Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Теории и методики лыжного спорта
рабочая программа дисциплины (модуля)
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ)
Лыжи
Проректор по учебно-воспитательной работе
z49.03.01 СМ 18.plx
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль: "Спортивный менеджмент"
Распределение часов дисциплины по курсам
Контактные часы на аттестацию
Ст. преподаватель, Гаврилова Н.А. _________________
к.п.н., Доцент, Клестова О.А. _________________
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №935)
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль: "Спортивный менеджмент"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2018 протокол № 8.
Протокол от __ __________ 2018 г. № __
Срок действия программы: уч.г.
Зав. кафедрой Посохов Дмитрий Валентинович
Теории и методики лыжного спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Посохов Дмитрий Валентинович
Теории и методики лыжного спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Посохов Дмитрий Валентинович
Теории и методики лыжного спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Зав. кафедрой Посохов Дмитрий Валентинович
Теории и методики лыжного спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2019 г. № __
Зав. кафедрой Посохов Дмитрий Валентинович
Теории и методики лыжного спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Лыжи» является повышения профессиональной компетентности будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта, представление объема соответствующей информации, теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для подготовки тренеров-преподавателей по лыжному спорту, которые будут использованы в различных структурных звеньях системы физического воспитания. Формировать устойчивый интерес к профессии, потребности в углубленном изучении теоретико-методических основ лыжного спорта, повышении профессиональной компетенции за счет самосовершенствования, самовоспитания, саморазвития.
Воспитание морально-этических качеств, средствами лыжного спорта.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные в полной средней школе, при обучении в общеобразовательной спортивной школе (ДЮСШ, СДЮСШОР, школа или училище олимпийского резерва). Студент понимает роль и значение физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; владеет системой знаний о физическом совершенствовании человека; имеет опыт организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; владеет основами технических действий, приемами и упражнениями из базовых видов спорта, умением использования их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; имеет навыки двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Для изучения дисциплины студент должен обладать необходимым уровнем спортивной подготовленности (II взрослый разряд).
Биомеханика двигательной деятельности
Организация самообразовательной деятельности студента
Прикладная физическая культура
Теория и методика обучения базовым видам спорта
Теория и методика физической культуры
Теория и методика физической культуры
История Олимпийского движения
Основы медицинских знаний
Биомеханика двигательной деятельности
Организация самообразовательной деятельности студента
Прикладная физическая культура
Теория и методика обучения базовым видам спорта
Теория и методика физической культуры
История Олимпийского движения
Основы медицинских знаний
Прикладная физическая культура
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
- основные документы - правила, стандарт по виду спорта
- ориентироваться в содержании правил соревнований
- ориентироваться и правильно анализировать результаты соревнований
проявлять ответственность за принятие решений
- корректно аргументировать свои решения
- распознавать ошибки, понимать последствия принятия каких-то решений
Владеть
- механизмом принятия решений
- разными способами представления информации в нестандартных условиях
способен проявлять компетентность в различных ситуациях
ОК-8: способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
- историю вида спорта «Лыжный спорт». Основные термины и понятия. Оздоровительное влияние занятий лыжным спортом на организм человека. Санитарно-гигиенические требования и технику безопасности на занятиях.
- правила проведения соревнований. Основные стили передвижения на лыжах.
- основы и методику организации и проведения самостоятельных занятий лыжным спортом. Средства и методы физической и технической подготовки в лыжном спорте.
- выполнять элементы техники передвижения на лыжах.
- использовать элементы техники разными стилями и способами в зависимости от рельефа трассы.
- самостоятельно организовать и провести занятия по лыжам, соревнования по по лыжным гонкам.
- достаточным уровнем физической, технической и тактической подготовленности.
- навыками судейства соревнований по лыжному спорту в качестве судьи и секретаря.
навыками, методами и средствами самостоятельного, методически правильного достижения должного уровня физической, технической подготовленности для самостоятельной организации и проведения соревнований и тренировочных занятий по лыжному спорту.
ПК-14: способностью совершенствовать индивидуальное спортивное мастерство в процессе тренировочных занятий, владением в соответствии с особенностями избранного вида спорта техникой движений, технико-тактическими действиями, средствами выразительности
- основные показатели, на которых базируется контроль в избранном виде спорта;
способы получения информации в педагогическом контроле избранного вида спорта.
применять педагогические наблюдения, анализ, контрольные упражнения – тесты, функциональные пробы, специальную измерительную аппаратуру
- определять связь между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы) и теми изменениями, которые произошли у занимающихся избранным видом спорта в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастерства и др
- осуществлять контроль в зависимости от индивидуальных возможностей организма
- основными средствами и методами управления состоянием организма человека
- технологиями педагогического контроля
- информацией получения новых технологий педагогического контроля в профессиональной деятельности
ПК-15: способностью осуществлять самоконтроль, оценивать процесс и результаты индивидуальной спортивной деятельности, сохранять и поддерживать спортивную форму
дает определение понятию «самоконтроль»; частично характеризует терминологию оценки процесса и результата индивидуальной спортивной деятельности; определяет некоторые способы сохранения и поддержания спортивной формы
- объясняет терминологию оценки процесса и результата индивидуальной спортивной деятельности; определяет основные способы сохранения и поддержания спортивной формы
- анализирует понятие «самоконтроль», сопоставляет его с другими близкими по смыслу понятиями; анализирует терминологию оценки процесса и результата индивидуальной спортивной деятельности; определяет различные эффективные способы сохранения и поддержания спортивной формы
может частично осуществлять самоконтроль в индивидуальной спортивной деятельности; может частично использовать приемы оценивания процесса и результата собственной спортивной деятельности на практике; может частично поддерживать и сохранять спортивную форму
- может осуществлять самоконтроль в индивидуальной спортивной деятельности; может использовать основные приемы оценивания процесса и результата собственной спортивной деятельности на практике; умеет применять способы поддержания и сохранения спортивной формы
- применять самоконтроль в индивидуальной спортивной деятельности по раз-личным показателям; может качественно использовать различные приемы оценивания процесса и результата собственной спортивной деятельности; может качественно поддерживать и сохранять необходимую спортивную форму различными способами
- частично использует методы само-контроля в индивидуальной спортивной деятельности; частично реализует методику оценивания процесса и результата собственной спортивной деятельности; частично использует методики сохранения и поддержания необходимой физической формы
- применяет основные методы самоконтроля в индивидуальной спортивной деятельности; использует методику оценивания процесса и результата собственной спортивной деятельности; умеет отбирать и применять методики сохранения и поддержания необходимой физической формы
- владеет навыками применения различных методов самоконтроля в индивидуальной спортивной деятельности; в полной мере владеет методикой оценивания процесса и результата собственной спортивной деятельности; владеет навыками использования различных эффективных методик сохранения и поддержания необходимой физической формы
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
– сущность, социальную значимость, характеристику и функции профессии тренера-преподавателя по лыжному спорту;
– требования к комплексной подготовке и личностным качествам тренера-преподавателя;
– основные термины и понятия общей теории физической культуры и спорта и лыжного спорта;
– историю развития лыжного спорта на всех этапах, в России и за рубежом;
– современное состояние и тенденции развития лыжного спорта;
– характеристику лыжного спорта, эволюцию правил и Официальные правила в лыжном спорте;
– санитарно-гигиенические требования к занимающимся, спортивным сооружениям и инвентарю, а так же технику безопасности при проведении занятий;
– общую характеристику, средства и методы общей и специальной физической подготовки лыжников;
– общее представление о процессе формирования двигательных умений и навыков;
– основные понятия, классификацию лыжной техники, средства и методы обучения техническим приемам в лыжном спорте;
– теорию технических ошибок в спорте, в лыжных гонках, пути их предупреждения, выявления и исправления;
– основы спортивной тактики, понятия и определения, тактика прохождения соревновательной дистанции, средства тактики, методы обучения тактическим действиям;
– характеристику, средства методы психологической подготовки лыжников;
– методы оценки психологической подготовленности спортсменов, межличностных отношений;
– общее представление о процессе спортивной подготовки, принципы, средства, методы спортивной подготовки, формы организации спортивной тренировки;
– особенности методики обучения на каждом этапе спортивной подготовки;
– правила, принципы и методику построения;
– характеристику методов научных исследований, методов по оценке уровня физической и технико-тактической подготовленности, физического развития и функционального состояния лыжника;
– правила оформления и представления устных докладов по теме реферата или исследования;
– теорию спортивных соревнований, способы и системы организации и проведения соревнований.
– осуществлять профилактику травматизма, оказывать доврачебную помощь в случае возникновения травм, заболеваний и функциональных нарушений, осуществлять действия по эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций во время занятий или соревнований;
– проводить анализ фазовой структуры технических приемов в лыжном спорте;
– налаживать психологический климат в спортивном коллективе, регулировать психологические состояния спортсменов;
– планировать, организовывать и проводить различные формы занятий с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ физической деятельности;
– использовать в профессиональной деятельности актуальные и целесообразные приемы обучения и воспитания, разнообразные формы занятий;
– разрабатывать комплексы упражнений, конспекты уроков и учебно-тренировочных занятий по лыжным гонкам;
– проводить педагогически анализ деятельности учителей, тренеров, одногруппников, формулировать и аргументировано высказывать свое мнение и выводы;
– критически оценивать и корректировать собственную профессиональную деятельность;
– выполнять обязанности судей и секретарей во время соревнований по лыжному спорту;
– фиксировать результаты во время соревнований;
– анализировать и цитировать научную и учебно-методическую литературу, научные публикации;
– организовать и проводить в доступных формах научные исследования в сфере профессиональной деятельности;
– представлять доклады и результаты исследований с помощью технических средств и компьютерных программы;
– организовывать и проводить физкультурно-массовые спортивные мероприятия, соревнования по лыжному спорту, разрабатывать сопровождающую документацию.
– необходимым уровнем физической и технико-тактической подготовленности;
– техническими элементами базовых видов спорта и избранного вида спорта, а также приемами объяснения и демонстрации основных и вспомогательных элементов;
– специальной спортивной и лыжной терминологией и профессиональной лексикой;
– строевыми приемами и командами для проведения уроков и учебно-тренировочных занятий и организации занимающихся;
– разнообразными средствами и методами для развития общих и специальных физических качеств лыжников;
– методикой обучения технике в лыжном спорте, методикой предупреждения, выявления и исправления ошибок в технике;
– методикой и технологией обучения тактическим действиям в лыжном спорте;
– методами проведения научных исследований в сфере профессиональной деятельности (методами и методиками по оценке уровня физической и технико-тактической подготовленности, физического развития и функционального состояния, психологической подготовленности лыжников);
– методикой и механикой судейства в лыжном спорте;
– методикой ведения судейской документацией во время соревнований по лыжным гонкам;
– навыками самостоятельной работы с учебно-методической и научной литературой, периодическими изданиями;
– методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях в сфере физической культуры и спорта, в избранном виде спорта приемами агитационно-пропагандистской работы по привлечению населения к занятиям физической культурой и спортом, избранным видом спорта;
– навыками работы на персональном компьютере;
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Мотериально техническое обеспечение занятий лыжным спортом /Пр/
Мотериально техническое обеспечение занятий лыжным спортом /Ср/
Техника безопас ности при проведении занятий на лыжах. Подготовка и подбор инвентаря для занятий лыжным спортом /Ср/
Обучение способам передвижения на лыжах. /Пр/
Обучение технике передвижения попеременно двухшажного классического хода /Ср/
Обучение технике одновременно одношажного класического хода. Развитие координаци движений /Ср/
Обучение технике прохождения подьёмов и спусков, преодоления неровностей. Закрепление умений и развитие навыка передвижения скользящим шагом /Пр/
ТЕХНИКА ПОПЕРЕМЕННОГО ДВУХШАЖНОГО КЛАСИЧЕСКОГО ХОДА /ОЗОКАтЗ/
Демонстрация техники лыжных ходов /Зачёт/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ
1 курс
1 Эволюция лыжного инвентаря.
2 Развитие специальных физических качеств у лыжников
3 Характеристика видов лыжного спорта.
4 Критерии определения победителей в соревнованиях различных видов лыжного спорта
5 Критерии и методы отбора юных лыжников.
6 Методы тренировки и их сочетания, применяемые в лыжном спорте
7 Основы начального обучения катанию на лыжах
8 История развития лыж в СССР и России.
9 История развития лыжного спорта за рубежом.
10 Методика обучения техническим приемам в лыжном спорте.
11 Методы оценки тактической подготовки в лыжном спорте.
12 Психологическая подготовка лыжника.
13 Система спортивных соревнований в лыжном спорте.
14 Современные звезды в России.
15 Современные звезды в Европе.
16 Основы начального обучения в горнолыжном спорте
17 Средства и методы развития специальных физических качеств .
18 Средства и методы развития быстроты в лыжном спорте.
19 Средства и методы развития ловкости в лыжном спорте .
20 Средства и методы развития гибкости в лыжном спорте.
21 Средства и методы развития скоростно-силовых качеств лыжника.
Курсовые работы
1 История возникновения и развития лыж с древних времен и до нашего времени.
2 История развитие лыжного спорта в России
3 Современное состояние лыжного спорта в России и дальнейшие перспективы его развития.
4 Лыжный спорт в программе зимних Олимпийских игр.
5 История возникновения и развития биатлона как вида спорта в Европе.
6 История возникновения и развития биатлона в России.
7 История возникновения и развития горнолыжного спорта в Европе и России.
8 Основные требования к выбору и подготовке мест для занятий лыжным спортом.
9 Требования к спортивным сооружениям для проведения занятий по лыжным гонкам и биатлону.
10 Характеристики и требования к лыжному инвентарю и снаряжению.
11 Технические средства для подготовки лыжного инвентаря для тренировок и соревнований.
12 Влияние погодно-климатических условий на организм лыжника-гонщика
13 Влияние занятий по лыжной подготовке на организм занимающегося.
14 Особенности энергетического обмена лыжников гонщиков
15 Дозирование нагрузки по лыжной подготовке в зависимости от возрастных особенностей занимающегося
2 курс
1 Средства и методы развития специальной выносливости лыжника.
2 Средства и методы развития общей выносливости лыжника.
3 История развития лыжных гонок. Правила соревнований. Особенности подготовки.
4 Структура годичной подготовки в лыжных гонках.
5 Структура соревновательной подготовки в лыжном спорте.
6 Виды развлечений связанные с использованием лыж
7 Предстартовые состояния в лыжном спорте
8 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий на лыжах.
3 курс
1 Адаптация в многолетней и годичной подготовке лыжников.
2 Восстановление в годичном процессе подготовки лыжников.
3 Личностные качества тренера в лыжном спорте.
4 Возрастные биологические и психические особенности юных спортсменов 9-11-летнего возраста.
5 Возрастные биологические и психические особенности юных спортсменов 12-14-летнего возраста.
6 Возрастные биологические и психические особенности спортсменов 15-17-летнего возраста.
7 Организация, задачи, средства и методы подготовки спортсменов в спортивно-оздоровительных группах.
8 Организация, задачи, средства и методы подготовки спортсменов в группах начальной подготовки.
9 Организация, задачи, средства и методы подготовки спортсменов в учебно-тренировочных группах.
10 Организация, задачи, средства и методы подготовки спортсменов в группах спортивного совершенствования.
11 Соотношение общей и специальной физической подготовки горнолыжника в годовом цикле
12 Средства и методы физической подготовки лыжников в соревновательном периоде.
5.3. Фонд оценочных средств
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Фарбей В.В., Скорохватова Г.В.
Лыжный спорт: учебник для вузов
Раменская Т.И., Баталов А.Г.
6.1.2. Дополнительная литература
Тренировка лыжников-гонщиков: очерки теории и методики
М.: Физкультура и спорт, 1986
Введение в специальность: метод. разраб. для студентов ГЦОЛИФКа
Васильева М.Н., Фарбей В.В.
Построение тренировочного процесса зимних полиатлонистов 9-10 лет на этапе начальной подготовки первого и второго года обучения
6.1.3. Методические разработки
Манжосов В.Н., Гаменская Т.И.
Лабораторные работы по курсу специализации "Лыжный спорт": метод. разраб. для студентов и слушателей ФПК, ВШТ ГЦОЛИФКа
Подготовка юных лыжников-гонщиков: науч.-метод. пособие
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
1 Лыжный спорт: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Фарбея, Г.В. Скорохватовой. – 2-е изд., испр. и доп. - Спб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 623 с.
2 Раменская, Т.И. Лыжный спорт: учеб. Для студентов вузов, обучающихся по направлению 032100 и специальности 032101 / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. – М.: Физическая культура, 2005. – 319 с.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1 электронный каталог библиотеки УралГУФК (http://www.elibrary.uralgufk.ac.ru),
2 электронный каталог Центральной отраслевой библиотеки (http://lib.sportedu.ru/Catalog.idc),
3 сайт научно-теоретического журнала «Теория и практика физической культуры» (http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/),
4 сайт научно-методического журнала «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», http://lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/,
5 научный портал http://www.teoriya.ru,
6 сайт информационной сети «Спортивная Россия» http://www/infosport.ru/sp/index.asp
7 сайт Международной федерации лыжного спорта(http://www.skisport.com),
8 сайт Российской федерации лыжного спорта (http://www.ski.sport.ru),
9 сайт Ежедневных новостей спорта, http://news.sportbox.ru.
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
1 электронный каталог библиотеки УралГУФК (http://www.elibrary.uralgufk.ac.ru),
2 электронный каталог Центральной отраслевой библиотеки (http://lib.sportedu.ru/Catalog.idc),
3 сайт научно-теоретического журнала «Теория и практика физической культуры» (http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/),
4 сайт научно-методического журнала «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», http://lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/,
5 научный портал http://www.teoriya.ru,
6 сайт информационной сети «Спортивная Россия» http://www/infosport.ru/sp/index.asp
7 сайт Международной федерации лыжного спорта(http://www.skisport.com),
8 сайт Российской федерации лыжного спорта (http://www.ski.sport.ru),
9 сайт Ежедневных новостей спорта, http://news.sportbox.ru.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для осуществления образовательной деятельности по дисциплине «Лыжи(лыжный спорт)» заведущей кафедрой должен быть закреплен методический класс, предназначенный для проведения теоретических занятий, а также аудитория, оборудованная компьютерной техникой, для возможности проведения мультимедийных лекций и других форм учебных занятий, а также DVD-проигрывателем для демонстрации учебных фильмов.
Для проведении занятий необходим тренировочная трасса не менее 5000 м, спортивное оборудование, и инвентарь (лыжное снаряжение, фишки, и т.п.), необходимый для качественного проведения всех видов занятий.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Дисциплина «Лыжи» изучается в течение 4 семестра.
Занятия проводятся в форме практических занятий. Также осуществляется самостоятельная работа студентов разделам дисциплины.
Также организуются практические занятия в форме практики, в ходе которой у студентов формируется профессионально-педагогические умения и навыки (компетенции).
Необходимо проводить контроль знаний в форме тестирования (либо контрольной работы) после изучения теоретических основ дисциплины по специально разработанным тестовым заданиям (вопросам).
При самостоятельном изучении лекционного материала и практической части дисциплины студент должен использовать основную и дополнительную литературу.
Промежуточное и итоговое оценивание студентов осуществляется с помощью балльно-рейтинговой системы
В 4 семестре студенты сдают зачет по дисциплине.
В соответствии с Положением « О балльно - рейтинговой системе оценки учебной деятельности студентов Уральского государственного университета физической культуры» минимальное значение рейтинговой оценки, набранной студентом по результатам текущего контроля по всем видам занятий,при которой студент допускается к сдаче зачета и экзамена, составляет 40 баллов.
Обязательным условием допуска к экзамену в 4 семестре является посещение не менее 70% занятий.