2020-2021_49_03_01 17 ФОТ_plx_Социология физической культуры
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Социально-гуманитарных наук
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Социология физической культуры
______________ 2017 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 17 ФОТ.plx

Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль: "Физкультурно-оздоровительные технологии"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
75,75
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
15 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Контактные часы на аттестацию
0,25
0,25
0,25
0,25
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32,25
32,25
32,25
32,25
Сам. работа
75,75
75,75
75,75
75,75
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.п.н., Зав. Каф., Л. А. Липская _________________
 
к.п.н., Руководитель ООП, Р. Х. Аминов _________________
Рецензент(ы):
 
Социология физической культуры
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 935)
 
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль: "Физкультурно-оздоровительные технологии"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 31.08.2017 протокол № 1.
 
Протокол от __ __________ 2017 г.  №  __  

Срок действия программы: 2017-2021 уч.г.

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2020 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2019 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2018 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2018 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Целью освоения дисциплины «Социология физической культуры» является формирование у студентов системы научных знаний и умений, составляющих основу социологии физической культуры как науки и учебной дисциплины, дающих представление о месте и роли физической культуры и спорта в современном обществе, их социальном, ценностном потенциале; воспитание активной гражданской позиции и толерантного отношения к представителям других социальных, этнических и конфессиональных групп.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История
2.1.2
История физической культуры
2.1.3
Политология-социология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Информационные технологии в сфере физической культуры и спорта
2.2.2
Пропаганда и связи с общественностью в сфере ФК и С
2.2.3
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.4
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК-2:      способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции 
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает основные этапы развития общества в том числе в сфере физической культуры и спорта
 
Уровень 2
Знает закономерности развития общества, в том числе в сфере  физической культуры и спорта
 
Уровень 3
Знает закономерности и особенности развития социологии ФК в рамках исторического процесса; знает методы социологического исследования в сфере ФКиС
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Может перечислить и сопоставить основные этапы развития общества и физической культуры и спорта
 
Уровень 2
Умеет понимать основные закономерности социологии физической культуры
 
Уровень 3
Умеет применять категориальный аппарат социологии ФК и основные методы социологического исследования
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет навыками формирования гражданской позиции
 
Уровень 2
Сравнивает, даёт оценку и обосновывает свою гражданскую позицию в рамках социологии ФК
 
Уровень 3
Владеет навыками организации своей частной и профессиональной деятельности согласно своей гражданской позиции
 
 
 
ОК-6:      способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия 
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает и называет социальные и этические нормы, регулирующие отношения человека и общества  в сфере физической культуры и спорта
 
Уровень 2
Знает структурные элементы общества, включая сферу физической культуры и спорта; методы анализа социологических явлений в сфере физической культуры и спорта
 
Уровень 3
Знает законы функционирования и развития общества, механизмы и формы проявления социальных процессов в сфере физической культуры и спорта
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет работать в коллективе, вести гармоничный диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации
 
Уровень 2
Умеет анализировать сложные ситуации в сфере физической культуры и спорта
 
Уровень 3
Умеет анализировать и прогнозировать сложные ситуации в сфере физической культуры и спорта и предлагать пути их урегулирования
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет способами и навыками установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами деятельности в коллективе
 
стр. 5
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
Уровень 2
Владеет методами социологического исследования в сфере физической культуры и спорта и  различными средствами коммуникации
 
Уровень 3
Владеет и применяет в профессиональной деятельности методы соц. анализа в сфере физической культуры и спорта и  различные средства коммуникации
 
 
 
ОК-7:      способностью к самоорганизации и самообразованию 
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает отдельные методы исследования  в области социологии ФК
 
Уровень 2
Знает основные этапы,  приемы и методы исследовательской деятельности
 
Уровень 3
Знает базовые методологические принципы деятельности, направленной на получение новых знаний
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет анализировать получаемую информацию в учебном процессе 
 
Уровень 2
Умеет применять различные методики, нацеленные на приобретение новых знаний
 
Уровень 3
Умеет определять цели и задачи исследовательской деятельности, критически оценивать и корректировать свою деятельность
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет навыками поиска информации, ее обработки и  систематизации
 
Уровень 2
Владеет основными приемами анализа социологической  информации
 
Уровень 3
Владеет методологическими принципами, приемами, средствами и методами анализа социологического процесса, навыками обобщения информации
 
 
 
ПК-9: способностью формировать мотивацию к занятиям избранным видом спорта, воспитывать у обучающихся моральные принципы честной спортивной конкуренции
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает основные моральные нормы и принципы честной конкуренции
 
Уровень 2
Знает способы взаимодействия в коллективе; понимает социальную и личностную значимость избранного вида деятельности
 
Уровень 3
Знает условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, объективные связи обучения, воспитания и развития личности
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет строить свою социальную и профессиональную деятельность согласно основным моральным нормам и принципам честной конкуренции
 
Уровень 2
Умеет аргументировать социальную и личностную значимость своей профессиональной деятельности
 
Уровень 3
Умеет использовать полученные знания в профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет навыками организации собственной деятельности  согласно основным моральным нормам и принципам честной конкуренции
 
Уровень 2
Владеет навыками аргументации собственной позиции в социальной и профессиональной деятельности
 
Уровень 3
Владеет навыками анализа собственной профессиональной деятельности
 
 
 
ПК-28: способностью выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта 
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает основные источники информации в сфере своей профессиональной деятельности
 
Уровень 2
Знает методы и средства обработки информации в сфере своей профессиональной деятельности
 
Уровень 3
Знает актуальные вопросы в сфере своей профессиональной деятельности
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет находить необходимую информацию в различных источниках
 
Уровень 2
Умеет критически оценивать различную информацию
 
Уровень 3
Умеет использовать полученную информацию в сфере своей профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет навыками получения информации из различных источников
 
Уровень 2
Владеет приёмами аналитической деятельности
 
Уровень 3
Владеет навыками рационального использования информации
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
 
стр. 6
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
3.1.1
– основные этапы и закономерности развития общества, в том числе в сфере физической культуры и спорта;
3.1.2
– социальные и этические нормы, регулирующие отношения человека и общества в сфере физической культуры и спорта;
3.1.3
– различные формы самостоятельной учебно-познавательной деятельности в области социологии физической культуры; основные требования, предъявляемые обществом к личности специалиста сферы физической культуры и спорта;
3.1.4
- условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; общие закономерности, объективные связи обучения, воспитания и развития личности; способы взаимодействия в коллективе; основные моральные нормы и принципы честной конкуренции; социальную и личностную значимость избранного вида деятельности;
3.1.5
- методы и средства сбора информации, а также основные источники информации, основные актуальные вопросы в сфере своей профессиональной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
– анализировать основные этапы и закономерности развития общества в сфере физической культуры и спорта;
3.2.2
– кооперироваться с коллегами, вести гармоничный диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации;
3.2.3
– применять методы и формы самоорганизации, самообразования и самоуправления в учебном процессе;
3.2.4
- использовать полученные знания в профессиональной деятельности для воспитания патриотизма, формирования здорового образа жизни; аргументировать социальную и личностную значимость своей профессиональной деятельност;
3.2.5
- анализировать и критически оценивать различную информацию в сфере своей профессиональной деятельности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
– обладает навыками формирования гражданской позиции;
3.3.2
– владеет различными средствами коммуникации в профессиональной деятельности;
3.3.3
– владеет навыками самоорганизации в ходе моделируемых учебных ситуаций и навыками самостоятельной работы по изучению роли физической культуры и спорта в жизни общества;
3.3.4
- навыками анализа собственной профессиональной деятельности;
3.3.5
- навыками получения, первичной обработки и рационального использования информации из различных источников.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 1 Социология физической культуры как наука

 
1.1
1.1 Место социологии ФК в системе наук и её значение /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28
3
0
Социология физической культуры как научная и учебная дисциплина. Предмет социологии физической культуры. Базовые понятия учебного курса «Социология физической культуры». Содержание и структура, цель и задачи, функции социологии физической культуры. Сходство и основные отличия социологии физической культуры от других специальных наук. Становление и развитие социологии физической культуры. Место социологии физической культуры в структуре социологии. Социальная роль физической культуры и спорта в современном мире. Теоретическое и практическое значение социологии физической культуры. Проблемы ее использования в спортивной деятельности. Социальные функции социологии физической культуры. Основные направления, проблематика и уровни социологического анализа физической культуры и спорта. Развитие социологии физической культуры в нашей стране.
 
1.2
1.1 Место социологии ФК в системе наук и её значение /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28
3
0
1. Раскройте особенности социологии физической культуры как научной и учебной дисциплины. Сформулируйте её основную цель и задачи. Покажите, что она даёт студенту?

2. Обоснуйте статус социологии физической культуры в структуре социологического знания. Найдите сходство и отличие от других социальных наук.

3. Раскройте теоретическое и практическое значение социологического познания физической культуры и спорта. В чём особенности социологического анализа спорта?

4. Назовите и дайте характеристику основных функций социологии и социологии физической культуры; найдите сходства и отличия.

5. Проведите сравнительный анализ социологии и социологии физической культуры: укажите, что их объединяет и разделяет в концепции социологии

6. Задачи социологии физической культуры можно свести к двум социально значимым проблемам: проблеме достижения массовости физкультурно-спортивного движения и разрешению социальных проблем спорта, спортивной деятельности. Поясните, о каких конкретно проблемах идет речь.

 
1.3
1.1 Место социологии ФК в системе наук и её значение /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

9,75
ОК-2 ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28
3
0
Подготовка к практическому занятию. Конспект «Место социологии ФК в системе наук»

Доклад «Исторические аспекты развития социологии спорта»

 
1.4
1.2 Физическая культура и спорт в системе современного общества /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28
3
0
Физическая культура и спорт как социальный институт. Место и роль физической культуры и спорта в социальных институтах общества. Социальные функции физической культуры и спорта. Роль физической культуры и спорта в обществе и жизни человека.

Социальная природа физической культуры и спорта. Спорт как составная часть физической культуры и самостоятельный социальный феномен. Изменение векторов взаимоотношений спорта и физической культуры, пути интеграции. Влияние социальной системы и социальных условий на развитие физической культуры. Развитие массовой физической культуры в современных условиях. Влияние экономики и политики на развитие физической культуры и спорта.

 
стр. 7
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
1.5
1.2 Физическая культура и спорт в системе современного общества /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28
3
0
1. Сформулируйте современные социологические проблемы физической культуры, покажите возможные пути их решения.

2. Раскройте особенности физической культуры как особого социального института.

3. Покажите, как развивается массовая физическая культура в современных условиях.

4. Раскройте влияние экономики на развитие физической культуры и спорта.

5. Раскройте влияние политической сферы на физическую культуру и спорт.

6. Раскройте и дайте характеристику основных социальных функций физической культуры, покажите, как они реализуются в современном обществе.

7. В социологии физической культуры показана тесная взаимосвязь феноменов «физическая культура» и «спорт», их проникновение друг в друга. В то же время, принимается во внимание четкое различие их по ценностному содержанию, социальным функциям и социальной значимости. Раскройте это различие. 

 
1.6
1.2 Физическая культура и спорт в системе современного общества /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ОК-2 ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28
3
0
Подготовка к практическому занятию. Используя различные источники (печатная пресса, интернет, ТВ) проанализируйте состояние физической культуры и спорта в Челябинске на текущий момент. Выводы в форме доклада, презентации.
 
 
Раздел 2. 2 Социологические проблемы физической культуры и спорта

 
2.1
2.1 Физическая культура как часть культуры общества. Роль ФК в образе жизни общества /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28
3
0
Мир явлений культуры (социологический анализ). Понятие «физическая культура», характеризующее один из объектов социологии физической культуры. Место физической культуры в системе явлений культуры и ее взаимоотношение с другими элементами культуры. Структура физической культуры, ее конкретно-исторический характер. Основные показатели и компоненты физической культуры личности, социальной группы и общества. Здоровый образ жизни и физическая культура личности. Место здоровья и других параметров физического состояния в системе основных ценностей современного человека. Социологический анализ отношения населения к занятиям физической культурой. Уровень подготовленности специалистов в области физической культуры и спорта.
 
2.2
2.1 Физическая культура как часть культуры общества. Роль ФК в образе жизни общества /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28
3
0
1. Физическая культура является частью культуры общества, ей присущи общекультурные социальные функции: воспитательная, образовательная, нормативная, преобразовательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная и др. Дайте характеристику указанным функциям.

2. Основными показателями физической культуры как свойства личности являются: забота человека о своем физическом состоянии; умение эффективно применять средства физического воспитания и др.  Дополните приведенные показатели.

3. Одним из важных доказательств существенных различий физической и спортивной культур является осмысление их ценностного потенциала.

Ценности физической культуры проявляются: в знаниях и опыте, накопленных человечеством для физического совершенствования; в мобилизационных ценностях; в значимости для человека накопленных знаний, теории и методики использования физических упражнений и для укрепления здоровья от ценностей спорта.

Покажите, что общего и в чём отличие данных ценностей от ценностей спорта. Раскройте специфику ценностей спорта, как фактора социальной интеграции и укрепления международных связей.

4. Раскройте роль физкультурного образования в освоении ценностей физической культуры. Укажите инновационные направления физкультурного образования по освоению ценностей физической культуры и спорта. Понятие особенности физической культуры студентов.

5. Разрыв между спортом и физической культурой в технологическом плане очевиден. Раскройте пути интеграции физической культуры и спорта, внедрение спортивных технологий в физическое воспитание. Назовите передовые методики, наработанные в области спорта и внедряемые в практику физического воспитания.

6. В спорте наиболее предпочтительными ценностями сегодня выступают: прагматизм, успешность, сила, способность решать сверхсложные задачи. Объясните, почему так происходит. Какие ценности в современных условиях, на Ваш взгляд, утрачивают свое значение? Можно ли говорить о дегуманизации спорта?

7. Здоровый образ жизни – это прежде всего культурный образ жизни, цивилизованный, гуманистический, характеризующийся высказыванием: «Здоровый дух – в здоровом теле». Согласны ли Вы с данным высказыванием? Обоснуйте свой ответ.

8. Укажите формы, в которых проявляется физкультурно-спортивная активность населения. Проанализируйте пути и средства повышения физкультурно-спортивной активности населения (социологический анализ). Укажите причины безразличного отношения взрослого населения к занятиям спортом. Покажите, как изменилась физкультурно-спортивная активность населения за последнее время.

9. Современная критика спорта утверждает, что большой спорт губителен для человека, заставляет работать на износ, приносить себя в жертву рекордам. Выскажите свое отношение к данному утверждению. Приведите данные конкретных социологических исследований.

 
2.3
2.1 Физическая культура как часть культуры общества. Роль ФК в образе жизни общества /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ОК-2 ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28
3
0
Подготовка к практическому занятию. Используйте различные источники статистической информации (печатная пресса, интернет, ТВ). «Сочинская олимпиада и паралимпиада» – сообщения, презентации
 
2.4
2.2 Роль ФКиС в социализации личности. Гендерные аспекты спорта /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28
3
0
Социализации личности: основные понятия, сущность и содержание. Роль физической культуры и спорта в социализации личности. Социальные факторы, детерминирующие процесс формирования личности спортсмена. Механизмы социализации в спорте. Спортивная группа как малая социальная группа. Соотношение воспитания и социализации личности спортсмена. Проблема гуманизации физического воспитания в современных условиях. Негативные явления в процессе социализации спортсменов. Сравнительная характеристика физкультурно-спортивной активности населения нашей страны и других стран. Основные компоненты и показатели физкультурно-спортивной активности различных групп населения. Социальные барьеры на пути повышения физкультурно-спортивной активности населения. Пути и средства повышения физкультурно-спортивной активности населения (социологический анализ). Социальные факторы, детерминирующие процесс формирования личности спортсмена. Гендерный анализ спорта. Женщина и спорт. Спортивная карьера. Дисфункциональные явления в спортивной карьере.
 
2.5
2.2 Роль ФКиС в социализации личности. Гендерные аспекты спорта /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28
3
0
1. Раскройте причины, по которым в современной культуре спорт становится наиболее востребованным средством социализации личности. Спортивное соперничество делает спорт эффективным средством социализации личности. Покажите, что происходит со спортсменом в результате соревновательной деятельности.

2. Первичная социализация спортсмена – это сфера межличностных отношений (например, спортсмен – тренер), вторичная социализация – сфера социальных отношений (например, спортсмен – федерация по виду спорта). Раскройте функции, которые выполняют агенты первичной и вторичной социализации, покажите их отличия.

3. Спорт сегодня показывает себя наиболее эффективным средством ресоциализации личности с ограниченными возможностями. Проанализируйте, как осуществляется у нас в стране привлечение детей с ограниченными возможностями к занятиям спортом. Покажите, какие проблемы испытывают участники Паралимпийских игр. Приведите примеры.

4. В социологии физической культуры этапы социализации спортсмена, как правило, связывают с процессом формирования его спортивной карьеры. Раскройте особенности каждого этапа и покажите их отличие.

5. Назовите социальные факторы, детерминирующие процесс формирования личности спортсмена. Объясните, как они влияют на спортивную карьеру. Раскройте этапы спортивной карьеры и покажите особенности дисфункциональных явлений.

6. Сформулируйте основные противоречия, обуславливающие кризисы спортивной карьеры. Покажите, как происходит социальная адаптация спортсменов после завершения спортивной карьеры, укажите возникающие проблемы и трудности этого периода.

7. Покажите, в чём проявляется личная социальная ответственность спортсменов, достигших высокого профессионального мастерства, выступающих на мировых спортивных аренах, а также спортсменов-политиков и депутатов Государственной думы. Выскажите своё отношение к спортсменам, выступающим за заграничные клубы и команды. Согласуется ли их поведение с социальной ответственностью?

8. В настоящее время очень активно развивается феминизация спорта. Раскройте причины острых социальных и психологических проблем, связанных с феноменом феминизации спорта, предложите возможные пути их решения.

 
2.6
2.2 Роль ФКиС в социализации личности. Гендерные аспекты спорта /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОК-2 ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28
3
0
Подготовка к практическому занятию. Реферат «Социализация личности спортсмена»
 
2.7
2.3 Социологические аспекты массового спорта и спорта высших достижений. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28
3
0
Массовый спорт и спорт высших достижений в структуре соц. отношений, их соц. значение и функции. Особенности, функции и значение спорта как социального института. Различие социальных функций массового спорта и спорта высших достижений. Современное состояние массового спорта и спорта высших достижений. Спортивное зрелище и его особенности. Антигуманные проявления в современном спорте. Агрессия и насилие в современном спорте. Проблема допинга в спорте. Международное спортивное и олимпийское движение на современном этапе. Характеристика олимпизма, его идеалов и ценностей, целей и задач современного олимпийского движения.  Идеалы Кубертена в современном олимпийском движении (социологический анализ). Гуманистические идеалы олимпизма и реальность. Социальные проблемы современного международного спортивного и олимпийского движения. Влияние профессионализации и коммерциализации спорта на социальное содержание и значение олимпийского движения. Социальный портрет современного спортсмена-олимпийца.
 
2.8
2.3 Социологические аспекты массового спорта и спорта высших достижений. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28
3
0
1. Массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах. На конкретных примерах покажите, в каких формах и как развивается массовый спорт в нашем вузе. Расскажите о достижениях студентов-спортсменов.

2. Раскройте современное состояние и тенденции развития массового спорта в России. Укажите проблемы массового спорта и покажите возможные пути их решения.

3. Сформулируйте отличительные характеристики спорта высших достижений и современного олимпийского движения. Назовите семь основополагающих принципов Олимпизма, перечисленных в Олимпийской хартии. На основе анализа конкретных примеров покажите, какие из них в большей степени соблюдаются, а какие нарушаются. Сформулируйте современные проблемы спорта высших достижений.

4. Главный замысел Пьера де Кубертена, связанный с возрождением Олимпийских игр, состоял в том, чтобы использовать спорт «для обновления человечества через воспитание». Согласны ли Вы с мнением Кубертена, что спортивная игра? Покажите, как сегодня реализуются принципы Кубертена.  Всегда ли в большом спорте мы наблюдаем честную игру?

5. В олимпийском спорте стали нарастать антигуманистические тенденции – жёсткая конкуренция, враждебность, недружелюбие, допинг – махинации, которые в корне противоречат идеалам олимпизма. Выскажите своё мнение к этим явлениям. Укажите возможные пути решения социальных проблем, определяющих ситуацию в развитии спорта высших достижений.

6. Проанализируйте имеющиеся данные об использовании допинга в большом спорте и выскажите своё мнение по поводу этого явления. Приведите пример двойных стандартов ВАДА в отношении западных и российских спортсменов. Можно ли говорить о равных возможностях в большом спорте?

 
2.9
2.3 Социологические аспекты массового спорта и спорта высших достижений. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОК-2 ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28
3
0
Подготовка к выступлению на практическом занятии. Используйте различные источники (печатная пресса, интернет, ТВ).

Ознакомьтесь с содержанием Олимпийской хартии.

Составьте таблицу «Социологические аспекты массового спорта и спорта высших достижений»

 
2.10
2.4 Международное олимпийское движение и терроризм. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28
3
0
Социально-политические проблемы современного международного олимпийского движения (международный терроризм и олимпийское движение).
 
стр. 8
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
2.11
2.4 Международное олимпийское движение и терроризм. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28
3
2
Существует известный олимпийский лозунг «Спорт – вне политики!». Проанализируйте материалы о проведении Олимпийских игр за последние десятилетия. Считаете ли Вы, что запрет на участие наших спортсменов в последних Олимпиадах свидетельствует о том, что спорт все больше зависит от международной политики?

Дискуссия: Международное олимпийское движение и терроризм.

 
2.12
2.4 Международное олимпийское движение и терроризм. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОК-2 ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28
3
0
Подготовка к участию в дискуссии. Используйте различные источники (печатная пресса, интернет, ТВ).
 
 
Раздел 3. 3 Методология и методы социологических исследований в сфере физической культуры и спорта

 
3.1
3.1 Конкретно-социологические исследования, их значение в сфере ФКиС /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28
3
0
Конкретно-социологическое исследование – методологическая основа прикладной социологии. Основные задачи, этапы и элементы конкретно-социологического исследования, его разновидности. Место и значение конкретно-социологических исследований в социологии физической культуры. Значение конкретно-социологических исследований для повышения эффективности профессиональной деятельности специалистов в области физической культуры и спорта.

Разработка программы социологического исследования в сфере ФКиС, ее разделы. Содержание методологического раздела программы: формулировка проблемы, определение цели как ожидаемого результата социологического анализа и задач, обоснование объекта и предмета исследования, интерпретация основных понятий, системный анализ объекта исследования, выдвижение и формулировка гипотез исследования.

Методико-процедурный раздел программы. Сущность выборки Генеральная и выборочная совокупности. Репрезентативность выборки. Надежность и достоверность эмпирической социологической информации

 
3.2
3.1 Конкретно-социологические исследования, их значение в сфере ФКиС /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28
3
2
1. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое. Поясните, в чём они состоят и чем отличаются. Раскройте особенности основных этапов социологического исследования.

2. Опишите, что представляет собой проблема, объект, предмет, цели, задачи и гипотеза исследования.

3. Многочисленные конкретные социологические исследования позволяют анализировать потребностно-мотивационное состояние общества в сфере физической культуры и спорта, оценивать реальное отношение людей, их интересы, ценностные ориентации, уровень ценностного отношения к физической культуре и спорту (приведите конкретные примеры таких исследований).

4. Раскройте суть проектирования выборочной совокупности социологического исследования. Покажите, какие типы выборки существуют.

5. Опишите, что представляет собой проблема, объект, предмет, цели, задачи и гипотеза исследования.

6. Многочисленные конкретные социологические исследования позволяют анализировать потребностно-мотивационное состояние общества в сфере физической культуры и спорта, оценивать реальное отношение людей, их интересы, ценностные ориентации, уровень ценностного отношения к физической культуре и спорту (приведите конкретные примеры таких исследований).

7. Раскройте суть проектирования выборочной совокупности социологического исследования. Покажите, какие типы выборки существуют.

8. Разработка программы конкретного социологического исследования в сфере физической культуры и спорта

 
3.3
3.1 Конкретно-социологические исследования, их значение в сфере ФКиС /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ОК-2 ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28
3
0
Подготовка к работе на практическом занятии: определите тему социологического исследования и составьте программу.

Заполните таблицу «Задачи подготовки программы социологических исследований», определив, какие задачи относятся к методологическому, а какие к методическому разделам программы.

 
3.4
3.2 Методы исследования. Методика составления анкеты /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28
3
0
Понятия «метод», «методология», «методика», «техника». Классификация методов. Основные методы конкретно-социологического исследования. Анализ документов. Социологическая классификация документов. Контент-анализ как способ качественно-количественного содержания текста. Наблюдение, его разновидности. Основные требования к наблюдению. Недостатки наблюдения как метода научного исследования. Опрос и его разновидности: анкетирование, интервью. Социальный эксперимент и его разновидности. Понятие анкеты. Основные элементы структуры анкеты, их функции. Классификация вопросов. Закрытые, полузакрытые и открытые вопросы. Прямая и косвенные формы постановки вопросов. Различные конструкции вариантов ответа на вопрос. Типы вопросов (вопросы-диалоги, контактные, вопросы-фильтры, контрольные вопросы). Типы содержательных вопросов: о фактах, о знаниях, о внутренних состояниях (мнениях, интересах, мотивах и т.д.) человека. Составление анкеты и поведение анкетирования.
 
3.5
3.2 Методы исследования. Методика составления анкеты /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-2 ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28
3
0
1. В социологии принято выделять количественные и качественные методы. Раскройте их особенности. Приведите примеры применения количественных и качественных методов. Покажите, при использовании каких методов исследователь получает преимущественно ответы на вопросы «кто?», «как?», «сколько?», а при каких – на вопросы «что?» и «почему?».

2. Заполните таблицу «Методы социологического исследования»: укажите метод, дайте его характеристику, назовите достоинства и недостатки.

3. Назовите достоинства и недостатки метода наблюдения. Поясните, каким образом можно повысить объективность педагогического наблюдения, например, занятий физической культурой и спортом?

4. Охарактеризуйте методы опроса. Приведите разные классификации опросов. Поясните, что представляют собой вопросы в опросных методах исследования. Покажите отличительные особенности и приведите примеры закрытых и открытых вопросов; вопросов-фильтров, шкальных, многовариантных (меню) вопросов. Укажите, каким должен быть вопрос и чего нужно избегать при формулировке вопросов.

5. Раскройте сущность социологического научного эксперимента, его отличие от наблюдения. Назовите этапы социологического научного эксперимента. Покажите отличие контрольной и экспериментальной групп.

6. Дайте характеристику основных разделов анкеты. 

 
3.6
3.2 Методы исследования. Методика составления анкеты /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОК-2 ОК-6 ОК-7 ПК-9 ПК-28
3
0
Подготовка к выступлению на практическом занятии: составьте анкету на интересующую Вас тему в области физической культуры и спорта и проведите социологическое исследование. Проанализируйте полученные данные и подготовьте письменный отчёт по итогам выполнения исследования.
 
3.7
/Зачёт/

0
3
0
Зачёт проводится на последнем практическом занятии
 
3.8
/КАтЗ/

0,25
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерные вопросы к зачету

1 Социология спорта как наука. Ее объект, предмет и функции.

2 Становление и развитие социологии спорта.

3 Социология спорта в структуре социологического знания.

4 Социологическая интерпретация понятия «спорт».

5 Физические упражнения и состязания в примитивных обществах.

6 Спорт в аграрных обществах. Причины возникновения и упадка.

7 Факторы развития института спорта в индустриальном обществе.

8 Тенденции развития спорта в постиндустриальной цивилизации.

9 Спорт в системе общекультурных ценностей.

 
стр. 9
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
10 Социокультурный смысл спортивного соревнования.

11 Культурно-нормативное содержание современного спорта.

12 Характеристика спорта как социального института.

13 Спорт для всех как социальное явление.

14 Социальные и экономические функции фитнесса.

15 Социально-демографические характеристики субъектов массового спорта.

16 Большой спорт, его подсистемы и функции.

17 Проблема соотношения массового и большого спорта.

18 Спорт и глобализация. Международный спорт как глобальный социальный феномен.

19 Олимпийские игры античности и современности. Сходства и различия.

20 Спорт и национальный менталитет. Основные различия европейской и американской моделей спорта.

21 Спорт в современной России. Проблемы и перспективы развития.

22 Спорт и государство. Причины и формы вовлечения государства в функционирование института спорта.

23 Спорт как элемент экономической системы.

24  Универсальные и специфические функции спорта и его подсистем.

25 Дисфункциональные проявления в международном спорте.

26 Роль спорта в социализации личности.

27 Спортивная карьера. Кризисы спортивной карьеры.

28 Агрессия и насилие в спорте. Социологический анализ проблемы.

29 Допинг в спорте как социальная проблема.

30 Спорт и идеи гуманизма. Проблема гуманизации спорта и возможные способы ее решения.

31 Социальные барьеры физкультурной активности. Ориентация личности на оздоровление средствами спорта.

32 Методы социологии. Понятие эмпирического социологического исследования.

33 Этапы и виды социологического исследования.

34 Программа социологического исследования. Разделы программы.

35 Опрос как метод социологического исследования. Структура анкеты и виды вопросов.

 
5.2. Темы письменных работ
Примерная тематика рефератов

1 Принципы  государственной политики в сфере ФК и ее реальное состояние.

2 Программа повышения интереса к физической культуре конкретной социальной группы.

3 Символический потенциал сферы ФК в Челябинской области: контент-анализ публикаций, посвященных известным спортсменам в областной и центральной прессе.

4 Физическая культура как элемент образа жизни и стиля жизни человека.

5 Ценностный потенциал ФК как основа формирования культуры личности.

6 Статус спортсмена в современном российском обществе.

7 Социальные проблемы здорового образа жизни.

8 Игровая концепция спорта в социологии.

9 Концепция спорта как сферы символического производства.

10 Место физической культуры в общей культуре общества.

11 Социальные факторы (экономические, политические, культурные) развития ФК в современном обществе.

12 Социологический анализ отношения молодежи к ценностям физической культуры.

13 Символический капитал олимпийского и массового спорта на Южном Урале.

14 Спорт как сфера социальной реабилитации инвалидов.

15 Прогноз социального развития спорта.

16 Роль спорта в социализации личности.

17 Первичная и вторичная социализация спортсмена.

18 Этапы и кризисы спортивной карьеры.

19 Социальный феномен болельщика.

20 Социальный феномен спортивного фаната.

21 Здоровый образ жизни как социальная ценность.

22 Допинг как проблема современного спорта.

23 Двигательная активность и ее значимость в жизни населения региона.

24 Спортсмены о проблеме завершения спортивной карьеры.

25 Стратификационные особенности граждан, посещающих фитнесс-клубы.

26 Фэйр Плэй в спорте и повседневной жизни.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
Тестовые задания
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 10
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Столяров В. И., Передельский А. А., Башаева М. М.
Современные проблемы наук о физической культуре и спорте. Философия спорта: учебник
М.: Советский спорт, 2015
 
Л1.2
Иванов Д. В.
Социология: учебник
М.: Проспект, 2017
 
Л1.3
Кухарчук, Д.В.
Социология: учеб. пособие
М.: Юрайт, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Лубышева Л.И.
Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие для вузов
М.: Академия, 2010
 
Л2.2
Кошкарев Л.Т., Филина И.А.
Социология физической культуры: учеб. пособие
Великие Луки: Великолукская ГАФК, 2010
 
Л2.3
Кравченко А.И.
Методология и методы социологических исследований: учебник для бакалавров
М.: Юрайт, 2014
 
Л2.4
Передельский А.А.
Физическая культура и спорт в отражении философских и социологических наук. Социология спорта: учебник
М.: Спорт, 2016
 
Л2.5
Передельский А.А.
Двуликий Янус. Спорт как социальный феномен: сущность и онтологические основания: монография
М.: Спорт, 2016
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Липская Л. А. 
Социология физической культуры: практикум: учебно-практическое пособие
Челябинск: УралГУФК, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Архив журнала «Теория и практика физической культуры»
 
Э2
Архив журнала «Физическая культура: образование, воспитание, тренировка»             
 
Э3
Информационное спортивное агентство
 
Э4
Тексты лекций по курсу "Социология физической культуры и спорта"
 
Э5
Электронная библиотека по социологии и смежным дисциплинам
 
Э6
Электронная библиотечная система Руконт
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
6.3.1.2
LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux:
6.3.1.3
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
6.3.1.4
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций
6.3.1.5
Libre Оffice Сalc – программа для работы с электронными таблицами
6.3.1.6
Mozilla Firefox – интернет обозреватель
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний. – Режим доступа : https://www.ebsco.com/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Занятия проводятся в аудиториях:
7.2
1-41: Компьютер – 1; Монитор – 1; Проектор – 1; Экран – 1; Парта: 40 шт; Доска классная трёхстворчатая: 1 шт; Жалюзи: 4 шт; Стол 2х тумбовый: 1 шт; Стул: 3 шт.
7.3
1-315: Компьютер – 1; Монитор – 1; Проектор – 1; Экран – 1; Доска классная 3-х створч: 1 шт; Стеллаж: 1 шт; Тумба мобильная650*500*750 ячейки, боковые полки: 1 шт; Стол письменный: 1 шт; Стул ученический: 24 шт; Стул п/мягкий: 3 шт; Мебель школьная: 15 шт; Жалюзи рулонные: 3 шт; Жалюзи минирулонные: 6 шт.
7.4
2-210: Шкаф закрытый: 1 шт; Стол 2 местный: 4 шт; Стол 3 местный: 5 шт; Полка стеклянная навесная: 7 шт; Стул: 24 шт; Жалюзи: 2 шт.; Компьютер: 1 шт; Монитор: 1 шт; Экран: 1 шт; Проектор: 1 шт.
7.5
1-23: Компьютер – 1; Монитор – 1; Проектор – 1; Экран – 1; Кондиционер: 1 шт; Стенка: 1 шт; Стол ученический: 15 шт; Стул ученический: 30 шт; Доска классная трёхстворчатая: 1 шт; Жалюзи: 2 шт; Жалюзи минирулонные: 4 шт; Шкаф офисный: 3 шт; Стол письменный угловой с тумбой: 1 шт; Стул: 1 шт; Трибуна настольная: 1 шт.
7.6
2-114: Тумба угловая: 1 шт; Жалюзи: 4 шт; Стул: 36 шт; Доска: 1 шт; Стол письмен. компьютерный: 1 шт; Стол ученический: 28 шт; Стол: 9 шт; Стул ученический:36 шт; К-т парта 2 стула: 1 шт; Проектор Beng Projector МР575 с экраном: 1 шт; Компьютер Celeron: 1 шт; Монитор: 1 шт; Экран: 1 шт; Проектор: 1 шт. 
 
стр. 11
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Преподавателем осуществляется текущий контроль за посещаемостью студентом аудиторных занятий и выполнением им творческих заданий, тестов и других видов самостоятельной работы.

Формы и виды промежуточного контроля и самостоятельной работы по дисциплине:

Устные доклады и сообщения – эта форма работы становится более эффективной, если практикуется организация содокладов, дополнений, оппонирования тех или иных высказанных идей и/или положений.

Проведение дискуссий по различным проблемам дисциплины, которые подразумевают написание студентами тезисов, рефератов по предложенной тематике. Студенты не только делают устные доклады, но и задают группе вопросы, что благоприятствует возникновению оживлённого обмена мнениями.

Исследовательский метод организации обучения на основе поисковой, самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе решения предлагаемых студентам познавательных и практических задач.

Диспут. Участие каждого слушателя предполагает тщательную предварительную подготовку всей группы по заранее определенной проблеме. Для обсуждения могут быть предложены и заранее подготовленные тезисы по основным вопросам практического занятия. Рекомендуется подготовка докладов (сообщений) с изложением различных точек зрения по заданной проблеме. Основным этапом в подготовке является самостоятельная работа над первоисточниками, научной литературой, рекомендованной к занятию. Диспут предполагает подготовку хорошо продуманных и четко сформулированных дополнительных вопросов, акцентирующих внимание на основных и противоречивых моментах темы.

Эссе – это письменный вид работы на практических занятиях, представляет собой написание студентами учебных текстов, в которых фиксируется их понимание и формулируется позиция по наиболее актуальным и острым вопросам дисциплины.

Тестирование, используемое в процессе контроля знаний на практических занятиях, позволяющие проверить текущие знания студентов по пройденным темам и итоговое тестирование по всему курсу. Контрольные тесты нацелены на активизацию познавательной деятельности в процессе изучения отдельных тем и при закреплении знаний. Их цель состоит также в развитии умения студентов выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные связи, признаки и причины различных явлений и процессов.

Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме зачёта, который включает решение теста по всему курсу.

О распределении изучаемого материала по видам аудиторных занятий

Наиболее сложной частью курса является теоретическая. Поэтому целесообразно рассмотреть основные проблемы на лекциях, а затем вернуться к этому материалу на практических занятиях. Практические занятия распределены по разделам, что позволяет выносить на них те или иные темы данного раздела, а при сокращении количества практических занятий часть тем может быть выведена на самостоятельное изучение с последующим текущим тест-контролем. В рамках каждой темы студенты составляют словарь основных понятий. Это даёт возможность дополнительно проводить текущие мини-контрольные (терминологические) на каждом занятии. Тематические сообщения, подготовленные студентами, позволяют подробнее рассмотреть отдельные вопросы с привлечением дополнительной литературы.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям: для подготовки к практическим занятиям рекомендуется использовать книги из основного и дополнительного списка литературы. При этом:

– следует тщательно проработать соответствующую тему по основной и дополнительной литературе, рекомендованной в плане практического занятия, а также поработать с учебно-методическими материалами по дисциплине;

– не следует ограничиваться одним информационным источником, необходимо знакомиться с оригинальными текстами, хотя бы во фрагментах; необходимо обращаться к словарям и энциклопедиям, находить определения основных понятий темы;

– следует провести самостоятельный поиск материала, включая ресурсы Интернета (не только рекомендованные сайты), периодику;

– следует не только выявить для себя различные аспекты предложенной проблемы, но разнообразные подходы и множественные варианты и способы её решения;

– при подготовке по теме практического занятия докладов и сообщений можно использовать как классическую форму, так и презентации.

Методические рекомендации по написанию реферата: Цель написания реферата – развитие у студентов навыков самостоятельного подбора, изучения, анализа литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) и последующего краткого и лаконичного изложения материала по заданной теме в письменной форме. В итоге студент должен полностью раскрыть тему, логически последовательно изложить материал, представить разнообразные точки зрения и обозначить собственную, сделать обобщения и выводы. В зависимости от требований преподавателя может быть предложена защита рефератов.

Реферативная работа должна включать следующие разделы:

а) титульный лист, на котором необходимо указать полное название учебного заведения и подразделения курс и номер группы, в которой учится автор;

б) название кафедры социально-гуманитарных наук, куда представляется реферат;

в) тема реферата;

г) фамилия, имя, отчество автора;

д) название населенного пункта, в котором расположено учебное заведение;

е) год написания работы.

Оглавление (план) должно быть расположено на втором листе подготовленной работы с указанием страниц (на какой странице начинается и кончается та или иная часть выпускной работы); все страницы текста нумеруются. План работы должен полно и логично раскрывать тему.

 
стр. 12
УП: 49.03.01 17 ФОТ.plx
 
Во введении автор должен:

– обосновать выбор темы, ее актуальность, связь с современностью, значимость в будущем;

– раскрыть новые подходы к решению проблемы; наличие противоречивых точек зрения на данную проблему в науке и желание в них разобраться;

– объяснить мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме;

– определить цели и задачи исследования, изложить порядок расположения материала в представляемой работе.

В основной части автор:

– непосредственно раскрывает суть проблемы или объективных исторических сведений по теме реферата, демонстрируя знание проблемы, способность анализировать, обобщать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения на спорные вопросы проблемы;

– дает критический обзор источников;

– сообщает собственные сведения, версии, оценки по данной проблеме.

Возможно деление материала на главы и параграфы. В заключении автор:

– подводит итоги исследования;

– высказывает свое личное мнение по данному вопросу, отражает в работе собственные мысли и чувства, результаты и личную значимость проделанной работы;

– делает соответствующие обобщения и выводы;

– определяет перспективы продолжения дальнейшего изучения темы.

В списке литературы на последнем листе должна быть дана библиография (то есть список использованной литературы) в алфавитном порядке. При оформлении источника указывается фамилия автора, его инициалы, полное название книги (учебника), место и год издания. Реферативная работа предполагает использование не менее 5-6 источников.

На каждый использованный источник в тексте обязательно даются ссылки внизу каждой страницы или в конце работы с указанием названия источника и страницы, откуда взят соответствующий материал. Цитаты следует заключать в «кавычки». Сноски и список используемой литературы составляют научно-справочный аппарат, правильное оформление которого свидетельствует об определенной научной квалификации автора работы.

Общий объем реферата не должен превышать 10-15 страниц печатного текста.