Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Теории и методики лыжного спорта
рабочая программа дисциплины (модуля)
Медико-биологические средства оптимизации функционального состояния спортсменов
Проректор по учебно-воспитательной работе
49.04.01 20 СиСПС (22).plx
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Спорт и система подготовки спортсменов"
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактные часы на аттестацию
УП: 49.04.01 20 СиСПС (22).plx
К.Б.Н., Доцент, Винантов В.В. _________________
К.П.Н., Доцент, Клестова О.А. _________________
Медико-биологические средства оптимизации функционального состояния спортсменов
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №944)
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Спорт и система подготовки спортсменов"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Срок действия программы: уч.г.
Зав. кафедрой Винантов В.В.
Теории и методики лыжного спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: 49.04.01 20 СиСПС (22).plx
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Винантов В.В.
Теории и методики лыжного спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Винантов В.В.
Теории и методики лыжного спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Винантов В.В.
Теории и методики лыжного спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Винантов В.В.
Теории и методики лыжного спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.04.01 20 СиСПС (22).plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Медико-биологическое средства оптимизации финкционального состояния спортсмена» является приобретение бакалавром профессиональных знаний в виде умений, владения и способности строить причинно-следственные связи, используя медико-биологические, педагогические факторы. На этой основе приобрести способность к системному подходу при планировании и реализации медико-биологического контроля за тренировочным процессом. Быть способным на основе полученной информации давать адекватные рекомендации для коррекции тренировочного процесса. Знать физиологические особенности разного биологического возраста занимающихся, технологию его определения. Обладать способностью к анализу медико-биологических результатов контроля за занимающимися физической культурой и спортом, интерпретировать их в соответствии с возрастом, полом, видом спорта и спортивной квалификацией по переносимости физических нагрузок.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплина опирается на знания, полученные на занятиях в спортивных школах, училищах олимпийского резерва и других спортивных организациях, а также на знания, полученные в период учебы в вузе при изучении цикла дисциплин общепрофессионального, специального и медико-биологического профиля.
Адаптация к физическим нагрузкам спортсменов различной квалификации
Методика спортивного отбора
Методологии и технологии прогнозирования спортивных достижений
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Для успешного изучения дисциплины бакалавр должен обладать определенным практическим опытом занятий спортом.(иметь стаж занятий спортом не менее 3-х лет, иметь взрослый спортивный разряд по виду спорта).
Методология и технология построения и управления спортивной тренировкой
Научно-методические основы планирования и построения подготовки спортсменов
Производственная практика
Технологии оценки функционального состояния спортсменов различной квалификации
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-1: Способен обобщать и анализировать информацию о состоянии системы подготовки спортивного резерва в организации на основе медико-биологического, научно-методического обеспечения и антидопингового контроля; планировать построение системы подготовки спортсменов на основе современных научно-методических подходов и тенденций вида спорта
ПК-6: Способен разрабатывать и использовать программы, планы подготовки, рекомендации и предложения по совершенствованию научно-методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва по виду спорта
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
1 Основные философские понятия для формирования жизненной позиции;
2 Методы самостоятельной работы;
3 Современное состояние и тенденции развития спортивной медицины и биологии;
4 Основы системного подхода при трактовке результатов исследований.
5 Санитарно-гигиенические требования к занимающимся физической культурой и спортом, организации мест тренировок и соревнований;
6 Основные причины заболеваемости и травматизма при занятиях физической культурой и спортом;
7 Профилактику заболеваемости и травматизма;
УП: 49.04.01 20 СиСПС (22).plx
8 Особенности использования и трактовки результатов медико-биологических исследований занимающихся физической культурой и спортом на различных периодах и этапах подготовки
1 Понимать и применять термины и понятия медико-биологической составляющей подготовки спортсменов и физкультурников;
2 Применять и понимать термины и понятия теории и практики физической культуры и спорта;
3 Оценивать, анализировать и прогнозировать современные тенденции развития спортивной медицины;
4 Правильно с санитарно-гигиенических позиций организовывать и сопровождать учебно-тренировочный процесс и соревнования;
5 Проводить мероприятия по профилактике заболеваемости и травматизма при занятиях физической культурой и спортом;
6 Правильно и своевременно планировать, проводить, оценивать и трактовать результаты медико-биологических исследований при занятиях физической культурой и спортом
1 Терминологией и понятиями медико-биологических дисциплин в физической культуре и спорте;
2 Терминологией и понятиями в теории и практике физической культуры и спорта;
3 Знаниями и умениями по проведению медико-биологических исследований занимающихся физической культурой и спортом;
4 Знаниями и умениями по профилактике заболеваемости и травматизма, занимающихся физической культурой и спортом;
5 Знаниями и умениями по анализу, трактовке и обобщению результатов исследований у занимающихся физической культурой и спортом;
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Медико-биологические дисциплины при занятиях физической культурой и спортом
Санитарно-гигиенические требования при организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований /Лек/
Особенности проведения медико-биологических исследований занимающихся физической культурой и спортом /Лек/
Раздел 2. Сердечно-легочный механизм кровообращения и феномены скелетной мышцы как основа алгоритма создания функциональной системы.
Особенности физиологических исследований на примере исследования дыхательной функции. /Пр/
Профилактика заболеваемости и травматизма при занятиях физической культурой и спортом /Ср/
Особенности проведения медико-биологических исследований занимающихся физической культурой и спортом /Ср/
Сердечно-легочный механизм кровообращения и феномены скелетной мышцы как основа алгоритма создания функциональной системы. /Ср/
Особенности физиологических исследований на примере исследования дыхательной функции. /Ср/
УП: 49.04.01 20 СиСПС (22).plx
Анатомия человека, физиология, спортивная физиология и медицина, морфология, биохимия /Зачёт/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ
5.3. Фонд оценочных средств
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
- любыми поисковыми системы в сети Internet,
- электронным каталогом библиотеки вуза (http://www.elibrary.uralgufk.ac.ru),
- электронным каталогом Центральной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту (http://lib.sportedu.ru/Catalog.idc),
- сайтом научно-теоретического журнала «Теория и практика физической культуры» (http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/),
- сайтом научно-методического журнала «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», http://lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/,
- научным порталом http://www.teoriya.ru,
- сайтом Международной федерации горнолыжного и лыжногоспорта(http://www.skisport.com),
- сайтом Российской федерации горнолыжного и лыжного спорта (http://www.ski.sport.ru, www.infoski.ru),
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Для повышения качества передачи теоретических знаний необходимо использовать оборудование для мультимедийного сопровождения лекционных и семинарских занятий. Каждая лекция должна быть обеспечена презентационным материалом, оформленным в программе Power Point (или любая другая аналогичная программа).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
В своей деятельности преподаватели и студент вправе воспользоваться:
- любыми поисковыми системы в сети Internet,
- электронным каталогом библиотеки вуза (http://www.elibrary.uralgufk.ac.ru),
- электронным каталогом Центральной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту (http://lib.sportedu.ru/Catalog.idc),
- сайтом научно-теоретического журнала «Теория и практика физической культуры» (http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/),
- сайтом научно-методического журнала «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», http://lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/,
- научным порталом http://www.teoriya.ru,
- сайтом Международной федерации горнолыжного и лыжногоспорта(http://www.skisport.com),
- сайтом Российской федерации горнолыжного и лыжного спорта (http://www.ski.sport.ru, www.infoski.ru),
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для осуществления образовательной деятельности по дисциплине «Медико-биологическое средства оптимизации финкционального состояния спортсмена» за ведущей кафедрой должен быть закреплена лыжная база, а также аудитория, оборудованная компьютерной техникой, для возможности проведения мультимедийных лекций и других форм учебных занятий, а также DVD-проигрывателем для демонстрации учебных фильмов.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
При самостоятельном изучении лекционного материала и практической части дисциплины студент должен использовать основную и дополнительную литературу. По выбранной теме студент готовит реферат и реферативное сообщение.
Контроль знаний проводится в форме тестирования после изучения теоретических основ дисциплины по специально разработанным тестовым заданиям. Практическая часть занятий контролируется путем проведения магистрантом
УП: 49.04.01 20 СиСПС (22).plx
предложенных преподавателем функциональных проб с их обоснованием для данного вида спорта.