2020-2021_49_04_01 20 ФКвСПД_plx_Автономное выживание в природной среде в процессе служебно-прикладной деятельности_Физическая культура в служебно-прикладной деятельности
 
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры» 

(ФГБОУ ВО «УралГУФК»)
 
Безопасности жизнедеятельности
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Автономное выживание в природной среде в процессе служебно-прикладной деятельности
______________ 2020 г.
Проректор по учебно-воспитательной работе
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.04.01 20 ФКвСПД.plx

49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Физическая культура в служебно-прикладной деятельности"

А. В. Окишор
магистр
Квалификация
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
41,75
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
9 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
26
26
26
26
Контактные часы на аттестацию
0,25
0,25
0,25
0,25
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
30
30
30
30
Кoнтактная рабoта
30,25
30,25
30,25
30,25
Сам. работа
41,75
41,75
41,75
41,75
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 49.04.01 20 ФКвСПД.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, М. В. Трегубова _________________
 
д.б.н., профессор, Е. В. Елисеев  _________________
Рецензент(ы):
 
Автономное выживание в природной среде в процессе служебно-прикладной деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №944)
 
49.04.01 Физическая культура Магистерская программа "Физическая культура в служебно-прикладной деятельности"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2020 протокол № 9.
 
Протокол от __ __________ 2020 г.  №  __  

Срок действия программы: 2020-2022 уч.г.

Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г. Кокорева 

Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
УП: 49.04.01 20 ФКвСПД.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г. Кокорева 

Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г. Кокорева 

Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г. Кокорева 

Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
                __ __________ 2022 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой д.б.н., доцент Е.Г. Кокорева 

Безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель МС А. В. Окишор к.б.н., доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.04.01 20 ФКвСПД.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Приобретение специальных компетенций в области выживания в различных условиях, формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к  личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказывать помощь пострадавшим. Воспитательной целью дисциплины является: формирование чувства ответственности за предоставляемую информацию, качественный и количественный анализ, интерпретацию полученных данных.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.05
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Теория и методика спортивно-технических видов спорта
2.1.2
Теория и методика технических видов спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Жизнеобеспечение и ориентирование на местности в служебно-прикладной деятельности
2.2.2
Физическая защита в служебно-прикладной деятельности средствами физической культуры в органах правопорядка
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-1: Способен применять в профессиональной деятельности актуальные технологии, организационные формы, методы, приемы и средства тренировки, обучения, воспитания, интерпретировать результаты и вносить коррективы с целью повышения качества образовательной и спортивной деятельности, организации и контроля процесса отбора в основной и резервный составы спортивной сборной команды
 
Знать:
 
Уровень 1
локальные нормативные акты спортивной федерации, профессиональной спортивной лиги, профессионального спортивного клуба по виду спорта в части регулирования отбора в спортивную сборную команду для работы в реальных природных условиях
 
Уровень 2
основные физиологические механизмы динамики работоспособности занимающихся, критерии спортивного отбора;

особенности построения общей и специальной физической подготовки спортсменов, методы организации работы спортивной сборной команды в реальных природных условиях

 
Уровень 3
актуальные технологии, организационные формы, методы, приемы и средства тренировки, обучения, воспитания для организации работы спортивной команды в реальных природных условиях 
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
применять на практике в реальных природных условиях передовой тренерский и педагогический опыт;

осуществлять мониторинг с целью повышения качества образовательной и спортивной деятельности

 
Уровень 2
подбирать надлежащие средства и методы для решения поставленных задач в реальных природных условиях с учетом индивидуальных особенностей занимающихся;  

корректировать состояние в процессе развития физических качеств;

формировать мотивацию к самостоятельной и систематической двигательной активности занимающихся.

 
Уровень 3
подбирать надлежащие средства и методы для решения поставленных задач в реальных природных условиях с учетом индивидуальных особенностей занимающихся;  

корректировать состояние в процессе развития физических качеств;

формировать мотивацию к самостоятельной и систематической двигательной активности занимающихся.

 
 
Владеть:
 
Уровень 1
опытом использования современных педагогических методов, приемов и средств тренировки, обучения, воспитания для повышения качества образовательной и спортивной деятельности в реальных природных условиях;

организации и контроля процесса отбора в основной и резервный составы спортивной сборной команды

 

 
Уровень 2
опытом технологии построения образовательного процесса занимающихся;

современными методами контроля и управления тренировочными воздействиями в реальных природных условиях

 
Уровень 3
технологией анализа отчетов и представлений тренеров по пополнению спортивного резерва,  выявлению наиболее перспективных спортсменов и оценка их целесообразности работы в основном составе спортивной сборной команды в реальных природных условиях
 
 
 
УК-6: Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
 
стр. 5
УП: 49.04.01 20 ФКвСПД.plx
 
Знать:
 
Уровень 1
и использовать имеющийся опыт в соответствии с задачами саморазвития (в том числе здоровьесбережения)
 
Уровень 2
методы определения образовательных потребностей и способы совершенствования собственной (в том числе профессиональной) деятельности на основе самооценки
 
Уровень 3
уровень профессиональной компетентности в преподаваемой дисциплине, основы рациональной организации труда;

характеристики и механизмы процессов саморазвития и самореализации личности; возможные сферы и направления профессиональной самореализации.

 
 
Уметь:
 
Уровень 1
оценивать свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные), целесообразно их использовать в процессе освоения дисциплины 
 
Уровень 2
выявлять мотивы и стимулы для саморазвития, определять приоритеты собственной деятельности, выстраивает планы их достижения в процессе освоения дисциплины
 
Уровень 3
оценивать результаты собственной профессиональной деятельности, вносить в нее коррективы;

анализировать и сопоставлять результаты решения практических задач с поставленной целью самообразования, саморазвития, и мастерства в процессе освоения дисциплины

 
 
Владеть:
 
Уровень 1
опытом действия в условиях неопределенности, корректируя свои планы и шаги по их реализации с учетом имеющихся ресурсов
 
Уровень 2
опытом выбирать и реализовывать с использованием различных инструментов возможности развития профессиональных компетенций и социальных навыков
 
Уровень 3
опытом выстраивать гибкую профессиональную траекторию, используя собственные методические решения, с учетом накопленного опыта профессиональной деятельности 
 
 
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с установленными в образовательной программе индикаторами достижения компетенций
 
3.1
Знать:
3.1.1
общие принципы и критерии формирования списков кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и порядок утверждения этих списков;
3.1.2
локальные нормативные акты спортивной федерации, профессиональной спортивной лиги, профессионального спортивного клуба по виду спорта в части регулирования отбора в спортивную сборную команду;
3.1.3
критерии спортивного отбора;
3.1.4
технологии определения профессиональной компетентности, основы рациональной организации труда;
3.1.5
основы психологии труда, стадии профессионального развития.
3.1.6
методы организации работы спортивной сборной команды;
3.1.7
порядок отбора спортсменов в спортивную сборную команду для участия в официальных международных соревнованиях;
3.1.8
Всероссийскую спортивную классификацию;
3.1.9
календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
3.1.10
уровень рекордных результатов соревновательной деятельности по виду спорта.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
соблюдать нравственные и этические нормы в процессе коммуникации;
3.2.2
пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи;
3.2.3
использовать критерии оценки подготовленности спортсмена - кандидата в спортивные сборные команды для контроля процесса отбора;
3.2.4
оценивать выполнение квалификационных требований кандидатом на зачисление в состав спортивной сборной команды;
3.2.5
оценивать результаты собственной профессиональной деятельности, вносить в нее коррективы.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
опытом анализа базы данных спортсменов, проходящих подготовку по программам этапа высшего спортивного мастерства либо составляющих резерв спортивной сборной команды;
3.3.2
анализа отчетов и представлений тренеров по пополнению спортивного резерва, оценок и отчетов специалистов в области подготовки и пополнения спортивного резерва о перспективности спортсменов, выявлению наиболее перспективных спортсменов и оценка их целесообразности к переводу из резерва спортивной сборной команды в основной состав спортивной сборной команды;
3.3.3
способом разработки собственных методических решений при реализации программ профессионального обучения
 
стр. 6
УП: 49.04.01 20 ФКвСПД.plx
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Раздел 1

 
1.1
Факторы выживания человека в дикой природе /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.4

Э1

1
ПК-1
4
0
 
1.2
Факторы выживания человека в дикой природе /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

6
ПК-1
4
0
 
1.3
Факторы выживания человека в дикой природе /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.2

14
ПК-1
4
0
 
1.4
Основы ориентирования на местности /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.6

Э2

1
УК-6 ПК-1
4
0
 
1.5
Основы ориентирования на местности /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2

10
УК-6 ПК-1
4
6
 
1.6
Основы ориентирования на местности /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2

14
УК-6 ПК-1
4
0
 
1.7
Основы автономного существования в различных  климатогеографических условиях /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.3 Л2.5

Э3

2
УК-6 ПК-1
4
0
 
1.8
Основы автономного существования в различных  климатогеографических условиях /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

10
УК-6 ПК-1
4
6
 
1.9
Основы автономного существования в различных  климатогеографических условиях /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.5

13,75
УК-6 ПК-1
4
0
 
1.10
Контактные часы на аттестацию /КАтЗ/

0,25
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерные вопросы к зачету

1. Основы автономного выживания в дикой природе в процессе служебно-прикладной деятельности.

2. Организация питания и голодания в аварийных условиях.

3. Понятие автономного существования.

4. Питание и водоснабжение в условиях тайги.

5. Питание и водоснабжение в степных условиях.

6. Питание и водоснабжение в высокогорных условиях.

7. Питание и водоснабжение в условиях Крайнего Севера.

8. Виды медицинской помощи.

9. Виды средств и способы подачи сигналов бедствия.

10. Ориентирование на местности.

11. Антропологические факторы выживания человека в дикой природе.

12. Резервные возможности организма и адаптация к различным природно-климатическим условиям.

13. Физико-географические особенности автономного существования.

14. Экологические факторы определяющие автономное существование.

15. Психические аспекты автономного выживания человека в природе.

16. Психические нарушения при остро возникших жизнеопасных ситуациях.

17. Психоэмоциональные реакции на экстремальную ситуацию.

18. Общие подходы к организации походов в процессе служебно-прикладной деятельности.

19. Принципы организации туристических походов. Выборы маршрутов.

20. Организация туристических походов. Организация привалов и ночлегов.

 
5.2. Темы письменных работ
Примерные темы рефератов

1. Экстремальные условия и экстремальные ситуации в природе: факторы, определяющие успех выживания в природе в процессе служебно-прикладной деятельности.

2. Основы адаптации существования в различных климатогеографических условиях.

3. Основы адаптации существования в различных климатогеографических условиях.

 
стр. 7
УП: 49.04.01 20 ФКвСПД.plx
 
4. Основные факторы стресса, способы их преодоления.

5. Организация убежищ и укрытий, выбор места, планы укрытий. Основные требования к временному укрытию.

6. Питьевой режим и добывание воды. Правила пользования природными водоисточниками.

7. Питание и добывание пищи. Основные источники пищи, определение пригодности их к употреблению в пищу.

8. Организация, подготовка и проведение турпоходов в процессе служебно-прикладной деятельности. Разработка маршрутов.

9. Основные правила безопасности при употреблении растительной и животной пищи.

10. Комплектование и организация группы. Подготовка снаряжения.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Приложение № 1
 
Текущая аттестация проводится в следующих формах:

- тестирование;

- решение ситуационных задач;

- контрольные задания.

Оценочные средства текущей аттестации:

- тесты по темам;

вопросы для подготовки к занятиям.

Промежуточная аттестация (зачету) проводится в формах:

- устного опроса;

- тестирования.

Оценочные средства промежуточной аттестации:

- вопросы для подготовки к зачету;

- тестовые задания.

5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Баленко, С.В.
Учебник выживания спецназа ГРУ. Опыт элитных подразделений
М.: Яуза: Эксмо, 2017
 
Л1.2
Молодан, И.
Автономное выживание в экстремальных условиях и автономная медицина: справочник
М.: Эксмо: Яуза, 2018
 
Л1.3
Вострокнутов, А.Л., Супрун В.Н., Шевченко Г.В.
Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Основы топографии: учебник для прикладного бакалавриата
М.: Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Приймак Л.Я.
Экология человека: учеб. пособие
Великие Луки: Великолукская ГАФК, 2006
 
Л2.2
Черныш И.В.
Выживание в экстремальных ситуациях: учеб. пособие
М.: Физическая культура, 2009
 
Л2.3
Митяева А.М.
Здоровый образ жизни: учеб. пособие
М.: Академия, 2008
 
Л2.4
Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д.
Здоровый образ жизни и его составляющие: учеб. пособие
М.: Академия, 2008
 
Л2.5
Волокитина Т.В., Бральнина Г.Г., Никитинская Н.И., Бральнина Г.Г., Никитинская Н.И.
Основы медицинских знаний: учебное пособие
М.: Академия, 2011
 
Л2.6
Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б.
Биология с основами экологии: учебник
М.: Академия, 2014
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Ильиных, И.А. Экология человека: курс лекций [Электронный ресурс] / И.А.Ильиных. - М.; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 138 с. 
 
Э2
Экология человека [Электронный ресурс]. - Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2013. - 120 с.
 
стр. 8
УП: 49.04.01 20 ФКвСПД.plx
 
Э3
Пухлянко, В.П. Экология человека: учебное пособие [Электронный ресурс]/ В.П. Пухлянко. - М.: Российский университет дружбы народов, 2013. - 92 с.
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Для выполнения заданий, предусмотренных программой дисциплины, следует пользоваться рекомендованными программными продуктами:
6.3.1.2
Libre Оffice Writer – текстовый редактор
6.3.1.3
Libre Оffice Impress – программа для создания и проведения и проведения презентаций.
6.3.1.4
Libre Оffice Сals – программа для работы с электронными таблицами.
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний. - Режим доступа: https://www.ebsco.com
6.3.2.2
электронный каталог библиотеки вуза https://elibrary.uralgufk.ru/catalogue/
6.3.2.3
электронный каталог Центральной областной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту  https://sportedu.ru/catalog.idc
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
По данной дисциплине занятия проводятся в учебных аудиториях УСК "Манеж" № 130,131, которые оснащены  необходимым оборудованием для проведения лекционных и практических занятий: компьютер – 2 шт., проектор – 2 шт., интерактивная доска – 2 шт., аудио аппаратура (колонки) – 2 комплекта. Для самостоятельной работы обучающихся имеется в УСК "Манеж" ауд. 128, оснащенная компьютерами – 2 шт., принтером - 1 шт. 
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В преподавании дисциплины «Автономное выживание в природной среде в процессе служебно-прикладной деятельности» применяется весь учебно-методический комплекс, необходимый для успешного овладения магистрантами всеми представленными компетенциями:

– лекционные и практические занятия, направленные на повышение успешности будущих магистров в профессиональной деятельности;

– разработаны презентации, видео- и аудиоматериал для более наглядного восприятия предоставляемой учебной информации;

– тренинговая работа на практических занятиях, способствующая личностному и профессиональному росту магистрантов;

– на всех практических занятиях используется имеющееся в университете мультимедийное оборудование (компьютер с проектором, аудиосистема);

– разработана система заданий для индивидуальной и групповой самостоятельной работы;

– разработана система для контроля за освоением дисциплины и самоконтроля.

В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Практические занятия ориентированы на современные образовательные технологии. По дисциплине проводится промежуточная аттестация в виде зачета в 4 семестре