«Уральский государственный университет физической культуры»
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль: "Физическая реабилитация"
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2013-2017 уч.г.
Зав. кафедрой д.п.н., профессор Найн А.Я.
Зав. кафедрой д.п.н., профессор Найн А.Я.
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой д.п.н., профессор Найн А.Я.
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой д.п.н., профессор Найн А.Я.
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой д.п.н., профессор Найн А.Я.
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Э1 Э2 Э3 Э4
Периодизация истории русского языка. Индоевропейские языки. Славянские языки. XIV век – существование двуязычия. XVII век – устранение двуязычия и формирование литературных норм. XIX век – период становления русского национального языка и кодификации литературных норм. Современные тенденции развития русского языка. История русского письма: история письма вообще, докириллическое славянское письмо, деятельность Кирилла и Мефодия, реформы Петра I и XVIII века, реформы начала XX века.
Э1 Э2 Э3 Э4
2. Понятие системы; понятие знака, виды знаков; уровни и единицы языка.
3. Знаковость языковых единиц; функции языка.
4. Понятие речи; отличия речи от языка; виды речевой деятельности;
5. Устная и письменная речь: общее и различное.
Контрольная работа «История русского языка»
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
2. Понятия «национальный язык», «государственный язык», «титульный язык», «официальный язык»;
3. Составляющие национального языка.
4. Опишите структуру русского национального языка.
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
2. Жаргон, виды жаргона. Понятие жаргона, сленга, арго.
3. Диалекты: особенности севернорусского, южнорусского и среднерусского диалектов.
4. Объясните, какие отношения существуют между литературным языком и нелитературными элементами.
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
2. Написание текстов официально-делового и научного стилей. Выступление с текстом собственного сочинения.
3. Коллективное обсуждение выступлений и разбор текстов.
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
2. Написание текстов публицистического, художественного, разговорно-обиходного и церковно-религиозного стилей. Выступление с текстом собственного сочинения.
3. Коллективное обсуждение выступлений и разбор текстов.
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
2. Какие функции выполняют нормы?
3. Объясните соотношение динамики и стабильности в развитии нормы. Почему нормы стремятся не меняться и почему они всё-таки меняются?
4. Групповая работа: прочитать текст и определить какие нормы нарушены.
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
2. Выполнение заданий по орфоэпической норме.
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
2. Письменная работа «Склонение числительного».
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
СР
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
2. Опишите правила употребления деепричастного оборота.
3. Опишите правила употребления предлогов «в» и «на».
4. Выполнение заданий по синтаксической норме и коллективное обсуждение результатов.
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э3 Э4
1 Понятие государственного, титульного и официального языков.
2 Структура языка, его уровни.
3 Функции языка.
4 Понятие знака, виды знаков, язык как знаковая система.
5 Происхождение русского языка. Славянские языки и место русского языка среди них.
6 Устная и письменная разновидности литературного языка: общее и различное.
7 Понятия «язык», «речь», «культура речи». Компоненты культуры речи.
8 Культура речи. Коммуникативные качества речи.
9 Понятие «норма». Вариативность и историческая изменчивость нормы. Типы норм.
10 Орфоэпические нормы. Особенности русского ударения. Орфоэпические ошибки. Нормы произношения.
11 Лексические нормы. Основные причины речевых ошибок: непонимание значения, слов, лексическая сочетаемость, употребление синонимов, омонимов и многозначных слов.
12 Лексические нормы. Основные причины речевых ошибок: употребление новых и устаревших слов, слов иноязычного происхождения, диалектизмов, разговорных и просторечных слов, профессиональных жаргонизмов.
13 Лексические нормы. Основные причины речевых ошибок: употребление фразеологизмов, речевых клише и штампов.
14 Словообразовательные нормы. Типичные ошибки.
15 Морфологические нормы: имя существительное. Род имен существительных в современном русском литературном языке. Типичные ошибки. Ошибки в склонении существительных. Склонение фамилий.
16 Морфологические нормы: имя прилагательное. Ошибки в образовании степеней сравнения и кратких и полных форм имён прилагательных.
17 Морфологические нормы: местоимение. Склонение и употребление местоимений.
18 Морфологические нормы: имя числительное. Склонение числительных.
20 Синтаксические нормы русского языка. Ошибочное употребление деепричастных оборотов.
21 Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.
22 Стилистические нормы русского языка. Стилистические ошибки.
23 Публицистический стиль, его характеристика.
24 Виды публичной речи: их цели и основные жанры.
25 Принципы и правила подготовки публичной речи.
26 Композиция публичного выступления. Способы создания вступления. Функции заключения, его виды.
27 Композиция публичного выступления. Способы ее изложения. Ораторские приемы для удержания внимания слушателей.
28 Аргументирующая речь. Тезис и аргумент. Виды аргументов.
29 Диспутивно-полемическая речь. Разновидности спора.
30 Стратегии и тактики спора. Полемические приемы и ловушки. Их назначение и специфика использования.
31 Мастерство полемики и дискуссии. Правила ведения дискуссии и полемики. Двойственные приемы в споре. Некорректные приемы в споре.
32 Официально-деловой стиль. Приемы и правила оформления деловых документов. Жанровое своеобразие деловой документации.
33 Стилистические нормы русского языка. Понятие «стиль». Основные стилевые черты и характерные особенности художественного стиля.
34 Стилистические нормы русского языка. Понятие «стиль». Основные стилевые черты и характерные особенности научного стиля.
35 Жанры научной речи: первичные и вторичные. Конспект как жанр научной речи. Правила его составления.
36 Речевой этикет. Назначение речевого этикета. Формулы речевого этикета.
1 Для контрольной работы «Язык как система»:
– язык как биологическое, психическое и социальное явление;
– понятие системы;
– понятие знака, виды знаков;
– уровни и единицы языка. Знаковость языковых единиц;
– функции языка;
– понятие речи. Отличия речи от языка;
– виды речевой деятельности;
– устная и письменная речь: общее и различное.
2 Для контрольной работы «История русского языка»:
– периодизация истории русского языка;
– индоевропейские языки. Славянские языки;
– XIV век – существование двуязычия. XVII век – устранение двуязычия и формирование литературных норм. XIX век – период становления русского национального языка и кодификации литературных норм;
– роль А.С. Пушкина в становлении литературного языка;
– современные тенденции развития русского языка;
– история русского письма: история письма вообще, докириллическое славянское письмо, деятельность Кирилла и Мефодия, реформы Петра I и XVIII века, реформы начала XX века.
3 Для контрольной работы «Русский литературный язык»:
– русский язык среди других языков;
– понятия «национальный язык», «государственный язык», «титульный язык», «официальный язык»;
– составляющие национального языка. Русский литературный язык. Главные свойства литературного языка. Книжный и разговорный язык. Устная и письменная разновидности литературного языка;
– нелитературные элементы. Просторечие. Жаргон, виды жаргона. Понятие жаргона, сленга, арго. Диалекты: особенности севернорусского, южнорусского и среднерусского диалектов;
– функциональные стили русского литературного языка.
Примерный перечень тем для презентации
1 Речь студентов.
2 Речь преподавателей.
3 Речь на транспорте.
4 Речь врачей.
5 Речь современной молодежи.
6 Важность культуры общения.
7 Развитие нормы.
8 Официальное общение.
9 Языковые формулы вежливости.
10 Речь челябинцев.
11 Надписи города Челябинска.
– тесты и контрольные задания для промежуточной аттестации: для каждой темы курса
– экзаменационные тесты (по всем темам курса)
Преподавателем осуществляется текущий контроль за посещаемостью студентом аудиторных занятий и выполнением им творческих заданий, тестов и других видов самостоятельной работы.
Формы и виды промежуточного контроля и самостоятельной работы по дисциплине:
Устные доклады и сообщения – эта форма работы становится более эффективной, если практикуется организация содокладов, дополнений, оппонирования тех или иных высказанных идей и/или положений.
Диспут. Участие каждого слушателя предполагает тщательную предварительную подготовку всей группы по заранее определенной проблеме. Для обсуждения могут быть предложены и заранее подготовленные тезисы по основным вопросам практического занятия. Рекомендуется подготовка докладов (сообщений) с изложением различных точек зрения по заданной проблеме. Основным этапом в подготовке является самостоятельная работа над первоисточниками, научной литературой, рекомендованной к занятию. Диспут предполагает подготовку хорошо продуманных и четко сформулированных дополнительных вопросов, акцентирующих внимание на основных и противоречивых моментах темы.
Тестирование, используемое в процессе контроля знаний на практических занятиях, позволяющие проверить текущие знания студентов по пройденным темам и итоговое тестирование по всему курсу. Контрольные тесты нацелены на активизацию познавательной деятельности в процессе изучения отдельных тем и при закреплении знаний. Их цель состоит также в развитии умения студентов выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные связи, признаки и причины различных явлений и процессов.
Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме зачёта, который включает решение теста по всему курсу.
О распределении изучаемого материала по видам аудиторных занятий
Наиболее сложной частью курса является теоретическая. Поэтому целесообразно рассмотреть основные проблемы на лекциях, а затем вернуться к этому материалу на практических занятиях. Практические занятия распределены по разделам, что позволяет выносить на них те или иные темы данного раздела, а при сокращении количества практических занятий часть тем может быть выведена на самостоятельное изучение с последующим текущим тест-контролем. В рамках каждой темы студенты составляют словарь основных понятий. Это даёт возможность дополнительно проводить текущие мини-контрольные (терминологические) на каждом занятии. Тематические сообщения, подготовленные студентами, позволяют подробнее рассмотреть отдельные вопросы с привлечением дополнительной литературы.