2020-2021_z49_03_01 19 СТвИВС (16)_plx_Возрастная физиология_Спортивная тренировка в избранном виде спорта
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Физиологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Возрастная физиология
______________ 2019 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
z49.03.01 19 СТвИВС (16).plx

Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
зачеты 3
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
3,75
самостоятельная работа
62
аудиторные занятия
6
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
2
2
2
2
Контактные часы на аттестацию
0,25
0,25
0,25
0,25
В том числе инт.
2
2
2
2
Итого ауд.
6
6
6
6
Кoнтактная рабoта
6,25
6,25
6,25
6,25
Сам. работа
62
62
62
62
Часы на контроль
3,75
3,75
3,75
3,75
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (16).plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент кафедры физиология, Макунина О. А. _________________
 
к.п.н., руководитель ООП, Аминов Р.Х. _________________
Рецензент(ы):
 
Возрастная физиология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 29.03.2019 протокол № 8.
 
Протокол от __ __________ 2019 г.  №  __  

Срок действия программы: 2019-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Петрушкина Надежда Петровна

Физиологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (16).plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Петрушкина Надежда Петровна

Физиологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Петрушкина Надежда Петровна

Физиологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Петрушкина Надежда Петровна

Физиологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2021 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Петрушкина Надежда Петровна

Физиологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2020 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (16).plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
приобретение, обобщение и систематизация теоретических знаний, выработка и усовершенствовании практических  навыков при изучении физиологических закономерностей и особенностей развития организма в процессе онтогенеза; формирование представления о взаимодействии структуры и функции на разных возрастных этапах онтогенеза; о проявлениях жизнедеятельности и механизмов регуляции функций организма в условиях действия разнообразных факторов внешней среды.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.03
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Использование факторов питания для повышения работоспособности
2.1.2
Спортивная физиология
2.1.3
Спортивная биохимия
2.1.4
Физиология человека
2.1.5
Биомеханика двигательной деятельности
2.1.6
Биохимия человека
2.1.7
Анатомия человека
2.1.8
Естественнонаучные основы физической культуры
2.1.9
Основы медицинских знаний
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Воспитательная работа с подростками в процессе занятий физической культурой и спортом
2.2.2
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности
2.2.3
Производственная практика
2.2.4
Производственная практика (тренерская)
2.2.5
Спортивная метрология
2.2.6
Спортивная медицина
2.2.7
Спортивная морфология
2.2.8
Безопасность жизнедеятельности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-2: Способен организовать участие занимающегося в мероприятиях медико-биологического, научно-методического и антидопингового обеспечения спортивной подготовки 
 
Знать:
 
Уровень 1
основные термины и понятия;

нормативные величины;

 
Уровень 2
морфофункциональные особенности организма с учетом возрастных групп;

физиологические механизмы регуляции деятельности основных органов и систем организма человека различных возрастных группах;

 
Уровень 3
механизмы, обеспечивающие компенсаторно-приспособительные реакции организма человека в возрастном аспекте;

причинно-следственные взаимосвязи между различными явлениями в организме.

 
 
Уметь:
 
Уровень 1
измерять основные физиологические параметры в покое и в различных состояниях организма; 
 
Уровень 2
анализировать полученную информацию и делать выводы; 
 
Уровень 3
прогнозировать динамику ее изменений.
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
методами измерения и оценки физического развития организма;
 
Уровень 2
навыками контроля за состоянием различных функциональных систем жизнеобеспечения организма человека в зависимости от вида деятельности, возраста и пола
 
Уровень 3
навыками анализа результатов учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы в области возрастной анатомии и физиологии человека.
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
стр. 5
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (16).plx
 
3.1
Знать:
3.1.1
- методики медико-биологического тестирования;
3.1.2
- порядок и методы организации медико-биологического обеспечения тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки по виду спортаь (группе спортивных дисциплин);
3.1.3
- возрастные требования к занимающимся на этапах спотивной подготовки по видам спорта;
3.1.4
- медико-биологические средства восстановления после напряженных физических нагрузок.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- измерять основные физиологические параметры в покое и в различных состояниях организма на разных этапах онтогенеза;
3.2.2
- установить закономерности индивидуального развития;
3.2.3
- анализировать полученную информацию и делать выводы;
3.2.4
- прогнозировать динамику изменений индивидуального развития.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- методами определения объективных критериев возраста (возрастные нормативы);
3.3.2
- навыками контроля за состоянием различных функциональных систем жизнеобеспечения организма человека в зависимости возраста и пола;
3.3.3
- навыками анализа результатов учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы в области возрастной физиологии.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Раздел 1 Основы возрастной физиологии

 
1.1
Основы возрастной физиологии человека.Общие закономерности роста и развития детского организма /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1

2
ПК-2
3
0
 
1.2
Общие закономерности роста и развития детского организма /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1

4
ПК-2
3
0
 
1.3
Критерии

биологического возраста

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1

2
ПК-2
3
2
 
 
Раздел 2. Возрастные особенности формирования и развития нервной системы, ВНД и сенсорных систем

 
2.1
Особенности развития нервной системы в онтогенезе. Понятие высшей нервной деятельности (ВНД), особенности функционирование на разных этапах онтогенеза. Возрастные особенности сенсорных систем. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1

2
ПК-2
3
0
 
2.2
Особенности развития нервной системы в онтогенезе. Понятие высшей нервной деятельности (ВНД), особенности функционирование на разных этапах онтогенеза /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1

6
ПК-2
3
0
 
2.3
Возрастные особенности сенсорных систем. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1

4
ПК-2
3
0
 
2.4
Морфофункциональные изменения головного мозга в онтогенезе /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1

2
ПК-2
3
0
 
стр. 6
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (16).plx
 
2.5
Особенности рефлекторной деятельности в онтогенезе. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1

4
ПК-2
3
0
 
2.6
Возрастные особенности психофизиологических характеристик. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1

4
ПК-2
3
0
 
 
Раздел 3. Развитие опорно-двигательного аппарата и возрастные особенности формирования координации движений и двигательных навыков

 
3.1
Возрастные особенности развития отделов скелета и мышечной системы. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1

4
ПК-2
3
0
 
3.2
Возрастные особенности формирования двигательных навыков и координации движений. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1

4
ПК-2
3
0
 
3.3
Нарушения опорно-двигательного аппарата и возрастные проявления этих нарушений. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1

4
ПК-2
3
0
 
 
Раздел 4. Возрастные особенности развития физиологических систем

 
4.1
Возрастные особенности системы крови, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1

6
ПК-2
3
0
 
4.2
Возрастные особенности пищеварительной и эндокринной систем. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1

6
ПК-2
3
0
 
4.3
Возрастные особенности эндокринной системы.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1

6
ПК-2
3
0
 
4.4
Адаптация организма к физическим и умственным нагрузкам на разных этапах онтогенеза. Методы оценки адаптации. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1

2
ПК-2
3
0
 
4.5
Адаптация организма к физическим и умственным нагрузкам на разных этапах онтогенеза. Методы оценки адаптации. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1

6
ПК-2
3
0
 
4.6
/КАтЗ/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1

0,25
ПК-2
3
0
 
4.7
/Зачёт/

3,75
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к экзамену:

1.  Функциональные особенности развития организма ребенка

2.  Понятия роста и развития организма, их основные закономерности.

3.  Незаконченность развития всех органов и систем организма ребенка: нервной системы, терморегуляции, иммунитета, двигательной и кардиореспираторной систем.

4.  Значение возрастной физиологии для физической культуры и спорта.

5.  Гомеостаз и механизмы регуляции функций в организме. Саморегуляция

6.  Энергетическое правило скелетных мышц, надежность биологических систем, гетерохрония и учение о системогенезе

 
стр. 7
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (16).plx
 
7.  Возрастная периодизация: период новорожденности, грудной возраст, раннее детство. Первое и второе детство, подростковый, юношеский, зрелый возраст (I и II периоды ), пожилой, старческий возраст и долгожители

8.  Возрастные особенности структуры и функций нервной системы. Общий план строения нервной системы и ее значение.

9.  Возрастные изменения структуры нейрона. Нервный центр. Рефлекс – основная форма деятельности нервной системы.

10.  Основные свойства нервной системы: раздражимость, возбудимость, проводимость, передача возбуждения в синапсах. Иррадиация и индукция

11.  Развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы. Функции спинного мозга. Функции продолговатого мозга.

12.  Структурно-функциональная организация коры головного мозга. Старая и древняя кора. Новая кора.

13.  Первичные, вторичные и третичные поля коры.

14.  Ассоциативные, комиссуральные и проекционные волокна. Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры.

15.  Вегетативная нервная система и ее возрастные особенности.

16.  Возрастные особенности высшей нервной деятельности. Значение работ и в изучении функций коры головного мозга.

17.  Условные и безусловные рефлексы, условия образования условных рефлексов

18.  Механизм образования условных рефлексов. Память.

19.  Виды торможения условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение у детей и подростков

20.  Качественные особенности высшей нервной деятельности человека.

21.  Пластичность типов высшей нервной деятельности человека.

22.  Возрастные особенности высшей нервной деятельности. Развитие первой и второй сигнальных систем у детей.

23.  Типологические особенности высшей нервной деятельности ребенка по Красногорскому.

24.  Механизмы внимания и их формирование с возрастом. Непроизвольное, произвольное и социальное внимание.

25.  Физиологические основы памяти. Кратковременная и долговременная память. Словесно-логическая абстрактная память.

26.  Мотивации и эмоции и их значение в поведении детей и подростков.

27.  Механизмы сна и бодрствования. Стадии сна. Длительность сна у детей и подростков.

28.  Зрительная сенсорная система. Профилактика нарушений зрения у детей.

29.  Возрастные особенности рефракции и аккомодации глаза у детей.

30.  Механизм восприятия звука. Профилактика нарушений слуховой сенсорной системы.

31.  Строение и функции опорно-двигательного аппарата.

32.  Рост и развитие костей.

33.  Возрастные особенности реакций организма на физическую нагрузку в различные возрастные периоды.

34.  Влияние физических нагрузок на растущий организм.

35.  Функционирование кардиореспираторной системы у тренированных лиц в различные возрастные периоды.

36.  Отдых и восстановление (сверхвосстановление).

37.  Недельная динамика работоспособности у детей школьного возраста.

38.  Фазы работоспособности и ее дневная периодичность: врабатывание, фазы оптимальной работоспособности, утомление.

39.  Двигательный режим учащихся и вред гиподинамии. Последствия гиподинамии.

40.  Влияние чрезмерной двигательной активности на опорно-двигательный аппарат.

41.  Осанка, ее формирование. Типы нарушения санки у детей и подростков.

42.  Характеристика деформаций позвоночного столба у детей и подростков.

43.  Плоскостопие. Профилактика плоскостопия у детей и подростков. Виды плоскостопия: статическое, травматическое, паралитическое.

44.  Рекомендации для укрепления мышечного корсета туловища и мышц свода стопы.

45.  Возрастные особенности пищеварения в ротовой полости. Пищеварение в желудке у детей.

46.  Возрастные особенности жирового и белкового обмена у детей и подростков.

47.  Обмен углеводов и его возрастные особенности. Нарушения углеводного обмена, диабет первого и второго типов.

48.  Значение гормонов щитовидной железы. Последствия гипофункции щитовидной железы у детей.

49.  Значение гормонов в регуляции процессов роста и развития организма.

50.  Гормоны коркового и мозгового вещества надпочечников и их значение.

51.  Половое созревание. Стадии полового созревания.

52.  Строение сердца и его возрастные особенности.

53.  Изменения в сердечнососудистой системе связанные с актом родов.

54.  Возрастные особенности частоты сердечных сокращений, систолического и минутного объемов крови, кровяного давления.

55.  Нервная и гуморальная регуляция кровообращения и ее возрастные особенности.

56.  Возрастные особенности реакций сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

57.  Возрастные особенности анатомического строения респираторной системы у детей и подростков

58.  Возрастные особенности функций респираторной системы и механизмов ее регуляции

59.  Строение и возрастные особенности функции почек.

60.  Возрастные особенности строения и функции кожи. Профилактика кожных заболеваний у детей.

 
5.2. Темы письменных работ
1. Характеристика научной дисциплины «Возрастная анатомия и физиология».

2. Характеристика анатомических возрастных изменений в процессе индивидуального развития человека.

3. Характеристика физиологических возрастных изменений в процессе индивидуального развития человека.

 
стр. 8
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (16).plx
 
4. Системы органов тела и их краткая характеристика.

5. Сравнение различных классификаций возрастных периодов развития.

6. Отличия анатомии и физиологии организма младенца от взрослого.

7. Отличия анатомии и физиологии организма дошкольника от взрослого.

8. Отличия анатомии и физиологии организма младшего школьника от взрослого.

9. Отличия анатомии и физиологии организма ребёнка среднего школьного возраста от взрослого.

10. Отличия анатомии и физиологии организма подростка от взрослого.

11. Общие представления о процессах роста и развития.

12. Критические периоды эмбрионального развития. Причины врожденных уродств и дефектов.

13. Периодизация развития ребёнка после рождения.

14. Факторы, влияющие на развитие в детском возрасте.

15. Акселерация и ретардация развития.

16. Понятие здоровья.

17. Основные нарушения развития и здоровья детей и подростков.

18. Значение гигиены для профилактики нарушений развития и здоровья детей.

19. Общий план строения нервной системы и её основные функции.

20. Нейрон как структурная и функциональная единица нервной системы. Виды нейронов.

21. Развитие нервной системы в детском возрасте.

22. Что такое нервный импульс.

23. Синапсы, их виды, строение, функционирование и значение.

24. Пластичность синапсов как основа научения, условного рефлекса, памяти.

25. Рефлекс как основа нервной деятельности.

26. Рефлекторная дуга, её виды.

27. Основные направления развития рефлекторной деятельности в онтогенезе.

28. Отличия условных (приобретённых) рефлексов от безусловных.

29. Виды условных рефлексов и условия их выработки.

30. Навыки и инстинкты.

31. Импринты и значение импринтинга в развитии личности.

32. Процессы возбуждения и торможения в нервной системе детей и подростков.

33. Роль торможения в работе нервной системы у детей и подростков.

34. Медиаторы возбуждения и торможения.

35. Виды торможения в нервной системе и педагогический процесс.

36. Проявление иррадиации и индукции в поведении детей.

37. Понятие о внешнем и внутреннем торможении.

38. Учение A.А. Ухтомского о доминанте. Роль доминанты в обучении и воспитании ребёнка.

39. Динамический стереотип, его роль в процессе обучения.

40. Значение режиме дня для ребёнка. Примеры полезных и вредных стереотипов у дошкольников.

41.

42. Внимание, его виды и особенности у детей.

43. Слово как условный раздражитель. Вторая сигнальная система и её значение.

44. Развитие речи у детей.

45. Типы высшей нервной деятельности, их связь с темпераментом и характером детей.

46. Значение типов ВНД для индивидуального подхода в обучении и воспитании детей.

47. Межполушарная функциональная асимметрия и латеризация функций.

48. Поло-возрастные особенности функциональной асимметрии полушарий.

49. Виды памяти и её возрастные особенности.

50. Физиологические механизмы сна и его значение.

51. Гигиена сна, его продолжительность в связи с возрастом.

52. Обоснование режима дня с точки зрения физиологии нервной системы.

53. Утомление у детей и его профилактика.

54. Динамика работоспособности.

55. Признаки утомления у детей и требования к продолжительности их деятельности.

56. Общая схема работы сенсорных систем.

57. Общий план структурно-функциональной организации зрительного анализатора, возрастные особенности у детей и подростков.

58. Особенности скелета и мышечной системы у детей разного возраста. Отклонения в развитии.

59. Понятие осанки и требования к осанке детей.

60. Гигиеническое обеспечение правильной осанки, требования к рабочему месту дошкольника. Профилактика плоскостопия, сколиоза и других нарушений осанки.

61. Роль основных желез внутренней секреции (гипофиз, надпочечник, щитовидная и поджелудочная железы) в развитии детей и подростков.

62. Формирование пола (сексуальности) в процессе индивидуального развития.

63. Психофизиологические проявления сексуальности у детей и подростков.

64. Возрастные особенности выделительной системы. Энурез и его профилактика.

65. Витамины и их значение для развития детей. Профилактика гиповитаминозов у детей.

66. Общая схема кровообращения, строение и работа сердца. Возрастные особенности.

67. Общий план строения органов пищеварения, возрастные особенности.

68. Профилактика нарушений пищеварения у детей. Профилактика кариеса у детей.

 
стр. 9
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (16).plx
 
69. Питание ребёнка. Основные правила рационального питания.

70. Строение и функция кожи. Возрастные особенности кожи у детей и подростков.

71. Теплорегуляторная функция кожи. Теплоотдача при различных условиях температуры, влажности и ветра. Гигиенические требования к одежде и обуви детей.

72. Формирование иммунных реакций у детей в процессе индивидуального развития.

73. Анализ индивидуальной медицинской карты. Группы здоровья и группы физкультуры.

74. Понятие о детской дезадаптации и методах ее коррекции.

75. Приемы профилактики и снятия эмоционального стресса.

76. Основные требования к воздушно-тепловому и световому режиму помещения для детей.

77. Физиология дыхания, возрастные особенности дыхания.

78. Физиологические критерии спортивной предрасположенности ребенка.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Посещение лекции с конспектом

Работа на практическом занятии (заполнение протокола, написание вывода по работе)

Участие в устном опросе по теоретическому материалу

Выполнение контрольных аудиторных письменных работ:

 возрастная периодизация. Рост и развитие как общебиологические понятия.

 Особенности физического развития на разных этапах онтогенеза.

 особенности функционального состояния кардиореспираторной системы детей и подростков.

 Закономерности процесса старения. Общие механизмы старения. Понятие возраста в геронтологии.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

 заполнение таблиц  с контрольными вопросами к каждому практическому занятию;

 заполнение таблиц по возрастным особенностям физиологических систем по каждому возрастному периоду:

     1 Особенности физиологических систем в младенчестве

     2 Особенности физиологических систем в раннем возрасте

     3 Особенности физиологических систем в период первого детства

     4 Особенности физиологических систем в период второго детства

     5 Особенности физиологических систем в подростковом и юношеском возрасте

 
Посещение лекции (с конспектом лекции)

Работа на лабораторном занятии

Работа на практическом занятии

Выполнение аудиторной самостоятельной работы (формулирование выводов по практическому занятию, заполнение таблиц с контрольными вопросами)

Доклад на индивидуальную тему

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Теоретическая подготовка к занятию

Выполнение индивидуального задания по составлению плана УТЗ

5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник : учебник
М. : Сов. спорт, 2018
 
Л1.2
Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А.
Возрастная физиология: в 2 ч.
М.: ВЛАДОС, 2004
 
Л1.3
Тихомирова И.А.
Анатомия и возрастная физиология: учебник
Ростов-на-Дону: Феникс, 2015
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Смольякова Н.И.
Девочки-подростки:морфофункциональное развитие и двигательная активность: учеб. пособие
Смоленск: СГИФК, 1988
 
Л2.2
Маркосян А.А.
Вопросы возрастной физиологии
М.: Просвещение, 1974
 
Л2.3
Пустозеров А.И., Петрушкина Н.П., Быков Е.В., Козырева Ю.В.
Оздоровительная физическая культура и здоровье учащихся: монография
Челябинск: УралГУФК, 2018
 
Л2.4
Ляско, Е.Е., Ноздрачев А.Д., Соколова Л.В.
Возрастная физиология и психофизиология: учебник для СПО
М.: Юрайт, 2019
 
стр. 10
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (16).plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.5
Макунина, О.А., Якубовская И.А.
Морфофункциональные особенности детей и подростков: монография
Челябинск: УралГУФК, 2019
 
Л2.6
Петрушкина Н.П.
Физиология: пособие для самостоят. работы
Челябинск: Уральская академия, 2015
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Пустозеров А.И., Миловидов В.К.
Оздоровительная физическая культура: учеб.- метод. пособие
Челябинск: УралГУФК, 2009
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Программное обеспечение программно-аппаратного комплекса «ПсихоТест», производства ООО «НейроСофт», г. Иваново.
6.3.1.2
Программное обеспечение "Полиспектр" (ООО "Нейрософт")
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
http: // elibrary.uralgufk.ac.ru / электронный каталог УралГУФК
6.3.2.2
http: //www.fiziolive.ru/html/fiz/statii/nervous system.htm – оценка функционального состояния нервных процессов спортсменов
6.3.2.3
http://lib.sportedu.ru/Catalog.idc –  электронный каталог Центральной отраслевой библиотеки по физиче¬ской культуре и спорту
6.3.2.4
http/lib.sportedu.ru/Press/TREK –  сайт научно–методического журнала «Теория и практика физической кульутры»
6.3.2.5
http://www.teoriya.ru –  научный портал
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Программно-аппаратный комплекс «ПсихоТест», производства ООО «НейроСофт» г. Иваново
7.2
Электрокардиограф с программным обеспечение "Полиспектр" (ООО "нейрософт")
7.3
Монитор дыхания и газообмена МАРГ, производства ООО «Микролюкс», г. Челябинск
7.4
Беговая дорожка (тредбан)
7.5
Велоэргометр
7.6
Степ-платформы высотой 0.33, 0.40, 0,45 и 0,5 м.
7.7
Пульсоксиметр МАРГ, производства ООО «Микролюкс», г. Челябинск
7.8
Волюметр
7.9
Спирометр
7.10
Динамометры кистевые
7.11
Секундомеры электронные
7.12
Расходные материалы (спирт, вата).
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В преподавании дисциплины используется весь арсенал УМК, активизирующий и стимулирующий деятельность студентов:

– логически продуманный цикл лекций и практических занятий, связанных с будущей профессиональной деятельностью бакалавра;

– разнообразие форм учебных занятий (практические занятия, учебно-исследовательская работа, дискуссии);

– имеется учебно-методическое обеспечение каждого занятия (практикум, необходимый в том числе, для проведения индивидуальной и групповой диагностики и  самодиагностики);

– разработана система заданий для самостоятельной работы, включающая индивидуальные и групповые задания;

– разработана система заданий для самоконтроля и контроля;

– созданы презентации (визуальное представление) по всем темам курса;

– на кафедре есть аудитория, имеющая оборудование (компьютер с проектором) для представления данных презентаций.

В преподавании дисциплины используются следующие современные образовательные технологии: проблемного обучения, обучения в сотрудничестве (учебно-исследовательская работа в группах), актуализации мотивационного потенциала образовательной среды, рейтинга учебных достижений.

Учебная работа проводится в форме лекций, лабораторных занятий, а также самостоятельной работы студентов. При прохождении курса должны быть освоены следующие разделы программного материала: теоретический, практический (лабораторный и практический), самостоятельная работа.

Теоретические знания студенты получают на лекциях. Этот раздел предполагает изучение основ физиологии спорта с выделением базовых положений, необходимых для дальнейшего формирования компетенций бакалавра физической культуры.

Практические навыки студенты получают на практических и лабораторных занятиях. Студенты осваивают методики исследования и оценки функционального состояния человека при выполнении различных видов физических нагрузок, а 

 
стр. 11
УП: z49.03.01 19 СТвИВС (16).plx
 
также уровня функциональных резервов отдельных систем и целостного организма занимающихся различными видами физической культуры и спорта, а также оздоровительной физической культурой.

Самостоятельная работа студента состоит в подготовке научно-исследовательской работы в виде курсового проекта, что формируют навыки работы с литературными источниками, научное мировоззрение будущего бакалавра физической культуры. В ходе выполнения самостоятельных заданий в виде ответов на контрольные вопросы студенты закрепляют и совершенствуют знания, полученные во время лекционных, практических и лабораторных занятий. В результате составления плана учебно-тренировочных занятий на микроцикл с различным контингентом спортсменов у студентов формируются навыки планирования, выбора форм, средств и методов спортивной тренировки в зависимости от морфофункциональных и половых особенностей контингента занимающихся физической культурой и спортом.

Не менее 20% аудиторных занятий проводится с использованием интерактивных технологий, таких как учебно-исследовательская работа в малых группах, дискуссия, решение ситуативных задач.

Для текущего и промежуточного контроля результатов обучения используется балльно-рейтинговая система. Минимальное значение рейтинговой оценки, набранной студентом по результатам текущего контроля по всем видам занятий дисциплины, при которой студент допускается к сдаче экзамена – 40 баллов. В случае, если к моменту проведения зачета студент набирает 80 и более баллов они могут быть выставлены ему в виде поощрения в ведомость и зачетную книжку без процедуры принятия экзамена, но только в день экзамена.