2020-2021_49_04_01 20 СиСПС (22)_plx_Медико-биологические средства оптимизации функционального состояния спортсменов_Спорт и система подготовки спортсменов
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Теории и методики лыжного спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Медико-биологические средства оптимизации функционального состояния спортсменов
______________ 2020 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.04.01 20 СиСПС (22).plx

49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Спорт и система подготовки спортсменов"

А. В. Окишор
магистр
Квалификация
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
41,75
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
9 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
26
26
26
26
Контактные часы на аттестацию
0,25
0,25
0,25
0,25
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
30
30
30
30
Кoнтактная рабoта
30,25
30,25
30,25
30,25
Сам. работа
41,75
41,75
41,75
41,75
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 49.04.01 20 СиСПС (22).plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
К.Б.Н., Доцент, Винантов В.В. _________________
 
К.П.Н., Доцент, Клестова О.А. _________________
Рецензент(ы):
 
Медико-биологические средства оптимизации функционального состояния спортсменов
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №944)
 
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Спорт и система подготовки спортсменов"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
 
Протокол от __ __________ 2020 г.  №  __  

Срок действия программы:  уч.г.

Зав. кафедрой Винантов В.В.

Теории и методики лыжного спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.04.01 20 СиСПС (22).plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Винантов В.В.

Теории и методики лыжного спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Винантов В.В.

Теории и методики лыжного спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Винантов В.В.

Теории и методики лыжного спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2022 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Винантов В.В.

Теории и методики лыжного спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.04.01 20 СиСПС (22).plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Целью освоения дисциплины «Медико-биологическое средства оптимизации финкционального состояния спортсмена» является приобретение бакалавром профессиональных знаний в виде умений, владения и способности строить причинно-следственные связи, используя медико-биологические, педагогические факторы. На этой основе приобрести способность                 к системному подходу при планировании и реализации медико-биологического контроля за тренировочным процессом.  Быть способным на основе полученной информации давать адекватные рекомендации для коррекции тренировочного процесса. Знать физиологические особенности разного биологического возраста занимающихся, технологию его определения. Обладать способностью к анализу медико-биологических результатов контроля за занимающимися физической культурой и спортом, интерпретировать их в соответствии с возрастом, полом, видом спорта и спортивной квалификацией по переносимости физических нагрузок.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.05
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дисциплина опирается на знания, полученные на занятиях в спортивных школах, училищах олимпийского резерва и других спортивных организациях, а также на знания, полученные в период учебы в вузе при изучении цикла дисциплин общепрофессионального, специального и медико-биологического профиля.    
2.1.2
Адаптация к физическим нагрузкам спортсменов различной квалификации
2.1.3
Методика спортивного отбора
2.1.4
Методологии и технологии прогнозирования спортивных достижений
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Для успешного изучения дисциплины бакалавр должен обладать определенным практическим опытом занятий спортом.(иметь стаж занятий спортом не менее 3-х лет, иметь взрослый спортивный разряд по виду спорта). 
2.2.2
Методология и технология построения и управления спортивной тренировкой
2.2.3
Научно-методические основы планирования и построения подготовки спортсменов
2.2.4
Производственная практика
2.2.5
Технологии оценки функционального состояния спортсменов различной квалификации
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-1: Способен обобщать и анализировать информацию о состоянии системы подготовки спортивного резерва в организации на основе медико-биологического, научно-методического обеспечения и антидопингового контроля; планировать построение системы подготовки спортсменов на основе современных научно-методических подходов и тенденций вида спорта
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ПК-6: Способен разрабатывать и использовать программы, планы подготовки, рекомендации и предложения по совершенствованию научно-методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва по виду спорта
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
1 Основные философские понятия для формирования жизненной позиции;
3.1.2
2 Методы самостоятельной работы;
3.1.3
3 Современное состояние и тенденции развития спортивной медицины и биологии;
3.1.4
4 Основы системного подхода при трактовке результатов исследований.
3.1.5
5 Санитарно-гигиенические требования к занимающимся физической культурой и спортом, организации мест тренировок и соревнований;
3.1.6
6 Основные причины заболеваемости и травматизма при занятиях физической культурой и спортом;
3.1.7
7 Профилактику заболеваемости и травматизма;
 
стр. 5
УП: 49.04.01 20 СиСПС (22).plx
 
3.1.8
8 Особенности использования и трактовки результатов медико-биологических исследований занимающихся физической культурой и спортом на различных периодах и этапах подготовки
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
1 Понимать и применять термины и понятия медико-биологической составляющей подготовки спортсменов и физкультурников;
3.2.2
2 Применять и понимать термины и понятия теории и практики физической культуры и спорта;
3.2.3
3 Оценивать, анализировать и прогнозировать современные тенденции развития спортивной медицины;
3.2.4
4 Правильно с санитарно-гигиенических позиций организовывать и сопровождать учебно-тренировочный процесс и соревнования;
3.2.5
5 Проводить мероприятия по профилактике заболеваемости и травматизма при занятиях физической культурой и спортом;
3.2.6
6 Правильно и своевременно планировать, проводить, оценивать и трактовать результаты медико-биологических исследований при занятиях физической культурой и спортом
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
1 Терминологией и понятиями медико-биологических дисциплин в физической культуре и спорте;
3.3.2
2 Терминологией и понятиями в теории и практике физической культуры и спорта;
3.3.3
3 Знаниями и умениями по проведению медико-биологических исследований занимающихся физической культурой и спортом;
3.3.4
4 Знаниями и умениями по профилактике заболеваемости и травматизма, занимающихся физической культурой и спортом;
3.3.5
5 Знаниями и умениями по анализу, трактовке и обобщению результатов исследований у занимающихся физической культурой и спортом;
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Медико-биологические дисциплины при занятиях физической культурой и спортом

 
1.1
Санитарно-гигиенические требования при организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований /Лек/

Э1

2
ПК-1
4
0
 
1.2
Особенности проведения медико-биологических исследований занимающихся физической культурой и спортом /Лек/

Э1

2
ПК-1
4
0
 
 
Раздел 2. Сердечно-легочный механизм кровообращения и феномены скелетной мышцы как основа алгоритма создания функциональной системы.

 
2.1
Особенности физиологических исследований на примере исследования дыхательной функции. /Пр/

Э1

26
ПК-1 ПК-6
4
12
 
2.2
Профилактика заболеваемости и травматизма при занятиях физической культурой и спортом  /Ср/

Э1

2,15
ПК-1 ПК-6
4
0
 
2.3
Особенности проведения медико-биологических исследований занимающихся физической культурой и спортом /Ср/

Э1

2
ПК-1
4
0
 
2.4
Сердечно-легочный механизм кровообращения и феномены скелетной мышцы как основа алгоритма создания функциональной системы. /Ср/

Э1

2
ПК-1
4
0
 
2.5
Особенности физиологических исследований на примере исследования дыхательной функции. /Ср/

Э1

2
ПК-1
4
0
 
2.6
Консультация /КАтЗ/

0,25
4
0
 
стр. 6
УП: 49.04.01 20 СиСПС (22).plx
 
2.7
Анатомия человека, физиология, спортивная физиология и медицина, морфология, биохимия /Зачёт/

Э1

33,6
ПК-1 ПК-6
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
- любыми поисковыми системы в сети Internet, - электронным каталогом библиотеки вуза (http://www.elibrary.uralgufk.ac.ru), - электронным каталогом Центральной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту (http://lib.sportedu.ru/Catalog.idc), - сайтом научно-теоретического журнала «Теория и практика физической культуры» (http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/), - сайтом научно-методического журнала «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», http://lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/, - научным порталом http://www.teoriya.ru, - сайтом Международной федерации горнолыжного и лыжногоспорта(http://www.skisport.com), - сайтом Российской федерации горнолыжного и лыжного спорта (http://www.ski.sport.ru, www.infoski.ru),
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Для повышения качества передачи теоретических знаний необходимо использовать оборудование для мультимедийного сопровождения лекционных и семинарских занятий. Каждая лекция должна быть обеспечена презентационным материалом, оформленным в программе Power Point (или любая другая аналогичная программа).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
В своей деятельности преподаватели и студент вправе воспользоваться:
6.3.2.2
- любыми поисковыми системы в сети Internet,
6.3.2.3
- электронным каталогом библиотеки вуза (http://www.elibrary.uralgufk.ac.ru),
6.3.2.4
- электронным каталогом Центральной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту (http://lib.sportedu.ru/Catalog.idc),
6.3.2.5
- сайтом научно-теоретического журнала «Теория и практика физической культуры» (http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/),
6.3.2.6
- сайтом научно-методического журнала «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», http://lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/,
6.3.2.7
- научным порталом http://www.teoriya.ru, 
6.3.2.8
- сайтом Международной федерации горнолыжного и лыжногоспорта(http://www.skisport.com),
6.3.2.9
- сайтом Российской федерации горнолыжного и лыжного спорта (http://www.ski.sport.ru, www.infoski.ru),
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Для осуществления образовательной деятельности по дисциплине «Медико-биологическое средства оптимизации финкционального состояния спортсмена» за ведущей кафедрой должен быть закреплена лыжная база, а также аудитория, оборудованная компьютерной техникой, для возможности проведения мультимедийных лекций и других форм учебных занятий, а также DVD-проигрывателем для демонстрации учебных фильмов.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
При самостоятельном изучении лекционного материала и практической части дисциплины студент должен использовать основную и дополнительную литературу. По выбранной теме студент готовит реферат и реферативное сообщение. Контроль знаний проводится в форме тестирования после изучения теоретических основ дисциплины по специально разработанным тестовым заданиям. Практическая часть занятий контролируется путем проведения магистрантом 
 
стр. 7
УП: 49.04.01 20 СиСПС (22).plx
 
предложенных преподавателем функциональных проб с их обоснованием для данного вида спорта.