Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Теории и методики лыжного спорта
рабочая программа дисциплины (модуля)
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Лыжи
Проректор по учебно-воспитательной работе
z49.03.01 19 СМ.plx
49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивный менеджмент"
Распределение часов дисциплины по курсам
Контактные часы на аттестацию
Ст. преподаватель, Гаврилова Н.А. _________________
к.п.н., Доцент, Клестова О.А. _________________
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура Профиль "Спортивный менеджмент"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 29.03.2019 протокол № 8.
Протокол от __ __________ 2019 г. № __
Срок действия программы: уч.г.
Зав. кафедрой Винантов Владимир Васильевич
Теории и методики лыжного спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Винантов Владимир Васильевич
Теории и методики лыжного спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Винантов Владимир Васильевич
Теории и методики лыжного спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Винантов Владимир Васильевич
Теории и методики лыжного спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Зав. кафедрой Винантов Владимир Васильевич
Теории и методики лыжного спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Лыжи» является повышения профессиональной компетентности будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта, представление объема соответствующей информации, теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для подготовки тренеров-преподавателей по лыжному спорту, которые будут использованы в различных структурных звеньях системы физического воспитания. Формировать устойчивый интерес к профессии, потребности в углубленном изучении теоретико-методических основ лыжного спорта, повышении профессиональной компетенции за счет самосовершенствования, самовоспитания, саморазвития.
Воспитание морально-этических качеств, средствами лыжного спорта.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные в полной средней школе, при обучении в общеобразовательной спортивной школе (ДЮСШ, СДЮСШОР, школа или училище олимпийского резерва). Студент понимает роль и значение физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; владеет системой знаний о физическом совершенствовании человека; имеет опыт организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; владеет основами технических действий, приемами и упражнениями из базовых видов спорта, умением использования их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; имеет навыки двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Для изучения дисциплины студент должен обладать необходимым уровнем спортивной подготовленности (II взрослый разряд).
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
– сущность, социальную значимость, характеристику и функции профессии тренера-преподавателя по лыжному спорту;
– требования к комплексной подготовке и личностным качествам тренера-преподавателя;
– основные термины и понятия общей теории физической культуры и спорта и лыжного спорта;
– историю развития лыжного спорта на всех этапах, в России и за рубежом;
– современное состояние и тенденции развития лыжного спорта;
– характеристику лыжного спорта, эволюцию правил и Официальные правила в лыжном спорте;
– санитарно-гигиенические требования к занимающимся, спортивным сооружениям и инвентарю, а так же технику безопасности при проведении занятий;
– общую характеристику, средства и методы общей и специальной физической подготовки лыжников;
– общее представление о процессе формирования двигательных умений и навыков;
– основные понятия, классификацию лыжной техники, средства и методы обучения техническим приемам в лыжном спорте;
– теорию технических ошибок в спорте, в лыжных гонках, пути их предупреждения, выявления и исправления;
– основы спортивной тактики, понятия и определения, тактика прохождения соревновательной дистанции, средства тактики, методы обучения тактическим действиям;
– характеристику, средства методы психологической подготовки лыжников;
– методы оценки психологической подготовленности спортсменов, межличностных отношений;
– общее представление о процессе спортивной подготовки, принципы, средства, методы спортивной подготовки, формы организации спортивной тренировки;
– особенности методики обучения на каждом этапе спортивной подготовки;
– правила, принципы и методику построения;
– характеристику методов научных исследований, методов по оценке уровня физической и технико-тактической подготовленности, физического развития и функционального состояния лыжника;
– правила оформления и представления устных докладов по теме реферата или исследования;
– теорию спортивных соревнований, способы и системы организации и проведения соревнований.
– осуществлять профилактику травматизма, оказывать доврачебную помощь в случае возникновения травм, заболеваний и функциональных нарушений, осуществлять действия по эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций во время занятий или соревнований;
– проводить анализ фазовой структуры технических приемов в лыжном спорте;
– налаживать психологический климат в спортивном коллективе, регулировать психологические состояния спортсменов;
– планировать, организовывать и проводить различные формы занятий с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ физической деятельности;
– использовать в профессиональной деятельности актуальные и целесообразные приемы обучения и воспитания, разнообразные формы занятий;
– разрабатывать комплексы упражнений, конспекты уроков и учебно-тренировочных занятий по лыжным гонкам;
– проводить педагогически анализ деятельности учителей, тренеров, одногруппников, формулировать и аргументировано высказывать свое мнение и выводы;
– критически оценивать и корректировать собственную профессиональную деятельность;
– выполнять обязанности судей и секретарей во время соревнований по лыжному спорту;
– фиксировать результаты во время соревнований;
– анализировать и цитировать научную и учебно-методическую литературу, научные публикации;
– организовать и проводить в доступных формах научные исследования в сфере профессиональной деятельности;
– представлять доклады и результаты исследований с помощью технических средств и компьютерных программы;
– организовывать и проводить физкультурно-массовые спортивные мероприятия, соревнования по лыжному спорту, разрабатывать сопровождающую документацию.
– необходимым уровнем физической и технико-тактической подготовленности;
– техническими элементами базовых видов спорта и избранного вида спорта, а также приемами объяснения и демонстрации основных и вспомогательных элементов;
– специальной спортивной и лыжной терминологией и профессиональной лексикой;
– строевыми приемами и командами для проведения уроков и учебно-тренировочных занятий и организации занимающихся;
– разнообразными средствами и методами для развития общих и специальных физических качеств лыжников;
– методикой обучения технике в лыжном спорте, методикой предупреждения, выявления и исправления ошибок в технике;
– методикой и технологией обучения тактическим действиям в лыжном спорте;
– методами проведения научных исследований в сфере профессиональной деятельности (методами и методиками по оценке уровня физической и технико-тактической подготовленности, физического развития и функционального состояния, психологической подготовленности лыжников);
– методикой и механикой судейства в лыжном спорте;
– методикой ведения судейской документацией во время соревнований по лыжным гонкам;
– навыками самостоятельной работы с учебно-методической и научной литературой, периодическими изданиями;
– методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях в сфере физической культуры и спорта, в избранном виде спорта приемами агитационно-пропагандистской работы по привлечению населения к занятиям физической культурой и спортом, избранным видом спорта;
– навыками работы на персональном компьютере;
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Мотериально техническое обеспечение занятий лыжным спортом /Пр/
Мотериально техническое обеспечение занятий лыжным спортом /Ср/
Техника безопас ности при проведении занятий на лыжах. Подготовка и подбор инвентаря для занятий лыжным спортом /Пр/
Техника безопас ности при проведении занятий на лыжах. Подготовка и подбор инвентаря для занятий лыжным спортом /Ср/
Обучение технике передвижения попеременно двухшажного классического хода /Пр/
Методика обучения технике передижения на лыжах /Ср/
Обучение технике одновременно одношажного класического хода. Развитие координаци движений /Пр/
Методика Обучение технике одновременно одношажного класического хода. Развитие координаци движений /Ср/
Обучение технике прохождения подьёмов и спусков, преодоления неровностей. Закрепление умений и развитие навыка передвижения скользящим шагом /Пр/
ТЕХНИКА ПОПЕРЕМЕННОГО ДВУХШАЖНОГО КЛАСИЧЕСКОГО ХОДА /ОЗОКАтЗ/
Демонстрация техники лыжных ходов /Зачёт/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Перечислите строевые приемы с лыжами и на лыжах, сформулируйте команды для их выполнения, укажите, с какой целью применяются данные приемы.
Назовите способы поворотов на лыжах на месте. Укажите, с какой целью применяются данные способы передвижения. Сформулируйте команду для выполнения поворота на лыжах на месте «Переступанием вокруг пяток лыж». Опишите последовательность (технику) движений данного поворота на 4 счета.
Назовите способы поворотов на лыжах на месте. Укажите, с какой целью применяются данные способы передвижения. Сформулируйте команду для выполнения поворота на лыжах на месте «Переступанием вокруг носков лыж». Опишите последовательность (технику) движений данного поворота на 4 счета.
Назовите способы поворотов на лыжах на месте. Укажите, с какой целью применяются данные способы передвижения. Сформулируйте команду для выполнения поворота на лыжах на месте «Прыжком с опорой на палки». Опишите последовательность (технику) движений данного поворота на 4 счета.
Назовите способы поворотов на лыжах на месте. Укажите, с какой целью применяются данные способы передвижения. Сформулируйте команду для выполнения поворота на лыжах на месте «Прыжком без опоры на палки». Опишите последовательность (технику) движений данного поворота на 4 счета.
Назовите способы поворотов на лыжах на месте. Укажите, с какой целью применяются данные способы передвижения. Сформулируйте команду для выполнения поворота на лыжах на месте «Махом правой вперед через лыжу кру-гом».
Опишите последовательность (технику) движений данного поворота на 4 счета.
Определите основные критерии, характеризующие технику движений по количественным параметрам (количественные характеристики движений).
Определите основные критерии, характеризующие технику движений по качественным параметрам (качественные характеристики движений).
Перечислите основные действия на лыжах и дайте их краткую характеристику.
Приведите классификацию лыжных ходов. Перечислите критерии (признаки), по которым тот или иной лыжный ход относится к стилям передвижения и лыжным ходам (классический, свободный, одновременный, попеременный, бесшажный, 1-2 шажный).
Перечислите основный способы передвижения на лыжах, входящих в арсенал спортсменов, занимающихся различными видами лыжного спорта.
Дайте характеристику техники попеременного двухшажного хода (описание основных двигательных действий цикла хода без фазового анализа, условия применения).
Дайте характеристику техники одновременного бесшажного хода (описание основных двигательных действий цикла хода без фазового анализа, условия применения).
Дайте характеристику техники одновременного одношажного хода (описание основных двигательных действий цикла хода без фазового анализа, условия применения).
Дайте характеристику техники одновременного двухшажного хода (описание основных двигательных действий цикла хода без фазового анализа, условия применения).
Приведите правильное название положения тела, принимаемое лыжником при прохождении спусков. Приведите классификацию данного положения тела лыжника в зависимости от расположения его частей.
Охарактеризуйте технику прохождения лыжником спуска в высокой стойке, как одного из способов передвижения на лыжах (положение частей тела, лыжного инвентаря, условия применения данного способа передвижения).
Охарактеризуйте технику прохождения лыжником спуска в средней (основной) стойке, как одного из способов передвижения на лыжах (положение частей тела, лыжного инвентаря, условия применения данного способа передвижения).
Охарактеризуйте технику прохождения лыжником спуска в низкой стойке, как одного из способов передвижения на лыжах (положение частей тела, лыжного инвентаря, условия применения данного способа передвижения).
Перечислите основные способы передвижения на лыжах, применяемые лыжником для преодоления подъемов (условия применения того или иного способа в зависимости от особенностей рельефа (крутизна подъема)).
Расскажите на подъемах какой крутизны применяется передвижение скользящим шагом. Опишите технику преодоления подъема скользящим шагом.
Расскажите на подъемах какой крутизны применяется передвижение беговым и ступающим шагом. Опишите технику преодоления подъема беговым шагом.
Расскажите на подъемах какой крутизны применяется передвижение «полуелочкой» и «елочкой». Опишите технику преодоления подъема «полуелочкой» и «елочкой».
Перечислите способы снижения скорости и остановки при прохождении лыжником склонов различной крутизны, дайте их краткую характеристику.
Опишите технику торможения изменением стойки лыжника, торможения палками, падением и условия применения данных способов торможения
Опишите технику торможения «полуплугом» и «плугом» и условия применения данных способов торможения.
Опишите технику торможения «упором» и «боковым соскальзыванием» и условия применения данных способов торможения.
Назовите способы изменения направления движения при передвижении на лыжах, укажите условия применения данных способов.
Дайте характеристику техники поворота в движении переступанием (описание основных двигательных действий данного способа поворота без фазового анализа, условия применения).
Дайте характеристику техники поворота в движении «плугом» (описание основных двигательных действий данного способа поворота без фазового анализа, условия применения).
Дайте характеристику техники поворота в движении «упором» (описание основных двигательных действий данного способа поворота без фазового анализа, условия применения).
Перечислите средства подготовки для освоения техники лыжных ходов, дайте их краткую характеристику.
Как называются упражнения, применяемые для начального обучения технике передвижения на лыжах (лыжные ходы). Приведите примеры данных упражнений на месте и в движении.
Назовите основные структурные элементы лыж, как спортивного инвентаря, определите их предназначение.
Приведите классификацию лыж, дайте их краткую характеристику в зависимости от вида спорта, материалов изготовления, условий использования.
Охарактеризуйте основные принципы взаимодействия лыж со снежным покрытием в зависимости от использования в том или ином виде спорта, применения различных лыжных ходов и смазочных материалов.
Перечислите типы лыжных креплений и требования, предъявляемые к данным приспособлениям.
Охарактеризуйте предназначение, материалы изготовления и структурные элементы лыжных палок в различных видах лыжного спорта.
Опишите особенности спортивной обуви при использовании всевозможных лыжных креплений, а также для различных видов лыжного спорта.
Охарактеризуйте внешние условия при занятиях лыжным спортом и их влияние на организм занимающихся.
Назовите основные группы причин, влияющие на повышение уровня травматизма, при занятиях лыжным спортом, перечислите наиболее часто встречающиеся виды травм.
Перечислите неблагоприятные метеорологические и гигиенические условия занятий на лыжах, являющиеся причинами
разного рода травм и.т.д. Охарактеризуйте профилактические мероприятия.
Проанализируйте, каким образом материально-техническое обеспечение занятий лыжным спортом может влиять на уровень травматизма занимающихся. Приведите примеры профилактических мероприятий.
Проанализируйте, каким образом ошибки и недочеты в методике проведения занятий лыжным спортом может влиять на уровень травматизма занимающихся. Приведите примеры профилактических мероприятий.
Проанализируйте, каким образом ошибки и недочеты организации проведения занятий лыжным спортом может влиять на уровень травматизма занимающихся. Приведите примеры профилактических мероприятий.
Охарактеризуйте, каким образом поведение занимающихся на занятиях лыжным спортом может стать причиной травматизма. Приведите примеры профилактических мероприятий предполагаемых инцидентов.
5.2. Темы письменных работ
Виды лыжного спорта, включенные в программу зимних Олимпийских игр (выбрать один):
Лыжные гонки
Биатлон
Прыжки на лыжах с трамплина
Лыжное двоеборье
Горнолыжный спорт
Фристайл
Сноуборд
5.3. Фонд оценочных средств
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Фарбей В.В., Скорохватова Г.В.
Лыжный спорт: учебник для вузов
Раменская Т.И., Баталов А.Г.
6.1.2. Дополнительная литература
Тренировка лыжников-гонщиков: очерки теории и методики
М.: Физкультура и спорт, 1986
Введение в специальность: метод. разраб. для студентов ГЦОЛИФКа
Васильева М.Н., Фарбей В.В.
Построение тренировочного процесса зимних полиатлонистов 9-10 лет на этапе начальной подготовки первого и второго года обучения
6.1.3. Методические разработки
Манжосов В.Н., Гаменская Т.И.
Лабораторные работы по курсу специализации "Лыжный спорт": метод. разраб. для студентов и слушателей ФПК, ВШТ ГЦОЛИФКа
Подготовка юных лыжников-гонщиков: науч.-метод. пособие
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
1 Лыжный спорт: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Фарбея, Г.В. Скорохватовой. – 2-е изд., испр. и доп. - Спб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 623 с.
2 Раменская, Т.И. Лыжный спорт: учеб. Для студентов вузов, обучающихся по направлению 032100 и специальности 032101 / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. – М.: Физическая культура, 2005. – 319 с.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1 электронный каталог библиотеки УралГУФК (http://www.elibrary.uralgufk.ac.ru),
2 электронный каталог Центральной отраслевой библиотеки (http://lib.sportedu.ru/Catalog.idc),
3 сайт научно-теоретического журнала «Теория и практика физической культуры» (http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/),
4 сайт научно-методического журнала «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», http://lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/,
5 научный портал http://www.teoriya.ru,
6 сайт информационной сети «Спортивная Россия» http://www/infosport.ru/sp/index.asp
7 сайт Международной федерации лыжного спорта(http://www.skisport.com),
8 сайт Российской федерации лыжного спорта (http://www.ski.sport.ru),
9 сайт Ежедневных новостей спорта, http://news.sportbox.ru.
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
1 электронный каталог библиотеки УралГУФК (http://www.elibrary.uralgufk.ac.ru),
2 электронный каталог Центральной отраслевой библиотеки (http://lib.sportedu.ru/Catalog.idc),
3 сайт научно-теоретического журнала «Теория и практика физической культуры» (http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/),
4 сайт научно-методического журнала «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», http://lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/,
5 научный портал http://www.teoriya.ru,
6 сайт информационной сети «Спортивная Россия» http://www/infosport.ru/sp/index.asp
7 сайт Международной федерации лыжного спорта(http://www.skisport.com),
8 сайт Российской федерации лыжного спорта (http://www.ski.sport.ru),
9 сайт Ежедневных новостей спорта, http://news.sportbox.ru.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для осуществления образовательной деятельности по дисциплине «Лыжи(лыжный спорт)» заведущей кафедрой должен быть закреплен методический класс, предназначенный для проведения теоретических занятий, а также аудитория, оборудованная компьютерной техникой, для возможности проведения мультимедийных лекций и других форм учебных занятий, а также DVD-проигрывателем для демонстрации учебных фильмов.
Для проведении занятий необходим тренировочная трасса не менее 5000 м, спортивное оборудование, и инвентарь (лыжное снаряжение, фишки, и т.п.), необходимый для качественного проведения всех видов занятий.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Дисциплина «Лыжи» изучается в течение 4 семестра.
Занятия проводятся в форме практических занятий. Также осуществляется самостоятельная работа студентов разделам дисциплины.
Также организуются практические занятия в форме практики, в ходе которой у студентов формируется профессионально-педагогические умения и навыки (компетенции).
Необходимо проводить контроль знаний в форме тестирования (либо контрольной работы) после изучения теоретических основ дисциплины по специально разработанным тестовым заданиям (вопросам).
При самостоятельном изучении лекционного материала и практической части дисциплины студент должен использовать основную и дополнительную литературу.
Промежуточное и итоговое оценивание студентов осуществляется с помощью балльно-рейтинговой системы
В 4 семестре студенты сдают зачет по дисциплине.
В соответствии с Положением « О балльно - рейтинговой системе оценки учебной деятельности студентов Уральского государственного университета физической культуры» минимальное значение рейтинговой оценки, набранной студентом по результатам текущего контроля по всем видам занятий,при которой студент допускается к сдаче зачета и экзамена, составляет 40 баллов.
Обязательным условием допуска к экзамену в 4 семестре является посещение не менее 70% занятий.