«Уральский государственный университет физической культуры»
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Физкультурно-оздоровительные технологии"
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2019-2021 уч.г.
Зав. кафедрой Л. А. Липская
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Л. А. Липская
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Древнеиндийская йога. Физическая культура в странах древнего мира. Философские модели и историческая традиция единоборств.
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
1. Концепт тела в философии спорта.
2. Основные философские концепции тела и телесности человека.
3. Социокультурные особенности и статус телесности человека.
4. Проблема тела и телесности в социокультурном контексте современности.
5. Аксиология тела и телесности.
6. Понятие, основные направления, современное значение телесного воспитания.
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
2. Функции спорта.
3. Гуманистические и нравственные аспекты спорта.
4. Спорт как фактор формирования культуры мира.
5. Проблемы реализации гуманистического потенциала спорта и негативные явления в этой сфере.
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
1. Спорт в культуре общества зрелищ.
2. Спорт в системе массмедиа.
3. Спорт как мода.
4. Спорт как бизнес-индустрия.
5. Спорт как религия современности.
6. Основные тенденции развития современного спорта.
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
2. Физическая культура как часть культуры в целом.
3. Модели физической культуры.
4. Специфические функции физической культуры и спорта.
5. Факторы, определяющие развитие физической культуры и спорта в современном обществе.
6. Физическая культура и спорт: пути интеграции.
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
2. Понятие, структура и разновидности спортивной культуры.
3. Игра и спорт: сходство и различие.
4. Игровые теории спорта (Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга) и их критики.
5. Спорт и искусство: проблема взаимоотношения.
6. Спорт и труд: сходство и различие.
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
1. Проблема взаимосвязи спорта и политики.
2. Взаимодействие спорта и политики: негативные и позитивные аспекты.
3. Спорт и политические системы.
4. Политические функции спорта.
5. Влияние политики на Олимпийские игры.
6. Спортивная политика в современной России: проблемы, направления, тенденции.
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
2. Положительное и негативное влияние спорта на формирование личности.
3. Социализация спортсмена.
4. Социальная ответственность спортсмена.
5. Спортивная карьера: этапы и кризисные фазы.
6. Спорт и отчуждение личности.
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
1. Проблема агрессии и насилия в спорте.
2. Формы выражения национализма в спорте.
3. Взаимоотношение тренера и спортсмена: основные принципы и проблемы.
4. Проблема допинга в спорте, пути и способы ее решения.
5. Дети в спорте высоких достижений: этические проблемы.
6. Особенности борьбы с противоправным влиянием на результаты спортивных соревнований.
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
2. Критика концепции Пьера де Кубертена (Адорно, Веблен, Э. Франке).
3. Современные философские интерпретации основных ценностей олимпийского движения.
4. Противоречие между олимпийской философией и реалиями олимпийского спорта.
5. Понятие олимпийской культуры личности и проблема ее формирования.
6. Олимпийское воспитание.
7. Олимпийское образование.
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
1. О сущности феномена «здоровье». Философские подходы к пониманию здоровья.
2. Оздоровительные системы и технологии в культурно-историческом наследии человечества.
4. Здоровье спортсмена: цель или средство?
5. Валеологическое воспитание.
6. Факторы, формирующие здоровье личности.
7. Особенности осуществления пропаганды здорового образа жизни, ценностей физической культуры и спорта.
Э1 Э2 Э3
1.Предмет философии спорта и ее место в системе философских наук.
2.Становление, развитие и современное состояние философской рефлексии спорта.
3.Структура философии спорта.
4.Понятие и разновидности спорта.
5.Ценностный потенциал спорта и его функции.
6.Ценностный потенциал физической культуры и ее функции.
7.Роль спорта в формировании и развитии личности.
8.Спорт как фактор формирования культуры мира.
9.Концепт тела в философии спорта.
10.Социокультурные особенности и статус телесности человека.
11.Аксиология тела и телесности.
12.Спорт как современный социокультурный феномен.
13.Спорт в системе СМИ.
14.Физическая культура как часть культуры в целом.
15.Модели физической культуры.
16.Факторы, определяющие развитие физической культуры и спорта в современном обществе.
17.Физическая культура и спорт: пути интеграции.
18.Понятие, структура и разновидности спортивной культуры.
19.Игра и спорт: сходство и различие.
20.Игровые теории спорта.
21.Спорт и искусство: проблема взаимоотношения.
22.Спорт и труд: сходство и различие.
23.Проблема взаимосвязи спорта и политики.
24.Спорт и политические системы.
25.Негативные и позитивные аспекты взаимодействия спорта и политики.
26.Социальные типы личности в спорте.
27.Спорт и проблема отчуждения личности.
28.Социальная ответственность спортсмена.
29.Спортивное воспитание.
30.Агрессия и насилие в спорте.
31.Проблема допинга в спорте: пути и способы ее решения.
32.Взаимоотношение тренера и спортсмена.
33.Национализм в спорте.
34.Философская концепция олимпийского спорта Пьера де Кубертена.
35.Понятие олимпийской культуры личности и проблема ее формирования.
36.Олимпийское воспитание.
37.Основные проблемы и негативные тенденции в спорте высоких достижений в XXI веке.
38.Философские подходы к пониманию здоровья.
39.Сущность, идеалы и ценности олимпийского движения.
40.Факторы, формирующие здоровье личности.
41.Спортивная карьера: этапы и кризисные явления.
42.Место и роль физкультурной деятельности в процессе социализации личности.
43.Понятия физического и физкультурного воспитания.
44.Специфика соревновательных отношений в спорте.
45.Роль физической культуры в формировании здоровья личности.
Формы и виды текущего контроля и самостоятельной работы по дисциплине:
Устные доклады и сообщения ‒ это традиционная для практических занятий форма работы становится более эффективной, если практикуется организация содокладов, дополнений, оппонирования тех или иных высказанных идей и/или положений.
Проведение дискуссий по различным проблемам естественных и гуманитарных наук, которые подразумевают написание магистрантами тезисов, рефератов по предложенной тематике. Магистранты не только делают устные доклады, но и
Диспут. Участие каждого слушателя предполагает тщательную предварительную подготовку всей группы по заранее определённой дискуссионной проблеме. Для повышения активизации внимания магистрантов рекомендуется подготовка докладов (сообщений) с изложением различных точек зрения по обозначенной проблеме. Основным этапом в подготовке к диспуту, является самостоятельная работа над первоисточниками, специальной научной литературой, рекомендованной к занятию. Диспут предполагает подготовку хорошо продуманных и чётко сформулированных дополнительных вопросов, акцентирующих внимание на основных и противоречивых моментах рассматриваемой темы.
Исследовательский метод организации обучения на основе поисковой, самостоятельной познавательной деятельности магистрантов в процессе решения предлагаемых познавательных и практических задач.
Тестирование, используемое в процессе контроля знаний на практических занятиях, позволяющие проверить текущие знания по пройденным темам. Цель тестовых заданий состоит в развитии умения магистрантов выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные связи, признаки и причины разных явлений и процессов.
Эссе. Одним из видов самостоятельной работы является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объёмом до 4-х страниц текста, посвящённое какой-либо значимой классической либо современной философской или научной проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.
Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме зачета, который включает защиту научного исследования по проблемам ФКиС в форме электронной презентации.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Программой дисциплины предусмотрено самостоятельное изучение содержания всех тем каждым магистрантом. Для этого магистранты должны в соответствии с тематическим планом дисциплины, подготовиться к каждому практическому занятию, используя для этого книги из основного и дополнительного списка литературы. При этом:
– следует тщательно проработать соответствующую тему по основной и дополнительной литературе, рекомендованной в плане практического занятия, а также поработать с учебно-методическими материалами по дисциплине;
– не следует ограничиваться одним информационным источником, необходимо знакомиться с оригинальными текстами, хотя бы во фрагментах; необходимо обращаться к словарям и энциклопедиям, находить определения основных понятий темы;
– следует провести самостоятельный поиск материала, включая ресурсы Интернета (не только рекомендованные сайты), периодику;
– следует не только выявить для себя различные аспекты предложенной проблемы, но разнообразные подходы и множественные варианты и способы её решения;
– при подготовке по теме практического занятия докладов и сообщений можно использовать как классическую форму, так и презентации.