2020-2021_49_03_01 19 СТвИВС (25)_plx_Информационные технологии в физической культуре и спорте_Спортивная тренировка в избранном виде спорта
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Кафедра математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Информационные технологии в физической культуре и спорте
______________ 2019 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 19 СТвИВС (25).plx

Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
экзамены 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
24,6
самостоятельная работа
47
аудиторные занятия
34
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
26
26
26
26
Контактные часы на аттестацию
2,4
2,4
2,4
2,4
В том числе инт.
26
26
26
26
Итого ауд.
34
34
34
34
Кoнтактная рабoта
36,4
36,4
36,4
36,4
Сам. работа
47
47
47
47
Часы на контроль
24,6
24,6
24,6
24,6
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (25).plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, М. А. Алтухова _________________
 
к.п.н., начальник УМУ, О. А. Клестова;к.п.н., декан факультета ЗВСиЕ, Р. Х. Аминов _________________
Рецензент(ы):
 
Информационные технологии в физической культуре и спорте
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.08.2019 протокол № 1.
 
Протокол от __ __________ 2019 г.  №  __  

Срок действия программы: 2019-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Е. С. Круглова, к.т.н.

Кафедра математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (25).plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Е. С. Круглова, к.т.н.

Кафедра математики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Е. С. Круглова, к.т.н.

Кафедра математики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Е. С. Круглова, к.т.н.

Кафедра математики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2021 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Е. С. Круглова, к.т.н.

Кафедра математики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2020 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (25).plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование базовых теоретических знаний в области информатики и информационных технологий;
1.2
освоение приемов работы с персональным компьютером;
1.3
формирование навыков практической деятельности с использованием стандартного компьютерного программного обеспечения;
1.4
формирование культуры мышления, информационной культуры и научного мировоззрения;
1.5
развитие волевых и ценностных качеств, проявляемых по отношению к организации своей учебной деятельности;
1.6
воспитание творческого отношения к процессу обучения и к будущей профессиональной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
владение общими учебными умениями, навыками и способами осуществления учебной деятельности;
2.1.2
знание базовых понятий информатики;
2.1.3
владение персональным компьютером на уровне начинающего пользователя.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
широкий круг дисциплин, предполагающих создание информационных объектов средствами офисных приложений (текстового редактора, электронных таблиц, электронных презентаций), в том числе для оформления результатов учебной работы; поиск информации в глобальных поисковых системах и обмен информацией по телекоммуникационным каналам в целях осуществления учебной и практической деятельности;
2.2.2
2.2.3
Научно-методическая деятельность
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
Знать:
 
Уровень 1
базовые понятия информатики и информационных технологий, структуру и области изучения основных разделов дисциплины, место информатики в современной научной картине мира; правила использования ИКТ и средств связи; форматы представления информации в компьютере;  программные средства обработки информации, принципы создания и редактирования информационных объектов;

технологии осуществления поиска информации;

 
Уровень 2
понятие и классификации информационных систем; способы представления информации в современных информационных системах; основные закономерности поиска релевантной информации;

виды и категории программного обеспечения для работы с информацией, представленной в различных форматах;

 
Уровень 3
правила и стандарты представления информационных объектов; технологии получения объектов с заданными характеристиками; цифровой этикет при взаимодействии в компьютерных сетях.
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
понимать профессиональную терминологию дисциплины; работать с информацией, представленной в разных форматах, используя стандартное офисное программное обеспечение, осуществлять поиск релевантной информации;
 
Уровень 2
использовать профессиональную терминологию дисциплины в устной и письменной речи; осуществлять поиск, анализ и синтез информации из различных источников; выбирать информацию, отвечающую заданным критериям; использовать стандартные функции офисного ПО для создания, редактирования и форматирования информации;
 
Уровень 3
синтезировать новые информационные объекты по заданным критериям, выбирая оптимальные инструментальные средства; соблюдать основные требования информационной безопасности при работе в компьютерных сетях.
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
опытом работы с персональным компьютером, стандартным офисным ПО и поисковыми сервисами Интернета;
 
Уровень 2
опытом создания, редактирования и форматирования различных информационных объектов по заданным критериям; опытом нахождения релевантной информации в информационно-поисковых системах и сервисах;
 
Уровень 3
опытом анализа информационных объектов и выделения их существенных параметров; опытом аналитико-синтетической обработки информации в сфере будущей профессиональной деятельности.
 
 
стр. 5
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (25).plx
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы системного подхода; основные технологии поиска, сбора и обобщения информации для решения поставленных задач
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать и систематизировать, и синтезировать информацию, способы решения задач с позиции системного подхода в профессиональной деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
опытом осуществления критического анализа и обобщения информации по актуальным вопросам развития физической культуры и спорта; применения методов принятия решений
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введение в дисциплину

 
1.1
Базовые понятия информатики. Теоретические основы представления и обработки информации в ЭВМ /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.5 Л2.6 Л2.7

2
УК-1
1
0
 
1.2
Базовые понятия. Теоретические основы представления и обработки информации в ЭВМ. Единицы измерения информации, форматы представления данных /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.5 Л2.6 Л2.7

4
УК-1
1
0
 
 
Раздел 2. Современные тенденции развития информационных технологий

 
2.1
Основные этапы и тенденции развития  компьютерной техники, программного обеспечения и информационных технологий. Обзор современного офисного ПО /Лек/
Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.7

2
УК-1
1
0
 
2.2
Основные этапы и тенденции развития  компьютерной техники, ПО и ИТ. Виды и характеристики современного офисного ПО /Ср/
Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.7

4
УК-1
1
0
 
 
Раздел 3. Компьютерный практикум

 
3.1
Графический интерфейс современной операционной системы. Работа с объектами файловой системы. Интерфейс офисного пакета. Знакомство с текстовым редактором /Пр/
Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1
1
2
 
3.2
Форматирование текста. Настройка параметров абзацев и символов, таблицы в текстовом документе /Пр/
Л1.3Л2.2 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1
1
4
 
3.3
Интерфейс электронной таблицы. Ввод и редактирование данных. Автозаполнение. Форматирование ячеек таблицы. Числовые форматы /Пр/
Л1.3Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1
1
2
 
3.4
Вычисления в таблице. Использование встроенных функций. Ввод сложных формул. Проблемные задачи на применение статистических функций /Пр/
Л1.3Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1
1
4
 
3.5
Графическое оформление табличных данных с помощью диаграмм. Построение графиков функций /Пр/
Л1.3Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1
1
4
 
стр. 6
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (25).plx
 
3.6
Логические функции, логические значения и логические выражения. Проблемные задачи на применение условной функции /Пр/
Л1.3Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1
1
4
 
3.7
Режимы адресации. Проблемные задачи на применение абсолютной адресации ячеек /Пр/
Л1.3Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1
1
4
 
3.8
Комплексная контрольная работа по табличному процессору /Пр/
Л1.3Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1
1
2
 
3.9
Технологии обработки текстовой, числовой и графической информации /Ср/
Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.7Л3.1

Э1 Э2

31
УК-1
1
0
 
 
Раздел 4. Роль Информационных технологий в развитии современного общества

 
4.1
Влияние ИТ на развитие информационного общества. Проблемы перехода к  информационному обществу. Негативные тенденции информатизации /Лек/
Л1.1Л2.6 Л2.7

2
УК-1
1
0
 
4.2
Влияние ИТ на развитие информационного общества. Проблемы перехода к  информационному обществу. Негативные тенденции информатизации. Влияние ИТ на молодежь /Ср/
Л1.1Л2.6 Л2.7

4
УК-1
1
0
 
 
Раздел 5. Информационная безопасность

 
5.1
Основы информационной безопасности. Объекты защиты, факторы угроз, средства и методы защиты информации. Безопасность в компьютерных сетях. Профилактика распространения идеологии терроризма в Интернете /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.4 Л1.5Л2.7

2
УК-1
1
0
 
5.2
Основы информационной безопасности. Объекты защиты, факторы угроз, средства и методы защиты информации. Безопасность в компьютерных сетях. Профилактика распространения идеологии терроризма в Интернете /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.4 Л1.5Л2.5 Л2.7

4
УК-1
1
0
 
5.3
/Экзамен/

24,6
1
0
 
5.4
/КАтЭ/

2,4
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерная тематика заданий контрольных работ по текстовому редактору и электронным таблицам:

- набор и редактирование текста;

- форматирование текстовых объектов (символов, абзацев, перечислений);

- создание и оформление таблиц в текстовом документе;

- встраивание графических объектов в текстовый документ;

- обработка табличных данных с помощью электронной таблицы;

- использование встроенных функций;

- графическое отображение табличных данных с помощью диаграмм;

- построение графика функции в табличном процессоре;

- использование абсолютной адресации ячеек электронной таблицы;

- использование логических функций в электронной таблице;

- сортировка и фильтрация табличных данных.

 
стр. 7
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (25).plx
 
Примерные вопросы для тестирования на экзамене

1 Определение понятия «информация». Свойства информации.

2 Задачи и предмет изучения информатики и информационных технологий.

3 Меры и единицы количества информации. Основные подходы к измерению информации.

4 Основные этапы развития информационных технологий.

5 Поколения вычислительных машин. Структура и основные принципы построения ЭВМ.

6 Базовый состав персонального компьютера. Принцип работы центрального процессора.

7 Современные тенденции развития информационных технологий.

8 Классификация, назначение и основные характеристики устройств компьютера

9 Программное обеспечение. Уровни программного обеспечения - назначение, возможности, структура.

10 Операционная система. Классификация современных операционных систем, основные возможности.

11 Графический интерфейс операционной системы.

12 Файловые системы. Объекты файловых систем: файл, каталог, ярлык.

13 Прикладное программное обеспечение. Классификация, основные возможности.

14 Обзор современных офисных пакетов.

15 Основные возможности офисного ПО на примере программ из пакета OpenOffice.org.

16 Информационные системы. Основные модели хранения данных и знаний.

17 Системы управления базами данных.

18 Способы и форматы представления текстовой информации в ЭВМ.

19 Основные возможности программ для обработки текста.

20 Способы и форматы представления числовой информации в ЭВМ.

21 Основные возможности табличного процессора.

22 Способы и форматы представления графической информации в ЭВМ.

23 Основные возможности программ для обработки изображений.

24 Основы компьютерной коммуникации. Понятие и классификация компьютерных сетей.

25 Локальные и глобальные сети.

26 Ресурсы и сервисы компьютерных сетей.

27 Организация сети Интернет. Адресация компьютеров и ресурсов сети.

28 Службы и сервиса Интернета.

29 Основные факторы угроз компьютерной безопасности и методы борьбы с ними.

30 Способы защиты информации в компьютерных сетях.

 
5.2. Темы письменных работ
не предусмотрено
 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение № 1
 
Контрольные работы

Тестовые задания

Кейс-задания

5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Макарова Н.В., Волков В.Б.
Информатика: учебник
СПб: Питер, 2013
 
Л1.2
Сергеева И.И., Музалевская А.А., Тарасова Н.В.
Информатика: учебник
М.: Форум : Инфра - М, 2012
 
Л1.3
Яшин В.Н.
Информатика: программные средства персонального компьютера: учеб. пособие
М.: Инфра-М, 2014
 
Л1.4
Трофимов В.В.
Информатика: учебник
М.: Юрайт, 2015
 
Л1.5
Симонович С.В.
Информатика. Базовый курс: учебное пособие
СПб: ПИТЕ�, 2015
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Алтухова М. А.
Элементы теории информации: учебно-методическое издание
Челябинск : Уральская академия, 2011
 
Л2.2
М. А. Алтухова
Создание текстового документа в OpenOffice.org: учебно-методическое издание
Челябинск : Уральская Академия, 2012
 
Л2.3
Алтухова М.А.
Технология создания таблиц в текстовом документе в OpenOffice.org: учеб.- метод. пособие
Челябинск: Уральская академия, 2013
 
стр. 8
УП: 49.03.01 19 СТвИВС (25).plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.4
Касюк С.Т.
Технология обработки текстовой и табличной информации в OpenOffice.org: учеб. - метод. пособие
Челябинск: Уральская академия, 2013
 
Л2.5
Петров П.К.
Информационные технологии в физической культуре и спорте: учебник
М.: Академия, 2014
 
Л2.6
Трофимов В.В.
Информационные технологии. В 2 т.: учебник для академ. бакалавриата
М.: Юрайт, 2015
 
Л2.7
Гаврилов М.В., Климов В.А.
Информатика и информационные технологии: учебник
М.: Юрайт, 2014
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Алтухова М.А., Вандышева О.Д.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по информатике для студентов заочного отделения
Челябинск: Уральская академия, 2014
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Базовый курс по OpenOffice [Электронный ресурс] // 4creates.com : информационный портал. - Режим доступа: https://4creates.com/training/49-bazovyy-kurs-po-openoffice.html
 
Э2
Работа с OpenOffice (видеоуроки) [Электронный ресурс] // Компьютерные видеоуроки онлайн. - Режим доступа: http://compteacher.ru/unix/834-rabota-v-openoffice-chast-1-video-uroki.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Операционная система XUbuntu;
6.3.1.2
Текстовый процессор OpenOffice.org Writer;
6.3.1.3
Процессор электронных таблиц OpenOffice.org Calc;
6.3.1.4
Средство создания электронных презентаций OpenOffice.org Impress;
6.3.1.5
Интернет-обозреватель Opera или Mоzilla FireFox.
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронный каталог библиотеки УралГУФК elibrary.uralgufk.ru
6.3.2.2
ЭБС "Руконт" rucont.ru
6.3.2.3
Научная электронная библиотека elibrary.ru
6.3.2.4
www.OpenOffice.org
6.3.2.5
ru.LibreOffice.org
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
Мультимедийные проекторы в аудиториях для лекционных и практических занятий;
7.2
Компьютерные классы с доступом к общеуниверситетской сети и выходом в Интернет;
7.3
Для самостоятельной работы студентам доступны рабочие места в читальном зале, оснащенные персональными компьютерами с доступом к Интернету, а также компьютерные классы в свободное от занятий время. 
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Знания по дисциплине приобретаются в процессе занятий с преподавателем и самостоятельной работы студентов. Основной формой изучения теоретических разделов дисциплины являются лекционные занятия. Лекции по информатике проводятся с мультимедийным сопровождением, что позволяет повысить интерес к материалу и способствует лучшему его усвоению. С целью структурирования знаний по темам и разделам дисциплины блок занятий по каждому разделу рекомендуется начинать с краткого ознакомления студентов с тематическим планом раздела, списком рекомендуемой литературы и выдачи заданий для самостоятельного выполнения. По окончании изучения раздела проводится подведение итогов в форме групповой дискуссии по изученному материалу.

Умения формируются при проведении практических занятий в компьютерных классах. Практические занятия предпочтительно организовывать в малых группах по 10-15 человек, что позволяет более эффективно реализовать индивидуальный подход в обучении студентов разного уровня подготовки. Каждое практическое занятие предполагает максимальную самостоятельность студентов при выполнении работы, что, безусловно, способствует формированию прочных знаний и навыков и освобождает время преподавателя для индивидуальной работы со студентами в ходе проведения занятий. Закрепление полученных навыков практической работы происходит в процессе проведения интерактивной групповой работы по решению проблемных задач. По мере завершения изучения очередного практического раздела дисциплины проводится контрольная работа по индивидуальным заданиям.

Формирование навыков самостоятельной практической работы происходит в процессе выполнения студентами домашней контрольной работы.

Промежуточный контроль знаний студентов может производиться в виде контрольного тестирования либо в виде зачета, включающего основные теоретические и практические вопросы по изученному материалу.