Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Спортивной медицины и физической реабилитации
рабочая программа дисциплины (модуля)
Учебная практика (ознакомительная)
Проректор по учебно-воспитательной работе
49.03.02 20 ФР.plx
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль: "Физическая реабилитация"
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактные часы на аттестацию
ст. преподаватель, Ю.Н. Шабурникова _________________
д.м.н., руководитель ООП, Е.В. Быков ;к.п.н., начальник ОПП, Т.Ю. Тихонова _________________
Учебная практика (ознакомительная)
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль: "Физическая реабилитация"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Срок действия программы: 2020-2024 уч.г.
Зав. кафедрой д.м.н. проф. Е.В.Быков
Спортивной медицины и физической реабилитации
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой д.м.н. проф. Е.В.Быков
Спортивной медицины и физической реабилитации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой д.м.н. проф. Е.В.Быков
Спортивной медицины и физической реабилитации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой д.м.н. проф. Е.В.Быков
Спортивной медицины и физической реабилитации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой д.м.н. проф. Е.В.Быков
Спортивной медицины и физической реабилитации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Вид практики: учебная
1.2. Тип практики: ознакомительная
1.3. Цель учебной (ознакомительной)практики: углубление знаний, формирование компетенций, воспитание личностных и социально-значимых качеств, необходимых для профессиональной деятельности в качестве инструктора-методиста лечебной или адаптивной физической культуры.
1.4. Способ проведения практики: в стационарной форме.
1.5. Форма проведения практики: проводится непрерывно – путем выделения в графике учебного процесса учебного времени предусмотренного ООП ВО в стационарной форме.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Адаптивная физическая культура
Теория и методика физической культуры
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Реабилитация при психических заболеваниях и расстройствах
Основы восстановительной медицины
Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов
Психологические основы педагогической реабилитации
Физическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях различных систем организма
Физическая реабилитация в хирургии и травматологии
Занятия физической культурой в специальных медицинских группах
Физическая реабилитация в акушерстве и гинекологии
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОПК-14: Способен обеспечивать соблюдение техники безопасности, профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь
этиологию и патогенез заболеваний различных органов и систем;
внешние признаки утомления и переутомления занимающихся;
правила безопасности при проведении физкультурноспортивного праздника, соревнования, дня здоровья и других мероприятий оздоровительного характера
обеспечивать технику безопасности на занятиях с учётом гигиенических норм (соблюдение площади на одного занимающегося, микроклимат, отопление, вентиляция, освещение, доброкачественность воды в бассейне, размещение, исправность оборудования, спортивного инвентаря, соблюдение требований к одежде и обуви, к структуре проведения занятий)
распознавать заболевания различных органов и систем по наиболее типичным признакам с целью предотвращения развития острых патологических состояний, а также обеспечения своевременного обращения за медицинской помощью
осуществлять контроль отсутствия медицинских противопоказаний к занятиям физической культурой и спортом, адаптивной физической культурой и адаптивным спортом
проведения инструктажа по технике безопасности на занятиях физической культурой и спортом, адаптивной физической культурой и адаптивным спортом
в полной мере опытом составления плана профилактических мероприятий по возникновению и распространению инфекционных заболеваний, травм и патологических состояний
составление плана профилактических мероприятий по возникновению и распространению инфекционных заболеваний, травм и патологических состояний
ОПК-13: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста, нозологических форм заболеваний занимающихся
морфологические особенности занимающихся физической культурой различного пола и возраста, критерии оценки физического развития, определяющие подход к планированию характера и уровня физических нагрузок, анализу результатов их применения
влияние нагрузок разной направленности на изменение морфофункционального статуса
биомеханические особенности опорнодвигательного аппарата человека; - биомеханику статических положений и различных видов движений человека
дифференцировать обучающихся, тренирующихся по степени физического развития в пределах возрастно-половых групп для подбора величин тренировочных нагрузок
оценивать эффективность статических положений и движений человека
в полном объеме дифференцировать обучающихся, тренирующихся по степени физического развития в пределах возрастно-половых групп для подбора величин тренировочных нагрузок и оценивать эффективность статических положений и движений человека
опытом использования анатомической терминологии, адекватно отражающей морфофункциональные характеристики занимающихся, виды их двигательной деятельности
опытом проведения анатомического анализа физических упражнений
методами биомеханического анализа статических положений и движений человека
ОПК-1: Способен проводить занятия и физкультурно-спортивные мероприятия с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности по двигательному и когнитивному обучению и физической подготовке лиц с отклонениями в состоянии здоровья
способы (варианты) рационального размещения занимающихся для выполнения гимнастических упражнений;основы обучения гимнастическим упражнениям;
в полной мере способы (варианты) рационального размещения занимающихся для выполнения гимнастических упражнений;основы обучения гимнастическим упражнениям;
в совершенстве способы (варианты) рационального размещения занимающихся для выполнения гимнастических упражнений;основы обучения гимнастическим упражнениям;
нормировать и регулировать нагрузки на занятиях с учетом индивидуальных особенностей обучающихся
применять методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития и физической подготовленности обучающихся, в том числе, с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
оценивать результаты учебной деятельности обучающихся на основе объективных методов контроля.
опытом проведения комплексов упражнений с учетом двигательных режимов, функционального состояния и возраста контингента занимающихся
в полной мере опытом проведения комплексов упражнений с учетом двигательных режимов, функционального состояния и возраста контингента занимающихся;
в совершенстве опытом проведения комплексов упражнений с учетом двигательных режимов, функционального состояния и возраста контингента занимающихся;
УК-8: Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
технику безопасности и правила пожарной безопасности при проведении физкультурно-спортивных мероприятий , в том числе, с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, с учетом действующих норм и правил безопасности для участников, зрителей и обслуживающего персонала.
в полной мере технику безопасности и правила пожарной безопасности при проведении физкультурно-спортивных мероприятий , в том числе, с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, с учетом действующих норм и правил безопасности для участников, зрителей и обслуживающего персонала.
в совершенисте технику безопасности и правила пожарной безопасности при проведении физкультурно-спортивных мероприятий , в том числе, с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, с учетом действующих норм и правил безопасности для участников, зрителей и обслуживающего персонала.
соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе занятий.
в полной мере соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе занятий.
в совершенитве соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе занятий.
использования методов защиты обучающихся от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий на уроках физической культуры, адаптивной физической культуры, при проведении учебно- тренировочных занятий;
на хорошем уровне опытом использования методов защиты обучающихся от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий на уроках физической культуры, адаптивной физической культуры, при проведении учебно- тренировочных занятий;
в совершенстве опытом использования методов защиты обучающихся от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий на уроках физической культуры, адаптивной физической культуры, при проведении учебно- тренировочных занятий;
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
этиологию и патогенез заболеваний различных органов и систем;
внешние признаки утомления и переутомления занимающихся;
правила безопасности при проведении физкультурноспортивного праздника, соревнования, дня здоровья и других мероприятий оздоровительного характера;
морфологические особенности занимающихся физической культурой различного пола и возраста, критерии оценки физического развития, определяющие подход к планированию характера и уровня физических нагрузок, анализу результатов их применения;
влияние нагрузок разной направленности на изменение морфофункционального статуса;
биомеханические особенности опорнодвигательного аппарата человека;
способы (варианты) рационального размещения занимающихся для выполнения гимнастических упражнений;
основы обучения гимнастическим упражнениям;
биомеханику статических положений и различных видов движений человека;
технику безопасности и правила пожарной безопасности при проведении физкультурно-спортивных мероприятий , в том числе, с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, с учетом действующих норм и правил безопасности для участников, зрителей и обслуживающего персонала.
обеспечивать технику безопасности на занятиях с учётом гигиенических норм (соблюдение площади на одного занимающегося, микроклимат, отопление, вентиляция, освещение, доброкачественность воды в бассейне, размещение, исправность оборудования, спортивного инвентаря, соблюдение требований к одежде и обуви, к структуре проведения занятий);
распознавать заболевания различных органов и систем по наиболее типичным признакам с целью предотвращения развития острых патологических состояний, а также обеспечения своевременного обращения за медицинской помощью;
осуществлять контроль отсутствия медицинских противопоказаний к занятиям физической культурой и спортом, адаптивной физической культурой и адаптивным спортом;
дифференцировать обучающихся, тренирующихся по степени физического развития в пределах возрастно-половых групп для подбора величин тренировочных нагрузок;
оценивать эффективность статических положений и движений человека;
нормировать и регулировать нагрузки на занятиях с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
применять методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития и физической подготовленности обучающихся, в том числе, с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;
оценивать результаты учебной деятельности обучающихся на основе объективных методов контроля;
соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе занятий.
проведения инструктажа по технике безопасности на занятиях физической культурой и спортом, адаптивной физической культурой и адаптивным спортом;
составление плана профилактических мероприятий по возникновению и распространению инфекционных заболеваний, травм и патологических состояний;
использования анатомической терминологии, адекватно отражающей морфофункциональные характеристики занимающихся, виды их двигательной деятельности;
проведения анатомического анализа физических упражнений;
биомеханического анализа статических положений и движений человека;
проведения комплексов упражнений с учетом двигательных режимов, функционального состояния и возраста контингента занимающихся;
опытом использования методов защиты обучающихся от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий на уроках физической культуры, адаптивной физической культуры, при проведении учебно- тренировочных занятий.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Организационный этап
Участие в организационных мероприятиях, связанных с практикой. /Ср/
Инструктаж по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности и правилам внутреннего трудового распорядка в профильной организации /Ср/
Ознакомление с базовой организацией (материально-технической базой, кабинетами ЛФК, массажа /Ср/
Ознакомление с нормативно-правовыми документами базы практики /Ср/
Изучение специальной литературы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Э1 Э2 Э3 Э4
Участие в методических занятиях, совещаниях, проводимых методистами-преподавателями для студентов-практикантов. /Ср/
Раздел 2. Производственный этап
Просмотр процедур ЛФК /Ср/
Просмотр процедур массажа /Ср/
Подготовка конспектов и участие в проведении занятий ЛГ /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.4Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Э1 Э3
Подготовка конспектов и участие в проведении процедур массажа /Ср/
Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
Э1 Э2 Э3 Э4
Проведение медико-педагогических наблюдений на занятии ЛГ /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.4Л3.2 Л3.4
Э1 Э3
Изучение индивидуальных карт больных и участие в комплектовании групп по заболеваниям /Ср/
Подготовка и проведение бесед с занимающимися по ведению ЗОЖ, эффективности использования физических упражнений при различных заболеваниях и т. д /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.2 Л3.4
Э1 Э3
Оформление отчетной документации /Ср/
Участие в защите результатов практики /Ср/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
1.Перечислите нормативно-правовые документы базы практики.
2.Расскажите об особенностях формирования групп для занятий ЛФК.
3.Перечислите знания необходимые специалисту АФК для работы с лицами с отклонением в состоянии здоровья.
4.Расскажите о способах регулирование физической нагрузки на занятиях ЛФК.
5.Обоснуйте использования методов коррекции психических нарушений (внимания, памяти, речи и др.) осуществляемые через движение.
6.Назовите методики оценки эффективности занятий адаптивной физической культурой в различных нозологических группах.
7.Расскажите об условиях предупреждения травматизма в процессе занятий физическими упражнениями лимц с отклонениями в состоянии здоровья.
8.Перечислите показания и противопоказания для занятий лечебной физической культурой.
9.Расскажите об особенностях формирования правильного двигательного стереотипа у лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
10.Представьте реабилитационные, педагогические и воспитательные задачи решаемые на занятиях ЛФК.
11.Расскажите о методах контроля применяемых на занятиях ЛФК.
12.Метод изучения психолого-педагогической научной и методической литературы, архивных материалов.
13.Наблюдение как метод сбора педагогической информации. Сущность исследовательского наблюдения.
14.Методы опроса в структуре научно-педагогического исследования.
15.Тестирование.
16.Метод изучения продуктов детской деятельности.
17.Рассказать о формах агитационной работы по вовлечению населения в регулярные занятия физической культурой, формированию ЗОЖ.
18.Представить должностные обязанности инструктора лечебной физической культуры.
19.Представить должностные обязанности медицинской сестры по массажу.
20.Перечислить средства, методы, приемы, технические средства и тренажеры для осуществления когнитивного и двигательного (моторного) обучения, воспитания и развития (тренировки) лиц с ограниченными возможностями.
21.Назовите морфофункциональные, социально-психологические особенности занимающихся в данной возрастной группе.
22.Кратко изложите этиологию и патогенез основных заболеваний в данной возрастной группе.
23.Методы измерения и оценки физического развития, функциональной подготовленности, психического состояния детей.
24.Какие информационные технологии вы бы использовали для решения педагогических и реабилитационных (восстановительных) задач.
25.Перечислите меры предупреждения прогрессирования основного заболевания, появление вторичных отклонений, обусловленных основным заболеванием, поражением и сопутствующих основному дефекту, заболеванию и поражению.
5.2. Темы письменных работ
Формами отчетности по практике являются:
Отчет по учебной(ознакомительной)практике.
Отчетными (обязательными)документами по учебной(ознакомительной)практике для обучающихся являются:
1. Совмнстный рабочий график (план) проведения практики обучающегося.
2. Индивидуальное задание для обучающегося, выполняемые в период прохождения практики.
3. Отчет по практике.
4. Характеристика.
5.3. Фонд оценочных средств
Задание 1.Пройти инструктаж по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности и правилам внутреннего трудового распорядка в профильной организаци.
Задание 2.Составить план-конспект занятия ЛГ для группы занимающихся.
Задание 3.Составить план-конспект процедуры массажа для занимающихся.
Задание 4.Провести педагогическое наблюдение и анализ занятия ЛФК, как метод контроля качества и эффективности реабилитационных мероприятий.
Задание 5.Изучить индивидуальные карты больных для комплектования групп на занятия ЛГ.
Задание 6.Составить беседу для занимающихся с учетом актуальных современных проблем по профилю заболевания.
1. Инструктаж по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности и правилам внутреннего трудового распорядка в профильной организаци.
2. План-конспект занятия ЛГ.
3. План-конспект процедуры массажа.
4. Протокол педагогического наблюдения и анализа занятия ЛФК.
5. Индивидуальную карту больного.
6. Конспект беседы.
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Физическая реабилитация инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья : Учебник
Физкультура и спорт, 2012
Физическая реабилитация: учебник
М. : Физическая культура и спорт, 2013
Физическая реабилитация: в 2 т.: учебник
Лечебная физическая культура: учебник для вузов
6.1.2. Дополнительная литература
Лечебная физическая культура: учебник для ин-тов физ. культуры
М.: Физкультура и спорт, 1988
Спортивный массаж: учебник
Лечебная физическая культура и массаж: учебник для мед. училищ и колледжей
6.1.3. Методические разработки
Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативные правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации: учеб.- метод. пособие
Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
Василенко Ф.И., Сазонова Е.А.
Психофизическая реабилитация при вегетативной дисфункции: учеб.- метод. пособие
Челябинск: УралГУФК, 2006
Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: программа : комплексы упражнений : метод. рек.
М.: Школьная Пресса, 2008
Коломиец О.И., Быков Е.В.
Физическая реабилитация при нарушениях обмена веществ, расстройствах питания и заболеваниях эндокринной системы: учеб.- метод. пособие
Челябинск: Уральская академия, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Журнал «Адаптивная физическая культура» (электронная версия)
Электронный каталог Центральной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту
Электронный каталог библиотеки УралГУФК
Журнал "Теория и практика физической культуры"
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Для выполнения заданий, предусмотренных программой учебной практике (ознакомительной), следует пользоваться рекомендованными программными продуктами:
Libre Оffice Writer – текстовый редактор.
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций.
Libre Оffice Сals – программа для работы с электронными таблицами.
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная версия журнала «Адаптивная физическая культура». [Электронный ресурс]: - Режим доступа : http://www.afkonline.ru/
Электронный каталог Центральной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту [Электронный ресурс]: – Режим доступа: – http://lib.sportedu.ru/Catalog.idc
Образовательный проект. Платформа для публикации массовых открытых онлайн-курсов «Лекториум» URL https: // letorium.tv
Электронный каталог библиотеки УралГУФК http://www.elibrari.uralgufk.ac.ru
Журнал "Теория и практика физической культуры" http: // www.teoriya.ru/ru/journals
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная практика (ознакомительной) проводится на базе профильных организаций различных организационно-правовых форм.
Требования к оборудованию рабочего места обучающегося, необходимого для прохождения учебной практики в помещениях, рабочих кабинетах организаций:
материальное оснащение (рабочий стол, стул, канцелярские принадлежности);
спортивного оборудования (массажная кушетка,шведская стенка, мягкие модули, страховочные маты, мячи, гантели, канаты, гимнастические палки, обручи);
техническое оснащение (компьютер, принтер, сканер, копир).
Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся для проведения защиты отчета по учебной практики в образовательной организации включают наличие видеопроектора, ПК (ноутбука), экрана.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Приложение А. Методические указания для обучающихся.
8.2. Методические указания для организации практики для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Организация и проведение учебной (ознакомительной)практики для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Обучающимся из числа лиц указанных категорий, обучающимся по индивидуальному учебному плану, может быть установлен индивидуальный график прохождения учебной (ознакомительной)практики.
Руководитель учебной (ознакомительной)практики обучающемуся-инвалиду, обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья назначается из числа преподавателей кафедры.
Выбор места прохождения практики для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом требований их доступности для данных обучающихся. При определении мест учебной (ознакомительной)практики для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учитываются рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.
При необходимости для прохождения учебной (ознакомительной)практики создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых обучающимся-инвалидом трудовых функций.
Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по учебной (ознакомительной)практике обучающихся выпускающими кафедрами в рамках ОП создаются фонды оценочных средств (ФОС), адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций по учебной (ознакомительной)практике, заявленных в образовательной программе.
Форма проведения аттестации по итогам учебной (ознакомительной)практики обучающегося-инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости обучающемуся-инвалиду, лицу с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки отчета по учебной (ознакомительной)практике и его защиты на итоговой конференции.
Проведение защиты отчета по учебной (ознакомительной)практике инвалидом, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья допускается дистанционно, с использованием on-line или off-line технологий.
В целях доступности получения информации о прохождении учебной (ознакомительной)практики обучающимися-инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья Университетом обеспечивается:
- адаптация официального сайта в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению;
- учебной практики(ознакомительной) размещение информации о практике в доступных для слабовидящих местах в адаптированной форме;
- выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт).