«Уральский государственный университет физической культуры»
Направление 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм Профиль: "Спортивно-оздоровительный туризм"
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: уч.г.
Зав. кафедрой Найн А.Я.
Зав. кафедрой Найн А.Я.
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Найн А.Я.
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Найн А.Я.
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Найн А.Я.
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
2 Профессиональная деятельность (сущность, виды, структура).
3 Учитель как субъект педагогической деятельности (социальная и профессиональ-ная позиция, ролевые педагогические позиции).
4 Профессионально обусловленные требования к личности педагога (профессио-нальная готовность, профессиограмма, профессиональная направленность и др.)
5 Профессиональная компетентность педагога (понятие, содержание теоретической и практической готовности учителя)
6 Профессионально-педагогическая культура учителя
7 Педагогика как наука. Возникновение и развитие её идей. Объект и предмет исследования.
8 Категориальный аппарат педагогики.
9 Система педагогических наук.
10 Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками.
11 Образование как общественное явление и целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
12 Понятие методологии. Системный, личностный, деятельностный, аксеологиче-ский и другие подходы в педагогическом исследовании.
13 Методы педагогического исследования (теоретические, эмпирические и математические).
14 Логика педагогического исследования.
15 Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
16 Закономерности и принципы обучения.
17 Анализ современных дидактических концепций.
18 Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
19 Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
20 Государственный образовательный стандарт.
21 Нормативные документы, регламентирующие содержание образования (учебный план, учебная программа, учебники)
22 Методы обучения: классификация, анализ
23 Типология и многообразие образовательных учреждений.
24 Классификация средств обучения.
25 Урок как основная форма обучения. Типы уроков, их структура. Основные требо-вания к современному уроку.
27 Типология и многообразие образовательных учреждений.
28 Методы контроля и оценки знаний. Причины неуспеваемости.
29 Классификация средств обучения.
30 Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного про-цесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса.
31 Базовые теории воспитания и развития личности.
32 Направления воспитания (умственное , физическое , нравственное, эстетические и др.).
33 Закономерности и принципы воспитания: персонифицикация, природосообраз-ность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация. Национальное своеобразие воспитания.
34 Система методов воспитания.
35 Организационные формы воспитательной работы. Классный час и его формы.
36 Понятие о воспитательных системах. Воспитательная система школы, класса.
37 Педагогическое взаимодействие в воспитании.
38 Коллектив как объект и субъект воспитания. Развитие коллектива, управление и самоуправление.
39 Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Плани-рование. Документация.
40 Воспитание и школа в античном мире(Др. Греция, Др.Рим)
41 Средневековье – общая характеристика.
42 Я. А. Коменский – родоначальник педагогики как науки. Общая характеристика его взглядов, их значение для науки и практики.
43 Общая характеристика взглядов педагогов Западной Европы (Дистервег, Песта-лоцци, Дидро, Руссо и др. – на выбор любые 2).
44 К. Д.Ушинский- основоположник российской научной педагогики. Общая харак-теристика его взглядов, их значение для отечественной науки.
45 Педагогические взгляды педагогов-новаторов советского периода (Сухомлин-ский, Макаренко и др.).
46 Сущность социализации и социального воспитания
47 Этапы, средства и агенты социализации и социализации воспитания
48 Факторы социализации воспитания (мега-, макро-, мезо- и микрофакторы)
49 Семья как институт социализации (понятие, параметры, функции семьи, стили семейного воспитания).
50 Принципы, ценности и механизмы социального воспитания (социально-психологические и социально-педагогические механизмы).
51 Жизнедеятельность институтов социального воспитания (быт, среда, режим, эти-кет, традиции, жизнедеятельность, стиль).
52 Сущность педагогической технологии (понятие, структура)
53 Критерии технологичности (концептуальность, системность, управляемость, эф-фективность, воспроизводимость)
54 Сущность и специфика педагогических задач (стратегические, тактические, опе-ративные) .
55 Этапы решения педагогических задач.
56 Педагогическое проектирование (понятие, признаки, этапы)
57 Репродуктивные, продуктивные, алгоритмические педагогические технологии.
58 Технология контроля образовательного процесса (виды, методы контроля).
59 Понятие управление, внутришкольное управление и педагогического менедж-мента.
60 Основные признаки государственного и государственно-общественного управле-ния образовательными системами.
61 Непрерывное образование (понятие, принципы)
62 Механизмы государственного управления образовательными системами (ГОС, лицензирование, аттестация и государственная аккредитация)
63 Принципы управления педагогическими системами.
64 Школа как педагогическая система и объект управления (системообразующие факторы, социально-педагогические и временные условия функционирования, структурные и функциональные компоненты педагогической системы).
65 Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль.
66 Управленческая культура руководителя.
67 Повышение квалификации и аттестация работников школы.
6.1 Творческий урок: концепция, признаки, технология
6.2 Дифференциация обучения в современных школах
6.3 Информационные технологии обучения
6.4 Информационные технологии как основа индивидуализации обучения
6.5 Специфика обучения одаренных детей
6.6 Инновация в дидактике
6.7 Педагогические аспекты технологии личностной ориентации
6.8 Технологии личностно ориентированного образования на уроке
6.9 Педагогическое творчество как основа дидактического новаторства.
6.11 Приемы личностного вовлечения в урок.
6.12 Современный урок проблемы и перспективы.
6.13 Развитие личности школьника во внеклассной деятельности; проблемы и технологии
6.14 Условия воспитания творческой личности
6.15 Личностно-развивающий потенциал игровых технологий обучения на уроке (по предмету специализации)
6.16 Личностно-развивающий потенциал образовательной дисциплины в школе
6.17 Проблемы детского и юношеского движений в России XXI в.
6.18 Цели образования в современном мире
6.19 Личность учителя в оценке учащихся.
6.20 Подготовка учителя к уроку: педагогическая технология личностной ориентации.
6.21 Педагогическая технология сотрудничества в обучении
6.22 Проблема классификации методов обучения в современной дидактике
6.23 Актуальные проблемы содержания образования
6.24 Учитель как субъект проектирования образовательного процесса
6.25 Диагностика и коррекция недостатков личностного развития детей
6.26 Основы организации деятельности классного руководителя
6.27 Соотношение социализации и воспитания
6.28 Механизм социализации
6.29 Факторы социализации
6.30 Роль этнических особенностей в социализации
6.31 Философско-педагогическая мысль Древней Греции
6.32 Развивающий потенциал философии Сократа.
6.33 Связь этики, политики и педагогики в диалоге «Государство» Платона
6.34 Педагогическая мысль эпохи Возрождения.
6.35 Я. А. Коменский родоначальник педагогической науки.
6.36 Учитель в педагогических системах Коменского, Песталоции, Гербарта, Дистервега, Дьюи.
6.37 Я. А. Коменский в исторической ретроспективе
6.38 Д. Локк – «сын классового компромисса» (Энгельс).
6.39 Философско-педагогические взгляды французских просветителей: общее и различное.
6.40 Два взгляда на свободное воспитание Руссо и Л. Толстой
6.41 Философско-педагогические воззрения И. Канта
6.42 И. Г. Песталоцци и Кант – дидактики
6.43 Достоинства и недостатки дидактических систем И. Ф. Гербарта и Д. Дьюи.
6.44 Век Просвещения в России.
6.45 Реформы образования в Петровскую эпоху.
6.46 Философско-педагогическая мысль и реформы образования в эпоху Екатерины II.
6.47 Школьные реформы XIX века
6.48 К. Д. Ушинский - основоположник русской научной педагогики .
6.49 Роль родного языка в развитии личности на основе учения Ушинского.
6.50 Философско-педагогические взгляда В. В. Розанова.
6.51 Антропологическая педагогика П. Ф. Каптерова.
6.52 Педагогика как прикладная философия С. И. Гессена.
6.53 Выдающиеся советские педагоги А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский.
6.54 Позитивный и негативный взгляд на советское образование.
6.55 Социальная педагогика С. Т. Шацкого.
6.56 Педагогические взгляды В. В. Зеньковского.
6.57 Из истории земских школ.
6.58 Народная школа С. А. Рачинского.
6.59 Педагогические течения в начале XX века
В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Семинарские занятия ориентированы на со-временные образовательные технологии. Удельный вес занятий, проводимых в интерак-тивных формах, составляет не менее 20% от аудиторных занятий.
Выполнение всех видов текущего контроля является основанием для допуска к зачету и экзамену.
По дисциплине проводится промежуточная аттестация в виде зачетов в 1 и 2 семестре, экзамена – во 2 семестре. Рейтинговая оценка выставляется студенту в соответствии с Положением «О балльно-рейтинговой системе оценки учебной деятельности студентов Уральского государственного университета физической куль-туры».