2020-2021_49_04_01 19 ФОТ_plx_Философские и социальные проблемы физической культуры_Физкультурно-оздоровительные технологии
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Социально-гуманитарных наук
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Философские и социальные проблемы физической культуры
______________ 2020 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.04.01 19 ФОТ.plx

49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Физкультурно-оздоровительные технологии"

А. В. Окишор
магистр физической культуры
Квалификация
 
экзамены 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
24,6
самостоятельная работа
57
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
13 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
20
20
20
20
Контактные часы на аттестацию
2,4
2,4
2,4
2,4
В том числе инт.
10
10
10
10
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
26,4
26,4
26,4
26,4
Сам. работа
57
57
57
57
Часы на контроль
24,6
24,6
24,6
24,6
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.04.01 19 ФОТ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.и.н., доцент, А. В. Шумской _________________
 
к.п.н., руководитель ООП, В. М. Миронова _________________
Рецензент(ы):
 
Философские и социальные проблемы физической культуры
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 944)
 
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Физкультурно-оздоровительные технологии"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
 
Протокол от __ __________ 2020 г.  №  __  

Срок действия программы: 2019-2021 уч.г.

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.04.01 19 ФОТ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2022 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л. А. Липская

Социально-гуманитарных наук
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.04.01 19 ФОТ.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Освоение теоретических основ философии спорта, содержание, круг  проблем, связанных с физической культурой и спортом; формирование целостного представления о происхождении и сущности физической культуры и спорта как социальных явлений; формирование понимания философско-антропологических основ физической культуры и спорта, а также понимания этических проблем, существующих в спорте; воспитание культуры мышления
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дисциплина «Философские и социальные проблемы физической ультуры» основывается на знаниях, полученных при изучении дисциплин ООП бакалавриата «Социология физической культуры», «Философия», «История физической культуры».
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает о месте философии спорта в системе философского и социально-гуманитарного знания, предмете и структуре дисциплины, современном состоянии философской рефлексии спорта, основных философских концепциях спорта
 
Уровень 2
Имеет представление о специфике физической культуры и спорта как социокультурных феноменов, их месте, роли и функциях в обществе
 
Уровень 3
Знает содержание понятий спортивной и олимпийской культур, их специфических чертах и способах их формирования; о принципах осуществления пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, способах и методах борьбы с противоправным влиянием на результаты спортивных соревнований
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет применять базовые методологические принципы философии спорта при решении теоретических и практических проблем в сфере профессиональной деятельности
 
Уровень 2
Умеет оперировать основными теоретическими знаниями о физической культуре и спорте, различать общее и особенное
 
Уровень 3
Умеет выявлять актуальные проблемы в сфере пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, борьбы с противоправным влиянием на результаты спортивных соревнований, осуществлять их системный анализ
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Имеет опыт применения основных понятий и категорий философии спорта при решении теоретических и практических проблем в сфере профессиональной деятельности
 
Уровень 2
Имеет опыт философского и научного анализа и обобщения явлений, процессов и проблем в сфере физической культуры и спорта
 
Уровень 3
Способен эффективно осуществлять пропаганду ценностей здорового образа жизни, физической культуры и спорта, владеет основными механизмами борьбы с противоправным влиянием на результаты спортивных соревнований
 
 
 
ОПК-4: Способен формировать общественное мнение о физической культуре как части общей культуры и факторе обеспечения здоровья, осуществлять пропаганду нравственных ценностей физической культуры и спорта, идей олимпизма, просветительно-образовательную и агитационную работу
 
Знать:
 
Уровень 1
Имеет теоретические представления о  месте и роли физической культуры и спорта в обществе, знает базовое содержание философии спорта, основные философские концепции физической культуры и спорта, ориентируется в проблематике философских и социальных наук о физической культуре и спорте
 
Уровень 2
Знает специфику, основные принципы, формы и способы пропаганды ценностей физической культуры и спорта в обществе
 
Уровень 3
Знает основные оздоровительные системы и технологии, историю их развития, имеет представление об их ценностном потенциале и целевом назначении 
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Способен к критическому осмыслению знаний в области ФКиС, умеет находить необходимую информацию и применять ее в физкультурно-спортивной деятельности для установления межличностных отношений
 
Уровень 2
Способен к критическому анализу новейших концепций, теорий, подходов в области пропаганды здорового 
 
стр. 5
УП: 49.04.01 19 ФОТ.plx
 
образа жизни, умеет организовать теоретические занятия по проблемам развития спорта и физической культуры в современном обществе, способен к формированию ценностных установок у занимающихся физической культурой и спортом
 
Уровень 3
Способен к организации агитационной работы в области ФКиС, умеет распространять информацию различного характера, касающуюся физической культуры и спорта в печатных изданиях и в сети «Интернет»
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет навыками организации лекций, практических занятий по общим проблемам олимпийского спорта
 
Уровень 2
Владеет навыками организации лекций, практических занятий о месте и роли физической культуры и спорта в обществе, их ценностном потенциале
 
Уровень 3
Владеет навыками подготовки и размещения информации по пропаганде ценностей физической культуры и спорта, здорового образа жизни в сети «Интернет»
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
ИОПК-4.1 сущность спорта, закономерности его развития и функционирования, структуру современного спортивного движения в мире; основные принципы обобщения и распространения передового опыта; концепцию современного олимпизма и олимпийского образования, нормативные документы, регулирующие международные олимпийское движение
3.1.2
ИУК-5.1 закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте; междисциплинарную интеграцию комплекса наук, изучающих физическую культуру спорт
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
ИОПК-4.2 оперировать основными теоретическими знаниями о физической культуре; анализировать новые подходы и решения в области пропаганды здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта; оценивать роль и значение спорта в системе воспитания; формировать мнение о значении физической культуры в обеспечении здоровья, пропагандирует идеи олимпизма
3.2.2
ИУК-5.2 понимать и воспринимать разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контексте; самостоятельно приобретать и определять новые знания, в том числе в смежных с физической культурой областях
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
ИОПК-4.3 в проведении теоретических занятий по олимпийскому образованию, обеспечению соблюдения антидопинговых правил, выполнению предписаний организаций, осуществляющих допинг-контроль; подготовки материалов о нравственных ценностях спорта
3.3.2
ИУК-5.3 владения методами адекватного восприятия межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контексте в сфере физической культуры
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 1 Философия спорта как наука

 
1.1
1.1 Место философии спорта в системе наук /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5
1
0
Определение философии спорта как науки. Научный статус философии спорта, ее объект и предмет. Философия спорта в структуре философского знания. Базовый понятийный аппарат философии спорта. Становление, развитие и современное состояние философской рефлексии спорта.
 
1.2
1.1 Место философии спорта в системе наук /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-5
1
0
Конспект темы. Решение тестов
 
 
Раздел 2. 2 Генезис спорта и физической культуры: исторические, социально-философские и культурологические аспекты 

 
2.1
2.1 Мировоззренческий смысл древнегреческого спорта. Физическая культура Древнего Востока  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5
1
0
Агональность как одна из базовых характеристик культуры Древней Греции. Греческий спорт и его социально-культурное измерение. Спорт как воплощение идеала социальной открытости. Исторические трансформации греческого спорта.

Древнеиндийская йога. Физическая культура в странах древнего мира. Философские модели и историческая традиция единоборств.

 
2.2
2.1 Мировоззренческий смысл древнегреческого спорта. Физическая культура Древнего Востока /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-5
1
0
Конспект темы. Решение тестов
 
 
Раздел 3. 3 Философские и социологические проблемы тела и телесности человека

 
стр. 6
УП: 49.04.01 19 ФОТ.plx
 
3.1
3.1 Проблема тела и телесности человека. Телесное воспитание /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 ОПК-4
1
2
Философские проблемы тела и телесности человека (дискуссия):

1. Концепт тела в философии спорта.

2. Основные философские концепции тела и телесности человека.

3. Социокультурные особенности и статус телесности человека.

4. Проблема тела и телесности в социокультурном контексте современности.

5. Аксиология тела и телесности.

6. Понятие, основные направления, современное значение телесного воспитания.

 
3.2
3.1 Проблема тела и телесности человека. Телесное воспитание /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

5
УК-5 ОПК-4
1
0
Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия. Решение тестов
 
 
Раздел 4. 4 Аксиология спорта

 
4.1
4.1 Ценностный потенциал спорта /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 ОПК-4
1
0
1. Понятие и разновидности спорта.

2. Функции спорта.

3. Гуманистические и нравственные аспекты спорта.  

4. Спорт как фактор формирования культуры мира.

5. Проблемы реализации гуманистического потенциала спорта и негативные явления в этой сфере.

 
4.2
4.1 Ценностный потенциал спорта /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-5 ОПК-4
1
0
Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия. Решение тестов
 
4.3
4.2 Спорт как современный социокультурный феномен /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 ОПК-4
1
2
Спорт как современный социокультурный феномен(дискуссия):

1. Спорт в культуре общества зрелищ.

2. Спорт в системе массмедиа.

3. Спорт как мода.

4. Спорт как бизнес-индустрия.

5. Спорт как религия современности.

6. Основные тенденции развития современного спорта.

 
4.4
4.2 Спорт как современный социокультурный феномен /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

5
УК-5 ОПК-4
1
0
Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия. Решение тестов
 
 
Раздел 5. 5 Спорт и физическая культура: проблема взаимоотношения

 
5.1
5.1 Спорт и физическая культура: проблема взаимоотношения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5
1
2
1. Большой спорт и физическая культура: общность и различие.

2. Физическая культура как часть культуры в целом.

3. Модели физической культуры.

4. Специфические функции физической культуры и спорта.

5. Факторы, определяющие развитие физической культуры и спорта в современном обществе.

6. Физическая культура и спорт: пути интеграции.

 
5.2
5.1 Спорт и физическая культура: проблема взаимоотношения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

5
УК-5
1
0
Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия. Решение тестов
 
 
Раздел 6. 6 Философские аспекты взаимодействия спорта и различных социальных явлений

 
6.1
6.1 Спорт и культура. Спорт и игра: проблема взаимоотношения. Спорт и искусство. Спорт и труд /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5
1
0
1. Спорт и культура: проблема взаимоотношения.

2. Понятие, структура и разновидности спортивной культуры.

3. Игра и спорт: сходство и различие.

4. Игровые теории спорта (Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга) и их критики.

5. Спорт и искусство: проблема взаимоотношения.

6. Спорт и труд: сходство и различие.

 
6.2
6.1 Спорт и культура. Спорт и игра: проблема взаимоотношения. Спорт и искусство. Спорт и труд /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

5
УК-5
1
0
Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия. Решение тестов
 
 
Раздел 7. 7 Спорт и политика

 
7.1
7.1 Проблема взаимоотношения спорта и политики /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 ОПК-4
1
2
Спорт и политика(дискуссия):

1. Проблема взаимосвязи спорта и политики.

2. Взаимодействие спорта и политики: негативные и позитивные аспекты.

3. Спорт и политические системы.

4. Политические функции спорта.

5. Влияние политики на Олимпийские игры.

6. Спортивная политика в современной России: проблемы, направления, тенденции.

 
7.2
7.1 Проблема взаимоотношения спорта и политики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

5
УК-5 ОПК-4
1
0
Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия. Решение тестов
 
 
Раздел 8. 8 Спорт и личность

 
8.1
8.1 Формирование личности в спорте /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 ОПК-4
1
0
1. Понятие личности в социологии.

2. Положительное и негативное влияние спорта на формирование личности.

3. Социализация спортсмена.

4. Социальная ответственность спортсмена.

5. Спортивная карьера: этапы и кризисные фазы.

6. Спорт и отчуждение личности.

 
8.2
8.1 Формирование личности в спорте /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

5
УК-5 ОПК-4
1
0
Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия. Решение тестов
 
 
Раздел 9. 9 Этические аспекты спорта

 
9.1
9.1 Этические проблемы в спорте /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 ОПК-4
1
2
Этическая проблематика в спорте(дискуссия):

1. Проблема агрессии и насилия в спорте.

2. Формы выражения национализма в спорте.

3. Взаимоотношение тренера и спортсмена: основные принципы и проблемы.

4. Проблема допинга в спорте, пути и способы ее решения.

5. Дети в спорте высоких достижений: этические проблемы.

6. Особенности борьбы с противоправным влиянием на результаты спортивных соревнований.

 
9.2
9.1 Этические проблемы в спорте /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

5
УК-5 ОПК-4
1
0
Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия. Решение тестов
 
 
Раздел 10. 10 Философские проблемы олимпийского движения

 
стр. 7
УП: 49.04.01 19 ФОТ.plx
 
10.1
10.1 Олимпийское движение и олимпийский спорт /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 ОПК-4
1
0
1. Философская концепция Пьера де Кубертена.

2. Критика концепции Пьера де Кубертена (Адорно, Веблен, Э. Франке).

3. Современные философские интерпретации основных ценностей олимпийского движения.

4. Противоречие между олимпийской философией и реалиями олимпийского спорта.

5. Понятие олимпийской культуры личности и проблема ее формирования.

6. Олимпийское воспитание.

7. Олимпийское образование.

 
10.2
10.1 Олимпийское движение и олимпийский спорт /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

5
УК-5 ОПК-4
1
0
Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия. Решение тестов
 
 
Раздел 11. 11 Философия здоровья человека

 
11.1
11.1 Физическая культура и здоровье человека /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 ОПК-4
1
0
Физическая культура и здоровье человека(дискуссия):

1. О сущности феномена «здоровье». Философские подходы к пониманию здоровья.

2. Оздоровительные системы и технологии в культурно-историческом наследии человечества.

4. Здоровье спортсмена: цель или средство?

5. Валеологическое воспитание.

6. Факторы, формирующие здоровье личности.

7. Особенности осуществления пропаганды здорового образа жизни, ценностей физической культуры и спорта.

 
11.2
11.1 Физическая культура и здоровье человека /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

5
УК-5 ОПК-4
1
0
Подготовка докладов и презентаций по теме практического занятия. Решение тестов
 
11.3
/КАтЭ/

2,4
1
0
 
11.4
/Экзамен/

24,6
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерные вопросы к экзамену

1.Предмет философии спорта и ее место в системе философских наук.

2.Становление, развитие и современное состояние философской рефлексии спорта.

3.Структура философии спорта.

4.Понятие и разновидности спорта.

5.Ценностный потенциал спорта и его функции.

6.Ценностный потенциал физической культуры и ее функции.

7.Роль спорта в формировании и развитии личности.

8.Спорт как фактор формирования культуры мира.

9.Концепт тела в философии спорта.

10.Социокультурные особенности и статус телесности человека.

11.Аксиология тела и телесности.

12.Спорт как современный социокультурный феномен.

13.Спорт в системе СМИ.

14.Физическая культура как часть культуры в целом.

15.Модели физической культуры.

16.Факторы, определяющие развитие физической культуры и спорта в современном обществе.

17.Физическая культура и спорт: пути интеграции.

18.Понятие, структура и разновидности спортивной культуры.

19.Игра и спорт: сходство и различие.

20.Игровые теории спорта.

21.Спорт и искусство: проблема взаимоотношения.

22.Спорт и труд: сходство и различие.

23.Проблема взаимосвязи спорта и политики.

24.Спорт и политические системы.

25.Негативные и позитивные аспекты взаимодействия спорта и политики.

26.Социальные типы личности в спорте.

27.Спорт и проблема отчуждения личности.

28.Социальная ответственность спортсмена.

29.Спортивное воспитание.

30.Агрессия и насилие в спорте.

31.Проблема допинга в спорте: пути и способы ее решения.

32.Взаимоотношение тренера и спортсмена.

33.Национализм в спорте.

34.Философская концепция олимпийского спорта Пьера де Кубертена.

35.Понятие олимпийской культуры личности и проблема ее формирования.

36.Олимпийское воспитание.

37.Основные проблемы и негативные тенденции в спорте высоких достижений в XXI веке.

38.Философские подходы к пониманию здоровья.

39.Сущность, идеалы и ценности олимпийского движения.

40.Факторы, формирующие здоровье личности.

41.Спортивная карьера: этапы и кризисные явления.

42.Место и роль физкультурной деятельности в процессе социализации личности.

43.Понятия физического и физкультурного воспитания.

44.Специфика соревновательных отношений в спорте.

45.Роль физической культуры в формировании здоровья личности.

 
стр. 8
УП: 49.04.01 19 ФОТ.plx
 
5.2. Темы письменных работ
Данный вид работ программой не предусмотрен
 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение 1
 
Тестовые задания; электронная презентация по теме дисциплины (по выбору обучающегося); теоретические вопросы
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Столяров В.И., Передельский А.А., Башаева М.М.
Современные проблемы наук о физической культуре и спорте. Философия спорта: учебник
М.: Сов. спорт, 2015
 
Л1.2
Передельский А.А.
Физическая культура и спорт в отражении философских и социологических наук. Социология спорта: учебник
М.: Спорт, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Передельский А.А.
Двуликий Янус. Спорт как социальный феномен: сущность и онтологические основания: монография
М.: Спорт, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронная библиотека Института Философии Российской Академии Наук. [Электронный ресурс]. – URL: https://iphras.ru/elib.htm
 
Э2
Архив журнала «Теория и практика физической культуры». [Электронный ресурс]. – URL: http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/
 
Э3
Электронная библиотека Гумер – книги, учебники: философия. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Ubuntu – операционная система, свободно распространяемая по лицензии обеспечения GNU/Linux.
6.3.1.2
LibreОffice – кроссплатформенный офисный пакет, свободно распространяемый по лицензии обеспечения GNU/Linux:
6.3.1.3
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
6.3.1.4
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций
6.3.1.5
Libre Оffice Сalc – программа для работы с электронными таблицами
6.3.1.6
Mozilla Firefox – интернет обозреватель
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний. – Режим доступа : https://www.ebsco.com/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Занятия проводятся в аудиториях:
7.2
1-41: Компьютер – 1; Монитор – 1; Проектор – 1; Экран – 1; Парта: 40 шт; Доска классная трёхстворчатая: 1 шт; Жалюзи: 4 шт; Стол 2х тумбовый: 1 шт; Стул: 3 шт.
7.3
2-210: Шкаф закрытый: 1 шт; Стол 2 местный: 4 шт; Стол 3 местный: 5 шт; Полка стеклянная навесная: 7 шт; Стул: 24 шт; Жалюзи: 2 шт.; Компьютер: 1 шт; Монитор: 1 шт; Экран: 1 шт; Проектор: 1 шт.
7.4
1-23: Компьютер – 1; Монитор – 1; Проектор – 1; Экран – 1; Кондиционер: 1 шт; Стенка: 1 шт; Стол ученический: 15 шт; Стул ученический: 30 шт; Доска классная трёхстворчатая: 1 шт; Жалюзи: 2 шт; Жалюзи минирулонные: 4 шт; Шкаф офисный: 3 шт; Стол письменный угловой с тумбой: 1 шт; Стул: 1 шт; Трибуна настольная: 1 шт.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Преподавателем осуществляется текущий контроль за посещаемостью магистрантами аудиторных занятий и выполнением им творческих заданий, тестов.

Формы и виды текущего контроля и самостоятельной работы по дисциплине:

Устные доклады и сообщения ‒ это традиционная для практических занятий форма работы становится более эффективной, если практикуется организация содокладов, дополнений, оппонирования тех или иных высказанных идей и/или положений.

Проведение дискуссий по различным проблемам естественных и гуманитарных наук, которые подразумевают написание магистрантами тезисов, рефератов по предложенной тематике. Магистранты не только делают устные доклады, но и 

 
стр. 9
УП: 49.04.01 19 ФОТ.plx
 
задают группе вопросы, что благоприятствует возникновению оживлённого обмена мнениями.

Диспут. Участие каждого слушателя предполагает тщательную предварительную подготовку всей группы по заранее определённой дискуссионной проблеме. Для повышения активизации внимания магистрантов рекомендуется подготовка докладов (сообщений) с изложением различных точек зрения по обозначенной проблеме. Основным этапом в подготовке к диспуту, является самостоятельная работа над первоисточниками, специальной научной литературой, рекомендованной к занятию. Диспут предполагает подготовку хорошо продуманных и чётко сформулированных дополнительных вопросов, акцентирующих внимание на основных и противоречивых моментах рассматриваемой темы.

Исследовательский метод организации обучения на основе поисковой, самостоятельной познавательной деятельности магистрантов в процессе решения предлагаемых познавательных и практических задач.

Тестирование, используемое в процессе контроля знаний на практических занятиях, позволяющие проверить текущие знания по пройденным темам. Цель тестовых заданий состоит в развитии умения магистрантов выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные связи, признаки и причины разных явлений и процессов.

Эссе. Одним из видов самостоятельной работы является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объёмом до 4-х страниц текста, посвящённое какой-либо значимой классической либо современной философской или научной проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме зачета, который включает защиту научного исследования по проблемам ФКиС в форме электронной презентации.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Программой дисциплины предусмотрено самостоятельное изучение содержания всех тем каждым магистрантом. Для этого магистранты должны в соответствии с тематическим планом дисциплины, подготовиться к каждому практическому занятию, используя для этого книги из основного и дополнительного списка литературы. При этом:

– следует тщательно проработать соответствующую тему по основной и дополнительной литературе, рекомендованной в плане практического занятия, а также поработать с учебно-методическими материалами по дисциплине;

– не следует ограничиваться одним информационным источником, необходимо знакомиться с оригинальными текстами, хотя бы во фрагментах; необходимо обращаться к словарям и энциклопедиям, находить определения основных понятий темы;

– следует провести самостоятельный поиск материала, включая ресурсы Интернета (не только рекомендованные сайты), периодику;

– следует не только выявить для себя различные аспекты предложенной проблемы, но разнообразные подходы и множественные варианты и способы её решения;

– при подготовке по теме практического занятия докладов и сообщений можно использовать как классическую форму, так и презентации.