Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
рабочая программа дисциплины (модуля)
Физиологические и биохимические основы адаптации
Проректор по учебно-воспитательной работе
z49.04.01 20 ФОТ.plx
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Физкультурно-оздоровительные технологии"
Распределение часов дисциплины по курсам
Контактные часы на аттестацию
к.п.н., профессор, В.М.Карлышев _________________
Физиологические и биохимические основы адаптации
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 944)
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Физкультурно-оздоровительные технологии"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Срок действия программы: 2020-2023 уч.г.
Зав. кафедрой В.М. Миронова
Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой В.М. Миронова
Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой В.М. Миронова
Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой В.М. Миронова
Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой В.М. Миронова
Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины «Физиологические и биохимические основы адаптации к мышечным нагрузкам» являются формирование представления об адаптации как общебиологической закономерности животного мира, изучение комплекса физиологических и бихимических процессов в организме спортсмена под влиянием постоянно изменяющихся условий учебно-тренировочного процесса, механизмов регуляции функций организма человека и их особенностей при адаптации к физическим (мышечным) нагрузкам.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Древние и современные технологии омоложения
Методика китайской гимнастики ушу
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Производственная практика "научно-исследовательская работа"
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-3: Способен разрабатывать, реализовывать и корректировать традиционные и инновационные методики коррекции состояния занимающихся на основе индивидуальных, возрастных и социокультурных особенностей
Возрастные особенности обучающихся; педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного видам
Основные подходы к методологии научного творчества в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности
Современные подходы к методологии научного творчества в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности; методики и технологии решения задач научно-исследовательской работы по избранному профилю подготовки
Определять общие методологические подходы к проведению научного исследования
Выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие методы, исходя из задач конкретного исследования
Вести поиск причинной связи между рассматриваемыми явлениями; выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования
Применения основных методов исследования
Применения методов исследования, их модификации в соответствии с задачами
Применения методами исследования, способами их модификации и разработки новых в соответствии с задачами
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
Основные закономерности адаптации как общебиологического свойства животного мира, в частности человека
Биохимические, физиологические закономерности процессов адаптации к физическим (мышечным) нагрузкам
Физиологические, биохимические механизмы адаптации к физическим (мышечным) нагрузкам
Анализировать эффективность тренировочного процесса и представлять интегративную информацию по вопросам состояния различных контингентов занимающихся физической культурой на местном и региональном уровне для принятия управленческих решений по совершенствованию отрасли физическая культура
Самостоятельно приобретать новые знания, в том числе в смежных областях знаний, успешно их внедрять в тренировочные и рекреационные программы
Использовать полученные знания об адаптационных особенностях организма занимающегося для управления подготовкой в физкультурно-спортивных организациях
Современными технологиями поиска, обработки и предоставления информации
Методикой оценки уровня – биохимических функциональных резервов занимающихся различными видами физической культуры и спорта в зависимости от вида контроля, уровня подготовленности, возраста, пола;
Методиками управления состоянием занимающегося ФКиС на основе мониторинговой информации
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Введение в предмет. Общебиологические аспекты адаптации
Введение в предмет. Общебиологические аспекты адаптации /Лек/
Л1.2 Л1.4 Л1.7 Л1.9Л2.1 Л2.4Л3.1
Э1 Э2
Изучение общих понятий адаптации организма
Общебиологические аспекты адаптации /Пр/
Л1.2 Л1.7 Л1.8Л2.3 Л2.4 Л2.5
Э1 Э2
Разбор классификаций аспектов для физической деятельности
Общебиологические аспекты адаптации /Ср/
Л1.3 Л1.4 Л1.9Л2.1 Л2.4Л3.1
Э1 Э2
Разбор классификаций аспектов для физической деятельности
Раздел 2. Основы кинезиологии
Организация произвольных движений в условиях адаптации /Лек/
Л1.1 Л1.3 Л1.5Л2.3 Л2.4Л3.1
Э1 Э2 Э3
Изучание реакций организма в условиях адаптации
Физиологические механизмы формирования двигательных навыков и адаптационные перестройки /Пр/
Л1.3 Л1.8 Л1.9Л2.1 Л2.4Л3.1
Э1 Э2 Э3
Разбор факторов влияния внешней среды на спортсмена
Физиолого-биохимическая характеристика адаптации к физической аэробной деятельности /Ср/
Л1.4 Л1.5 Л1.8Л2.4 Л2.5 Л2.6
Э1 Э2 Э3
Раздел 3. Физиологические и биохимические закономерности и механизмы адаптации к физическим (мышечным) нагрузкам
Физиолого-биохимическая характеристика адаптации к физической аэробной деятельности /Лек/
Л1.1 Л1.7 Л1.8Л2.1 Л2.4Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Изучение приспосабления организма к изменениям внешней и внутренней среды
Физиолого-биохимическая характеристика адаптации к физической (мышечной) работе анаэробного энергообеспечения /Пр/
Л1.1 Л1.4 Л1.5Л2.2 Л2.4 Л2.6
Э1 Э2 Э3 Э4
Разбор адаптации организма с изменением нагрузки
Физиологические и биохимические механизмы развития и совершенствования физических качеств в адаптационном процессе /Ср/
Л1.1 Л1.6 Л1.7 Л1.8Л2.4 Л2.5
Э1 Э2 Э3 Э4
Физиологические и биохимические механизмы развития и совершенствования физических качеств в адаптационном процессе /Лек/
Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6 Л1.7Л2.4 Л2.6
Э1 Э2 Э3 Э4
Изучение процессов работы и восстановления при физиологических и биохимических механизмах
Доработка индивидуальных проектов (рефератов) /Пр/
Л1.3 Л1.4Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Э1 Э2 Э3 Э4
Разбор характеристики проектов и их написания
Физиологические и биохимические механизмы развития и совершенствования физических качеств в адаптационном процессе /Ср/
Л1.3 Л1.4 Л1.6 Л1.7Л2.1 Л2.2 Л2.4
Э1 Э2 Э3 Э4
Доработка индивидуальных проектов (рефератов) /ОЗОКАтЭ/
Л1.2 Л1.5 Л1.8Л2.3 Л2.4 Л2.5
Подготовка к экзамену /Экзамен/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
1 Теория функциональных систем. Классификация функциональных систем.
2 Принципы организации функциональных систем. Взаимодействие функциональных систем.
3 Управление функциональными процессами организма человека на основе биологической обратной связи.
4 Стресс-синдром (Г. Селье).
5 Стадии адаптации, их физиологическая и биохимическая характеристика.
6 Срочная и долговременная адаптация, их механизмы.
7 Функциональные резервы организма, их характеристика и классификация.
8 Физиологические резервы и их роль в адаптации.
9 Функциональная организация скелетных мышц. Механизмы сокращения и расслабления мышечного волокна.
10 Нейронная организация позы и локомоций.
11 Иерархичность управления движением.
12 Рефлекторный контроль движения.
13 Кортикальный контроль двигательной активности. Строение двигательных областей коры.
14 Вегетативная нервная система (морфофункциональная характеристика, роль в обеспечении гомеостаза).
15 Двигательные умения и навыки (определение, сравнительная характеристика). Механизмы формирования двигательных навыков.
16 Стадии формирования и механизмы совершенствования двигательных навыков.
17 Биологические составляющие выносливости.
18 Психофизиологическая характеристика координационных способностей
19 Морфофункциональная характеристика быстроты и силы.
20 Функциональные состояния как отражение уровня деятельности функциональных систем организма. Классификация видов функциональных состояний.
21 Функциональные асимметрии (моторные, сенсорные и психические).
22 Адаптивность и рефлекторная деятельность человека.
23 Физиологические и биохимические особенности адаптации к циклической мышечной деятельности.
24 Физиологические и биохимические особенности адаптации к ациклической мышечной деятельности.
25 Тренировка как разновидность адаптации на примере ИВС.
5.2. Темы письменных работ
Данный вид работы не предусмотрен учебным планом
5.3. Фонд оценочных средств
Текущий контроль сформированности компетенций проводится в виде:
деловой активности, аргументированности ответов и дополнений, умениях использовать междисциплинарные знания при обсуждении результатов выполнения самостоятельной учебно-исследовательской работы на практических занятиях;
активности, аргументированности, умениях использовать знания других смежных дисциплин при обсуждении результатов выполнения заданий для самостоятельной работы.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Сапин М.Р., Сивоглазов В.И.
Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма: учебник
Спортивная биохимия: учебник
Несен Э.Н., Осипенко А.А., Корсун С.Н., Волков Н.И.
Биохимия мышечной деятельности: учебник для вузов физ. воспитания
Киев: Олимпийская лит., 2013
Саваневский Н.К., Хомич Г.Е.
Физиология поведения: учеб. пособие
Минск: Новое время ; М.: ИНФРА-М: , 2015
Чинкин А.С., Назаренко А.С.
Физиология спорта: учеб. пособие
Занько Н.Г., Чумаков Н.А.
Физиология человека: учеб. пособие
Анатомия и физиология человека: учебник
Ростов-на-Дону: Феникс, 2017
Львовская Е.И., Соломина Т.В., Завитаев С.П.
Биохимия спорта: учеб.- метод. изд.
Челябинск: Уральская Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Н. П. Петрушкина, А. И. Пустозеров
Практикум по физиологии (раздел спортивная физиология) :: учеб.-метод. пособие
УралГУФК.Челябинск : УралГУФК, 2010
Львовская Е.И., Соломина Т.В., Завитаев С.П.
Биохимия спорта: учеб.- метод. пособие
Челябинск: УралГУФК, 2009
Петрушкина Н.П., Пустозеров А.И.
Практикум по физиологии (раздел спортивная физиология): учеб. - метод. пособие для студентов заочного отделения
Челябинск: УралГУФК, 2010
Биохимия: метод. указания для студентов заочной формы обучения
Общая биохимия и спорт: учеб. пособие
Петрушкина Н.П., Пустозеров А.И.
Практикум по физиологии (раздел спортивная физиология): учеб. - метод. пособие для вузов физической культуры
Челябинск: УралГУФК, 2009
6.1.3. Методические разработки
Кулиненков, О.С., Лапшин И.А.
Биохимия в практике спорта: науч.-метод. изд.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Адаптация и биохимические изменения к нагрузке
Физиологические механизмы развития физических качеств
Министерство здравоохранения
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций
Libre Оffice Сals – программа для работы с электронными таблицами
Mozilla Firefox – интернет обозреватель
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронные медицинские книги. Режим доступа http://www.sportmedicine.ru/books.php
Анатомический словарь онлайн http://anatomyonline.ru/
Энциклопедия психодиагностики https://psylab.info/
Адаптивная физическая культура https://www.afkonline.ru/
Лечебная физкультура и спортивная медицина http://lfksport.ru/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Вегетотестер «ВНС-МИКРО» с программным обеспечением «Полиспектр», производства ООО «НейроСофт» г. Иваново (модули «Зрительно-моторный анализатор», «Динамометр»)
Беговая дорожка (тредбан)
Степ-платформы высотой 0.33, 0.40, 0,45 и 0,5 м
Расходные материалы (спирт, вата)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная дисциплина «Физиологические и биохимические основы адаптации к мышечным нагрузкам» в структуре ООП магистратуры по направлению подготовки 49.04.01 – Физическая культура входит в вариативную часть профессионального цикла М.2.
Учебная работа проводится в форме лекций, лабораторных занятий, а также самостоятельной работы магистров. При прохождении курса должны быть освоены следующие разделы программного материала: теоретический, практический и самостоятельная работа.
Теоретические знания студенты получают на лекциях. Этот раздел предполагает изучение физиологических и биохимических основ адаптации к физическим нагрузкам с выделением базовых положений, необходимых для дальнейшего формирования компетенций магистра физической культуры.
Практические навыки магистры получают на практических занятиях. Магистры осваивают методики исследования и оценки эффективности физиологической и биохимической адаптации при выполнении различных видов физических нагрузок.
Самостоятельная работа магистранта состоит в теоретической подготовке к практическим и семинарским занятиям, результат которой оценивается в ходе дискуссионого обсуждения результатов учебно-исследовательской работы, что, в целом, позволяет формировать навыки методологии научного творчества в выбранной сфере деятельности магистра физической культуры. В ходе выполнения самостоятельных заданий в виде выполнения заданий для данного вида работы, магистры закрепляют и совершенствуют знания, полученные во время лекционных и практических занятий, формирую навыки планирования, выбора форм, средств и методов занятий физической культурой в зависимости от функциональных, биологических, возрастно-половых особенностей контингента занимающихся физической культурой и спортом.
Не менее 20% аудиторных занятий проводится с использованием интерактивных технологий, таких как учебно-исследовательская работа в малых группах, дискуссия.
Для текущего и промежуточного контроля результатов обучения используется балльно-рейтинговая система.