«Уральский государственный университет физической культуры»
Направление 06.06.01 Биологические науки Профиль : "Биохимия"
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: уч.г.
Зав. кафедрой Редреев Владимир Андриянович
Зав. кафедрой Редреев Владимир Андриянович
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Редреев Владимир Андриянович
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Редреев Владимир Андриянович
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Редреев Владимир Андриянович
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
1 Психология высшего образования: цель, задачи, предмет исследования
2 Психологический анализ деятельности студентов и преподавателей
3 Особенности развития личности субъектов высшего образования
4 Личностные особенности студентов, влияющие на эффективность их образованности
5 Профессиональные способности преподавателя вуза
6 Функции профессиональной деятельности преподавателя
7 Типология личности субъектов образования в вузе
8 Социально-психологический портрет преподавателя
9 Факторы высокой успеваемости студентов
10 Причины низкой успеваемости студентов
11 Роль адаптации в качественном обучении студентов
12 Причины, затрудняющие адаптацию первокурсников
13 Этапы профессионального становления (по Сьюперу, Хейвигхерсту, Е. А. Климову)
14 Индивидуальные циклы профессионального развития
15 Психология профессионального воспитания студентов
16 Мотивы и ценности преподавательской деятельности
17 Основные центрации преподавателя
18 Пути самоопределения студентов в будущей профессии
19 Учебно-педагогическое сотрудничество субъектов образования
20 Способы конструктивного взаимодействия преподавателя и студентов
Примерные вопросы к зачету
1 Психология высшего образования: цель, задачи, предмет исследования
2 Психологический анализ деятельности студентов и преподавателей
3 Особенности развития личности субъектов высшего образования
4 Личностные особенности студентов, влияющие на эффективность их образованности
5 Профессиональные способности преподавателя вуза
6 Функции профессиональной деятельности преподавателя
8 Социально-психологический портрет преподавателя
9 Факторы высокой успеваемости студентов
10 Причины низкой успеваемости студентов
11 Роль адаптации в качественном обучении студентов
12 Причины, затрудняющие адаптацию первокурсников
13 Этапы профессионального становления (по Сьюперу, Хейвигхерсту, Е. А. Климову)
14 Индивидуальные циклы профессионального развития
15 Психология профессионального воспитания студентов
16 Мотивы и ценности преподавательской деятельности
17 Основные центрации преподавателя
18 Пути самоопределения студентов в будущей профессии
19 Учебно-педагогическое сотрудничество субъектов образования
20 Способы конструктивного взаимодействия преподавателя и студентов
Типовые задания и вопросы к теме 1
1 Субъектами образовательного процесса в вузе не являются:
а) студенты
б) преподаватели
в) родители студентов
2 Целью деятельности студента как субъекта образования является:
а) осуществление карьерного роста
б) получение желаемого результата как идеального образа продукта деятельности
в) получение материальной выгоды
3 К видам мышления не относится:
а) невербальное мышление
б) абстрактное мышление
в) предметно-действенное мышление
4 В структуру учебно-познавательной деятельности студентов не входят:
а) эмоции
б) мотивы
в) цель деятельности
5 Мотивационными факторами обучения в вузе не являются:
а) интерес обучаемого к профессии
б) интересный досуг
в) научный уровень преподавателя
6 Дайте психологическую характеристику деятельности студентов вуза
7 Раскройте сущность познавательных процессов студентов
Типовые задания и вопросы к теме 2
1 Успешному овладению гуманитарными профессиями способствует:
а) вербальный тип интеллекта
б) визуальная память
в) критичность мышления
2 К характеристикам личности студента не относятся следующие аспекты:
а) психологический
б) социальный
в) физиологический
3 Мотивация учебной деятельности включает:
а) потребности, интересы, стремления
б) волю, эмоции, соревновательность
в) общение, коммуникацию, взаимодействие
4 В структуру учебно-познавательной деятельности студента не входят:
а) предмет, цель, мотивы
б) материально-технические условия в вузе
в) средства, способы деятельности, её результаты
5 К факторам успешного обучения студентов не относятся:
а) креативность
б) психологическая устойчивость
в) уровень интеллекта
6 Как сделать эффективным процесс адаптации первокурсников?
7 Объясните факторы, влияющие на успешность обучения студентов
Типовые задания и вопросы к теме 3
1 Субъектом профессионально-педагогической деятельности в вузе является:
а) преподаватель, который планирует, организует и управляет образовательным процессом
б) деканат факультета вуза
в) психологическая служба вуза
а) потребностями, интересами, ценностями будущего специалиста
б) возможностью занятий физической культурой
в) материальной заинтересованностью педагога
3 Для преподавателя вуза специфично сочетание:
а) педагогической и научной деятельности
б) образовательной и коммерческой деятельности
в) научной и спортивной деятельности
4 К основным функциям профессиональной деятельности преподавателя не относятся:
а) воспитывающая
б) обучающая
в) рекреационная
5 К приоритетным компетенциям преподавателя не относятся:
а) универсальные
б) коммерческие
в) общепрофессиональные
6 Назовите функции научно-педагогической деятельности преподавателя
7 Раскройте мотивы педагогической деятельности преподавателя
Типовые задания и вопросы к теме 4
1 Неустойчивый тип личности студента характеризуется:
а) высокой нравственностью
б) чувством долга и ответственности
в) восприимчивостью, чувствительностью
2 Тревожно-боязливые студенты обычно:
а) пунктуальны
б) сдержаны в проявлении эмоций
в) не сдержаны в проявлении эмоций
3 Астено-невротическому типу характера свойственно:
а) постоянно повышенное настроение
б) ранимость, восприимчивость к мнению других
в) игнорирование чужого мнения
4 Получение информации через зрительные анализаторы характерно для:
а) визуалов
б) аудиологов
в) кинестетиков
5 Получение информации через слуховые анализаторы характерно для:
а) флегматиков
б) аудиологов
в) холериков
6 Назовите основные группы качеств, наиболее полно характеризующих психологию студентов
7 Назовите факторы, определяющие социально-психологический портрет студента
Типовые задания и вопросы к теме 5
1 Рационализация учебной деятельности не зависит от:
а) интеллекта
б) воли
в) физических качеств студента
2 Факторами высокой успеваемости студентов не являются:
а) завышенная самооценка
б) потребность в достижениях
в) стремление к самопознанию и самопониманию
3 Факторами низкой успеваемости студентов являются:
а) трудности в общении с другими студентами и с преподавателями
б) самоуспокоенность и беззаботность
в) проживание в общежитии или на съемной квартире
4 При средних интеллектуальных способностях студента его высокую успеваемость обеспечивает:
а) планомерность и систематичность в учебе
б) хорошая память
в) физическая выносливость
5 Факторами, сдерживающими достижение высоких результатов в учебе студентом, являются:
а) низкая самооценка
б) слабая спортивная подготовка
в) стремление улучшить свое материальное положение
6 Выделите ведущие факторы, обеспечивающие успешность обучения студентов
7 Назовите причины низкой успеваемости первокурсников
Типовые задания и вопросы к теме 6
1 Адаптация предполагает:
а) приспособление индивида к условиям среды
б) деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам
2 Социальная адаптация студентов предполагает:
а) гендерную адаптацию
б) профессиональную адаптацию
в) психологическую адаптацию
3 Дезадаптация характеризуется:
а) наличием конкретных целей и нетрудных видов деятельности
б) недифференцированностью целей и видов деятельности, сужением круга общения и решаемых проблем
в) стремлением освоить новые виды деятельности и расширить круг общения
4 К факторам успешности обучения студентов не относится:
а) творческая направленность
б) уровень интеллекта
в) психологическая устойчивость
5 Успешной социализации студента способствует:
а) пассивная адаптация
б) активная адаптация
в) дезадаптация
6 Как ускорить процесс адаптации первокурсников к условиям вуза?
7 Назовите пути преодоления дезадаптации студентов к условиям образовательной среды
Типовые задания и вопросы к теме 7
1 Динамика профессионального становления специалиста включает в себя стадию:
а) адаптации
б) стагнации
в) переподготовки
2 Стадия оптации включает:
а) формирование профессиональной позиции
б) становление профессионального мастерства
в) формирование профессиональных намерений, осознанный выбор профессии
3 Профессионализация как стадия профессионального становления – это:
а) вхождение в профессию, освоение новой профессиональной роли
б) формирование профессиональной позиции, интеграция социально и профессионально важных качеств и компетенций
в) формирование педагогической направленности и системы профессиональных знаний, умений, навыков
4 Профессиональная адаптация – это:
а) формирование профессиональных намерений, осознанный выбор профессии
б) полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной деятельности
в) вхождение в профессию, освоение новой профессиональной роли
5 Профессиональное мастерство – это:
а) полная реализация, самоосуществление личности в творческой профессиональной деятельности
б) формирование профессиональной позиции
в) формирование профессиональных намерений, осознанный выбор профессии
6 Назовите этапы профессионального пути (по Сьюперу, Хейвигхерсту, Е. А. Климову)
7 Особенности профессионального становления молодого преподавателя вуза
Типовые задания и вопросы к теме 8
1 Самоопределение студента понимается как:
а) готовность к конструктивному диалогу с другими студентами
б) способность к самостоятельному добыванию знаний
в) способность молодого человека строить жизнь на основе индивидуальных потребностей, ценностей, мотивов, интересов
2 Профессиональное самосознание – это:
а) осознание себя субъектом профессиональной деятельности
б) осознание себя гражданином своей страны
в) чувство собственного достоинства
3 Основной целью профессионального воспитания является:
а) развитие у студента универсальных компетенций
б) формирование у студентов научного мышления
в) воспитание субъектной позиции студента
4 К принципам профессионального воспитания не относится:
а) принцип рефлексивности
б) принцип проективности
в) принцип здоровьесбережения
5 К методам профессионального воспитания не относятся:
а) проективные
б) дидактические
в) рефлексивные
6 Назовите основные технологии воспитательного взаимодействия преподавателя и студентов
7 В чем состоит особенность воспитания субъектной позиции студентов в вузе?
Типовые задания и вопросы к теме 9
1 В качестве приоритетных ценностей для преподавателя по отношению к студентам выступают:
а) гуманистические ценности
в) политические ценности
2 Рефлексия в деятельности преподавателя направлена на:
а) процесс самоанализа и активного осмысления состояния и действий обучаемых
б) развитие культуры общения студентов
в) вовлечение студентов в культурную жизнь вуза
3 Центрация преподавателя, основанная на интересах и потребностях своего «Я», называется:
а) альтруистическая центрация
б) эгоистическая центрация
в) когнитивная центрация
4 Альтруистическая центрация в педагогической деятельности преподавателя основана на:
а) мнениях своих коллег
б) собственных мотивах и интересах
в) интересах студентов
5 Познавательная центрация преподавателя основана на:
а) проявлении своей сущности и сущности других людей
б) мнениях других преподавателей
в) требованиях процесса обучения и воспитания студентов
6 Раскройте приоритетные мотивы и ценности преподавательской деятельности
7 Назовите основные центрации преподавателя (по А. Б. Орлову)
Типовые задания и вопросы к теме 10
1 Отношения преподавателя и студентов в современном вузе строятся на принципе:
а) командного и одностороннего воздействия на обучаемых
б) совместной ценностной деятельности педагога и обучаемых
в) лояльности и либерализма педагога по отношению к обучаемым
2 К коммуникативным компетенциям преподавателя не относят:
а) умение организовать дискуссию или беседу со студентами
б) способность прогнозировать и ликвидировать конфликтные ситуации
в) управление научно-исследовательской работой студентов
3 Стиль общения преподавателя – это:
а) совокупность приемов, используемых в общении со студентами в зависимости от индивидуальных особенностей педагога
б) способность модно и стильно выглядеть
в) умение расположить к себе студенческую аудиторию
4 Конструктивное сотрудничество преподавателя и студентов не предполагает:
а) индивидуальную и коллективную ответственность сторон
б) позитивное взаимодействие субъектов образования
в) лояльное отношение педагога к обучаемому на экзамене
5 Педагогическое влияние на студента посредством аргументов и фактов – это:
а) внушение
б) убеждение
в) принуждение
6 Дайте общую характеристику учебно-педагогического сотрудничества
7 Назовите причины барьеров в общении студентов и преподавателя
7 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций
В преподавании дисциплины используется весь арсенал УМК, активизирующий и стимулирующий деятельность студентов:
– логически продуманный цикл лекций и семинаров, связанных с будущей профессиональной деятельностью аспиранта в качестве преподавателя высшей школы;
– разнообразие форм учебных занятий (семинары, дискуссии, круглые столы, игровые ситуации и др.);
– имеется учебно-методическое обеспечение каждого занятия (раздаточный и наглядный материал, необходимый, в том числе, для проведения индивидуальной и групповой диагностики и самодиагностики);
– разработана система заданий для самостоятельной работы, включающая индивидуальные и групповые задания;
– разработана система заданий для самоконтроля и контроля;
– созданы презентации (визуальное представление) по всем темам курса.
В преподавании дисциплины используются следующие современные образовательные технологии: проблемного обучения, обучения в сотрудничестве (групповые формы работы), актуализации мотивационного потенциала образовательной среды, рейтинга учебных достижений.
В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки аспирантов реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Семинарские занятия ориентированы на современные образовательные технологии. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 30 % аудиторных занятий.
Выполнение всех видов текущего контроля является основанием для допуска к зачету.
Для дисциплины «Психология высшей школы» разработана и утверждена на кафедре управления физической культурой
Текущий контроль проводится в форме посещения практических занятий, обсуждения проблемных дискуссионных вопросов, выполнения контрольных тестов, а также самостоятельно подготовленных аспирантами выступлений с презентацией. При условии успешного выполнения всех видов текущего контроля аспирант получает допуск к зачету, который проводится в конце второго семестра.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости аспирантов на занятиях представлены в таблице.
Таблица – Оценочные средства для текущего контроля успеваемости аспирантов
Наименование Балл
Посещение практического занятия 3-5
Работа на практическом занятии 3-5
Подготовка к практическому занятию 1-3
Выполнение контрольных тестов 5-10
Подготовка выступления, доклада с презентацией 10
Подготовка тезисов, научных статей на конференции по плану вуза по изучаемой дисциплине 10
Наличие публикаций в научных сборниках по исследуемой проблематике 20
Участие (доклад и презентация) на конференциях, семинарах по плану учебного заведения по изучаемой дисциплине 20
Промежуточная аттестация осуществляется в форме тестовых контрольных заданий.
Условия допуска к зачету.
Аспирант для допуска к зачету должен набрать не менее 40 баллов в процессе текущего контроля.
Если к моменту проведения зачета аспирант набирает 60 и более баллов, они будут выставлены ему в виде поощрения в ведомость и в зачетную книжку без процедуры принятия зачета. Выставление зачета производится на зачетной неделе.
Работа на практическом занятии 3-5
Подготовка к практическому занятию 1-3
Выполнение контрольных тестов 5-10
Подготовка выступления, доклада с презентацией 10
Подготовка тезисов, научных статей на конференции по плану вуза по изучаемой дисциплине 10
Наличие публикаций в научных сборниках по исследуемой проблематике 20
Участие (доклад и презентация) на конференциях, семинарах по плану учебного заведения по изучаемой дисциплине 20
Лекционный метод заключается в устном изложении материала в сочетании с демонстрацией наглядных пособий лектором, что позволяет систематически, последовательно и цельно раскрывать основные положения изучаемой темы в пределах отведенного времени.
Практические занятия с включением интерактивных технологий являются одним из главных активных методов теоретической подготовки аспирантов, в ходе которой путем дискуссии и взаимного обмена мнениями обучаемые обсуждают поставленные вопросы и под руководством преподавателя приходят к обоснованным обобщениям и выводам. Цель практического занятия заключается в углублении и закреплении теоретических знаний, полученных обучаемыми на лекциях и в ходе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Также возможны методы проблемного обучения. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет
30 % аудиторных занятий.
Результаты освоения дисциплины оцениваются по 100-балльной шкале. Для допуска к сдаче зачета обучающийся должен набрать 40 баллов (за период нормативного изучения дисциплины). Для получения зачета аспирант должен набрать не менее 51 балла. Если обучающийся в совокупности набрал от 50 до 100 баллов – выставляется оценка «зачтено»; менее 50 баллов – оценка «не зачтено».
Результаты текущего контроля по итогам освоения дисциплины выставляются преподавателем в электронную ведомость и в зачетную книжку аспиранта.
Процедура пересдачи зачета осуществляется в соответствии с требованиями локальных нормативных актов университета.