2020-2021_49_03_02 20 ФР_plx_Волейбол_Физическая реабилитация
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Теории и методики спортивных игр
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Волейбол
______________ 2020 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.02 20 ФР.plx

49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль: "Физическая реабилитация"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
0
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
очная
36
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
15 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
36
36
36
36
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Итого
36
36
36
36
 
 
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Т.В. Глебко;доцент, Е.А. Волкова _________________
 
к.п.н., руководитель ООП, декан, Р.Х. Аминов _________________
Рецензент(ы):
 
Волейбол
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
 
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль: "Физическая реабилитация"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
 
Протокол от __ __________ 2020 г.  №  __  

Срок действия программы: 2020-2024 уч.г.

Зав. кафедрой В.Н.Олефиренко 

Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой В.Н.Олефиренко 

Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой В.Н.Олефиренко 

Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой В.Н.Олефиренко 

Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2022 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой В.Н.Олефиренко 

Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Целями освоения дисциплины «Элективные курсы по физической культуре. (Волейбол)» является формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной педагогической работы в различных звеньях системы физического воспитания. Повышение уровня спортивной подготовки как составной части педагогического мастерства будущих специалистов по физическому воспитанию, расширение знаний и совершенствование их профессионально-педагогических умений и навыков. Обучение студентов необходимым средствам, методам и формам обучения технике и тактике игры волейбол с целью их последующего педагогического применения.
1.2
Воспитательная цель - формирование у студентов устойчивого интереса к избранной профессии.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.12.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Элективные курсы по физической культуре
2.1.2
Гимнастика
2.1.3
Коньки
2.1.4
Аэробика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Базовые виды двигательной деятельности
2.2.2
Легкая атлетика
2.2.3
Прикладная физическая культура
2.2.4
Элективные курсы по физической культуре
2.2.5
Лыжи
2.2.6
Лыжный спорт
2.2.7
Спортивные и подвижные игры
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
Знать:
 
Уровень 1
правила техники безопасности при занятиях волейболом; значение и содержание подготовительной части (разминки) на занятиях волейболом; распространенные в волейболе травмы и их причины: знает классификацию и содержание техники и тактики разновидностей волейбола; основные термины волейбола.
 
Уровень 2
правила и порядок оказания первой помощи при обмороке, ушибе, вывихе; гигиенические требования к сооружениям, спортив-ной форме; анализирует технику и тактики игры; средства и методы обучения технике и тактике.
 
Уровень 3
методы предупреждения и восстановления травм; элементы страховки и самостраховки при выполнении упражнений; выделяет ошибки в технике, знает причины их появления.
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
соблюдать правила и требования техники безопасности  на занятии; самостоятельно проводить специальную разминку; демонстрирует технический прием, частично укладывается в контрольный норматив.Может частично осуществлять са-моконтроль в индивидуальной спортивной деятельности; может частично использовать приемы оце-нивания процесса и результата соб-ственной спортивной деятельности на практике.
 
Уровень 2
составляет правила техники безопасности; разрабатывает  режим спортсмена; оказывает первую помощь при травмах (обморок, ушиб, вывих); использует технические приемы в учебной игре, подбирает и проводит упражнения для совершенствования техники игры; укладывается в контрольные нормативы; может осуществлять применение упражнений по волейболу с учетом возраста, пола, может использовать основные приемы оценивания процесса и результата собственной спортивной деятельности на практике.
 
Уровень 3
умеет предупредить появление травм с помощью применения специальной разминки; владеет методикой осуществление страховки и самостраховки;свободно проводить фрагмент или часть занятия по волейболу; выполняет контрольные нормативы на высоком уровне; демонстрирует отличную технику игры; умеет выделить и исправить ошибки в технике; может эффективно осуществлять применение упражнений по волейболу с учетом возраста, пола; может качественно использовать различные приемы оценивания процесса и результата собственной спортивной деятельности.
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
самостоятельно проводить специальную разминку;демонстрирует владение техникой и тактикой в игре, но 
 
стр. 5
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
 
не показывает результативность.
 
Уровень 2
применяет некоторые тактические схемы игры, показывает невысокую результативность.
 
Уровень 3
показывает результативность технико-тактических действий в ходе учебных игр.
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
правила безопасности при проведении занятий по волейболу;
3.1.2
методики обучения технике двигательных действий и развития физических качеств средствами волейбола;
3.1.3
основы планирования и проведения занятий по волейболу.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
планировать отдельные занятия и циклы занятий по волейболу с учетом особенностей профессиональной деятельности;
3.2.2
проводить занятия;
3.2.3
соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений;
3.2.4
пользоваться спортивным инвентарем, оборудованием.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
планирования и проведения занятий по обучению технике волейбола;
3.3.2
планирования и проведения учебно-тренировочных занятий по волейболу;
3.3.3
владения техникой основных двигательных действий волейбола  на уровне выполнения контрольных нормативов;
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введение в предмет

 
1.1
Возникновение игры волейбол.Классификация волейбола. Этапы развития волейбола за рубежом и в России. Тенденция развития современного волейбола. Разделение игроков по амплуа в современном волейболе. /Пр/
Л1.4Л2.1

Э1

2
УК-7
3
0
 
1.2
Ознакомление с балльно-рейтинговой системой и требованиями для сдачи зачёта. Значение и место волейбола в различных звеньях физического воспитания. Основные термины и понятия теории спортивных игр. Принципы, средства и методы обучения технике игры. Классификация техники и тактики игры. Технология обучения игровым приемам. Техникой безопасности при проведении занятий по волейболу. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1

2
УК-7
3
0
 
 
Раздел 2. Классический волейбол

 
2.1
Техника игры (верхняя передача, нижняя передача, подача, нападающий удар, блокирование). /Пр/
Л1.3 Л1.4

Э1

8
УК-7
3
0
 
2.2
Тактика игры (индивидуальные, групповые и командные действия). /Пр/
Л1.1 Л1.2

Э1

6
УК-7
3
0
 
2.3
Сдача контрольных нормативов /Пр/
Л2.1

2
3
0
 
 
Раздел 3. Волейбол сидя

 
3.1
Техника и тактика игры. /Пр/
Л2.3

Э1

6
УК-7
3
0
 
 
Раздел 4. Мини-волейбол по-японски

 
4.1
Техника и тактика игры. /Пр/

Э1

6
УК-7
3
0
 
 
Раздел 5. Организация и проведение соревнований

 
стр. 6
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
 
5.1
Правила игры. Системы розыгрыша, положение соревнований. /Пр/
Л1.5Л3.1

Э1

4
УК-7
3
0
 
5.2
/Зачёт/

0
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы для сдачи устного зачета

1.Дайте характеристику игры волейбол (количество игроков на площадке, партии, очки, перерывы, замены, время отведенное на подачу).

2.Дайте характеристику игры волейбол сидя (особенности правил, количество иг-роков на площадке, партии, очки, перерывы, замены, время отведенное на подачу).

3.Дайте характеристику игры мини-волейбол по-японски (особенности правил, количество игроков на площадке, партии, очки, перерывы, замены, время отведен-ное на подачу).

4.Перечислите и охарактеризуйте распространенные в волейболе травмы и их причины.

5.Расскажите про режим спортсмена.

6.Расскажите какую первую помощь оказывается при травмах (обморок, ушиб, вывих).

7.Расскажите об организации и проведении соревнование по волейболу.

8.Раскройте содержание занятий по волейболу с учетом возраста, пола.

9.Дайте определение «передача мяча».

10.Дайте определение «подача мяча».

11.Дайте определение «прием мяча».

12.Дайте определение «блокирование мяча».

13.Дайте определение «нападающий удар».

14.Какие ошибки могут быть при выполнении блокирования мяча.

15.Какие ошибки могут быть при выполнении верхней прямой подачи  мяча.

16.Какие ошибки могут быть при выполнении нападающего удара.

17.Какие ошибки могут быть при выполнении передачи мяча.

18.Какие ошибки могут быть при выполнении приема мяча.

19.Оборудование и инвентарь (размеры площадки, ограничительные линии, нумерация зон, высота сетки, размеры мяча).

20.Перечислите виды и способы блокирования мяча.

21.Перечислите виды и способы нападающего удара.

22.Перечислите виды и способы передач мяча.

23.Перечислите виды и способы подач мяча.

24.Перечислите виды и способы приема мяча.

25.Правила соревнований по волейболу (расстановка игроков, представители, капитаны команд, их обязанности).

26.Проанализируйте технику выполнения блокирования мяча.

27.Проанализируйте технику выполнения верхней прямой подачи мяча.

28.Проанализируйте технику выполнения нападающего удара.

29.Проанализируйте технику выполнения передач мяча.

30.Проанализируйте технику выполнения приема мяча.

31.Раскройте классификацию техники игры в волейбол.

32.Раскройте стойки и перемещения в волейболе.

33.Раскройте тактическую реализацию блокирования мяча.

34.Раскройте тактическую реализацию нападающего удара.

35.Раскройте тактическую реализацию передач мяча.

36.Раскройте тактическую реализацию приема мяча.

37.Расскажите историю возникновения волейбола в России.

38.Расскажите историю возникновения волейбола.

39.Расскажите классификацию волейбола.

40.Расскажите правила техники безопасности при занятиях волейболом.

41.Раскроите значение и содержание подготовительной части (разминки) на заня-тиях волейболом.

Контрольные нормативы (по технико-тактической подготовленности)

для сдачи зачета

Норматив № 1. Передача мяча сверху двумя руками в стену – 30 раз

Норматив № 2. Передача мяча снизу двумя руками в стену – 30 раз

Норматив № 3. Чередование передач сверху и снизу в стену – 30 раз

Подача мяча:

- девушки: любым способом – пять подач без потерь;

- юноши: верхняя прямая подача – шесть подач без потери по заданию преподавателя (в хоны 1, 5, 6 – по 2 раза в каждую зону).

Нападающий удар по зонам – 6 попыток (по одному н/у в каждую зону)

Участие в учебной игре (оценивается техника и тактика)

 
5.2. Темы письменных работ
 
стр. 7
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
 
1.История развития волейбола за рубежом

2.История развития волейбола в СССР.

3.Волейбол на Олимпийских играх.

4.История развития волейбола в современной России.

5.Классификация и анализ техники игры в волейболе.

6.Классификация и анализ техники игры в нападении.

7.Классификация и анализ техники игры в защите.

8.Анализ тактики игры в волейбол.

9.Интегральная подготовка волейболистов.

10.Волейбол как средство физического воспитания в общеобразовательных школах.

11.Волейбол как средство физического воспитания в средних учебных заведениях.

12.Волейбол как средство физического воспитания в высших учебных заведениях.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение №1
 
Вопросы для сдачи зачета. Тестовые задания. Контрольные нормативы по технической подготовленности.
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Беляев А.В., Булыкина Л.В., Булыкина Л.В.
Волейбол: теория и методика тренировки
М.: Физкультура и спорт, 2011
 
Л1.2
Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М.
Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: учебник для вузов
М.: Академия, 2012
 
Л1.3
Фомин Е.В., Булыкина Л.В., Суханов А.В.
Технико - тактическая подготовка волейболистов.: метод. пособие
М.: , 2013
 
Л1.4
Рыцарев В.В.
Волейбол: теория и практика: учебник для вузов физ. культуры
М.: Спорт, 2016
 
Л1.5
Кунянский В.А., Цукерман М.И.
Волейбольный судья: учеб. пособие
М.: ТВТ Дивизион, 2014
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта волейбол
М.: Спорт, 2016
 
Л2.2
Железняк Ю.Д., Шипулин Г.Я., Сердюков О.Э.
Тенденции развития классического волейбола на современном этапе
 
Л2.3
Гурьев А.А., Бандуков В.В., Овсянников А.Н.
Волейбол сидя - перспективы развития
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Глебко Т.В., Волкова Е.А.
Правила и судейство соревнований по волейболу
Челябинск: УралГУФК, 2010
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт Всероссийской Федерации волейбола
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
6.3.1.2
LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux:
6.3.1.3
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
6.3.1.4
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций
6.3.1.5
Libre Оffice Сals – программа для работы с электронными таблицами
6.3.1.6
Mozilla Firefox   –  интернет обозреватель
 
стр. 8
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Справочная правовая система «Консультант плюс» – http:www.consultant.ru
6.3.2.2
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Стойки волейбольные – 1; Щиты баскетбольные – 2; Ворота футбольные – 2; Корзина для мячей – 1; "Амортизатор для фитнеса (мини-эспандер) (ленточный эспандер, диаметр 460 мм); (Набор мини-эспандеров Body Solid FT-MBST)" – 10; Амортизатор для фитнеса, длинный (ленточный эспандер, длина по окружности 208 см) – 10; Баскетбольная стойка (в зале) – 2; Бита для игры «Русская лапта» (плоская и круглая; деревянная) – 10; Волейбольный мяч, соответствующий требованиям Официальных правил волейбола FIVB: «Mikasa MVA200» FIVB, (материал – синтетическая кожа) – 15; Гантель 1 кг гексагональная (виниловая) – 10; Гантель 2 кг гексагональная (виниловая) – 10; Гимнастическая палка (стандарт), деревянная, длина 1 м – 10; Гимнастическая скамейка 3,5 м – 4; Гимнастический мяч (фитбол) 65 см – 5; Игра Боча (Бочча, Петанк), 6 мягких шаров в сумке – 1; "Кегли пластиковые, разноцветные (9 шт. в наборе), высота 30 см; (игровой набор боулинг)" – 2; Кегли разноцветные – 16; Коврик гимнастический, 140x50(+/- 1%)x0,6см, материал пенополиэтилен (рулонный) – 10; Конус тренировочный, (материал пластик, цвет оранжевый) высота 32 см – 10; Манишка (два цвета), размер универсальный – 10; Маты гимнастические 1х1,5х0,1 м – 6; Медицинбол 1 кг (ПВХ или резина) – 5; Медицинбол 2 кг (ПВХ или резина) – 5; "Мяч баскетбольный, соответствующий требованиям Официальных правил игры в баскетбол FIBA для мужских команд «Spalding TF-1000 Legacy FIBA»  (размер 7, материал – композитная кожа)" – 15; Мяч волейбольный звенящий – 1; "Мяч звуковой (звенящий) малый, диаметр 4,5 см; Мяч для игры в шоудаун" – 10; Мяч малый диаметр (резиновый, надувной с рожками) 40-45 см – 5; Мяч футбольный звенящий – 1; Мячи для большого тенниса (в упаковке 3 шт.),HEAD Team 3B – 6; Обруч пластмассовый, диаметр 90 см – 12; Повязка глазная тканевая – 10; Ручной насос для фитбола – 2; Скакалка гимнастическая с ручками, шнур резиновый, длина 3 м – 10; счетчик sl (4 цифры) – 1; Счетчик sl (6 цифр) – 1; Фишки усеченные (40-50 штук в комплекте) – 1; Флажки судейские разных цветов (красный, желтый, синий) - 12
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Студент обязан посетить все практические занятия и активнос учствовать в них. На каждом занятии он модет получить баллы за активное участие и продемонстрированный уровень игровой активности, уровень владения элементами техники игры. Если студент по каким-либо причинам освобожден от практических занятий по состоянию здоровья, то он может их посещать, при этом быть в спортивной форме. На занятии он модет осуществлять судейство учебных игр. В качестве промежуточной аттестации проводится зачет. В зачет входит сдача теоретических требований и контрольных нормативов. Если студент посетиль все практические занятия и сдал контрольные нормативы - он вправе получить зачет автоматически.