2020-2021_49_04_01 19 ФОТ_plx_Методология и технология управления здоровьем_Физкультурно-оздоровительные технологии
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методология и технология управления здоровьем
______________ 2020 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.04.01 19 ФОТ.plx

49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Физкультурно-оздоровительные технологии"

А. В. Окишор
магистр физической культуры
Квалификация
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
41,75
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
15 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
26
26
26
26
Контактные часы на аттестацию
0,25
0,25
0,25
0,25
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
30
30
30
30
Кoнтактная рабoта
30,25
30,25
30,25
30,25
Сам. работа
41,75
41,75
41,75
41,75
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 49.04.01 19 ФОТ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., профессор, В.М. Карлышев  _________________
 
к.п.н., доцент, В.М. Миронова  _________________
Рецензент(ы):
 
Методология и технология управления здоровьем
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 944)
 
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Физкультурно-оздоровительные технологии"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
 
Протокол от __ __________ 2020 г.  №  __  

Срок действия программы: 2019-2021 уч.г.

Зав. кафедрой В.М. Миронова

Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.04.01 19 ФОТ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой В.М. Миронова

Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой В.М. Миронова

Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой В.М. Миронова

Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2022 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой В.М. Миронова

Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.04.01 19 ФОТ.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Целями освоения дисциплины «Методология и технология управления здоровьем» является: подготовка компетентных магистров, владеющих профессиональными знаниями, умениями и навыками в области здоровье сбережения; способных грамотно использовать восточные и западные технологии в физическом и духовном воспитании, создании здоровье сберегающего пространства; интегративное рассмотрение совокупности закономерностей и технологий достижения вершин здоровья; исследование и совершенствование коррекционных процессов.
1.2
Целью воспитательной работы в дисциплине «Методология и технология управления здоровьем» является создание благоприятных условий , содействующих развитию социальной и культурной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к успешному началу трудовой деятельности и постоянному продолжению профессионального образования, к раскрытию своего творческого потенциала, уважающего права и свободы другого человека, физически и духовно развитого, владеющего знаниями о лучших традициях отечественной и мировой культуры и ориентированного на их использование в своей жизни.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методы восстановления в физкультурно-оздоровительной работе
2.1.2
Теоретические и практические основы дыхательно-медитативных упражнений
2.1.3
Современные методы рефлексотерапии в аспекте физкультурно-оздоровительной деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Древние и современные технологии омоложения
2.2.2
Методы восстановления в физкультурно-оздоровительной работе
2.2.3
Теоретические и практические основы дыхательно-медитативных упражнений
2.2.4
Восстановительная гимнастика для внутренних органов
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
Знать:
 
Уровень 1
Знания используемые при разработке теории физического образования, с современными концепциями теории физической культуры, особенности обеспечения условий для развития внутри и межрегиональных спортивных связей
 
Уровень 2
Правила утверждения направлений научной, аналитической и методической работы, содержания исследовательских программ, тематик методических пособий, состава докладов для семинаров, конференций
 
Уровень 3
Наиболее эффективные способы осуществления исследовательской и методической помощи физкультурно-спортивным организациям, выполнения исследовательских и консультационных проектов, осуществления внутри и межрегионального взаимодействия
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Выбирать направления научной, аналитической и методической работы, содержания исследовательских программ, тематик методических пособий, состава докладов для семинаров, конференций
 
Уровень 2
Выбирать наиболее эффективные способы осуществления исследовательской и методической помощи физкультурно-спортивным организациям, выполнения исследовательских и консультационных проектов, осуществления внутри и межрегионального взаимодействия
 
Уровень 3
Отбирать наиболее эффективные методики спортивной подготовки, соответствующие стратегии подготовки
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Проведения анализа особенности обеспечения условий для развития внутри и межрегиональных спортивных связей
 
Уровень 2
Определения направлений научной, аналитической и методической работы, содержания исследовательских программ, тематик методических пособий, состава докладов для семинаров, конференций
 
Уровень 3
Определения наиболее эффективных способов осуществления исследовательской и методической помощи физкультурно-спортивным организациям, выполнения исследовательских и консультационных проектов, осуществления внутри и межрегионального взаимодействия 
 
 
 
ПК-1: Способен выявлять и анализировать актуальные научно-практические вопросы в тренировочном процессе, управление подготовленностью и здоровьем на основе использования различных средств повышающих физические качества и спортивное мастерство
 
стр. 5
УП: 49.04.01 19 ФОТ.plx
 
Знать:
 
Уровень 1
Методику разработки и применения контрольно-измерительных и контрольно-оценочных средств, интерпретации результатов контроля и оценивания
 
Уровень 2
Основные  научные и практические проблемы физкультурно-оздоровительной деятельности
 
Уровень 3
Актуальные научные и практические проблемы физкультурно- оздоровительной деятельности
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Интерпретировать результаты контроля и оценки
 
Уровень 2
Применять полученные знания в практической деятельности на основе интегративного подхода
 
Уровень 3
Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации контроля и оценки освоения учебного курса, дисциплины (модуля), применять современные оценочные средства, обеспечивать объективность оценки, охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе публичного представления результатов оценивания
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Анализа научных и практических проблем физкультурно- оздоровительной деятельности
 
Уровень 2
Государственным и профессиональным языком исследуемой проблемы
 
Уровень 3
Синтезировать современные подходы в физкультурно-оздоровительной деятельности на основе интегративного подхода с учетом различных сфер жизнедеятельности человека
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
Основные пути развития научного направления по избранному профилю подготовки
3.1.2
Междисциплинарную интеграцию комплекса наук, изучающих физическую культуру и спорт
3.1.3
Актуальные проблемы физической культуры и спорта
3.1.4
Методы и подходы к управлению здоровьем
3.1.5
Современные восточные и западные технологии здоровьесбережения
3.1.6
Способы применения технологий управления здоровьем в физическом и духовном воспитании, спортивной тренировке и оздоровительной физической культуре
3.1.7
Диагностически-критериальный инструментарий оценки результатов научно-исследовательских работ
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Основные пути развития научного направления по избранному профилю подготовки
3.2.2
Междисциплинарную интеграцию комплекса наук, изучающих физическую культуру и спорт
3.2.3
Актуальные проблемы физической культуры и спорта
3.2.4
Методы и подходы к управлению здоровьем
3.2.5
Современные восточные и западные технологии здоровьесбережения
3.2.6
Способы применения технологий управления здоровьем в физическом и духовном воспитании, спортивной тренировке и оздоровительной физической культуре
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Методами  анализа  существующего положения в науке и практике по профилю подготовки, а также методами конструирования и проектирования задач теории и практики
3.3.2
Организацией опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере профиля подготовки
3.3.3
Навыками ведения библиографической работы с  привлечением современных информационных технологий
3.3.4
Государственным и профессиональным языком исследуемой проблемы
3.3.5
Методами самоорганизации деятельности и самообразования научного работника
3.3.6
Ораторским искусством при представлении материалов научного исследования
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1.  Основные принципы и основы управления здоровьем

 
стр. 6
УП: 49.04.01 19 ФОТ.plx
 
1.1
Введение в дисциплину  «Методология и технология управления здоровьем» /Лек/
Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.7Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.2

Э1 Э2

1
УК-1 ПК-1
3
0
Разбор подходов
 
1.2
Введение в дисциплину  «Методология и технология управления здоровьем» /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.6Л2.2 Л2.5Л3.1

Э3 Э4

5
УК-1 ПК-1
3
1
Обсуждение и конкретизация
 
1.3
Введение в дисциплину  «Методология и технология управления здоровьем» /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2

Э2

7
УК-1 ПК-1
3
0
Освоение доп. литературы
 
1.4
Проблема познания человека в современном мире  /Лек/
Л1.3Л2.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-1 ПК-1
3
0
Подходы к познанию и пониманию
 
1.5
Проблема познания человека в современном мире  /Пр/
Л1.2Л2.4

Э3 Э4

5
УК-1 ПК-1
3
2
Дисскуссия по теме
 
1.6
Проблема познания человека в современном мире  /Ср/
Л1.5Л2.3Л3.2

Э1 Э2

8
УК-1
3
0
Освоение доп. литературы
 
1.7
Древние и современные технологии  управления здоровьем /Пр/
Л1.4Л3.2

Э1

5
УК-1 ПК-1
3
1
Дисскуссия по подходам
 
1.8
Древние и современные технологии  управления здоровьем /Ср/
Л1.2Л2.5Л3.2

Э4

7
УК-1 ПК-1
3
0
Освоение литературы
 
1.9
Роль физической культуры в формировании здоровья нации /Пр/
Л1.1

Э2 Э4

5
УК-1 ПК-1
3
3
Законодательное и нормативное обеспечение -разбор
 
1.10
Роль физической культуры в формировании здоровья нации /Ср/
Л1.3Л2.2Л3.1

Э1

10
УК-1 ПК-1
3
0
Освоение законов и нормативов
 
1.11
Консультация к зачету и сдача зачета /КАтЗ/
Л1.4Л2.3

Э2 Э3

0,25
УК-1 ПК-1
3
0
 
1.12
Характеристика восточных и западных технологий управления здоровьем /Лек/
Л1.6Л2.1 Л2.4Л3.2

Э2

2
УК-1 ПК-1
3
0
Отличия, достоинства и недостатки
 
1.13
Характеристика восточных и западных технологий управления здоровьем /Пр/
Л1.2Л2.4

Э3

6
УК-1 ПК-1
3
5
Деловая игра 
 
1.14
Характеристика восточных и западных технологий управления здоровьем /Ср/
Л1.3Л2.2 Л2.3

Э4

9,75
УК-1 ПК-1
3
0
Конспекты
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1 Раскройте понятие методология и технология.

2 Дайте характеристику древних подходов к понятию здоровья.

3 Дайте характеристику современных подходов к понятию здоровья.

4 Раскройте понятие здоровья через основные критерии.

5 Раскройте понятие здоровья :его виды и составляющие.

6 Дайте характеристику  физического здоровья.

7 Дайте характеристику  психо-функционального здоровья.

8 Дайте определение термину «здоровьесбережение»: раскройте его основные составляющие.

9 Опишите здоровьесберегающий подход в системе современного образования.

10 Дайте определение и характеристику здорового образа жизни

11 Двигательная культура как одна из основных составляющих ЗОЖ.

12 Проблема познания человека в современном мире.

13 Современное понятие человека.

14 Уровни изучения человека.

15 Энергетические и информационные характеристики человека.

16 Энергоинформационное управление организмом человека.

17 Древние технологии управления здоровьем.

18 Современные технологии управления здоровьем.

19 Характеристика восточных и Западных технологий управления здоровьем.

20 Интеграция восточных и западных технологий управления здоровьем.

 
стр. 7
УП: 49.04.01 19 ФОТ.plx
 
21 Комплексное применение восточных и западных технологий управления здоровьем на практике.

22 Раскройте роль физической культуры в формировании здоровья нации.

23 Социальная медицина и медико-социальные основы здоровья.

24 Медико-социальная работа. Раскройте понятие, содержание, предмет и объект.

25 Опишите древние и современные технологии управления здоровьем: телесно-ориентированные практики, оздоровительные и дыхательные гимнастики.

26 Опишите древние и современные технологии управления здоровьем: различные виды массажа, медитативные техники.

27 Раскройте роль физической культуры и массового спорта как здоровьесберегающих технологий.

28 Опишите Федеральные и региональные программы приобщения различных групп населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

29 Дайте характеристику западных оздоровительных технологий.

30 Дайте характеристику восточных оздоровительных технологий.

31 Дайте характеристику отечественных оздоровительных технологий.

32 Опишите комплексное использование восточных и западных оздоровительных технологий.

33 Раскройте возможности применение технологии управления здоровьем в практике оздоровительной работы с населением.

 
5.2. Темы письменных работ
6.1 Оздоровительные технологии Востока и Запада 6.2 Западные  оздоровительные технологии: преимущества и недостатки 6.3 Преимущества и недостатки восточных подходов к здоровью 6.4 Роль физической культуры в здоровье сбережении 6.5 Здоровый образ жизни в восточных оздоровительных технологиях 6.6 Здоровый образ жизни в западных оздоровительных технологиях 6.7 Здоровьесбережение как современный подход  к жизни человека 6.8 Двигательная культура человека 6.9 Познание человека в современном мире 6.10 Познание человека в восточном мире 6.11 Проблема здоровья и его управление 6.12 Проблема здоровья нации 6.13 Оздоровительные технологии мира
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение 1
 
Рефераты ,курсовые работы,промежуточная аттестация
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник : учебник
М. : Сов. спорт, 2018
 
Л1.2
А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб
Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник
М. : Советский спорт, 2010
 
Л1.3
Вайнер, Э. Н. 
Валеология :  Учебник для вузов
М. : Флинта: Наука, , 2010
 
Л1.4
Вайнер Э.Н.
Валеология: учебник для вузов
М.: Флинта: Наука, 2010
 
Л1.5
Прохорова Э.М.
Валеология: словарь терминов и понятий
М.: ИНФРА-М, 2012
 
Л1.6
Федюкович Н.И., Гайнутдинов И.К.
Анатомия и физиология человека: учеб. пособие для студентов сред. проф. образования
Ростов-на-Дону: Феникс, 2012
 
Л1.7
Вайнер, Э. Н. 
Валеология: учебник для вузов 
М. : Флинта: Наука, 2010
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Лукьяненко В.П
К экзаменам по физической культуре.Рациональное питание как неотьемлемый компонент ЗОЖ
 
Л2.2
Лисицкая Т.С.
Что такое ЗОЖ
 
Л2.3
Правительство голосует за ЗОЖ - альтернативу наркотической заразе
 
Л2.4
Лукьяненко В.П.
Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ)
 
Л2.5
Лукьяненко В.П.
Закаливание организма как важнейший компонент ЗОЖ.
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: 49.04.01 19 ФОТ.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Агаджанян Н. А., Тель  Л.З.
Физиология человека: учебник 
М, 2009
 
Л3.2
Прохорова Э.М.
Валеология: учеб. пособие
М.: Инфра-М, 2009
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Система управления здоровьем
 
Э2
Минздрав
 
Э3
Здоровый портал
 
Э4
Сайт о здоровье
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
1 Проверка выполнения заданий по практике может осуществляться посредством электронной почты.
6.3.1.2
2 Использование программы PowerPoint для создания презентаций.
6.3.1.3
3 Использование программы Open office, Microsoft Word для подготовки отчетной документации; Microsoft Excel – для математической обработки полученных данных.
6.3.1.4
4 Интернет-семинары и конференции.
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационно-справочный портал Library.ru http://www.library.ru/2/catalogs/periodical/
6.3.2.2
«ЕДИНОЕ ОКНО доступа к образовательным ресурсам» Образовательный ресурс, содержащий более 11 тысяч электронных учебных и методических пособий, конспекты лекций, задачники, лабораторные практикумы, учебно-методические комплексы, вузовские монографии, справочники http://window.edu.ru/
6.3.2.3
Российская национальная библиотека. Фонд электронной библиотеки РНБ насчитывает более 260 тысяч документов. В ней собраны богатейшие коллекции уникальных материалов, многие из которых существуют в единственном экземпляре не только в стране, но и в мире http://nlr.ru/lawcenter
6.3.2.4
IQLibrary – Электронно-библиотечная система образовательных и просветительских изданий. Электронные версии учебников, справочных и учебных пособий и других материалов http://www.iqlib.ru/
6.3.2.5
eLIBRARY.RU – Научная электронная библиотека.
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
К кафедре Теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока прикреплен кабинет № 210 в третьем корпусе УралГУФК (ул. Труда, 168) площадью 65 кв. м. Кабинет оборудован доской, столами (5 штук) и стульями (15 штук), а также кушетками (4 штуки) для обеспечения учебных занятий по дисциплинам кафедры. Также в кабинете имеются учебные плакаты, наглядные пособия, магнитофон и телевизор, которые тоже используются для сопровождения занятий. 
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебные занятий по дисциплине  «Методология и технология управления здоровьем». целесообразно проводить в форме лекций, семинарских и практических занятий с включением интерактивных технологий. Лекционный метод заключается в устном изложении материала в сочетании с демонстрацией наглядных пособий лектором, что позволяет систематически, последовательно и цельно раскрывать основные положения изучаемой темы в пределах отведенного времени. Семинары с включением интерактивных технологий являются одним из главных активных методов теоретической подготовки студентов, в ходе которой путем дискуссии и взаимного обмена мнениями обучаемые обсуждают поставленные вопросы и под руководством преподавателя приходят к обоснованным обобщениям и выводам. Цель семинара: углубление и закрепление теоретических знаний, полученных обучаемыми на лекциях и в ходе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Так же возможно использование  методов проблемного обучения. Удельный вес занятий, проводимых,  в интерактивной форме составляет 20 % аудиторных занятий. В течение семестра студенту необходимо написать и защитить реферат. Реферат должны содержать аналитический анализ проблемы. Оформление должно соответствовать стандарту. По каждой пройденной теме выполняется проверочная самостоятельная работа или тематическое тестирование. По окончанию изучения раздела проводится итоговая контрольная работа. Оценка знаний студентов проводится в соответствии с положением «О балльно-рейтинговой системе», которая определяет основные требования для допуска к зачету в третьем семестре.