание лекций и практических занятий по каждой теме дисциплины. Для более серьезной и глубокой подготовки по изучаемым темам в рабочей программе предлагается список основной и дополнительной литературы для самостоятельного изучения.

Аудиторные занятия организованы таким образом, что на каждом из них обучающийся активно участвует в работе, его знания и умения подвергаются оценке, а соответствующие баллы учитываются и идут в общий зачет по дисциплине.

Для подготовки к практическим занятиям обучающимся необходимо: выполнить самостоятельную работу по данной теме, подготовиться к выступлению по результатам самостоятельной работы;  проанализировать и уяснить какие учебные элементы остались неясными, и постараться получить консультацию преподавателя до практического занятия;  для ориентира в организации обучения по дисциплине следует использовать рабочую программу. На практических занятиях в зависимости от темы занятия выполняется поиск информации по решению проблем, выработка индивидуальных или групповых решений, итоговое обсуждение с обменом знаниями, участие в дискуссиях, разбор конкретных ситуаций, работа в малых группах, решение индивидуальных тестов, участие в деловых играх.

Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет самостоятельной работы студентов. Выделяемые на самостоятельную работу часы целесообразно использовать для знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и современных подходов к осмыслению рассматриваемых проблем. Самостоятельная работа обучающихся осуществляется в виде изучения литературы, эмпирических данных по публикациям в научной литературе, подготовки индивидуальных работ, самостоятельное изучение отдельных тем дисциплины; поиск и обзор литературы и электронных источников; разработка плана статьи по материалам собственного исследования. Для организации самостоятельной работы в процессе освоения дисциплины предусмотрены задания, выполнение которых оценивается в баллах.

Текущий контроль по дисциплине осуществляется в виде опроса, тестирования, собеседования по результатам выполнения заданий для самостоятельной работы по изучаемой теме, выполнение практических заданий по итогам изучения темы. При подготовке к опросу обучающиеся должны освоить теоретический материал в соответствии с содержанием темы. При подготовке к аудиторному тестированию студентам необходимо повторить материал по изученным темам.

Контроль качества освоения дисциплин обучающимися осуществляется в течение семестра на основе балльной системы. Текущая работа оценивается по результатам активности работы на занятии, тестирования, выполнения практических заданий, выполнения заданий для самостоятельной работы. Дополнительно оцениваются выступления с докладами, написание рефератов.

В случае пропуска аудиторных занятий по уважительной причине (болезнь, УТС и т.п.), обучающийся самостоятельно готовится к прохождению тестирования по теоретическим и прикладным вопросам.

В случае невыполнения или выполнения заданий в недостаточном для положительной оценки объеме, обучающийся сдает экзамен по вопросам.

Максимальное количество баллов по итогам освоения дисциплины – 100 баллов. Формой промежуточной аттестации по дисциплине является экзамен.