Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Теории и методики физического воспитания
рабочая программа дисциплины (модуля)
Учебная практика (ознакомительная)
Проректор по учебно-воспитательной работе
49.03.01 20 ФО.plx
49.03.01 Физическая культура Профиль "Физкультурное образование"
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактные часы на аттестацию
к.п.н., Доцент, Ан. А Найн _________________
к.п.н., руководитель ОПП, Р. Х. Аминов ;к.п.н., начальник ОПП, Т. Ю. Тихонова _________________
Учебная практика (ознакомительная)
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура Профиль "Физкультурное образование"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Срок действия программы: 2020-2024 уч.г.
Зав. кафедрой к.п.н., профессор Л.В. Пигалова
Теории и методики физического воспитания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой к.п.н., профессор Л.В. Пигалова
Теории и методики физического воспитания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой к.п.н., профессор Л.В. Пигалова
Теории и методики физического воспитания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой к.п.н., профессор Л.В. Пигалова
Теории и методики физического воспитания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой к.п.н., профессор Л.В. Пигалова
Теории и методики физического воспитания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Формирование первоначального опыта по организации физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста и оценка эффективности педагогических действий, выполнение профессиональных функций инструктора по физической культуре на основе владения профессиональными компетенциями.
Тип практики - ознакомительная
Способ проведения практики – стационарный.
Форма проведения практики – непрерывно: путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения практик, предусмотренных ООП ВО.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Биомеханика двигательной деятельности
Основы медицинских знаний
История физической культуры и спорта
Теория и методика физической культуры
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Возрастные особенности человека
Основы технологии проектирования в спортивной деятельности
Педагогика физической культуры
Психология физической культуры и спорта
Теория и методика избранного вида спорта
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности
Лечебная физическая культура
Педагогическая психология
Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта
Адаптивное физическое воспитание
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОПК-7: Способен обеспечивать соблюдение техники безопасности, профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь
Основные требования к соблюдению техники безопасности в процессе профессиональной деятельности
Основы соблюдения требований техники безопасности, санитарных и гигиенических правил и норм, основы профилактики травматизма
В полном обьеме требования техники безопасности, санитарных и гигиенических правил и норм, профилактику травматизма, основы оказания первой доврачебной помощи
Пропагандировать физиолого-гигиенические нормы соблюдения требований безопасности в дошкольном учредждении
Обеспечивать в процессе профессиональной деятельности соблюдение требований безопасности, санитарных и гигиенических правил и норм, проводить профилактику травматизма, оказывать первую
Использовать творческий подход к пропаганде санитарных и гигиенических аспектов здоровья, профилактике травматизма, оказания первой доврачебной помощи в процессе профессиональной деятельности
Способностью обеспечивать в процессе профессиональной деятельности соблюдение техники безопасности, санитарных и гигиенических правил и норм, проводить профилактику травматизма
Навыками самостоятельно обеспечивать в процессе профессиональной деятельности соблюдение техники безопасности, санитарных и гигиенических правил и норм, проводить профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь
Современными навыками применения санитарных и гигиенических правил и норм, проводит профилактику травматизма, оказывает первую доврачебную помощь
ОПК-6: Способен формировать осознанное отношение занимающихся к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностные ориентации и установки на ведение здорового образа жизни
Фрагментарное представление о нормативно-правовой базе формирования осознаного отношения занимающихся к физкультурно-спортивной деятельности в ДОУ, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на ведение здорового образа жизни
Неполное представление о нормативно-правовой базе формирования осознаного отношения занимающихся к физкультурно-спортивной деятельности в ДОУ, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на ведение здорового образа жизни
Сформированные полные представления о нормативно-правовой базе формирования осознаного отношения занимающихся к физкультурно-спортивной деятельности в ДОУ, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на ведение здорового образа жизни
Определять цели и задачи физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностные ориентации на ведение здорового образа жизни
Выбирать средчтва и методы формирования осознаного отношения занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью, в зависимости от целей и задач, решаемых в дестком дошкольном учреждении
Анализировать различные педагогические технологии, формируя осознаное отоншение дошкольников к физкультурно-спортивной деятельности и установки на ведение здорового образа жизни
Средствами и методами формирования осознаного отношения занимающихся к физкультурно-спортивной деятельности
Методами и методиками формирования осознаного отношения занимающихся к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на ведение здорового образа жизни в детском дошкольном учреждении
Технологиями формирования осознаного отношения занимающихся к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на ведение здорового образа жизни в детском дошкольном учреждении
ОПК-3: Способен проводить занятия и физкультурно-спортивные мероприятия с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности по двигательному и когнитивному обучению и физической подготовке
Основные понятия физкультурного процесса, формы организации физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении
Основы методики обучения детей физическим упражнениям, спортивных и подвижных игр, различным видам гимнкастики как базовых видов физкультурной деятельности дошкольников
Инструменты психолого-педагогической активации познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности
Определять особенности физического развития и физической подготовленности дошкольников в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности
Проводить агитационную работу с родителями дошкольников по вовлечению их в занятия физкультурой и спортом.
Применять методы организации физкультурно-оздоровительной работы и активного отдыха в ООДО на уровне современных методических требований
Терминологией физических упражнений; методами контроля физических нагрузок за состоянием детей во время физкультурно-спортивной деятельности
Техникой выполнения физических упражнений, предусмотренных образовательной программой по физической культуре для ООДО;
Методами и способами диагностики и оценки показателей физической подготовлености занимающихся на уровне современных методических требований
ОПК-1: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста
Основные понятия положения теории физической культуры, в том числе психологические особености занимающихся дошкольного возраста
Положения теории и методики физической культуры, определяющие методику проведения занятий физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми дошкольного возраста
Специфику планирования содержания занятий с учетом положений теории физической культуры, характеристикой нагрузок, анатомо-физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста
Учитывать возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста
Решать поставленные задачи занятия, подбирать методику проведения занятий по физической культуре с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных особенностей дошкольников
Раскрывать и интерпретировать методику обучения технике отдельных видов упражнений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников
Планированием занятий по физической культуре с помощью инструктора дошкольного учреждения
Анализом проведения занятий по физической культуре с использованием средств гимнастики, спортивных и подвижных игр (самостоятельно, без помощи инструктора)
Планированием мероприятий активного отдыха в режиме дня дошкольника и внеучебного времени образовательной организации
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
Основные принципы самооргнаизации, самообразования, саморазвития
Основные траектории саморазвития на основе принципов образования
Основные принципы, приоритеты собственой деятельности и способы ее совершенствования на основем самооценки
Управлять своим временем, выстраивать траектории саморазвития
Определить и реализовать приоритеты собственой деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
Планировать и решать задачи собственого професионального и личностного развития
Способами управления своей познавательной деятельностью, своим развитием с использованием технологий здоровьесбережения
Поддерживать должный уровень физической подготовлености для обеспечения полноценой социальной и профессиональной деятельности
Способен к саморазвитиию, личностному росту, проявлению инициативы и лидерских качеств
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
требования по охране жизни и здоровья детей, обеспечению их безопасности, средства и методы профилактики травматизма;
цели, задачи, принципы физического воспитания в ООДО;
основные и дополнительные формы организации физического воспитания в ООДО;
положения теории и методики физической культуры, определяющие методику проведения занятий физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми дошкольного возраста
основы методики обучения детей физическим упражнениям;
теоретико-методические основы организации и проведения разных форм работы по физическому воспитанию в ООДО.
определять особенности физического развития и физической подготовленности дошкольников и, в соответствии с этим, планировать работу в ходе учебной практики;
проектировать содержание учебной, физкультурно-оздоровительной работы и активного отдыха в ООДО с учетом особенностей контингента детей;
организовывать учебную, физкультурно-оздоровительную работу и активный отдых в ООДО на уровне современных методических требований;
организовывать востановительные мероприятия в режиме дня дошкольников;
воспитывать моральные принципы честной спортивной конкуренции;
использовать в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности средства и методы профилактики травматизма и заболеваний, организовывать восстановительные мероприятия с детьми дошкольного возраста;
проводить агитационную работу с родителями дошкольников по вовлечению их в занятия физкультурой и спортом.
терминологией физических упражнений; методами контроля физических нагрузок;
техникой выполнения физических упражнений, предусмотренных образовательной программой по физической культуре для ООДО;
основными приемами, методами и способами применения основных навыков здорового образа жизни;
способами реализации профессиональных компетенций в типовых ситуациях и ситуациях повышенной сложности, а также в нестандартных и непредвиденных ситуациях;
проведение тестирования физической подготовлености занимающихся;
педагогической позицией, профессиональной самооценкой.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Организационно-методический раздел
Участие в организационных мероприятиях, связанных с практикой (организационное собрание), собраниях (консультациях) бригады /Ср/
Ознакомление с базовой образовательной организацией дошкольного образования: помещение, материально-техническое оснащение, спортивные сооружения, специальное оборудование и инвентарь, методический кабинет, медицинский кабинет и т.д.– техникой выполнения физических упражнений, предусмотренных образовательной программой по физической культуре для ООДО; /Ср/
Ознакомление с содержанием работы ООДО: характеристика типа, структуры и задач ООДО, педагогического коллектива, контингента занимающихся (пол, возраст, подготовленность); общие вопросы организации работы ООДО: планирование и организация образовательного процесса, организация физкультурно-оздоровительной работы /Ср/
Инструктаж по технике безопасности, предупреждению травматизма и оказанию первой помощи. /Ср/
Раздел 2. Учебно-методический раздел
Разработка документов планирования образовательного процесса: конспекты на проводимые физкультурные занятия, утренней гигиенической гимнастики, физкультурных минуток, карточки подвижных игр. /Ср/
Оформление документов педагогического анализа: наблюдения за игрой ребенка во время проведения подвижных игр, лекции для родителей по актуальным вопросам физического воспитания дошкольников. /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1
Э3 Э4 Э5 Э6
Участие в методических занятиях, совещаниях, проводимых руководителями практики от университета и от профильной организации для студентов-практикантов. /Ср/
Л1.3Л2.1 Л2.2
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Раздел 3. Учебно-производственный раздел
Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня дошкольников: утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток, подвижных игр на прогулке. /Ср/
Л1.3 Л1.5 Л1.6
Э3 Э4 Э5 Э6
Проведение физкультурных занятий в качестве помощника инструктора или воспитателя. /Ср/
Раздел 4. Учебно-воспитательный раздел
Участие в мероприятиях ООДО с целью популяризации физической культуры и спорта. /Ср/
Оформление наглядной агитации для родителей по физическому воспитанию детей. /Ср/
Раздел 5. Аналитический раздел
Подготовка отчета о практике /Ср/
Подготовка презентации для защиты практики /Ср/
Участие в защите результатов практики /ЗачётСОц/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
1 Раскройте специфику и значение дошкольного возраста.
2 Раскройте место физического воспитания в системе дошкольного образования. Дайте общую характеристику программно-нормативных основ дошкольного физического воспитания.
3 Дайте определение понятий «физическая культура», «физическое воспитание». Охарактеризуйте физическое воспитание в ДОУ как социально обусловленный педагогический процесс приобщения дошкольников к ценностями физической культуры.
4 Изложите цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
5 Охарактеризуйте общую структуру программ по дошкольному физическому воспитанию и требования к программам.
6 Перечислите оздоровительные задачи дошкольного физического воспитания.
7 Перечислите образовательные задачи дошкольного физического воспитания.
8 Охарактеризуйте возрастные периоды развития ребенка от 3 до 7 лет.
9 Раскройте основные аспекты профилактики плоскостопия у детей средствами физического воспитания.
10 Охарактеризуйте средства дошкольного физического воспитания.
11 Охарактеризуйте возрастные особенности развития дыхательной системы у детей дошкольного возраста и методику формирования рационального дыхания в процессе физического воспитания.
12 Охарактеризуйте специфические принципы физического воспитания детей дошкольного возраста.
13 Перечислите основные формы и виды работы по физическому воспитанию в образовательной организации дошкольного образования.
14 Охарактеризуйте дидактические принципы физического воспитания.
15 Охарактеризуйте базовые принципы дошкольного физического воспитания и пути их реализации.
16 Дайте характеристику подвижной игры как средства физического воспитания и раскройте ее специфику.
17 Дайте характеристику гимнастики как средства физического воспитания детей дошкольного возраста.
18 Раскройте методические особенности применения общеразвивающих упражнений в физическом воспитании в ДОУ.
19 Охарактеризуйте типы физкультурных занятий в детском саду.
20 Раскройте требования к физкультурным занятиям в детском саду.
21 Дайте определение понятия «физическая нагрузка» и охарактеризуйте параметры нагрузки.
22 Дайте характеристику методов контроля нагрузки (визуальный метод, метод пульсометрии).
23 Раскройте назначение, методику организации и проведения утренней гимнастики в детском саду.
24 Охарактеризуйте назначение и методику проведения физкультминутки и динамической паузы в детском саду.
25 Раскройте методику организации и проведения физкультурного досуга в детском саду.
26 Раскройте содержание врачебного контроля в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
27 Раскройте содержание педагогического контроля в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
5.2. Темы письменных работ
Отчет по учебной практике (ознакомительная)
5.3. Фонд оценочных средств
Задания на практику
Задание №1:
Составить план-конспект физкультурного занятия для одной возрастной группы.
Задание №2:
Составить анализ наблюдения за игрой ребенка.
Задание №3:
Составить карточку подвижных игр для одной возрастной группы.
Задание №4:
Составить конспект физкультурной минутки для одной возрастной группы.
Задание №5:
Составить план-конспект утренней гигиенической гимнастики для одной возрастной группы.
Задание №:6:
Разработать (составить) рекомендации (памятку) для детей по соблюдению требований безопасности, санитарных и гигиенических правил и норм, профилактики травматизма, оказания первой доврачебной помощи.
Задание №7:
Составить комплекс подвижных игр и эстафет.
Задание №8
Составить комплекс корригирующей гимнастики.
План-конспект физкультурного занятия
Анализ наблюдения за игрой ребенка
Карточка подвижной игры
Конспект физкультурной минутки
План-конспект утренней гигиенической гимнастики
Рекомендации (памятка) для детей по соблюдению требований безопасности, санитарных и гигиенических правил и норм, профилактики травматизма, оказания первой доврачебной помощи
Комплекс подвижных игр и эстафет
Комплекс корригирующей гимнастики.
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие
Минск: Вышэйшая школа, 2010
Филиппова С.О., Пономарев Г.Н.
Теория и методика физической культуры дошкольников: учеб. пособие
СПб: Детство- Пресс, 2010
Шарманова С.Б., Орешкова Е.В.
Педагогическая модель предупреждения плоскостопия у детей в ДОУ: учеб. пособие
Челябинск: Уральская академия, 2012
Барчуков И.С., Барчукова Г.В.
Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник
Физическая культура : методики практического обучения : учебник
под ред. М. Я. Виленского
Физическая культура : учебник
6.1.2. Дополнительная литература
Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников: учеб.- метод. пособие
Физическое воспитание детей 3 - 7 лет в традициях русской народной культуры: монография
Филиппова С.О., Каминский О.А., Лукина Г.Г.
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений сред. спец. проф. образования
6.1.3. Методические разработки
Школа физкультминуток. 1-4 классы
Уроки физической культуры. 1-4 классы : метод. рек.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»
Издательство журнала «Физическая культура. Все для учителя!»
Издательство журналов по дошкольному и школьному образованию
Инфоурок. Библиотека материалов
Министерство образования и науки РФ
Научная библиотека открытого доступа «КиберЛенинка»
Министерство по физической культуре, спорту и туризму Челябинской области
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Для выполнеия заданий, предусмотреных програмой учебной практики, следует пользоваться рекомендоваными програмными продуктами:
Libre Office Writer - текстовый редактор
Libre Office Impress - программа для создания и проведения презентаций
Libre Office Cals - программа для работы с электроными ресурсами
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Поисковые системы в сети Internet.
Образовательный проект. Платформа для публикации массовых открытых онлайн-курсов «Лекториум» URL https: // letorium.tv
Электронный каталог библиотеки УралГУФК http://www.elibrari.uralgufk.ac.ru
Электронный каталог Центральной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту http://lib.sportedu.ru/Catalog.idc
Научный портал http: // www.teoriya.ru/ru/journals
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная практика (ознакомительная) проводится на базе организаций ДОУ различных организационно-правовых форм.
Требования к оборудованию рабочего места обучающегося, необходимого для прохождения учебной (ознакомительной)практики в помещениях, рабочих кабинетах организаций:
- материальное оснащение (рабочий стол, стул, канцелярские принадлежности); спортивный инвентарь и оборудование; музыкальный центр, детские декоративные стулья, фонотека; сухой бассейн, наборы мягких модулей, маты, мячи, гимнастические палки, обручи, скакалки, ленты и пр.
- интерактивное оборудование (доска, стол).
Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся для проведения защиты отчета по учебной (ознакомительной)практике в образовательной организации включают наличие видеопроектора, ПК (ноутбука), экрана.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания для организации практики для лиц с ограничеными возможностями здоровья и инвалидов
Организация и проведение учебной практике (ознакомительная) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и