2020-2021_z49_04_01 20 ФОТ_plx_Древние и современные технологии омоложения_Физкультурно-оздоровительные технологии
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Древние и современные технологии омоложения
______________ 2020 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
z49.04.01 20 ФОТ.plx

49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Физкультурно-оздоровительные технологии"

А. В. Окишор
магистр
Квалификация
 
экзамены 2
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
6,6
самостоятельная работа
113
аудиторные занятия
22
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
18
18
18
18
Контактные часы на аттестацию
2,4
2,4
2,4
2,4
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
22
22
22
22
Кoнтактная рабoта
24,4
24,4
24,4
24,4
Сам. работа
113
113
113
113
Часы на контроль
6,6
6,6
6,6
6,6
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z49.04.01 20 ФОТ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., Доцент, Т.А. Воловая  _________________
 
_________________
Рецензент(ы):
 
Древние и современные технологии омоложения
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 944)
 
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Физкультурно-оздоровительные технологии"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
 
Протокол от __ __________ 2020 г.  №  __  

Срок действия программы: 2020-2023 уч.г.

Зав. кафедрой В.М. Миронова 

Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: z49.04.01 20 ФОТ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой В.М. Миронова 

Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой В.М. Миронова 

Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой В.М. Миронова 

Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2022 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой В.М. Миронова 

Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: z49.04.01 20 ФОТ.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цель освоения предмета «Древние и современные технологии омоложения» –  познакомить студентов с основами омолаживающих процедур для лица и тела, сформировать  правильный взгляд на современную, общеоздоровительную концепцию продления молодости, то есть на решение задачи, которая стоит перед человечеством с момента его рождения. Дать конкретные теоретические и практические навыки работы в области омоложения и оздоровления населения. Сформировать холистический подход в области оздоровления и омоложения путем применения знаний, полученных на кафедре Теории и методики  оздоровительных технологий и физической культуры Востока. 
1.2
На современном этапе уже не достаточно иметь ухоженное лицо без признаков физического старения, жизненно необходимо быстрое восстановление потенциала свободной энергии для человеческого здоровья, для активного долголетия, для успешного решения социально-экономических задач. Современные методы омоложения в настоящее время не могут обходиться без восточных оздоровительных практик.
1.3
Целью воспитательной работы в дисциплине «Древние и современные технологии омоложения» является создание благоприятных условий , содействующих развитию социальной и культурной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к успешному началу трудовой деятельности и постоянному продолжению профессионального образования, к раскрытию своего творческого потенциала, уважающего права и свободы другого человека, физически и духовно развитого, владеющего знаниями о лучших традициях отечественной и мировой культуры и ориентированного на их использование в своей жизни.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методы восстановления в физкультурно-оздоровительной работе
2.1.2
Методологические подходы к физкультурно-оздоровительной работе
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методы восстановления в физкультурно-оздоровительной работе
2.2.2
Интегративный подход в оздоровительной физической культуре
2.2.3
Физиологические и биохимические основы адаптации
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-3: Способен разрабатывать, реализовывать и корректировать традиционные и инновационные методики коррекции состояния занимающихся на основе индивидуальных, возрастных и социокультурных особенностей
 
Знать:
 
Уровень 1
Основы организации современного кабинета для омолаживающих процедур
 
Уровень 2
Современные тенденции эстетических омолаживающих процедур
 
Уровень 3
Понятийный аппарат курса омолаживающих процедур
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Подобрать оптимальный комплекс мероприятий по улучшению его внешних и внутренних показателей его биологического возраста
 
Уровень 2
Психологически и педагогически оказывать помощь при работе с этим человеком на этапе всего реабилитационного периода
 
Уровень 3
Проконсультировать любого обратившегося к нему человека об инновационных направлениях эстетических омолаживающих процедур
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Массажными технологиями по уходу за телом с использованием восточных и западных школ
 
Уровень 2
Методами самоподбора космоцевтической продукции
 
Уровень 3
Массажными технологиями по уходу за лицом  с использованием специально разработанными косметическими составами омолаживающего эффекта
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
Понятийный аппарат курса омолаживающих процедур
3.1.2
Основы организации современного кабинета для омолаживающих процедур
3.1.3
Основные понятия об асептики и антисептики
3.1.4
Современные тенденции эстетических омолаживающих процедур
 
 
стр. 5
УП: z49.04.01 20 ФОТ.plx
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Проконсультировать любого обратившегося к нему человека об инновационных направлениях эстетических омолаживающих процедур
3.2.2
Подобрать оптимальный комплекс мероприятий по улучшению его внешних и внутренних показателей его биологического возраста
3.2.3
Психологически и педагогически оказывать помощь при работе с этим человеком на этапе всего реабилитационного периода
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Массажными технологиями по уходу за лицом  с использованием специально разработанными косметическими составами омолаживающего эффекта
3.3.2
Массажными технологиями по уходу за телом с использованием восточных и западных школ
3.3.3
Методами самоподбора космоцевтической продукции
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Теоретические основы древних и современных методов оздоровления

 
1.1
Теория омоложения

/Лек/

Л1.2 Л1.3Л2.2Л3.4

Э1 Э2

2
ПК-3
2
0
Изучение теории омоложения, причин болезней. Основные пути омоложения, связанные с организацией правильной двигательной активности, питания, режима дня; проведения очитстительных процедур
 
1.2
Физиология омоложения /Пр/
Л1.3Л2.1

Э1

2
ПК-3
2
2
Обсуждение методов омоложения с точки зрения возможности их применения у людей разных возрастных категорий (молодой, зрелый, пожилой возраст)
 
1.3
Физиология омоложения /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.4

Э1

20
ПК-3
2
0
Работа с литературой, выбор метода омоложения для защиты на экзамене
 
1.4
Теория здорового питания /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.6Л3.4

Э3

1
ПК-3
2
0
Рассмотрение древнего восточного подхода к организации питания по аюрведической, тибетской и китайской системе суточной активности первоэлементов
 
1.5
Лечебное голодание /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.2

Э2

20
ПК-3
2
0
Работа с источниками. Самостоятельное изучение современной системы интервального голодания по методу японского ученого Есинори Осуми
 
1.6
Программа омолаживающего питания /Пр/
Л1.2Л2.3 Л2.4Л3.1

Э3

2
ПК-3
2
2
Составление программы питания для людей зрелого возраста с учетом интервального питания, восточных и западных подходов
 
 
Раздел 2. Древние и своременные техники омоложения

 
2.1
Оздоровительная гимнастика "Око возрождения" для лиц пожилого возраста /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.6Л3.4

Э4

2
ПК-3
2
0
Ограничения, противопоказания и рекомендации для применения методики. Практика комплекса.
 
2.2
Гималайская оздоровительная йога для омоложения лиц зрелого возраста /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.5 Л2.6Л3.4 Л3.5

Э5

2
ПК-3
2
0
Ограничения, противопоказания и рекомендации для применения методики. Практика комплекса.
 
2.3
Сатья йога (йога антистресс) для лиц молодого возраста, как средство поддержания здоровья и профилактики раннего старения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.5 Л2.6Л3.4 Л3.5

Э6

1
ПК-3
2
0
Ограничения, противопоказания и рекомендации для применения методики. Практика комплекса.
 
2.4
Энергетические практики йоги для омоложения /Пр/
Л1.1Л2.6Л3.3 Л3.4 Л3.5

Э7

2
ПК-3
2
2
Рекомендации, ограничения, противовопоказания и техника выполнения: Пранаям (капалабхати, самавета, бхастрика, уджайи, браммари, анулома-вилома) 
 
2.5
Энергетические практики йоги для омоложения /Ср/
Л1.2

Э4 Э5

20
ПК-3
2
0
 
стр. 6
УП: z49.04.01 20 ФОТ.plx
 
2.6
Очистительные техники йоги /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.6Л3.3 Л3.4 Л3.5

Э7

4
ПК-3
2
0
Рекомендации, ограничения, противовопоказания и техника выполнения: Шанпракшалана (очищение кишечника), нети (очищения носовых пазух)
 
2.7
Очистительные техники йоги /Ср/
Л1.2Л2.2

Э5

23
ПК-3
2
0
 
2.8
Подготовка презентации избранного метода омоложения /Пр/
Л1.3Л2.6Л3.4

Э1 Э5

4
ПК-3
2
2
Презентация включает: название метода, история, основные положения, возрастная категория, ограничения и противопоказания, методика выполнения, дозировка.
 
2.9
Подготовка презентации избранного метода омоложения /Ср/
Л1.1Л2.2

Э4 Э5

30
ПК-3
2
0
 
2.10
подготовка к экзамену /Экзамен/

6,6
2
0
Объяснение и проведение выбранной методики омоложения с группой
 
2.11
консультация и сдача экзамена /ОЗОКАтЭ/

2,4
2
0
Доклад презентаций студентов для предстоящей защиты на экзамене и их обсуждение, корректировка
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1 Понятия асептики, антисептики, виды.

2 Преимущества современных средств для дезинфекции.

3 Порядок обработки инструментов в салоне красоты.

4 Личная профилактика ВИЧ-инфекции.

5 Перечислить 5 слоев эпидермиса.

6 Основные клетки дермы, их функции.

7 Расскажите как в эпидермисе образуется кератин.

8 Составные элементы дермы.

9 Перечислить клетки эпидермиса и их функции.

10 Объяснить, что такое эритроз.

11 Объяснить, что такое купероз.

12 Объяснить, что такое розацеа.

13 Механизмы появления гиперпигментации.

14 Перечислить профилактические мероприятия эритроза, купероза, ТАЭ.

15 Какие терапевтические (лечебные) меропиятия для коррекции купероза и ТАЭ вы знаете.

16 Какие хирургические методы имеет современная косметология для коррекции купероза и ТАЭ.

17 Какие профилактические методики существуют для уменьшения гиперпигментации кожи.

18 Терапевтические и хирургические методы коррекции гиперпигментации.

19 Перечислите виды поверхностных пилингов.

20 Перечислите показания для поверхностных и глубоких пилингов.

21 Какие физиологические механизмы в коже человека запускает поверхностный пилинг.         

22 Сравните действие на кожу химического и механического пилингов.  

23 Приведите примеры сочетания поверхностных пилингов друг с другом.  

24 Назовите отличия круговой подтяжки лица от контурной коррекции.

25 Принцип работы ботулотоксина.

26 Назовите основное отличие твердых и растворимых препаратов  для контурной пластики и мезотерапии, приведите примеры составов.

27 Назовите методы аппаратной косметологии, их принципы  действия на кожу человека.        

28 Назовите основные массажные приемы, применяемые в массаже воротниковой зоны.            

29 Показания и противопоказания к пластическому массажу.                                   

30 Перечислить основные механизмы гидратации кожи.        

31 Перечислить и дать краткую характеристику увлажняющим химическим компонентам.

32 Перечислить и дать краткую характеристику питательных химических компонентов.

33 Основные принципы защитной косметики.

34 Что такое солнцезащитный фактор, в чем его измеряют?

35 Перечислите главные критерии «молодой» кожи.                                            

36 Перечислите главные причины преждевременного старения.

37 Перечислите типы старения кожи человека.                                                

38 Перечислите основные направления в антивозрастной косметике.

39 Перечислите ведущие, на ваш взгляд, теории старения и коротко объясните их суть.

 
5.2. Темы письменных работ
6.1 Современные представления о фибробластах и фиброкластах (главные клетки дермы).

6.2 Нанотехнологии в современных омолаживающих процедурах.

6.3 Разработки генной инженерии в современных омолаживающих процедурах.

6.4 Эзотерические массажные техники мира.

6.5 Сравнительная характеристика современных теорий старения: Гипотеза износа

6.6 Cравнительная характеристика современных теорий старения: Генорегуляторная гипотеза

6.7 Cравнительная характеристика современных теорий старения: Нейроэндокринная гипотеза

 
стр. 7
УП: z49.04.01 20 ФОТ.plx
 
6.8 Cравнительная характеристика современных теорий старения: Молекулярно-генетическая гипотеза

6.9 Cравнительная характеристика современных теорий старения: Старение по ошибке

6.10 Сравнительная характеристика современных теорий старения: Свободнорадикальная теория

6.11 Cравнительная характеристика современных теорий старения: Свободнорадикальноя теория

6.12 Cравнительная характеристика современных теорий старения: Старение от поперечных сшивок

6.13 Cравнительная характеристика современных теорий старения: Аутоиммунное старение

6.14 Cравнительная характеристика современных теорий старения: Лимфоидная гипотеза

6.15 Cравнительная характеристика современных теорий старения: Единая адаптационно-регуляторная теория

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение 1
 
При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются:

– общетеоретические вопросы и задания с открытой формой ответа;

– тестирование;

– контрольные работы студентов;

– творческая работа;

– итоговое испытание.

5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Мэджио К., Соловьева Е.
Аэробика для кожи и мышц лица
М.: Эксмо, 2011
 
Л1.2
Воловая Т.А.
Основы оздоровительной йоги: учеб. - метод. пособие
Челябинск: Уральская академия, 2013
 
Л1.3
Вайнер, Э. Н. 
Валеология: учебник для вузов 
М. : Флинта: Наука, 2010
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
3. Секач, М. Ф. Психология здоровья : учеб. пособие   М. Ф. Секач. 
Психология здоровья : : : учеб. пособие  –
Гаудеомус,,  2005. .
 
Л2.2
Востоков В.
Индо-тибетская школа омоложения
СПб: КАРО: Святогор, 1997
 
Л2.3
Никуленко Т.Г.
Возрастная физиология и психофизиология: учеб. пособие
Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
 
Л2.4
Голованов И.
Молодая кровь (Омоложение доступно всем!)
М.: Физкультура и спорт, 2009
 
Л2.5
Рожанец А.Р., Турова Е.А., Кульчицкая Д.Б.
Влияние мезотерапии на возрастные изменения кожи
 
Л2.6
Катаев Д.А.
Ответ на возрастные изменения кожи: новая гамма средств для борьбы со старением
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Шевцов В.И., Щуров В.А., Абрамов Э.Н., Кузнецов А.П.
Физиология кожи: учеб. пособие
Курган: , 2001
 
Л3.2
Самусев Р.П.
Анатомия человека: учеб. пособие для студентов сред. проф. образования
М.: Оникс : Мир и Образование, 2012
 
Л3.3
Чекалова Т.
Гимнастика для омоложения лица и шеи
 
Л3.4
Матийцо О.В.
Косметология-наука восстановления красоты и омоложения кожи человека
 
Л3.5
Рожанец А.Р., Турова Е.А., Кульчицкая Д.Б.
Эффективность электромиостимуляции при коррекции возрастных изменений кожи лица
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Омоложение
 
Э2
Открытая лекция «Аутофагия и особенности голодания, продлевающего жизнь» 
 
Э3
Правильное питание
 
стр. 8
УП: z49.04.01 20 ФОТ.plx
 
Э4
Око возрождения
 
Э5
Йога. Путь к абсолютному здоровью
 
Э6
Йогатерапия 
 
Э7
Прояснение пранаямы
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Для повышения качества передачи теоретических знаний необходимо использовать оборудование для мультимедийного сопровождения практических и семинарских занятий. Презентационный материал оформляется в программе Power Point (или любая другая аналогичная программа). «Microsoft Office Word», «Microsoft Office Excel» - текстовый и графический редакторы.
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
EBSCO – универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний – htpp://search.epnet.com
6.3.2.2
Анатомический словарь онлайн http://anatomyonline.ru/
6.3.2.3
Энциклопедия психодиагностики https://psylab.info/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
К кафедре Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока прикреплен кабинет № 210 в третьем корпусе УралГУФК (ул. Труда, 168) площадью 65 кв. м. Кабинет оборудован доской, столами (5 штук) и стульями (15 штук), а также кушетками (4 штуки) для обеспечения учебных занятий по дисциплинам кафедры. Также в кабинете имеются учебные плакаты, наглядные пособия, магнитофон и телевизор, которые тоже используются для сопровождения занятий. 
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Программой данной дисциплины предусмотрено самостоятельное изучение содержания всех тем каждым студентом. Для этого студент должен в соответствии с  тематическим планом дисциплины, подготовиться к каждому семинарскому занятию, используя для этого основную и дополнительную литературу,  рекомендованную к семинарским  занятиям. Согласно учебному плану студенты очного отделения в течение семестра написать и представить на проверку реферат по одной из проблем, изучаемых в рамках курса «Древние и современные технологии омоложения». – работа должна носить в достаточной степени самостоятельный характер. Для глубокого изучения проблемы необходимо использовать литературу, посвященную теоретическим и практическим вопросам по выбранной теме из рекомендованного списка. – реферативная работа должна включать следующие разделы: а) титульный лист, на котором необходимо указать полное название учебного заведения и подразделения курс и номер группы, в которой учится автор; б) название кафедры педагогики, куда представляется реферат; в) тема реферата; г) фамилия, имя, отчество автора; д) название населенного пункта, в котором расположено учебное заведение; е) год написания работы. Оглавление (план) должно быть расположено на втором листе подготовленной работы с указанием страниц (на какой странице начинается и кончается та или иная часть выпускной работы); все страницы текста нумеруются. План работы должен полно и логично раскрывать тему. Во введении автор должен: – обосновать выбор темы, ее актуальность, связь с современностью, значимость в будущем; – раскрыть новые подходы к решению проблемы; наличие противоречивых точек зрения на данную проблему в науке и желание в них разобраться; – объяснить мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме; – определить цели и задачи исследования, изложить порядок расположения материала в представляемой работе. В основной части автор: – непосредственно раскрывает суть проблемы или объективных исторических сведений по теме реферата, демонстрируя знание проблемы, способность анализировать, обобщать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения на спорные вопросы проблемы; – дает критический обзор источников; – сообщает собственные сведения, версии, оценки по данной проблеме. Возможно деление материала на главы и параграфы. В заключении автор: – подводит итоги исследования; – высказывает свое личное мнение по данному вопросу, отражает в работе собственные мысли и чувства, результаты и личную значимость проделанной работы; – делает соответствующие обобщения и выводы; – определяет перспективы продолжения дальнейшего изучения темы. В списке литературы на последнем листе должна быть дана библиография (то есть список использованной литературы) в алфавитном порядке. При оформлении источника указывается фамилия автора, его инициалы, полное название книги (учебника), место и год издания. Реферативная работа предполагает использование не менее 5-6 источников.
 
стр. 9
УП: z49.04.01 20 ФОТ.plx
 
На каждый использованный источник в тексте обязательно даются ссылки внизу каждой страницы или в конце работы с указанием названия источника и страницы, откуда взят соответствующий материал. Цитаты следует заключать в «кавычки». Сноски и список используемой литературы составляют научно-справочный аппарат, правильное оформление которого свидетельствует об определенной научной квалификации автора работы. Общий объем реферата не должен превышать 10-15 страниц печатного текста.