«Уральский государственный университет физической культуры»
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
Срок действия программы: 2019-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Петрушкина Надежда Петровна
Зав. кафедрой Петрушкина Надежда Петровна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Петрушкина Надежда Петровна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Петрушкина Надежда Петровна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Петрушкина Надежда Петровна
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
нормативные величины;
физиологические механизмы регуляции деятельности основных органов и систем организма человека различных возрастных группах;
причинно-следственные взаимосвязи между различными явлениями в организме.
ции
ракт.
биологического возраста
/Пр/
1. Функциональные особенности развития организма ребенка
2. Понятия роста и развития организма, их основные закономерности.
3. Незаконченность развития всех органов и систем организма ребенка: нервной системы, терморегуляции, иммунитета, двигательной и кардиореспираторной систем.
4. Значение возрастной физиологии для физической культуры и спорта.
5. Гомеостаз и механизмы регуляции функций в организме. Саморегуляция
6. Энергетическое правило скелетных мышц, надежность биологических систем, гетерохрония и учение о системогенезе
8. Возрастные особенности структуры и функций нервной системы. Общий план строения нервной системы и ее значение.
9. Возрастные изменения структуры нейрона. Нервный центр. Рефлекс – основная форма деятельности нервной системы.
10. Основные свойства нервной системы: раздражимость, возбудимость, проводимость, передача возбуждения в синапсах. Иррадиация и индукция
11. Развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы. Функции спинного мозга. Функции продолговатого мозга.
12. Структурно-функциональная организация коры головного мозга. Старая и древняя кора. Новая кора.
13. Первичные, вторичные и третичные поля коры.
14. Ассоциативные, комиссуральные и проекционные волокна. Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры.
15. Вегетативная нервная система и ее возрастные особенности.
16. Возрастные особенности высшей нервной деятельности. Значение работ и в изучении функций коры головного мозга.
17. Условные и безусловные рефлексы, условия образования условных рефлексов
18. Механизм образования условных рефлексов. Память.
19. Виды торможения условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение у детей и подростков
20. Качественные особенности высшей нервной деятельности человека.
21. Пластичность типов высшей нервной деятельности человека.
22. Возрастные особенности высшей нервной деятельности. Развитие первой и второй сигнальных систем у детей.
23. Типологические особенности высшей нервной деятельности ребенка по Красногорскому.
24. Механизмы внимания и их формирование с возрастом. Непроизвольное, произвольное и социальное внимание.
25. Физиологические основы памяти. Кратковременная и долговременная память. Словесно-логическая абстрактная память.
26. Мотивации и эмоции и их значение в поведении детей и подростков.
27. Механизмы сна и бодрствования. Стадии сна. Длительность сна у детей и подростков.
28. Зрительная сенсорная система. Профилактика нарушений зрения у детей.
29. Возрастные особенности рефракции и аккомодации глаза у детей.
30. Механизм восприятия звука. Профилактика нарушений слуховой сенсорной системы.
31. Строение и функции опорно-двигательного аппарата.
32. Рост и развитие костей.
33. Возрастные особенности реакций организма на физическую нагрузку в различные возрастные периоды.
34. Влияние физических нагрузок на растущий организм.
35. Функционирование кардиореспираторной системы у тренированных лиц в различные возрастные периоды.
36. Отдых и восстановление (сверхвосстановление).
37. Недельная динамика работоспособности у детей школьного возраста.
38. Фазы работоспособности и ее дневная периодичность: врабатывание, фазы оптимальной работоспособности, утомление.
39. Двигательный режим учащихся и вред гиподинамии. Последствия гиподинамии.
40. Влияние чрезмерной двигательной активности на опорно-двигательный аппарат.
41. Осанка, ее формирование. Типы нарушения санки у детей и подростков.
42. Характеристика деформаций позвоночного столба у детей и подростков.
43. Плоскостопие. Профилактика плоскостопия у детей и подростков. Виды плоскостопия: статическое, травматическое, паралитическое.
44. Рекомендации для укрепления мышечного корсета туловища и мышц свода стопы.
45. Возрастные особенности пищеварения в ротовой полости. Пищеварение в желудке у детей.
46. Возрастные особенности жирового и белкового обмена у детей и подростков.
47. Обмен углеводов и его возрастные особенности. Нарушения углеводного обмена, диабет первого и второго типов.
48. Значение гормонов щитовидной железы. Последствия гипофункции щитовидной железы у детей.
49. Значение гормонов в регуляции процессов роста и развития организма.
50. Гормоны коркового и мозгового вещества надпочечников и их значение.
51. Половое созревание. Стадии полового созревания.
52. Строение сердца и его возрастные особенности.
53. Изменения в сердечнососудистой системе связанные с актом родов.
54. Возрастные особенности частоты сердечных сокращений, систолического и минутного объемов крови, кровяного давления.
55. Нервная и гуморальная регуляция кровообращения и ее возрастные особенности.
56. Возрастные особенности реакций сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.
57. Возрастные особенности анатомического строения респираторной системы у детей и подростков
58. Возрастные особенности функций респираторной системы и механизмов ее регуляции
59. Строение и возрастные особенности функции почек.
60. Возрастные особенности строения и функции кожи. Профилактика кожных заболеваний у детей.
2. Характеристика анатомических возрастных изменений в процессе индивидуального развития человека.
3. Характеристика физиологических возрастных изменений в процессе индивидуального развития человека.
5. Сравнение различных классификаций возрастных периодов развития.
6. Отличия анатомии и физиологии организма младенца от взрослого.
7. Отличия анатомии и физиологии организма дошкольника от взрослого.
8. Отличия анатомии и физиологии организма младшего школьника от взрослого.
9. Отличия анатомии и физиологии организма ребёнка среднего школьного возраста от взрослого.
10. Отличия анатомии и физиологии организма подростка от взрослого.
11. Общие представления о процессах роста и развития.
12. Критические периоды эмбрионального развития. Причины врожденных уродств и дефектов.
13. Периодизация развития ребёнка после рождения.
14. Факторы, влияющие на развитие в детском возрасте.
15. Акселерация и ретардация развития.
16. Понятие здоровья.
17. Основные нарушения развития и здоровья детей и подростков.
18. Значение гигиены для профилактики нарушений развития и здоровья детей.
19. Общий план строения нервной системы и её основные функции.
20. Нейрон как структурная и функциональная единица нервной системы. Виды нейронов.
21. Развитие нервной системы в детском возрасте.
22. Что такое нервный импульс.
23. Синапсы, их виды, строение, функционирование и значение.
24. Пластичность синапсов как основа научения, условного рефлекса, памяти.
25. Рефлекс как основа нервной деятельности.
26. Рефлекторная дуга, её виды.
27. Основные направления развития рефлекторной деятельности в онтогенезе.
28. Отличия условных (приобретённых) рефлексов от безусловных.
29. Виды условных рефлексов и условия их выработки.
30. Навыки и инстинкты.
31. Импринты и значение импринтинга в развитии личности.
32. Процессы возбуждения и торможения в нервной системе детей и подростков.
33. Роль торможения в работе нервной системы у детей и подростков.
34. Медиаторы возбуждения и торможения.
35. Виды торможения в нервной системе и педагогический процесс.
36. Проявление иррадиации и индукции в поведении детей.
37. Понятие о внешнем и внутреннем торможении.
38. Учение A.А. Ухтомского о доминанте. Роль доминанты в обучении и воспитании ребёнка.
39. Динамический стереотип, его роль в процессе обучения.
40. Значение режиме дня для ребёнка. Примеры полезных и вредных стереотипов у дошкольников.
41.
42. Внимание, его виды и особенности у детей.
43. Слово как условный раздражитель. Вторая сигнальная система и её значение.
44. Развитие речи у детей.
45. Типы высшей нервной деятельности, их связь с темпераментом и характером детей.
46. Значение типов ВНД для индивидуального подхода в обучении и воспитании детей.
47. Межполушарная функциональная асимметрия и латеризация функций.
48. Поло-возрастные особенности функциональной асимметрии полушарий.
49. Виды памяти и её возрастные особенности.
50. Физиологические механизмы сна и его значение.
51. Гигиена сна, его продолжительность в связи с возрастом.
52. Обоснование режима дня с точки зрения физиологии нервной системы.
53. Утомление у детей и его профилактика.
54. Динамика работоспособности.
55. Признаки утомления у детей и требования к продолжительности их деятельности.
56. Общая схема работы сенсорных систем.
57. Общий план структурно-функциональной организации зрительного анализатора, возрастные особенности у детей и подростков.
58. Особенности скелета и мышечной системы у детей разного возраста. Отклонения в развитии.
59. Понятие осанки и требования к осанке детей.
60. Гигиеническое обеспечение правильной осанки, требования к рабочему месту дошкольника. Профилактика плоскостопия, сколиоза и других нарушений осанки.
61. Роль основных желез внутренней секреции (гипофиз, надпочечник, щитовидная и поджелудочная железы) в развитии детей и подростков.
62. Формирование пола (сексуальности) в процессе индивидуального развития.
63. Психофизиологические проявления сексуальности у детей и подростков.
64. Возрастные особенности выделительной системы. Энурез и его профилактика.
65. Витамины и их значение для развития детей. Профилактика гиповитаминозов у детей.
66. Общая схема кровообращения, строение и работа сердца. Возрастные особенности.
67. Общий план строения органов пищеварения, возрастные особенности.
68. Профилактика нарушений пищеварения у детей. Профилактика кариеса у детей.
70. Строение и функция кожи. Возрастные особенности кожи у детей и подростков.
71. Теплорегуляторная функция кожи. Теплоотдача при различных условиях температуры, влажности и ветра. Гигиенические требования к одежде и обуви детей.
72. Формирование иммунных реакций у детей в процессе индивидуального развития.
73. Анализ индивидуальной медицинской карты. Группы здоровья и группы физкультуры.
74. Понятие о детской дезадаптации и методах ее коррекции.
75. Приемы профилактики и снятия эмоционального стресса.
76. Основные требования к воздушно-тепловому и световому режиму помещения для детей.
77. Физиология дыхания, возрастные особенности дыхания.
78. Физиологические критерии спортивной предрасположенности ребенка.
Работа на практическом занятии (заполнение протокола, написание вывода по работе)
Участие в устном опросе по теоретическому материалу
Выполнение контрольных аудиторных письменных работ:
возрастная периодизация. Рост и развитие как общебиологические понятия.
Особенности физического развития на разных этапах онтогенеза.
особенности функционального состояния кардиореспираторной системы детей и подростков.
Закономерности процесса старения. Общие механизмы старения. Понятие возраста в геронтологии.
Внеаудиторная самостоятельная работа:
заполнение таблиц с контрольными вопросами к каждому практическому занятию;
заполнение таблиц по возрастным особенностям физиологических систем по каждому возрастному периоду:
1 Особенности физиологических систем в младенчестве
2 Особенности физиологических систем в раннем возрасте
3 Особенности физиологических систем в период первого детства
4 Особенности физиологических систем в период второго детства
5 Особенности физиологических систем в подростковом и юношеском возрасте
Работа на лабораторном занятии
Работа на практическом занятии
Выполнение аудиторной самостоятельной работы (формулирование выводов по практическому занятию, заполнение таблиц с контрольными вопросами)
Доклад на индивидуальную тему
Внеаудиторная самостоятельная работа:
Теоретическая подготовка к занятию
Выполнение индивидуального задания по составлению плана УТЗ
– логически продуманный цикл лекций и практических занятий, связанных с будущей профессиональной деятельностью бакалавра;
– разнообразие форм учебных занятий (практические занятия, учебно-исследовательская работа, дискуссии);
– имеется учебно-методическое обеспечение каждого занятия (практикум, необходимый в том числе, для проведения индивидуальной и групповой диагностики и самодиагностики);
– разработана система заданий для самостоятельной работы, включающая индивидуальные и групповые задания;
– разработана система заданий для самоконтроля и контроля;
– созданы презентации (визуальное представление) по всем темам курса;
– на кафедре есть аудитория, имеющая оборудование (компьютер с проектором) для представления данных презентаций.
В преподавании дисциплины используются следующие современные образовательные технологии: проблемного обучения, обучения в сотрудничестве (учебно-исследовательская работа в группах), актуализации мотивационного потенциала образовательной среды, рейтинга учебных достижений.
Учебная работа проводится в форме лекций, лабораторных занятий, а также самостоятельной работы студентов. При прохождении курса должны быть освоены следующие разделы программного материала: теоретический, практический (лабораторный и практический), самостоятельная работа.
Теоретические знания студенты получают на лекциях. Этот раздел предполагает изучение основ физиологии спорта с выделением базовых положений, необходимых для дальнейшего формирования компетенций бакалавра физической культуры.
Практические навыки студенты получают на практических и лабораторных занятиях. Студенты осваивают методики исследования и оценки функционального состояния человека при выполнении различных видов физических нагрузок, а
Самостоятельная работа студента состоит в подготовке научно-исследовательской работы в виде курсового проекта, что формируют навыки работы с литературными источниками, научное мировоззрение будущего бакалавра физической культуры. В ходе выполнения самостоятельных заданий в виде ответов на контрольные вопросы студенты закрепляют и совершенствуют знания, полученные во время лекционных, практических и лабораторных занятий. В результате составления плана учебно-тренировочных занятий на микроцикл с различным контингентом спортсменов у студентов формируются навыки планирования, выбора форм, средств и методов спортивной тренировки в зависимости от морфофункциональных и половых особенностей контингента занимающихся физической культурой и спортом.
Не менее 20% аудиторных занятий проводится с использованием интерактивных технологий, таких как учебно-исследовательская работа в малых группах, дискуссия, решение ситуативных задач.
Для текущего и промежуточного контроля результатов обучения используется балльно-рейтинговая система. Минимальное значение рейтинговой оценки, набранной студентом по результатам текущего контроля по всем видам занятий дисциплины, при которой студент допускается к сдаче экзамена – 40 баллов. В случае, если к моменту проведения зачета студент набирает 80 и более баллов они могут быть выставлены ему в виде поощрения в ведомость и зачетную книжку без процедуры принятия экзамена, но только в день экзамена.