«Уральский государственный университет физической культуры»
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль: "Физкультурно-оздоровительные технологии"
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2017-2021 уч.г.
Зав. кафедрой Л. А. Липская
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
2. Обоснуйте статус социологии физической культуры в структуре социологического знания. Найдите сходство и отличие от других социальных наук.
3. Раскройте теоретическое и практическое значение социологического познания физической культуры и спорта. В чём особенности социологического анализа спорта?
4. Назовите и дайте характеристику основных функций социологии и социологии физической культуры; найдите сходства и отличия.
5. Проведите сравнительный анализ социологии и социологии физической культуры: укажите, что их объединяет и разделяет в концепции социологии
6. Задачи социологии физической культуры можно свести к двум социально значимым проблемам: проблеме достижения массовости физкультурно-спортивного движения и разрешению социальных проблем спорта, спортивной деятельности. Поясните, о каких конкретно проблемах идет речь.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Доклад «Исторические аспекты развития социологии спорта»
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Социальная природа физической культуры и спорта. Спорт как составная часть физической культуры и самостоятельный социальный феномен. Изменение векторов взаимоотношений спорта и физической культуры, пути интеграции. Влияние социальной системы и социальных условий на развитие физической культуры. Развитие массовой физической культуры в современных условиях. Влияние экономики и политики на развитие физической культуры и спорта.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
2. Раскройте особенности физической культуры как особого социального института.
3. Покажите, как развивается массовая физическая культура в современных условиях.
4. Раскройте влияние экономики на развитие физической культуры и спорта.
5. Раскройте влияние политической сферы на физическую культуру и спорт.
6. Раскройте и дайте характеристику основных социальных функций физической культуры, покажите, как они реализуются в современном обществе.
7. В социологии физической культуры показана тесная взаимосвязь феноменов «физическая культура» и «спорт», их проникновение друг в друга. В то же время, принимается во внимание четкое различие их по ценностному содержанию, социальным функциям и социальной значимости. Раскройте это различие.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
2. Основными показателями физической культуры как свойства личности являются: забота человека о своем физическом состоянии; умение эффективно применять средства физического воспитания и др. Дополните приведенные показатели.
3. Одним из важных доказательств существенных различий физической и спортивной культур является осмысление их ценностного потенциала.
Ценности физической культуры проявляются: в знаниях и опыте, накопленных человечеством для физического совершенствования; в мобилизационных ценностях; в значимости для человека накопленных знаний, теории и методики использования физических упражнений и для укрепления здоровья от ценностей спорта.
Покажите, что общего и в чём отличие данных ценностей от ценностей спорта. Раскройте специфику ценностей спорта, как фактора социальной интеграции и укрепления международных связей.
4. Раскройте роль физкультурного образования в освоении ценностей физической культуры. Укажите инновационные направления физкультурного образования по освоению ценностей физической культуры и спорта. Понятие особенности физической культуры студентов.
5. Разрыв между спортом и физической культурой в технологическом плане очевиден. Раскройте пути интеграции физической культуры и спорта, внедрение спортивных технологий в физическое воспитание. Назовите передовые методики, наработанные в области спорта и внедряемые в практику физического воспитания.
6. В спорте наиболее предпочтительными ценностями сегодня выступают: прагматизм, успешность, сила, способность решать сверхсложные задачи. Объясните, почему так происходит. Какие ценности в современных условиях, на Ваш взгляд, утрачивают свое значение? Можно ли говорить о дегуманизации спорта?
7. Здоровый образ жизни – это прежде всего культурный образ жизни, цивилизованный, гуманистический, характеризующийся высказыванием: «Здоровый дух – в здоровом теле». Согласны ли Вы с данным высказыванием? Обоснуйте свой ответ.
8. Укажите формы, в которых проявляется физкультурно-спортивная активность населения. Проанализируйте пути и средства повышения физкультурно-спортивной активности населения (социологический анализ). Укажите причины безразличного отношения взрослого населения к занятиям спортом. Покажите, как изменилась физкультурно-спортивная активность населения за последнее время.
9. Современная критика спорта утверждает, что большой спорт губителен для человека, заставляет работать на износ, приносить себя в жертву рекордам. Выскажите свое отношение к данному утверждению. Приведите данные конкретных социологических исследований.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
2. Первичная социализация спортсмена – это сфера межличностных отношений (например, спортсмен – тренер), вторичная социализация – сфера социальных отношений (например, спортсмен – федерация по виду спорта). Раскройте функции, которые выполняют агенты первичной и вторичной социализации, покажите их отличия.
3. Спорт сегодня показывает себя наиболее эффективным средством ресоциализации личности с ограниченными возможностями. Проанализируйте, как осуществляется у нас в стране привлечение детей с ограниченными возможностями к занятиям спортом. Покажите, какие проблемы испытывают участники Паралимпийских игр. Приведите примеры.
4. В социологии физической культуры этапы социализации спортсмена, как правило, связывают с процессом формирования его спортивной карьеры. Раскройте особенности каждого этапа и покажите их отличие.
5. Назовите социальные факторы, детерминирующие процесс формирования личности спортсмена. Объясните, как они влияют на спортивную карьеру. Раскройте этапы спортивной карьеры и покажите особенности дисфункциональных явлений.
6. Сформулируйте основные противоречия, обуславливающие кризисы спортивной карьеры. Покажите, как происходит социальная адаптация спортсменов после завершения спортивной карьеры, укажите возникающие проблемы и трудности этого периода.
7. Покажите, в чём проявляется личная социальная ответственность спортсменов, достигших высокого профессионального мастерства, выступающих на мировых спортивных аренах, а также спортсменов-политиков и депутатов Государственной думы. Выскажите своё отношение к спортсменам, выступающим за заграничные клубы и команды. Согласуется ли их поведение с социальной ответственностью?
8. В настоящее время очень активно развивается феминизация спорта. Раскройте причины острых социальных и психологических проблем, связанных с феноменом феминизации спорта, предложите возможные пути их решения.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
2. Раскройте современное состояние и тенденции развития массового спорта в России. Укажите проблемы массового спорта и покажите возможные пути их решения.
3. Сформулируйте отличительные характеристики спорта высших достижений и современного олимпийского движения. Назовите семь основополагающих принципов Олимпизма, перечисленных в Олимпийской хартии. На основе анализа конкретных примеров покажите, какие из них в большей степени соблюдаются, а какие нарушаются. Сформулируйте современные проблемы спорта высших достижений.
4. Главный замысел Пьера де Кубертена, связанный с возрождением Олимпийских игр, состоял в том, чтобы использовать спорт «для обновления человечества через воспитание». Согласны ли Вы с мнением Кубертена, что спортивная игра? Покажите, как сегодня реализуются принципы Кубертена. Всегда ли в большом спорте мы наблюдаем честную игру?
5. В олимпийском спорте стали нарастать антигуманистические тенденции – жёсткая конкуренция, враждебность, недружелюбие, допинг – махинации, которые в корне противоречат идеалам олимпизма. Выскажите своё мнение к этим явлениям. Укажите возможные пути решения социальных проблем, определяющих ситуацию в развитии спорта высших достижений.
6. Проанализируйте имеющиеся данные об использовании допинга в большом спорте и выскажите своё мнение по поводу этого явления. Приведите пример двойных стандартов ВАДА в отношении западных и российских спортсменов. Можно ли говорить о равных возможностях в большом спорте?
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Ознакомьтесь с содержанием Олимпийской хартии.
Составьте таблицу «Социологические аспекты массового спорта и спорта высших достижений»
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Дискуссия: Международное олимпийское движение и терроризм.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Разработка программы социологического исследования в сфере ФКиС, ее разделы. Содержание методологического раздела программы: формулировка проблемы, определение цели как ожидаемого результата социологического анализа и задач, обоснование объекта и предмета исследования, интерпретация основных понятий, системный анализ объекта исследования, выдвижение и формулировка гипотез исследования.
Методико-процедурный раздел программы. Сущность выборки Генеральная и выборочная совокупности. Репрезентативность выборки. Надежность и достоверность эмпирической социологической информации
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
2. Опишите, что представляет собой проблема, объект, предмет, цели, задачи и гипотеза исследования.
3. Многочисленные конкретные социологические исследования позволяют анализировать потребностно-мотивационное состояние общества в сфере физической культуры и спорта, оценивать реальное отношение людей, их интересы, ценностные ориентации, уровень ценностного отношения к физической культуре и спорту (приведите конкретные примеры таких исследований).
4. Раскройте суть проектирования выборочной совокупности социологического исследования. Покажите, какие типы выборки существуют.
5. Опишите, что представляет собой проблема, объект, предмет, цели, задачи и гипотеза исследования.
6. Многочисленные конкретные социологические исследования позволяют анализировать потребностно-мотивационное состояние общества в сфере физической культуры и спорта, оценивать реальное отношение людей, их интересы, ценностные ориентации, уровень ценностного отношения к физической культуре и спорту (приведите конкретные примеры таких исследований).
7. Раскройте суть проектирования выборочной совокупности социологического исследования. Покажите, какие типы выборки существуют.
8. Разработка программы конкретного социологического исследования в сфере физической культуры и спорта
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Заполните таблицу «Задачи подготовки программы социологических исследований», определив, какие задачи относятся к методологическому, а какие к методическому разделам программы.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
2. Заполните таблицу «Методы социологического исследования»: укажите метод, дайте его характеристику, назовите достоинства и недостатки.
3. Назовите достоинства и недостатки метода наблюдения. Поясните, каким образом можно повысить объективность педагогического наблюдения, например, занятий физической культурой и спортом?
4. Охарактеризуйте методы опроса. Приведите разные классификации опросов. Поясните, что представляют собой вопросы в опросных методах исследования. Покажите отличительные особенности и приведите примеры закрытых и открытых вопросов; вопросов-фильтров, шкальных, многовариантных (меню) вопросов. Укажите, каким должен быть вопрос и чего нужно избегать при формулировке вопросов.
5. Раскройте сущность социологического научного эксперимента, его отличие от наблюдения. Назовите этапы социологического научного эксперимента. Покажите отличие контрольной и экспериментальной групп.
6. Дайте характеристику основных разделов анкеты.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
1 Социология спорта как наука. Ее объект, предмет и функции.
2 Становление и развитие социологии спорта.
3 Социология спорта в структуре социологического знания.
4 Социологическая интерпретация понятия «спорт».
5 Физические упражнения и состязания в примитивных обществах.
6 Спорт в аграрных обществах. Причины возникновения и упадка.
7 Факторы развития института спорта в индустриальном обществе.
8 Тенденции развития спорта в постиндустриальной цивилизации.
9 Спорт в системе общекультурных ценностей.
11 Культурно-нормативное содержание современного спорта.
12 Характеристика спорта как социального института.
13 Спорт для всех как социальное явление.
14 Социальные и экономические функции фитнесса.
15 Социально-демографические характеристики субъектов массового спорта.
16 Большой спорт, его подсистемы и функции.
17 Проблема соотношения массового и большого спорта.
18 Спорт и глобализация. Международный спорт как глобальный социальный феномен.
19 Олимпийские игры античности и современности. Сходства и различия.
20 Спорт и национальный менталитет. Основные различия европейской и американской моделей спорта.
21 Спорт в современной России. Проблемы и перспективы развития.
22 Спорт и государство. Причины и формы вовлечения государства в функционирование института спорта.
23 Спорт как элемент экономической системы.
24 Универсальные и специфические функции спорта и его подсистем.
25 Дисфункциональные проявления в международном спорте.
26 Роль спорта в социализации личности.
27 Спортивная карьера. Кризисы спортивной карьеры.
28 Агрессия и насилие в спорте. Социологический анализ проблемы.
29 Допинг в спорте как социальная проблема.
30 Спорт и идеи гуманизма. Проблема гуманизации спорта и возможные способы ее решения.
31 Социальные барьеры физкультурной активности. Ориентация личности на оздоровление средствами спорта.
32 Методы социологии. Понятие эмпирического социологического исследования.
33 Этапы и виды социологического исследования.
34 Программа социологического исследования. Разделы программы.
35 Опрос как метод социологического исследования. Структура анкеты и виды вопросов.
1 Принципы государственной политики в сфере ФК и ее реальное состояние.
2 Программа повышения интереса к физической культуре конкретной социальной группы.
3 Символический потенциал сферы ФК в Челябинской области: контент-анализ публикаций, посвященных известным спортсменам в областной и центральной прессе.
4 Физическая культура как элемент образа жизни и стиля жизни человека.
5 Ценностный потенциал ФК как основа формирования культуры личности.
6 Статус спортсмена в современном российском обществе.
7 Социальные проблемы здорового образа жизни.
8 Игровая концепция спорта в социологии.
9 Концепция спорта как сферы символического производства.
10 Место физической культуры в общей культуре общества.
11 Социальные факторы (экономические, политические, культурные) развития ФК в современном обществе.
12 Социологический анализ отношения молодежи к ценностям физической культуры.
13 Символический капитал олимпийского и массового спорта на Южном Урале.
14 Спорт как сфера социальной реабилитации инвалидов.
15 Прогноз социального развития спорта.
16 Роль спорта в социализации личности.
17 Первичная и вторичная социализация спортсмена.
18 Этапы и кризисы спортивной карьеры.
19 Социальный феномен болельщика.
20 Социальный феномен спортивного фаната.
21 Здоровый образ жизни как социальная ценность.
22 Допинг как проблема современного спорта.
23 Двигательная активность и ее значимость в жизни населения региона.
24 Спортсмены о проблеме завершения спортивной карьеры.
25 Стратификационные особенности граждан, посещающих фитнесс-клубы.
26 Фэйр Плэй в спорте и повседневной жизни.
Формы и виды промежуточного контроля и самостоятельной работы по дисциплине:
Устные доклады и сообщения – эта форма работы становится более эффективной, если практикуется организация содокладов, дополнений, оппонирования тех или иных высказанных идей и/или положений.
Проведение дискуссий по различным проблемам дисциплины, которые подразумевают написание студентами тезисов, рефератов по предложенной тематике. Студенты не только делают устные доклады, но и задают группе вопросы, что благоприятствует возникновению оживлённого обмена мнениями.
Исследовательский метод организации обучения на основе поисковой, самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе решения предлагаемых студентам познавательных и практических задач.
Диспут. Участие каждого слушателя предполагает тщательную предварительную подготовку всей группы по заранее определенной проблеме. Для обсуждения могут быть предложены и заранее подготовленные тезисы по основным вопросам практического занятия. Рекомендуется подготовка докладов (сообщений) с изложением различных точек зрения по заданной проблеме. Основным этапом в подготовке является самостоятельная работа над первоисточниками, научной литературой, рекомендованной к занятию. Диспут предполагает подготовку хорошо продуманных и четко сформулированных дополнительных вопросов, акцентирующих внимание на основных и противоречивых моментах темы.
Эссе – это письменный вид работы на практических занятиях, представляет собой написание студентами учебных текстов, в которых фиксируется их понимание и формулируется позиция по наиболее актуальным и острым вопросам дисциплины.
Тестирование, используемое в процессе контроля знаний на практических занятиях, позволяющие проверить текущие знания студентов по пройденным темам и итоговое тестирование по всему курсу. Контрольные тесты нацелены на активизацию познавательной деятельности в процессе изучения отдельных тем и при закреплении знаний. Их цель состоит также в развитии умения студентов выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные связи, признаки и причины различных явлений и процессов.
Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме зачёта, который включает решение теста по всему курсу.
О распределении изучаемого материала по видам аудиторных занятий
Наиболее сложной частью курса является теоретическая. Поэтому целесообразно рассмотреть основные проблемы на лекциях, а затем вернуться к этому материалу на практических занятиях. Практические занятия распределены по разделам, что позволяет выносить на них те или иные темы данного раздела, а при сокращении количества практических занятий часть тем может быть выведена на самостоятельное изучение с последующим текущим тест-контролем. В рамках каждой темы студенты составляют словарь основных понятий. Это даёт возможность дополнительно проводить текущие мини-контрольные (терминологические) на каждом занятии. Тематические сообщения, подготовленные студентами, позволяют подробнее рассмотреть отдельные вопросы с привлечением дополнительной литературы.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям: для подготовки к практическим занятиям рекомендуется использовать книги из основного и дополнительного списка литературы. При этом:
– следует тщательно проработать соответствующую тему по основной и дополнительной литературе, рекомендованной в плане практического занятия, а также поработать с учебно-методическими материалами по дисциплине;
– не следует ограничиваться одним информационным источником, необходимо знакомиться с оригинальными текстами, хотя бы во фрагментах; необходимо обращаться к словарям и энциклопедиям, находить определения основных понятий темы;
– следует провести самостоятельный поиск материала, включая ресурсы Интернета (не только рекомендованные сайты), периодику;
– следует не только выявить для себя различные аспекты предложенной проблемы, но разнообразные подходы и множественные варианты и способы её решения;
– при подготовке по теме практического занятия докладов и сообщений можно использовать как классическую форму, так и презентации.
Методические рекомендации по написанию реферата: Цель написания реферата – развитие у студентов навыков самостоятельного подбора, изучения, анализа литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) и последующего краткого и лаконичного изложения материала по заданной теме в письменной форме. В итоге студент должен полностью раскрыть тему, логически последовательно изложить материал, представить разнообразные точки зрения и обозначить собственную, сделать обобщения и выводы. В зависимости от требований преподавателя может быть предложена защита рефератов.
Реферативная работа должна включать следующие разделы:
а) титульный лист, на котором необходимо указать полное название учебного заведения и подразделения курс и номер группы, в которой учится автор;
б) название кафедры социально-гуманитарных наук, куда представляется реферат;
в) тема реферата;
г) фамилия, имя, отчество автора;
д) название населенного пункта, в котором расположено учебное заведение;
е) год написания работы.
Оглавление (план) должно быть расположено на втором листе подготовленной работы с указанием страниц (на какой странице начинается и кончается та или иная часть выпускной работы); все страницы текста нумеруются. План работы должен полно и логично раскрывать тему.
– обосновать выбор темы, ее актуальность, связь с современностью, значимость в будущем;
– раскрыть новые подходы к решению проблемы; наличие противоречивых точек зрения на данную проблему в науке и желание в них разобраться;
– объяснить мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме;
– определить цели и задачи исследования, изложить порядок расположения материала в представляемой работе.
В основной части автор:
– непосредственно раскрывает суть проблемы или объективных исторических сведений по теме реферата, демонстрируя знание проблемы, способность анализировать, обобщать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения на спорные вопросы проблемы;
– дает критический обзор источников;
– сообщает собственные сведения, версии, оценки по данной проблеме.
Возможно деление материала на главы и параграфы. В заключении автор:
– подводит итоги исследования;
– высказывает свое личное мнение по данному вопросу, отражает в работе собственные мысли и чувства, результаты и личную значимость проделанной работы;
– делает соответствующие обобщения и выводы;
– определяет перспективы продолжения дальнейшего изучения темы.
В списке литературы на последнем листе должна быть дана библиография (то есть список использованной литературы) в алфавитном порядке. При оформлении источника указывается фамилия автора, его инициалы, полное название книги (учебника), место и год издания. Реферативная работа предполагает использование не менее 5-6 источников.
На каждый использованный источник в тексте обязательно даются ссылки внизу каждой страницы или в конце работы с указанием названия источника и страницы, откуда взят соответствующий материал. Цитаты следует заключать в «кавычки». Сноски и список используемой литературы составляют научно-справочный аппарат, правильное оформление которого свидетельствует об определенной научной квалификации автора работы.
Общий объем реферата не должен превышать 10-15 страниц печатного текста.