2020-2021_49_03_02 20 ФР_plx_Русский язык и культура речи_Физическая реабилитация
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Педагогики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Русский язык и культура речи
______________ 2020 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.02 20 ФР.plx

49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль: "Физическая реабилитация"

А. В. Окишор
бакалавр
Квалификация
 
зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
39,75
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
15 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Контактные часы на аттестацию
0,25
0,25
0,25
0,25
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32,25
32,25
32,25
32,25
Сам. работа
39,75
39,75
39,75
39,75
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Гареева Лилия Махмутовна _________________
 
к.п.н., доцент, начальник УМУ УралГУФК, Клестова О. А. _________________
Рецензент(ы):
 
Русский язык и культура речи
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
 
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Профиль: "Физическая реабилитация"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
 
Протокол от __ __________ 2020 г.  №  __  

Срок действия программы: 2013-2017 уч.г.

Зав. кафедрой д.п.н., профессор Найн А.Я.

Педагогики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.п.н., профессор Найн А.Я.

Педагогики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.п.н., профессор Найн А.Я.

Педагогики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.п.н., профессор Найн А.Я.

Педагогики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2022 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.п.н., профессор Найн А.Я.

Педагогики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Целью освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» является овладение умением осуществлять устную и письменную форму коммуникации на русском языке.
1.2
Воспитательная цель дисциплины заключается в формировании коммуникативной толерантности и патриотизма, особенно в аспекте родного языка и культуры.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные на предыдущем уровне обучения. Набор входящих знаний и умений, состоящий в информировании о нормах культуры речи и построении эффективного общения, обеспечивает требуемый знаниевый фундамент для ориентации в коммуникативной ситуации.
2.1.2
Культура делового профессионального общения
2.1.3
Культурология
2.1.4
История
2.1.5
Коммуникативный модуль
2.1.6
Мировоззренческий модуль
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Полученные в процессе обучения студентом знания необходимы для освоения таких дисциплин, как «Латинский язык», «Вербальные и невербальные способы общения».
2.2.2
Коммуникативный модуль
2.2.3
Мировоззренческий модуль
2.2.4
Основы конфликтологии физкультурно-спортивной деятельности
2.2.5
Педагогика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
Знать:
 
Уровень 1
теоретические сведения по дисциплине на базовом уровне
 
Уровень 2
теоретические сведения по дисциплине на продвинутом уровне
 
Уровень 3
теоретические сведения по дисциплине на высоком уровне
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
осуществлять устную и письменную коммуникацию на базовом уровне
 
Уровень 2
осуществлять устную и письменную коммуникацию на продвинутом уровне
 
Уровень 3
осуществлять устную и письменную коммуникацию на высоком уровне
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
профессионально значимыми речевыми навыками на базовом уровне
 
Уровень 2
профессионально значимыми речевыми навыками на продвинутом уровне
 
Уровень 3
профессионально значимыми речевыми навыками на высоком уровне
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
- основные понятия и категории культуры речи, этапы истории русского языка, базовые понятия риторики;
3.1.2
- основные понятия этической коммуникации; способы выстраивания толерантной коммуникации; аспекты культуры речи, типы аудитории;
3.1.3
- способы самоорганизации и самообразования; основы тайм-менеджмента;
3.1.4
- основные способы самоанализа.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- создавать тексты в разных формах и стилях, создавать тексты для публичного выступления;
3.2.2
- работать в коллективе; выстраивать толерантную коммуникацию;  разрешать конфликты с помощью речевых навыков, создавать тексты и публично выступать с ними;
 
стр. 5
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
 
3.2.3
- организовывать свою учебную деятельность; выбирать адекватные источники информации; планировать самостоятельную учебную деятельность;
3.2.4
- обращать внимание на свои действия и речевые выказывания.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- нормами культуры речи, навыком находить и исправлять речевые ошибки;
3.3.2
- навыком поддерживать коммуникацию; толерантностью по отношению к людям разных социальных, этнических, конфессиональных и культурных групп;
3.3.3
- навыками обработки информации; навыками тайм-менеджмента; навыками выполнения заданий по нестандартной схеме и/или заданий повышенной сложности;
3.3.4
- навыками постановки цели по самосовершенствованию.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 1 Язык и речь

 
1.1
1.1 Язык и речь (Язык как система. История русского языка) /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4
1
0
Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Язык как биологическое, психическое и социальное явление. Понятие системы. Понятие знака, виды знаков. Уровни и единицы языка. Знаковость языковых единиц. Функции языка. Понятие речи. Отличия речи от языка. Виды речевой деятельности. Устная и письменная речь: общее и различное.

Периодизация истории русского языка. Индоевропейские языки. Славянские языки. XIV век – существование двуязычия. XVII век – устранение двуязычия и формирование литературных норм. XIX век – период становления русского национального языка и кодификации литературных норм. Современные тенденции развития русского языка. История русского письма: история письма вообще, докириллическое славянское письмо, деятельность Кирилла и Мефодия, реформы Петра I и XVIII века, реформы начала XX века.

 
1.2
1.1 Язык и речь (Язык как система. История русского языка) /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

0
УК-4
1
0
1. Язык как биологическое, психическое и социальное явление.

2. Понятие системы; понятие знака, виды знаков; уровни и единицы языка.

3. Знаковость языковых единиц; функции языка.

4. Понятие речи; отличия речи от языка;  виды речевой деятельности;

5. Устная и письменная речь: общее и различное.

Контрольная работа «История русского языка»

 
1.3
1.1 Язык и речь (Язык как система. История русского языка) /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-4
1
0
Подготовка к практическому занятию.
 
 
Раздел 2. 2 Русский литературный язык

 
2.1
2.1 Структура русского национального языка /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4
1
0
Русский язык среди других языков. Понятия «национальный язык», «государственный язык», «титульный язык», «официальный язык». Составляющие национального языка. Русский литературный язык. Главные свойства литературного языка. Книжный и разговорный язык. Устная и письменная разновидности литературного языка.
 
2.2
2.1 Структура русского национального языка /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

0
УК-4
1
0
1. Русский язык среди других языков;

2. Понятия «национальный язык», «государственный язык», «титульный язык», «официальный язык»;

3. Составляющие национального языка.

4. Опишите структуру русского национального языка.

 
2.3
2.1 Структура русского национального языка /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-4
1
0
Подготовка к практическому занятию.
 
2.4
2.2 Нелитературные элементы /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4
1
0
Просторечие. Жаргон, виды жаргона. Понятие жаргона, сленга, арго. Диалекты: особенности севернорусского, южнорусского и среднерусского диалектов.
 
2.5
2.2 Нелитературные элементы /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4
1
2
1. Просторечие.

2. Жаргон, виды жаргона. Понятие жаргона, сленга, арго.

3. Диалекты: особенности севернорусского, южнорусского и среднерусского диалектов.

4. Объясните, какие отношения существуют между литературным языком и нелитературными элементами.

 
2.6
2.2 Нелитературные элементы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-4
1
0
Подготовка к практическому занятию.
 
2.7
2.3 Официально-деловой и научный стили /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4
1
0
Стили современного русского литературного языка. Понятие функционального стиля. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Подстили научной речи: научно-популярный, научно-технический, собственно научный, научно-учебный, научно-справочный и т.д. Жанры научной речи: первичные и вторичные. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности.
 
2.8
2.3 Официально-деловой и научный стили /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4
1
2
1. Анализ различных текстов на предмет определения стиля.

2. Написание текстов официально-делового и научного стилей. Выступление с текстом собственного сочинения.

3. Коллективное обсуждение выступлений и разбор текстов.

 
стр. 6
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
 
2.9
2.3 Официально-деловой и научный стили /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-4
1
0
Подготовка к практическому занятию.
 
2.10
2.4 Публицистический, художественный, разговорно-обиходный и церковно-религиозный стили /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4
1
0
Качества публицистического стиля, его основные функции. Отличие от стиля художественной литературы. Жанры публицистической речи: информационная статья, критическая статья, обзор, рецензия и т.д. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Специфика художественного стиля, его отличие от публицистического. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. История церковно-религиозного стиля. Функции, жанры. Общеязыковые и языковые свойства стиля.
 
2.11
2.4 Публицистический, художественный, разговорно-обиходный и церковно-религиозный стили /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4
1
0
1. Анализ различных текстов на предмет определения стиля.

2. Написание текстов публицистического, художественного, разговорно-обиходного и церковно-религиозного стилей. Выступление с текстом собственного сочинения.

3. Коллективное обсуждение выступлений и разбор текстов.

 
2.12
2.4 Публицистический, художественный, разговорно-обиходный и церковно-религиозный стили /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-4
1
0
Подготовка к практическому занятию.
 
 
Раздел 3. 3 Культура речи

 
3.1
3.1 Коммуникативные качества речи /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4
1
0
Понятие культуры речи. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Коммуникативные качества речи: точность, логичность, чистота, выразительность и т.д. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
 
3.2
3.1 Коммуникативные качества речи /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-4
1
0
Подготовка к практическому занятию.
 
3.3
3.1 Коммуникативные качества речи /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

0
УК-4
1
0
Выполнение заданий, связанных с коммуникативными качествами речи: определить значения фразеологизмов; подобрать синонимы и антонимы и др.
 
3.4
3.2 Общая характеристика нормы культуры речи /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4
1
0
Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Разновидности нормы. Функция нормы, особенности ее существования и развития.
 
3.5
3.2 Общая характеристика нормы культуры речи /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

0
УК-4
1
0
1. Какие нормы культуры речи вы знаете?

2. Какие функции выполняют нормы?

3. Объясните соотношение динамики и стабильности в развитии нормы. Почему нормы стремятся не меняться и почему они всё-таки меняются?

4. Групповая работа: прочитать текст и определить какие нормы нарушены.

 
3.6
3.2 Общая характеристика нормы культуры речи /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-4
1
0
Подготовка к практическому занятию.
 
3.7
3.3 Орфоэпическая норма /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

0
УК-4
1
0
Техника речи. Интонирование. Понятие акцентологической и произносительной нормы. Особенности русского ударения. Специфика орфоэпической нормы в русском языке.
 
3.8
3.3 Орфоэпическая норма /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4
1
2
1. Сформулировать основные особенности русского ударения и произношения.

2. Выполнение заданий по орфоэпической норме.

 
3.9
3.3 Орфоэпическая норма /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-4
1
0
Подготовка к практическому занятию.
 
3.10
3.4 Морфологическая норма /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4
1
0
Особенности грамматических категорий русского языка.
 
3.11
3.4 Морфологическая норма /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4
1
0
1. Выполнение заданий по морфологической норме.

2. Письменная работа «Склонение числительного».

 
3.12
3.4 Морфологическая норма /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-4
1
0
Подготовка к практическому занятию.
 
стр. 7
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
 
3.13
3.5 Лексическая и фразеологическая норма /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

0
УК-4
1
0
Тавтология, плеоназм. Употребление синонимов, антонимов, паронимов.
 
3.14
3.5 Лексическая и фразеологическая норма /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4
1
0
Выполнение заданий по лексической и фразеологической нормам: разбор текстов, поиск и исправление ошибок.

СР

 
3.15
3.5 Лексическая и фразеологическая норма /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

0
УК-4
1
0
Подготовка к практическому занятию.
 
3.16
3.6 Синтаксическая норма /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

0
УК-4
1
0
Употребление деепричастного оборота. Прямой и обратный порядок слов. Употребление предложно-падежных форм. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
 
3.17
3.6 Синтаксическая норма /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4
1
0
1. Объясните, как связаны между собой морфологическая и синтаксическая нормы.

2. Опишите правила употребления деепричастного оборота.

3. Опишите правила употребления предлогов «в» и «на».

4. Выполнение заданий по синтаксической норме и коллективное обсуждение результатов.

 
3.18
3.6 Синтаксическая норма /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

0
УК-4
1
0
Подготовка к практическому занятию.
 
3.19
3.7 Публичная речь /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

0
УК-4
1
0
Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.
 
3.20
3.7 Публичная речь /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4
1
2
Создание публичной речи и выступление. Коллективное обсуждение выступлений.
 
3.21
3.7 Публичная речь /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

1,75
УК-4
1
0
Подготовка к выступлению на практическом занятии
 
3.22
/КАтЗ/

Э3 Э4

0,25
УК-4
1
0
Зачет проводится на последнем практическом занятии
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерный перечень вопросов к зачёту

1 Понятие государственного, титульного и официального языков.

2 Структура языка, его уровни.

3 Функции языка.

4 Понятие знака, виды знаков, язык как знаковая система.

5 Происхождение русского языка. Славянские языки и место русского языка среди них.

6 Устная и письменная разновидности литературного языка: общее и различное.

7 Понятия «язык», «речь», «культура речи». Компоненты культуры речи.

8 Культура речи. Коммуникативные качества речи.

9 Понятие «норма». Вариативность и историческая изменчивость нормы. Типы норм.

10 Орфоэпические нормы. Особенности русского ударения. Орфоэпические ошибки. Нормы произношения.

11 Лексические нормы. Основные причины речевых ошибок: непонимание значения, слов, лексическая сочетаемость, употребление синонимов, омонимов и многозначных слов.

12 Лексические нормы. Основные причины речевых ошибок: употребление новых и устаревших слов, слов иноязычного происхождения, диалектизмов, разговорных и просторечных слов, профессиональных жаргонизмов.

13 Лексические нормы. Основные причины речевых ошибок: употребление фразеологизмов, речевых клише и штампов.

14 Словообразовательные нормы. Типичные ошибки.

15 Морфологические нормы: имя существительное. Род имен существительных в современном русском литературном языке. Типичные ошибки. Ошибки в склонении существительных. Склонение фамилий.

16 Морфологические нормы: имя прилагательное. Ошибки в образовании степеней сравнения и кратких и полных форм имён прилагательных.

17 Морфологические нормы: местоимение. Склонение и употребление местоимений.

18 Морфологические нормы: имя числительное. Склонение числительных.

 
стр. 8
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
 
19 Синтаксические нормы русского языка. Порядок слов. Ошибки управления. Употребление предлогов.

20 Синтаксические нормы русского языка. Ошибочное употребление деепричастных оборотов.

21 Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.

22 Стилистические нормы русского языка. Стилистические ошибки.

23 Публицистический стиль, его характеристика.

24 Виды публичной речи: их цели и основные жанры.

25 Принципы и правила подготовки публичной речи.

26 Композиция публичного выступления. Способы создания вступления. Функции заключения, его виды.

27 Композиция публичного выступления. Способы ее изложения. Ораторские приемы для удержания внимания слушателей.

28 Аргументирующая речь. Тезис и аргумент. Виды аргументов.

29 Диспутивно-полемическая речь. Разновидности спора.

30 Стратегии и тактики спора. Полемические приемы и ловушки. Их назначение и специфика использования.

31 Мастерство полемики и дискуссии. Правила ведения дискуссии и полемики. Двойственные приемы в споре. Некорректные приемы в споре.

32 Официально-деловой стиль. Приемы и правила оформления деловых документов. Жанровое своеобразие деловой документации.

33 Стилистические нормы русского языка. Понятие «стиль». Основные стилевые черты и характерные особенности художественного стиля.

34 Стилистические нормы русского языка. Понятие «стиль». Основные стилевые черты и характерные особенности научного стиля.

35 Жанры научной речи: первичные и вторичные. Конспект как жанр научной речи. Правила его составления.

36 Речевой этикет. Назначение речевого этикета. Формулы речевого этикета.

 
5.2. Темы письменных работ
Примерный перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы студентов

1 Для контрольной работы «Язык как система»:

– язык как биологическое, психическое и социальное явление;

– понятие системы;

– понятие знака, виды знаков;

– уровни и единицы языка. Знаковость языковых единиц;

– функции языка;

– понятие речи. Отличия речи от языка;

– виды речевой деятельности;

– устная и письменная речь: общее и различное.

2 Для контрольной работы «История русского языка»:

– периодизация истории русского языка;

– индоевропейские языки. Славянские языки;

– XIV век – существование двуязычия. XVII век – устранение двуязычия и формирование литературных норм. XIX век – период становления русского национального языка и кодификации литературных норм;

– роль А.С. Пушкина в становлении литературного языка;

– современные тенденции развития русского языка;

– история русского письма: история письма вообще, докириллическое славянское письмо, деятельность Кирилла и Мефодия, реформы Петра I и XVIII века, реформы начала XX века.

3 Для контрольной работы «Русский литературный язык»:

– русский язык среди других языков;

– понятия «национальный язык», «государственный язык», «титульный язык», «официальный язык»;

– составляющие национального языка. Русский литературный язык. Главные свойства литературного языка. Книжный и разговорный язык. Устная и письменная разновидности литературного языка;

– нелитературные элементы. Просторечие. Жаргон, виды жаргона. Понятие жаргона, сленга, арго. Диалекты: особенности севернорусского, южнорусского и среднерусского диалектов;

– функциональные стили русского литературного языка.

Примерный перечень тем для презентации

1 Речь студентов.

2 Речь преподавателей.

3 Речь на транспорте.

4 Речь врачей.

5 Речь современной молодежи.

6 Важность культуры общения.

7 Развитие нормы.

8 Официальное общение.

9 Языковые формулы вежливости.

10 Речь челябинцев.

11 Надписи города Челябинска.

 
5.3. Фонд оценочных средств
 
стр. 9
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
 
Приложение 1
 
Тестовые задания:

– тесты и контрольные задания для промежуточной аттестации: для каждой темы курса

– экзаменационные тесты (по всем темам курса)

5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Купина Н. А., Матвеева Т. В.
Стилистика современного русского языка: учебник
Юрайт, 2013
 
Л1.2
Сурикова Т. И.,  Клушина Н. И.,  Анненкова И. В.; под ред. Г. Я. Солганика
Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров
Юрайт, 2013
 
Л1.3
Максимов В.И., Голубева А.В.
Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров
М.: Юрайт, 2012
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Гвоздев А. Н. 
Очерки по стилистике
КомКнига, 2009
 
Л2.2
Ипполитова Н. А.,  Князева О. Ю.,  Савова М. Р.
Русский язык и культура речи :  электронный учебник
Проспект : КНОРУС, 2009
 
Л2.3
под ред. Г. Г. Городиловой, А.И. Нечаевой
Современный русский литературный язык: учебник
Дрофа, 2010
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Справочно-информационный портал
 
Э2
Веб-издание правил русского языка
 
Э3
Справочный портал о культуре письменной речи
 
Э4
Русский филологический портал 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Для выполнения заданий, предусмотренных программой "Русский язык и культура речи", следует пользоваться рекомендованными программными продуктами:
6.3.1.2
Libre Оffice Writer – текстовый редактор.
6.3.1.3
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения презентаций.
6.3.1.4
Libre Оffice Сalc – программа для работы с электронными таблицами.
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний. – Режим доступа : https://www.ebsco.com/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1 Персональный компьютер AMD Sempron 2500.
7.2
2 Монитор Phillips Brilliance 175.
7.3
3 Акустическая система Microlab M280.
7.4
4 Проектор Acer X112.
7.5
5 Экран Lumien настенный SlimScreen.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций

Преподавателем осуществляется текущий контроль за посещаемостью студентом аудиторных занятий и выполнением им творческих заданий, тестов и других видов самостоятельной работы.

Формы и виды промежуточного контроля и самостоятельной работы по дисциплине:

Устные доклады и сообщения – эта форма работы становится более эффективной, если практикуется организация содокладов, дополнений, оппонирования тех или иных высказанных идей и/или положений.

 
стр. 10
УП: 49.03.02 20 ФР.plx
 
Написание диктанта, словарного диктанта, выполнение упражнений по теме практического занятия с последующим коллективным обсуждением результатов и работой над ошибками.

Диспут. Участие каждого слушателя предполагает тщательную предварительную подготовку всей группы по заранее определенной проблеме. Для обсуждения могут быть предложены и заранее подготовленные тезисы по основным вопросам практического занятия. Рекомендуется подготовка докладов (сообщений) с изложением различных точек зрения по заданной проблеме. Основным этапом в подготовке является самостоятельная работа над первоисточниками, научной литературой, рекомендованной к занятию. Диспут предполагает подготовку хорошо продуманных и четко сформулированных дополнительных вопросов, акцентирующих внимание на основных и противоречивых моментах темы.

Тестирование, используемое в процессе контроля знаний на практических занятиях, позволяющие проверить текущие знания студентов по пройденным темам и итоговое тестирование по всему курсу. Контрольные тесты нацелены на активизацию познавательной деятельности в процессе изучения отдельных тем и при закреплении знаний. Их цель состоит также в развитии умения студентов выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные связи, признаки и причины различных явлений и процессов.

Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме зачёта, который включает решение теста по всему курсу.

О распределении изучаемого материала по видам аудиторных занятий

Наиболее сложной частью курса является теоретическая. Поэтому целесообразно рассмотреть основные проблемы на лекциях, а затем вернуться к этому материалу на практических занятиях. Практические занятия распределены по разделам, что позволяет выносить на них те или иные темы данного раздела, а при сокращении количества практических занятий часть тем может быть выведена на самостоятельное изучение с последующим текущим тест-контролем. В рамках каждой темы студенты составляют словарь основных понятий. Это даёт возможность дополнительно проводить текущие мини-контрольные (терминологические) на каждом занятии. Тематические сообщения, подготовленные студентами, позволяют подробнее рассмотреть отдельные вопросы с привлечением дополнительной литературы.