2020-2021_49_03_02 19 ФР_plx_Туризм_Физическая реабилитация
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Управления физической культурой
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Туризм
______________ 2019 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.02 19 ФР.plx

49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль: "Физическая реабилитация"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
зачеты 7
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
0
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
очная
30
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
15 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
30
30
30
30
Кoнтактная рабoта
30
30
30
30
Итого
30
30
30
30
 
 
УП: 49.03.02 19 ФР.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
доцент, Н.В. Мыльникова _________________
 
к.п.н., Начальник УМУ, О.А. Клестова _________________
Рецензент(ы):
 
Туризм
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №942)
 
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль: "Физическая реабилитация"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 29.03.2019 протокол № 8.
 
Протокол от __ __________ 2019 г.  №  __  

Срок действия программы: 2019-2023 уч.г.

Зав. кафедрой к.п.н., доцент В.А. Редреев

Управления физической культурой
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.03.02 19 ФР.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой к.п.н., доцент В.А. Редреев

Управления физической культурой
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой к.п.н., доцент В.А. Редреев

Управления физической культурой
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой к.п.н., доцент В.А. Редреев

Управления физической культурой
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2021 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой к.п.н., доцент В.А. Редреев

Управления физической культурой
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2020 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.02 19 ФР.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование компетенций, необходимых для их реализации в профессиональной деятельности через усвоение знаний о туризме как одном из средств здоровьесбережения, приобретение умений выполнения приемов туризма, направленных на укрепление и сохранение индивидуального здоровья, развитие способности к физическому самосовершенствованию.
1.2
Материал дисциплины позволит иметь целостное представление о туризме как виде спорта, о туризме как одного из способов здоровьесбережения личности, об основах укрепления физического, психического, социального здоровья средствами туризма, о способах самостоятельной подготовки к сдаче норм комплекса ВФСК ГТО по виду испытания "Туристический поход со сдачей туристических навыков".
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.12.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данной дисциплины, формируются в процессе изучения предшествующих дисциплин, входящих в учебный план подготовки бакалавра:
2.1.2
Спортивные секции
2.1.3
Самбо
2.1.4
Основы легкой атлетики
2.1.5
Физическая культура и спорт
2.1.6
Лыжи
2.1.7
Волейбол
2.1.8
Коньки
2.1.9
Аэробика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Адаптивная физическая культура
2.2.2
Прикладная физическая культура
2.2.3
Спортивные секции
2.2.4
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
Знать:
 
Уровень 1
перечисляет основной перечень приемов, средств, методов туризма в физическом воспитании и укреплении здоровья 
 
Уровень 2
определяет и обосновывает необходимость правильной последовательности приемов туризма в физическом воспитании и укреплении здоровья 
 
Уровень 3
знает основные технологические особенности туризма, требования их безопасного применения для физического воспитания и укрепления здоровья
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
определяет тактические схемы основных технологий СОТ
 
Уровень 2
демонстрирует оптимальные тактические схемы основных технологий СОТ
 
Уровень 3
свободно демонстрирует оптимальные тактические схемы при выполнении приемов, умеет объяснить необходимость и научить окружающих соблюдать эти схемы
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
демонстрирует 2-3 приема, связанные с профессиональной деятельностью в сфере туризма
 
Уровень 2
демонстрирует основные приемы, связанные с профессиональной деятельностью в сфере рекреации и туризма
 
Уровень 3
в совершенстве владеет основными приемами, связанными с профессиональной деятельностью в сфере рекреации и туризма, умеет научить окружающих
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
 
стр. 5
УП: 49.03.02 19 ФР.plx
 
3.1.1
- значение физической культуры как фактора развития человеческого капитала, основной составляющей здорового образа жизни;
3.1.2
- основные показатели физического развития, функциональной подготовленности и работоспособности и влияние физических упражнений на данные показатели;
3.1.3
- основы организации здорового образа жизни;
3.1.4
- требования профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта к уровню физической подготовленности работников;
3.1.5
- правила безопасности при проведении занятий по физической культуре и спорту;
3.1.6
- методики обучения технике двигательных действий и развития физических качеств средствами базовых видов спорта и ИВС;
3.1.7
- основы планирования и проведения занятий по физической культуре;
3.1.8
- основы контроля и самооценки уровня физической подготовленности по результатам тестирования;
3.1.9
- правила эксплуатации контрольно-измерительных приборов и инвентаря 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- самостоятельно оценивать уровень физической подготовленности; - планировать отдельные занятия и циклы занятий по физической культуре оздоровительной направленности с учетом особенностей профессиональной деятельности;
3.2.2
- проводить занятия по общей физической подготовке;
3.2.3
- определять и учитывать величину нагрузки на занятиях;
3.2.4
- соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений;
3.2.5
- пользоваться спортивным инвентарем, оборудованием и контрольно-измерительными приборами и обнаруживать их неисправности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- проведения с обучающимися теоретических занятий и бесед о пользе, значении физической культуры и спорта, основах здорового образа жизни, о важности физической подготовки к систематическим занятиям и использовании средств физической культуры и спорта для оптимизации двигательного режима;
3.3.2
- планирования и проведения занятий по обучению технике базовых видов спорта;
3.3.3
- планирования и проведения учебно-тренировочных занятий по ИВС по обучению технике выполнения упражнений, развитию физических качеств и воспитанию личности;
3.3.4
- владения техникой основных двигательных действий базовых видов спорта и ИВС на уровне выполнения контрольных нормативов;
3.3.5
- самоконтроля и анализа своего физического состояния, физической подготовленности.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Туризм как средство физического воспитания

 
1.1
Характеристика спортивно-оздоровительного туризма. Основные направления туристской работы. Типы, виды и формы туризма. /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.3 Л3.4

Э1 Э2 Э3

2
УК-7
7
0
 
1.2
Нормативные документы, регламентирующие туристскую деятельность. Устав туристско-спортивного союза России. «Кодекс путешественника». Правила проведения туристских мероприятий на территории России. История становления и развития туризма в России, на Южном Урале, в УралГУФК. Влияние занятий туризмом на организм человека. /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.4

Э1 Э2 Э3

2
УК-7
7
0
 
 
Раздел 2. Организация работы по спортивно-оздоровительному туризму

 
стр. 6
УП: 49.03.02 19 ФР.plx
 
2.1
План подготовки мероприятия в спортивно-оздоровительном туризме. Основные этапы организации и проведения туристского похода. Подготовка к туристскому походу. Комплектование группы. Оформление документации (маршрутный лист, маршрутная книжка, приказ, заявка, отчет и др.).  /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3Л3.3 Л3.4

Э1 Э2 Э3

2
УК-7
7
0
 
2.2
Подбор снаряжения для похода (личное, групповое, специальное, комбинирование для видов туризма. Дозирование нагрузок в походе. Распорядок дня в туристском походе. /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.4

Э1 Э2 Э3

2
УК-7
7
0
 
2.3
Организация питания туристской группы на маршруте (меню и расчет продуктов). /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.4

Э1 Э2 Э3

2
УК-7
7
0
 
 
Раздел 3. Туристская техника

 
3.1
Верёвки и узлы. Туристские карабины. Оборудование полосы препятствий при помощи верёвок и узлов с применением туристских карабинов. Оборудование навесной переправы и её преодоление. Навесная переправа. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.4

Э1 Э2 Э3

2
УК-7
7
0
 
3.2
Переправа по параллельным перилам. Спуск по перилам. Подъем по перилам. Переправа маятником.               Туристские костры. Техника движения группы на маршруте. Укладка рюкзака, установка палатки.

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.4

Э1 Э2 Э3

2
УК-7
7
0
 
 
Раздел 4. Картография и ориентирование

 
4.1
История возникновения и развития спортивного ориентирования. Виды и правила соревнований по спортивному ориентированию. /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2 Л3.4

Э1 Э2 Э3

2
УК-7
7
0
 
4.2
Оборудование дистанции и контрольных пунктов дистанции ориентирования. /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.2 Л3.4

Э1 Э2 Э3

2
УК-7
7
0
 
4.3
Карты и их виды. Виды масштабов. Условные знаки карт. Рельеф и способы его отображения. Устройство компасов и их назначение. /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.2 Л3.4

Э1 Э2 Э3

2
УК-7
7
0
 
 
Раздел 5. Топографическая подготовка туриста

 
5.1
Ориентирование на местности. Компас и работа с ним.  /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2 Л3.4

Э1 Э2 Э3

2
УК-7
7
0
 
5.2
Компас и работа с ним. Взятие азимута при помощи компаса.  /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2 Л3.4

Э1 Э2 Э3

2
УК-7
7
0
 
5.3
Передвижение на местности с использованием карты, компаса и местных предметов. Сличение карты и местности.  /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.4

Э1 Э2 Э3

2
УК-7
7
0
 
стр. 7
УП: 49.03.02 19 ФР.plx
 
5.4
Измерение расстояния на местности. Счёт шагов. Измерение расстояний по карте.  /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.4

Э1 Э2 Э3

2
УК-7
7
0
 
 
Раздел 6. Соревнования по туризму

 
6.1
Особенности организации и проведения соревнований по туризму. Контрольное прохождение дистанции соревнований. /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.4

Э1 Э2 Э3

2
УК-7
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Практические задания:

1 Планирование спортивно-оздоровительного похода;

2 Контрольное прохождение дистанции соревнований;

Примерный перечень вопросов к зачету:

1 Влияние занятий туризмом на организм человека.

2 Прикладное значение туризма.

3 Возникновение и развитие туризма в России.

4 Система руководства туризмом в современной России.

5 Туристские организации и их функции.

6 Основные формы работы турклубов (районного, городского КФК).

7 Основные задачи туризма.

8 Кодекс путешественника как основной документ туриста.

9 Юридическая ответственность при проведении туристских походов.

10 Типы, виды и формы туризма.

11 Особенности самодеятельного и планового туризма.

12 Правила посещения охраняемых природных территорий при проведении туристских походов.

13 Охрана природы. Экологическое воспитание туристов.

14 План подготовки туристского похода.

15 Требования к подбору снаряжения  в туризме.

16 Питание в туристском походе.

17 Режим походного дня.

18 Отчёт о походе.

19 Значение соревнований по туризму.

20 План подготовки соревнований по туризму.

21 Программа летних соревнований по туризму.

22 Организация туристской работы в школе.

23 Формы туристской работы с школьниками разных возрастов.

24 Рельеф, как элемент топографии.

25 Положительные и отрицательные формы рельефа.

26 Горизонтали рельефа и их виды.

27 Условные топографические знаки.

28 Карты и их масштаб.

29 Строение компаса и виды работы с ним.

30 Способы ориентирования на местности.

31 Измерение расстояний по карте и на местности.

32 Значение топографической карты в туристском походе.

33 Виды соревнований в спортивном ориентировании.

34 Положение о соревнованиях по спортивному ориентированию.

35 Планирование дистанции массовых соревнований по туризму и ориентированию.

 
5.2. Темы письменных работ
Примерная тематика рефератов (зачетных заданий) предназначена для студентов специальных медицинских групп (имеющих противопоказания к занятию физической культурой).

1 Диагноз и краткая характеристика заболевания студента.

2 Влияние заболевания на личную работоспособность и самочувствие.

3 Устранение функциональных отклонений, недостатков в физическом развитии и физической подготовленности средствами туризма.

4 Составление комплексов общеразвивающих и специальных упражнений (на примере туризма), направленных на профилактику различных видов болезни:

– заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем;

– заболеваниями органов пищеварения, печени, почек, половых органов, эндокринной системы, а также слабовидящие;

– с нарушением опорно-двигательного аппарата;

 
стр. 8
УП: 49.03.02 19 ФР.plx
 
– с ярко выраженными, существенными отклонениями в состоянии здоровья.
 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
Текущая аттестация проводится на занятиях в следующих формах:

- тестирование;

- решение ситуационных задач;

- экспертная оценка преподавателя выполнения практической работы студентом.

Оценочные средства текущей аттестации:

- тесты по разделам /темам;

- вопросы для подготовки к занятиям;

- контрольная дистанция ориентирования в заданном направлении (9 контрольных пунктов;

- оформление отчета по практической работе (планирование похода, протоколы соревнований);

- комплект контрольных заданий для анализа конкретных практических задач.

Промежуточная аттестация (зачет) проводится в формах:

- устного опроса;

- тестирования.

Оценочные средства промежуточной аттестации:

- контрольные вопросы для подготовки к зачету;

- тестовые задания.

5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Казаков Н.П., Якубовская Н.А.
Безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности в туризме: учебник
М.: Академия, 2011
 
Л1.2
Таймазов В.А., Федотов Ю.Н.
Теория и методика спортивного туризма: учебник
М.: Сов. спорт, 2014
 
Л1.3
Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В.
Туризм и спортивное ориентирование: учебник
М.: Академия, 2013
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Константинов Ю.С.
Теория и практика спортивно-оздоровительного туризма : Учебное пособие
Москва, Советский спорт, 2009
 
Л2.2
Шакиров В.Р.
Основы массового оздоровительного туризма: учеб. пособие
Челябинск: УралГУФК, 2015
 
Л2.3
Иванова Н.В.
Спортивно-оздоровительный туризм: учеб. пособие
М.: Дашков и К, 2016
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Кодыш Э.Н.
Соревнования туристов: пешеходный туризм
М.: Физкультура и спорт, 1990
 
Л3.2
Огородников Б.
С компасом и картой по ступеням ГТО: (туризм в комплексе ГТО)
М.: Физкультура и спорт, 1973
 
Л3.3
Зданович И.А.
Спортивно-оздоровительный туризм: метод. рек. для студентов всех форм обучения, педагогов дополнительного образования, инструкторов по спортивно-оздоровительному туризму
Омск: СибГУФК, 2004
 
Л3.4
Мыльникова Н.В., Юзлекбаева В.М., Шакирова М.В., Шакиров В.Р.
Основы организации спортивно-оздоровительных походов: метод. рекомендации
Челябинск: Уральская Академия, 2014
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
официальный сайт Федерации спортивного туризма России 
 
Э2
официальный сайт Федерации спортивного ориентирования 
 
Э3
Сайт Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Ubuntu — операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux. LibreOffice — кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux.
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
В своей деятельности преподавателям и студентам рекомендуем воспользоваться:
 
стр. 9
УП: 49.03.02 19 ФР.plx
 
6.3.2.2
- система сетевого и дистанционного обучения Tandem E-learning http://learn.uralgufk.ru/portal
6.3.2.3
– официальный сайт Федерации спортивного ориентирования www.rufso.ru
6.3.2.4
– официальный сайт Федерации спортивного туризма России www.tssr.ru
6.3.2.5
– сайт научно-теоретического журнала «Теория и практика физической культуры» http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Учебно-спортивный комплекс УралГУФК, ул. Энгельса, 22 (Манеж)
7.2
Палатка GreenLend Travel – 2шт.; Страховочная система " Скалолазная " р-р M,L,XL 0001630682 – 8шт.; Веревка А-10 0001630683- 180шт.; Мешок спальный ВА03049 – 3шт.; Репшнур 6мм.STD 0001630681   60шт. Генератор бензиновый Patriot 2500; Зарядное устройство к финишному табло; Комплекс электрон. оборуд-я ALT д/судейства и проведения соревнований по лыж.гон; Компьютер  AMD Sempron 1200; Компьютер AMD Athlon; Компьютер AMD Athlon X2; Компьютер АМD ATHLON LE-1600; Компьютер АМD-1200LE; Монитор Philips 23; Музык,центр LBT-107;  МФУ Kyocera М2035 DN ; МФУ НР LaserJet A4 M1005; Палатка PAMIR-3 -14шт.; Табло финишное; Экран настенный Рrofecta; Видеомагнитофон 1100027; Диктофон RG-A200 11000248;  Мешок спальный ВА03884 -60шт.; Монитор ж/к ВА08164; Палатка 13000278; Палатка 13000279; Палатка 13000280 ; Палатка 13000281; Телевизор ФУНАЙ АМК 11000003; Транспондер S-reader ВА04319 – 250шт.; Веревка -200шт; Жумар -4шт.; Карабин – 30шт.; Каска альпинистская -8шт.; Коврик туристический – 70шт.; Компас – 4шт.; Котел 10 л. – 1шт.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
При проведении практических занятий студенты могут выполнять задания как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта усиливает стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.

Активность работы студентов на обычных практических занятиях может быть усилена введением новой формы работы, сущность которой состоит в том, что на каждую задачу студент получает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие задачи для всех студентов одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом выполнения задачи преподаватель дает лишь общие методические указания (общий порядок решения, точность и единицы измерения определенных величин, имеющиеся справочные материалы и т. п.). Выполнение работы на занятиях с проверкой результатов преподавателем приучает студентов грамотно и правильно выполнять технические расчеты, пользоваться вычислительными средствами и справочными данными. Изучаемый материал усваивается более глубоко, у студентов меняется отношение к лекциям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в решении задачи. Это улучшает посещаемость практических занятий.

Аттестация по дисциплине «Туризм» осуществляется в форме зачёта.