Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Управления физической культурой
рабочая программа дисциплины (модуля)
МОДУЛЬ 2
Лидерство в спорте и физической культуре
Проректор по учебно-воспитательной работе
z49.03.01 СМ 17.plx
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль: "Спортивный менеджмент"
Распределение часов дисциплины по курсам
Контактные часы на аттестацию
к.п.н., доцент, И. Н. Селиверстова _________________
к.п.н., Руководитель ООП, Р. Х. Аминов _________________
Лидерство в спорте и физической культуре
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №935)
Направление 49.03.01 Физическая культура Профиль: "Спортивный менеджмент"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 31.08.2017 протокол № 1.
Протокол от __ __________ 2017 г. № __
Срок действия программы: 2017-2022 уч.г.
Зав. кафедрой к.п.н., доцент В. А. Редреев
Управления физической культурой
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой к.п.н., доцент В. А. Редреев
Управления физической культурой
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Зав. кафедрой к.п.н., доцент В. А. Редреев
Управления физической культурой
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2019 г. № __
Зав. кафедрой к.п.н., доцент В. А. Редреев
Управления физической культурой
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2018 г. № __
Зав. кафедрой к.п.н., доцент В. А. Редреев
Управления физической культурой
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
показание современной теории лидерства с различных аспектов;
формирование поведения лидера, стремящегося к профессиональному саморазвитию, готового к сотрудничеству в работе в коллективе;освоение методик диагностирования и развития лидерства;
формирование у обучающихся психофизических личностных качеств и их применение в различных формах жизнедеятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Психология физической культурыСодержание и организация работы образовательных учреждений спортивной направленностиКорпоративный менеджмент ФК и СИстория Олимпийского движенияИстория УралаПедагогика физической культуры
Профессиональный английский язык в спорте
Русский язык и культура речи
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Спортивный маркетингМенеджмент физической культуры и спорта
Адаптивная физическая культура
Акмеология физической культуры и спорта
Документирование управленческой деятельности
Прикладная физическая культура
Пропаганда и связи с общественностью в сфере ФК и С
Инновационные подходы в построении спортивной тренировки (по этапам)
Конструирование профессиональной деятельности
Научно-методическая деятельность в менеджменте
Безопасность жизнедеятельности
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Правовое обеспечение физкультурных и спортивных мероприятий
Стратегический менеджмент физической культуры и спорта
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
Знатет фрагментарно содержание толерантного поведения, основы командообразования и проектной деятельности, основы конфликтологии и методы разрешения конфликтов.
Знает общие, но не структурированные знания, содержащие отдельные пробелы знаний в системе толерантного поведения, основы командообразования и проектной деятельности, основы конфликтологии и методы разрешения конфликтов.
Знает сформированно, имеет систематичные знания по содержанию толерантного поведения, основам командообразования и проектной деятельности, основам конфликтологии и методов разрешения конфликтов.
Может ориентироваться в выборе и способе применения средств, методов и форм работы в коллективе.
Слабо использует умения в профессиональном труде.
Целесообразно выбирает и применяет средства, методы и формы работы в коллективе и частично использует их в профессиональном труде.
Достаточно полно и расширенно умеет выбирать и применять средства, методы и формы работы в коллективе и использует в полной мере их в профессиональном труде.
Владеет специальной терминологией, применяемой в системе управления коллективами; культурой профессионального мышления; требованиями к культуре поведения в коллективе и быть готовыми осуществлять управленческую деятельность на практике
Достаточно владеет специальной терминологией, применяемой в системе управления коллективами; культурой профессионального мышления; требованиями к культуре поведения в коллективе и готов осуществлять управленческую деятельность на практике на хорошем уровне.
Грамотно владеет специальной терминологией, применяемой в системе управления коллективами; достаточно полно владеет культурой профессионального мышления; требованиями к культуре поведения в коллективе и готов осуществлять управленческую деятельность на практике самостоятельно.
ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
Имеет представление об основных принципах самоорганизации и самообразования
Знает основные принципы самоорганизации и самообразования, методы и способы получения информации, необходимой для профессиональной деятельности
Знает в полном объеме принципы самоорганизации и самообразования, методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации, необходимой для профессиональной деятельности
Умеет применять в практической деятельности способы самоорганизации и самообразования, организовать свое рабочее время, самостоятельно критически и профессионально мыслить
Умеет применять в практической деятельности способы самоорганизации и самообразования, организовать свое рабочее время, самостоятельно критически и профессионально мыслить, формулировать свою точку зрения.
Умеет применять в практической деятельности способы самоорганизации и самообразования, организовать свое рабочее время, самостоятельно критически и профессионально мыслить, формулировать свою точку зрения, применять методы и средства познания для решения профессиональных задач.
Владеет способами самоорганизации и самообразования, методами повышения квалификации.
Владеет способами самоорганизации и самообразования, методами повышения квалификации,навыками накопления, обработки и использования информации в профессиональном труде.
Владеет способами самоорганизации и самообразования методами повышения квалификации,навыками накопления, обработки и использования информации в профессиональном труде, методикой сравнительного анализа.
ОПК-4: способностью воспитывать у учеников социально-личностные качества: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность
Знает общие основы педагогических, психологических и культурологических наук.
Знает общие основы педагогических, психологических и культурологических наук,цели, задачи и методы педагогической деятельности.
Знает общие основы педагогических, психологических и культурологических наук,цели, задачи и методы педагогической деятельности. Характеристики социально-личностных качеств: целеустремленности, организованности, отвественности, коммуникативности, толерантности.
Может надлежащим образом воспитывать у обучающихся целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность.
Умеет применять в профессиональной деятельности комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование у обучающихся социально-личностных качеств.
Обоснованно подходит к выбору средств, методов педагогического процесса. Профессионально организует процесс воспитания у обучающихся целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, грамотно умеет реализовать их в педагогической деятельности.
На низком уровне владеет способами воспитания у человека социально-личностных качеств и применения в педагогической практике.
Достаточно владеет способами воспитания у человека социально-личностных качеств и применения в
Разбирается в полном объеме в способах воспитания у человека социально-личностных качеств и достаточно широко применяет их в педагогической практике.
ПК-8: способностью использовать знания об истоках и эволюции формирования теории спортивной тренировки, медико-биологических и психологических основах и технологии тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиенических основах деятельности в сфере физической культуры и спорта
Имеет представление об истоках и эволюции формирования теории спортивной тренировки
Знает об истоках и эволюции формирования теории спортивной тренировки, медико-биологических и психологических основах и технологии тренировки в избранном виде спорта
Знает в полном объеме об истоках и эволюции формирования теории спортивной тренировки, медико-биологических и психологических основах и технологии тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиенических основах деятельности в сфере физической культуры и спорта
Умеет использовать знания об истоках и эволюции формирования теории спортивной тренировки
Умеет использовать знания об истоках и эволюции формирования теории спортивной тренировки, медико-биологических и психологических основах и технологии тренировки в избранном виде спорта
Умеет использовать знания об истоках и эволюции формирования теории спортивной тренировки, медико-биологических и психологических основах и технологии тренировки в избранном виде спорта, соблюдать санитарно-гигиенические основы в деятельности в сфере физической культуры и спорта.
Владеет основами осуществления спортивной тренировки в избранном виде спорта с учетом теоретико-методических, медико-биологических и психологических основ.
Владеет современными технологиями осуществления спортивной тренировки в избранном виде спорта с учетом теоретико-методических, медико-биологических и психологических основ.
Владеет современными технологиями осуществления спортивной тренировки в избранном виде спорта с учетом теоретико-методических, медико-биологических и психологических основ. Умениями соблюдать санитарно-гигиенические нормы и требования, предъявляемые к физкультурно-спортивной деятельности.
ПК-10: способностью реализовывать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психических особенностей обучающихся
Имеет представление о системе отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психических особенностей обучающихся.
Знает методики отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психических особенностей обучающихся.
Знает современные методики отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психических особенностей обучающихся.
Умеет применять педагогические методы (тесты) при отборе в избранном виде спорта
Умеет применять педагогические методы (тесты) при отборе в избранном виде спорта, определять предсрасположенность к занятиям избранным видом спорта, анализировать и прогнорзировать спортивные способности обучающегося.
Умеет реализовывать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психических особенностей обучающихся на высоком уровне.
Владеет педагогические методами (тестами) при отборе в избранном виде спорта
Владеет педагогические методами (тестами) при отборе в избранном виде спорта. Методиками определения предсрасположенности к занятиям избранным видом спорта, анализа и прогнорзирования спортивных способностей обучающегося.
Владеет системой отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психических особенностей обучающихся на высоком уровне.
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
основы законодательства РФ в сфере физической культуры и спорта и основы труда специалистов отрасли;
социальную значимость профессии, основные проблемы, определяющие конкретную область будущей профессиональной деятельности, их взаимосвязь в системе знаний;
сущность основных понятий и терминов, применяемых в системе управления отраслью «Физическая культура и спорт»;
проявления лидерства в сфере менеджмента физической культуры и спорта;
особенности лидерства в спортивной команде;
систематизировать и применять функции лидерства;
анализировать профессиональную деятельность менеджера, находить и использовать необходимую управленческую информацию и получать от этого положительный эффект;
разбираться в системе делопроизводства физкультурных организаций;
разбираться в современной проблематике направлений изучаемой дисциплины;
оценивать и развивать личностное лидерское поведение;
воспитывать у учеников социально-личностные качества;
организовать работу в коллективе;
основами теории и практики современного управления;
основами современной проблематики направлений изучаемой дисциплины;
профессиональной речевой терминологией;
спецификой делопроизводства физкультурных организаций;
требованиями к профессиональной подготовке кадров по физической культуре и сформировать соответствующий им образ мышления;
приемы общения при работе с коллективом и каждым членом коллектива;
способами применения управленческой информации;
актуальными средствами, методами и технологиями управления физкультурно-спортивной работой и использование их для повышения качества жизни населения;
методами саморазвития, самообразования и самоконтроля;
элементами управленческой системы, культурой поведения и самоопределения в сфере менеджмента лидерства, и быть готовыми осуществлять управленческую деятельность на практике.
методиками диагностирования лидерства и приёмами его развития.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. 1 Общая теория лидерства
Диагностика и развитие лидерства /Ср/
Раздел 2. Лидерство в менеджменте физической культуры и спорта
Лидерство и управление отношениями в сфере физической культуры /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4
Трудовой коллектив и его руководство /Ср/
Раздел 3. Лидерство в спортивной команде
Лидерство как способ организации спортивной деятельности /Лек/
Лидерство как способ организации спортивной деятельности /Пр/
Лидерство как способ организации спортивной деятельности /Ср/
Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4
Лидер и формирование его статуса в спортивной команде /Лек/
Лидер и формирование его статуса в спортивной команде /Пр/
Лидер и формирование его статуса в спортивной команде /Ср/
Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Контрольные вопросы:
Сущность и природа лидерства.
Лидерство, власть и влияние.
Факторы формирования лидерства.
Критерии эффективного лидерства.
Теория лидерства Р. Стогдилла.
Группы лидерских качеств по У. Беннису.
Теория лидерства Д. МакГрегора.
Теория Z У.Оучи.
Теория лидерства Херси-Бланшара.
Модель лидерства Фидлера.
Модель лидерского поведения Таннембаумана-Шмидта.
Модель лидерства "путь-цель" Хауза и Митчелла.
Особенности лидерского поведения в концепции Мичиганского университета.
Системы управления Р. Ликерта.
Управленческая сетка Блейка и Моутон и лидерское поведение.
Ситуационный подход в теории лидерского поведения.
Четыре стиля лидерства по А.Н. Лутошкину
Концепции лидерского поведения.
Классические стили руководства.
Разновидности авторитарного стиля руководства.
Кооперативный стиль руководства.
Патернализм, как стиль руководства.
Стили лидерского поведения в концепции университета штата Огайо.
Особенности лидерства в отношениях с людьми.
Лидерские компетенции. Технологии позитивного влияния.
Содержание и структура трудового коллектива в сфере физической культуры.
Психологическая типология членов трудового коллектива. Типы лидеров.
Спортивная команда и роли в ней.
Функции лидерства в спортивной команде
Роль лидера и ведомого в спортивной команде
Методики диагностики лидерства
5.2. Темы письменных работ
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
Теоретические подходы к проблеме лидерства.
Портфель управленческих инструментов лидера.
Самоменеджмент лидера.
Современный спортивный менеджер. Характеристика лидерских качеств.
Взаимодействие коллектива и руководства с позиции теории лидерства.
Факторы эффективности руководства спортивным коллективом.
Лидер и командообразование.
Роль лидера в формировании командного духа.
Лидер в спорте.
Особенности лидерства в избранном виде спорта.
Развитие лидерских качеств спортсмена.
5.3. Фонд оценочных средств
Типовые контрольные задания на практических занятиях
Контрольные вопросы для подготовки к зачету
Тестовые вопросы и задания
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Психология личности: учебник
Психология личности: учеб. пособие
Камынина, Н. Н, Островская , И. В, Пьяных, А.В.
Менеджмент и лидерство: учебник
Серова, Л.К., Терехина Р.Н.
Психология личности спортивного тренера: монография
Психология личности спортсмена: учеб. пособие для бакалавриатаъ
6.1.2. Дополнительная литература
Менеджмент и менеджеры отечественной сферы физической культуры и спорта: учеб. пособие
М.: Физическая культура, 2006
Федорова О.В., Фоминова Е.Н.
Психология лидерства, влияния, власти: Лидерство и власть; Влияние и власть; Лидерство и влияние
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Студенческая библиотека онлайн
Образовательная социальная сеть
Конспекты тем инфоруроков
Информационный центр развития образования и науки
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Для выполнения заданий, предусмотренных программой дисциплины, следует пользоваться рекомендованными программными продуктами:
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций.
Libre Оffice Сals – программа для работы с электронными таблицами.
Mozilla Firefox – интернет обозреватель.
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Федеральный образовательный портал ЭСМ. Экономика, Социология, Менеджмент – [Электронный ресурс]. – режим доступа http:// http://www.ecsocman.edu.ru (дата обращения 2.11.2014)
Электронная библиотека журналов Издательского дома Гребенникова – электронная библиотека статей по маркетингу, менеджменту, финансам, управлению – [Электронный ресурс]. – режим доступа http://grebennikon.ru (дата обращения 2.11.2014)
http://www.elibrary.uralgufk.ac.ru – электронный каталог библиотеки УралГУФК.
http://www.elibrary.ru/title.asp?id – сайт журнала «Культура физическая и здоровье».
http://www.teoriya.ru – научный портал.
http://www.mevriz.ru – сайт журнала «Менеджмент в России и за рубежом».
http://www.sportmanagement.ru – сайт журнала «Спортивный менеджмент».
http://lib.sportedu.ru / Press / FKVOT – сайт научно-методического журнала «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка».
http://lib.sportedu.ru / Press / TREK – сайт научно-теоретического журнала «Теория и практика физической культуры».
Федеральный образовательный портал ЭСМ. Экономика, Социология, Менеджмент – [Электронный ресурс]. – режим доступа http:// http://www.ecsocman.edu.ru (дата обращения 2.11.2014)
Электронная библиотека журналов Издательского дома Гребенникова – электронная библиотека статей по маркетингу, менеджменту, финансам, управлению – [Электронный ресурс]. – режим доступа http://grebennikon.ru (дата обращения 2.11.2014)
Справочная правовая система «Консультант плюс» – http:www.consultant.ru
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
2-405 ул. Российская д. 258:
аудитория для занятий семинарского типа, курсового проектирования, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации:к-т парта 2 стула-12шт;стол-приставка-1шт;доска классная-1шт;шкаф-витрина-1шт;трибуна настольная-1шт;компьютер-1шт; монитор-1шт; экран-1шт; стол письменный-1шт;стол компьютерный угловой-1шт; проектор-1шт; жалюзи-2шт.
2-208 ул. Российская д. 258:
помещение для самостоятельной работы обучающихся:компьютер ФОРТЕ-1шт;системный блок-2шт; монитор-2шт; шкаф для документов-1шт; стол письменный-1шт; стол 2-х местный-1шт;стул ученический-2шт; стул ученический-6шт; стул-4шт; парта-2шт;стол-2шт;жалюзи-1шт.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В преподавании дисциплины используется весь арсенал УМК, активизирующий и стимулирующий деятельность обучающихся:
логически продуманный цикл лекций и семинаров, связанных с будущей профессиональной деятельностью бакалавра;
разнообразие форм учебных занятий (семинарские занятия, деловые игры, дискуссии);
имеется учебно-методическое обеспечение каждого занятия (раздаточный и наглядный материал, необходимый, в том числе, для проведения индивидуальной и групповой диагностики и самодиагностики);
разработана система заданий для самостоятельной работы, включающая индивидуальные и групповые задания;
разработана система заданий для самоконтроля и контроля;
созданы презентации (визуальное представление) по всем темам курса;
В преподавании дисциплины используются следующие современные образовательные технологии: проблемного обучения, обучения в сотрудничестве (групповые формы работы), актуализации мотивационного потенциала образовательной среды, рейтинга учебных достижений.
В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.