2020-2021_49_03_01 19 СТвИВС (28)_plx_История физической культуры и спорта_Спортивная тренировка в избранном виде спорта
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Управления физической культурой
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История физической культуры и спорта
______________ 2019 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 19 СТвИВС (28).plx

Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
экзамены 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
24,6
самостоятельная работа
49
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Контактные часы на аттестацию
2,4
2,4
2,4
2,4
В том числе инт.
6
6
6
6
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
34,4
34,4
34,4
34,4
Сам. работа
49
49
49
49
Часы на контроль
24,6
24,6
24,6
24,6
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (28).plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
доцент, М. В. Шакирова _________________
 
к.п.н., руководитель ООП, Р. Х. Аминов _________________
Рецензент(ы):
 
История физической культуры и спорта
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.08.2019 протокол № 1.
 
Протокол от __ __________ 2019 г.  №  __  

Срок действия программы: 2019-2023 уч.г.

Зав. кафедрой к.п.н., доцент В.А.Редреев

Управления физической культурой
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (28).plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой к.п.н., доцент В.А.Редреев

Управления физической культурой
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой к.п.н., доцент В.А.Редреев

Управления физической культурой
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой к.п.н., доцент В.А.Редреев

Управления физической культурой
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2021 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой к.п.н., доцент В.А.Редреев

Управления физической культурой
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2020 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (28).plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
показать с научных позиций становление, состояние и развитие физической культуры и спорта в разные периоды существования человеческого общества;
1.2
раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни общества на разных этапах его развития;
1.3
способствовать формированию научного мировоззрения, воспитанию гражданственности, исторического самосознания и критического мышления;
1.4
способствовать повышению общей педагогической культуры, расширению умственного кругозора, обогащению знаниями в области физической культуры и спорта и олимпийского движения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные в полной средней школе. Набор входящих знаний и умений и наличие сформированных компетенций, включая знание базовых ценностей мировой культуры, владение государственным языком общения, понимание законов развития природы и общества, способность занимать активную жизненную позицию и навыки самооценки, обеспечивает требуемый фундамент для изучения дисциплины.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История (история России, всеобщая история)
2.2.2
Политология-социология
2.2.3
Философия
2.2.4
Социология физической культуры
2.2.5
Педагогика физической культуры
2.2.6
Психология физической культуры и спорта
2.2.7
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности
2.2.8
Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта
2.2.9
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-6: Способен формировать осознанное отношение занимающихся к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностные ориентации и установки на ведение здорового образа жизни
 
Знать:
 
Уровень 1
Имеет общее представление о месте и роли нашей страны в развитии физической культуры и спорта
 
Уровень 2
Знает о месте и роли нашей страны в развитии физической культуры и спорта
 
Уровень 3
Знает и анализирует роль нашей страны в развитии физической культуры и спорта
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Способен в процессе пропаганды физической культуры использовать фактологический материал курса дисциплины
 
Уровень 2
Способен приводить примеры фактов из материалов курса для ведения воспитательной работы в избранном виде спорта
 
Уровень 3
Материалы курса широко использует в учебно-воспитательной работе в избранном виде спорта
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Способен организовать бесседу о содержании и значении спортивной этики, недопустимости использования допинга, скрытых и явных нарушений спортивных правил, участия в договорных играх
 
Уровень 2
Способен организовать бесседу и теоретические занятия о содержании и значении спортивной этики, недопустимости использования допинга, скрытых и явных нарушений спортивных правил, участия в договорных играх
 
Уровень 3
Самостоятельно проводит бесседу и теоретические занятия о содержании и значении спортивной этики, недопустимости использования допинга, скрытых и явных нарушений спортивных правил, участия в договорных играх
 
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Знать:
 
Уровень 1
Раскрывает основные исторические факты в области физической культуры и спорта в различных исторических периодах
 
стр. 5
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (28).plx
 
 
Уровень 2
Раскрывает основные исторические факты в области физической культуры и спорта и умеет сопоставить их с закономерностями в различных исторических периодах
 
Уровень 3
Раскрывает исторические факты в области физической культуры и спорта и сопоставляет их с закономерностями в различных исторических периодах, делая анализ этого сопоставления
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Соотносит основные тенденции развития физической культуры и спорта на современном этапе с отдельными фактами из исторического опыта
 
Уровень 2
Раскрывает сущность основных тенденции развития физической культуры и спорта на современном этапе и осознает их связь с фактами из исторического опыта
 
Уровень 3
Раскрывает основные тенденции развития физической культуры и спорта на современном этапе и анализирует их связь с фактами из исторического опыта
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Обобщает информацию о достижениях в сфере физической культуры и спорта
 
Уровень 2
Обобщает и анализирует информацию о достижениях в сфере физической культуры и спорта
 
Уровень 3
Обобщает, анализирует информацию о достижениях в сфере физической культуры и спорта и на основании обобщения делает прогнозирование
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
- социальную роль, структуру и функции физической культуры и спорта;
3.1.2
- место и роль нашей страны в развитии физической культуры и спорта;
3.1.3
- цели, задачи, основные компоненты педагогического процесса в сфере физической культуры;
3.1.4
- социальную значимость профессии в сфере физической культуры, национальные интересы, ценность труда и служения на благо Отечества;
3.1.5
- составляющие здорового образа жизни и факторы их определяющие;
3.1.6
- основы организации здорового образа жизни;
3.1.7
- закономерности физического и психического развития человека и особенности их проявления в разные возрастные периоды;
3.1.8
- влияние физических упражнений на показатели физического развития и биологического возраста детей и подростков;
3.1.9
- механизмы и приемы формирования, поддержания и коррекции мотивации;
3.1.10
- санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта;
3.1.11
- гигиенические средства восстановления;
3.1.12
- гигиенические принципы закаливания;
3.1.13
- методические основы рациональной организации питания, в том числе при занятиях физической культурой и спортом, особенностей питания в тренировочном, предстартовом, соревновательном и восстановительном периодах;
3.1.14
- значения и особенности приёма витаминно-минеральных комплексов и биологически активных добавок в физкультурно-спортивной деятельности;
3.1.15
- понятие «пищевой статус».
3.1.16
- сущностные характеристики основных периодов в развитии философской мысли;
3.1.17
- основные социальные институты, обеспечивающих воспроизводство социальных отношений в сфере физической культуры;
3.1.18
- особенности мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом в группах различного возраста, пола, профессии и социального статуса;
3.1.19
- механизмы социализации личности в спорте;
3.1.20
- закономерности и особенности развития исторического процесса, его движущие силы, роль человека в нем;
3.1.21
- основные исторические формы взаимодействия человека и общества, политические концепции;
3.1.22
- различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;
3.1.23
- основные этапы и важнейшие события истории России;
3.1.24
- роль в историческом развитии России выдающихся деятелей отечественной истории;
3.1.25
- геополитическое положение России, ее национальные задачи во внешней политике;
3.1.26
- роль и место российской цивилизации во всемирном историческом процессе;
3.1.27
- периодизацию истории физической культуры, социальную сущность, структуру и функции физической культуры,
 
стр. 6
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (28).plx
 
3.1.28
- цели, задачи, основные компоненты педагогического процесса в сфере физической культуры
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
-использовать накопленные в области физической культуры и спорта ценности для стремления к здоровому образу жизни, навыков соблюдения личной гигиены, профилактики и контроля состояния своего организма, потребности в регулярных физкультурно-оздоровительных занятиях;
3.2.2
-определять общие и конкретные цели и задачи в сфере физического воспитания, спортивной подготовки и двигательной рекреации как составной части гармоничного развития личности, укрепления ее здоровья;
3.2.3
- планировать различные формы занятий с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических основ физкультурной деятельности, климатических, особенностей в целях совершенствования природных данных, поддержания здоровья, оздоровления и рекреации занимающихся;
3.2.4
- использовать освоенные методики для реализации оздоровительной эффективности физических упражнений, сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности различных контингентов населения, достижения высоких спортивных результатов;
3.2.5
- устанавливать тренировочный режим с учётом возрастных гигиенических нормативов по режиму сна, питания, учебных занятий;
3.2.6
- составлять и анализировать суточный и недельный рационы питания;
3.2.7
- проводить мероприятия по санитарно-просветительной работе в спортивных коллективах;
3.2.8
- рассказывать в доступной и увлекательной форме о пользе, значении физической культуры и спорта, основах здорового образа жизни;
3.2.9
- проводить собеседование, оценивать мотивацию и психологический настрой спортсмена;
3.2.10
- применять общие (классические) психологические рекомендации по общению, оптимизации психических состояний, самооценки, поддержанию мотивации и др. у занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью;
3.2.11
- формировать у занимающихся установку на здоровый образ жизни и его пропаганду среди окружающих
3.2.12
- найти в основных периодах в развитии философской мысли общее и особенное, указать специфические социально-экономические, религиозно-мировоззренческие и этнокультурные черты каждого из периодов;
3.2.13
- анализировать социальные истоки и мотивацию к занятиям физическими упражнениями и спортом различных социальных слоев и групп, закономерности выбора вида спорта и двигательной активности;
3.2.14
- понимать групповую динамику и особенности межличностных отношений в группах различного социального состава, возраста и пола, занимающихся спортом и физическойкультурой;
3.2.15
- правильно подобрать инструментарий для выявления эффективности профессиональной работы (занятий физической культурой и спортом), и определения уровня социального здоровья занимающихся;
3.2.16
- выделять стержень исторических фактов и событий и видеть причинно-следственные связи;
3.2.17
- раскрывать суть исторического процесса: его закономерности, движущие силы;
3.2.18
- давать объективную характеристику и интерпретацию исторического события, этапа, исторического деятеля;
3.2.19
- формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;
3.2.20
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
3.2.21
- осознавать себя как активного участника исторического процесса, как преемственную и неотъемлемую часть своего народа, динамично развивающейся исторической и культурной общности.
3.2.22
- понимать социальную значимость профессии в сфере физической культуры, национальные интересы, ценность труда и служения на благо Отечества;
3.2.23
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических явлений в области физической культуры и спорта
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- обобщения информации о достижениях в сфере физической культуры и спорта;
3.3.2
- применения методик оценки физического развития детей и подростков;
3.3.3
- использования простейших функциональных тестов для оценки состояния здоровья и работоспособности занимающихся;
3.3.4
- владения методикой расчета суточных энергозатрат и энергоемкости пищи,методикой составления меню-раскладки.
3.3.5
- проведения с обучающимися теоретических занятий и бесед о пользе, значении физической культуры и спорта, основах здорового образа жизни, о важности физической подготовки к систематическим занятиям и использовании средств физической культуры и спорта для оптимизации двигательного режима;
3.3.6
- проведения теоретических занятий и бесед о содержании и значении спортивной этики, недопустимости использования допинга, скрытых и явных нарушений спортивных правил, участия в договорных играх;
3.3.7
- совместного со спортсменами просмотра и обсуждения кино- и видеоматериалов, в том числе трансляций спортивных соревнований, обучающих и научно-популярных фильмов;
 
стр. 7
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (28).plx
 
3.3.8
- организации встреч обучающихся с известными спортсменами;
3.3.9
- использования приемов агитационно-пропагандистской работы по привлечению населения к занятиям физической культурой и спортом.
3.3.10
- анализа исторических источников, политических программ, общественных процессов;
3.3.11
- социологического анализа данных о результатах деятельности организаций физической культуры и спорта, оценки эффективности их деятельности, прогнозирования условий и направления ее развития в социально-культурном контексте;
3.3.12
- аргументированного доказательства социальной и личной значимости избранного вида спорта и физкультурно-спортивной деятельности;
3.3.13
- проведения теоретических занятий и бесед со спортсменами о содержании и значении спортивной этики, недопустимости использования допинга, скрытых и явных нарушений спортивных правил, участия в договорных играх;
3.3.14
- организации участия обучающихся и спортсменов в мероприятиях патриотического характера.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 1 История физической культуры и спорта зарубежных стран

 
1.1
1.1 Введение в предмет /Лек/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.2

2
УК-5 ОПК-6
1
0
 
1.2
1.1 Введение в предмет /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.2

2
УК-5 ОПК-6
1
0
 
1.3
1.2 Физическое воспитание в первобытнообщинном строе /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.6Л3.2

2
УК-5 ОПК-6
1
0
 
1.4
1.2 Физическое воспитание в первобытнообщинном строе /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.6Л3.2

2
УК-5 ОПК-6
1
0
 
1.5
1.3 Физическая культура и спорт в Древнем мир /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.6Л3.2

4
УК-5 ОПК-6
1
0
 
1.6
1.3 Физическая культура и спорт в Древнем мир /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.6Л3.2

2
УК-5 ОПК-6
1
0
 
1.7
1.4 Физическая культура в Средние века /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.6Л3.2

2
УК-5 ОПК-6
1
0
 
1.8
1.4 Физическая культура в Средние века /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.6Л3.2

2
УК-5 ОПК-6
1
0
 
1.9
1.5 Физическая культура и спорт в Новое время /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.6Л3.2

Э3

2
УК-5 ОПК-6
1
0
 
1.10
1.5 Физическая культура и спорт в Новое время /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.6Л3.2

Э3

2
УК-5 ОПК-6
1
0
 
1.11
1.6 Массовый спорт и спорт высших достижений в зарубежных странах, в Новейший период /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.6Л3.2

Э3

1
УК-5 ОПК-6
1
0
 
1.12
1.6 Массовый спорт и спорт высших достижений в зарубежных странах, в Новейший период /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.6Л3.2

Э3

4
УК-5 ОПК-6
1
0
 
 
стр. 8
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (28).plx
 
Раздел 2. 2 Отечественная история физической культуры и спорта

 
2.1
2.1 Возникновение и развитие физической культуры народов России с древнейших времён до середины ХIХ века. /Пр/
Л1.2Л2.5 Л2.6Л3.2

2
УК-5 ОПК-6
1
0
 
2.2
2.1 Возникновение и развитие физической культуры народов России с древнейших времён до середины ХIХ века. /Ср/
Л1.2Л2.5 Л2.6Л3.2

4
УК-5 ОПК-6
1
0
 
2.3
2.2 Развитие отечественной физической культуры и спорта в период развития капитализма (II половина ХIХ века – 1917г.) /Пр/
Л1.2Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.2

Э3

1
УК-5 ОПК-6
1
0
 
2.4
2.2 Развитие отечественной физической культуры и спорта в период развития капитализма (II половина ХIХ века – 1917г.) /Ср/
Л1.2Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.2

Э3

3
УК-5 ОПК-6
1
0
 
2.5
2.3 Формирование основ советской системы физического воспитания в условиях тоталитарного режима (1917 - 1941) /Пр/
Л1.2Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.2

Э3

1
УК-5 ОПК-6
1
0
 
2.6
2.3 Формирование основ советской системы физического воспитания в условиях тоталитарного режима (1917 - 1941) /Ср/
Л1.2Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.2

Э3

4
УК-5 ОПК-6
1
0
 
2.7
2.4 Физическая культура спорт, и физкультурно-спортивное движение СССР в период с 1941 по 1990 г. /Пр/
Л1.2Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.2

Э3

2
УК-5 ОПК-6
1
0
 
2.8
2.4 Физическая культура спорт, и физкультурно-спортивное движение СССР в период с 1941 по 1990 г. /Ср/
Л1.2Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.2

Э3

4
УК-5 ОПК-6
1
0
 
2.9
2.5 Современное состояние физкультурного и спортивного движения в России /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.2

Э3

2
УК-5 ОПК-6
1
2
 
2.10
2.5 Современное состояние физкультурного и спортивного движения в России /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.2

Э3

4
УК-5 ОПК-6
1
0
 
 
Раздел 3. 3 История олимпийского движения

 
3.1
3.1 Олимпийские игры Древней Греции /Пр/
Л1.2Л2.3Л3.2 Л3.3

Э1

1
УК-5 ОПК-6
1
0
 
3.2
3.1 Олимпийские игры Древней Греции /Ср/
Л1.2Л2.3Л3.2 Л3.3

Э1

4
УК-5 ОПК-6
1
0
 
3.3
3.2 Возрождение современного олимпизма в мире и России /Пр/
Л1.2Л2.5Л3.1 Л3.2

Э1 Э3

2
УК-5 ОПК-6
1
0
 
3.4
3.2 Возрождение современного олимпизма в мире и России /Ср/
Л1.2Л2.5Л3.1 Л3.2

Э1 Э3

4
УК-5 ОПК-6
1
0
 
3.5
3.3 Особенности развития олимпийского движения на различных этапах /Лек/
Л1.2Л2.7 Л2.8Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

4
УК-5 ОПК-6
1
0
 
стр. 9
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (28).plx
 
3.6
3.3 Особенности развития олимпийского движения на различных этапах /Пр/
Л1.2Л2.7 Л2.8Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

2
УК-5 ОПК-6
1
2
 
3.7
3.3 Особенности развития олимпийского движения на различных этапах /Ср/
Л1.2Л2.7 Л2.8Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

4
УК-5 ОПК-6
1
0
 
3.8
3.4 Олимпийское движение в России и СССР /Пр/
Л1.2Л2.7 Л2.8Л3.2 Л3.3

Э1 Э3

2
УК-5 ОПК-6
1
2
 
3.9
3.4 Олимпийское движение в России и СССР /Ср/
Л1.2Л2.7 Л2.8Л3.2 Л3.3

Э1 Э3

4
УК-5 ОПК-6
1
0
 
 
Раздел 4. Экзамен

 
4.1
/КАтЭ/

2,4
УК-5 ОПК-6
1
0
 
4.2
/Экзамен/

24,6
УК-5 ОПК-6
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Предмет и задачи курса истории физической культуры и спорта

Теории происхождения физических упражнений и игр

Основные этапы и особенности первоначального развития физической культуры в первобытном обществе

Своеобразные черты физического воспитания у древних славян, в Киевской Руси, Русском централизованном государстве

Теоретическое обоснование физического воспитания для физического развития и укрепления здоровья в медицинской (Авицена) и педагогической (Славинецкий) литературе в период феодализма

Создание основ русской национальной системы военно-физической подготовки (Пётр I, Суворов, Кутузов, Ушаков

Вопросы физического воспитания в педагогической (Бецкой, Новиков) философского и публицистической (Радищев, Белинский, Герцен) литературе

Исторические предпосылки развития спортивно-гимнастического движения в России во II половине XIX века

Разработка педагогических (Ушинский) и естественно-научных (Сеченов, Покровский, Дементьев) основ физического воспитания

Характеристика деятельности П. Ф. Лесгафта

Оценка теории физического образования П. Ф. Лесгафта

Утилитарные формы физической культуры в России в конце XIX начале XX века

Развитие любительского и профессионального спорта в России в конце XIX начале XX века

Участие России в создании МОК и развитии олимпизма

Итоги выступлений спортсменов России на Играх IV и V Олимпиады

Влияние идей олимпизма на русское спортивно-гимнастическое движение до 19I7 года

Сущностные черты физкультурного движения в СССР в период 20-ЗОх годов.(классовость, упрощённость, милитаризация, политизация)

Поиски путей создания организационно-управленческих основ физкультурного движения в СССР в 1917 по 1937 года

Анализ програмно-нормативных основ физического воспитания в СССР в 30-е годы

Причины отсутствия контактов спортивных организаций СССР с МОК в период между двумя мировыми войнами

Достижения советских спортсменов на внутрисоюзной и международной арене в 20-30е годы

Основные направления научных исследований по физическому воспитанию в СССР в 20-30е годы

Характеристика основных форм работы физкультурных организаций по военно-физической, подготовке населения в годы воины (1941-1945)

Развитие спорта в стране и выход советских спортсменов на официальную спортивную арену в послевоенный период (1945-1955)

Анализ развития физкультурного движения в СССР с 1945 по I960 год

Анализ выступлений спортсменов СССР в Играх Олимпиад (1962-1988 гг.)

Анализ выступлений спортсменов СССР в Олимпийских зимних играх

Итоги участия спортсменов России в Олимпийских играх с 1992 года по настоящее время

Анализ состояния физкультурного движения СССР в 60-80 гг

Задачи физкультурного и спортивного движения в России на современном этапе

Особенности развития физической культуры в государствах Востока

Физическое воспитание в Древней Греции

Цели, ритуалы, программа, атрибутика и социальное значение Олимпийских игр в Древней Греции

Особенности физической культуры в Древнем Риме

Социальные особенности физической культуры в Западной Европе в период феодализма

 
стр. 10
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (28).plx
 
Физическая культура в средневековых городах Западной Европы её значение для развития спорта

Гуманисты эпохи Возрождения и ранние социалисты-утописты о физическом воспитании

Предпосылки и причины к созданию национальных систем физического воспитания (Идеи Д. Локка, Л. Ж. Руссо, П. Песталоцци; практическая деятельность И. Гутс-Мутса, А.Фита)

Немецкая национальная система физического воспитания

Шведская национальная система физического воспитания

Французская национальная система физического воспитания

Сущность Сокольского движения

Модернизация систем физического воспитания в странах Западной Европы (Ж. Демени, Ж. Эбер, Н. Бук) во второй период Нового времени

Развитие спорта и создание спортивных организаций в зарубежных странах с середины XIX до начала ХХ в.

Характеристика международного рабочего спортивного движения в период между I и II Мировыми войнами (деятельность КСИ и ЛСИ)

Основные направления развития спорта в Германии, Италии, Франции и других странах накануне второй мировой войны

Сущность естественной школьной гимнастики К. Гаульгофера и М. Штрайхер

Развитие массового спорта и спорта высших достижений в зарубежных странах на современном этапе

Достижения спортсменов зарубежных стран на международной арене и Олимпийских играх в прошедшем году

Исторические условия и причины возникновения международного спортивного и олимпийского движения

Роль Пьера де Кубертена в создании МОК и организации Олимпийских игр

Анализ Олимпийской хартии.

Особенности I этапа олимпийского движения (1894-1916гг.)

Особенности II этапа олимпийского движения (1920-1940гг.)

Особенности III этапа олимпийского движения (1948-1988гг.)

Особенности современного этапа олимпийского движения (с 1988 по настоящее время)

Проблемы современного международного спортивного и олимпийского движения

Основополагающие принципы и структура современного олимпийского движения

Атрибутика и хронология современных Олимпийских игр

МОК – задачи, структура, статус, организация

Основные понятия теории олимпизма

Итоги спортивного года. Уровень достижения спортсменов России в прошедшем году

 
5.2. Темы письменных работ
Агонистика Древней Греции

История развития избранного вида спорта в нашей стране

История развития избранного вида спорта на Южном Урале

История становления и развития избранного вида спорта в олимпийском движении

Значение личности в становлении и развитии физической культуры и спорта на Южном Урале

Значение личности в олимпийском движении

Проблемный анализ особенностей физической культуры и спорта в различных общественно-экономических формациях

8 Возникновение и развитие профессионального спорта.

Значение деятельности П. Ф. Лесгафта для становления системы физического воспитания в России.

История развития науки о физической культуре и спорте

Проблемы олимпийского движения

Социально-философские проблемы физической культуры и спорта

Отражение тематики физической культуры и спорта в произведениях искусства

Физическая культура и спорт в годы II Мировой войны

 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
Тесты Кейс стади Эссе Круглый стол Деловая игра
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Голощапов Б.Р.
История физической культуры и спорта: учеб. пособие
М.: Академия, 2013
 
Л1.2
Мельникова Н.Ю., Трескин А.В.
История физической культуры и спорта: учебник
М.: Сов. спорт, 2013
 
Л1.3
Комаров С.Н.
История физической культуры: учебник
М.: Академия, 2013
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 11
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (28).plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кун Л., Столбов В.В.
Всеобщая история физической культуры и спорта: пер. с венгер.
М.: Радуга, 1982
 
Л2.2
Пономарев Н.И.
Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания
М.: Физкультура и спорт, 1970
 
Л2.3
Базунов Б.
Боги стадионов Эллады
М.: Терра-Спорт, 2002
 
Л2.4
Деметер Г.С.
Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения
М.: Сов. спорт, 2005
 
Л2.5
Суник А.
Очерки отечественной историографии истории физической культуры и спорта: монография
М.: Сов. спорт, 2010
 
Л2.6
Мельникова Н.Ю., Трескин А.В., Поликарпова Г.М.
История физической культуры и спорта: в 2 кн.: антология
М.: Русь- Олимп, 2010
 
Л2.7
Суник А.Б.
Современные олимпийские игры: краткий исторический очерк (1896 -2012)
М.: Сов. спорт, 2013
 
Л2.8
Штейнбах В.Л.
Оборотная сторона олимпийской медали: история Олимпийских игр в скандалах, провокациях, судейских ошибках и курьезах
М.: Спорт, 2015
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Пугачева Ж.И.
Олимпизм и олимпийское движение в России в конце 19-начале 20 века: учеб. пособие
Челябинск: ЧГИФК, 1994
 
Л3.2
Пугачева Ж.И.
История физической культуры и спорта: учеб. пособие
Челябинск: УралГАФК, 2001
 
Л3.3
Шарипов, М.В., Шакирова М.В., Ширшиков Е.О.
Олимпийский классный час: учеб.-метод. пособие для студ. направлений "Физическая культура"
Челябинск: Уральская Академия, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Твой олимпийский учебник
 
Э2
Олимпийская хартия
 
Э3
Государственный музей спорта
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
6.3.1.2
LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux:
6.3.1.3
Libre Оffice Writer – текстовый редактор;
6.3.1.4
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций;
6.3.1.5
Libre Оffice Сals – программа для работы с электронными таблицами;
6.3.1.6
Mozilla Firefox – интернет обозреватель.
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Официальный сайт УралГУФК - http://www/uralgufk.ru
6.3.2.2
ЭБС Book.ru
6.3.2.3
Электронный каталог библиотеки УралГУФК - www.elibrary.uralgufk.ac.ru
6.3.2.4
Сайт Международного олимпийского комитета – http://www.olympic.org
6.3.2.5
6.3.2.6
Сайт Олимпийского комитета России – http://www.olympic.org
6.3.2.7
6.3.2.8
Олимпийская хартия – http://www.roc.ru/ru/OlympChart.asp
6.3.2.9
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-405 ул. Российская д. 258:
7.2
аудитория для занятий семинарского типа, курсового проектирования, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации:к-т парта 2 стула-12шт;стол-приставка-1шт;доска классная-1шт;шкаф-витрина-1шт;трибуна настольная-1шт;компьютер-1шт; монитор-1шт; экран-1шт; стол письменный-1шт;стол компьютерный угловой-1шт; проектор-1шт; жалюзи-2шт.
7.3
2-208 ул. Российская д. 258:
 
стр. 12
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (28).plx
 
7.4
помещение для самостоятельной работы обучающихся:компьютер ФОРТЕ-1шт;системный блок-2шт; монитор-2шт; шкаф для документов-1шт; стол письменный-1шт; стол 2-х местный-1шт;стул ученический-2шт; стул ученический-6шт; стул-4шт; парта-2шт;стол-2шт;жалюзи-1шт.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В преподавании дисциплины используется весь арсенал УМК, активизирующий и стимулирующий деятельность обучающихся: логически продуманный цикл лекций и семинаров, связанных с будущей профессиональной деятельностью бакалавра; разнообразие форм учебных занятий (семинарские занятия, деловые игры, дискуссии); имеется учебно-методическое обеспечение каждого занятия (раздаточный и наглядный материал, необходимый, в том числе, для проведения индивидуальной и групповой диагностики и самодиагностики); разработана система заданий для самостоятельной работы, включающая индивидуальные и групповые задания; разработана система заданий для самоконтроля и контроля; созданы презентации (визуальное представление) по всем темам курса; В преподавании дисциплины используются следующие современные образовательные технологии: проблемного обучения, обучения в сотрудничестве (групповые формы работы), актуализации мотивационного потенциала образовательной среды, рейтинга учебных достижений. В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.