Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Теории и методики физического воспитания
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методология и технология обучения предмету "Физическая культура"
Проректор по учебно-воспитательной работе
z49.04.01 19 ТФКиТФВ.plx
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Теория физической культуры и технология физического воспитания"
Распределение часов дисциплины по курсам
Контактные часы на аттестацию
УП: z49.04.01 19 ТФКиТФВ.plx
К. п. н., доцент, Г. К. Калугина _________________
К. п. н., Руководитель ООП, Л. В. Пигалова; _________________
Методология и технология обучения предмету "Физическая культура"
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 944)
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Теория физической культуры и технология физического воспитания"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Срок действия программы: 2019-2022 уч.г.
Зав. кафедрой Л. В. Пигалова
Теории и методики физического воспитания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: z49.04.01 19 ТФКиТФВ.plx
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Л. В. Пигалова
Теории и методики физического воспитания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Л. В. Пигалова
Теории и методики физического воспитания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Л. В. Пигалова
Теории и методики физического воспитания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Л. В. Пигалова
Теории и методики физического воспитания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: z49.04.01 19 ТФКиТФВ.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины является формирование профессиональной компетентности обучающихся, что предполагает их готовность к реализации современных концепций физического воспитания в процессе профессиональной деятельности в образовательных учреждениях общего и среднего образования.
Достижение этой цели предусматривает формирование:
– системы знаний по теории и методике физического воспитания подрастающего поколения;
– умений и навыков использования накопленных в области физической культуры и спорта духовных ценностей в целях приобщения подрастающего поколения к здоровому стилю жизни и воспитания физической культуры личности;
– интереса и потребности в углубленном изучении теоретико-методических основ физического воспитания, высоком уровне овладения междисциплинарными знаниями и умениями, повышению профессиональной компетентности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Информационные технологии в науке и образовании в области физической культуры и спорта
Отечественные и зарубежные системы физического воспитания
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Инновационные подходы воспитательной работы в процессе физкультурно-спортивной деятельности
Инновационные технологии физического воспитания
Методология и технология контроля физической подготовленности обучающихся
Педагогический контроль сформированности физкультурно-спортивных компетенций обучающихся
Проектирование и реализация образовательных программ дошкольного образования
Проектирование и реализация программ физического воспитания в образовательных организациях
Производственная "научно-педагогическая" практика
Технология воспитательной работы с обучающимися группы риска в процессе физкультурно-спортивной деятельности
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Проектирование дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки
Проектирование программ дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности
Производственная практика "преддипломная"
Производственная практика "профессионально-ориентированная"
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-4: Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
Имеет представление о методах использования коммуникативных технологий и иностранном языке для решения задач академической и профессиональной деятельности; методики применения технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий
Демонстрирует знание методов использования коммуникативных технологий и иностранный язык для решения задач академической и профессиональной деятельности; методики применения технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий
Анализирует и систематизирует методы использования коммуникативных технологий и иностранный язык для решения задач академической и профессиональной деятельности; методики применения технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий
Частично умеет пользоваться коммуникативными технологиями; использовать иностранный язык как способность к коммуникациям в устной и письменной формах для решения задач академического и профессионального взаимодействия
Демонстрирует элементарное умение пользоваться коммуникативными технологиями; использовать
УП: z49.04.01 19 ТФКиТФВ.plx
иностранный язык как способность к коммуникациям в устной и письменной формах для решения задач академического и профессионального взаимодействия
Умеет пользоваться коммуникативными технологиями; использовать иностранный язык как способность к коммуникациям в устной и письменной формах для решения задач академического и профессионального взаимодействия
ЧЧастично владеет современными коммуникативными технологиями, в том числе на иностранном языке, для академического и профессионального взаимодействия
Владеет элементарными современными коммуникативными технологиями, в том числе на иностранном языке, для академического и профессионального взаимодействия
Владеет современными коммуникативными технологиями, в том числе на иностранном языке, для академического и профессионального взаимодействия
ПК-1: Способен разрабатывать научно-методические и учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП
Имеет представление о нормативных документах, научных основах, принципах, технологиях проектирования научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП
Демонстрирует знание нормативных документов, научных основ, принципов, технологий проектирования научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП
Анализирует и систематизирует нормативные документы, научные основы, принципы, технологии проектирования научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП
Частично умеет проектировать научно-методические и учебно-методических материалы, обеспечивающие реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП
Демонстрирует элементарное умение проектировать научно-методические и учебно-методических материалы, обеспечивающие реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП
Умеет проектировать научно-методические и учебно-методических материалы, обеспечивающие реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП
Частично владеет опытом проектирования научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП
Владеет элементарным опытом проектирования научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП
Владеет опытом проектирования научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
методы использования коммуникативных технологий и иностранный язык для решения задач академической и профессиональной деятельности; методики применения технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий.
нормативные документы, научные основы, принципы, технологию проектирования научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП.
пользоваться коммуникативными технологиями; использовать иностранный язык как способность к коммуникациям в устной и письменной формах для решения задач академического и профессионального взаимодействия.
проектировать научно-методические и учебно-методических материалы, обеспечивающие реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП.
опытом использования коммуникативных технологий и иностранного языка, как способности к коммуникациям в устной и письменной формах, для решения задач академического и профессионального взаимодействия.
опытом проектирования научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП.
УП: z49.04.01 19 ТФКиТФВ.plx
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Введение в предмет
Основые термины и сущность предмета "Физическая культура"
/Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.5 Л2.7 Л2.8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Основые термины и сущность предмета "Физическая культура"
/Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.5 Л2.7 Л2.8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Основые термины и сущность предмета "Физическая культура"
/Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.5 Л2.7 Л2.8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Раздел 2. Общие основы теории и методики физической культуры
Социальная обусловленность возникновения и развития физической культуры /Лек/
Социальная обусловленность возникновения и развития физической культуры /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Социальная обусловленность возникновения и развития физической культуры /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Раздел 3. Общая структура физической культуры как целостного социального явления
Общая структура физической культуры как целостного социального явления /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3 Л2.10
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Общая структура физической культуры как целостного социального явления /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Раздел 4. Средства физической культуры
Средства физической культуры. Методические принципы и пути реализации /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.6 Л2.9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Средства физической культуры. Методические принципы и пути реализации /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.6 Л2.9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
УП: z49.04.01 19 ТФКиТФВ.plx
5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Характеристика понятий «физическая культура» и «физическая культура личности», «физическое воспитание», «физическая подготовка»,
«физическое развитие», «физкультурно-спортивная деятельность», «физкультурно-спортивная среда» и их соотношение
2. Социальная ответственность специалиста по физической культуре и спорту
3. Система физического воспитания, ее мировоззренческие, организационные, программно-нормативные и научно-методические
основы. Кадровое, материально- техническое обеспечение и социально педагогическое сопровождение процесса физического воспитания
общества.
4. Методика формирования осанки и развития гибкости. Понятие «физическое совершенство» и критерии его оценки.
5. Характеристика профессионально-прикладной физической подготовки. Средства, методы и формы построения занятий в
профессионально-прикладной физической подготовке.
6.Нравственное воспитание в процессе физического воспитания (задачи, средства, методы).
7. Биологические и психологические особенности развития детей разного возраста и их учет при построении занятий в избранной
физкультурно-спортивной деятельности.
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
9. Физическая культура в общеобразовательной школе. Взаимосвязь урочных, внеклассных и внешкольных форм занятий по физической
культуре. Занятия физической культурой как средство воспитания личностных качеств учащихся.
5.2. Темы письменных работ
1. Принцип оздоровительной направленности в системе физического воспитания. Зависимость оздоровительного эффекта физических
упражнений от величины нагрузки, возраста и подготовленности занимающихся.
2.Принцип систематичности и пути его реализации в физическом воспитании.
3.Принцип доступности и индивидуализации и пути его реализации в физическом воспитании.
4.Методы физического воспитания: их классификация и общая характеристика. Нагрузка и отдых как основные компоненты методов
физического воспитания.
5. Средства физического воспитания и их классификация. Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Понятие о
содержании и форме физических упражнений.
6. Формы занятий физическими упражнениями и их классификация. Урок как основная форма занятий, его структура. Общая и моторная
7. Основные формы физической культуры в современном обществе и ее социальные функции. Характеристика наиболее типичных задач,
решаемых в отечественной системе физического воспитания.
5.3. Фонд оценочных средств
Вопросы, кроссворды, тестовые задания, кейс-технологии, ситуационные задачи, учебные проекты
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Общая теория и ее прикладные аспекты : учебник для вузов физической культуры
М. : Советский спорт, 2010
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.
Теория и методика физической культуры и спорта: учебник
Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник для тренеров: в 2 кн.
6.1.2. Дополнительная литература
Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А.
М.: Физкультура и спорт, 1986
УП: z49.04.01 19 ТФКиТФВ.plx
Современная система подготовки российских спортсменов к участию в Играх Олимпиад
М.: Физкультура и спорт, 2004
Спортивная рекордология: теория, методология, практика: монография
Основы теории спортивных соревнований: учеб. пособие
М.: Физическая культура, 2005
Принципы формирования рациональных двигательных действий в спорте: монография
СПб.: СПбГУФК ; Самара: Офорт: , 2007
Периодизация спортивной тренировки
Киев: Олимпийская лит., 2005
Губа В.П., Дорохов Р.Н., Солонкин А.А., Быков В.А.
Прогнозирование двигательных способностей и основа ранней ориентации в спорте: учеб. пособие для вузов физ. культуры
Современные технологии спортивных достижений: монография
Блоковая периодизация спортивной тренировки: монография
Периодизация учебно-тренировочного процесса высококвалифицированных конькобежцев: метод. разраб.
Челябинск: Уральская академия, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Олимпийский комитет России
Министерство по физической культуре, спорту
и туризму Челябинской области
Электронный каталог библиотеки УралГУФК
ФНЦ Всероссийский научно-исследовательский
институт физической культуры
Компьютерная справочная правовая система в России "Консультант-плюс"
Справочная система по законодательству Российской Федерации "Гарант"
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Libre Office Writer - текстовый редактор;
Libre Office Impress - программа для создания и проведения презентации;
Libre Office Cals - программа для работы с элетронными таблицами.
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Компьютерная справочная правовая система в России "Консультант-плюс" http://www.consultant.ru/
Справочная система по законодательству Российской Федерации "Гарант" http://www.garant.ru/
Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации http://www.minsport.gov.ru/
Официальный сайт Уральского государственного университета физической культуры http://uralgufk.ru/
Электронный каталог библиотеки УралГУФК http://www.elibrary.uralgufk.ac.ru
Образовательный проект. Платформа для публикации массовых открытых онлайн-курсов "Лекториум" http://lektorium.tv
Научный портал "Теория физической культуры" http://www.teoriya.ru/ru
Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов http://www.dissercat.com/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Университет располагает современной материально-технической базой, обеспечивающей реализацию образовательных программ и проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренной учебными планами вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Материально-техническая база университета состоит из специально оборудованных кабинетов и аудиторий для проведения теоретических, методических и практических занятий по дисциплинам (модулям) различных циклов ООП, а также компьютерных классов с доступом к сети Интернет, читального зала и аудиторий, оборудованных мультимедийными средствами обучения.
В учебном процессе задействованы аудитории, оснащенные мультимедийно-проекционной аппаратурой, для проведения лекционных, семинарских, методических и практических занятий, полностью удовлетворяющие потребностям контингента обучающихся.
УП: z49.04.01 19 ТФКиТФВ.plx
Расширена зона беспроводного Интернета, Информационно – коммуникационные сети – локальная сеть охватывает 3 корпуса. Скорость подключения к сети Интернет 100 Мбит/сек.
Информационный ресурс вуза – сайт www.uralgufk.ru, образовательный портал Tandem e-Learning, (library.uralgufk.ru), внутренние ресурсы «УралГУФК» (переход с сайта), корпоративная почта.
На учебных и рабочих компьютерах «УралГУФК» установлена операционная система Linux Mageia 5. Свободное и лицензионное программное обеспечение позволяет решать большее число задач без нарушения лицензионных соглашений и расширяет диапазон использования компьютеров.
В целях предотвращения плагиата в письменных работах в вузе приобретена лицензия на доступ в систему «Антиплагиат».
Аудитория 413 для занятий семинарского типа, курсового проектирования, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 2 шкафа для документации и книг, 15 ученических столов, 30 стульев, жалюзи, доска классная, трибуна настольная, компьютер, экран, проектор.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебные материалы дисциплины представлены в виде тем, отражающих представления о содержании предмета изучения. Для удобства пользования в рабочей программе приведено содержание лекций и практических занятий по каждой теме дисциплины. Для более серьезной и глубокой подготовки по изучаемым темам в рабочей программе предлагается список основной и дополнительной литературы для самостоятельного изучения.
Аудиторные занятия организованы таким образом, что на каждом из них обучающийся активно участвует в работе, его знания и умения подвергаются оценке, а соответствующие баллы учитываются и идут в общий зачет по дисциплине.
Для подготовки к практическим занятиям обучающимся необходимо: выполнить самостоятельную работу по данной теме, подготовиться к выступлению по результатам самостоятельной работы; проанализировать и уяснить какие учебные элементы остались неясными, и постараться получить консультацию преподавателя до практического занятия; для ориентира в организации обучения по дисциплине следует использовать рабочую программу. На практических занятиях в зависимости от темы занятия выполняется поиск информации по решению проблем, выработка индивидуальных или групповых решений, итоговое обсуждение с обменом знаниями, участие в дискуссиях, разбор конкретных ситуаций, работа в малых группах, решение индивидуальных тестов, участие в деловых играх.
Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет самостоятельной работы студентов. Выделяемые на самостоятельную работу часы целесообразно использовать для знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и современных подходов к осмыслению рассматриваемых проблем. Самостоятельная работа обучающихся осуществляется в виде изучения литературы, эмпирических данных по публикациям в научной литературе, подготовки индивидуальных работ, самостоятельное изучение отдельных тем дисциплины; поиск и обзор литературы и электронных источников; разработка плана статьи по материалам собственного исследования. Для организации самостоятельной работы в процессе освоения дисциплины предусмотрены задания, выполнение которых оценивается в баллах.
Текущий контроль по дисциплине осуществляется в виде опроса, тестирования, собеседования по результатам выполнения заданий для самостоятельной работы по изучаемой теме, выполнение практических заданий по итогам изучения темы. При подготовке к опросу обучающиеся должны освоить теоретический материал в соответствии с содержанием темы. При подготовке к аудиторному тестированию студентам необходимо повторить материал по изученным темам.
Контроль качества освоения дисциплин обучающимися осуществляется в течение семестра на основе балльной системы. Текущая работа оценивается по результатам активности работы на занятии, тестирования, выполнения практических заданий, выполнения заданий для самостоятельной работы. Дополнительно оцениваются выступления с докладами, написание рефератов.
В случае пропуска аудиторных занятий по уважительной причине (болезнь, УТС и т.п.), обучающийся самостоятельно готовится к прохождению тестирования по теоретическим и прикладным вопросам.
В случае невыполнения или выполнения заданий в недостаточном для положительной оценки объеме, обучающийся сдает экзамен по вопросам.
Максимальное количество баллов по итогам освоения дисциплины – 100 баллов. Формой промежуточной аттестации по дисциплине является экзамен.