2020-2021_06_06_01_02_2019_plx_Биохимия основных патологических процессов_ Функциональная и клиническая биохимия
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Биохимии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Биохимия основных патологических процессов. Функциональная и клиническая биохимия
______________ 2019 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
06.06.01_02_2019.plx

Направление 06.06.01 Биологические науки Профиль : "Биохимия"

А. В. Окишор
Исследователь. Преподаватель-исследователь
Квалификация
 
зачеты 2
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
42
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
23
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
20
20
20
20
Итого ауд.
30
30
30
30
Кoнтактная рабoта
30
30
30
30
Сам. работа
42
42
42
42
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 06.06.01_02_2019.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.м.н., Профессор, Д.Б. Сумная _________________
 
к.п.н., Зав аспирантурой, Е.Б.  Малетина _________________
Рецензент(ы):
 
Биохимия основных патологических процессов. Функциональная и клиническая биохимия
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.06.01 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 901)
 
Направление 06.06.01 Биологические науки Профиль : "Биохимия"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 29.03.2019 протокол № 8.
 
Протокол от __ __________ 2019 г.  №  __  

Срок действия программы: 2019-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Н.М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 06.06.01_02_2019.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н.М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н.М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н.М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2021 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Н.М. Григорьева

Биохимии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2020 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 06.06.01_02_2019.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Освоение аспирантами системы научно-практических знаний, умений и компетенций в области биохимии и реализация их в своей профессиональной деятельности
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Технологии научных исследований в организациях физической культуры и спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Дисциплина подготовки к сдаче кандидатского экзамена: биохимия
2.2.2
Иммунологические критерии состояния организма спортсмена
2.2.3
Теория и стратегия адаптации. Современные аспекты.Закономерности биохимической адаптации в спортивной тренировке.
2.2.4
Фармакологическое сопровождение в спорте. Допинговые эргогенные средства и методы
2.2.5
Специальная дисциплина: Биохимия
2.2.6
Научный доклад об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы
2.2.7
Подготовка и сдача государственного экзамена
2.2.8
Производственная, научно-исследовательская практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-1: способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает основные тенденции развития в соответствующей области наук.
 
Уровень 2
Хорошо осведомлён об основных тенденциях развития в соответствующей области наук, имеет общие представления о принципах научного исследования в области биохимии.
 
Уровень 3
Имеет сформированное систематическое знание принципов построения научного исследования в области биохимии, требований к оформлению библиографического списка и ссылок в исследовании.
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет осуществлять отбор материала, характеризующего достижения науки с учетом специфики направления подготовки.
 
Уровень 2
Способен обосновать актуальность, новизну, теоретическую и практическую значимость собственного исследования, определять методологию исследования, уметь делать выводы из проведенного исследования и определять перспективы дальнейшей работы, уметь анализировать собранный эмпирический материал и делать достоверные выводы.
 
Уровень 3
Способен обосновать актуальность, новизну, теоретическую и практическую значимость собственного исследования, определять методологию исследования, уметь делать выводы из проведенного исследования и определять перспективы дальнейшей работы, уметь анализировать собранный эмпирический материал и делать достоверные выводы, отстаивать собственную научную концепцию в дискуссии, выступать оппонентом и рецензентом по научным работам.
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Имеет представление о методах и технологиях научно-исследовательской деятельности в области физиологии (биохимии), навыки организации и проведения исследования.
 
Уровень 2
Свободно ориентируется в источниках и научной литературе, владеет логикой научного исследования, терминологическим аппаратом научного исследования.
 
Уровень 3
Свободно ориентируется в источниках и научной литературе, владеет логикой научного исследования, терминологическим аппаратом научного исследования, научным стилем изложения собственной концепции.
 
 
 
ПК-1: способность эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательской работы
 
Знать:
 
Уровень 1
Понимает назначение основного современного оборудования по диагностике основных показателей систем жизнеобеспечения.
 
Уровень 2
Хорошо представляет себе назначение современного оборудования по функциональной диагностике для научно-исследовательской работы в области биохимии.
 
Уровень 3
Свободно владеет знаниями современного оборудования по функциональной диагностике для научно-
 
стр. 5
УП: 06.06.01_02_2019.plx
 
исследовательской работы в области физиологии, способен сравнивать и анализировать возможности различного оборудования для исследований в области биохимии.
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Способен проводить некоторые исследования систем жизнеобеспечения с использованием отдельных видов современной аппаратуры и оборудования.
 
Уровень 2
Способен осуществлять исследования систем жизнеобеспечения с использованием широкого круга современной аппаратуры и оборудования.
 
Уровень 3
Сформированное умение осуществлять разнообразные исследования систем жизнеобеспечения с использованием современной аппаратуры и оборудования.
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Фрагментарно владеет навыком использования некоторых видов оборудования по диагностике основных показателей систем жизнеобеспечения.
 
Уровень 2
Хорошо владеет навыком использования широкого круга  современной аппаратуры и оборудования по диагностике основных показателей систем жизнеобеспечения.
 
Уровень 3
Глубокое понимание принципов работы оборудования и успешное владение навыком использования современной аппаратуры и оборудования по диагностике основных показателей систем жизнеобеспечения.
 
 
 
ПК-2: способность применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты исследований
 
Знать:
 
Уровень 1
Фрагментарно знает требования к оформлению результатов исследований
 
Уровень 2
В целом сформированная готовность использовать в познавательной деятельности знания в области информатики, статистики и элементы естественнонаучного и математического знания
 
Уровень 3
Сформированная готовность использовать в познавательной деятельности знания в области информатики, статистики и элементы естественнонаучного и математического знания
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Частично освоенное умение сформулировать вывод по выполненной работе
 
Уровень 2
В целом успешное, но не систематически осуществляемое умение излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты лабораторных исследований
 
Уровень 3
Успешное и систематически осуществляемое умение излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты лабораторных исследований
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Фрагментарное применение навыков составления отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок 
 
Уровень 2
В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение навыка составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок; изложения и анализа полученной информации; навыком представления результатов лабораторных исследований (составление презентаций, написание статей, тезисов)
 
Уровень 3
Успешное и систематическое применение навыка составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок; изложения и анализа полученной информации; навыком представления результатов лабораторных исследований (составление презентаций, написание статей, тезисов)
 
 
 
ПК-3: способность применять современные методы обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной информации, правила составления научных проектов и отчетов
 
Знать:
 
Уровень 1
Фрагментарные знания требований к оформлению результатов исследований.
 
Уровень 2
Общие, но не структурированные знания методов обработки, анализа и синтеза производственной и лабораторной информации, правила составления научно-технических проектов и отчетов.
 
Уровень 3
Сформированные систематические знания методов обработки, анализа и синтеза производственной и лабораторной информации, правила составления научно-технических проектов и отчетов.
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Частично освоенное умение сформулировать вывод по выполненной работе.
 
Уровень 2
В целом успешное, но не систематическое применение методов обработки, анализа и синтеза производственной и лабораторной информации, правила составления научно-технических проектов и отчетов.
 
Уровень 3
Систематическое применение методов обработки, анализа и синтеза производственной и лабораторной информации, правила составления научно-технических проектов и отчетов.
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Фрагментарное применение навыка составления отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных 
 
стр. 6
УП: 06.06.01_02_2019.plx
 
записок.
 
Уровень 2
В целом успешное, но не систематическое  применение навыка использования методов обработки, анализа и синтеза производственной и лабораторной информации в соответствии с правилами составления научно-технических проектов и отчетов.
 
Уровень 3
Успешное и систематическое  применение навыка использования методов обработки, анализа и синтеза производственной и лабораторной информации в соответствии с правилами составления научно-технических проектов и отчетов.
 
 
 
ПК-4: способность использовать основные технические средства поиска научно-биологической информации, универсальные пакеты прикладных компьютерных программ, создавать базы экспериментальных биологических данных
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает основные базы данных с медико-биологической информацией в глобальных сетях, имеет общие представления об универсальных пакеты прикладных компьютерных программ.
 
Уровень 2
Имеет представление о способах поиска научно-биологической информации; универсальных пакетах прикладных компьютерных программ; работе с медико-биологической информацией в глобальных сетях.
 
Уровень 3
Свободно владеет способами поиска научно-биологической информации; универсальных пакетов прикладных компьютерных программ; способами создания баз экспериментальных медико-биологических данных, работы с медико-биологической информацией в глобальных сетях.
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Использует глобальные сети для поиска научно-биологической информации.
 
Уровень 2
Использует основные технические средства для поиска научно-биологической информации, универсальные пакеты прикладных компьютерных программ; работает с медико-биологической информацией в глобальных сетях.
 
Уровень 3
Свободно и успешно использует основные технические средства поиска научно-биологической информации, универсальные пакеты прикладных компьютерных программ; создаёт базы экспериментальных медико-биологических данных, работает с медико-биологической информацией в глобальных сетях.
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет навыком использования отдельных видов  технических средств поиска научно-биологической информации.
 
Уровень 2
Успешно, но не систематически использует основные технические средства поиска научно-биологической информации, универсальные пакеты прикладных компьютерных программ; способен работать с медико-биологической информацией в глобальных сетях
 
Уровень 3
Успешно и систематически использует основные технические средства поиска научно-биологической информации, универсальные пакеты прикладных компьютерных программ; способен создавать базы экспериментальных медико-биологических данных, работать с медико-биологической информацией в глобальных сетях.
 
 
 
УК-1: способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает научно-биологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.
 
Уровень 2
Имеет представление о современных направлениях научно-исследовательской деятельности в области биохимии, а также по тематике исследования; имеет представление о методах оценки современных научных достижений в области биохимии.
 
Уровень 3
Имеет сформированные систематические знания методов критического анализа и оценки современных научных достижений в области биохимии, а также методов генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач.
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Способен использовать полученные знания для определения методологии исследования, а также анализа полученной информации.
 
Уровень 2
Выделяет и оценивает современные научные достижения в области биохимии, генерирует новые идеи при решении исследовательских практических задач.
 
Уровень 3
Выделяет и анализирует современные научные достижения в области биохимии, генерирует новые идеи при решении исследовательских практических задач, в том числе и в междисциплинарных областях.
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Ориентируется в научной литературе по теме исследования, способен приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения.
 
Уровень 2
Владеет основными методами сбора и представления научной информации по теме исследования.
 
Уровень 3
Владеет основными методами сбора и представления научной информации по теме исследования; способен свободно выбирать методы и средства решения задач исследования, критически анализировать современные 
 
стр. 7
УП: 06.06.01_02_2019.plx
 
научные достижения.
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
- основные методы научно-исследовательской деятельности;
3.1.2
- принципы построения научного исследования в соответствующей области наук, требования к оформлению библиографического списка и ссылок в исследовании;
3.1.3
- назначение современного оборудования по функциональной диагностике для научно-исследовательской работы в области физиологии;
3.1.4
- приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок;
3.1.5
- методы обработки, анализа и синтеза производственной и лабораторной информации, правила составления научно-технических проектов и отчетов;
3.1.6
- способы поиска научно-биологической информации; универсальные пакеты прикладных компьютерных программ; способы создания баз экспериментальных медико-биологических данных, работы с медико-биологической информацией в глобальных сетях
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- выделять и систематизировать основные идеи в научных текстах;
3.2.2
- обосновать новизну, теоретическую и практическую значимость собственного исследования, определять методологию исследования, уметь делать выводы из проведённого исследования и определять перспективы дальнейшей работы, уметь анализировать собранный эмпирический материал и делать достоверные выводы, отстаивать собственную научную концепцию в дискуссии, выступать оппонентом и рецензентом по научным работам;
3.2.3
- осуществлять исследования систем жизнеобеспечения с использованием современной аппаратуры и оборудования;
3.2.4
- излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты лабораторных исследований;
3.2.5
- применять методы обработки, анализа и синтеза производственной и лабораторной информации, правила составления научно-технических проектов и отчетов;
3.2.6
- использовать основные технические средства поиска научно- биологической информации, универсальные пакеты прикладных компьютерных программ; создавать базы экспериментальных медико-биологических данных, работать с медико-биологической информацией в глобальных сетях
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования; выбора методов и средств решения задач исследования;
3.3.2
- свободно ориентироваться в источниках и научной литературе, владеть логикой научного исследования, терминологическим аппаратом научного исследования, научным стилем изложения собственной концепции;
3.3.3
- навыком использования современной аппаратуры и оборудования;
3.3.4
- навыком составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок; изложения и анализа полученной информации; навыком представления результатов лабораторных исследований (составление презентаций, написание статей, тезисов)
3.3.5
- навыком использования методов обработки, анализа и синтеза производственной и лабораторной информации в соответствии с правилами составления научно-технических проектов и отчетов;
3.3.6
- способностью использовать основные технические средства поиска научно- биологической информации, универсальные пакеты прикладных компьютерных программ; создавать базы экспериментальных медико-биологических данных, работать с медико-биологической информацией в глобальных сетях
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Патология системы пищеварения.

 
1.1
Патология системы пищеварения. Нарушение функций печени.

Диагностика нарушений.

/Лек/

Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.6

Э1 Э2 Э3

2
ПК-4 УК-1 ОПК-1
2
0
 
1.2
Патология системы пищеварения. Диагностика нарушений. /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-1
2
0
 
стр. 8
УП: 06.06.01_02_2019.plx
 
1.3
Патология системы пищеварения.  /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.4 Л2.6

Э1 Э2 Э3

9
ПК-2 ПК-3 ПК-4 УК-1 ОПК-1
2
0
 
 
Раздел 2. Эндокринные расстройства.

 
2.1
Эндокринные расстройства. Диагностика /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.6

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3 УК-1 ОПК-1
2
0
 
2.2
Эндокринные расстройства. Диагностика /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-1
2
0
 
2.3
Эндокринные расстройства. /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.6

Э1 Э2 Э3

9
ПК-2 ПК-3 ПК-4 УК-1 ПК-1 ОПК-1
2
0
 
 
Раздел 3. Патология липидного обмена. Дислипопротеинемия.

 
3.1
Патология липидного обмена. Дислипопротеинемия. /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.6

Э1 Э2 Э3

2
УК-1 ПК-1 ОПК-1
2
0
 
3.2
Патология липидного обмена. Дислипопротеинемия. Диагностика. /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-1
2
0
 
3.3
Патология липидного обмена. Дислипопротеинемия. /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3

8
ПК-2 ПК-3 ПК-4 УК-1 ПК-1 ОПК-1
2
0
 
 
Раздел 4. Нарушения электролитного и водного обмена

 
4.1
Нарушения электролитного и водного обмена. Диагностика /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.6 Л2.7

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2 ПК-3 УК-1 ОПК-1
2
0
 
4.2
Нарушения электролитного и водного обмена. Диагностика /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.5 Л2.6 Л2.7

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-1
2
0
 
4.3
Нарушения электролитного и водного обмена /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7

Э1 Э2 Э3

8
ПК-2 ПК-3 ПК-4 УК-1 ПК-1 ОПК-1
2
0
 
 
Раздел 5. Свободнорадикальное окисление, его физиологическая роль и значение в развитии различных заболеваний.

Антиоксидантная система организма.

 
5.1
Свободнорадикальное окисление, его физиологическая роль и значение в развитии различных заболеваний.

Антиоксидантная система организма.

/Лек/

Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.6

2
ПК-2 ПК-3 УК-1 ОПК-1
2
0
 
стр. 9
УП: 06.06.01_02_2019.plx
 
5.2
Свободнорадикальное окисление, его физиологическая роль и значение в развитии различных заболеваний.

/Пр/

Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.6

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-1
2
0
 
5.3
Свободнорадикальное окисление, его физиологическая роль и значение в развитии различных заболеваний.

Антиоксидантная система организма.

/Ср/

Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.6

Э1 Э2 Э3

8
ПК-2 ПК-3 ПК-4 УК-1 ПК-1 ОПК-1
2
0
 
5.4
Изменения  в системе ПОЛ-АОС при адаптации и дезадаптации к физическим нагрузкам. Зачет. /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.6

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-1
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1 Нарушения функций желудка при занятиях спортом. Биохимическая диагностика нарушений. Нарушения функций желудка при занятиях спортом.

2 Нарушения функций кишечника. Биохимическая диагностика нарушений. Нарушения функций кишечника при занятиях спортом.

3 Нарушения функций поджелудочной железы. Биохимическая диагностика нарушений.  Нарушения функций поджелудочной железы при занятиях спортом.

4 Печеночная недостаточность. Биохимическая диагностика нарушений. Нарушения функций печени при занятиях спортом.

5 Желтуха, её виды: гемолитическая, механическая, печеночная. Биохимическая диагностика нарушений.

6 Нарушение функций системы аденогипофиз - надпочечники.  

7 Нарушений функций системы аденогипофиз - яичники - плацента.

8 Нарушений функций системы аденогипофиз - семенники.

9 Нарушений функций системы аденогипофиз - щитовидная железа.

10 Нарушение функций паращитовидной железы.

11 Нарушения переваривания и всасывания липидов.

12 Нарушения метаболизма триглицеридов и жирных кислот.

13 Нарушения метаболизма фосфатидов и сфинголипидов.

14 Липопротеины. Гиперлипопротеинемии и другие дислипопротеинемии. Биохимическая диагностика нарушений.

15 Нарушения обмена холестерина и желчных кислот.

16 Эпидемиология и этиология атеросклероза. Факторы риска. Патогенез атеросклероза. Диагностика.

17 Водно-солевой обмен. Электролитный состав жидкостей организма. Механизмы регуляции объема, электролитного состава жидкостей организма.

18 Роль почек в регуляции параметров внеклеточной жидкости. Антидиуретический гормон, альдостерон и ренин-ангиотензиновая система. Составные части мочи и изменение её состава.

19 Изменения объёма и осмотического давления внеклеточной жидкости.

20 Нарушение обмена электролитов. Нарушение водно-электролитного баланса при физических нагрузках.

21 Кислотно-щелочное состояние организма. Механизмы регуляции рН жидкостей организма.

22 Нарушение кислотно-щелочного состояния. Диагностика нарушений кислотно-щелочного состояния организма.

23 Нарушение кислотно-щелочного баланса при физических нагрузках.

24 Нарушения обмена микроэлементов при физических нагрузках. Анемии в спорте.

25 Свободные радикалы. Механизмы образования активных форм кислорода.

26 Роль свободных радикалов в повреждении биологических структур. Перекисное окисление липидов (ПОЛ). Активация ПОЛ как универсальный механизм повреждения клетки на мембранном уровне.

27 Активация ПОЛ при стрессе, воспалении.

28 Активация ПОЛ при гипероксии и гипоксии.

29 Причины активации свободно-радикального окисления при интенсивных физических нагрузках. Стрессовый характер физических нагрузок.

30 Антиоксидантные ферменты. Неферментные антиоксиданты. Свободно-радикальные патологии и антиоксидантная терапия.

31 Изменения в системе ПОЛ-АОС при адаптации и дезадаптации к физическим нагрузкам.

 
5.2. Темы письменных работ
Написание курсовых работ и рефератов не предусмотрено планом ООП
 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
Вопросы к зачёту, тесты, кейсы, задачи
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
стр. 10
УП: 06.06.01_02_2019.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Львовская Е.И., Григорьева Н.М.
Процессы перекисного окисления липидов и особенности липопероксидации при физических нагрузках: учеб. пособие
Челябинск: Уральская академия, 2014
 
Л1.2
Комов В.П., Шведова В.Н.
Биохимия: учебник
М.: Юрайт, 2015
 
Л1.3
под ред. Е. С. Северина
Биохимия:  учебник
М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Меерсон Ф.З.
Патогенез и предупреждение стрессовых  и ишемических повреждений сердца
М.: Медицина, 1984
 
Л2.2
Мусил Я.
Основы биохимии патологических процессов
М.: Медицина, 1985
 
Л2.3
Панин Л.Е.
Биохимические механизмы стресса
Новосибирск: Наука, 1983
 
Л2.4
Гидранович В.И., Гидранович А.В.
Биохимия: учеб. пособие
Минск: ТетраСистемс, 2012
 
Л2.5
под ред. Е. С. Северина
Биохимия с упражнениями и задачами:  учебник
М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010
 
Л2.6
Львовская Е.И., Григорьева Н.М.
Биохимия: учебник
Челябинск: ЮУрГГПУ, 2017
 
Л2.7
Г. Рут ; пер. с англ. , под ред. Р.Е. Кавецкого
Кислотно-щелочное состояние и электролитный баланс 
М. : Медицина, 1978
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Российская государственная библиотека
 
Э2
Российская национальная библиотека
 
Э3
Сайт Национальной электронной библиотеки НЭБ 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
6.3.1.2
LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux:
6.3.1.3
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
6.3.1.4
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций
6.3.1.5
Libre Оffice Сals – программа для работы с электронными таблицами
6.3.1.6
Mozilla Firefox – интернет обозреватель
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
РУБРИКОН: крупнейший энциклопедический ресурс Рунета http://www.rubricon.com/
6.3.2.2
Культура физическая и здоровье http://kultura-fiz.vspu.ac.ru/
6.3.2.3
Лечебная физкультура и спортивная медицина http://lfksport.ru/
6.3.2.4
Физкультура и спорт (журнал) http://www.fismag.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Занятия проводятся в учебной аудитории на кафедре биохимии. Кафедра имеет в своем распоряжении технические средства обучения: компьютеры, подключенные к сети Интернет; мультимедийные проекторы; экраны. Научная лаборатория кафедры оснащена химическими реактивами, спектрофотометрами, аналитическими весами, центрифугами, фотоколориметрами и другим лабораторным оборудованием. Кафедра располагает методической и научной литературой по биологической химии. 
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Успешное овладение содержанием дисциплины «Биохимия основных патологических процессов. Функциональная и клиническая биохимия», предусмотренным учебной программой, предполагает выполнение аспирантами ряда рекомендаций:

- следует исходить из современных естественнонаучных представлений о механизмах биохимических процессов в организме человека и воздействия на них биотических и абиотических условий внешней среды;

- уметь слушать и конспектировать лекции, так как лектор имеет возможность познакомить слушателей с новейшими 

 
стр. 11
УП: 06.06.01_02_2019.plx
 
данными науки, с теми новейшими знаниями, которые еще не нашли отражения в учебниках и пособиях;

- активно участвовать в дискуссии в ходе семинарских занятий, аргументируя свою точку зрения самостоятельно изученными материалами по теме курса; пропущенные темы занятий следует изучить самостоятельно и отчитаться об этом перед преподавателем;

- добиваться глубины и полного понимания дидактических единиц дисциплины, что достигается путем участия в творческих дискуссиях на семинарах, протекающих с соблюдением методологических требований к научному познанию, достижению истины;

- следует внимательно изучить материалы, характеризующие дисциплину «Биохимия» и определяющие целевую установку, а также рабочую программу дисциплины. Это позволит четко представлять, во-первых, круг изучаемых проблем, во-вторых, глубину их постижения;

- необходимо иметь подборку литературы, достаточную для изучения предлагаемого курса. Список основной литературы предлагается в настоящей РПД. При этом следует иметь в виду, что нужна литература различных видов: а) учебники, учебные и учебно-методические пособия; б) первоисточники по рассматриваемым в темах дисциплины проблемам; в) монографии, сборники научных статей, публикации в различных периодических изданиях; г) справочная литература: энциклопедии, словари, тематические, терминологические справочники, раскрывающие категориально-понятийный аппарат;

- основное содержание той или иной проблемы следует уяс¬нить, изучая самостоятельно учебную литературу. При этом важно учитывать все многообразие подходов к той или иной проблеме. С одной стороны, подобное многообразие объясняется различиями в мировоззренческих позициях, на которых стояли авторы различных подходов к анализу сложных педагогических проблем; с другой – сложностью объяснения;

- при работе с учебником постоянно уточнять сущность и содержание понятий и категорий посредством обращения к энциклопедическим и педагогическим словарям;

- не ограничиваться только теоретическим, умозрительным характером рассмотрения явлений и процессов. Тесно связывать их с практикой педагогической и научной деятельности, уметь использовать их в качестве инструментария для непосредственного анализа реальных социаль¬ных и профессиональных проблем;

- осуществлять творческую, но обоснованную научными фактами, интерпретацию рассматриваемых явлений применительно к практике научно-исследовательской деятельности;

- принимать активное участие в научно-методологическом семинаре кафедры биохимии; участвовать в научно-практических конференциях и симпозиумах.