Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Безопасности жизнедеятельности
рабочая программа дисциплины (модуля)
Автономное выживание в природной среде в процессе служебно-прикладной деятельности
Проректор по учебно-воспитательной работе
49.04.01 20 ФКвСПД.plx
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Физическая культура в служебно-прикладной деятельности"
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактные часы на аттестацию
УП: 49.04.01 20 ФКвСПД.plx
к.б.н., доцент, М. В. Трегубова _________________
д.б.н., профессор, Е. В. Елисеев _________________
Автономное выживание в природной среде в процессе служебно-прикладной деятельности
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №944)
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Физическая культура в служебно-прикладной деятельности"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Срок действия программы: 2020-2022 уч.г.
Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г. Кокорева
Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: 49.04.01 20 ФКвСПД.plx
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г. Кокорева
Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г. Кокорева
Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г. Кокорева
Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г. Кокорева
Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.04.01 20 ФКвСПД.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Приобретение специальных компетенций в области выживания в различных условиях, формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказывать помощь пострадавшим. Воспитательной целью дисциплины является: формирование чувства ответственности за предоставляемую информацию, качественный и количественный анализ, интерпретацию полученных данных.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Теория и методика спортивно-технических видов спорта
Теория и методика технических видов спорта
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Жизнеобеспечение и ориентирование на местности в служебно-прикладной деятельности
Физическая защита в служебно-прикладной деятельности средствами физической культуры в органах правопорядка
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-1: Способен применять в профессиональной деятельности актуальные технологии, организационные формы, методы, приемы и средства тренировки, обучения, воспитания, интерпретировать результаты и вносить коррективы с целью повышения качества образовательной и спортивной деятельности, организации и контроля процесса отбора в основной и резервный составы спортивной сборной команды
локальные нормативные акты спортивной федерации, профессиональной спортивной лиги, профессионального спортивного клуба по виду спорта в части регулирования отбора в спортивную сборную команду для работы в реальных природных условиях
основные физиологические механизмы динамики работоспособности занимающихся, критерии спортивного отбора;
особенности построения общей и специальной физической подготовки спортсменов, методы организации работы спортивной сборной команды в реальных природных условиях
актуальные технологии, организационные формы, методы, приемы и средства тренировки, обучения, воспитания для организации работы спортивной команды в реальных природных условиях
применять на практике в реальных природных условиях передовой тренерский и педагогический опыт;
осуществлять мониторинг с целью повышения качества образовательной и спортивной деятельности
подбирать надлежащие средства и методы для решения поставленных задач в реальных природных условиях с учетом индивидуальных особенностей занимающихся;
корректировать состояние в процессе развития физических качеств;
формировать мотивацию к самостоятельной и систематической двигательной активности занимающихся.
подбирать надлежащие средства и методы для решения поставленных задач в реальных природных условиях с учетом индивидуальных особенностей занимающихся;
корректировать состояние в процессе развития физических качеств;
формировать мотивацию к самостоятельной и систематической двигательной активности занимающихся.
опытом использования современных педагогических методов, приемов и средств тренировки, обучения, воспитания для повышения качества образовательной и спортивной деятельности в реальных природных условиях;
организации и контроля процесса отбора в основной и резервный составы спортивной сборной команды
опытом технологии построения образовательного процесса занимающихся;
современными методами контроля и управления тренировочными воздействиями в реальных природных условиях
технологией анализа отчетов и представлений тренеров по пополнению спортивного резерва, выявлению наиболее перспективных спортсменов и оценка их целесообразности работы в основном составе спортивной сборной команды в реальных природных условиях
УК-6: Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
УП: 49.04.01 20 ФКвСПД.plx
и использовать имеющийся опыт в соответствии с задачами саморазвития (в том числе здоровьесбережения)
методы определения образовательных потребностей и способы совершенствования собственной (в том числе профессиональной) деятельности на основе самооценки
уровень профессиональной компетентности в преподаваемой дисциплине, основы рациональной организации труда;
характеристики и механизмы процессов саморазвития и самореализации личности; возможные сферы и направления профессиональной самореализации.
оценивать свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные), целесообразно их использовать в процессе освоения дисциплины
выявлять мотивы и стимулы для саморазвития, определять приоритеты собственной деятельности, выстраивает планы их достижения в процессе освоения дисциплины
оценивать результаты собственной профессиональной деятельности, вносить в нее коррективы;
анализировать и сопоставлять результаты решения практических задач с поставленной целью самообразования, саморазвития, и мастерства в процессе освоения дисциплины
опытом действия в условиях неопределенности, корректируя свои планы и шаги по их реализации с учетом имеющихся ресурсов
опытом выбирать и реализовывать с использованием различных инструментов возможности развития профессиональных компетенций и социальных навыков
опытом выстраивать гибкую профессиональную траекторию, используя собственные методические решения, с учетом накопленного опыта профессиональной деятельности
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
общие принципы и критерии формирования списков кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и порядок утверждения этих списков;
локальные нормативные акты спортивной федерации, профессиональной спортивной лиги, профессионального спортивного клуба по виду спорта в части регулирования отбора в спортивную сборную команду;
критерии спортивного отбора;
технологии определения профессиональной компетентности, основы рациональной организации труда;
основы психологии труда, стадии профессионального развития.
методы организации работы спортивной сборной команды;
порядок отбора спортсменов в спортивную сборную команду для участия в официальных международных соревнованиях;
Всероссийскую спортивную классификацию;
календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
уровень рекордных результатов соревновательной деятельности по виду спорта.
соблюдать нравственные и этические нормы в процессе коммуникации;
пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи;
использовать критерии оценки подготовленности спортсмена - кандидата в спортивные сборные команды для контроля процесса отбора;
оценивать выполнение квалификационных требований кандидатом на зачисление в состав спортивной сборной команды;
оценивать результаты собственной профессиональной деятельности, вносить в нее коррективы.
опытом анализа базы данных спортсменов, проходящих подготовку по программам этапа высшего спортивного мастерства либо составляющих резерв спортивной сборной команды;
анализа отчетов и представлений тренеров по пополнению спортивного резерва, оценок и отчетов специалистов в области подготовки и пополнения спортивного резерва о перспективности спортсменов, выявлению наиболее перспективных спортсменов и оценка их целесообразности к переводу из резерва спортивной сборной команды в основной состав спортивной сборной команды;
способом разработки собственных методических решений при реализации программ профессионального обучения
УП: 49.04.01 20 ФКвСПД.plx
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Факторы выживания человека в дикой природе /Лек/
Факторы выживания человека в дикой природе /Пр/
Факторы выживания человека в дикой природе /Ср/
Основы ориентирования на местности /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.6
Э2
Основы ориентирования на местности /Пр/
Основы ориентирования на местности /Ср/
Основы автономного существования в различных климатогеографических условиях /Лек/
Основы автономного существования в различных климатогеографических условиях /Пр/
Основы автономного существования в различных климатогеографических условиях /Ср/
Контактные часы на аттестацию /КАтЗ/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерные вопросы к зачету
1. Основы автономного выживания в дикой природе в процессе служебно-прикладной деятельности.
2. Организация питания и голодания в аварийных условиях.
3. Понятие автономного существования.
4. Питание и водоснабжение в условиях тайги.
5. Питание и водоснабжение в степных условиях.
6. Питание и водоснабжение в высокогорных условиях.
7. Питание и водоснабжение в условиях Крайнего Севера.
8. Виды медицинской помощи.
9. Виды средств и способы подачи сигналов бедствия.
10. Ориентирование на местности.
11. Антропологические факторы выживания человека в дикой природе.
12. Резервные возможности организма и адаптация к различным природно-климатическим условиям.
13. Физико-географические особенности автономного существования.
14. Экологические факторы определяющие автономное существование.
15. Психические аспекты автономного выживания человека в природе.
16. Психические нарушения при остро возникших жизнеопасных ситуациях.
17. Психоэмоциональные реакции на экстремальную ситуацию.
18. Общие подходы к организации походов в процессе служебно-прикладной деятельности.
19. Принципы организации туристических походов. Выборы маршрутов.
20. Организация туристических походов. Организация привалов и ночлегов.
5.2. Темы письменных работ
Примерные темы рефератов
1. Экстремальные условия и экстремальные ситуации в природе: факторы, определяющие успех выживания в природе в процессе служебно-прикладной деятельности.
2. Основы адаптации существования в различных климатогеографических условиях.
3. Основы адаптации существования в различных климатогеографических условиях.
УП: 49.04.01 20 ФКвСПД.plx
4. Основные факторы стресса, способы их преодоления.
5. Организация убежищ и укрытий, выбор места, планы укрытий. Основные требования к временному укрытию.
6. Питьевой режим и добывание воды. Правила пользования природными водоисточниками.
7. Питание и добывание пищи. Основные источники пищи, определение пригодности их к употреблению в пищу.
8. Организация, подготовка и проведение турпоходов в процессе служебно-прикладной деятельности. Разработка маршрутов.
9. Основные правила безопасности при употреблении растительной и животной пищи.
10. Комплектование и организация группы. Подготовка снаряжения.
5.3. Фонд оценочных средств
Текущая аттестация проводится в следующих формах:
- тестирование;
- решение ситуационных задач;
- контрольные задания.
Оценочные средства текущей аттестации:
- тесты по темам;
вопросы для подготовки к занятиям.
Промежуточная аттестация (зачету) проводится в формах:
- устного опроса;
- тестирования.
Оценочные средства промежуточной аттестации:
- вопросы для подготовки к зачету;
- тестовые задания.
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Учебник выживания спецназа ГРУ. Опыт элитных подразделений
Автономное выживание в экстремальных условиях и автономная медицина: справочник
Вострокнутов, А.Л., Супрун В.Н., Шевченко Г.В.
Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Основы топографии: учебник для прикладного бакалавриата
6.1.2. Дополнительная литература
Экология человека: учеб. пособие
Великие Луки: Великолукская ГАФК, 2006
Выживание в экстремальных ситуациях: учеб. пособие
М.: Физическая культура, 2009
Здоровый образ жизни: учеб. пособие
Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д.
Здоровый образ жизни и его составляющие: учеб. пособие
Волокитина Т.В., Бральнина Г.Г., Никитинская Н.И., Бральнина Г.Г., Никитинская Н.И.
Основы медицинских знаний: учебное пособие
Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б.
Биология с основами экологии: учебник
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Ильиных, И.А. Экология человека: курс лекций [Электронный ресурс] / И.А.Ильиных. - М.; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 138 с.
Экология человека [Электронный ресурс]. - Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2013. - 120 с.
УП: 49.04.01 20 ФКвСПД.plx
Пухлянко, В.П. Экология человека: учебное пособие [Электронный ресурс]/ В.П. Пухлянко. - М.: Российский университет дружбы народов, 2013. - 92 с.
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Для выполнения заданий, предусмотренных программой дисциплины, следует пользоваться рекомендованными программными продуктами:
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций.
Libre Оffice Сals – программа для работы с электронными таблицами.
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний. - Режим доступа: https://www.ebsco.com
электронный каталог библиотеки вуза https://elibrary.uralgufk.ru/catalogue/
электронный каталог Центральной областной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту https://sportedu.ru/catalog.idc
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
По данной дисциплине занятия проводятся в учебных аудиториях УСК "Манеж" № 130,131, которые оснащены необходимым оборудованием для проведения лекционных и практических занятий: компьютер – 2 шт., проектор – 2 шт., интерактивная доска – 2 шт., аудио аппаратура (колонки) – 2 комплекта. Для самостоятельной работы обучающихся имеется в УСК "Манеж" ауд. 128, оснащенная компьютерами – 2 шт., принтером - 1 шт.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В преподавании дисциплины «Автономное выживание в природной среде в процессе служебно-прикладной деятельности» применяется весь учебно-методический комплекс, необходимый для успешного овладения магистрантами всеми представленными компетенциями:
– лекционные и практические занятия, направленные на повышение успешности будущих магистров в профессиональной деятельности;
– разработаны презентации, видео- и аудиоматериал для более наглядного восприятия предоставляемой учебной информации;
– тренинговая работа на практических занятиях, способствующая личностному и профессиональному росту магистрантов;
– на всех практических занятиях используется имеющееся в университете мультимедийное оборудование (компьютер с проектором, аудиосистема);
– разработана система заданий для индивидуальной и групповой самостоятельной работы;
– разработана система для контроля за освоением дисциплины и самоконтроля.
В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Практические занятия ориентированы на современные образовательные технологии. По дисциплине проводится промежуточная аттестация в виде зачета в 4 семестре