2020-2021_49_03_01 19 СТвИВС (22)_plx_История (история России_ всеобщая история)_Спортивная тренировка в избранном виде спорта
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Социально-гуманитарных наук
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История (история России, всеобщая история)
______________ 2019 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 19 СТвИВС (22).plx

Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
экзамены 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
24,6
самостоятельная работа
31
аудиторные занятия
50
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
34
34
34
34
Контактные часы на аттестацию
2,4
2,4
2,4
2,4
В том числе инт.
10
10
10
10
Итого ауд.
50
50
50
50
Кoнтактная рабoта
52,4
52,4
52,4
52,4
Сам. работа
31
31
31
31
Часы на контроль
24,6
24,6
24,6
24,6
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.и.н., профессор, И. Д. Панькин _________________
 
к.п.н., руководитель ООП, Р. Х. Аминов _________________
Рецензент(ы):
 
История (история России, всеобщая история)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.08.2019 протокол № 1.
 
Протокол от __ __________ 2019 г.  №  __  

Срок действия программы: 2019-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2021 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2020 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Целью освоения дисциплины «История (история России, всеобщая история)» является формирование целостного восприятия исторического пути России,  а также выработка понимания  специфических особенностей ее исторического развития, межкультурного разнообразия и их влияния на место и роль страны в мировом историческом процессе, воспитание у студентов духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств, навыков межкультурного взаимодействия
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные в полной средней школе. Набор входящих знаний и умений и наличие сформированных компетенций, включая знание базовых ценностей мировой культуры, владение государственным языком общения, понимание законов развития природы и общества, способность занимать активную жизненную позицию и навыки самооценки, обеспечивает требуемый фундамент для изучения дисциплины «История (история России, всеобщая история)».
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Философия
2.2.2
Социология физической культуры
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает ключевые события истории России, периоды и эпохи в ее развитии, основных субъектов исторического процесса, роль личности в истории
 
Уровень 2
Знает различные концептуальные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории (формационный , цивилизационный и др.), механизмы взаимодействия личности и общества в различные периоды и эпохи отечественной истории, вклад выдающихся деятелей отечественной истории в историко-культурный процесс 
 
Уровень 3
Знает место и роль России в  мировой политике и в системе международных отношений, содержание внешней политики России, специфические черты российской цивилизации, ее место и вклад во всемирно историческом процессе
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет различать причины и следствия в историческом процессе, выявлять основные законы   закономерности  и тенденции исторического развития, осуществлять объективный анализ исторического события, этапа, исторического деятеля с учетом исторического и социокультурного контекста
 
Уровень 2
Умеет вести дискуссию и формулировать собственную точку зрения по различным проблемам истории, сопоставлять исторические факты, явления, процессы и соотносить их с историческим контекстом эпохи, выявлять сущность наиболее значимых исторических явлений и процессов
 
Уровень 3
Умеет осознавать свое место и роль в историческом процессе, свою принадлежность к российской культуре и цивилизации
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Способен анализировать исторические источникм и вычленять в них значимую информацию
 
Уровень 2
Имеет опыт анализа политических проектов и программ, выдвигавшихся в различные периоды отечественной истории
 
Уровень 3
Имеет опыт анализа содержания общественных процессов, основных тенденций общественного развития
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
УК-5.1. Знает механизм межкультурного взаимодействия в обществе на современном этапе; основные этапы социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
УК-5.2. Умеет учитывать при социальном и профессиональном общении историческое наследие, социокультурные традиции различных социальных групп, этносов и конфессий, включая мировые религии, философские и этические учения в целях успешного выполнения профессиональных задач
 
 
3.3
Владеть:
 
стр. 5
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
3.3.1
УК-5.3. Имеет опыт владения методами анализа и оценки философских и исторических фактов, явлений культуры; общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 1 Формирование Российской государственности в IX – начале XVII вв.

 
1.1
1.1 Введение в историческую науку. Народы и древнейшие государства на территории нашей страны. Восточные славяне. Формирование Древнерусского государства. Киевская Русь (IХ-ХII вв.)

Содержание:

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Автохтонные и миграционные теории происхождения славян. Древнейшие государственные образования на территории нашей страны.

Этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.

Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и отличия /Лек/

Л1.1 Л1.3 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
0
 
1.2
1.1 Введение в историческую науку. Народы и древнейшие государства на территории нашей страны. Восточные славяне. Формирование Древнерусского государства. Киевская Русь (IХ-ХII вв.) /Пр/
Л1.1 Л1.3 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
0
План практического занятия:

1.Предмет, задачи, принципы и научные категории в изучении истории. Основные теории исторического процесса. Теории происхождения и этапы развития человечества.

2.Особенности российской историографии на разных этапах развития, ее выдающихся представителей и их вклад в отечественную историческую науку

3.Восточные славяне (происхождение, расселение, основные занятия, верования и обычаи).Роль природно-климатических и геополитических факторов в их экономическом и социокультурном развитии.

4.Особенности становления древнерусского государства. Географический, климатический, геополитический факторы складывания государственности. «Торговая» и «норманнская» теории: их исторический анализ.

5.Социально-экономическое и политическое развитие Киевской Руси.

6.Принятие христианства и его значение.

 
1.3
1.1 Введение в историческую науку. Народы и древнейшие государства на территории нашей страны. Восточные славяне. Формирование Древнерусского государства. Киевская Русь (IХ-ХII вв.) /Ср/
Л1.1 Л1.3 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
УК-5
1
0
Решение тестов по теме. Подготовка к практическому занятию

Темы докладов и презентаций:

1.Происхождение древнейших русских городов.

2.Исторические портреты киевских князей IX-X вв.

 
стр. 6
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
1.4
1.2 Русские земли и европейское Средневековье. Русские земли в условиях феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания (ХII – ХV вв.)

Содержание:

Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России.

Предпосылки раздробленности, ее особенности в русских землях. Юго-восточные русские земли в составе Польши и Литвы, особенности их экономического, политического и правового положения; закрепление там западных политико-правовых монархических традиций.

Оформление республиканского строя в Новгороде и Пскове, их внутреннее развитие и внешнеэкономические связи с Европой.

Развитие северо-восточной Руси накануне монголо-татарского завоевания. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Предпосылки и этапы формирования монгольской государственности. Влияние монгольских политико-правовых традиций на оформление Российской государственности. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
0
 
1.5
1.2 Русские земли и европейское Средневековье.

Русские земли в условиях феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания (ХII – ХV вв.)

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
0
План практического занятия:

1.Феодальная раздробленность как закономерная стадия развития государства. Предпосылки раздробленности, ее особенности в русских землях.

2.Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

3.Первые Московские князья, их деятельность, направленная на собирание русских земель в условиях ордынского ига.

4.Куликовская битва. Её историческое значение для освобождения и объединения русских земель

 
1.6
1.2 Русские земли и европейское Средневековье.

Русские земли в условиях феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания (ХII – ХV вв.)

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
0
Решение тестов по теме. Подготовка к практическому занятию.

Составление хронологической таблицы «Объединение русских земель вокруг Москвы»

 
стр. 7
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
1.7
1.3 Россия во второй половине XV – XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации

Содержание:

«Монгольский», «византийский», «древнерусский» факторы формирования Российского государства, основные этапы этого процесса. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Политика Ивана III и Василия III по укреплению Московского государства. Идеология «Москва – третий Рим».

Внешнеполитические связи России, ее место в семье европейских держав. Формирование сословной системы организации общества. Социально-экономическое развитие России в конце ХV – ХVI вв.

Население и территория. Углубление феодализма в России: причины, этапы, специфика крепостного права. Судебник 1497 г. как исторический и правовой источник. Земские Соборы как звено в системе сословно-представительных органов феодальной Европы. Судебник 1550 г., Стоглав 1551 г.

Опричнина: причины, сущность и последствия.

Усиление тенденции тяготения России к восточному типу государственности.

Смутное время: причины, этапы, последствия. Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К. Минин и Д. Пожарский.

Земский собор 1613 г. и воцарение династии Романовых. Новые явления в хозяйственной жизни. Закрепощение крестьян. Усиление позиций дворянства. «Соборное Уложение» 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права, сословных функций и самодержавия. /Пр/

Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
0
План практического занятия:

1.Особенности внутренней и внешней политики Ивана III и Василия III.

2.Особенности правления Ивана IV.

3.Характерные черты русской традиционной культуры.

4.Дискуссия: Смутное время: причины, этапы, последствия. Политическое развитие страны при первых Романовых.

 
1.8
1.3 Россия во второй половине XV – XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации /Ср/
Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
УК-5
1
0
Решение тестов по теме. Подготовка к практическому занятию

Темы докладов и презентаций:

1.Внешняя политика России в XVI веке.

2.Смута – время альтернатив.

3.Сословное представительство в России в XVI – XVII вв.

3.Культура и быт Руси второй половины XIV-XVI вв.

 
 
Раздел 2. 2 Россия и мир в XVIII – первой половине XIX вв.

 
стр. 8
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
2.1
2.1 Образование Российской империи (1 пол. ХVIII в.)

Содержание:

Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства. Начало промышленного переворота в Европе.

«Европейское Просвещение» и его влияние на Россию. Идеология «Просвещенного абсолютизма».

Реформы Петра I. Внешняя политика Петра I. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.

Особенности абсолютизма при Петре I. Дворцовые перевороты как проявление российского варианта абсолютизма, их влияние на экономическое и политическое развитие страны /Лек/

Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
0
 
2.2
2.1 Образование Российской империи (1 пол. ХVIII в.) /Пр/
Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
0
План практического занятия:

1.Политические, военные, административные, экономические и культурные преобразования петровского времени.

2.Внешняя политика Петра I. Рождение Российской империи.

3.Дискуссия: Предпосылки, содержание и значение петровских преобразований

 
2.3
2.1 Образование Российской империи (1 пол. ХVIII в.) /Ср/
Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

3
УК-5
1
0
Решение тестов по теме. Подготовка к практическому занятию

1.Проанализировать соотношение понятий «абсолютизм» и «самодержавие», опираясь на мнения отечественных историографов.

2.Проведите сравнительный анализ основных этапов процесса становления абсолютизма в России, Европе и странах Востока

 
2.4
2.2 Российский абсолютизм в XVIII в.

Содержание:

Французская революция и ее влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы.

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины Великой. «Золотой» век российского дворянства: основные причины, тенденции, последствия для исторического развития страны.

Соотношение понятий «абсолютизм» и «самодержавие»: дискуссионные вопросы в отечественной историографии.

Экономические и политические условия формирования самодержавной власти в России.

Основные этапы развития российской абсолютной монархии: сравнительный анализ с процессом становления абсолютизма в европейских и восточных странах.  /Пр/

Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
2
План практического занятия:

1.Внутренняя политика самодержавия в 1720-е - начале 1760-х гг. Дворцовые перевороты.

2.Просвещенный абсолютизм в России. Преобразования Екатерины II.

3.Социально-экономическое развитие России. Внешняя политика Екатерины II.

4.Личность Павла I. Основные черты внутренней и внешней политики Павла.

 
2.5
2.2 Российский абсолютизм в XVIII в. /Ср/
Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
УК-5
1
0
Решение тестов по теме. Подготовка к практическому занятию

Темы докладов и презентаций:

1.Российские просветители XVIII в. и их идеи общественного развития.

2.Российские столицы, сходство и различие их культурного пространства

 
стр. 9
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
2.6
2.3 Россия и мир в первой половине ХIХ в.

Содержание:

Наполеоновские войны и Священный союз как система общеевропейского порядка.

Формирование европейских наций.

Внутренняя политика Александра I, серия реформ в первой четверти ХIХ в. Деятельность М. М. Сперанского.

Внешнеполитическое положение России, расширение империи в I четверти ХIХ в.

Отечественная война 1812 г.

Российское самодержавие и «Священный союз». Венский конгресс.

Россия и Кавказ.

Внутренняя политика Николая I. Нарастание противоречий в социально-экономической и политической сферах к середине ХIХ в. /Пр/

Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
0
План практического занятия:

1.Правление Александра I. Попытки либеральных реформ.

2.Наполеоновские войны. Отечественная война 1812 года и заграничный поход русской армии. Венский конгресс.

3.Внутренняя и внешняя политика Николая I. Нарастание противоречий в социально-экономической и политической сферах к середине ХIХ в.

 
2.7
2.3 Россия и мир в первой половине ХIХ в. /Ср/
Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
УК-5
1
0
Решение тестов по теме. Подготовка к практическому занятию
 
 
Раздел 3. 3 Российская империя и мир во второй половине XIX – начале XX вв.

 
3.1
3.1 Россия и мир во второй половине ХIХ в.

Содержание:

Развитие Европы во второй половине XIX века.

Франко-прусская война. Бисмарк и объединение германских земель. Объединение Италии.

Декларация независимости и Декларация прав человека и гражданина. Гражданская война в США.

Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство.

Реформы и реформаторы в России. Влияние отмены крепостного права на буржуазное развитие страны.

Реформы и контрреформы: основное содержание, тенденции, итоги.

Александр II как император, реформатор и политик. Присоединение Средней Азии. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Правительственный курс Александра III. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Общественно-политические течения и движения второй половины XIX века. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
0
 
3.2
3.1 Россия и мир во второй половине ХIХ в. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
0
План практического занятия:

1.Причины и предпосылки реформ 60-70-х гг. XIX в. Борьба за их осуществление.

2.Манифест 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права. Выкупная сделка.

3.Крестьянская, судебная, земская, военная и другие реформы. Эволюция самодержавия.

4.Правительственный курс Александра III. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.

 
стр. 10
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
3.3
3.1 Россия и мир во второй половине ХIХ в. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

3
УК-5
1
0
Решение тестов по теме. Подготовка к практическому занятию

1.Подготовка мультимедийной презентации «Достижения русской культуры XIX в. и их значение для мировой культуры».

2.Составьте таблицу «Общественное движение в России во II половине XIX в.»

 
3.4
3.2 Россия и мир на рубеже ХIХ и ХХ веков: особенности экономической и политической модернизации

Содержание:

Завершение раздела мира и борьба за колонии. Национально-освободительные движения в странах Востока.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Формирование классов буржуазного общества, необходимость создания нормативной базы для правового регулирования отношений между ними.

Нерешенность «рабочего» вопроса к началу ХХ в.

Становление индустриального общества в России: общее и особенное. «Государственный» капитализм как предпосылка социализма. Основные противоречия в социально-экономической и политической сферах российской жизни. Реформы С.Ю. Витте.

Аграрный вопрос в России. Национальный вопрос в России.

Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.  /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
0
План практического занятия:

1.Роль ХХ в. в мировой истории. Глобализация общественных процессов.

2.Проблема экономического роста и модернизации.

3.Революции и реформы. Социальная трансформация общества.

4.Государственный и сословный строй Российской империи на рубеже XIX-XX вв.

Самостоятельная работа:

Решение тестов по теме. Подготовка к практическому занятию

 
3.5
3.2 Россия и мир на рубеже ХIХ и ХХ веков: особенности экономической и политической модернизации /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
УК-5
1
0
Решение тестов по теме. Подготовка к практическому занятию
 
3.6
3.3 Революция и реформы. Первая Русская революция (1905-1907 гг)

Содержание:

Россия в начале ХХ в. Основные причины революции. Манифест 17 октября 1905 г. и его значение для дальнейшего развития страны. Итоги революции. Общие тенденции развития России в послереволюционный период. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Столыпинская аграрная реформа: причины, содержание, результаты. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Деятельность I и II Государственных Дум. /Пр/

Л1.2 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
0
План практического занятия:

1.Особенности развития российской экономики в начале ХХ века. Реформы С. Ю. Витте и П. А. Столыпина.

2.Революция 1905-1907 гг.: причины, характер, значение.

3.Становление российской многопартийности.

 
стр. 11
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
3.7
3.3 Революция и реформы. Первая Русская революция (1905-1907 гг) /Ср/
Л1.2 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

3
УК-5
1
0
Решение тестов по теме. Подготовка к практическому занятию

1.Составьте таблицу «Российская многопартийность в начале ХХ в.»

2.Составьте таблицу «Итоги и последствия революции 1905-1907 гг.»

 
3.8
3.4 Первая мировая война и ее влияние на Россию

Содержание:

Основные военно-политические блоки. Театры военных действий.

Влияние Первой мировой войны на европейское развитие. Версальская система международных отношений. Новая фаза европейского капитализма.

Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса. Социально-экономическое и политическое положение в стране к 1914 г., основные противоречия, нерешенность ключевых вопросов российской жизни. Экономический подъем 1913 г., развитие сельского хозяйства.

Основные направления внешней политики России в начале ХХ в.

Причины, начало и характер первой мировой войны. Отношение к войне различных классов и партий.

Влияние войны на экономическое и политическое положение в стране. Общенациональный кризис осенью 1916 г. – зимой 1917 г. /Пр/

Л1.2 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
2
План практического занятия:

1.Социально-экономическое и политическое положение в стране к 1914 г.,

2.Дискуссия: Причины, начало и характер первой мировой войны.

3.Отношение к войне различных классов и партий. Влияние войны на экономическое и политическое положение в стране.

 
3.9
3.4 Первая мировая война и ее влияние на Россию /Ср/
Л1.2 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.3 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
УК-5
1
0
Решение тестов по теме. Подготовка к практическому занятию

Темы докладов и презентаций:

1.Западный фронт в Первой мировой войне. Отношение России с союзниками.

2.Либералы и царизм в годы Первой мировой войны.

3. Итоги Первой мировой войны. Складывание Версальско-Вашингтонской системы послевоенного мира и ее противоречивость.

 
 
Раздел 4. 4 Советский период Отечественной истории: 1917-1991 гг. Место СССР в системе мировых цивилизаций

 
стр. 12
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
4.1
4.1 Россия в 1917 г.: альтернативы общественного развития. Гражданская война и интервенция. Судьбы российской эмиграции

Содержание:

Революция 1917 г. Основные причины Февральской революции. Падение монархии. Юридический и фактический аспекты двоевластия. Деятельность Временного правительства, основные направления буржуазных реформ. Позиция социалистических партий по продолжению революции и завоеванию власти. Октябрьский этап революции 1917 г. Первые декреты советской власти.

Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Причины и этапы гражданской войны. «Белое» движение. Внутренняя и внешняя политика Советского правительства – «военный коммунизм», Брестский мир. Причины победы советского правительства в гражданской войне.

Российская эмиграция. Основные причины и этапы российской эмиграции, ее организация советским правительством. Основные эмигрантские центры в Европе. Деятельность российской научной и творческой интеллигенции за рубежом. /Лек/

Л1.2 Л1.4 Л1.5Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
0
 
4.2
4.1 Россия в 1917 г.: альтернативы общественного развития. Гражданская война и интервенция. Судьбы российской эмиграции /Пр/
Л1.2 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
0
План практического занятия:

1.Государственная Дума (1906-1917). Зарождение российского парламентаризма.

2.Февральская революция 1917 года: причины, участники, результаты.

3.Опыт двоевластия в России в 1917 году.

4.Октябрьская революция 1917 года и ее значение. Решения Второго Всероссийского съезда Советов.

5.Становление Советской власти. Мировое сообщество и Советская Россия.

6.Причины гражданской войны и иностранной военной интервенции.

7.Этапы гражданской войны.

8.Итоги и последствия гражданской войны.

 
4.3
4.1 Россия в 1917 г.: альтернативы общественного развития. Гражданская война и интервенция. Судьбы российской эмиграции /Ср/
Л1.2 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

3
УК-5
1
0
Решение тестов по теме. Подготовка к практическому занятию

1.Подготовка мультимедийной презентации «Российская эмиграция: деятельность российской научной и творческой интеллигенции за рубежом»

2.Составьте хронологическую таблицу «Этапы гражданской войны»

Темы докладов и презентаций:

1.Системный кризис самодержавия в России.

2.Октябрьская революция и политические партии.

3.Крестьянство в революциях 1917 г.

4.Большевики и армия в 1917 г.

 
стр. 13
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
4.4
4.2 СССР и мир в межвоенный период. СССР в условиях социалистического эксперимента 1920-1930-х гг.

Содержание:

Лига Наций. СССР и великие державы. Коминтерн. Антикоминтерновский пакт и секретное соглашение. Мировой экономический кризис 1929 г. и Великая депрессия. Кейнсианство. Альтернативные пути выхода из кризиса. Приход фашизма к власти в Германии. «Новый курс» Рузвельта. «Народные фронты» в Европе.

Социально-экономическое развитие СССР в 1920-е гг. Новая экономическая политика (НЭП). Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Предпосылки и процесс формирования диктатуры Сталина. Оформление тоталитаризма. Внутрипартийная борьба.

Внешняя политика СССР в 20-е и 30-е гг.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 1930-е гг. Переход к форсированной индустриализации и сплошной коллективизации. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. Основные причины и этапы репрессий. /Лек/

Л1.1 Л1.4 Л1.5Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
0
 
4.5
4.2 СССР и мир в межвоенный период. СССР в условиях социалистического эксперимента 1920-1930-х гг.  /Пр/
Л1.1 Л1.4 Л1.5Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
0
План практического занятия:

1.Образование СССР.

2.Индустриализация страны: результаты и последствия.

3.Коллективизация сельского хозяйства.

4.Формирование политического режима сталинизма.

 
4.6
4.2 СССР и мир в межвоенный период. СССР в условиях социалистического эксперимента 1920-1930-х гг.  /Ср/
Л1.1 Л1.4 Л1.5Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
УК-5
1
0
Решение тестов по теме. Подготовка к практическому занятию

Темы докладов и презентаций:

1.Советская национальная политика в 20-е годы. Оценка образования СССР в свете современного опыта.

2.Социальная структура советского общества в 30-е гг.

3.Истоки формирования тоталитарного сознания.

 
стр. 14
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
4.7
4.3 Вторая мировая война(1939 – 1945 гг.)

Содержание:

Предпосылки, причины и этапы Второй мировой войны.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Внешнеполитическая деятельность Советского Союза в предвоенные годы. Международное положение СССР между сентябрем 1939 г. и июнем 1941 г. Расширение территории СССР, восстановление исторических границ Российской империи.

Великая Отечественная война. Нападение фашистской Германии и ее союзников на СССР. Изменение характера войны. Стратегические цели воюющих сторон. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны.

Мероприятия Советского руководства по мобилизации сил и средств на отпор врагу. Создание антигитлеровской коалиции. Выработка союзниками глобальных стратегических решений по послевоенному переустройству мира (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции).

Решающие сражения Великой Отечественной войны. Московская, Сталинградская, Курская битвы. Завершающий этап войны. Изгнание оккупантов с территории СССР.

Освобождение Советской армией Центральной и Юго-Восточной Европы. Капитуляция Германии. Разгром Японии. Итоги, уроки, цена победы советского народа в ВОВ.

Российская и зарубежная историография о роли СССР во второй мировой войне и причинах победы. /Пр/

Л1.1 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
2
План практического занятия:

1.Причины и характер Второй мировой войны.

2.Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны.

3.Великая Отечественная война: основные этапы.

4.Создание антифашистской коалиции.

5.Итоги и последствия войны.

 
4.8
4.3 Вторая мировая война(1939 – 1945 гг.) /Ср/
Л1.1 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
УК-5
1
0
Решение тестов по теме. Подготовка к практическому занятию

Темы докладов и презентаций:

1.Актуальные вопросы истории Великой Отечественной войны. Проблема «белых пятен».

2.Антигитлеровская коалиция: история и уроки.

3.Наш край в Великой Отечественной войне.

 
стр. 15
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
4.9
4.4 СССР и мир во второй половине ХХ в.(1945–1985)

Содержание:

Новые международные организации. Осложнение международной обстановки. Распад антигитлеровской коалиции.

Начало холодной войны. Создание НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы.

Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Создание социалистического лагеря и ОВД.

Превращение США в сверхдержаву.

Победа революции в Китае и создание КНР. Корейская война 1950-1953 гг.

Крах колониальной системы. Формирование движения неприсоединения.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы.

Холодная война. Оформление двух противоборствующих военных блоков. Реформы Хрущева. Карибский кризис 1962 г.

Социалистическое движение в странах Запада и Востока.

События 1968 г. Интеграционные процессы в послевоенной Европе. Римский договор и создание ЕЭС.

«Азиатские тигры». Арабо-израильский конфликт. Экономические реформы Дэн Сяопина в Китае.

Поиск путей социального обновления после смерти Сталина. ХХ съезд КПСС. Реформы Н. С. Хрущева. «Оттепель» в духовной жизни СССР. СССР в середине 1960-1980-х гг.: нарастание кризисных явлений. Внутренняя политика Л. И. Брежнева. Реформы А.Н. Косыгина. Формирование диссидентского движения в СССР. Вторжение СССР в Афганистан и его последствия. Кризис советской экономики в конце 70-х – начале 80-х гг.  /Пр/

Л1.1 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
0
План практического занятия:

1.Геополитические последствия Второй мировой войны. Начало «холодной войны».

2.Экономическое развитие: восстановление народного хозяйства. Социально-политическое развитие. Апогей сталинизма.

3.Попытка демократизации советского общества. «Оттепель». Экономические реформы Хрущева.

3.Экономическое и социально-политическое развитие СССР в середине 1960-х – нач. 1980-х гг.

4.Дискуссия: Международные отношения в 1960-1980е гг.: от «разрядки» к «гонке вооружений».

 
4.10
4.4 СССР и мир во второй половине ХХ в.(1945–1985) /Ср/
Л1.1 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

3
УК-5
1
0
Решение тестов по теме. Подготовка к практическому занятию

1.Проанализируйте основные события внешнеполитической деятельности СССР по следующим направлениям:

а)отношения со странами социалистического лагеря;

б)отношения с развитыми капиталистическими странами;

в)отношения с развивающимися странами.

2.Составьте таблицу «Причины и результаты крупнейших военных конфликтов 1950-1960-х годов XX века»

 
 
Раздел 5. 5 От СССР к современной России: 1985 – 2010-е гг. Образование новой системы мирового порядка

 
стр. 16
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
5.1
5.1 Перестройка. Крушение социализма в СССР

Содержание:

Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Основные причины перестройки: экономические, политические, духовные. Основные идеи реформы: «перестройка», «ускорение», «гласность», «новое политическое мышление».

Этапы перестройки, изменение ее содержания, целей и задач. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. Вывод советских войск из Афганистана. Распад СЭВ и кризис мировой социалистической системы.

Попытка государственного переворота 1991 г. Тенденции сепаратизма в союзных республиках. Межнациональные конфликты. Распад СССР. Образование СНГ. /Лек/

Л1.4 Л1.5Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
0
 
5.2
5.1 Перестройка. Крушение социализма в СССР /Пр/
Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
2
План практического занятия:

1.Нарастание кризисных явлений. Предпосылки и цели перестройки.

2.Основные этапы перестройки. Переход к рыночной экономике. Реформа политической системы СССР.

3.Дискуссия: Обострение межнациональных отношений.

4.Распад СССР: причины и последствия.

 
5.3
5.1 Перестройка. Крушение социализма в СССР /Ср/
Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
0
Решение тестов по теме. Подготовка к практическому занятию

Темы докладов и презентаций:

1.Перестройка: возникновение новых политических реалий.

2.Многопартийность в России: желаемое и действительное?

 
5.4
5.2 Россия и мир в последнем десятилетии XX в.

Содержание:

Экономические реформы начала 1990-х гг. «Шоковая терапия». Резкая поляризация общества в России. Ухудшение экономического положения. Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993 г. Военно-политический кризис в Чечне. Наука, культура, образование в рыночных условиях.

Конец холодной войны. Внешняя политика РФ в 1991-99 гг. Россия и СНГ. Россия и НАТО. Россия и США. Россия и страны Востока.

Россия в системе мировой экономики и международных связей.

Политические партии и общественные движения России на современном этапе.

Экономические реформы РФ во второй половине 90-х гг. /Лек/

Л1.1 Л1.4 Л1.5Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
0
 
5.5
5.2 Россия и мир в последнем десятилетии XX в. /Пр/
Л1.1 Л1.4 Л1.5Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
0
План практического занятия:

1.Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.).

2.Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.

3.Принципы внешней политики РФ в 1990-е гг. Россия и страны дальнего зарубежья. Россия и НАТО. Отношения с государствами СНГ.

 
стр. 17
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
5.6
5.2 Россия и мир в последнем десятилетии XX в. /Ср/
Л1.1 Л1.4 Л1.5Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
УК-5
1
0
Решение тестов по теме. Подготовка к практическому занятию

Темы докладов и презентаций:

1.Проблемы общечеловеческих ценностей, нравственности, культуры как целостного явления общественной жизни конца ХХ в.

 
5.7
5.3 Россия и мир на современном этапе: тенденции и перспективы развития. Проблемы международного терроризма

Содержание:

Россия в начале XXI века. Модернизация общественно-политических отношений. Социально-экономическое положение РФ. Россия и мировой финансовый и экономический кризис.

Трансформация системы международных отношений в последней четв. XX – нач. XXI вв.

Внешняя политика РФ в 1990-е и 2000-е гг. Вхождение Крыма в состав РФ. Обострение отношений России со странами Запада после 2014 г. Российско-украинские отношения. Россия и страны СНГ. Региональные и глобальные интересы России.

Современные проблемы человечества и роль России в их решении. Перспективы и риски мирового развития в эпоху развития глобализации.

Угроза терроризма: международные отношения в аспекте борьбы с терроризмом. Сущность и специфические особенности экстремизма. Опыт противодействия сепаратизму, экстремизму и терроризму в России в конце XX – нач. XXI в. Молодёжный экстремизм и основные направления его профилактики /Пр/

Л1.1 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5
1
2
План практического занятия:

1.Культура в современной России.

2.Проблемы, вызовы и угрозы России на современном этапе развития международных отношений (2000-2019).

3.Участие России в формировании многополярной системы международных отношений (2000-2017).

4.Понятие, виды и сущность сепаратизма, экстремизма и терроризма. Распространение исламского экстремизма в России.

3.Борьба правоохранительных органов РФ с международным терроризмом и бандформированиями на территории Чечни в 1990-е годы. Военная операция России в Сирии. Закон о противодействии экстремистской деятельности.

4.Дискуссия «Молодёжный экстремизм и проблемы его профилактики»

– Молодёжный экстремизм как резерв для терроризма.

– Субъекты профилактики экстремизма среди молодёжи: государство, семья, система образования и воспитания, система физической культуры и спорта, система работы с молодёжью, сфера культуры и СМИ.

 
5.8
5.3 Россия и мир на современном этапе: тенденции и перспективы развития. Проблемы международного терроризма /Ср/
Л1.1 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

3
УК-5
1
0
1.Эссе «Воссоединение с Крымом: историческое значение»

2.Таблица «Задачи внешней политики России на современном этапе (2000-2019)» В первой колонке таблицы – задачи, во второй – содержание задачи.

3.Подготовка электронной презентации: «Борьба России с международным терроризмом».

 
5.9
/КАтЭ/

2,4
1
0
 
5.10
/Экзамен/

24,6
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерные вопросы к экзамену:

1 Сущность, формы и функции исторического знания. Источники изучения истории. Религиозный, формационный и цивилизационный подходы к истории.

2 Восточные славяне в древности (VI – VIII вв.) Территория расселения, общественный строй, экономическое развитие, верования и обычаи.

3 Древнерусское государство в IX – нач. XII века: политическая организация, общественное и экономическое развитие. Христианизация Руси.

4 Политическая раздробленность на Руси. Владимиро-Суздальское и Галицко–Волынское княжества. Новгородская боярская республика.

5 Монголо-татарское нашествие на Русь и его последствия. Русь и Орда: проблема взаимовлияния. Борьба русского народа со шведской и немецкой агрессией.

6 Специфика формирования единого российского государства. Начало объединения русских земель вокруг Москвы. 

 
стр. 18
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
Политика первых московских князей (1263-1462 гг.).

7 3авершение объединения русских земель. Московское государство в период княжения Ивана III и Василия III. (1462-1533 гг.).

8 Русское государство в период правления Ивана IV: реформы, внешняя политика, опричнина и ее последствия.

9 Россия на рубеже XVI – XVII веков. Смутное время.

10 Россия в период царствования первых представителей династии Романовых (1613-1682 гг.). Формирование сословной системы организации общества.

11 Реформы Петра Великого и проблемы экономической модернизации России. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.

12 Российская империя в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.).

13 «Золотой   век»   Екатерины  II   (1762-1796  гг.). Дискуссии  о   генезисе самодержавия.

14 Российская империя на рубеже XVIII – XIX вв. Павел I и его внутренняя и внешняя политика.

15 Экономика и социальный строй России в первой половине XIX века. Начало промышленного переворота. Особенности экономического развития России.

16 Эволюция политической системы Российской империи в 1 1/4 XIX века. Александр I.

17 Внешняя политика России в первой четверти XIX века. Отечественная война 1812 года.

18 Движение декабристов: предпосылки, система взглядов, тактика действий.

19 Реформаторские тенденции в период правления Николая I (1825-1855 гг.).

20 Общественное движение в России в 1830-1850-е годы: консерватизм, западничество, славянофильство, революционные демократы.

21 Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России.

22 «Эпоха великих реформ» Александра II.

23 Российская империя в правление Александра III. «Контрреформы» и их последствия.

24 Социально-экономическое развитие России в пореформенный период. 1860 – 1890-е годы. Мануфактурно-промышленное производство.

25 Общественная мысль и особенности общественного движения России во второй половине XIX века: консерватизм, либерализм, народничество и марксизм.

26 Внешняя политика России во второй половине XIX века.

27 Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

28 Экономическое и социальное развитие России в начале XX века. Проблема экономического роста и модернизации. Реформы С. Ю. Витте.

29 Социальная трансформация общества. Первая русская революция 1905 – 1907 годов.

30 Политические партии в России: генезис, классификация, программы, тактика.

31 Россия в начале XX века. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Реформы П. А. Столыпина.

32 Внешняя политика России в начале XX века. Русско-японская война (1904–1905 гг.).

33 Роль XX в. в мировой истории. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса.

34 Февральская революция 1917 года. Альтернативы политического развития России от февраля к октябрю.

35 Октябрьский большевистский переворот 1917 года.

36 Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия.

37 Социально-экономическое развитие России в 1920-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима.

38 Образование СССР. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия.

39 Социально-экономические преобразования в 1930-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

40 СССР накануне и в начальный период второй мировой войны.

41 Крах операции «Тайфун». Историческое значение битвы за Москву.

42 Героическая оборона и разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом.

43 Крах операции «Цитадель». Битва на Курской дуге.

44 Победоносное  завершение  Великой  Отечественной  войны.  Итоги  и уроки.

45 Социально-экономическое развитие      и    общественно-политическая жизнь, культура СССР   в   первое послевоенное десятилетие.

46 Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

47 Попытки осуществления социально-экономических и политических реформ в период правления Н. С. Хрущева (1953 – 1964 гг.).

48 СССР в середине 1960 – 1980-х годов: нарастание кризисных явлений.

49 Советское общество на переломе: перестройка и ее последствия.

50 Попытка государственного переворота  1991  года и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения.

51 Становление новой российской государственности (1993 – 1999 гг.).

52 Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.

53 Культура в современной России.

54 Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

 
5.2. Темы письменных работ
Примерная тематика рефератов:

1 Восточные славяне в древности.

2 Принятие христианства на Руси. Историческое значение события.

3 Князь Ярослав Мудрый и его время.

4 Александр Невский – военный и дипломат.

5 Культура Древнерусского государства (IX – XII вв.)

 
стр. 19
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
6 Монголо-татарское нашествие на русские княжества.

7 Князь Дмитрий Донской.  Исторический портрет.

8 Русь в правлении Ивана Васильевича Грозного.

9 Культура России  XV – XVI веках.

10 Покорение Сибири. Ермак Тимофеевич.

11 Царь Алексей Михайлович и его время.

12 Государственные преобразования Петра Великого.

13 Россия в период дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.)

14 Внутренняя политика Екатерины II.

15 Внешняя политика Екатерины II.

16 Культура России  в первой половине XVIII в.

17 Культура России во второй половине XVIII в.

18 Внутренняя политика Александра I.

19 Отечественная война 1812 г.

20 Кавказская война 1818 – 1864 гг.

21 Сперанский М. М. – русский реформатор.

22 Суворов А. В. Исторический портрет.

23 Ушаков Ф. Ф. Исторический портрет.

24 Художественная культура (литература, театр, музыка, архитектура, живопись) в первой половине XIX в.

25 Революционное народничество.

26 Внешняя политика России во второй половине XIX в.

27 Бакунин М. А. Теоретик русского анархизма.

28 Александр III. Исторический портрет.

29 Николай II. Исторический портрет.

30 Витте С. Ю. и его программа модернизации России.

31 Столыпин П. А. и его программа преобразования России.

32 Либеральные политические партии России. 1905 – 1916 гг. (кадеты, октябристы).

33 Социал-демократические партии России. 1898 – 1916 гг. (меньшевики, большевики).

34 Партия социалистов-революционеров.

35 Монархические партии России (Союз Русского народа, Союз Михаила Архангела).

36 Русско-японская война. 1904 – 1905 гг.

37 Первая русская революция 1905 – 1907 г.

38 Ленин В. И. Исторический портрет.

39 Россия в Первой Мировой войне. 1914 – 1918 гг.

40 Культура России в 1900 – 1917 гг.

41 Февральская революция 1917 г.

42 Культурная революция в СССР: цели и результаты.

43 Сталин И. В. Политический портрет.

44 Внешняя политика СССР в 1930–е  гг.

45 Великая Отечественная война. Хроника событий.

46 Хрущев Н. С. Политический портрет.

47 СССР в эпоху развитого социализма. 1964 – 1982 гг.

48 Горбачев М. С. Политический портрет.

49 Ельцин Б. Н. Политический портрет.

50 Внешняя политика России в 1990-е гг.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
Тестовые задания
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Орлов А. С., Георгиев В. А. , Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А.
История России: учебник
М. : Проспект, 2018
 
Л1.2
Сахаров А.Н.
История России с древнейших времен до наших дней: учебник
М. : Проспект, 2018
 
Л1.3
Кириллов В. В.
История России : В 2-х ч. Часть 1. До 20 века.: учеб. пособие для академ. бакалавриата
М. : Юрайт, 2019
 
Л1.4
Кириллов В. В.
История России : В 2-х ч. Часть 2. 20 век- начало 21 века.: учеб. пособие для академ. бакалавриата
М. : Юрайт, 2019
 
стр. 20
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.5
Фирсов С. П.
История России: учебник для академ. бакалавриата
М. : Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Касьянов В. В., Самыгин П. С., Шевелев В. Н., Самыгин С. И.
История для бакалавров: учебник
Ростов н/Д: Феникс, 2017
 
Л2.2
Чураков Д. О., Саркисян С. А.
История России: учебник и практикум для прикладного бакалавриата
М. : Юрайт, 2017
 
Л2.3
Федоров В. А., Моряков В. И., Щетинов Ю. А.
История России с древнейших времён до наших дней: учебник
М. : КноРус, 2017
 
Л2.4
Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А.
Хрестоматия по истории России: учеб. пособие
М. : Проспект, 2018
 
Л2.5
Линец С. И.
История политических партий и движений в России : учеб. пособие для академ. бакалавриата
М. : Юрайт. , 2019
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Шумской А.В.
История: практикум
Челябинск: Уральская академия, 2014
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
История государства Российского в документах и фактах: исторический портал. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.historyru.com/index.html
 
Э2
Электронная библиотека Гумер: книги и учебники по истории. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/History_Russia.php
 
Э3
Электронный журнал «Мир истории». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.historia.ru/
 
Э4
Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/
 
Э5
Электронная библиотека «Восточная литература»: средневековые исторические источники Востока и Запада.. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.vostlit.info/
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
6.3.1.2
LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux:
6.3.1.3
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
6.3.1.4
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций
6.3.1.5
Libre Оffice Сalc – программа для работы с электронными таблицами
6.3.1.6
Mozilla Firefox – интернет обозреватель
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний. – Режим доступа : https://www.ebsco.com/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Занятия проводятся в аудиториях:
7.2
1-328: Компьютер - 1; Монитор - 1; Проектор - 1; Экран - 1; Доска ученическая - 1 шт; Стол офисный - 1 шт; Шкаф д/одежды спортивного зала - 6 шт; Парта со скамьей 2-х местная на металлокаркасе - 41 шт; Стол письменный - 3 шт; Стул п/мягкий - 11 шт; Тумба 2 ящика - 1 шт.
7.3
1-41: Компьютер – 1; Монитор – 1; Проектор – 1; Экран – 1; Парта: 40 шт; Доска классная трёхстворчатая: 1 шт; Жалюзи: 4 шт; Стол 2х тумбовый: 1 шт; Стул: 3 шт.
7.4
2-210: Шкаф закрытый: 1 шт; Стол 2 местный: 4 шт; Стол 3 местный: 5 шт; Полка стеклянная навесная: 7 шт; Стул: 24 шт; Жалюзи: 2 шт.; Компьютер: 1 шт; Монитор: 1 шт; Экран: 1 шт; Проектор: 1 шт.
7.5
1-23: Компьютер – 1; Монитор – 1; Проектор – 1; Экран – 1; Кондиционер: 1 шт; Стенка: 1 шт; Стол ученический: 15 шт; Стул ученический: 30 шт; Доска классная трёхстворчатая: 1 шт; Жалюзи: 2 шт; Жалюзи минирулонные: 4 шт; Шкаф офисный: 3 шт; Стол письменный угловой с тумбой: 1 шт; Стул: 1 шт; Трибуна настольная: 1 шт.
 
стр. 21
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
7.6
2-114: Тумба угловая: 1 шт; Жалюзи: 4 шт; Стул: 36 шт; Доска: 1 шт; Стол письмен. компьютерный: 1 шт; Стол ученический: 28 шт; Стол: 9 шт; Стул ученический:36 шт; К-т парта 2 стула: 1 шт; Проектор Beng Projector МР575 с экраном: 1 шт; Компьютер Celeron: 1 шт; Монитор: 1 шт; Экран: 1 шт; Проектор: 1 шт.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Преподавателем осуществляется текущий контроль за посещаемостью студентом аудиторных занятий и выполнением им творческих заданий, тестов и других видов самостоятельной работы.

Формы и виды промежуточного контроля и самостоятельной работы по дисциплине:

Устные доклады и сообщения – эта форма работы становится более эффективной, если практикуется организация содокладов, дополнений, оппонирования тех или иных высказанных идей и/или положений.

Проведение дискуссий по различным проблемам дисциплины, которые подразумевают написание студентами тезисов, рефератов по предложенной тематике. Студенты не только делают устные доклады, но и задают группе вопросы, что благоприятствует возникновению оживлённого обмена мнениями.

Исследовательский метод организации обучения на основе поисковой, самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе решения предлагаемых студентам познавательных и практических задач.

Диспут. Участие каждого слушателя предполагает тщательную предварительную подготовку всей группы по заранее определенной проблеме. Для обсуждения могут быть предложены и заранее подготовленные тезисы по основным вопросам практического занятия. Рекомендуется подготовка докладов (сообщений) с изложением различных точек зрения по заданной проблеме. Основным этапом в подготовке является самостоятельная работа над первоисточниками, научной литературой, рекомендованной к занятию. Диспут предполагает подготовку хорошо продуманных и четко сформулированных дополнительных вопросов, акцентирующих внимание на основных и противоречивых моментах темы.

Эссе – это письменный вид работы на практических занятиях, представляет собой написание студентами учебных текстов, в которых фиксируется их понимание и формулируется позиция по наиболее актуальным и острым вопросам дисциплины.

Тестирование, используемое в процессе контроля знаний на практических занятиях, позволяющие проверить текущие знания студентов по пройденным темам и итоговое тестирование по всему курсу. Контрольные тесты нацелены на активизацию познавательной деятельности в процессе изучения отдельных тем и при закреплении знаний. Их цель состоит также в развитии умения студентов выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные связи, признаки и причины различных явлений и процессов.

Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме экзамена, который включает решение теста по всему курсу.

О распределении изучаемого материала по видам аудиторных занятий

Наиболее сложной частью курса является теоретическая. Поэтому целесообразно рассмотреть основные проблемы на лекциях, а затем вернуться к этому материалу на практических занятиях. Практические занятия распределены по разделам, что позволяет выносить на них те или иные темы данного раздела, а при сокращении количества практических занятий часть тем может быть выведена на самостоятельное изучение с последующим текущим тест-контролем. В рамках каждой темы студенты составляют словарь основных понятий. Это даёт возможность дополнительно проводить текущие мини-контрольные (терминологические) на каждом занятии. Тематические сообщения, подготовленные студентами, позволяют подробнее рассмотреть отдельные вопросы с привлечением дополнительной литературы.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Для подготовки к практическим занятиям рекомендуется использовать книги из основного и дополнительного списка литературы. При этом:

– следует тщательно проработать соответствующую тему по основной и дополнительной литературе, рекомендованной в плане практического занятия, а также поработать с учебно-методическими материалами по дисциплине;

– не следует ограничиваться одним информационным источником, необходимо знакомиться с оригинальными текстами, хотя бы во фрагментах; необходимо обращаться к словарям и энциклопедиям, находить определения основных понятий темы;

– следует провести самостоятельный поиск материала, включая ресурсы Интернета (не только рекомендованные сайты), периодику;

– следует не только выявить для себя различные аспекты предложенной проблемы, но разнообразные подходы и множественные варианты и способы её решения;

– при подготовке по теме практического занятия докладов и сообщений можно использовать как классическую форму, так и презентации.

Методические рекомендации по написанию реферата

Цель написания реферата – развитие у студентов навыков самостоятельного подбора, изучения, анализа литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) и последующего краткого и лаконичного изложения материала по заданной теме в письменной форме. В итоге студент должен полностью раскрыть тему, логически последовательно изложить материал, представить разнообразные точки зрения и обозначить собственную, сделать обобщения и выводы. В зависимости от требований преподавателя может быть предложена защита рефератов.

Реферативная работа должна включать следующие разделы:

а) титульный лист, на котором необходимо указать полное название учебного заведения и подразделения курс и номер группы, в которой учится автор;

б) название кафедры социально-гуманитарных наук, куда представляется реферат;

в) тема реферата;

г) фамилия, имя, отчество автора;

 
стр. 22
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (22).plx
 
д) название населенного пункта, в котором расположено учебное заведение;

е) год написания работы.

Оглавление (план) должно быть расположено на втором листе подготовленной работы с указанием страниц (на какой странице начинается и кончается та или иная часть выпускной работы); все страницы текста нумеруются. План работы должен полно и логично раскрывать тему.

Во введении автор должен:

– обосновать выбор темы, ее актуальность, связь с современностью, значимость в будущем;

– раскрыть новые подходы к решению проблемы; наличие противоречивых точек зрения на данную проблему в науке и желание в них разобраться;

– объяснить мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме;

– определить цели и задачи исследования, изложить порядок расположения материала в представляемой работе.

В основной части автор:

– непосредственно раскрывает суть проблемы или объективных исторических сведений по теме реферата, демонстрируя знание проблемы, способность анализировать, обобщать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения на спорные вопросы проблемы;

– дает критический обзор источников;

– сообщает собственные сведения, версии, оценки по данной проблеме.

Возможно деление материала на главы и параграфы. В заключении автор:

– подводит итоги исследования;

– высказывает свое личное мнение по данному вопросу, отражает в работе собственные мысли и чувства, результаты и личную значимость проделанной работы;

– делает соответствующие обобщения и выводы;

– определяет перспективы продолжения дальнейшего изучения темы.

В списке литературы на последнем листе должна быть дана библиография (то есть список использованной литературы) в алфавитном порядке. При оформлении источника указывается фамилия автора, его инициалы, полное название книги (учебника), место и год издания. Реферативная работа предполагает использование не менее 5-6 источников.

На каждый использованный источник в тексте обязательно даются ссылки внизу каждой страницы или в конце работы с указанием названия источника и страницы, откуда взят соответствующий материал. Цитаты следует заключать в «кавычки». Сноски и список используемой литературы составляют научно-справочный аппарат, правильное оформление которого свидетельствует об определенной научной квалификации автора работы.

Общий объем реферата не должен превышать 10-15 страниц печатного текста.