2020-2021_49_04_01 20 СиСПС (15)_plx_Профессионально-педагогическое мастерство специалиста физической культуры и спорта_Спорт и система подготовки спортсменов
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Педагогики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Профессионально-педагогическое мастерство специалиста физической культуры и спорта
______________ 2020 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.04.01 20 СиСПС (15).plx

49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Спорт и система подготовки спортсменов"

А. В. Окишор
магистр
Квалификация
 
экзамены 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
24,6
самостоятельная работа
93
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
13 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
20
20
20
20
Контактные часы на аттестацию
2,4
2,4
2,4
2,4
В том числе инт.
10
10
10
10
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
26,4
26,4
26,4
26,4
Сам. работа
93
93
93
93
Часы на контроль
24,6
24,6
24,6
24,6
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 49.04.01 20 СиСПС (15).plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н., Доцент, Гареева Лилия Махмутовна _________________
 
к.п.н., доцент, И.Н. Алешин _________________
Рецензент(ы):
 
Профессионально-педагогическое мастерство специалиста физической культуры и спорта
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №944)
 
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Спорт и система подготовки спортсменов"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
 
Протокол от __ __________ 2020 г.  №  __  

Срок действия программы: 2016-2020 уч.г.

Зав. кафедрой д.п.н.,профессор А.Я. Найн

Педагогики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.04.01 20 СиСПС (15).plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.п.н.,профессор А.Я. Найн

Педагогики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.п.н.,профессор А.Я. Найн

Педагогики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.п.н.,профессор А.Я. Найн

Педагогики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2022 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.п.н.,профессор А.Я. Найн

Педагогики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.04.01 20 СиСПС (15).plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Целью освоения дисциплины «Профессионально-педагогическое мастерство специалиста физической культуры и спорта» является овладение студентами знаниями и умениями по профессионально-педагогическому мастерству для формирования педагогического мышления, профессиональных ориентиров и профессиональной направленности на будущую профессиональную деятельность.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
опирается на знания, полученные в рамках дисциплин «Информационные технологии в науке и образовании», «Философские и социальные проблемы естественных и гуманитарных наук», «Современные проблемы наук о физической культуре и спорте».
2.1.2
Информационные технологии в науке и образовании
2.1.3
Философские и социальные проблемы естественных и гуманитарных наук
2.1.4
Современные проблемы наук о физической культуре и спорте
2.1.5
Информационные технологии в науке и образовании
2.1.6
Философские и социальные проблемы естественных и гуманитарных наук
2.1.7
Современные проблемы наук о физической культуре и спорте
2.1.8
Информационные технологии в науке и образовании
2.1.9
Философские и социальные проблемы естественных и гуманитарных наук
2.1.10
Современные проблемы наук о физической культуре и спорте
2.1.11
Информационные технологии в науке и образовании
2.1.12
Философские и социальные проблемы естественных и гуманитарных наук
2.1.13
Современные проблемы наук о физической культуре и спорте
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Полученные в процессе обучения студентом знания необходимы для освоения таких дисциплин, как «Организационно-правовые основы деятельности тренера», «Методология и технология построения и управления спортивной тренировкой».
2.2.2
Научно-исследовательская работа
2.2.3
Профессионально-педагогическое мастерство специалиста физической культуры и спорта
2.2.4
Психолого-педагогическая диагностика личности
2.2.5
Научно-исследовательская работа
2.2.6
Профессионально-педагогическое мастерство специалиста физической культуры и спорта
2.2.7
Психолого-педагогическая диагностика личности
2.2.8
Научно-исследовательская работа
2.2.9
Профессионально-педагогическое мастерство специалиста физической культуры и спорта
2.2.10
Психолого-педагогическая диагностика личности
2.2.11
Научно-исследовательская работа
2.2.12
Профессионально-педагогическое мастерство специалиста физической культуры и спорта
2.2.13
Психолого-педагогическая диагностика личности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-5: Способен организовать и проводить теоретические занятия с участниками системы подготовки спортивного резерва по вопросам развития вида спорта на уровне региона и страны с применением информационно-коммуникационных технологий
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ПК-6: Способен разрабатывать и использовать программы, планы подготовки, рекомендации и предложения по совершенствованию научно-методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва по виду спорта
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 49.04.01 20 СиСПС (15).plx
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
личностно ориентированные технологии обучения и воспитания;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять систему знаний о профессиональной подготовке человека;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
системой знаний о человеке как субъекте психологической деятельности, источниках его активности, о закономерностях освоения и переработки информации, сознании, самосознании, эмоциональных состояниях, индивидуальных и возрастных особенностях
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Общие основы педагогического мастерства

 
1.1
Педагогическая деятельность, технологии, мастерство  /Лек/
Л1.3Л2.1

Э2

2
1
0
 
1.2
Педагогическая деятельность, технологии, мастерство  /Ср/
Л1.3Л2.1

Э2

6
1
0
 
1.3
Внимание и наблюдательность в педагогическом процессе  /Лек/
Л1.2Л2.2

Э2

2
1
0
 
1.4
Внимание и наблюдательность в педагогическом процессе  /Ср/
Л1.2Л2.2

9
1
0
 
1.5
Профессионально-педагогические особенности воображения учителя  /Лек/
Л1.3Л2.1

0
1
0
 
1.6
Мастерство учителя в управлении своим эмоциональным состоянием  /Пр/
Л1.2 Л1.4Л2.1

4
1
4
 
1.7
Мастерство учителя в управлении своим эмоциональным состоянием  /Ср/
Л1.2 Л1.4Л2.1

6
1
0
 
1.8
Элементы актерского мастерства в педагогической деятельности  /Пр/
Л1.3Л2.4

2
1
0
 
1.9
Элементы актерского мастерства в педагогической деятельности  /Ср/
Л1.3Л2.4

6
1
0
 
 
Раздел 2. Психолого-педагогические основы взаимоотношений педагога и воспитанников в педагогическом процессе 

 
2.1
Мастерство речи педагога  /Пр/
Л1.3Л2.4

2
1
0
2.1 Дискуссия «Мастерство педагогического общения»

 
2.2
Мастерство речи педагога  /Ср/
Л1.3Л2.4

10
1
0
 
2.3
Мастерство педагогического общения  /Пр/
Л1.2Л2.4

2
1
2
 
2.4
Мастерство педагогического общения  /Ср/
Л1.2Л2.3

10
1
0
 
2.5
Особенности общения педагога с учащимися разного возраста  /Пр/
Л1.4Л2.3

2
1
2
 
2.6
Особенности общения педагога с учащимися разного возраста  /Ср/
Л1.4Л2.3

10
1
0
 
2.7
Культура педагогического общения  /Пр/
Л1.1 Л1.4Л2.4

2
1
2
Совместное обучение «Культура педагогического общения»
 
2.8
Культура педагогического общения  /Ср/
Л1.1 Л1.4Л2.4

10
1
0
 
2.9
Основы мастерства индивидуального воздействия  /Пр/
Л1.4Л2.4

2
1
0
 
2.10
Основы мастерства индивидуального воздействия  /Ср/
Л1.4Л2.1 Л2.3

6
1
0
 
стр. 6
УП: 49.04.01 20 СиСПС (15).plx
 
2.11
Игра в педагогическом процессе  /Пр/
Л1.2Л2.1

2
1
0
Совместное обучение «Игра в педагогическом процессе»
 
2.12
Игра в педагогическом процессе  /Ср/
Л1.2Л2.2

Э2

10
1
0
 
2.13
Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе  /Пр/
Л1.4Л2.1 Л2.4

2
1
0
Дискуссия «Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе»
 
2.14
Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе  /Ср/
Л1.2Л2.3

10
1
0
 
2.15
/КАтЭ/

2,4
1
0
 
2.16
/Экзамен/

24,6
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1 Вербальные и невербальные коммуникативные средства.

2 Взаимосвязь профессионального творчества и педагогического мастерства.

3 Историография развития педагогической этики.

4 Исторический аспект развития понятия «педагогическое мастерство».

5 Комплекс педагогических способностей спортивного педагога.

6 Компоненты педагогического мастерства.

7 Общее и специфическое в народной педагогике игры.

8 Особенности речи педагога.

9 Педагогическая диагностика: подходы к определению.

10 Педагогическая мораль и ее категории.

11 Педагогическая рефлексия как основа профессионального мастерства.

12 Педагогическая техника как составной компонент педагогического мастерства.

13 Понятие «педагогическая технология» и ее компоненты.

14 Принципы и этапы формирования готовности к самообразованию.

15 Содержательные компоненты самообразовательной деятельности.

16 Структурные компоненты педагогического творчества.

17 Требования и особенности деятельности педагога ФК.

18 Уровни и критерии готовности к самообразованию.

19 Факторы, определяющие готовность к самообразованию.

20 Функциональные компоненты самообразовательной деятельности.

21 Характеристика компонентов общительности человека.

22 Характеристика компонентов педагогической этики.

23 Характеристика методов исследования педагогического творчества.

24 Характеристика нравственного сознания и отношений педагога.

25 Характеристика нравственной деятельности и такта педагога.

26 Характеристика существующих подходов к трактовке понятия «педагогическое мастерство».

27 Характеристика черт личности педагога готового к самообразованию.

28 Элементы проявления творческого потенциала педагога.

29 Эмпатия как компонент коммуникативной культуры педагога.

30 Этапы диагностической деятельности, их особенности.

31 Стили педагогического общения. 

 
5.2. Темы письменных работ
Контрольная работа «Коммуникативные умения в деятельности спортивного педагога »

Контрольная работа «Методы и средства педагогического труда педагога ФК»

Реферат «Профессиональная компетентность педагога и ее структура »

Реферат «Использование техники педагогического мастерства в работе с родителями»

Реферат « Педагогический такт и его специфика»

Реферат «Сущность и основные компоненты индивидуальной педагогической культуры»

Реферат «Приемы педагогического взаимодействия»

Реферат «Новаторский педагогический опыт и педагогика сотрудничества»

 
5.3. Фонд оценочных средств
приложение 1
 
Посещение лекции

Работа на практическом занятии

Контрольная работа

Реферат

5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
стр. 7
УП: 49.04.01 20 СиСПС (15).plx
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Коджаспирова Г.М.
Педагогика: учебник для вузов
М.: КноРус, 2010
 
Л1.2
Бордовская Н.В., Розум С.И.
Психология и педагогика: учебник
СПб: Питер, 2013
 
Л1.3
Сластенин В.А., Каширин В.П.
Психология и педагогика: учебник для бакалавров
М.: Юрайт, 2015
 
Л1.4
Подласый И.П.
Педагогика: учебник для бакалавров: в  2 т.
М.: Юрайт, 2013
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Дикунов А.М., Костихина Н.М.
Педагогическое мастерство: учеб. пособие для студентов ин-та физической культуры
Омск: ОГИФК, 1994
 
Л2.2
Вяткина З.Н.
Индивидуальный стиль деятельности в педагогическом мастерстве учителя: учеб. пособие
Пермь: Пермский гос. пед. ин-т, 1979
 
Л2.3
Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е.
Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие
М.: Академия, 2007
 
Л2.4
Макурина А.С., Драговоз Л.А.
Педагогика физической культуры и спорта: учеб. пособие
Челябинск: УралГУФК, 2010
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
EBSCO – универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний 
 
Э2
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО СПЕЦИАЛИСТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Пакет программ Office
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
EBSCO – универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний – http://search.epnet.
6.3.2.2
Электронный каталог УралГУФК
6.3.2.3
Поисковая система Google. – Режим доступа : http://www.google.ru.
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Для проведения учебных занятий по дисциплине «Профессионально-педагогическое мастерство специалиста физической культуры и спорта» используется аудитория № 23, расположенная в III корпусе Университета, которая оснащена следующим образом:
7.2
1 Персональный компьютер AMD Sempron 2500.
7.3
2 Монитор Phlips Brilliance 175.
7.4
3 Акустическая система Microlab M280.
7.5
4 Проектор Acer X112.
7.6
5 Экран Lumien настенный SlimScreen.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Знания по дисциплине приобретаются в процессе занятий с преподавателем и в процессе самостоятельной работы. Основной формой изучения теоретических основ являются лекционные занятия. Лекции по дисциплине «Профессионально-педагогическое мастерство специалиста физической культуры и спорта» проводятся с мультимедийным сопровождением, что позволяет повысить интерес к материалу и обеспечить лучшее усвоение информации. С целью структурирования знаний по темам и разделам дисциплины блок занятий по каждому разделу рекомендуется начинать с краткого ознакомления студентов с тематическим планом раздела, списком рекомендуемой литературы и выдачи заданий для самостоятельного изучения.

Умения формируются при проведении практических занятий. Такие занятия призваны решать ряд следующих задач:

закрепление знаний по теме, отдельным вопросам;

развитие научного подхода к изучению явлений, процессов;

формирование эмоционально-положительного отношения студентов к профессиональной деятельности.

Практические занятия направлены как на индивидуальную работу магистрантов, так и коллективную.

В качестве самостоятельной работы в курсе «Профессионально-педагогическое мастерство специалиста физической культуры и спорта» рекомендуется закрепление полученных знаний, умений и навыков при работе над рефератами, контрольными работами. Подобное разнообразие форм учебной деятельности позволяет обеспечить комплексное практикование методов поиска, переработки и представления информации (как в электронном, так и в традиционном – бумажном – виде) в сфере профессионально-педагогического мастерства.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 20 % от количества аудиторных часов.

 
стр. 8
УП: 49.04.01 20 СиСПС (15).plx
 
Минимальная сумма баллов за текущий контроль, необходимая для допуска к зачету, составляет 40 баллов. Минимальная сумма баллов для получения зачета без процедуры сдачи составляет 60 баллов. Максимальная рейтинговая оценка составляет 100 баллов.