2020-2021_06_06_01_02_2019_plx_Психология высшей школы
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Управления физической культурой
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психология высшей школы
______________ 2019 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
06.06.01_02_2019.plx

Направление 06.06.01 Биологические науки Профиль : "Биохимия"

А. В. Окишор
Исследователь. Преподаватель-исследователь
Квалификация
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
52
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
15
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
52
52
52
52
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 06.06.01_02_2019.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.п.н., профессор, Кузьмин Андрей Михайлович _________________
 
к.м.н., профессор, Петрушкина Надежда Петровна _________________
Рецензент(ы):
 
Психология высшей школы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.06.01 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 901)
 
Направление 06.06.01 Биологические науки Профиль : "Биохимия"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 29.03.2019 протокол № 8.
 
Протокол от __ __________ 2019 г.  №  __  

Срок действия программы:  уч.г.

Зав. кафедрой Редреев Владимир Андриянович

Управления физической культурой
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 06.06.01_02_2019.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Редреев Владимир Андриянович

Управления физической культурой
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Редреев Владимир Андриянович

Управления физической культурой
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Редреев Владимир Андриянович

Управления физической культурой
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2021 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Редреев Владимир Андриянович

Управления физической культурой
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2020 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 06.06.01_02_2019.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Изучение дисциплины «Психология высшей школы» необходимо аспирантам для эффективной научно-исследовательской деятельности в области образования, успешной преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования, а также для подготовки и написания диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
1.2
Целью изучения данной дисциплины является развитие у аспирантов четких представлений о психологических основах, сущности и содержании деятельности преподавателя высшей школы; овладение обучающимися системой знаний, умений и компетенций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в качестве педагога высшей школы.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Научно-исследовательская деятельность
2.1.2
Научно-методологический семинар
2.1.3
Педагогика высшей школы
2.1.4
История и философия науки
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Педагогика высшей школы
2.2.2
Подготовка научно-квалификационной работы
2.2.3
Производственная, педагогическая практика
2.2.4
Подготовка и сдача государственного экзамена
2.2.5
Производственная, научно-исследовательская практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-2: готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования
 
Знать:
 
Уровень 1
Имеет фрагментарное, неполное представление о современных тенденциях развития высшего образования; демонстрирует поверхностные знания о структуре и принципах разработки образовательных программ высшего образования
 
Уровень 2
В целом ориентируется в современных тенденциях высшего образования; обладает сформированными знаниями о структуре и принципах разработки и реализации образовательных программ высшего образования
 
Уровень 3
Свободно ориентируется в современных тенденциях развития высшего образования; обладает полными знаниями о структуре и принципах разработки и реализации образовательных программ высшего образования
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Обладает неустойчивой способностью к получению, анализу и использованию информации, содержащейся в нормативных документах, регламентирующих содержание и результаты преподавательской деятельности; выбора соответствующих технологий и методик обучения и воспитания студентов
 
Уровень 2
На достаточном уровне обладает умениями получения, анализа и использования информации, содержащейся в нормативных документах, регламентирующих содержание и результаты преподавательской деятельности; выбора технологии обучения и воспитания студентов
 
Уровень 3
Свободно и адекватно применяет умения получения, анализа и использования информации, содержащейся в нормативных документах, регламентирующих содержание и результаты преподавательской деятельности, выбора технологии обучения и воспитания студентов
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет отдельными приемами реализации основных образовательных программ; вариативными стратегиями преподавательской деятельности
 
Уровень 2
На достаточном уровне владеет технологиями реализации основных образовательных программ; вариативными стратегиями преподавательской деятельности
 
Уровень 3
В полном объеме владеет технологиями реализации основных образовательных программ; вариативными стратегиями преподавательской деятельности
 
 
 
стр. 5
УП: 06.06.01_02_2019.plx
 
ПК-2: способность применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты исследований
 
Знать:
 
Уровень 1
Имеет представление о механизмах применения на практике приемов составления научно-технических отчетов, обзоров и пояснительных записок, логике изложения и критического анализа получаемой информации, представления результатов исследований
 
Уровень 2
Обладает достаточными знаниями о механизмах применения на практике приемов составления отчетов, обзоров и пояснительных записок, логике изложения и критического анализа получаемой информации, представления результатов исследований
 
Уровень 3
Обладает полными и глубокими знаниями о механизмах применения на практике приемов составления отчетов, обзоров, пояснительных записок, логике изложения и критического анализа получаемой информации, представления результатов исследований
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Демонстрирует слабо сформированные умения составления научно-технических отчетов, обзоров и пояснительных записок; на невысоком уровне умения изложения и критического анализа получаемой информации, представления результатов исследований
 
Уровень 2
Обладает достаточно сформированными умениями составления научно-технических отчетов, обзоров, пояснительных записок;  в целом умеет излагать и критически анализировать получаемую информацию, представлять результаты исследований
 
Уровень 3
Умеет свободно и грамотно составлять научно-технические отчеты, обзоры и пояснительные записки; точно и доходчиво  излагает и критически анализирует получаемую информацию, наглядно представляет результаты исследований
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет фрагментарными навыками составления научно-технических отчетов, обзоров и пояснительных записок; на слабом уровне владеет приемами изложения и критического анализа получаемой информации; затрудняется грамотно представлять результаты исследований
 
Уровень 2
Владеет в целом необходимыми навыками составления научно-технических отчетов, обзоров и пояснительных записок; на достаточном уровне владеет приемами изложения и критического анализа получаемой информации; достаточно грамотно представляет результаты исследований
 
Уровень 3
Свободно владеет необходимыми навыками составления научно-технических отчетов, обзоров и пояснительных записок; на высоком уровне владеет приемами изложения и критического анализа получаемой информации; свободно владеет навыками представления результатов исследования
 
 
 
УК-5: способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
 
Знать:
 
Уровень 1
Имеет неполное, фрагментарное представление об этических нормах профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта; с трудом формулирует основные требования по соблюдению этических норм в практической и исследовательской деятельности
 
Уровень 2
В целом имеет представление и обладает основными знаниями о соблюдении приоритетных норм этики в практической и исследовательской деятельности в сфере физической культуры и спорта
 
Уровень 3
В полном объеме демонстрирует знания этических норм профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта; безошибочно формулирует основные требования по соблюдению этических норм в практической и исследовательской деятельности
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Демонстрирует слабо сформированные умения соблюдения этических норм в профессиональной деятельности; неуверенно осуществляет интерпретацию действий специалиста в области физической культуры, педагога высшей школы в проблемных ситуациях
 
Уровень 2
Обладает достаточно сформированными умениями по соблюдению этических норм в профессиональной деятельности; вполне адекватно анализирует действия преподавателя в процессе анализа проблемных ситуаций
 
Уровень 3
Умеет свободно применять нормы этики в профессиональной деятельности; уверенно принимает решения в процессе анализа проблемных ситуаций
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет отдельными навыками и приемами применения этических норм в профессиональной деятельности; неуверенно оперирует способами соблюдения этических норм в практической деятельности
 
Уровень 2
Владеет основными навыками поведения в целях соблюдения этических норм в профессиональной деятельности; в целом достаточно уверенно владеет алгоритмом действий по соблюдению норм этики преподавателя
 
Уровень 3
Владеет устойчивыми навыками поведения в целях соблюдения этических норм в профессиональной деятельности; досконально владеет алгоритмом действий по соблюдению этических норм преподавателя
 
 
 
стр. 6
УП: 06.06.01_02_2019.plx
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
– возможные направления, пути и средства, позволяющие проектировать собственное профессиональное и личностное самообразование, профессиональную перспективу;
3.1.2
– современные тенденции развития высшего образования, структуру и принципы построения образовательных программ высшего образования;
3.1.3
– механизмы применения на практике приемов составления научно-технических отчетов, обзоров, пояснительных записок; логику изложения и критического анализа получаемой информации; правила представления результатов исследования.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
– практически реализовывать знания о возможных направлениях, путях и средствах своего профессионального и личностного самообразования, выстраивания профессиональной перспективы;
3.2.2
– получать, анализировать и использовать информацию, содержащуюся  в нормативных документах, регламентирующих содержание и результаты преподавательской деятельности;
3.2.3
– практически реализовывать приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, пояснительных записок; излагать и критически анализировать получаемую информацию; грамотно представлять результаты исследования.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
– способами и приемами использования знаний о возможных направлениях, путях и средствах своего профессионального и личностного самообразования, выстраивания профессиональных перспектив;
3.3.2
– технологиями реализации основных образовательных программ; вариативными стратегиями преподавательской деятельности;
3.3.3
– способами составления научных отчетов, обзоров, пояснительных записок; приемами изложения и критического анализа получаемой информации, грамотного представления результатов исследования.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введение в психологию высшей школы. Цель, задачи и направление развития.

 
1.1
Введение в психологию высшей школы. Цель, задачи и направление развития. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5 ОПК-2
3
0
 
1.2
Введение в психологию высшей школы. Цель, задачи и направление развития. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

5
УК-5 ОПК-2
3
0
 
 
Раздел 2. Особенности развития личности студента и преподавателя.

 
2.1
Особенности развития личности студента и преподавателя. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5 ОПК-2
3
0
 
стр. 7
УП: 06.06.01_02_2019.plx
 
2.2
Особенности развития личности студента и преподавателя. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

5
УК-5 ОПК-2
3
0
 
 
Раздел 3. Профессиональные способности преподавателя вуза (компетенции).

 
3.1
Профессиональные способности преподавателя вуза (компетенции). /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5 ОПК-2
3
0
 
3.2
Профессиональные способности преподавателя вуза (компетенции). /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

5
УК-5 ОПК-2
3
0
 
 
Раздел 4. Типология личности преподавателя и студента.

 
4.1
Типология личности преподавателя и студента. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2
3
0
 
4.2
Типология личности преподавателя и студента. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

5
ОПК-2
3
0
 
 
Раздел 5. Психологические основы профессионального самоопределения.

 
5.1
Психологические основы профессионального самоопределения. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 УК-5
3
0
 
5.2
Психологические основы профессионального самоопределения. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

5
ПК-2 УК-5
3
0
 
 
стр. 8
УП: 06.06.01_02_2019.plx
 
Раздел 6. Психология профессионального становления личности студентов.

 
6.1
Психология профессионального становления личности студентов. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2
3
0
 
6.2
Психология профессионального становления личности студентов. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

5
ПК-2
3
0
 
 
Раздел 7. Психологические особенности обучения студентов.

 
7.1
Психологические особенности обучения студентов. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5 ОПК-2
3
0
 
7.2
Психологические особенности обучения студентов. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

5
УК-5 ОПК-2
3
0
 
 
Раздел 8. Эффективное деловое общение студентов и преподавателя.

 
8.1
Эффективное деловое общение студентов и преподавателя. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 УК-5
3
0
 
8.2
Эффективное деловое общение студентов и преподавателя. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-2 УК-5
3
0
 
 
Раздел 9. Профилактика и разрешение конфликтов участников образовательного процесса.

 
9.1
Профилактика и разрешение конфликтов участников образовательного процесса. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5 ОПК-2
3
0
 
стр. 9
УП: 06.06.01_02_2019.plx
 
9.2
Профилактика и разрешение конфликтов участников образовательного процесса. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

5
УК-5 ОПК-2
3
0
 
 
Раздел 10. Психологические особенности профессионального воспитания студентов и роль студенческих групп.

 
10.1
Психологические особенности профессионального воспитания студентов и роль студенческих групп. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 УК-5 ОПК-2
3
0
 
10.2
Психологические особенности профессионального воспитания студентов и роль студенческих групп. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-2 УК-5 ОПК-2
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерные вопросы к зачету

1 Психология высшего образования: цель, задачи, предмет исследования

2 Психологический анализ деятельности студентов и преподавателей

3 Особенности развития личности субъектов высшего образования

4 Личностные особенности студентов, влияющие на эффективность их образованности

5 Профессиональные способности преподавателя вуза

6 Функции профессиональной деятельности преподавателя

7 Типология личности субъектов образования в вузе

8 Социально-психологический портрет преподавателя

9 Факторы высокой успеваемости студентов

10 Причины низкой успеваемости студентов

11 Роль адаптации в качественном обучении студентов

12 Причины, затрудняющие адаптацию первокурсников

13 Этапы профессионального становления (по Сьюперу, Хейвигхерсту, Е. А. Климову)

14 Индивидуальные циклы профессионального развития

15 Психология профессионального воспитания студентов

16 Мотивы и ценности преподавательской деятельности

17 Основные центрации преподавателя

18 Пути самоопределения студентов в будущей профессии

19 Учебно-педагогическое сотрудничество субъектов образования

20 Способы конструктивного взаимодействия преподавателя и студентов

 
5.2. Темы письменных работ
не предусмотрено
 
5.3. Фонд оценочных средств
Типовые контрольные задания, тесты или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков или опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Примерные вопросы к зачету

1 Психология высшего образования: цель, задачи, предмет исследования

2 Психологический анализ деятельности студентов и преподавателей

3 Особенности развития личности субъектов высшего образования

4 Личностные особенности студентов, влияющие на эффективность их образованности

5 Профессиональные способности преподавателя вуза

6 Функции профессиональной деятельности преподавателя

 
стр. 10
УП: 06.06.01_02_2019.plx
 
7 Типология личности субъектов образования в вузе

8 Социально-психологический портрет преподавателя

9 Факторы высокой успеваемости студентов

10 Причины низкой успеваемости студентов

11 Роль адаптации в качественном обучении студентов

12 Причины, затрудняющие адаптацию первокурсников

13 Этапы профессионального становления (по Сьюперу, Хейвигхерсту, Е. А. Климову)

14 Индивидуальные циклы профессионального развития

15 Психология профессионального воспитания студентов

16 Мотивы и ценности преподавательской деятельности

17 Основные центрации преподавателя

18 Пути самоопределения студентов в будущей профессии

19 Учебно-педагогическое сотрудничество субъектов образования

20 Способы конструктивного взаимодействия преподавателя и студентов

Типовые задания и вопросы к теме 1

1 Субъектами образовательного процесса в вузе не являются:

а) студенты

б) преподаватели

в) родители студентов

2 Целью деятельности студента как субъекта образования является:

а) осуществление карьерного роста

б) получение желаемого результата как идеального образа продукта деятельности

в) получение материальной выгоды

3 К видам мышления не относится:

а) невербальное мышление

б) абстрактное мышление

в) предметно-действенное мышление

4 В структуру учебно-познавательной деятельности студентов не входят:

а) эмоции

б) мотивы

в) цель деятельности

5 Мотивационными факторами обучения в вузе не являются:

а) интерес обучаемого к профессии

б) интересный досуг

в) научный уровень преподавателя

6 Дайте психологическую характеристику деятельности студентов вуза

7 Раскройте сущность познавательных процессов студентов

Типовые задания и вопросы к теме 2

1 Успешному овладению гуманитарными профессиями способствует:

а) вербальный тип интеллекта

б) визуальная память

в) критичность мышления

2 К характеристикам личности студента не относятся следующие аспекты:

а) психологический

б) социальный

в) физиологический

3 Мотивация учебной деятельности включает:

а) потребности, интересы, стремления

б) волю, эмоции, соревновательность

в) общение, коммуникацию, взаимодействие

4 В структуру учебно-познавательной деятельности студента не входят:

а) предмет, цель, мотивы

б) материально-технические условия в вузе

в) средства, способы деятельности, её результаты

5 К факторам успешного обучения студентов не относятся:

а) креативность

б) психологическая устойчивость

в) уровень интеллекта

6 Как сделать эффективным процесс адаптации первокурсников?

7 Объясните факторы, влияющие на успешность обучения студентов

Типовые задания и вопросы к теме 3

1 Субъектом профессионально-педагогической деятельности в вузе является:

а) преподаватель, который планирует, организует и управляет образовательным процессом

б) деканат факультета вуза

в) психологическая служба вуза

 
стр. 11
УП: 06.06.01_02_2019.plx
 
2 Мотивы педагогической деятельности преподавателя не связаны с:

а) потребностями, интересами, ценностями будущего специалиста

б) возможностью занятий физической культурой

в) материальной заинтересованностью педагога

3 Для преподавателя вуза специфично сочетание:

а) педагогической и научной деятельности

б) образовательной и коммерческой деятельности

в) научной и спортивной деятельности

4 К основным функциям профессиональной деятельности преподавателя не относятся:

а) воспитывающая

б) обучающая

в) рекреационная

5 К приоритетным компетенциям преподавателя не относятся:

а) универсальные

б) коммерческие

в) общепрофессиональные

6 Назовите функции научно-педагогической деятельности преподавателя

7 Раскройте мотивы педагогической деятельности преподавателя

Типовые задания и вопросы к теме 4

1 Неустойчивый тип личности студента характеризуется:

а) высокой нравственностью

б) чувством долга и ответственности

в) восприимчивостью, чувствительностью

2 Тревожно-боязливые студенты обычно:

а) пунктуальны

б) сдержаны в проявлении эмоций

в) не сдержаны в проявлении эмоций

3 Астено-невротическому типу характера свойственно:

а) постоянно повышенное настроение

б) ранимость, восприимчивость к мнению других

в) игнорирование чужого мнения

4 Получение информации через зрительные анализаторы характерно для:

а) визуалов

б) аудиологов

в) кинестетиков

5 Получение информации через слуховые анализаторы характерно для:

а) флегматиков

б) аудиологов

в) холериков

6 Назовите основные группы качеств, наиболее полно характеризующих психологию студентов

7 Назовите факторы, определяющие социально-психологический портрет студента

Типовые задания и вопросы к теме 5

1 Рационализация учебной деятельности не зависит от:

а) интеллекта

б) воли

в) физических качеств студента

2 Факторами высокой успеваемости студентов не являются:

а) завышенная самооценка

б) потребность в достижениях

в) стремление к самопознанию и самопониманию

3 Факторами низкой успеваемости студентов являются:

а) трудности в общении с другими студентами и с преподавателями

б) самоуспокоенность и беззаботность

в) проживание в общежитии или на съемной квартире

4 При средних интеллектуальных способностях студента его высокую успеваемость обеспечивает:

а) планомерность и систематичность в учебе

б) хорошая память

в) физическая выносливость

5 Факторами, сдерживающими достижение высоких результатов в учебе студентом, являются:

а) низкая самооценка

б) слабая спортивная подготовка

в) стремление улучшить свое материальное положение

6 Выделите ведущие факторы, обеспечивающие успешность обучения студентов

7 Назовите причины низкой успеваемости первокурсников

Типовые задания и вопросы к теме 6

1 Адаптация предполагает:

а) приспособление индивида к условиям среды

б) деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам

 
стр. 12
УП: 06.06.01_02_2019.plx
 
в) состояние мобилизации организма, обеспечивающее выполнение определенных действий

2 Социальная адаптация студентов предполагает:

а) гендерную адаптацию

б) профессиональную адаптацию

в) психологическую адаптацию

3 Дезадаптация характеризуется:

а) наличием конкретных целей и нетрудных видов деятельности

б) недифференцированностью целей и видов деятельности, сужением круга общения и решаемых проблем

в) стремлением освоить новые виды деятельности и расширить круг общения

4 К факторам успешности обучения студентов не относится:

а) творческая направленность

б) уровень интеллекта

в) психологическая устойчивость

5 Успешной социализации студента способствует:

а) пассивная адаптация

б) активная адаптация

в) дезадаптация

6 Как ускорить процесс адаптации первокурсников к условиям вуза?

7 Назовите пути преодоления дезадаптации студентов к условиям образовательной среды

Типовые задания и вопросы к теме 7

1 Динамика профессионального становления специалиста включает в себя стадию:

а) адаптации

б) стагнации

в) переподготовки

2 Стадия оптации включает:

а) формирование профессиональной позиции

б) становление профессионального мастерства

в) формирование профессиональных намерений, осознанный выбор профессии

3 Профессионализация как стадия профессионального становления – это:

а) вхождение в профессию, освоение новой профессиональной роли

б) формирование профессиональной позиции, интеграция социально и профессионально важных качеств и компетенций

в) формирование педагогической направленности и системы профессиональных знаний, умений, навыков

4 Профессиональная адаптация – это:

а) формирование профессиональных намерений, осознанный выбор профессии

б) полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной деятельности

в) вхождение в профессию, освоение новой профессиональной роли

5 Профессиональное мастерство – это:

а) полная реализация, самоосуществление личности в творческой профессиональной деятельности

б) формирование профессиональной позиции

в) формирование профессиональных намерений, осознанный выбор профессии

6 Назовите этапы профессионального пути (по Сьюперу, Хейвигхерсту, Е. А. Климову)

7 Особенности профессионального становления молодого преподавателя вуза

Типовые задания и вопросы к теме 8

1 Самоопределение студента понимается как:

а) готовность к конструктивному диалогу с другими студентами

б) способность к самостоятельному добыванию знаний

в) способность молодого человека строить жизнь на основе индивидуальных потребностей, ценностей, мотивов, интересов

2 Профессиональное самосознание – это:

а) осознание себя субъектом профессиональной деятельности

б) осознание себя гражданином своей страны

в) чувство собственного достоинства

3 Основной целью профессионального воспитания является:

а) развитие у студента универсальных компетенций

б) формирование у студентов научного мышления

в) воспитание субъектной позиции студента

4 К принципам профессионального воспитания не относится:

а) принцип рефлексивности

б) принцип проективности

в) принцип здоровьесбережения

5 К методам профессионального воспитания не относятся:

а) проективные

б) дидактические

в) рефлексивные

6 Назовите основные технологии воспитательного взаимодействия преподавателя и студентов

7 В чем состоит особенность воспитания субъектной позиции студентов в вузе?

Типовые задания и вопросы к теме 9

1 В качестве приоритетных ценностей для преподавателя по отношению к студентам выступают:

а) гуманистические ценности

 
стр. 13
УП: 06.06.01_02_2019.plx
 
б) материальные ценности

в) политические ценности

2 Рефлексия в деятельности преподавателя направлена на:

а) процесс самоанализа и активного осмысления состояния и действий обучаемых

б) развитие культуры общения студентов

в) вовлечение студентов в культурную жизнь вуза

3 Центрация преподавателя, основанная на интересах и потребностях своего «Я», называется:

а) альтруистическая центрация

б) эгоистическая центрация

в) когнитивная центрация

4 Альтруистическая центрация в педагогической деятельности преподавателя основана на:

а) мнениях своих коллег

б) собственных мотивах и интересах

в) интересах студентов

5 Познавательная центрация преподавателя основана на:

а) проявлении своей сущности и сущности других людей

б) мнениях других преподавателей

в) требованиях процесса обучения и воспитания студентов

6 Раскройте приоритетные мотивы и ценности преподавательской деятельности

7 Назовите основные центрации преподавателя (по А. Б. Орлову)

Типовые задания и вопросы к теме 10

1 Отношения преподавателя и студентов в современном вузе строятся на принципе:

а) командного и одностороннего воздействия на обучаемых

б) совместной ценностной деятельности педагога и обучаемых

в) лояльности и либерализма педагога по отношению к обучаемым

2 К коммуникативным компетенциям преподавателя не относят:

а) умение организовать дискуссию или беседу со студентами

б) способность прогнозировать и ликвидировать конфликтные ситуации

в) управление научно-исследовательской работой студентов

3 Стиль общения преподавателя – это:

а) совокупность приемов, используемых в общении со студентами в зависимости от индивидуальных особенностей педагога

б) способность модно и стильно выглядеть

в) умение расположить к себе студенческую аудиторию

4 Конструктивное сотрудничество преподавателя и студентов не предполагает:

а) индивидуальную и коллективную ответственность сторон

б) позитивное взаимодействие субъектов образования

в) лояльное отношение педагога к обучаемому на экзамене

5 Педагогическое влияние на студента посредством аргументов и фактов – это:

а) внушение

б) убеждение

в) принуждение

6 Дайте общую характеристику учебно-педагогического сотрудничества

7 Назовите причины барьеров в общении студентов и преподавателя

7 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций

В преподавании дисциплины используется весь арсенал УМК, активизирующий и стимулирующий деятельность студентов:

– логически продуманный цикл лекций и семинаров, связанных с будущей профессиональной деятельностью аспиранта в качестве преподавателя высшей школы;

– разнообразие форм учебных занятий (семинары, дискуссии, круглые столы, игровые ситуации и др.);

– имеется учебно-методическое обеспечение каждого занятия (раздаточный и наглядный материал, необходимый, в том числе, для проведения индивидуальной и групповой диагностики и самодиагностики);

– разработана система заданий для самостоятельной работы, включающая индивидуальные и групповые задания;

– разработана система заданий для самоконтроля и контроля;

– созданы презентации (визуальное представление) по всем темам курса.

В преподавании дисциплины используются следующие современные образовательные технологии: проблемного обучения, обучения в сотрудничестве (групповые формы работы), актуализации мотивационного потенциала образовательной среды, рейтинга учебных достижений.

В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки аспирантов реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Семинарские занятия ориентированы на современные образовательные технологии. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 30 % аудиторных занятий.

Выполнение всех видов текущего контроля является основанием для допуска к зачету.

Для дисциплины «Психология высшей школы» разработана и утверждена на кафедре управления физической культурой 

 
стр. 14
УП: 06.06.01_02_2019.plx
 
балльно-рейтинговая система оценки успеваемости, которая соответствует положению о балльно-рейтинговой системе в университете, и включает следующие позиции: текущий контроль, промежуточную аттестацию, условия допуска к зачету.

Текущий контроль проводится в форме посещения практических занятий, обсуждения проблемных дискуссионных вопросов, выполнения контрольных тестов, а также самостоятельно подготовленных аспирантами выступлений с презентацией. При условии успешного выполнения всех видов текущего контроля аспирант получает допуск к зачету, который проводится в конце второго семестра.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости аспирантов на занятиях представлены в таблице.

Таблица – Оценочные средства для текущего контроля успеваемости аспирантов

Наименование Балл

Посещение практического занятия 3-5

Работа на практическом занятии 3-5

Подготовка к практическому занятию 1-3

Выполнение контрольных тестов 5-10

Подготовка выступления, доклада с презентацией 10

Подготовка тезисов, научных статей на конференции по плану вуза по изучаемой дисциплине 10

Наличие публикаций в научных сборниках по исследуемой проблематике 20

Участие (доклад и презентация) на конференциях, семинарах по плану учебного заведения по изучаемой дисциплине 20

Промежуточная аттестация осуществляется в форме тестовых контрольных заданий.

Условия допуска к зачету.

Аспирант для допуска к зачету должен набрать не менее 40 баллов в процессе текущего контроля.

Если к моменту проведения зачета аспирант набирает 60 и более баллов, они будут выставлены ему в виде поощрения в ведомость и в зачетную книжку без процедуры принятия зачета. Выставление зачета производится на зачетной неделе.

 
Посещение практического занятия 3-5

Работа на практическом занятии 3-5

Подготовка к практическому занятию 1-3

Выполнение контрольных тестов 5-10

Подготовка выступления, доклада с презентацией 10

Подготовка тезисов, научных статей на конференции по плану вуза по изучаемой дисциплине 10

Наличие публикаций в научных сборниках по исследуемой проблематике 20

Участие (доклад и презентация) на конференциях, семинарах по плану учебного заведения по изучаемой дисциплине 20

5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Сазонов, И.Ю., Кузьмин А.М., Тарасевич И.В.
Педагогическая стратегия профессионального воспитания студентов вуза физической культуры: науч. изд.
Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019
 
Л1.2
Л. Л. Редько, Ю. А. Лобейко
Психолого-педагогическая поддержка адаптации студента-первокурсника в вузе
, 2008
 
Л1.3
Симонов, В. П. 
Педагогика и психология высшей школы
Инфра, 2017
 
Л1.4
Ф. В. Шарипов
Педагогика и психология высшей школы
Логос, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Зинченко В.П., Моргунов Е.Б.
Человек развивающийся: очерки российской психологии
М.: Тривола, 1994
 
Л2.2
Н. В. Басова
Педагогика и практическая психология 
Феникс, 2000
 
Л2.3
Е. А. Климов
Психология профессионала
МПСИ, 2006
 
Л2.4
Л. А. Коростылёва
Уровни самореализации личности
СПбГУ, 2010
 
Л2.5
В. Д. Самойлов
Педагогика и психология высшей школы
ЮНИТИ-ДАНА, 2015
 
Л2.6
Л. Д. Столяренко
Основы психологии 
Феникс, 2006
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Психология и педагогика высшей школы
 
Э2
Каталог образовательных информационных ресурсов
 
Э3
Российское образование
 
Э4
Справочно-правовая система «Консультант плюс» 
 
Э5
Электронная библиотека РГБ 
 
стр. 15
УП: 06.06.01_02_2019.plx
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Ubuntu — операционная система,свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux. LibreOffice — кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux.
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
1 Каталог образовательных информационных ресурсов. Режим доступа : http://cspu.sharepoint.com/sites/education
6.3.2.2
2 Российское образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://Минобрнауки.РФ.
6.3.2.3
3 Справочно-правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.consultant.ru
6.3.2.4
4 Электронная библиотека РГБ [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://elibraru.rsl.ru.
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Для проведения учебных занятий по дисциплине «Психология высшей школы» используются следующие помещения учебных корпусов ФГБОУ ВО «УралГУФК»:
7.2
1 Аудитории для занятий лекционного типа
7.3
2 Аудитории для проведения занятий семинарского типа, курсового проектирования, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации.
7.4
Для реализации ООП аспирантуры вуз располагает следующей материальной базой:
7.5
– материальное оснащение (столы, стулья, наглядные средства);
7.6
– техническое оснащение (компьютер, видеопроектор, монитор, экран);
7.7
– программное обеспечение (Libre Office Writer – текстовый редактор,  Libre Office Impress – программа для создания и проведения презентаций, Libre Office Calc – программа для работы с электронным таблицами);
7.8
– библиотечный фонд учебной и научной литературы.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебные занятия по дисциплине «Психология высшей школы» целесообразно проводить в форме лекций и практических занятий с включением интерактивных технологий.

Лекционный метод заключается в устном изложении материала в сочетании с демонстрацией наглядных пособий лектором, что позволяет систематически, последовательно и цельно раскрывать основные положения изучаемой темы в пределах отведенного времени.

Практические занятия с включением интерактивных технологий являются одним из главных активных методов теоретической подготовки аспирантов, в ходе которой путем дискуссии и взаимного обмена мнениями обучаемые обсуждают поставленные вопросы и под руководством преподавателя приходят к обоснованным обобщениям и выводам. Цель практического занятия заключается в углублении и закреплении теоретических знаний, полученных обучаемыми на лекциях и в ходе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Также возможны методы проблемного обучения. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет

30 % аудиторных занятий.

Результаты освоения дисциплины оцениваются по 100-балльной шкале. Для допуска к сдаче зачета обучающийся должен набрать 40 баллов (за период нормативного изучения дисциплины). Для получения зачета аспирант должен набрать не менее 51 балла. Если обучающийся в совокупности набрал от 50 до 100 баллов – выставляется оценка «зачтено»; менее 50 баллов – оценка «не зачтено».

Результаты текущего контроля по итогам освоения дисциплины выставляются преподавателем в электронную ведомость и в зачетную книжку аспиранта.

Процедура пересдачи зачета осуществляется в соответствии с требованиями локальных нормативных актов университета.